Коровьев. Коровьев «Их речь неподражаема, а внешность незабываема»

Проверочнаяработа по содержанию романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Сколько лет было Мастеру и сколько Маргарите?

    Где находится Мастер, когда мы с ним знакомимся на страницах романа?

    Кто из героев носил «белый плащ с кровавым подбоем»?

    По портрету узнайте персонажа:

    «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».

    «…человек лет27…Голова его была прикрыта белой повязкойс ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенныйс тревожным любопытством глядел…»

    Как звали ученика Иешуа?

    Перечислите, кто входил в свиту Воланда?

    Какой из человеческих пороков называет Иешуа перед смертью?

    Кто это? «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые».

    «Маленькогороста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме…Галстук был яркий…из кармашка …торчала обглоданная куриная кость».

    «На шее …белыйфрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль наремешке…усы были вызолочены».

    По деталям интерьераопределите владельца дома . « Книги, печка, два дивана, прекраснаяночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клен».

    Кто предал Иешуа?

    На чем летала Маргарита?

    « Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

16.Герои романа составляют триады из представителей древнего мира (ершалаимского),современной автору Москвы и потустороннего мира (нечистой силы).

1)Пилат-профессор Стравинский-Воланд

2)Низа-Наташа-Гелла

3)Марк Крысобой-Арчибальд Арчибальдович – Азазелло

4) Иуда-Алоизиль Могарыч-Барон Майгель

5)Левий матвей-Иван Бездомный-Александр Рюхин

6) Банга-Тузбубен-Бегемот

Определите роль каждой триаде:

А) герои обладают властью в своём мире, но всё же бессильны перед человеческим выбором

Б) красота и её служба силам тьмы

В) герои выполняют функции палачей

Г) предатели, несущие справедливое наказание

Д) образ ученика-последователя

Е) верный друг, помощник

17.Кому принадлежат слова «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите …Сами предложат и сами всё дадут!»

а) Маргарите б) Мастеру в) Воланду

18.Укажите,какая сцена является кульминационнойв романе?

1.Вальпургиева ночь

2.Бал Сатаны

3.Представление в Варьете

4.сцена,в которой Воланд и его свита покидают город.

1. «Трусость – самый страшный порок…»

2. «Слуги зла будут уничтожены самим злом»

3. «…изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».

1.промежуточная инстанция между «раем» и « адом»

2.чистая совесть художника в глазах будущего, бессмертие длябудущих читателей, чистая совесть человека, не отягощённого муками стыда.

3. промежуточная инстанция между «раем»и «адом» , где находят приют люди с чистой совестью, пострадавшие в реальной жизни, но нагрешившие, поэтому не удостоенные рая.

21.Укажите того персонажа романа, который входит в свиту Воланда и назван демоном- убийцей.

1.Бегемот

2.Коровьев-Фагот

3.Азазелло

4.Воланд

22.За что Иешуа вынесли смертный приговор?

1. за оскорбление власти кесаря.

2. за убийство

3.за сбор податей

4.за воровство

23.Почему Мастер перестаёт бороться за публикацию своего романа о Понтии Пилате?

1.Мастер обижен на несправедливость критиков

2. он считает свой роман неудавшимся

3. он проявляет трусость, малодушие и предаёт свой труд

4.Мастер боится за судьбу Маргариты и стремится защитить её.

24.Расположите в хронологической последовательности события романа:

А.Беседа Воланда и Берлиоза

Б.встреча Маргариты и Азазелло

В, прощение Пилата

Г.прощениеФриды

1.ВБАГ2.АБВГ3. АБГВ4. АГБВ

25.Образ Маргариты-центр романа.Она является символом…

1.христианского смирения

2.мести и возмездия

3. любви, милосердия и вечной жертвенности

4. зависти и подлости

26. Какова роль фантастики в романе? 3пункта

1.Усиление проблемы добра и зла

2.Фантастика придаёт роману развлекательный характер

3.Показ нереальности конфликта

4.Усиление проблемы нравственного выбора

5.Один из приёмов сатиры

6.Фантастика- обличительный элемент всех произведений автора

1. «Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет.»

2. «Всё будет правильно, и на этом построен мир».

3. «Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.»

28. Какова основная проблематика романа?

1.Проблема конфликта поколений

2.Проблема евангельской любви

3. Проблема взаимоотношений таланта и бездарности

4. Проблема нравственного выбора

Ответы:

    Мастеру – 38, Маргарите – 30.11. Кот Бегемот

    В сумасшедшем доме.12.Квартира Мастера

    Понтий Пилат13.Иуда

    Мастер14. На половой щетке

    Иешуа Га-Ноцри15. Маргарита мужу

    Левий Матвей

    Азазелло, Коровьев (Фагот), Бегемот, Гелла

    Трусость

    Коровьев

    МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

    А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

    Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    для 11 класса


    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Морозова Алла Станиславовна

    2014

    Пояснительная записка

    Тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса романа

    М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа содержит вопросы на знание текста, на знание героев романа, вопросы по жанру и композиции романа, по истории создания произведения.

    К каждому вопросу даётся три варианта ответа, из которых только один правильный (кроме 8 вопроса I варианта, в котором 2 ответа).

    Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


    I вариант

    1. Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    1. 1930 - 1941

    2. 1928 - 1940

    3. 1929 - 1939

    2. Роман впервые появился в журнале

    1. «Москва»

    2. «Вехи»

    3. «Северная звезда»

    3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?

    1. Хронологический порядок развития событий;

    2. параллельное развитие трёх сюжетных линий;

    3. параллельное развитие двух сюжетных линий.

    4. Каков жанр романа?

    1. Философский;

    2. любовный;

    3. роман многожанров.

    5. В течение скольки дней длились события московских глав?

    1. 2 дня

    2. 3 дня

    3. 4 дня

    6. В какой главе появляется Мастер?

    1. 11

    2. 13

    3. 9

    7. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

    1. Противопоставление библейскому сюжету; 2. автор показывает бедность героя; 3. подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.

    8. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?

    1. Зла;

    2. истина;

    3. добро;

    4. благо.

    9. Время действия романа

    1. Москва. 20 – 30 годы XX века;

    2. Ершалаим. I век нашей эры;

    3. охватывает сразу две эпохи.

    10. За что наказан Пилат?

    1. Трусость;

    2. зло;

    3. совесть.

    11. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

    1. Понтию Пилату;

    2. Мастеру;

    3. Воланду.

    12. Как связаны между собой три мира в романе?

    1. Иисусом Христом;

    2. Воландом;

    3. Иешуа.

    13. Кто отпускает Пилата на свободу?

    1. Воланд;

    2. Мастер;

    3. Маргарита.

    14. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

    1. Азазелло;

    2. Коровьев;

    3. Варенуха.

    15. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».

    1. Азазелло;

    2. Коровьев;

    3. Варенуха.

    16. Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?

    1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;

    2. речь идёт не о вере, а об Истине;

    17. Чем Воланд наградил Мастера?

    1. Светом;

    2. свободой;

    3. покоем.

    18. Кем становится в эпилоге романа Иван Бездомный?

    1. Профессором Института истории и философии;

    2. профессором Института литературоведения;

    3. председателем МАССОЛИТа.

    II вариант

    1. Сколько редакций романа сделал М. Булгаков?

    1. 6

    2. 8

    3. 10

    2. Как бы вы определили композицию романа?

    1. «роман в романе»

    2. кольцевая

    3. свободная

    3. В течение скольки дней происходит действие евангельских глав?

    1. 2

    2. 3

    3. 1

    4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?

    1. 1935

    2. 1937

    3. 1940

    5. В каком году полный текст романа появился на родине писателя?

    1. 1970

    2. 1972

    3. 1973


    6. Кто разлил масло, на котором поскользнулся Берлиоз? 1. Аннушка 2. Маргарита 3. Гелла
    7. Как называлось здание, в котором размещался МАССОЛИТ? 1. дом Пушкина 2. дом Грибоедова 3. дом Лермонтова

    8. Описание какого героя дано в эпизоде: «… человек лет двадцати семи… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом… большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью»?

    1. Марк Крысобой

    2. Левий Матвей

    3. Иешуа Га-Ноцри

    9. Кого спасла от вечных мук Маргарита?

    1. Фросю

    2. Фриду

    3. Франческу

    10. У кого из свиты Воланда был клык?

    1. у кота Бегемота

    2. у Коровьева-Фагота

    3. у Азазелло

    11. Укажите настоящую фамилию Ивана Бездомного.

    1. Иван Николаевич Понырев

    2. Иван Ивнович Латунский

    3. Иван Николаевич Лиходеев

    12. Когда происходит действие романа?

    1. весной 2. летом 3. осенью
    13. Откуда покидает Москву Воланд со своей свитой ? 1. с Воробьёвых гор 2. с Патриарших прудов 3. с Садовой
    14. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев? 1. в Ленинград 2. в Киев 3. в Ялту

    15. Где Иван Бездомный встретился с мастером? 1. на Патриарших прудах 2. в «сумасшедшем доме» 3. в Варьете

    16 . Портрет какого персонажа приведён здесь: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» ?

    1. мастер

    2. Иешуа Га-Ноцри

    3. Понтий Пилат

    17. На чём летала Маргарита?

    1.на ступе

    2. на метле

    3. на щётке

    18. Что подарил Воланд на память Маргарите?

    1.рубиновый перстень

    2. жёлтую розу

    3. золотую подкову

    Ответы

    I вариант1. 2 2. 1 3. 2 4. 3 5. 3 6. 2 7. 3 8. 1,4 9. 3 10. 1 11. 3 12. 2 13. 2 14. 2 15. 1 16. 2 17. 3 18. 1
    II вариант1. 2 2. 1 3. 1 4. 2 5. 3 6. 1 7. 2 8. 3 9. 2 10. 3 11. 1 12. 1 13. 1 14. 3 15. 2 16. 1 17. 3 18. 3

    Критерии оценки:

    «5» - 17 – 18 баллов

    «4» - 14 – 16 баллов

    «3» - 10 – 13 баллов

    «2» - 0 – 9 баллов

    Список литературы


    1. Авторская разработка

    Работа предназначена для проверки знания содержания произведения. Позволит определить, насколько внимательно учащиеся читали роман, знают героев и события. С работой справятся учащиеся, которые читали сам роман, а не его краткое содержание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработала Нелина С.Д.

    Проверочная работа по содержанию романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    1. Сколько лет было Мастеру и сколько Маргарите?
    2. Где находится Мастер, когда мы с ним знакомимся на страницах романа?
    3. Кто из героев носил «белый плащ с кровавым подбоем»?
    4. По портрету узнайте персонажа:

    «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».

    1. «…человек лет 27…Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел…»
    2. Как звали ученика Иешуа?
    3. Перечислите, кто входил в свиту Воланда?
    4. Какой из человеческих пороков называет Иешуа перед смертью?
    5. Кто это? «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые».
    6. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме…Галстук был яркий…из кармашка …торчала обглоданная куриная кость».
    7. «На шее …белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке…усы были вызолочены».
    8. По деталям интерьера определите владельца дома . « Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клен».
    9. Кто предал Иешуа?
    10. На чем летала Маргарита?
    11. Кто автор этой записки и кому она адресована ?

    « Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

    Демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

    Фамилия Коровьев сконструиро- вана по образцу фамилии персонажа повести Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) "Упырь" (1841) статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. Интересно, что Амвросием зовут одного из посетителей ресторана Дома Грибоедова , расхваливающего достоинства его кухни в самом начале романа. В финале же визит в этот ресторан Бегемота и Коровьева-Фагота заканчивается пожаром и гибелью Дома Грибоедова, а в заключительной сцене последнего полета Коровьева-Фагота, как и Теляев у А. К. Толстого, превращается в рыцаря.

    Коровьев-Фагот связан и с образами произведений Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). В эпилоге "Мастера и Маргариты" среди задержанных по сходству фамилий с Коровьевым-Фаготом названы "четыре Коровкина". Здесь сразу вспоминается повесть "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), где фигурирует некто Коровкин. Дядя рассказчика полковник Ростанев считает этого героя одним из близких себе людей. Полковник "вдруг заговорил, неизвестно по какому поводу, о каком-то господине Коровкине, необыкновенном человеке, которого он встретил три дня назад где-то на большой дороге и которого ждал теперь к себе в гости с крайним нетерпением". Для Ростанева Коровкин "уж такой человек; одно слово, человек науки! Я на него как на каменную гору надеюсь: побеждающий человек! Про семейное счастье как говорит!" И вот перед гостями появляется давно ожидаемый Коровкин "не в трезвом состоянии души-с". Костюм его, состоящий из изношенных и поврежденных предметов туалета, когда-то составлявших вполне приличную одежду, напоминает костюм Коровьева-Фагота.

    Коровкин схож с булгаковским героем и разительными приметами пьянства на физиономии и в облике: "Это был невысокий, но плотный господин, лет сорока, с темными волосами и с проседью, выстриженный под гребенку, с багровым круглым лицом, с маленькими, налитыми кровью глазами, в высоком волосяном галстухе, в пуху и в сене, и сильно лопнувшем под мышкой, в pantalon impossible (невозможных брюках (фр.) и при фуражке, засаленной до невероятности, которую он держал на отлете. Этот господин был совершенно пьян".

    А вот портрет Коровьева-Фагота: "...прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный... пиджачок... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая"; "...усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки".

    Здесь полный контраст физических черт - Коровкин низкий, плотный и широкоплечий, Коровьев-Фагот же высокий, худой и узкоплечий. Однако при этом совпадает не только одинаковая небрежность в одежде, но и манера речи. Коровкин обращается к гостям:" - Атанде-с... Рекомендуюсь: дитя природы... Но что я вижу? Здесь дамы... А зачем же ты не сказал мне, подлец, что у тебя здесь дамы? - прибавил он с плутовскою улыбкою смотря на дядю, - ничего? не робей!.. представимся и прекрасному полу... Прелестные дамы! - начал он, с трудом ворочая язык и завязая на каждом слове, - вы видите несчастного, который... ну, да уж и так далее... Остальное не договаривается... Музыканты! польку!

    А не хотите ли заснуть? - спросил Мизинчиков, спокойно подходя к Коровкину.
    - Заснуть? Да вы с оскорблением говорите?
    - Нисколько. Знаете, с дороги полезно...
    - Никогда! - с негодованием отвечал Коровкин. - Ты думаешь, я пьян? - нимало... А впрочем, где у вас спят?
    - Пойдемте, я вас сейчас проведу.
    - Куда? в сарай? Нет, брат, не надуешь! Я уж там ночевал... А, впрочем, веди... С хорошим человеком отчего не пойти?.. Подушки не надо; военному человеку не надо подушки... А ты, мне, брат, диванчик, диванчик сочини... Да, слушай, - прибавил он останавливаясь, - ты, я вижу, малый теплый; сочини-ка ты мне того... понимаешь? ромео, так только, чтоб муху задавить... единственно, чтоб муху задавить, одну, то есть рюмочку.
    - Хорошо, хорошо! - отвечал Мизинчиков.
    - Хорошо... Да ты постой, ведь надо ж проститься... Adieu, mesdames и mesdemoiselles... Вы, так сказать пронзили... да уж ничего! после объяснимся... а только разбудите меня, как начнется... или даже за пять минут до начала... а без меня не начинать! слышите? не начинать!.."

    Пробудившись же, Коровкин, по словам лакея Видоплясова, "многоразличные вопли испускали-с. Кричали: как они представятся теперь прекрасному полу-с? а потом прибавили: "Я не достоин рода человеческого!" и все так жалостно говорили-с, в отборных словах-с". Почти также говорит и Коровьев-Фагот, обращаясь к Михаилу Александровичу Берлиозу и изображая из себя похмельного регента:
    " - Турникет ищите, гражданин? - треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, - сюда пожалуйте! Прямо, и выйдете куда надо. С вас бы за указание на четверть литра... поправиться... бывшему регенту!".

    Как и герой Достоевского, Коровьев-Фагот просит выпивку "для поправления здоровья". Его речь, как и речь Коровкина, делается отрывистой и малосвязной, что характерно для пьяного. Присущую Коровкину интонацию плутовской почтительности Коровьев-Фагот сохраняет и в разговоре с Никанором Ивановичем Босым , и в обращении к дамам на сеансе черной магии в Театре Варьете . Коровьевское "Маэстро! Урежьте марш!" явно восходит к коровкинскому "Музыканты! польку!". В сцене же с дядей Берлиоза Поплавским Коровьев-Фагот "жалостливо" и "в отборных словах-с" ломает комедию скорби.

    "Село Степанчиково и его обитатели" представляет собой также пародию на личность и произведения Николая Гоголя (1809-1852). Например, дядя рассказчика, полковник Ростанев, во многом пародирует Манилова из "Мертвых душ" (1842-1852), Фома Фомич Опискин - самого Гоголя, а Коровкин - Хлестакова из "Ревизора" и Ноздрева из "Мертвых душ" в одном лице, с которыми столь же связан и Коровьев-Фагот.

    С другой стороны, образ Коровьева-Фагота напоминает кошмар "в брюках в крупную клетку" из сна Алексея Турбина в "Белой гвардии" . Этот кошмар, в свою очередь, генетически связан с образом либерала-западника Карамзинова из романа Достоевского "Бесы" (1871-1872). К.-Ф. - это также материализовавшийся черт из разговора Ивана Карамазова с нечистым в романе "Братья Карамазовы" (1879-1880).

    Между Коровкиным и Коровьевым-Фаготом есть, наряду со многими чертами сходства, одно принципиальное различие. Если герой Достоевского - действительно горький пьяница и мелкий плут, способный обмануть игрой в ученость лишь крайне простодушного дядю рассказчика, то Коровьев-Фагот - это возникший из знойного московского воздуха черт (небывалая для мая жара в момент его появления - один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле, мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.

    За что наказан рыцарь Фагот?
    Неудачный каламбур о Свете и Тьме
    Столетия вынужденного шутовства
    Демонические прототипы Коровьева из "Истории сношений человека с дьяволом"
    "Легенда о жестоком рыцаре"
    Читайте продолжение>>>

    30.03.2013 23286 0

    Уроки 52–53
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
    особенности композиции и проблематика.
    Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе

    Цели: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.

    Ход уроков

    Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл.

    Эдуард Безносов

    I. Проверка домашнего задания.

    1. Учитель .Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.

    О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь!»

    М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

    Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80–90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

    2. Выборочное чтение эпизодов романа (см. домашнее задание предыдущего урока, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).

    3. Викторина «Внимательно ли вы читали?»

    1) В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:

    а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).

    б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:

    – Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном).

    в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).

    2) Расставьте слова таким образом, чтобы получились законченные фразы из романа:

    а) в ещами Маргарита прилетела за совершенно с следом и душой нагруженная облегченной Наташа же нею спальню туда в вбежала.

    б) Двадцати лет сейчас легионеров на колонны двое под сада площадки с перед и человека прокуратора и креслом балкон поставили семи же ввели.

    в) Платить ни кондукторшу собирается он ни что пассажиров не то а поразила самая полбеды еще суть бы дела не было чем то в что трамвай в лезет.

    Ответы:

    а) С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами.

    б) И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи.

    в) Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить.

    3) Какой из «миров» романа наиболее населен?

    а) Библейский.

    б) Потусторонний.

    в) Московский.

    Ответ : в.

    4) Чей это портрет?

    «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

    а) Азазелло.

    б) Коровьев.

    в) Варенуха.

    г) Бездомный.

    Ответ : б

    II. Знакомство с художественными особенностями романа.

    1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).

    – Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)

    – Попробуйте определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)

    2. Работа с учебником .

    Необычна и композиция романа, в ее создании автор выступает новатором.

    – В чем новаторство Булгакова? Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68) «Композиция. Два стилистических потока» и «Новаторство романа. Философская концепция».

    3. Работа с критической статьей.

    Вы отметили среди особенностей композиции сложность архитектоники романа: действительно, в нем изображены три мира, связанных между собой. Познакомьтесь, как В. Г. Боборыкин в работе «Михаил Булгаков» говорит об этом.

    Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

    – Как в приведенных выше суждениях объясняется художественное единство романа?

    – Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских – относительно рядовых людей, его современников?

    п редлагается раздаточный материал.

    «В широкой, занимающей добрую половину романа сатирической картине той самой действительности, которая отторгла и сгубила Мастера, бросается в глаза одна особенность: в поле зрения автора попадают в основном обыватели. И рядовые. И начальствующие тоже, но так себе – среднего звена. Глава писательской организации. Руководители придуманного писателем Управления зрелищ и развлечений.

    Выше этих пределов Булгаков взора не поднимает, хотя, казалось бы, в романе, содержащем философские раздумья о власти, о свободе мысли и духа, ему бы с вершины общественной пирамиды и начинать свой обзор. В ершалаимских главах – нечто обратное: нижнюю часть пирамиды автор рассматривает бегло, не выделяя из общей человеческой массы отдельных лиц. Зато самая верхняя…

    Даже император, пусть мельком, но представлен читателю. А его наместнику, Понтию Пилату, – максимум внимания. Он, в сущности, главное действующее лицо. Есть кое-что и кроме него: верховный идеолог Каифа, начальник тайной службы Афраний, войсковые начальники. И возникает крамольная мысль: что если две эти усеченные – одна сверху, другая снизу – пирамиды соединить в одну, не получится ли конструкция более или менее гармоничная? Оказывается, получится. И, похоже, это предусмотрено автором.

    В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991

    4. Работа с текстом .

    – Перечитаем «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), представляющие «роман в романе».

    – Кратко перескажите сюжет романа Мастера. Где и когда происходят события?

    – В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? (Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)

    – Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?

    џ Иешуа – бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед владыкой: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».

    Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?

    џ Второй участник первой сцены романа: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий и т. д. Человек не боится крови: он бесстрашный воин.

    Но сейчас он страдает от головной боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.

    – Проследите, как меняются глаза прокуратора (по тексту).Может быть, именно эта деталь дала возможность и Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.

    – О чем спорят эти два человека?В центре внимания вопрос: что такое истина. Начиная со слов, что истина уже в том, что у Пилата болит голова, молодой философ развивает это понятие. Прочитайте и прокомментируйте рассуждения Иешуа.

    – Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?

    Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

    Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.

    Ласточка – символ свободы мыслей, истины – влетает в зал и прокуратор принимает решение в пользу Иешуа. Ласточка улетела – изменилось настроение Пилата. Он читает в пергаменте пугающие его слова, которые философ произнес позже вслух: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

    – Почему Пилат утвердил смертный приговор?

    Будучи смелым воином на поле боя, Понтий Пилат трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое дело – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа.

    Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.

    – Какую роль играют в передаче диалога ремарки о поведении секретаря: «Секретарь вытаращил глаза на арестанта…», «Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…», «Секретарь думал теперь об одном, верить ли ему ушам своим…»?

    – Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.

    Муки совести рождают в его душе ужас. Уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью». Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.

    – Что это за слова? (г лава 25.)Их повторит прокуратору начальник тайной службы.

    «– Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

    – Нет, игемон, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

    – Как наказан Пилат за свою трусость?(д ля работы обратиться к главе 32 «Прощение и вечный покой».)

    5. Индивидуальные сообщения учеников.

    а) Тема бессмертия волновала людей всегда. Но бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Известен ли вам этот сюжет? (Для обсуждения предлагается библейская история Каина и Авеля и легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)

    б) В «ершалаимских» главах не последнюю роль играет образ Левия Матвея. Бывший сборщик налогов становится учеником Иешуа.

    – Как он поведет себя, узнав о неотвратимости гибели учителя?

    – Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти учителя?

    – Как он выполнит свой последний долг перед учителем?

    – Почему можно сказать, что Левий Матвей – достойный ученик Иешуа?

    ч тение и комментирование разговора Понтия Пилата и Левия Матвея, глава 26.

    III. Итог уроков.

    – Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад? (Роман посвящен вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.)

    – Перечислить их:

    1. Что такое истина?

    2. Человек и власть.

    3. Внутренняя свобода и несвобода человека.

    4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

    5. Верность и предательство.

    6. Милосердие и всепрощение.

    – В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?

    2. п о вариантам ответить на вопросы учебника: вопросы 3 и 6 на странице 71 учебника (часть 2).

    3. Индивидуально :

    Иешуа «при всей своей внешней человеческой обыкновенности… необыкновенен внутренне». В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991.

    Если вы согласны с высказанной литературоведом оценкой образа философа, покажите в развернутом ответе его необыкновенность, силу, его секрет.

    – Как вы думаете, почему прокуратор приказал, «чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы»?