Ганс хасс. Ганс Хасс — пионер подводной фотосъемки

(1919)

Является одним из пионеров дайвинга, подводной фотографии и видеосъемки морских глубин. Несколько десятков лет он занимался подводным плаванием, фотографируя и изучая различных морских животных практически по всей планете. Он внес существенный вклад во многие научные исследования, касающиеся особенностей поведения и жизни обитателей подводного мира. Ганс Хасс получил всемирную известность благодаря многочисленным документальным фильмам и уникальным фотографиям, которые впервые открыли для человечества потрясающий и загадочный мир океана с его сказочными рифами, крохотными рыбками и опасными хищниками. Его фильмы и фотографии стали настоящим откровением, под их влиянием множество людей решилось, наконец, на глубоководные погружения, чтобы запечатлеть удивительные мгновения знакомства с океанскими глубинами. В тоже время его приверженность защите окружающей среды стала примером для последующих поколений аквалангистов и фотографов, занимающихся съемками таинственного подводного мира.
Ганс Хасс родился в 1919 году в Вене, и его первое знакомство с морскими глубинами произошло в возрасте восемнадцати лет, когда он, будучи еще студентом, отправился на каникулы на юг Франции. С детства он был очарован всем таинственным и загадочным, а бытующие в то время рассказы и легенды о морских змеях, акулах и других ужасных обитателях моря только будоражили его воображение. Вооруженный простыми очками и копьем для подводной охоты он вошел в этот опасный мир, который пленил его на всю оставшуюся жизнь. Вернувшись со Средиземного моря, он уже в следующем году купил себе фотокамеру и водонепроницаемый футляр и отправился вновь на покорение подводного мира. На Ривьере были получены его первые подводные фотографии. До Ганса Хасса никто и не осмеливался заниматься исследованиями морских обитателей, вступая с ними в непосредственный контакт. Сначала он просто откровенно наслаждался открывшимся для него удивительным миром, но вскоре посредством фотографии и видеосъемок обратился к серьезной научной работе. Все дело в том, что его целью стало не просто фотографирование или съемка обитателей морских глубин, но и возможность показать ученому сообществу, что именно такой подход к изучению подводного мира является оптимальным и наиболее эффективным. Ведь в те времена ученые использовали в своей работе только сети трала, благодаря которым они поднимали акул и других морских животных на поверхность и затем изучали их поведение в специальных аквариумах. Оборудование, которое использовалось для глубоководного погружения, было слишком громоздким и неудобным, поэтому первое, что сделал молодой Ганс Хасс, это разработал новый аппарат для подводного плавания. Благодаря тесному сотрудничеству с немецкой компанией «Dr?ger» в 1941 году он, по сути, создает более легкое и компактное оборудование, с помощью которого подводный фотограф мог свободно перемещаться по дну океана продолжительные промежутки времени. Он предпринял несколько экспедиций на коралловые рифы Кюрасао, где снял свой первый документальный фильм и получил множество уникальных фотографий подводного царства. В это же время Ганс переезжает из Вены в Берлин и читает множество лекций, в которых посредством своих снимков и накопленного теоретического материала старается рассказать людям об истинной природе акул и других обитателях моря, а также ввести новый метод исследования в науке. Уже в 1942 году с помощью дохода от статей, фотографий и небольших документальных фильмов он сумел собрать необходимую ему сумму для покупки исследовательского судна, однако, тут наступила война, которая на время перечеркнула все стремления молодого австрийского ученого.
Примечательно, что во время Второй мировой войны Ганс Хасс был приписан к секретному подразделению Вермахта, занимающегося подводными погружениями. Главной целью его команды было исследование портовых сооружений противника с целью их разрушения, но также группа водолазов занималась и некоторыми научными исследованиями. Во время войны купленное им исследовательское судно было потеряно после захвата советскими войсками Калининграда, поэтому после окончания боевых действий Хассу пришлось практически начинать все сначала. Уже в 1947 году он снимает свой фильм «Men Among Sharks» («Человек среди Акул») и через год выпускает одноименную книгу с уникальными фотографиями обителей морских глубин. Благодаря полученному гонорару он возвращается к своей мечте - на собственные деньги покупает и оборудует судно Xarifa, нанимает команду из двадцати двух человек и отправляется в увлекательное фото сафари в Красное море. Именно Гансу Хассу принадлежит открытие этого удивительного места, которое сегодня считается меккой туристического дайвинга. Сюда приезжают сотни любителей подводной фотографии, чтобы запечатлеть фантастические по красоте рифы, которые являются местом обитания всевозможных морских существ, начиная от крохотных рыбок-клоунов и заканчивая огромными акулами. В 1950 году он получает главный приз за лучший документальный фильм под названием «Red Sea Adventure» («Приключения в Красном Море»), принесший ему мировую известность. А уже спустя восемь лет ему торжественно вручают «Оскар за Подводную Фотографию», который становится признанием его уникальных и потрясающих снимков, сделанных во время исследовательской экспедиции. В течение 50-60-х годов Ганс Хасс продолжает бороздить морские просторы, побывав в Индийском и Тихом океане, занимаясь подводной фотографией и видеосъемками. Для компании BBC он вместе со своей женой Лоттой, сопровождающей его во всех экспедициях, создает несколько десятков документальных кинофильмов, которые показываются по всему миру. И, конечно, его творчество и исследования нашли отклик в научном сообществе, которое поменяло свой взгляд на изучение обителей моря. Теперь посредством подводной фотографии и видеосъемки исследователям полностью открылся уникальный мир океанских и морских просторов, где можно спокойно следить за поведением удивительных животных и изучать их повадки.
В 70-80-е годы австрийский фотограф и ученый начал объединять свои исследования, подводную фотографию, морскую биологию, принципы управления и поведения в одну теоретическую основу. Теперь он как ученый и даже отчасти философ задался тайнами жизни природы и человека. Находя точки соприкосновения в поведении и развитии людей, промышленных предприятий, морских существ, растений и животных он сформировал собственную теорию положительного баланса энергии, которая показала общие законы для всех форм развития, основанные на физических фактах. Продав свое исследовательское судно, он вплотную начал заниматься научными вопросами, став активным защитником окружающей среды.
Особенность творческого пути Ганс Хасса состоит в том, что он никогда не получал финансовой поддержки от государства на свои экспедиции, в отличие, например, от знаменитого Жака Ив Кусто. Только с помощью своего таланта подводной фотографии и неимоверному энтузиазму он сам в течение всей своей жизни собирал деньги на исследовательские экспедиции и всегда возвращался с огромным документальным материалом, рассказывая миру правдивую историю о жизни морских обитателей и красотах океанских глубин. Ганс Хасс - это хороший пример современным любителям и профессионалам подводной фотографии, которые лишь мечтают об организации собственных экспедиций в различные регионы мира.

Ушел из жизни Ганс Хасс (Hans Heinrich Romulus Hass) - один из пионеров дайвинга, всемирно известный океанолог и подводный биолог, подводный оператор и фотограф, исследователь, автор многочисленный статей и фильмов о подводном мире – человек-эпоха.

Ганс Хасс родился в Вене 23 января 1919 года в семье адвоката доктора Ганса Хасса и Мэты Браузеветтер.
В 1937 году во время поездки по Ривьере он увлекся подводной охотой и подводной фотографией, используя для этого самодельный водонепроницаемый футляр. А уже через год (1938/39) после участия в экспедиции в Карибском море, вышли его первые профессиональные статьи.

В 1943 году Хасс заканчивает Берлинский университет. Эго диссертация – это первые научные исследования с использованием ребризера. В своих первых погружениях Хасс использовал ребризер, сделанный для него немецкой фирмой Драгер (Dräger). Во время своих исследований с 1942 по 1953 Хасс и его команда совершили более 2000 погружений используя кислородные ребризеры.

Свой первый подводный фильм Хасс снял в 1940 году. Он назывался Pirsch Unter Wasser (т.е. Преследование под водой). Фильм был выпущен компанией Universum Фильм AG и изначально длился всего 16 минут (в кинотеатрах его показывали перед основным фильмом). Но, в дальнейшем, фильм был дополнен съемками, сделанными в Адриатическом море недалеко от Дубровника.

В 1941 году Хасс пеезжает из Вены в Берлин, где организовал «Специальный экспедиционный фонд Ганса Хасса». После представления своих материалов и находок, подводных съемок, официального доклада о дальнейших профессиональных планах, а так же абсолютной бескорыстности и прозрачности своей деятельности, уполномоченным финансовым учреждениям Берлина он получил согласие на освобождение Фонда от уплаты подоходного налога. Он должен был заботиться только о покупке оборудования для своего исследовательского корабля. В 1942 он организовал в Берлине союз «Экспедиции биологической океанологии» (für Biologische Meereskunde), который также был освобожден от уплаты налогов.

В 1942 году Ганс Хасс приобрел исследовательское судно «Зеетойфель» . Наличие корабля позволило ему значительно расширить свои исследования. В этом же, 1942 году, Ганс Хасс завершил съемки своего второго подводного фильма под названием Unter Menschen Haien (Люди среди акул), который длился уже 84 минуты.
Во время войны Хасс был призван вермахтом на военную службу. Благодаря своим навыкам подводного плавания параллельно с научными исследованиями и подводными съемками, он должен был занимался тренировкой первых боевых пловцов немецкого Вермахта. Но по состоянию здоровья военными задачами он так и не занимался.В 1945 году его научно-исследовательское судно было потеряно, когда наши войска захватили Кенигсберг, поэтому Хасс занялся антропологией и эволюцией.

В феврале 1944 года Хасс получил ученую степень кандидата зоологических наук в Берлинском университете Гумбольда со своей диссертацией о беспозвоночных подводных моллюсках. До конца войны он посветил себя преимущественно работе над своим подводным экспедиционным фильмом.

В 1947 году в Цюрихе состоялась мировая премьера его фильма Unter Menschen Haien (Люди среди акул), а 1948 году выходит и его самая популярная книга с таким же названием. В результате Ганс Хасс заключает контракты с киностудиями Herzog-Фильм (Мюнхен) и Саша-фильм (Вена). В это же время Хасс совершает свои первые путешествия на новом научно-исследовательском судне "Xarifa" . (Фильм об этих экпедициях вышел в свет в 1954 – «Предприятие Ксарифа»)

В 1950-ом году преодолев финансовые и бюрократические трудности Гансу Хассу удалось организовать «Международный институт подводных исследований IISF» в Лихтенштейне.

В 1959 году после экспедиций в Восточной Африке и Южной Азии выходит первый сериал о подводной жизни, а в 1961 году, впервые, о существах вне воды. Далее с 1963 по 196 года последовал ряд исследований поведения животных, в основе которых лежала теория Энергон, послужившая также фундаментом для его следующих работ: в купе со статьей по стратегическому менеджменту в 1969 году Хасс опубликовал обобщенную статью об эволюции.

В 1970-х Хасс уделял внимание таким темам, как Защита окружающей среды и хозяйственным и экономическим аспектам существования мира. В 1977 он получил звание профессора, но это не было связано ни с академическим продвижением, ни с кафедрой университета.

В 1983 году начался долгосрочный период преподавания многочисленных лекций об инстинктах хищных животных. в этом курсе лекций Хасс соединял морскую биологию, свою теорию поведения животных и как ни странно теорию менеджмента.

В 1989 он снова обратился к теме окружающей среды и ее защиты.
В декабре 1999 по инициативе Хасса на кафедре философии и исследовательской теории института Вены основали «международный институт энергонных исследований IHHI», так как его теория энергона была переосмыслена и приобрела новое значение. В 2002 году институт получил академическое признание от федерального министерства образования, науки и культуры Австрии.
В декабре 2000 года «Международный институт подводных исследований» был переименован в «Институт подводных исследований и техники подводного плавания имени Ганса Хасса» (HIST) и объединился с образованным в 1994 году «Исследовательским центром истории подводного плаванья».
В 2000-х годах Ганс Хасс принимал участие в различных подводных экспедициях. Так например в январе 2005 Хасс погружался в Мальдивах для исследования подводных последствий катастрофического цунами, а в январе 2007 он принял участие в в экспедиции из Порт-Судана.
В 2004 году Ганс Хасс принимает активное участие в проекте «Стоп – использованию акульих плавников» компании „SHARKPROJECT“. Суп их акульих плавников считается деликатесом, особенно в Азиатском регионе. Плавники удаляются у еще живых акул сразу после улова, а туша выбрасывается обратно в море. Лишившись плавников акула не имеет шансов на выживание.
16 июня 2013 года Ганс Хасс умер и был похоронен в своем родном городе Вене.

ТЕОРИЯ ЭНЕРГОН
С 1959 по 1970 Хасс работал над теорией Энергона. Хасс высказывает новую точку зрения на мир, и положение человека в этом мире на основе физических законов общих для всех форм развития, как бы подводя под одну черту все биологические виды. Хасс обозначал свою концепцию как «игру в бисер» (ссылаясь на одноименный роман немецкого писателя Германа Гессе, в котором был задействован схожий принцип мышления). В рамках данной концепции он пытался с помощью соединения понятий различных научных деятелей вывести некую единообразную структуру понимания мира. Данная работа была основана на собранных фактах и выявляла взаимосвязь баланса форм жизни, промышленности, экологии различных регионов с ростом и падением в них популяций форм живых организмов. Теория не была принята академическим сообществом и считалась псевдонаучной, так как являлась преимущественно проведением аналогий с уже существующими теориями и не представляла собой действительного актуального научного исследования. Теорию разделяли лишь немногие ученые.
В рамках теории Энергона Хасс высказал Концепцию «гипер-клеток». Он охарактеризовал клетки человеческих органов как носители определенных функций и высчитал, что продукты деятельности этих клеток являются своего рода дополнительными органами, которые по необходимости могут вставать на нужное в организме место. Хасс назвал современного человека, который способен применять такой инструмент эволюции как «замена клеток» так называемыми «гипер-клетками» существом непостоянным и способным к изменению своей сущности - „Homo Proteus“ (в честь греческого бога Протея).

Хасс Ганс

Мы выходим из моря

Ганс Хасс

Мы выходим из моря

Сокращенный перевод с немецкого В. С. КОВАЛЕВСКОГО

Предисловие и примечания члена-корреспондента АН СССР Л. А. ЗЕНКЕВИЧА

Автор книги - известный немецкий ныряльщик, австриец по происхождению увлекательно рассказывает о своих исследованиях в морских глубинах. Почти двадцать лет он плавал со специальными приборами во многих морях мира и изучал морских животных, снимал их фотоаппаратом и кинокамерой. Волнующе описаны встречи с акулами, кашалотами, особенности поведения морских животных; интереснейшие путешествия к Большому Барьерному рифу Австралии, к островам Галапагос, к знаменитому острову сокровищ-Кокосу.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Лет тридцать назад в Японии появился легкий прибор для подводного ныряния. Это так называемая японская маска. Спустя десять лет первые пионерыэнтузиасты, и в их числе автор настоящей книги, стали осваивать и совершенствовать технику ныряния под водой и подводного фотографирования. При этом пользовались легким шлемом-маской, снабженным патроном сжатого воздуха или кислородной камерой. Эти легкие водолазные приспособления - акваланги, а также ласты, надеваемые на ноги,- давали возможность пловцу свободно и быстро двигаться под водой.

За последние годы этот вид спорта - ныряние с аквалангами и ластами широко распространился и за рубежом и у нас. Многочисленные кружки любителей подводного спорта, специальные курсы и школы выпускают сотни и тысячи спортсменов-ныряльщиков. Можно предполагать, что этот увлекательный и необычный спорт, развивающий ловкость и смелость, захватит десятки и сотни тысяч молодых людей.

Но не только спортивный интерес составляет смысл плавания под водой. Пловец-ныряльщик может наблюдать необыкновенное по красоте и необычайной новизне зрелище. В игре солнечных лучей он видит призрачный подводный мир, совсем не похожий на все то, к чему привык человеческий глаз в воздушной среде. Вода пронизана зеленым волнистым сиянием, исходящим как будто со всех сторон. В струях воды колеблются ленты водорослей, среди которых носятся живые стайки рыб и качаются прозрачные медузы. А на дне ползают, платают, питаются, живут разнообразные, совсем не похожие на наземных животных морские звезды, морские ежи, актинии, крабы, креветки и множество других животных.

Как жалки по сравнению с ними мертвые экспонаты, помещенные в банки со спиртом и формалином, которые мы видим в шкафах музеев!

Все те, кому удалось погружаться в акваланге на дно среди зарослей коралловых рифов, единодушно утверждают, что они никогда не видели ничего подобного по красоте, игре красок, по причудливости форм. Там все кишит жизнью, необычной и яркой. Недаром говорят, что коралловые рыбки несравненно прекраснее самых красивых бабочек. И этот подводный мир открывает восхищенному взору наблюдателя все новые стороны своей сложной жизни. Даже самые совершенные аквариумы - лишь жалкое подобие настоящего подводного мира.

Для молодых натуралистов, увлекающихся биологией, наблюдение непосредственно своими глазами этого чудесного неизведанного мира может дать значительно больше, чем любая книга, любые самые красочные картинки, любой самый опытный педагог... В качестве лучшего педагога выступает сама природа, необычными приемами поражающая и увлекающая наблюдателя.

Едва ли не самое удивительное в этом наблюдении то, что человек никого не пугает под водой, никто не прячется, не уплывает, все живут полной жизнью у него на глазах.

Наверное, недалеко то время, когда школьники целыми классами со своими преподавателями или студенты-биологи со своим профессором будут отправляться на подводную экскурсию, как сейчас они идут в лес, в поле или на озеро.

Книга Г. Хасса, несомненно, будет способствовать развитию интереса к подводным наблюдениям живой природы, к проникновению в ее тайны, в сложные взаимоотношения между населяющими этот мир существами.

Мы вышли из моря.

В один пасмурный, ветреный день я сидел на глубине восемнадцати метров у входа в коралловый грот. Это было у Большого Барьерного рифа в Австралии, на краю обрыва. Пещера мною уже исследована; если бы внезапно появилась опасность, я мог бы отойти в глубокий, извилистый коридор, как улитка в свой домик. Стена кораллового рифа спадала вертикально в бездонную пропасть и, расплываясь, исчезала глубоко подо мной. Из угрюмой неприветливой бездны выбывали рыбы, осматривали меня и исчезали вдали. Среди них промелькнули две акулы. Хотя вода была прозрачна, я не видел дальше сорока метров. Если бы чародей сделал меня способным смотреть сквозь воду на любое расстояние, мне открылась бы бездна, гораздо более внушительная, чем Великий Каньон в Аризоне. Я смог бы увидеть расположенное на глубине свыше трех тысяч метров дно, покрытое слоем глубоководного ила; оно тянется до высоко вздымающегося массива Новой Гвинеи.

Справа мой взгляд скользнул бы мимо Соломоновых островов, между пиками островов Феникс и Гильберт, через весь обширный Тихий океан до американского побережья.

Когда я сидел в легком водолазном приборе у входа в этот грот и рассматривал рыб через стекло маски, они в свою очередь созерцали меня. И вдруг мне показалось, что глаза рыб - это в сущности глаза самого моря, глаза большого, добродушного великана, который хотя и кажется внешне сердитым, если его раздражают ветры, но в глубине такой же тихий и спокойный, как душа отошедшего от жизненных треволнений старца.

Я воспринял вдруг совокупность всех морей как единое и огромное живое существо, которое, словно лежа на животе, держит в объятиях землю, протягивает свои многочисленные руки вокруг материков и гладит их равномерным движением приливов и отливов.

Я видел, как оно поднимается в облаках испарений в воздух, как дает свое благословение сухой почве в виде проливных дождей, как затем перевоплощается в пресные озера или, радостно журча, плеща и струясь, вновь обретает самое себя.

Здесь внизу, в море, зажглась когда-то таинственная искра, та самая, которая положила начало удивительному развитию на нашей охлаждавшейся планете. Здесь возникла величайшая тайна - первая жизнь. Здесь появились первые реагирующими на внешние раздражения существа; все более совершенствуясь, взбираясь все выше по ступенькам лестницы развития, переселяясь на сушу, они, наконец, превратились в человека.

Мне припомнились сухие университетские лекции об окаменелостях, о том, как. первые водоросли когда-то выбирались из моря на сухие, голые скалы и через миллионы лет превратились в папоротники и цветковые растения.... Как морские черви выползли на сушу и стали здесь тысяченожками, пауками и великолепными бабочками... Как некоторые рыбы передвигались по мелководью на своих плавниках, словно на ногах, как из отростка пищевода у них развивалось первичное легкое и как со временем они стали саламандрами и лягушками... Как потом некоторые из земноводных приобрели твердую, защищающую от. потерь влаги кожу, и как они превратились в ящериц и змей... Как у ящериц развились крылья и они стали птицами, в то время как другие производили на свет живых детенышей, кормившихся материнским молоком... И как потом, наконец, из среды млекопитающих вышел человек - наиболее развитое и способное к мышлению существо.

Здесь внизу, на своем.наблюдательном посту в глуби моря, я вдруг ясно увидел все множество наземных животных и растений в процессе их развития; рожденные морем и покинувшие его, они все дальше и дальше выдвигали свои аванпосты в новую для них среду - на землю и в воздух, постоянно совершенствуясь и стараясь не порывать и постоянно возобновлять свои связи с морем, давшим им жизнь.

Можно считать почти неоспоримым фактом то, что все проявления жизни на нашем некогда раскаленном Земном шаре, не исключая и нас самих,- этап одного чрезвычайно сложного процесса; он начался около полутора миллиардов лет назад в охлажденных к тому времени морях.

ВЕРХОМ НА АКУЛЕ

Море открывает свои тайны неохотно. Нас часто спрашивали, как нам удавалось во время погружений под воду защищаться от больших морских животных. По правде говоря, это много проще, чем вообще их находить. Некоторых мы искали годами в различных морях мира. Мы ныряли в тех местах, где следившие за нами испуганные местные жители предсказывали нам верную и быструю смерть... и однако ничего не случалось. Мы должны были исследовать огромные пространства, прежде чем встретить то или иное сказочное чудовище.

Ганс Хасс (Hans Hass) является одним из пионеров дайвинга, подводной фотографии и видеосъемки морских глубин. Несколько десятков лет он занимался подводным плаванием, фотографируя и изучая различных морских животных практически по всей планете. Он внес существенный вклад во многие научные исследования, касающиеся особенностей поведения и жизни обитателей подводного мира. Ганс Хасс получил всемирную известность благодаря многочисленным документальным фильмам и уникальным фотографиям, которые впервые открыли для человечества потрясающий и загадочный мир океана с его сказочными рифами, крохотными рыбками и опасными хищниками. Его фильмы и фотографии стали настоящим откровением, под их влиянием множество людей решилось, наконец, на глубоководные погружения, чтобы запечатлеть удивительные мгновения знакомства с океанскими глубинами. В тоже время его приверженность защите окружающей среды стала примером для последующих поколений аквалангистов и фотографов, занимающихся съемками таинственного подводного мира.

Ганс Хасс родился в 1919 году в Вене, и его первое знакомство с морскими глубинами произошло в возрасте восемнадцати лет, когда он, будучи еще студентом, отправился на каникулы на юг Франции. С детства он был очарован всем таинственным и загадочным, а бытующие в то время рассказы и легенды о морских змеях, акулах и других ужасных обитателях моря только будоражили его воображение. Вооруженный простыми очками и копьем для подводной охоты он вошел в этот опасный мир, который пленил его на всю оставшуюся жизнь. Вернувшись со Средиземного моря, он уже в следующем году купил себе фотокамеру и водонепроницаемый футляр и отправился вновь на покорение подводного мира. На Ривьере были получены его первые подводные фотографии. До Ганса Хасса никто и не осмеливался заниматься исследованиями морских обитателей, вступая с ними в непосредственный контакт. Сначала он просто откровенно наслаждался открывшимся для него удивительным миром, но вскоре посредством фотографии и видеосъемок обратился к серьезной научной работе. Все дело в том, что его целью стало не просто фотографирование или съемка обитателей морских глубин, но и возможность показать ученому сообществу, что именно такой подход к изучению подводного мира является оптимальным и наиболее эффективным. Ведь в те времена ученые использовали в своей работе только сети трала, благодаря которым они поднимали акул и других морских животных на поверхность и затем изучали их поведение в специальных аквариумах. Оборудование, которое использовалось для глубоководного погружения, было слишком громоздким и неудобным, поэтому первое, что сделал молодой Ганс Хасс, это разработал новый аппарат для подводного плавания. Благодаря тесному сотрудничеству с немецкой компанией «Dr?ger» в 1941 году он, по сути, создает более легкое и компактное оборудование, с помощью которого подводный фотограф мог свободно перемещаться по дну океана продолжительные промежутки времени. Он предпринял несколько экспедиций на коралловые рифы Кюрасао, где снял свой первый документальный фильм и получил множество уникальных фотографий подводного царства. В это же время Ганс переезжает из Вены в Берлин и читает множество лекций, в которых посредством своих снимков и накопленного теоретического материала старается рассказать людям об истинной природе акул и других обитателях моря, а также ввести новый метод исследования в науке. Уже в 1942 году с помощью дохода от статей, фотографий и небольших документальных фильмов он сумел собрать необходимую ему сумму для покупки исследовательского судна, однако, тут наступила война, которая на время перечеркнула все стремления молодого австрийского ученого.

Примечательно, что во время Второй мировой войны Ганс Хасс был приписан к секретному подразделению Вермахта, занимающегося подводными погружениями. Главной целью его команды было исследование портовых сооружений противника с целью их разрушения, но также группа водолазов занималась и некоторыми научными исследованиями. Во время войны купленное им исследовательское судно было потеряно после захвата советскими войсками Калининграда, поэтому после окончания боевых действий Хассу пришлось практически начинать все сначала. Уже в 1947 году он снимает свой фильм «Men Among Sharks» («Человек среди Акул») и через год выпускает одноименную книгу с уникальными фотографиями обителей морских глубин. Благодаря полученному гонорару он возвращается к своей мечте — на собственные деньги покупает и оборудует судно Xarifa, нанимает команду из двадцати двух человек и отправляется в увлекательное фото сафари в Красное море. Именно Гансу Хассу принадлежит открытие этого удивительного места, которое сегодня считается меккой туристического дайвинга. Сюда приезжают сотни любителей подводной фотографии, чтобы запечатлеть фантастические по красоте рифы, которые являются местом обитания всевозможных морских существ, начиная от крохотных рыбок-клоунов и заканчивая огромными акулами. В 1950 году он получает главный приз за лучший документальный фильм под названием «Red Sea Adventure» («Приключения в Красном Море»), принесший ему мировую известность. А уже спустя восемь лет ему торжественно вручают «Оскар за Подводную Фотографию», который становится признанием его уникальных и потрясающих снимков, сделанных во время исследовательской экспедиции. В течение 50-60-х годов Ганс Хасс продолжает бороздить морские просторы, побывав в Индийском и Тихом океане, занимаясь подводной фотографией и видеосъемками. Для компании BBC он вместе со своей женой Лоттой, сопровождающей его во всех экспедициях, создает несколько десятков документальных кинофильмов, которые показываются по всему миру. И, конечно, его творчество и исследования нашли отклик в научном сообществе, которое поменяло свой взгляд на изучение обителей моря. Теперь посредством подводной фотографии и видеосъемки исследователям полностью открылся уникальный мир океанских и морских просторов, где можно спокойно следить за поведением удивительных животных и изучать их повадки.

В 70-80-е годы австрийский фотограф и ученый начал объединять свои исследования, подводную фотографию, морскую биологию, принципы управления и поведения в одну теоретическую основу. Теперь он как ученый и даже отчасти философ задался тайнами жизни природы и человека. Находя точки соприкосновения в поведении и развитии людей, промышленных предприятий, морских существ, растений и животных он сформировал собственную теорию положительного баланса энергии, которая показала общие законы для всех форм развития, основанные на физических фактах. Продав свое исследовательское судно, он вплотную начал заниматься научными вопросами, став активным защитником окружающей среды.

Особенность творческого пути Ганс Хасса состоит в том, что он никогда не получал финансовой поддержки от государства на свои экспедиции, в отличие, например, от знаменитого Жака Ив Кусто. Только с помощью своего таланта подводной фотографии и неимоверному энтузиазму он сам в течение всей своей жизни собирал деньги на исследовательские экспедиции и всегда возвращался с огромным документальным материалом, рассказывая миру правдивую историю о жизни морских обитателей и красотах океанских глубин. Ганс Хасс — это хороший пример современным любителям и профессионалам подводной фотографии, которые лишь мечтают об организации собственных экспедиций в различные регионы мира.

Нашелся в непростой истории 20-ого века еще один знаменитый персонаж и личность, имеющий отношение к шхуне , который мог ее прославить на весь мир, но вмешалась война.

"В 1943 году я добился своего и смог купить для института стопятидесятитонную моторно-парусную яхту «Seeteufel», на которой граф Лукнер совершил своё последнее кругосветное путешествие под парусами. Это было как раз то, что нужно. Но вышло иначе. Нам не пришлось плавать на «Seeteufel». Мы расстались с ним в конце войны. От института ничего не осталось, кроме нескольких красивых печатных бланков. Наша маленькая исследовательская группа распалась."
- Hans Hass, выдающийся австро-германский исследователь морских глубин, пионер подводных съемок.

После войны шхуна "Seetoefl" была реквизирована СССР, а Хасс приобретет и переоборудует для экспедиций шхуну "Xarifa" и уже на ней станет известным, а имя его корабля будет звучать в названии популярного в 1950-е фильма.



Ганс Хасс и его жена и соратник Лотта

"Я всегда искал новое. То, что другие не делают", - сказал как-то Хасс о себе. А биограф Хасса Майкл Юнг назвал опубликованную в 1994 году биографию легендарного ныряльщика - "Всю жизнь в экспедиции".


Экспедиция на Галапагосы на борту шхуны Xarifa

Ханс Хасс (Hans Hass, 1919-2013, Вена, Австрия), морской биолог, океанограф и зоолог, умер в возрасте 94 лет, став автором более чем 25 книг, 4 научно-популярных фильмов и свыше 70 телефильмов. Он был пионером съемки впечатляющих фильмов о морских глубинах, открыв зрителю совершенно неизвестную вселенную. В 1940 году он выпустил первый в мире подводный фильм "Pirsch unter Wasser" ("Подводная охота"). В середине 1950-х годов он снял первые подводные кадры для BBC. Фильм "Abenteuer im Roten Meer" ("Приключения в Красном море") (1951) удостоен премии Венецианского фестиваля.

Сын адвоката, Ганс Хасс родился в Вене 23 января 1919 года. Ребенком, перед тем, как стать одним из последних великих натуралистов прошлого века, он учился плавать в притоке Дуная. Как-то в юности он решил изучить каплю воды под микроскопом друга и "заболел" морскими глубинами. На отдыхе на Лазурном берегу он познакомился с американским журналистом Гаем Гилпатриком, который обучил молодого Ганса азам подводной охоты и порекомендовал оснастить себя маской и гарпуном.
В 1930-х он изучал право в университетах Вены и Берлина, но уступил тяге к подводной жизни и обратился к науке о морских обитателях. Статья о его глубоководных подвигах у берегов Ривьеры принесла ему достаточно денег, чтобы купить камеру, запечатанную в самодельном водонепроницаемом футляре и пару ласт.

НАЧАЛО
В 1938 году он возглавил свою первую экспедицию, ныряя у берегов Югославии с группой друзей из колледжа. Там в море он столкнулся и убил свою первую акулу. Поездка предоставила ему материал для серии лекций, доходы от которых финансировали его следующую экспедицию в Вест-Индию.

В Карибском бассейне Хасс разработал свой собственный метод съемки акул. "Если я хотел сфотографировать акулу, - объяснял он в своих мемуарах, - я делал вид, что убегаю от нее, тем самым пробуждая инстинкт хищника. Так мне удавалось привлечь ее внимание. Когда я видел, что они подплывали достаточно близко, я внезапно разворачивался и плыл к ним навстречу, взяв камеру на изготовку. Прежде, чем акула реагировала на меня и отварачивала в сторону, я успевал зафиксировать ее на пленке."

Первую свою книгу "Охота под водой с гарпуном и камерой" Хасс опубликовал в возрасте 20 лет в 1939 году.
Первый короткометражный фильм "Pirsch unter Wasser" ("Погоня под водой"), Хасс снял во время Второй мировой войны в 1940 году. В следующем году он переехал из Вены в Берлин.
На средства своих фильмов, картин, лекций и статей Хасс смог профинансировать экспедицию в оккупированную Грецию в 1942 году. (Интересно, где он был? На Крите, Салониках или на паре островов? Немецкая зона оккупации была небольшая - в основном Грецией управляли итальянцы) Во время этой поездки он наблюдал за местными рыбаками, незаконно взрывающими стаи рыбы динамитом, и делал то же самое, чтобы заманить акул в пределы досягаемости камеры, организуя им рыбное угощение.


Около 1945 года: кинопродюсер Ханс Хасс носит подводное снаряжение для дайвинга во время производства своего фильма "под Карибами". (Фото через Picture Post / Hulton Архив / Getty изображения)

В том же году Хасс был призван на службу и закреплен за подразделением подводных диверсантов Вермахта. (Эта страница, по традиции, плохо освещается.)
Налет авиации союзников на Неаполь чуть было не стал причиной потери ценного научного архива, собранного Хассом за предудущие годы. Позже спасенный архив стал основой для получения докторской степени по зоологии.

После войны новоиспеченный доктор оказался без средств для финансирования полномасштабной экспедиции. В 1950 году он едет в Африку для изучения коралловых рифов Красного моря. Британские чиновники в Порт-Судане помогли ему взять катер (хм... иностранцу из немецкого диверсионного отряда, интересно), с помощью которого он смог сфотографировать гигантских мант с близкого расстояния, а также акул. Во время своей второй экспедиции в этот район он снял фильм, который получил награду на Венецианском кинофестивале 1951 года.
Позже в том же году, купив новый исследовательский корабль Xarifa и повторно женившись, Хасс приступил к серии съемок сафари в Красном море.

В то время, когда водолазное снаряжение было громоздким и ненадежным, Хасс управлялся только с ластами, маской и легким дыхательным аппаратом, что позволяло ему приближаться к подводному действию и снимать захватывающие кадры на глубине. Зрители его фильмов также были пленены плавающей среди акул и мант очаровательной супругой Хасса Лоттой.


Лотта Байерл. 1950 г. Фото в журнале Bild


Лотта Байерл. 1952 г. Съемка для глянцевого журнала. Австралия

ЛОТТА
Постоянным спутником и участником проектов Хасса была его вторая жена Лотта.
Лотта Байерл первоначально работала секретарем экспедиции, но во время поездки на Красное море в 1950 году уже сама погружалась с камерой в море и играла в фильмах Хасса. Сам Хасс не особо хотел брать женщин в свои проекты, но его кинокомпания настаяла на том, что его документальные фильмы понравятся широкой аудитории, если в них будет эксплуатироваться женский образ. Лотта обладала природным модельным талантом и ее фотографии вскоре украсили первые страницы известных журналов. Поступали предложения из Голливуда, но она отказалась, заявив, что не хочет быть актрисой.


Хасс во время съемок с Лотте/ фото: AFP / GETTY

LORD OF THE SHARKS
Хасс последовательно выступал за улучшения репутации акул, стремясь снять с них клеймо морских убийц. Он снял несколько фильмов, чтобы рассказать правду о них. За это он получил прозвище "Властелин акул". Он также разработал ряд методов и инструментов, позволивших ему лучше исследовать глубины: он сделал первую рабочую подводную камеру, разработал специальные ласты для дайвинга и внедрил новый комплект оборудования для дайвинга с кислородом, который позволил ему действовать более независимо от своего исследовательского корабля. Хаас подчеркивал, что его цель "двигаться как рыба среди рыб".


1953 г.

В отличие от своего вечного конкурента - француза Жака-Ив Кусто, который разработал устройства компрессорного типа (Pressluft-Geräte entwickelte), Хасс пытался прийти к оборудованию с замкнутой циркуляцией кислорода (?) (geschlossenen Sauerstoff-Kreislauf-Geräten). Таким образом исследователь мог без шума подойти к рыбам, чтобы сфотографировать их.


Unternehmen Xarifa (Under the Caribbean), первый немецкий фильм, который был произведен в Technicolor с первыми подводными съемками кашалота.

ФИЛЬМЫ
Первая серия BBC Hasses "дайвинг к приключениям", в основном снятая в Эгейском море, была показана в 1956 году. Лента оказалась чрезвычайно популярна и пара вернулась на экран два года спустя с продолжением "Подводный мир приключений", снятого в Карибском бассейне, Индийском океане и на Красном море. Подвиги прекрасной пары, запечатленные на сравнительно примитивных камерах и транслируемые в черно-белых тонах, взволновали телевизионную аудиторию в конце 1950-х и 1960-х годов, открыв окно в захватывающий и доселе невиданный мир. Наровне с Жаком Кусто, Хасс и его жена сумели - часто в опасных обстоятельствах - снять жизнь целого ряда глубоководных существ, включая опасных акул, барракуду и гигантских мант.

Хасс занимался коммерческими проектами, чтобы заплатить за научные экспедиции и печалился о необходимости отложить академическую работу: "Как бы мне ни нравилось снимать фильмы, они отнимали у меня все время, а я хотел бы делать больше исследований”.
Фотографии, которые он привез, также помогли создать волну увлечением дайвингом. Хасс считал, что его подводная серия была более популярна в Англии, чем в Германии, потому что он обратился к “британскому чувству приключений”.

УЧЕНЫЙ
Хасс отказался от дайвинга и кинопроизводства в 1961 году, чтобы сосредоточиться на развитии своей теории Энергона, которая утверждает, что эволюция может быть разбита на три фазы: одноклеточные, многоклеточные, и так называемые “гиперклеточные” организмы. Человек, утверждал он, является многоклеточным организмом, но становится гиперклеточным организмом, развивая и используя технологии для повышения своей естественной физической способности. Таким образом, Хасс предположил, что технология является эволюционным явлением.
В то время знания Хасса в академическом мире были названы "псевдонаучными", однако он получил признание в деловых кругах. Он проводил семинары по стратегии управления и работал в качестве успешного бизнес-консультанта.
В 1999 году он основал Международный Институт Ганс Хасс Энергона-Кибернетических исследований в университете Вены, где он был назначен на должность профессора.