Франшизы комнат квестов, что это такое и как на них заработать. Как открыть квест комнату: сценарий, реклама

Хотите заняться бизнесом в сфере развлечений и не знаете, на какой идее остановиться? В этой статье мы рассмотрим вариант открытия quest room, разберем, выгодно ли открыть квест-комнату и что для этого необходимо.

Введение

Квест-комнаты появились на территории стран СНГ примерно 5–7 лет назад. Они моментально стали популярными за счет того, что это действительно интересное и необычное развлечение, которое позволяет друзьям или семье весело провести время, испытать массу эмоций, развить смекалку и логику.

Классический вид квест-рума

Принцип квест-комнаты в том, что в нее запускают небольшую группу людей и запирают. В помещении находятся различные подсказки и головоломки, решив которые, можно выбраться из помещения. По состоянию на конец 2017 года на территории Российской Федерации действует около 1200 подобных комнат, но рынок требует примерно в 2 раза больше. К тому же квесты с различными сценариями не будут конкурировать друг с другом - обычно люди проходят все возможные варианты, которые им интересны.

Существует множество видов квестов в реальности, начиная от детских и заканчивая профессиональными, рассчитанными на грамотных “выживальщиков”. Из основных преимуществ бизнеса можно выделить невысокую “входную” стоимость, быструю окупаемость, простоту маркетинга и организации.

Анализируем рынок

Прежде чем приступить к проработке детального бизнес-плана, нужно изучить рынок, чтобы понять, насколько эта услуга будет востребованной, будут ли у вас конкуренты и какой уровень цен на подобные развлечения будет обоснован. Специалисты рекомендуют открывать подобные развлечения в городах с населением свыше 300 тысяч человек - в них всегда будет аудитория, которой придется по вкусу новое развлечение. В небольших городах и ПГТ бизнес может просто не окупиться ввиду своей специфичности.

Наличие в городе конкурентов не должно вас пугать, при условии, что их не очень много. Просто вам нужно будет либо сотрудничать с ними, либо изучить имеющиеся у них сценарии, чтобы не повторяться. Практика показывает, что люди посещают несколько квестов, сравнивая их, подсаживаясь на новые идеи, поэтому чем шире ассортимент, тем больше людей в итоге вовлекается в игру.

Типичным посетителем подобных развлечений является:

  1. Молодые люди возрастом от 18 до 35 лет.
  2. Средний-высокий уровень дохода.
  3. Корпоративные клиенты (часто на квесты выезжают целыми организациями или большими компаниями).
  4. Семьи с детьми возрастом от 7–8 лет.

Внимание: компании используют квесты для тестирования своих сотрудников. В стрессовых ситуациях хорошо проявляются лидеры, логики, аналитики и другие яркие личности.

Интересные сюжеты привлекают много людей

Проводим SWOT-анализ

После того как вы изучили рынок, можно заняться анализом внешних и внутренних факторов бизнеса. Помните, что внешние факторы практически неизменяемы, поэтому их нужно умело использовать при ведении дела. К ним относятся:

  1. Практически полное отсутствие конкурентов (рынок заполнен только в Москве и Санкт-Петербурге).
  2. Стабильный интерес к новым развлечениям у людей.
  3. Возможность воплощения собственных сценариев.
  4. Невысокий “входной” порог в бизнес.
  5. Высокая рентабельность (зачастую вложения окупаются за 3–4 месяца).

Из минусов можно выделить следующие пункты:

  1. Необходимость регулярной смены сценариев (два раза один и тот же квест никто проходить не будет).
  2. Необходимость следить за актуальными тематиками квестов.
  3. Спрос на подобные развлечения достаточно непостоянен.
  4. Возможно, что государство в скором будущем обратит свое внимание на квесты.
  5. Травмоопасность некоторых идей.

Внимание: главное в квесте - это интересный сценарий. Если вы не имеете опыта его составления, то сценарии всегда можно найти в интернете. Рекомендуем вам использовать их как основу, чтобы не оказалось, что вы с конкурентами берете сценарии из одного места.

Где открываться

Итак, с сильными и слабыми сторонами данного мероприятия мы уже разобрались. Давайте рассмотрим, и где это лучше делать. Существует три основных разновидности проведения игр:

  1. В закрытом помещении. Обычно работают по принципу “найди выход”.
  2. На свежем воздухе в парке, в лесополосе, на улицах.
  3. Смешанные типы, проходящие частично в помещениях, частично на улице.

Второй тип не требует практически никаких вложений, а вот с первым и третьим придется сделать первоначальные взносы. Помещение для игры не обязательно приобретать/брать в аренду в центре города или в дорогих бизнес-центрах - для этого подойдет либо квартира, либо подсобное помещение типа подвала.

Делайте фото команды и публикуйте их в группах для увеличения рейтинга

Выбирать можно здания в спальных районах, возле магазинов или даже в самих гипермаркетах. Можно арендовать отдельные помещения или небольшие домики, разбив их на несколько комнат, подходящих для различных квестов.

Важно: вам нужно будет озаботиться безопасностью, чтобы не допустить травмирования участников. Обязательно заведите книгу, в которой будут ставиться заметки о проведении инструктажа по технике безопасности, а принимающие в квесте участники - расписываться о том, что ознакомились с правилами.

Принцип организации развлечения следующий: вам необходимо минимум 4 комнаты с разными сюжетами. Они будут работать ежедневно, начиная с 10 часов утра и заканчивая 21–22 часами вечера. Принимать и консультировать гостей будет администратор (их понадобится двое). При оптимальном режиме развлекательная точка будет работать примерно 300 часов в неделю. Чтобы увеличить охват, можно совмещать комнатные квесты и игры на природе - это поможет вам разгрузить помещения и создать более сложные сценарии, завязанные на знании улиц, истории, смекалку и пр.

Как открыться

Для того чтобы официально открыться, следует оформиться в налоговой инспекции. Обычно подобный бизнес открывается как ИП или ООО, если владельцев несколько и они хотят внести доли. В качестве кода ОКВЭД используется 92.72, который относится к “Прочей деятельности по организации отдыха и развлечений”. Также дадим вам следующие подсказки:

  1. Проще всего работать по схеме УСН. Какую именно схему выбрать - решать вам (все зависит от действующих в регионе ставок). Работать можно как по схеме Доходы, так и по Доходы минус расходы. В большинстве случаев выгоднее работать по схеме “Доходы”, поскольку это высокорентабельный бизнес.
  2. Обязательно покупайте кассовый аппарат, который поможет вам вести учет и не попадать в поле зрения налоговых органов. Рекомендуем вам сразу же открыть расчетный счет, чтобы можно было получать оплату по картам или по безналичному расчету - сегодня практически никто не носит наличность.
  3. По состоянию на 2018 год лицензия на не требуется, но в будущем все может измениться, поскольку правительство уже рассматривает пути урегулирования данного направления.
  4. Для работы вам понадобятся интересные сценарии. Их можно разработать самостоятельно, купить у специалистов либо найти в интернете, доработав под ваши условия. А вот согласование для сценариев не нужно.
  5. Если вы арендуете недвижимость, то обязательно заключайте официальный договор. Он застрахует вас от неожиданного выселения и “обелит” перед контролирующими органами.

Квесты часто посещают всей семьей — создайте соответствующий сюжет

Как рекламировать

  1. Обязательно создайте собственный сайт-визитку с описанием квестов, расписанием, стоимостью, контактной информацией, обзорными фотографиями и пр.
  2. Заведите группы в социальных сетях “Вконтакте”, Facebook, “Одноклассники”, Instagram и пр. Обязательно выкладывайте фотографии с квестов, новости, отвечайте на комментарии и диалоги. Будет отлично, если вы втянете пользователей в обсуждение квестов и запустите обратную связь.
  3. Контекстная реклама в социальных сетях и на сайтах по геотаргетингу вашего города.
  4. Классические виды рекламы: местные СМИ, баннеры, растяжки, билборды, листовки, флаеры и пр.
  5. Запустите дисконтную программу для постоянных клиентов, устраивайте скидки на устаревшие квесты, которые уже хотите сменить.

Приблизительный бизнес-план

Приведем примерный прибыльности. Отметим, что его нельзя брать за последнюю инстанцию - все зависит от ваших возможностей, реальностей, выбранного места и пр. Правильнее использовать его как основу.

Итого каждый месяц вы будете получать примерно 800 тысяч рублей. Конечно, это не постоянная прибыль - все будет зависеть от того, насколько быстро вы начнете и привлечете клиентов, как будете организовывать работу и пр., но в среднем цифра по доходам именно такая.

Теперь посчитаем расходы. Вам нужно будет снять помещение из четырех комнат, сделать в них ремонт, заказать декорации, оснастить помещения камерами и пр. Также понадобится создать стойку для администратора, поставить диванчик и стулья для ожидающих, купить ноутбук и пр. Посчитаем имеющиеся расходы:

Итого за год работы вы затратите примерно полтора миллиона, при этом будете получать по 800 тысяч в месяц. Также в сумму расходов нужно заложить смену квестов и декораций каждые 3–4 месяца, дополнительные расходы, страховые взносы и прочее - в год на это уйдет еще 400 тысяч рублей. Итого все сделанные расходы у вас так или иначе окупятся за три месяца, после чего бизнес начнет приносить стабильную прибыль.

Старайтесь менять сюжеты раз в 3–4 месяца

Возможные риски

Напоследок разберем, какие риски имеются в данном виде бизнеса. Если вы все сделали правильно (оформление, официальная аренда, журнал по технике безопасности), то никаких особых проблем у вас не возникнет, разве что государство поменяет правила игры и введет лицензирование.

Рассмотрим, на что необходимо обращать внимание, чтобы ваш бизнес не угас со временем:

  1. Имеющийся сценарий для квест комнаты должен быть грамотным, интересным и тематическим. Нужно создать квест для родителей с детьми, квест для молодежи, квест для взрослых. Если у вас нет опыта и фантазии, то наймите сценаристов.
  2. Не экономьте на декорациях и оформлении - это сразу же чувствуется и снижает удовлетворение от посещения комнаты. Помните, что основная ваша реклама - это сарафанное радио, и большинство ваших клиентов должны вернуться к вам на новые квесты.
  3. Проведите обучение администраторов, премируйте их за хорошую работу. Желательно брать девушек - к ним охотнее ходят парни, которые и будут основными вашими клиентами.
  4. Меняйте квесты через 3 месяца, устраивая напоследок акционную неделю. Это привлечет к вам посетителей, которые любят экономить и покупать услуги по скидкам.
  5. Будьте лояльными к клиентам. Дисконтная программа отлично привязывает людей - они будут возвращаться к вам снова и снова.
  6. Старайтесь поддерживать хорошие отношения с конкурентами. Вы вполне можете объединиться с ними для обмена декорациями или идеями, в конце концов у вас общее дело и общая целевая аудитория. Чем больше людей вы “подсадите” на квесты, тем выгоднее будет всем.
  7. Старайтесь думать о будущем, а не просто получать дивиденды. Квест-рум часто перерастает во что-то большее - в зону развлечений, хостелы и пр. Он дает постоянный доход - подумайте, как использовать эти деньги, чтобы развиваться и перестраховаться на случай неприятностей или падения спроса.

Вконтакте

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – открытие в г. Ростове-на-Дону квеста в формате «воображаемой реальности» для реализации спектра услуг в сфере культурно-развлекательного досуга клиентов. Результат реализации проекта – получение максимальной прибыли от рода деятельности, развитие квест-бизнеса в городе и области, поиск новых форматов организации данного вида развлечений.

Целевую аудиторию, в основном, составляют молодые люди в возрастной категории 18-35 лет. К ней относятся слеующие категории населения города: студенты; работающие люди, посещающие квест-комнаты в вечерние, ночные часы и в выходные дни; корпоративные клиенты.

Квесты – довольное молодое направление в отечественной индустрии развлечений, которое за максимально короткий период успело завоевать популярность и развиться. На сегодняшний день Россия занимает 2 место по числу действующих квест-румов. С развитием отрасли происходит усиление конкуренции, повышение требований потребителей, что вынуждает собственников бизнеса искать новые форматы квестов. Одним из наиболее новых и перспективных направлений является квесты в формате «воображаемой реальности». Их суть заключается в том, что игроки проходят испытания с закрытыми глазами, полагаясь на остальные органы чувств и свое воображение. Это принципиально новое направление, которые существенно отличается от классических квест-румов не только с точки зрения самого формата развлечения, но также с позиции организации бизнеса.

Данный вид квестов недавно появился в Москве и уже реализован в некоторых городах страны. Однако в Ростове-на-Дону квестов «на воображение» пока не представлено. Поэтому главным преимуществом данного проекта является эксклюзивность предложения на рынке квестов.

Для реализации проекта арендуется коммерческая площадь 50 кв.м на цокольном этаже жилого дома.

Основными плюсами данного вида бизнеса можно считать:

Высокая популярность квестов;

Высокий уровень рентабельности;

Короткий срок окупаемости;

Интересное, творческое направление бизнеса;

Перспективное направление, которое можно развивать в разных форматах;

К минусам относятся:

Высокая конкуренция на рынке квестов;

Сложность организации квестов (написание оригинальных сценариев, приобретение реквизита, поиск актеров и т.д.);

Успешная реализация проекта возможна только в городах с населением более 400 тыс. человек.

Объем первоначальных инвестиций составляет 500 000 рублей. Инвестиционные затраты направлены на разработку сценария, приобретение реквизита, мебели и техники, рекламное продвижение, ремонт помещения и формирование оборотных средств, за счет которых будут покрываться убытки начальных периодов. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение реквизита, мебели и оборудования – 34,8%. Для реализации проекта будут использованы собственные средства.

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта, горизонт планирования составляет 3 года. Предполагается, что по истечении этого времени потребуется существенная перестройка бизнеса (открытие новых квестов, поиск новых форматов и т.д.). В перспективе планируется открытие новых точек и расширение влияния на рынке, возможно даже создание собственной франшизы. В соответствии с расчетами, начальные инвестиции окупятся через шесть месяцев работы. Чистая прибыль при выходе на планируемый объем продаж составит 275 000 рублей/месяц. Выход на плановый объем продаж ожидается на 7-ой месяц работы.

Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Несколько лет назад квесты в реальности взорвали рынок развлечений, став одним из самых интересных и востребованных услуг в данном сфере. Начиная с 2014 года, квесты сформировали свою нишу в индустрии развлечений и до сих пор не потеряли своей актуальности. Более того, направление продолжает активно развиваться: придумываются новые сценарии и формы квестов. Из андеграундного иностранного досуга квесты превратились в России в полноценный, высокодоходный бизнес. По данным Гильдии Квестов (независимое рейтинговое агентство, занимающееся популяризацией данного направления), на сегодняшний день в России функционирует около 950 компаний, предлагающих более 2000 квестов. На сегодняшний день Россия занимает 2 место в мире по популярности квестов.

Квест-комнаты являются одним из самых быстро развивающихся направлений event-бизнеса. В 2015 году квесты были признаны самой выгодной франшизой по версии Форбс.

Так в чем же секрет успеха квестов? И есть ли у рынка перспективы для развития?

Идея создания квестов появилась в Корее в 2007 году. Идейным вдохновителем стали компьютерные игры, в которых главный персонаж должен решать всевозможные логические задачи и головоломки с целью высвобождения из заточения. Жажда получить спектр эмоций и адреналина в реальной жизни породила идею перенесения виртуальной игры в реальность. Первый квест в России был открыт в 2014 году и реализовался в классическом формате этого вида развлечений - «эскейп-руме». Суть данного интерактивного развлечения заключается в помещении людей (как правило, команды из 2-5 человек) в замкнутое пространство. Цель команды – выбраться из комнаты за установленное время (обычно 60 минут), используя логику, подсказки и предметы, помещенные в комнате.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Открывать подобную организацию лучше в городах с населением не менее 400 тысяч человек. В больших городах люди имеют большие доходы, а, следовательно, и запросы. Они хотят провести свой досуг весело и позитивно. Комнаты-квесты для этого подойдут идеально. К тому же, особой популярностью подобные развлекательные мероприятия пользуются в корпоративной среде.

На конец 2016 года в г. Ростов-на-Дону, где предполагается открытие квест-рума, работает около 90 локаций. По мнению маркетологов, оптимальное количество квест-румов для Ростова-на-Дону составляет 110 штук. Таким образом, рынок в городе практически заполнен, что заставляет предпринимателей искать новые форматы данного развлечения.

В отношении конкурентной среды можно сказать, что она представлена двумя типами организаций: крупные компании (франшизы), которые успели зарекомендовать себя на рынке и мелкие организации, открывающие единичные квесты. С первыми конкурировать сложно, другие не представляют особой угрозы.

Главное конкурентное преимущество – оригинальный, интересный сценарий. Поэтому нельзя создавать квест-комнаты по тематике, которая уже представлена на региональном рынке. Пример: в Ростове-на-Дону существуют несколько однотипных квестов по тематике «Побег из Тюрьмы», «Код Да Винчи», «Пила». Поэтому разработчикам сценариев рекомендуется исключить локации подобной тематики.

Высокая конкуренция в отрасли и ограниченный жизненный цикл сценария вынуждает создателей квестов искать новые ходы и форматы этого развлечения. На сегодняшний день успех в отрасли зависит не только от оригинальности и продуманности сценария, но и от формата, в котором предлагается играть. В таблице 2 представлены основные форматы квестов, которые предлагает рынок.

Таблица 2. Виды квестов

Вид квеста

Описание

Квест-рум

Основная задача игры – выбраться из закрытой комнаты, разгадывая различные головоломки. Команде из 3-5 человек необходимо найти выход из комнаты за строго ограниченное время

Городской квест

Особенностью таких квестов является то, что площадкой их проведения становится весь город. Это отличная возможность не только провести увлекательных отдых, но и по-новому открыть свой город. Городские квесты состоят из головоломок, в которых зашифрованы различные места в городе. Задача команды состоит в том, чтобы правильно определить место, добраться туда и найти ключ.

Экшн-квест

Этот вид квестов придуман специально для тех, кто любит не только интеллектуальные, но и физические нагрузки. Экшн-квесты сочетают в себе логические головоломки и задания, которые заставят преодолевать физические препятствия. Здесь игрокам придется пролезть по тоннелю, убежать от охраны, вскарабкаться по канату.

Квест-перфоманс

Эти квесты напоминают театральную постановку, в которой помимо вас задействованы актеры, которые создают антураж и активно вмешиваются в ход игры. Обычно такие квесты используют жанр хоррор.

Мобильный квест

Такой вид квест-румов позволяет организовывать развлечения на выезде. Мобильные квесты представляют собой набор декораций, которые легко перевозятся и монтируются в нужном месте за несколько часов. Особенно востребован данный вид квестов в корпоративном сегменте, а также используется в масштабных мероприятиях. Зачастую создатели мобильных квестов предлагают быстрый или одиночный квест, в котором игрок, замкнутый в небольшом пространстве, должен за 10 минут решить головоломку

Лабиринт

Суть игры довольно проста: игрокам предлагается выйти из лабиринта. При этом сам «лабиринт» может быть совершенно разным: в комнате без света, ленточный лабиринт или на свежем воздухе в поле из кукурузы. Кстати, такие лабиринты из кукурузы особенно популярны в США.

Квест-нереальность

Совершенно новый формат квестов. Это игра, которая происходит в воображении игроков. Суть квеста: игроков размещают в комнате, закрывают им глаза и погружают в атмосферу истории. Чтобы пройти квест, необходимо задействовать все органы чувств: слух, обоняние, осязание. Отличие этого квеста в том, что его сюжет нелинейный и имеет множество вариантов в зависимости от того, какое действие совершит игрок.

Данный проект предполагает открытие в г. Ростове-на-Дону квеста-воображения. На сегодняшний день подобных квестов в городе не существует. Именно этим объясняется выбор формата. Основным достоинством такого квеста является то, что его организация не требует дорогостоящих декораций и большого игрового пространства, что значительно сокращает затраты. Однако сложность организации квеста-воображения заключается в двух вещах: во-первых, сценарий такого квеста требует более тщательной и детальной проработки, чтобы создать действительно правдоподобную и интересную игру; во-вторых, для реализации сценария необходимы профессионалы, актеры, которые смогут воплотить задумку.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Данный проект предполагает открытие в г. Ростове-на-Дону первого квеста-воображения «Игра вслепую». Название точно отражает концепцию квеста. Особенность такой игры заключается в следующем:

1. Игроков помещают в комнате, усаживают на стулья и закрывают глаза непроницаемой черной повязкой. Благодаря тому, что глаза ничего не видят, остальные органы чувств начинают работать обостренно. Звуки, запахи, тактильное восприятие заставляет воображение работать и рисовать реалистичные картины. Чтобы решить головоломки, игрокам необходимо быть очень внимательными, поскольку прикосновения, запахи или звуки могут стать подсказками.

2. Все игроки команды находятся рядом и переживают один и тот же сюжет, но за счет индивидуальности воображения каждый видит игровую реальность по-своему. В этом и заключается одна из сложностей игры – чтобы разгадать головоломку, участники команды должны наладить коллективное взаимодействие. Правилами игры допускается держаться за руки, переговариваться, передавать друг другу предметы, но главное при этом – не вставать со стула.

Готовые идеи для вашего бизнеса

3. Помимо игроков, в квесте участвуют актеры, которые создают эту новую реальность Обычно, квест ведут два актера. Один из них выступает в качестве модератора, который исполняет роль рассказчика – он направляет игроков в течение всей игры. Второй актер создает атмосферу. Он может играть разных персонажей, переговариваться с игроками, взаимодействовать с ними, давать им различные предметы и даже озвучивать действия игроков. Например, если игроки решают разбить окно, то они услышат звук битого стекла, если сюжет перенесет игроков в больницу, то они почувствуют запах лекарств. Все это гарантирует игрокам 100% погружение в историю.

4. Сюжет квеста нелинеен, имеет сотни вариантов развития. Поворот сюжета зависит от того, какие действия совершают игроки на каждом из этапов квеста. Задача модератора здесь – очень четко знать все варианты сценария и уметь адаптировать его под конкретные действия игроков. Особенность этого квеста заключается в том, что происходящее максимально приближено к реальности: например, если игрок принял решение прыгнуть с самолета, но забыл надеть парашют, то его персонаж умирает – а игрок выходит из игры.

Нелинейность сюжета обеспечивает множественность вариантов самой игры, что позволяет одной и той же команде несколько раз проходить квест и каждый раз переживать новые эмоции и повороты сюжета.

5. Обычно игра длится полтора часа, в течение которых игроки успевают пройти несколько этапов квеста, принять множество решений, определяющих поворот сюжета. Но при этом всю игру они просто сидят на стуле – а их действия ограничены только воображением.

Следует учитывать такую сложность для организаторов – на практике нередко случалось, что игроки придумывали действия и ходы, которые не были предусмотрены в сценарии. Вся ответственность за выход их этой ситуации возлагается на модераторов, которые должны незаметно для игроков вернуть сюжет в нужное русло.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Сценарий такого квеста может быть абсолютно любой – все зависит от фантазии разработчиков. На данный момент квест-воображение предоставляют сценаристам огромное поле для творчества, так как возможности не ограничены. В таблице 3 приведены возможные сюжеты квестов. Это могут быть как отвлеченные темы, так и сюжеты по мотивам книг или фильмов. Например, в Москве открыли квест-воображение по Вселенной Звездных войн. А первый квест-воображение предлагает игрокам исследовать заброшенную больницу.

Таблица 3. Альтернативные варианты сюжетов квестов

Тематика

Описание сюжета

Проклятье старого дома

Жанр – хоррор. В данном случае легенда предполагает, что в дороге вашу компанию застает непогода. Вы решаете остановиться и прячетесь в заброшенном доме, где начинают происходить различные события. Игрокам необходимо выбраться из дома, полного призраков и тайн. Здесь главная цель напугать, «пощекотать нервы» игрокам. Нужный эффект достигается как посредством самой легенды, так и вызыванием неприятных, пугающих ассоциаций. Например, могут быть задействованы звуки: скрежет, скрип, рычание, крик и т.д. Или неприятные тактильные ощущения: холодные, липкие и прочие, вызывающие дурные ассоциации. Задача квеста – выбраться из дома.

Крушение самолета

Жанр – экшн. Данный квест предполагает множество различных действий. Легенда: игроки терпят бедствие, их самолет падает, а оставшимся в живых пассажирам придется разгадать тайны острова, на котором они оказались. В квесте могут быть задействованы множество звуков, начиная шумом волн и заканчивая криками животных, обитающих на острове; тактильными ощущениями – вода, песок; и даже вкусом – например, по ходу игры нужно будет добыть пропитание, для чего потребуется задействовать вкусовые рецепторы. Задача квеста – спастись с необитаемого острова.

Расследование вслепую

Жанр – детектив. Этот квест состоит из логических загадок, которые возможно решить благодаря органам чувств. Легенда: игроки – детективы, которые расследуют череду зверских преступлений. Детективы оказываются на месте очередного преступления, но внезапно попадают в ловушку. Теперь, находясь в темноте, в замкнутом пространстве, они должны посредством логики расследовать дело и вычислить преступника. У детективов есть возможность совершить один звонок, чтобы сообщить имя преступника и вызвать подмогу. Задача квеста – вычислить преступника.

Стоимость прохождения одного квеста для команды из 4 человек составляет 3000 рублей. За каждого следующего игрока – доплата 500 рублей.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Потенциальные покупатели: в основном, это молодежь в возрастной категории 18-35 лет. Ориентироваться следует на людей, чей достаток оценивается как средний или выше среднего. Нельзя исключать из числа потребителей корпоративных клиентов - в настоящее время растет популярность квестов в этой категории потребителей.

Целевую аудиторию можно сегментировать более узко:

Студенты в возрасте 18-23 лет. Основное время посещения локаций данной группой приходится на утренние и дневные часы, так как цена посещения ниже, чем в вечернее время;

Работающие люди, посещающие квест-комнаты в вечерние, ночные часы и в выходные дни;

Корпоративные клиенты, использующие квест-проекты как один из способов неформального сплочения коллектива.

Для планирования стратегии продвижения проекта на рынке необходимо провести SWOT-анализ.

Таблица 4. SWOT-анализ квеста

Сильные стороны проекта

Слабые стороны проекта

    Оригинальная идея, не представленная на местном рынке. Эксклюзивность предложения;

    Качественный, проработанный, интересный сценарий квеста;

    Специфика формата и нелинейность сюжета обеспечивает возможность повторного посещения квеста;

    Приветливый, опытный персонал;

    Возможность расчета с использованием различных форм платежей;

    Возможность ознакомиться с отзывами предыдущих клиентов;

    Качественное ведение клиентской базы;

    Акции и дополнительные услуги;

    Более низкие затраты в сравнении с классическими квест-румами

    Сложность генерации оригинальной идеи сценария;

    Наличие негативных отзывов может испортить впечатление о локации;

    Риск неявки клиента в забронированное время в случае отсутствия предоплаты;

    Стоимость прохождения квеста выше среднерыночной, что может снизить востребованность квеста;

    Высокая зависимость качества игры от профессионализма модераторов

Возможности проекта

Угрозы проекта

    Новизна идеи, интерес к ней потребителя

    Возможность расширения рынков сбыта в масштабах страны и зарубежья;

    Возможность распространять бизнес по франшизе;

    Взаимодействие с развлекательными проектами (кафе, кинотеатры и т.д.) с целью привлечения клиентской базы.

    Рост числа конкурентов на рынке;

    Ценовой демпинг со стороны конкурентов;

    Непредсказуемость предпочтений клиентов;

    Скачкообразность спроса;

    Большая чувствительность этого вида бизнеса к условиям внешней среды

    Угроза плагиата идей конкурентами;

    Угроза «спойлеров» от игроков, которые прошли квест;

    Потребность в профессиональных ведущих квеста, найти которых довольно сложно

Способы продвижения квеста можно разделить на онлайн и оффлайн рекламу. К оффлайн рекламе относятся все инструменты привлечения на интернет-площадках:

    Продвижение сайта в поисковых системах;

Среди онлайн-методов можно выделить следующие:

    Раздача флаеров в местах скопления целевой аудитории (около университетов, в торговых центрах, у кинотеатров);

    Взаимодействие с кафе, кинотеатрами, службами доставки еды - можно предложить оставить флаеры с контактами вашего квест-проекта партнеру взамен на размещение их промо-листовок в вашей локации;

    Спонсорское участие в различных мероприятиях.

Проведение рекламных акций позволит привлечь поток клиентов в первые месяцы после открытия локации. Например, можно предложить скидку на первое посещение квеста или устроить в социальных сетях конкурс репостов, главным призом в котором станет бесплатное посещение квеста. Совокупность всех вышеперечисленных мероприятий повысит лояльность посетителей и позволит получать до 15 заявок в день.

Таким образом, ориентировочный маркетинговый план включает:

    Создание собственного сайта. Во-первых, на нем посетитель сможет ознакомиться с идеей квеста, узнать контактную информацию, а самое главное, узнать свободное время для посещения и самостоятельно забронировать игру. Затраты на создание собственного сайта составят около 30000 рублей.

    Группы в социальных сетях. Этот вид продвижения будет дополнять сайт. Здесь можно наладить обратную связь с целевой аудиторией, также производить запись на посещение квестов, информировать подписчиков о проведении акций, выкладывать фотографии команд, прошедших квест, и их отзывы. Также можно проводить конкурсы, размещать информацию развлекательного характера по игровой тематике и т.д. Затраты на этот вид рекламы составят 15000 рублей.

    Раздача флаеров, листовок. Делать это необходимо вблизи торгового центра, а также размещать их у компаний-партнеров. Планируется проведение акции, в рамках которой будут распространяться флаеры со скидочным купоном 10% на посещение квеста. Затраты на этот вид рекламы составят 10000 рублей.

    Проведение конкурса репостов, главный приз – бесплатное посещение квеста. Это позволит охватить большое количество потенциальных клиентов.

Таким образом, бюджет маркетинговой кампании составляет 60 000 рублей. Эффективное продвижение квеста позволит за короткий период привлечь посетителей и обеспечить максимальную загрузку квеста. При 12-часовом графике работы максимальное число команд, которые может принять квест продолжительностью 1,5 часа, равно 7. Максимальная дневная выручка квеста: 7*3000=21 000 (руб.).

Планируемый объем выручки рассчитывается, исходя из 85% загрузки квеста и среднего чека, равного 3200 руб. (поскольку численность некоторых команд может быть больше 4 человек). В соответствии с указанными параметрами, месячный объем выручки составит: 3200*7*0,85*30= 571 000 (руб.). Выйти на планируемый объем продаж планируется на 7-ой месяц работы квеста.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Открытие квеста и организация его деятельности подразумевает следующие этапы:

1) Выбор местоположения и помещения. Территориальное расположение квеста не так важно, предпочтение следует отдавать подвальным помещениям – стоимость аренды ниже. Квесты не требуют расположения в точках с высоким пешеходным трафиком, поскольку посещение квеста не спонтанно, а планируется заранее.

В отличие от квест-румов, где важна площадь помещения для размещения локаций, данный проект не нуждается в большом пространстве. Чтобы разместить квест-воображение, достаточно будет площади 50 кв. м., из которых 25 кв.м. отводится на «комнату-локацию», 10 кв.м. на зону приема посетителей, а остальные 15 кв.м. на санузел и подсобное помещение.

К самому помещению предъявляются базовые требования: наличие необходимых коммуникаций - электричество, вода, отопление; свободная планировка. Также обязательно, чтобы помещение соответствовало санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности.

Для реализации данного проекта, планируется арендовать помещение площадью 50 кв.м. стоимостью 35 000 рублей/месяц.

2) Оформление помещения. В отличие от классических квест-комнат, где на оформление помещение является самой затратной частью реализации проекта, квест-воображение может реализован в обычном помещении. Для этого потребуется косметический ремонт всех зон квеста. На данную статью затрат потребуется 70000 рублей.

3) Написание сценария. Этот пункт является самым важным при создании квеста, поскольку от него зависит весь успех проекта. Стоит иметь в виду, что стоимость сценариев квестов на «воображение» значительно выше обычных «квест-румов». Согласно данным сайтов квестомат.рф, квестоделы. рф, drkvest.ru сценарий обычного квеста стоит в пределах 30000-40000 рублей, а срок его написания составляет 10 дней. За оригинальный сценарий квеста-воображения придется заплатить в два раза больше, а его разработка может затянуться на месяц. Эти сроки следует учитывать, когда планируется открытие проекта. На этой статье расходов экономить нельзя.

В данном проекте планируется приобретение оригинального сценария стоимостью 100 000 рублей.

4) Приобретение реквизита. После того, как сценарий определен, необходимо приобрести бутафорию, которая будет задействована в квесте. В данном случае не потребуется создавать сложные декорации и разрабатывать механизмы, но подбор реквизита нужно осуществлять очень скрупулезно, четко придерживаясь сценария. Впечатление игроков от квеста зависит и от того, насколько точно реквизит соответствует легенде сценария. Это позволяет поддерживать атмосферу и удерживать игроков в той реальности, что диктует сценарий квеста. Важным элементов реквизита являются черные светонепроницаемые повязки на глаза. Приблизительные расходы на приобретение реквизита составляют 50 000 рублей.

5) Приобретение мебели и техники. Помимо реквизита для организации квеста, следует приобрести мебель для зоны приема посетителей, компьютер и элементы декора. В таблице 5 представлен примерный перечень необходимого оборудования. В соответствии с расчетами, общая сумма расходов на мебель и технику квест-рума составит 124 000 рублей.

Таблица 5. Расходы на мебель и оборудование квеста

Статья расходов

Количество, шт.

Цена, руб.

Затраты, руб.

Мебель



Стулья для игроков

Стойка рессепшен

Ячейки для хранения вещей (комплект)

Журнальный столик

Кулер с водой

Техника



Компьютер

Фотоаппарат

Аудиосистема


ИТОГО:

6) Подбор персонала. Для обычных квест-комнат не требуется квалифицированных специалистов – с обязанностями администратора может справляться практически любой сотрудник. Специфика квестов «на воображение» заключается в том, что к администраторам предъявляются особые требования: опыт работы, актерские данные и т.д. Поэтому подбор подходящих кадров может занять немало времени. Следует также понимать, что хороший специалист не станет работать за низкую оплату труда, поэтому необходимо установить достойную заработную плату.

Так как квест работает 7 дней в неделю, следует нанять 4 сотрудников, которые будут работать в паре посменно (график 2 через 2). Помимо этого потребуется бухгалтер и уборщица. В обязанности администраторов-актеров будет входить: ведение записи команд, инструктаж игроков, подготовка и уборка квест-комнаты, ведение аккаунтов в соц. сетях. Функции управленца и бухгалтера планируется возложить на предпринимателя.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Начальным этапом открытия квеста является регистрация бизнеса в государственных органах и оформление всей необходимой документации.

Для ведения коммерческой деятельности регистрируется ООО с упрощенной системой налогообложения («доходы» по ставке 6%). Вид деятельности согласно ОКВЭД-2:

93.2 – Деятельность по организации отдыха и развлечений.

График работы квеста – ежедневно, с 10:00 до 22:00. Исходя из этого, формируется штатное расписание. Так как заведение открыто 7 дней в неделю и 12 часов в сутки, следует организовать посменный график работы для основного персонала.

В данном проекте предприниматель исполняет обязанности управленца и бухгалтера. Он занимается наймом персонала, разработкой маркетинговой политики, контролем за работой персонала и бухгалтерским учетом.

Таким образом, общий фонд оплаты труда составляет 191 100 рублей.

Таблица 6. Штатное расписание и фонд оплаты труда

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта, горизонт планирования составляет 3 года. Предполагается, что по истечении этого времени потребуется существенная перестройка бизнеса (открытие новых квестов, поиск новых форматов и т.д.).

Для запуска проекта необходимо рассчитать объем первоначальных инвестиций. Для этого нужно определиться с затратами на разработку сценария, приобретение реквизита, мебели и техники, рекламное продвижение, ремонт помещения и формирование оборотных средств, за счет которых будут покрываться убытки начальных периодов.

Первоначальные инвестиции для квеста составляют 500 000 рублей. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение реквизита, мебели и оборудования – 34,8%, доля расходов на разработку сценария – 20%, на аренду и ремонт помещения составляет –17,4%, на рекламу – 12%. Остальные статьи расходов занимают 15,8% от общего объема инвестиций. Проект финансируется за счет собственного капитала. Основные статьи инвестиционных затрат отражены в таблице 7.

Таблица 7. Инвестиционные затраты

Наименование

Сумма, руб.

Недвижимость

Аренда коммерческой площади за 1-ый месяц

Ремонт помещения

Оборудование

Мебель и оборудование

Нематериальные активы

Регистрация бизнеса, подготовка разрешительной документации

Разработка сценария

Оборотные средства

Оборотные средства


Итого:

500 000 ₽

Для упрощения финансовых расходов все расходы в данном проекте отнесены к категории постоянных. Они состоят из арендной платы, коммунальных платежей и оплаты Интернета, фонда заработной платы, расходов на рекламу и амортизационных отчислений. Размер амортизационных отчислений определяется линейным методом, исходя из срока полезного использования основных фондов в 3 года.

Таблица 8. Постоянные затраты

Таким образом, были определены постоянные ежемесячные расходы в размере 260 100 рублей.

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Срок окупаемости проекта при первоначальных инвестициях в 500 000 рублей составляет 6 месяцев. Выход на плановый объем продаж планируется на 7-ой месяц работы. При этом чистая прибыль в месяц составит 275 000 рублей. Объем чистой прибыли за первый год работы составит 1 900 000 рублей. Рентабельность продаж в первый год работы – 36,4%.

Чистая приведенная стоимость положительна и равна 593 440 рублей, что позволяет говорить об инвестиционной привлекательности проекта. Коэффициент рентабельности инвестиций составляет 40,78%, внутренняя норма прибыли превышает ставку дисконтирования и равна 23,57%, а индекс доходности больше единицы и равен 1,19.

9. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Для оценки рисковой составляющей проекта необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.

Перечислим основные факторы риска и способы реагирования на угрозы. К внешним рискам относятся:

1) Открытие в городе прямых конкурентов, что приведет к перераспределению клиентской базы и прибыли, демпингу, росту затрат на рекламу. Снизить влияние этого риска возможно при формировании собственной клиентской базы, созданию оригинального сценария, создания программ лояльности, разработке уникального торгового предложения, стимулировании лояльности потребителя;

2) Сезонное снижение продаж. В целом, рынок квестов характеризуется ярко-выраженной сезонностью: летом количество посещений падает. Нивелировать риск возможно при эффективной рекламной политике и проведении различных акций для дополнительного привлечения аудитории;

3) Снижение доходов населения. Это влечет к сокращению платежеспособного спроса. Снизить влияние риска возможно при помощи сокращения стоимости посещения квеста, а также скидочными программами.

К внутренним факторам рискам относятся:

1) Некачественная работа сотрудников. Этот риск имеет наиболее серьезные последствия, поэтому следует уделить особое внимание предупреждающим мероприятиям. Снизить вероятность наступления угрозы проще всего на этапе подбора персонала – для этого необходимо тщательно изучить все возможные вакансии и провести творческое задание, по результатам которого будут выбраны сотрудники. Также можно проводить различные тренинги по повышению квалификации сотрудников и предусмотреть систему поощрения работников, зависящую от выручки;

2) Невыполнение плана продаж. Снизить этот риск можно посредством проведения промоакций для увеличения посещаемости, пересмотра политики продвижения квеста, получения обратной связи от посетителей;

3) Неактуальный сценарий. Непопулярный сценарий равен низкой посещаемости. Чтобы избежать этого, требуется грамотно подходить к выбору тематики квеста и анализу предложений на рынке;

4) Снижение репутации заведения в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг, что влечет за собой потерю клиентов и сокращение выручки. Нивелировать риск возможно при проведении постоянного контроля качества услуг, отслеживанию отзывов посетителей квеста и проведении корректирующих мероприятий.

Вокруг Pokemon Go доказал, что механика видеоигр отлично приживается в реальности. Еще раньше в этом убедились создатели квестов (от англ. quest - поиск). Изначально так назывался жанр консольных игр, в которых нужно было выбраться из виртуальной комнаты, решая головоломки.

Перенести этот нехитрый сюжет в осязаемый мир догадался японец Такао Като. В 2007 году он придумал Real Escape Game, участники которой должны были искать подсказки и всячески шевелить мозгами, чтобы успеть выбраться из запертой комнаты за 60 минут (удавалось далеко не всем). Квесты стали невероятно популярны в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. Через несколько лет приятель Като Казуя Ивата запустил франшизу Real Escape Game в США.

В 2011 году этот новый вид развлечений покорил Европу. Пионером стала венгерская компания Parapark, вслед за ней появилось еще несколько компаний. Благодаря им Будапешт стал европейской столицей квестов - многие специально приезжали туда ради этих игр.

Первопроходцем российского рынка квестов стала компания «Клаустрофобия». Предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли первую московскую площадку в 2013 году. На первых порах у них было два квеста - «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». За ними последовал аналогичный проект «Лаборатория 33», а дальше ниша выстрелила и начала расти как на дрожжах.

Сначала создатели квестов ограничивались очевидными сценариями вроде побега из тюрьмы и ограбления банка. Потом возрастающая конкуренция заставила их экспериментировать и включаться в гонку вооружений по техническому оснащению комнат (датчики, контроллеры и прочие атрибуты ).

Какие бывают квесты

По формату квесты делятся на несколько видов:

  • «Выйти из комнаты» - классический квест, в котором команда до пяти человек должна выбраться из комнаты за час;
  • Перформанс - квесты с участием актеров, которые приближаются к театральной постановке;
  • Экшн-квесты - спортивные игры с акцентом не на головоломки, а на ловкость и скорость реакции;
  • Городские квесты - игры на открытом воздухе - обычно это авто-, вело- или фотоквесты;
  • Ролевые квесты - игры, в которых каждый участник получает роль и цели своего персонажа (обычно проводятся в кафе);
  • Корпоративные квесты - игры для сотрудников, часто проводятся на территории заказчика.
Больше всего россиянам полюбились страшные квесты по фильмам и играм (например, «Пила», Fallout). В каникулы весьма популярны квесты для детей. Есть более мелкие категории вроде 18+ и квестов с виртуальной и дополненной реальностью.

Когда квестов на российском рынке стало действительно много, появились специальные агрегаторы. Эти площадки собирают отзывы и составляют рейтинги. Они помогают пользователям выбрать подходящий квест, а организаторам игр - привлечь дополнительную аудиторию. Хотя с этим согласны не все. Например, PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров считает, что агрегаторы не играют существенной роли в привлечении клиентов - их посещаемость относительно невелика.

Раздел с квестами есть на сайте «Яндекс.Афиши». В мае компания «Афиша» купила 50% агрегатора квестов All Escape Games и запустила маркетплейс с возможностью бронировать билеты. Недавно агрегатор культурных событий KudaGo запустил похожую площадку в партнерстве с компанией «Мир квестов».

Как устроен рынок квестов в России

За два с половиной года новорожденный рынок квестов вырос в разы и эволюционировал, пережил резкий бум и резкий спад , гибель сотен слабых игроков и многочисленные поглощения - словом, созрел. По разным оценкам, сейчас в этой сфере насчитывается от 500 до 950 компаний различного масштаба - от крупных франшиз до владельцев одного квест-рума. Квесты сейчас присутствуют во всех российских городах с населением больше 300 тысяч человек, прикидывает руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев.

Крупнейшие игроки - «Клаустрофобия», «Выход», Lost, Cityquest, «Квеструм», «Ловушка», True exit, «Выйти из комнаты», Quest Quest, iLocked, «Взаперти», «Серьезные игры» и другие.

Даже наступивший кризис не стал серьезной помехой развитию квестов - как это всегда бывает с развлечениями, в тяжелые времена люди еще больше хотят получить заряд ярких эмоций и отвлечься от суровой действительности. Правда, рынок сильно поредел - выжили сильнейшие. «Квесты открываются и закрываются в России каждый день, - говорит руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Об этом можно судить по количеству объявлений о продаже квестов на Avito. Мы ожидаем, что в этом году закроется около 30% компаний».

«Экономический спад отсеял низкокачественные квесты с неинтересной сюжетной линией и оставил на рынке исключительно качественные, - констатирует руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Причем новые проекты могут успешно развиваться без франшиз, потому что новизна и увлекательность сценария оказались важнее популярности бренда».

Кто ходит на квесты

Аудитория квестов не ограничивается геймерами. Основная масса игроков - люди с достатком выше среднего от 18 до 35 лет. Сейчас число попробовавших квесты растет благодаря детским квестам и подарочным сертификатам, отмечает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров.

«Публика разношерстная, - констатирует гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб. - Тут и школьники, которые уговаривают родителей и учителей сопроводить их в страшилку, и офисные трудяги, отправляющиеся в бой в рубашках и костюмах. Бабушки приводят внуков, молодые родители играют с детьми в слингах». По его словам, даже в миллионниках об этом виде досуга знает только половина целевой аудитории, не говоря уже о провинции - рынку пока есть куда расти.

Сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов полагает, что на данный момент квесты попробовала всего пара миллионов россиян. А вообще играть в них могут все, кто способен дойти до кинотеатра.

Как построить бизнес на квестах

За два года квесты стали популярным видом бизнеса по франшизе. Эту модель развития заложила «Клаустрофобия», которая до сих пор остается самой известной франшизной сетью квест-румов. Региональные предприниматели полюбили квесты за возможность быстро заработать без значительных вложений, но сейчас условия изменились. Сначала главной трудностью было то, что обыватели попросту не знали о квестах. Потом низкий порог входа привел к перенасыщенности рынка, особенно в миллионниках.

Поэтому участникам рынка приходится демпинговать и лезть из кожи вон, чтобы обойти конкурентов по качеству игр и эффективности маркетинга. Для этого нужны большие бюджеты и широкая линейка квестов, считает сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов. А компании с одной-двумя играми смогут работать только в городах, где квестов нет совсем.

Эксперты Венчурного фонда Промсвязьбанка (специализируется на инвестициях в реальный сектор) советуют запускать новые квесты в крупных региональных центрах, где много потенциальных клиентов (платежеспособная молодежь и бизнес-сегмент). Также перспективны города с растущей экономикой, где жители удовлетворили базовые потребности и интересуются необычными развлечениями. Но такие окна возможностей имеют свойство быстро закрываться.

«Когда конкуренция и технологичность квестов были низкими, можно было открыть несколько комнат в пределах миллиона рублей, - вспоминает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - А сейчас для того, чтобы хорошенько подогреть публику, построить и раскрутить хороший квест-рум, необходимо минимум 2,5-3 млн руб. Есть способ значительно сократить издержки - купить франшизу у сильных игроков. Это позволит сэкономить на разработке сайта, создании сценариев и маркетинге, а главное - не наступить на грабли, на которые много раз наступали до вас».

Чтобы не сбавлять темпов роста, крупные игроки выходят на новые рынки - например, «Выход» и «Квест Хаус» открывают филиалы в Европе и СНГ. Многие осваивают новые ниши - детские и корпоративные квесты, в которых конкуренция еще не так высока. «Особенно хороши перспективы в не самых популярных форматах - автоквесты, городские квесты и тимбилдинги в офисах, - советует руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев. - Не менее интересен рынок мобильных квестов, связанных с геолокацией».

Мегаполисы перенасыщены квестами, поэтому новым франчайзи остается покорять провинцию. Сейчас квест-румы открываются в небольших городах вроде Коврова и Альметьевска (с населением около 150 тысяч человек). Конечно, в глубинке свои сложности. Аудитория там более консервативная - придется попотеть с маркетингом, чтобы донести до неискушенных потребителей всю прелесть нового развлечения. А когда публика распробует и захочет еще, локальному игроку с двумя-тремя играми будет больше нечего им предложить и они поедут за впечатлениями в более крупный город.

Поэтому предпринимателям из провинции подойдут адаптируемые и технически простые форматы - например, выездные игры для праздников. Другие собеседники Rusbase не советуют открывать квест-румы в городах менее 300 тысяч человек и ролевые квесты - в городах менее 500 тысяч человек. Согласны эксперты в одном: запускаться без франшизы сейчас неразумно.

«Одиночным проектам на рынке нет места, - убежден руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Существующие организаторы квестов объединяются, чтобы оптимизировать административные издержки и бюджет на рекламу».


В этом году на порядок меньше заявок на франшизы в крупных городах, отмечает представитель портала о франчайзинге «Бибосс» Елена Пономарева. По ее словам, сегодня пользуются спросом недорогие франшизы квест-комнат с инвестициями от 150 тысяч рублей, которые можно запустить в регионах.

«Франшизы квестов перспективны в неосвоенных регионах, где опыт крупных игроков поможет избежать ошибок и быстро окупить инвестиции, - говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Конкуренты не дремлют, поэтому важно быстро выводить квесты на рынок (примерно за три месяца). Франшиза позволяет упростить этот процесс, но отсутствие увлекательного сценария может свести на нет все усилия».

Кроме инвестиций, для старта бизнеса на квестах придется найти достойные кадры. Иногда это становится проблемой. Для проектирования и строительства квест-румов вам понадобятся хорошие инженеры, декораторы, электрики и программисты. После запуска успех проекта зависит от ответственных операторов квестов, толковых маркетологов и харизматичных актеров (для перформансов). Как правило, их приходится выращивать самим.

Еще одна проблема рынка - дискредитация формата квестов неопытными игроками. «Есть компании с хорошим маркетинговым отделом, но с плохим продуктом, - сетует PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - Они привлекают много клиентов, которые разочаровываются в квестах и теряют желание возвращаться к этому формату развлечений». «Часто это творческие люди, которые на эмоциях запускают свой первый бизнес», - объясняет слабость новичков гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб.

Тем не менее, квесты могут приносить высокий доход. Для этого нужны качественный продукт, грамотный маркетинг и платежеспособная аудитория. Поэтому начинающим лучше опереться на опыт франчайзера. Чтобы выбрать франшизу, эксперты советуют смотреть на:

  • стоимость франшизы,
  • размер ежемесячных отчислений,
  • качество квестов и их сценариев,
  • присутствие в вашем городе,
  • наличие сопровождения и технической поддержки.

Крупнейшие франшизы совпадают с топом российских игроков, но экономический вес франчайзера не гарантирует самых выгодных условий.

Будущее квестов в России

Из прогнозов причастных к этой индустрии можно сделать три главных вывода. Во-первых, ключевые игроки продолжат расти и поглощать мелких, которым все сложнее привлекать аудиторию и конкурировать с чужим разнообразием.

Во-вторых, предложение крупных сетей будет расширяться за счет новых форматов квестов - лабиринты, битвы на танках, квесты со стрельбой, бегство от зомби и т.д. Различные жанры будут подогревать спрос друг на друга, удерживая подсевших игроков и охватывая новых.

В-третьих, вырастет качество квестов - аудитория становится все более привередливой, да и технический прогресс не стоит на месте. Организаторы игр будут осваивать технологии , возводить все более масштабные декорации. В общем, самое интересное впереди.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Развлечения - одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Мировая индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является значимой частью экономики большинства стран. О том, как войти в эту нишу и взять свой «лакомый» кусочек этого пирога, мы поговорим с экспертом - , предпринимателем, основателем квест-проекта « ».

С чего начать?

Итак, с чего начать? Вообще, учитывая нынешнюю экономическую обстановку и высококонкурентность среды, открывать квест самостоятельно и с нуля, по мнению эксперта - очень рискованная затея. Лучше всего приобрести франшизу крупной, зарекомендовавшей себя сети и уже развиваться, избегая множества рисков, сопряжённых со спецификой бизнес-ниши (в один квест один человек приходит один раз). В каждом крупном городе уже есть серьёзные игроки, которые контролируют локально рынок. Сфера высококонкурентна, но основными конкурентами являются не столько другие компании-квесты, сколько иные представители сферы досуга и развлечений: кинотеатры, аттракционы, аквапарки, различные секции, клубы и прочее. Успех определяется возможностью выдерживать конкуренцию именно на этом уровне.

Личный опыт

В нашем случае работает эффект синергии. У нас сейчас в Казани сеть составляет 27 квестов, и если человек посетил один из квестов и остался доволен, то он обязательно посетит остальные квесты сети.

Основная целевая аудитория - молодые люди от 20 до 35 с доходом средним и выше, которые предпочитают активные виды отдыха.

Объем инвестиций

По мнению эксперта, многое зависит от того, насколько развит рынок квестов в отдельно взятом городе. Под развитостью подразумевается степень «насмотренности» горожан, это определяет уровень их взыскательности: чем больше видел зритель, тем сложнее его удивить.

Первый наш квест, который мы открывали два с половиной года назад, обошёлся нам в 150 тыс. рублей.

Сейчас у многих, кто открывается в большом городе, бюджет может доходить до 3 млн рублей. Такая разница объясняется тем, что простые и дешёвые методы достижения «вау-эффекта» за это время уже были использованы «первопроходцами», и «новички» вынуждены прибегать к более дорогостоящим решениям. Каждый последующий шаг на этом пути дорожает! Для сравнения, в Нью-Йорке открытие квеста стоит ориентировочно 30 тыс. долларов (приблизительно 2 млн рублей). По расчётам, в Москве на запуск необходимо не менее 7-8 млн рублей.

Что касается вопроса первоначальных затрат, то в случае франчайзи первым крупным вложением является приобретение франшизы (в том числе сценарий). Вторую половину расходов будут составлять:

  • элементы антуража и бутафория;
  • аренда помещения;
  • ремонт;
  • техническое оснащение: аудио-, видеоустройства и прочее.

Как найти финансирование? Поскольку у нас это не первое бизнес-направление, мы выработали следующую схему: перед стартом каждого нового проекта, мы определяем смету и общие денежные потоки, а потом идём в банк и берём в кредит необходимую сумму. Поскольку есть убеждённость, что каждый проект должен окупать себя сам. Нужно отметить, что такой подход очень рискован, если нет необходимого опыта и понимания того, как выходить из ситуации невозможности возврата кредита.

Пошаговая инструкция

По мнению эксперта, если есть желание вложиться в квест, то самым правильным решением будет найти команду людей, которые уже занимались открытием квестов или работают с крупной франшизой. Такая бизнес-схема является наиболее стабильной и устойчивой. В России есть 6-7 команд, которые пребывают в состоянии готовности выехать за границу и открываться там, если будут инвестиции.

Какой необходим персонал? На этапе строительства понадобятся специалисты-техники и электронщики. После запуска главным сотрудником и, что называется, лицом компании становится «хранитель ключей». Встречать и провожать гостей, проводить инструкцию, а также делать финальное фото - их основная задача. Контингент работников данной должности представлен, как правило, студентами и молодыми людьми. Главный привлекающий фактор для них - увлекательность и далекие карьерные перспективы.

Ребята, которые два года назад были у нас «хранителями» - открывали и закрывали двери - сейчас уже ездят по всему миру, занимаясь продажами, и по всей России, инспектируя филиалы.

Особенностью данного бизнес-направления является то, что ни скидки, ни какие-либо бонусы не будут побуждать клиента приходить в квест, если сценарий и его воплощение не будут его привлекать.

Человек либо приходит к тебе, либо не приходит. Не придет на плохой квест, даже если он будет бесплатным, и с легкостью отдаст хорошую сумму за хороший квест. Так устроена индустрия развлечений: все плохо, что не развлекает.

В связи с этим классический маркетинг может не дать должные результаты, если качество продукта не будет соответствовать должному уровню запросов. Главным конкурентным преимуществом квеста является его зрелищность.

Личный опыт

Мы организовывали своего рода квесты по городу. В этом случае участник не находится в помещении, а перемещается на автомобиле по городу, выполняя задания, предусмотренные сценарием квеста. Такие мероприятия выполняют функцию хорошего продвижения.

Как и в любых иных направлениях индустрии развлечений, местоположению необходимо уделить должное внимание. Рекомендуется открываться ближе к центру города или в местах высокой активности и доступности, но подальше от развлекательных заведений.

Ещё одним явным преимуществом данной ниши, по мнению эксперта, является простота выбора помещения. Существует два подхода в подборе помещения и организации пространства:

  1. поиск помещения исходя из запросов сценария;
  2. адаптация сценария под условия помещения.

В целом требования, предъявляемые к помещению в данной сфере, не отличаются строгостью. В большинстве случаев необходимо лишь согласование с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором. Для простоты решения задачи можно обратиться к компаниям, занимающимся получением разрешений.

Документы

Занимательным фактом является то, что в современном общероссийском классификаторе экономической деятельности понятие «квесты» отсутствует, и подобная деятельность относится к категории «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений». Лицензия не требуется. Удобнее, по мнению экспертов, открыть и регистрировать ООО, с упрощенным видом налогообложения «доходы», 6% налоговая ставка, так как издержки в этом бизнесе невысокие.

Интересный факт - в Германии есть требование согласовывать открытие любой организации с местным сообществом.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

В Европе и США ситуация с квестами иная: сроки окупаемости в целом там больше, но это опять же в пользу стабильности и устойчивости рынка. Наши квесты демонстрируют хорошие показатели общей рентабельности.

Нужно отметить высокую сезонность сферы. Большая активность наблюдается осенью и весной, в холодное время. Летом, как правило, люди в качестве отдыха отдают предпочтение вылазку на природу.

После выхода квестовых игр за пределы интернета количество их поклонников растет в геометрической прогрессии. Некоторое снижение деловой активности и общие кризисные явления экономики не влияют на спрос, более того, в трудные времена экстремальные и интеллектуальные игры всегда занимали пик своей популярности.

Организация квестовых комнат и проведение игр – перспективное и быстро развивающее направление ивент-бизнеса, которое успело «покорить сердца» миллионов игроков во всем мире и принести большую прибыль своим организаторам.

Что такое квест комната

Квестовые игры являются достаточно новым форматом для жителей России. Квест-комната – это закрытое помещение, из которого команде участников в среднем из 2-4 человек предстоит выйти за определенный отрезок времени, решая головоломки, опираясь на подсказки, которые спрятаны в этой комнате.

Квест-комнаты оснащены тематическими декорациями, соответствующей атрибутикой и реалистической бутафорией. Все окружение дает возможность оказаться в «другом мире», погрузиться в прохождение игры.

Дорогостоящие профессионально оборудованные комнаты имеют датчики анализа поведения игроков, спецэффекты. Любая мелочь может предать реалистичность игровой обстановке.

Тематика квестов может быть разной, как правило, это:

  • сюжеты фильмов;
  • компьютерные стратегии;
  • художественная литература.

Часто квест комнаты устроены по индивидуально составленному проекту. Каждый такой вариант находит своих поклонников, так как не имеет жестких ограничений.

Как организован бизнес на квестах

Потенциальными клиентами являются молодые люди возрастом 16-35 лет со средним и высоким уровнем дохода, которые ищут новые развлечения и предпочитают активный отдых. Также часто участниками квеста становятся корпоративные клиенты.

Стоимость часа такой игры варьируется в пределах от 1 до 4 тыс. руб., зависит от ценовой политики компании, времени и дня недели (вечером в выходные – дороже всего).

Большую перспективу эксперты прогнозируют данному бизнесу в регионах – где о подобных играх уже все слышали, но сыграть не приходилось. Несмотря на высокую конкуренцию в некоторых городах, даже мелкие фирмы, предлагая узкий спектр игровых услуг, имеют достаточное количество клиентов и неплохой доход.

В этой нише конкуренты скорее помогают друг другу, ведь пройдя один квест, всегда захочется найти еще что-то новое.

Основные условия

Для организации бизнеса на квестах необходимо определиться с форматом – будет ли это индивидуальный проект или работа по известной и показавшей успех франшизе. Затем нужно решить задачи:

  • подбор помещения;
  • разработка сценария;
  • оформление квест-комнаты;
  • сбор разрешительной документации;
  • маркетинговые мероприятия.

Квест-комната должна находиться в черте города, иметь аутентичный ремонт и соответствовать выбранной концепции.

Ключевой фактор такой игры – сценарий. В крупных компаниях, специализирующих на квестах, в штате работает опытная команда из сценаристов и режиссеров. Новичкам можно самостоятельно разработать план или купить подобный сценарий у более опытных представителей игрового рынка.

Значительные затраты пойдут на оборудование квест-комнаты, ремонтные работы и создание специфической обстановки. Главное – атмосфера, которая должна соответствовать выбранному стилю, декорациям, теме и задачам сценария.

Из персонала на этапе раскрутки достаточно самого организатора и 1-2 помощников, желательно с опытом работы в ивент-агентстве. Оплачивать их услуги можно почасово.

Ориентировочные инвестиции

Минимальная стоимость проекта начинается от 100 тыс. руб. Но чем интереснее, ярче обустроена квест-комната, тем больше капиталовложений потребуется. Ориентировочный верхний порог инвестиций для российского рынка составляет 2,5 млн. руб.

Основные постоянные затраты будут направлены на аренду помещения. Деньги на атрибутику и декорации могут быть минимальными, но если вовлечь различные спецэффекты, которые увеличат популярность заведения, стоимость открытия проекта увеличится. За игроками желательно вести наблюдение, для этого нужно приобрести соответствующее оборудование.

Цену за час квеста устанавливает организатор. На старте не рекомендуется требовать большую цену – 1,5-2 тыс. будет достаточно для быстрой окупаемости проекта и привлечения постоянных клиентов.

Несмотря на высокий порог вхождения, рентабельность данного бизнеса достаточно высока. Как правило, окупить стартовые вложения можно уже за полгода.

Как это работает

Идея квестов достаточно новая для нашей страны, не надоевшая, интригующая. Поэтому вероятность, что доход увеличится в несколько раз уже через год-два достаточно высока. Главное – начать действовать вовремя.

После организации проекта задача организатора – заниматься продвижением, формируя базу клиентов. Участники в телефонном или онлайн режиме бронируют время и оплачивают игру.