БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.
«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».
Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.
Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:
- «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Тютчев). –
- «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».
(Белинский)
- «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».
(Никитин)
До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:
- Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
- Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
- Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
- Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
- Чем больше всего покорил вас Бим?
- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
- Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
- Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?
ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ
Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»
Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).
Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.
Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.
Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.
Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.
И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?
Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
В мире есть не только добро, но и зло. Встречаются люди не только хорошие, но и злые. Именно об этом книга Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Отзывы о повести никогда не были равнодушными. Ни в начале семидесятых, когда книга впервые вышла в печать, ни сегодня, спустя более чем двадцать лет после смерти писателя.
Об авторе
Прежде чем рассказать об отзывах о произведении «Белый Бим Черное ухо», стоит, конечно, уделить внимание писателю, создавшему его. Гавриил Троепольский сочинил историю, вызывающую слезы у читателей независимо от возраста. Историю, подобные которой, к сожалению, имеют место в нашем жестоком мире.
Остальные произведения Троепольского малоизвестны. Впрочем, даже когда речь идет о «Белом Биме » многие вспоминают экранизацию Станислава Ростоцкого, номинированную на «Оскар». Но тема сегодняшней статьи - не фильм, а литературный первоисточник.
Гавриил Троепольский родился в 1905 году в Воронежской области. Писать начал ещё в школьные годы. В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище, после чего работал учителем. А затем много лет трудился агрономом. Литературным творчеством занимался на протяжении всей жизни, если не считать небольшого периода после публикации первого рассказа. К этому произведению автор отнесся довольно критично. Позже Гавриил Николаевич вспоминал, что после прочтения дебютного рассказа решил: писателем ему не стать.
Однако Троепольский ошибался. Он стал писателем. Более того, одним из лучших советских прозаиков, создававших произведения для юных читателей. Хотя книгу «Белый Бим Черное ухо», отзывы о которой встречаются только восторженные, читают и дети, и взрослые.
Книга о преданности и сострадании
Гавриил Троепольский написал такие произведения, как из «Из записок агронома», «Кандидат наук», «Земля и люди», «Чернозём». Большую часть книг он посвятил природе, родному краю. В 1971 году Троепольский написал трогательную повесть о преданности, любви, милосердии.
Рецензии и отзывы на книгу «Белый Бим Черное ухо» в начале семидесятых не заставили себя ждать. На это произведение мгновенно отреагировали критики. Через два года Ростоцкий решил снять фильм.
Отзыв о книге «Белый Бим Чёрное ухо» Александр Твардовский не оставил. Писатель, поэт, журналист, главных редактор знаменитого литературного журнала ушел из жизни в декабре 1971 года и не успел прочитать произведение друга. Но эта повесть, как известно, посвящена Твардовскому - человеку, благодаря которому советским читателям еще в шестидесятые годы стало известно имя автора повести " Белый Бим Чёрное ухо" .
Отзывы критиков о книге Троепольского были положительными. Об этом свидетельствует государственная награда, которую получил автор в 1975 году. Литературные деятели оценили художественные особенности произведения, ее поучительную и даже в некотором роде педагогическую ценность. Но расскажем, наконец, о читательских отзывах о книге «Белый Бим Чёрное ухо». Чем покорила простых людей, далеких от искусства и литературы, грустная история об английском сеттере странного, нетипичного окраса?
В книге Троепольского показан обычный мир людей глазами собаки. Писатель принес своего главного персонажа в жертву, дабы показать, что зло иногда перевешивает добро. Гибель искреннего, доброго, преданного существа от рук жестоких, эгоистичных людей, которых, по мнению писателя, в этом мире больше, нежели добрых и милосердных - вот и весь сюжет повести.
Одиночество
Иван Иванович - немолодой одинокий человек. Он потерял на войне сына. Затем ушла из жизни жена. Иван Иванович привык к одиночеству. Он нередко беседует с портретом умершей жены, и эти разговоры, казалось бы, успокаивают, смягчают боль от потери.
Однажды он приобрел щенка - породистого, но со следами вырождения. Родители щенка были чистокровными английскими сеттерами, а стало быть, и он должен был иметь черный окрас. Но Бим родился белым. Иван Иванович сделал выбор в пользу щенка с нетипичным окрасом - понравились глаза, добрые, умные. С этого момента началась дружба между человеком и собакой - искренняя, бескорыстная, преданная. Однажды, обратившись по привычке к портрету жены, висевшему на стене, Иван Иванович произнес : «Видишь, теперь я не один».
Ожидание
Однажды Иван Иванович тяжело заболел. Сказалось ранение, полученное во время войны. Пес его ждал, искал. О собачьей преданности сказано много, но ни в одном из литературных произведений не раскрыта эта тема столь трогательно. В ожидании хозяина Бим сталкивается с разными людьми: и добрыми, и злыми. Жестокие, к сожалению, оказываются сильнее. Бим погибает.
Последние минуты своей жизни пес проводит в машине собаколовов . Вернувшийся из больницы Иван Иванович находит своего питомца, но слишком поздно. Он хоронит Бима , а мальчикам, которые успели полюбить умного, доброго пса во время его отсутствия, ничего об этом не говорит.
Когда я прочитала повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», мне стало очень-очень грустно. Грустно от того, какими злыми и черствыми бывают люди.
Вы, конечно, помните, что в центре повести история о трагической судьбе шотландского сеттера Бима, оставшегося один на один с неприятностями в этом сложном мире. Выросший в квартире Ивана Ивановича, окружившего щенка заботой и лаской, Бим оказался бессильным перед жестокостью и лицемерием.
Пенсионер Иван Иванович – пример замечательного человека, не только спасшего несчастного щенка от смерти (тот подвел всю свою породу, уродившись не с тем окрасом), но и ставшего настоящим другом для Бима, опорой и защитой. Добрый и человечный, главный герой воспитывал щенка. И Бим превратился в хорошую охотничью собаку. Наивный, веселый пес учился разбираться в людях. Но в первой части повести не сильно расстраивался от стычек с ненавидящей его соседкой, потому что рядом был надежный Иван Иванович. И Бим воспринимал окружающий мир сквозь призму интеллигентности своего хозяина, его любовь к природе, заботливое отношение к щенку. И Бим очень ценил все это, любил хозяина, был предан и верен ему. Тогда казалось, что яркий и чудесный мир вокруг будет таким всегда.
Каким же страшным было разочарование Бима, когда он остался один. Я читала страницы повести, в которых описаны столкновения собаки с бессердечными людьми, и плакала. Мне было жаль главного героя. Я испытывала чувство стыда за поступки взрослых людей. Визгливая тетка становится без причин злейшим врагом Бима. Ее ненависть приводит собаку к трагической гибели. Жадность Серого, коллекционера собачьих ошейников, заставляет меня сильно сомневаться в его порядочности. Трусливый Клим, избивший собаку за неповиновение, оставляет умирать в лесу. Водитель трамвая наживается, продав не принадлежащего ему Бима.
Г. Троепольский показывает много таких героев, жестоких, циничных, злых по отношению к собаке. Сильно разочаровываешься в людях, когда читаешь такие произведения.
Маленькие герои повести: Алеша и Толик – полюбили сеттера, но по разным причинам не смогли оставить его у себя. Боли и обиды Бим переживает благодаря вниманию и заботе мальчиков, соседки Степановны, девушки Люси. К счастью, повстречались на пути Бима и хорошие люди. Но они не смогли уберечь его от гибели. Сварливая соседка, желающая очистить двор от собаки, добивается своего.
Грустный финал повести учит нас милосердию по отношению к животным. Ведь они всегда преданны и верны людям. Больно смотреть на выброшенных котят и щенков, на бездомных собак и котов. За каждым из них стоят люди, которые обрекают их на страдания.
Судьба главного героя повести, шотландского сеттера Белого Бима Черное ухо напоминает о том, что люди становятся жестокими. Как бы ни менялся мир, в нем всегда есть место добру и хорошим поступкам. И, к огромному моему сожалению, наши современники жестоки и по отношению к людям, и по отношению к животным. Но ведь люди могут за себя постоять! А животные? Их судьбы в наших руках! Нужно быть милосерднее и гуманнее! И не забывать о том, что все мы «в ответственности за тех, кого приручили»!
Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.
Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.
Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.
Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.
Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.
Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».
Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.
Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.
«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».
И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.
Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.
Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?
«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»
Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.