Эвенки быт и традиции. Языческие обычаи и обряды эвенков

Численность - 30163 человека.

Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.

Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский края, Иркутская, Читинская, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.

Фотоальбом о природе и людях Северо-запада Якутии.

Наиболее широко расселились в Средней и Восточной Сибири между правыми притоками Оби на западе и Охотским побережьем и островом Сахалин на востоке, побережьем Северного Ледовитого океана на севере, Забайкальем и р. Амуром на юге. За пределами России, в Северо-Восточном Китае (в Маньчжурии, по отрогам Хингана) и в Монголии (верховья р. Иро и оз. Буир Hyp ) живут примерно 20 тыс. эвенков. Самоназвание - эвэнк, эвэн. Местные группы называют себя также орочон - от р. Оро или от орон - «олень» (забайкальско-амурские), илэ - «человек» (катангские и верхнеленские), мата (олекминские), килэн (жители Охотского побережья) и др. В XIX - XX вв. они были известны как тунгусы. Это слово возводят к древнему (первые века до н.э.) центрально-азиатскому этнониму дун-ху - от монгольского тунг - «лесные» либо якутского тот уос - «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке. Эвенкийский язык делится на три большие диалектные группы: северную, южную и восточную. Внутри их вы­деляют территориальные группы - илимпийскую, амурскую, охотскую, подкаменнотунгусскую и др. Говорят также на русском (свободно владеют - 55,4%, считают родным - 28,5%) и якутском языках. Эвенкийская письменность была создана в 1931 г. на основе латинского, а с 1937 г. - на основе русского алфавита. О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков н.э. Согласно китайским источникам, на рубеже н.э. в некоторые южные районы Большого Хингана продвинулось немногочисленное племя скотоводов (уваней), которые смешались с аборигенами Забайкалья и Приамурья - уральцами по языку, знавшими транспортное оленеводство. Периодически к уваням присоединялись новые выход­цы с юга, главным образом тюрки, а также группы чжурчжэней и монголов. В IX в. выход в Забайкалье тюркоязычных курыканов, южных предков якутов, дал первый толчок к расселению тунгусов по сибирской тайге на запад и восток от Байкала и на север по р. Лене.

Объединение монгольских племен и образование монгольского государства в XII - XIII вв. стало вторым толчком к продвижению народов из При- и Забайкалья вниз по Лене и Алдану к Охотскому морю. В результате этих миграций сложились различные хозяйственно-культурные типы: «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и мурчен - «конные» (коневоды). Последние были известны в Забайкалье как хамниганы, солоны, в Среднем Приамурье - как бирары, манегры и др. Контакты с русскими возникли с начала XVII в. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни. Основными орудиями охоты служили ружье (пэктырэ-вун), самострел (бэркэн, алана), копье (гида), большой нож на длинной рукояти (кото, уткэн), различные ловушки - петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) и подбитых камусом (суксилла), с собакой, верхом на оленях, загоном с ловчими ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, с сетью, подкарауливали зверя у водопоя и переправы.

Оленеводство в основном имело транспортное направление. Оленьи стада были небольшими (от 15 до 100 голов). Уход за животными заключался в постоянной смене пастбищ, сооружении изгородей во время отела, дымокуров, теневых навесов, холощении и лечении. Забивали домашних оленей на мясо только в случаях неудачного промысла или когда семье угрожал голод. Рыболовство носило сезонный характер, лишь в ряде районов рыбу ловили круглый год. На Енисее, Верхней Ангаре, Витиме добывали тайменя, карася, окуня, щуку, налима, на Охотском побережье и Амуре - кету, лосося, осетра, белугу, сазана. На Байкале и Охотском побережье промышляли тюленя трезубой острогой (кирамки), сетью (адыл), а дальневосточные - гарпуном (дэбгэ, элгу). Орочоны били рыбу из ружья, использовали удилище (налума). Зимой над прорубью сооружали небольшое укрытие и ловили рыбу на удочку (хинда) или острогой с приманкой в виде костяной рыбки (печер). Осенью мелкие реки перегораживали запо­рами (укикит) с плетеными ловушками-мордами. Летом рыбу лучили с лодок-берестянок (дяв) или долбленок (он-гкочо), некоторые группы имели дощатые лодки, как на Нижней Тунгуске. У орочонов для переправы через реки служили лодки из лосиной кожи на каркасе (мурекэ). Собирательство имело подсобное значение. Собирали са­рану, черемуху, черемшу, дикий лук, ягоды и кедровые орехи. Степные группы «конных» были кочевыми скотоводами, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими занимались земледелием и огородничеством, владели кузнечным делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, делали домашнюю утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы. Изготовление лодок-берестянок, покрышек на чум, седел, нарт, лыж, одежды, ковров, переметных сум имело товарное значение.

Зимние стойбища - зимники (мэнэйен) состояли из одного-двух чумов и размещались рядом с пастбищами диких оленей, весенние (ненгнеркит) и осенние (хиголоркит) - с местами отела и гона животных. Летние стойбища - летники (дюворкит) насчитывали до 10 чумов и располагались у рек в местах рыбной ловли. Зимники и летники служили двум-трем и более поколениям. Вдоль кочевых троп устраивали кратковременные стоянки (урикит). Основное жилище - переносной конический чум (джу, дю, дюкан) с каркасом из 40 шестов, крытый летом берестой, зимой - ровдугой. В центре устраивали очаг, над ним - жердь для котла (икэптун). Места за очагом напро­тив входа (малу) предназначались для гостей, справа и слева от входа (чонга) - для хозяйки, дальше (бе) - для остальных членов семьи. Был также известен корьевой чум, летом крытый дерном, зимой - еще и снегом (голомо, утэн). Кроме того, у различных групп (манегры, бирары) бытовали чум, крытый тростником и травой, четырехугольные дома из жердей и коры (угдан) - к востоку от Витима и на Охотском побережье, полуземлянки (кал-тамни) - у непских. У русских эвенки заимствовали срубное жилище (Катангский район, Приамурье, Забайкалье, Верхняя Лена), у якутов - бревенчатую юрту (балаган) и летнюю урасу, у бурят в Забайкалье - войлочную юрту. В Приамурье было известно жилище типа ульчско-го хагду (калта). Хозяйственные постройки - свайные настилы (дэлкэн), срубные амбары и лабазы-помосты на невысоких сваях (нэку), вешала (меван, капиталги). Из бересты изготавливали сосуды (чуманы - квадратные и плоские емкости, чумашки - мелкие чашки, туясы - высокие сосуды для воды и др.), короба для запасов, одежды, инструментов, женских принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др., имели также деревянную долбленую посуду. В XIX в. вошла в обиход покупная утварь - медные котлы, чайники, фарфоровые чашки, хранившиеся в «чайном» ящике. Ели мясо диких животных и рыбу. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой (кул-нин), копченое - с брусникой (тэлик), густой мясной суп с кровью (нимин), колбасу с жиром (кучи), кровяную колбасу (буюксэ), суп из сушеного мяса, заправленный мукой или рисом с толченой черемухой (щер-ба)у мороженую рыбу (та-лака), вареную рыбу, растертую с сырой икрой (султа). Охотские, илимпийские и амурские эвенки делали юколу, толкли ее в муку (пурча), употребляли с нерпичьим жиром, конные предпочитали конину. Летом пили оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, сбивали из него масло. Чай пили также с брусникой, шиповником. Курили листовой табак. Мука была известна задолго до прихода русских, но забай­кальские скотоводы делали из нее похлебку или жарили с жиром. Хлеб научились выпекать у русских.

Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю - из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм включал распашной кафтан (летний - сун, зимний - хэгилмэ, мукэ) с двумя широкими складками сзади (для удобства посадки на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский - нэлли - с прямым нижним краем и мужской - хэлми - углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), штаны-натазники (хэрки), ноговицы (арамус, /уруми). Обувь короткую (унтал отсюда русскии термин «унты») и длинную (хэвэри, бакари) изготавливали из камуса. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п. Характерный головной убор делали из целой шкуры с головы оленя (авун и мета), отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером. У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых районах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье коневоды носили халаты с запахом слева направо, а с XIX в. распространилась русская одежда. Традиционной прической были длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером (чирэптун). Восточные эвенки-мужчины стригли волосы, а женщины обматывали две пряди или косы вокруг головы и покрывали их платком. До XX в. некоторые группы наносили на лицо татуировку.

Эвенк охотник. 60-е годы ХХ в.

В XVII в., согласно русским источникам, у тунгусов (эвенков и эвенов) отмечено около 360 отцовских родов (тэгэ). В среднем род насчитывал до 100 человек, связанных единством происхождения, общим культом огня. Род обычно называли именем предка с окончанием «гир», например Самагир, Калтагир и др. Во главе его стоял либо авторитетный старейшина-вождь («князец»), либо лучший охотник-воин из молодых (сонинг), либо шаман (он же мог быть и вождем), либо кузнец (тавин), либо просто богатый оленевод. Имелось небольшое количество домашних рабов из военнопленных. В особо важных случаях, на­пример при межродовых конфликтах, собирали совет старейшин (суглан, сухлен). В XVII - XIX вв. тунгусские роды делились на патриархальные (от лат. pater - отец, arche - власть, начало) группы по 15 - 150 человек, состоявшие из семей, связанных близким родством. Зимой во время пушного промысла они разбивались на отдельные семьи или группы. Существовал обычай левирата. В XIX в. преобладала малая семья, от 2 до 14 человек, а в богатых семьях практиковалось многоженство (до 5 жен). За жену вносили калым (тори), который мог быть заменен отработкой в семье жены в течение одного - трех лет. У забайкальских конных эвенков калым составлял 20 - 200 голов скота, у оленных - 1 20 оленей. Характерны обычаи кровнной мести, гостеприимства, взаимопомощи, в том числе обычай равного распределения крупной мясной добычи между всеми членами стойбища - нимат. Тот, кто получал добычу, назывался нимак.

Костюм эвенкийского шамана

Маска шамана

Шапка шамана

Традиционные верования - анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков - сохраняются до сих пор. Вселенная, согласно этим представлениям, существует в виде семи миров: трех небесных (Угу буга), Среднего мира - земли (Дулин буга) и трех подземных (Хэргу буга), объединенных центральным столбом. Наряду с этим бытовало и представление о трех мирах, со­единенных мировой рекой (эндекит). Небесный свод воображали землей Верхнего мира, где пасутся стада оленей, шкурой оленя или перевернутым котлом. Вход в Верхний мир указывала Полярная звезда, в Нижний - расщелины, пещеры, водовороты. Верхний мир населяли предки людей, верховные божества, хозяева явлений и стихий природы: Солнца, Луны, грома, ветра. Верховное божество - дух неба, хозяин Верхнего мира - старик Амака (Майн, Сэвэки, Экмэри, Боа Эндури), держатель нитей жизни людей, распорядитель их судеб. Божеством Солнца у одних групп считался старик Делича, у других - старуха Энекан-Сигун. Они были хозяевами тепла и света: Солнце в небесной юрте копило тепло, от него зависела смена времен года. С этим связывали миф о космической охоте: небесная лосиха Бугады, живущая в небесной тайге, каждый вечер уносила на своих рогах Солнце и скрывалась в чаще. Охотник Манги убивал ее и возвращал Солнце на небо. Но оставался живым ее лосенок, он превращался в лосиху, и каждый вечер космическое действо разыгрывалось вновь. Персонажи мифа представляются в виде Большой и Малой медведиц. Млечный путь - след от лыжи охотника. Духи Среднего мира (дулу, буга) - хозяева родовых территорий, отдельных мест, гор, тайги, воды, домашние духи-охранители. Нижний мир населяли души умерших (бунинка-ханян), духи болезней, злые духи.

Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» - тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него были духи-помощники (еэвэн, буркай и др.), фигурки которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха. Каждый шаман имел свою реку - приток главной шаманской реки (энгдекит), где пребывали его духи-помощники, когда он не давал им поручений. Важную роль игра­ли шаманские атрибуты: костюм с подвесками и рисунками, железная корона с рогами оленя-предка, бубен, колотушка, посох, жгуты-змеи, символизирующие шаманские дороги, и др. Человек, согласно традиционным представлениям, имел несколько душ, и все они требовали заботы и пищи: душа-тело (бэе, оми) в облике птички, душа-жизнь (эгрэ) - дыхание, кровь и пр., душа-тень (хэян, ханян, анян) - двойник, образ. Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или отобрать у него душу больного. Он совершал обряд добывания души-тела, использовал магические средства - выкуривание, перенос болезни на соломенную фигуру с последующим ее сожжением, протаскивание больного через круг, ромб и зубцы и т.п. Большое значение имели камлания, которые устраивали для достижения удачи в охоте (сэвэкинипкэ). Самые сильные шаманы совершали проводы душ усопших в мир мертвых (хэнэчин). Важными были обряды, когда род признавал заслуги шамана, а также обновления и освящения шаманских принадлежностей, духов-помощников (сэвэн-чэпкэ). К специальному шаманскому чуму, где они проходили, были пристроены галереи, имитирующие миры Вселенной. Тунгусских шаманов считали самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы.

В XVI - XVII вв. началось обращение эвенков в христианство. В конце XIX в. почти все числились православными, хотя отдельные группы испытали влияние ламаизма (в Забайкалье). Эпос, который условно можно разделить на западный и восточный типы, неоднороден у разных групп эвенков. Текст сказаний, в большей своей части поэтический, состоит из монологов героев. В отличие от восточного, где главное действие связано со сватовством героя (мотив, известный в фольклоре многих народов), западный эпос повествует о межродовых войнах, причиной которых часто оказывается кровная месть. Наиболее популярны мифы и сказки о животных. Центральная фигура эвенкийской мифологии - медведь - общеплеменное божество, прародитель эвенков. Бытовые сказки отражают отношения в семье, возникающие в ней конфликты. Малые жанры представлены загадками и скороговорками; жанр пословиц почти неизвестен. В музыке эвенков обнаруживаются результаты их активного взаимодействия с музыкальными традициями соседних народов: оленных якутов, долган, нганасан, энцев, ненцев, селькупов, кетов, хантов, части бурят, тофалар, нанайцев, удэгейцев, орочей и др. Традиционная музыка представлена песенно-лирическим, инструментальным, песенно-танцевальным жанрами, музыкой эпоса, шаманских обрядов и песен-гимнов. Все песенные жанры определяются общим термином икэн - «песня-музыка» (от основы ик - «звучать»). Шаманы исполняют песни-кличи (эривун), обращенные к шаманским духам-покровителям, ритуальные песни (дзарин) и др. Им подпевают помощники и хор присутствующих на камлании людей.

Загон для оленей

В наше время образ жизни и хозяйствование эвенков существенно изменились. Оленеводством занимаются, как правило, пожилые эвенки. Из веками обжитых мест молодежь переселяется в крупные поселки и районные центры. Национальным хозяйствам стало невыгодно заниматься разведением пушных зверей. С 30-х гг. в школах Эвенкийского автономного округа ведут уроки на родном языке. Детям преподают эвенкийский язык, они разучивают народные игры, песни, танцы, читают произведения национальных писателей и поэтов.

Национальный праздник. Якутия

В 1996 г. в Якутске проведена первая республиканская олимпиада по эвенкийскому языку. В газете «Забайкальские областные ведомости» (г. Чита) выходит страничка «Северный чум», рассказывающая о жизни эвенков. Телерадиокомпания «Хэглэн» (Эвенкийский автономный округ) периодически готовит передачи на национальном языке. Такие же передачи есть в программах телевидения и радио Республики Бурятия, в Республике Саха (Якутия) выходят в эфир программы телерадиовещательной компании «Геван». Популярны фольклорные ансамбли «Юктэ» и «Хосин-кан» («Искорка»). В Республике Саха (Якутия) проходят традиционные эвенкийские праздники «Бакалдын» («Встреча солнца»), там же проведена первая республиканская олимпиада по эвенкийскому языку. Развивать национальную культуру помогают городские и районные ассоциации и общественные организации.

Девушка. пос. Оленек. Якутия. Фото Виктора Солодухина

Как принимали гостей

Обычай гостеприимства известен всем народам мира. Строго соблюдался он и эвенками. Многим эвенкийским семьям приходилось значительную часть года кочевать по тайге в отрыве от других семей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Гостям дарили подарки, усаживали на почетное место в чуме (за очагом, напротив входа), угощали самыми вкусными блюдами, например мелко накрошенным мясом медведя, приправленным прожаренным медвежьим жиром. В теплое время года в честь приезда гостей устраивали танцы. Танцевали на поляне, невдалеке от стойбища. Традиционные эвенкийские танцы были необычайно темпераментны. Принимали в них участие все обитатели стойбища - от мала до велика. После обильного угощения, обмена новостями, танцев, когда день клонился к вечеру, кто-либо из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ. Рассказчик то говорил, то переходил на пение, а слушатели хором повторяли наиболее важные слова. Героями повествования могли быть люди, звери, могущественные духи. Такие, например, как «Старик Амака», в руках которого «находятся нити наших жизней», или небесный охотник Манги, победивший волшебную лосиху Бугады и вернувший людям украденное лосихой солнце... Всю ночь в чуме, где принимали гостей, люди не смыкали глаз: сказания были настолько длинными, что закончить их к рассвету, как правило, не успевали. Гости оставались в стойбище еще на один день.

Праздник оленевода. Якутия. Фото Виктора Солодухина

Как заключали мир

Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров - двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Еремин В.А. «Праздники народов»

«Восточное обозр ѣнiе» №8, 18 февраля 1890

Въ «Енис. Епарх. Вѣд.» описано миссіонерское путешествіе священника Якутской области Іоанна Петелина въ 1882 г. къ тунгусамъ Туруханскаго края. - О. Петелинъ отмѣчаетъ, между прочимъ, что туруханскіе тунгусы сохранили свой языкъ, одежду, свой типъ, не имѣютъ болѣзней, свирѣпствующихъ среди якутовъ. Тунгусы Вилюйскаго округа, живя среди якутовъ, объякутились: утратили свой языкъ, говорять всѣ по-якутски; покрой одежды и самый типъ лица у нихъ якутскій. - Между туруханскими тунгусами нѣтъ воровства, мошенничества, обмана, они честны, бѣдны по одеждѣ, но сыты и довольны своимъ состояніемъ. Питаются, главнымъ образомъ, рыбой; рыбы здѣсь изобиліе въ озерахъ, около которыхъ они живутъ.

Эвенки – народ, проживающий на обширных территориях, принадлежащих России, Китаю и Монголии. Традиции и обычаи эвенков различаются в зависимости от региона обитания, но основа, заложенная предками, везде одна и та же. Часть эвенков ведет кочевой образ жизни, хотя и до них добралась длинная рука современной цивилизации.

Эвенки – «оленьи люди» или «индейцы» Сибири

Веками эвенки кочевали, выпасая оленей, ассимилировались в разных землях, роднились браками с бурятами, маньчжурами, якутами, русскими. Помимо традиционного разведения оленей эвенки, жившие за пределами тундры, выпасали крупный рогатый скот. Охотились, добывая пушнину, потом меняли добычу у купцов на нужные в хозяйстве товары.

В зависимости от региона обитания эти народы называют себя «илэ» или «орочен», первое название означает «оленьи люди», второе – «владелец оленя». Удачное прозвище мужественным кочевникам когда-то дал Фритьоф Нансен. Путешествуя, он познакомился с эвенками и был поражен их мужественностью, замечательным знанием природы, умением в ней существовать.

Жалея, что для этого народа не нашлось своего Фенимора Купера, путешественник сравнил кочевников с обитателями американских прерий и назвал «индейцами» Сибири. Другие исследователи отмечали уникальную возможность народа выживать в условиях сильных холодов и умение точно определить момент для переселения на новые пастбища.

Веками складывались традиции и обычаи народа, верившего в шаманов и духов предков. Только с приходом русских священников они стали принимать христианство, увешивая чумы иконами, перевозя их с почестями на спинах особого оленя.

Вмешательство русских и особенно властей времен Советского Союза сильно изменило северный народ. Они получили блага цивилизации, возможность учиться и выбирать профессию. Но взамен лишились привычного уклада жизни, части традиции и уникальных умений, выработанных за века кочевой жизни.

Похороны для потомков медведя

Ученые считают эвенков потомками людей, занявших в эпоху неолита земли в Прибайкалье и Забайкалье. Сами «потомки» чтят своим предком медведя, величая зверя дедушкой. С лохматым предком связан древний обычай. Поймав «дедушку» эвенки съедают мясо, а кости тщательно складывают в схрон, поднятый на два метра от земной поверхности.

Почти также они хоронили и соплеменников, оставляя тела на деревьях, чтобы душе было удобно добраться до Ирия. Сейчас людей хоронят в земле, отмечая могилу крестом и чучелом оленя. Во время похорон приносят в жертву оленей. Обычай жив и в наши дни.

Встреча гостей

Гость всегда становился поводом для радости и настоящего праздника жителей чума. Исполнение требований местного этикета начиналось с путешественника, вышедшего к стойбищу. Желая найти приют, он обязан был постучаться в первый увиденный им чум. Если шел выбирать – это считалось проявлением неуважения к жителям.

Хозяин встречал нежданного гостя рукопожатием. Издавна было заведено – пришедший человек протягивал две руки, сложенные ладонями вверх, встречающий отвечал пожатием сразу двумя руками.

Дамы тоже привечали гостей рукопожатиями, выражая радостные эмоции, прижимаясь щеками. Старшая хозяйка обязана была обнюхать вошедшую в чум гостью. Все эти ритуалы позволяли эвенкам, имеющим потрясающую врожденную интуицию, понять, что за человек вошел в их чум, в каком он эмоциональном состоянии.

Обязательно появлялась оленья шкура (из головы животного), чтобы не сажать визитеров на пол. Усадив, задавали традиционные вопросы о жизни гостя, спрашивали о новостях. Затем хозяева надолго замолкали, внимательно слушая гостя. Перебивать говорящего или задавать вопросы не позволяли традиции.

Традиционное чаепитие и обмен подарками

Обычай предписывал устроить чаепитие, заколоть оленя, подав на стол лучшее мясо (гостю доставался язык). Как только гостевая чашка опустошалась – хозяйка вновь наполняла ее ароматным напитком. Так продолжалось, пока гость не переворачивал чашку или не перекрывал ложкой.

Гость обязательно одаривал хозяев подарками, получал от хозяев традиционный маут или одежду. Дорогому гостю могли отдать оленя, иногда даже ведущего упряжку, охотничью собаку или щенка. За собаку одаренный обязан был отдать острый нож, иного варианта не существует.

По окончанию визита хозяин провожал гостя за несколько километров от чума, остановившись мужчины выкуривали традиционную трубку и планировали следующую встречу.

Вещи из бересты

Современные технологии практически вытеснили местную традицию собирать с дерева бересту и делать своими руками массу полезных вещей. Веками эвенки брали в руки ножи и собрали нужный для жизни материал. Эти работы проводились весной и в начале лета.

С добычи снимали кожицу и бросали в котлы, наполненные водой, золой, мхом, томили на костре по три дня. Потом бересту сушили полосками, пускали на сумки, в которых перевозили домашний скарб, колыбели для младенцев, крупные куски шли для столов.

Из бересты делали всю посуду, скрепляя полосы корнями растений или оленьими жилами. Из этого материала изготовляли летние накидки для чумов. Сейчас народ пользуется современными сумками, посудой, а берестяные накидки давно заменены банальным, но более практичным брезентом.

До начала двадцатого века на земле не было народа «эвенки», существовали племена тунгусов. С приходом советской власти народ разделили на две части по географическому признаку. Одна стала именоваться «эвенками», вторая – «эвенами». Обе группы частично сохранили до нашего времени традиции и обычаи, но почти за столетие приобрели некоторые отличия.

Эвенки - коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание - эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931, старое название - тунгусы . Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны . Язык - эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Повсеместно распространен русский язык, многие эвенки, живущие в Якутии и Бурятии, говорят также на якутском и бурятском языках. В антропологическом отношении представляют достаточно пеструю картину, обнаруживая комплекс признаков, характерных для байкальского, катангского и центрально-азиатского типов. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории проживает 1272 эвенка.

Эвенки: общие сведения

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (V-VII вв. н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Историческая справка

II тыс. до н.э. - I тыс. н.э. - заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII в. - начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки - самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование "эвенки" с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход.

Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию "тунгусы" - идущие поперек хребтов.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" - море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня - "мур". Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и называли себя ороченами - оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди "северных и восточных иноземцев". И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа - сушеней - с более поздним, известным нам как тунгусы.

1581-1583 гг. - первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.

Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах:

"услужливы без раболепства, горды и смелы".

Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:

"Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят".

Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал:

"их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что "копейца и рогатины у них каменные и костяные ", что нет у них железной посуды, и "чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут ..." И еще:

"иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками".

Вторая половина XVI в. - проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Территория расселения и численность

Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и . В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII в.) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. - 64500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные - русский (31,8%), якутский, бурятский и другие языки.

Почти половина всех эвенков в РФ живет в Республике Саха (Якутия). Здесь они концентрируются в Алданском (1890 чел.), Булунском (2086), Жиганском (1836), Оленекском (2179) и Усть-Майском (1945) улусах. В своем национально-территориальном образовании - Эвенкийском автономном округе - эвенков сравнительно немного - 11,6 % от их общей численности. Достаточно их и в Хабаровском крае. В остальных регионах проживает примерно по 4-5 % всех эвенков. В Эвенкии, Якутии, Бурятии, Читинской, Иркутской и Амурской областях эвенки преобладают среди других коренных малочисленных народов Севера.

Характерная особенность в расселении эвенков - дисперсность. В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами, немного. Подобный тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа.

Быт, хозяйство, культ

Основное занятие "пеших", или "сидячих", эвенков - охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксилла). Оленеводы охотились верхом на оленях.

Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам - летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам. У некоторых групп были известны нарты различных типов, заимствованные у ненцев и якутов.

"Конные" эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец.

Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных районах к югу от озера Ессей, на верхнем Вилюе, в южном Забайкалье и на Охотском побережье – также товарное значение. На Охотском побережье и промышляли также тюленя.

По воде передвигались на плотах (тэму ), лодках с двухлопастным веслом – долблёных, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ ).

Была развита домашняя обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. Современные эвенки в основном сохраняют традиционные охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались оленеводческие кооперативы, строились оседлые посёлки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге - ячмень, овёс). В 1990-е гг. эвенки стали организовываться в родовые общины.

Основа традиционной пищи - мясо (диких животных, у конных эвенков - конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке – пресные лепёшки. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним - горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье - бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья - четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми ), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли ) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми ) - углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы русской одежды.

Общины эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т.п. Например, до XX в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В конце XIX в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях – многожёнство (до 5 жён). До XVII в. было известно до 360 отцовских родов численностью в среднем по 100 человек, управляющихся старейшинами – "князьцами". В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы.

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, . Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация ‘венков проводилась с XVII в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.

Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы эвенков имели своих эпических героев (сонинг ). Постоянные герои - комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо ), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных эвенков – шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Образ жизни и система обеспечения

В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они - охотники-оленеводы. Эвенк-охотник проводил верхом на олене добрую половину своей жизни. Были у эвенков и группы, охотившиеся пешком, но в целом именно верховой олень - главная визитная карточка этого народа. Охота играла ведущую роль у большинства территориальных групп эвенков. Охотничья сущность эвенка ярко проявляется даже в таком второстепенном для него деле как рыболовство. Рыбалка для эвенка - та же охота. Главными орудиями рыбного промысла у них долгие годы были охотничий лук с тупыми стрелами, которыми рыбу глушили, и острога - разновидность охотничьего копья. По мере истощения фауны значение рыбного промысла в жизнеобеспечении эвенков стало возрастать.

Оленеводство эвенков таежное, вьючно-верховое. Практиковался вольный выпас, доение важенок. Эвенки - прирожденные кочевники. Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи покрывали расстояния в тысячу километров.

Традиционное хозяйство эвенков после коллективизации и множества других реорганизаций в советский период к началу 1990-х гг. существовало в двух основных вариантах: промысловая охота и транспортное оленеводство, характерное для ряда областей Сибири и некоторых районов Якутии, и крупно-стадное оленеводческо-промысловое хозяйство, сложившееся в основном в Эвенкии. Первый тип хозяйства развивался в рамках кооперативных и государственных промысловых предприятий (госпромхозы, коопзверпромхозы), второй - в рамках оленеводческих совхозов, ориентирующихся на производство товарной мясной продукции. Пушной промысел в них имел второстепенное значение.

Этно-социальная обстановка

Деградация традиционного хозяйства, свертывание производственной инфраструктуры в национальных поселках чрезвычайно обострило этно-социальную обстановку в районах проживания эвенков. Наиболее болезненной является проблема безработицы. В Эвенкийском автономном округе из-за убыточности полностью ликвидировано животноводство, а вместе с ним и десятки рабочих мест. Высокий уровень безработицы фиксируется в эвенкийских районах Иркутской области. Безработными здесь являются от 59 до 70% эвенков.

Большинство эвенкийских сел не имеет регулярной связи даже с районными центрами. Продукты нередко завозятся всего один раз в году по автозимнику в крайне ограниченном ассортименте (мука, сахар, соль). Во многих селах не стабильно работают местные электростанции - нет запасных частей, горючего, электроэнергия подается всего несколько часов в сутки.

В условиях экономического кризиса ухудшается состояние здоровья населения. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья эвенков проводятся в совершенно недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств для работы выездных медицинских бригад, приобретения медикаментов, содержания врачей узких специальностей. Из-за отсутствия регулярного сообщения с райцентрами люди не могут выехать на лечение в районные больницы. До минимума свернута работа санитарной авиации.

Ухудшаются демографические показатели. В целом ряде регионов резко упала рождаемость и увеличилась смертность. В , например, смертность у эвенков превышает рождаемость более чем в два раза. И это типичная картина для всех эвенкийских поселков. В структуре смертности коренного населения ведущее место занимают несчастные случаи, самоубийства, травмы и отравления, в основном на почве алкоголизма.

Этно-культурная ситуация

Современная социальная структура и соответствующая ей культурная среда в большинстве районов проживания эвенков представляет собой многослойную пирамиду. Ее основание составляет тонкий слой постоянного сельского населения, которое, как и 100 лет назад, ведет кочевое хозяйство. Однако слой этот неуклонно сокращается, а вместе с ним сокращается и основное ядро носителей традиционной культуры.

Характерной чертой современной языковой ситуации у эвенков является массовое двуязычие. Степень владения родным языком различна в разных возрастных группах и в разных регионах. В целом же родным считают эвенкийский язык 30,5% эвенков, русский язык - 28,5%, своим языком свободно владеет более 45% эвенков. Эвенкийская письменность создана в конце 1920-х гг., с 1937 г. переведена на русский алфавит. В основу литературного эвенкийского языка был положен говор эвенков Подкаменной Тунгуски, однако литературный язык эвенков так еще и не стал наддиалектным. Преподавание языка осуществляется с 1 по 8 класс, в начальной школе как предмет, позднее как факультатив. Преподавание родного языка зависит от наличия кадров, в еще большей степени - от языковой политики местных администраций. Педагогические кадры готовятся в педучилищах Игарки и Николаевска-на-Амуре, в Бурятском, Якутском и Хабаровском университетах, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. На эвенкийском языке ведутся радиопередачи в Республике Саха (Якутия) и в Эвенкии. В ряде районов передачи ведет местное радиовещание. В Эвенкийском автономном округе раз в неделю выходит приложение к окружной газете. Огромную работу по возрождению родного языка ведет Пикунова З.Н., основной автор учебных пособий. В Саха-Якутии известностью пользуется специализированная эвенкийская школа в поселке Йенгри.

Общественные организации эвенков принимают меры по возрождению традиционной культуры. В Бурятии образован республиканский центр эвенкийской культуры “Арун”, в Красноярском крае - Ассоциация северных культур “Эглен”. Культурные центры действуют во многих школах в национальных поселках, где живут эвенки. Республиканское телевидение и радио Якутии и Бурятии ведут передачи, посвященные культуре эвенков. В Бурятии регулярно проводится праздник Больдер с участием эвенков из других регионов и Монголии. Активное участие в работе общественных организаций принимает национальная интеллигенция: учителя, медицинские работники, юристы, представители творческой интеллигенции. Широкой известностью в России пользуются эвенкийские литераторы , Николай Оегир. Главной проблемой в развитии этнокультурной жизни эвенков является их территориальная разобщенность. Ежегодные большие Сугланы, на которых для обсуждения насущных вопросов этнической жизни собирались бы представители всех территориальных групп, являются заветной мечтой всех эвенков. Экономическая ситуация в стране однако делает эту мечту пока неосуществимой.

Перспективы сохранения эвенков как этноса

Перспективы сохранения эвенков как этнической системы достаточно оптимистичны. В сравнении с другими близкими им по культуре народами, они обладают сравнительно высокой численностью, что делает проблему сохранения их как этнической общности не актуальной. Главное для них в современных условиях - поиск новых критериев самоидентификации. Многие эвенкийские лидеры связывают возрождение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая представляется им вполне самодостаточной, способной не только выжить, но и успешно развиваться в условиях сосуществования с другой внешней культурой. Развитие любого народа всегда происходило в условиях непрерывного культурного заимствования. Эвенки в этом отношении исключения не составляют. Их современная культура представляет собой причудливое переплетение традиций и инноваций. В этих условиях эвенкам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего. Однако, как и у всех народов Севера, их дальнейшая этническая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных отраслей и культурных традиций.

  • На севере до Прибайкалья и до реки Амур, главным образом в Якутии, Эвенкии и Красноярском крае.

    Народ этот образовался в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами. Было известно несколько типов эвенков «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды) и другие. В начале XVII века произошла первая встреча эвенков с русскими.

    Постепенно племена эвенков были вытеснены , русскими и с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и . К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

    К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

    Основное занятие «пеших» эвенков – охота. Ведётся она в основном на крупного зверя оленя, лося, косулю, медведя, однако, пушная охота на более мелких животных (белку, песца) также распространена. Охота ведётся обычно с осени по весну, группами по два-три человека.

    Эвенки-оленеводы использовали животных при езде верхом (в том числе и для охоты) и под вьюк, доили. После окончания охотничьего сезона несколько эвенкийских семей обычно объединялись и перекочёвывали в другое место. У некоторых групп были известны нарты различных типов, которые были заимствованы у и якутов.

    Эвенки разводили не только оленей, но и лошадей, верблюдов, овец. В некоторых местах была распространена охота на тюленя и рыболовство.

    Традиционными занятиями эвенков была обработка шкур, бересты, кузнечество, в том числе на заказ. В и эвенки даже переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. В 1930-х годах начали создаваться оленеводческие кооперативы, а вместе с ними и стационарные посёлки. В конце прошлого века эвенки стали образовывать родовые общины.

    Традиционной пищей эвенков являются мясо и рыба. В зависимости от рода занятий эвенки также употребляют в пищу ягоды, грибы, а осёдлые — овощи, выращиваемые на собственных огородах. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью.

    Национальное жилище эвенков — чум (дю). Он состоит из конического остова из жердей, покрытых шкурами (зимой) или берестой (летом). В центре располагался очаг,а над ним – горизонтальная жердь, на которую подвешивался котёл. В то же время у различных племён в качестве жилища использовались полуземлянки, юрты различных типов и даже заимствованные у русских срубные строения.

    Эвенки говорят на собственном (эвенкийском) языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. По диалектам, распространённым в различной местности, он разделяется на группы: северный, южный и восточный. Больше половины эвенков владеют русским языком, а около трети и вовсе считают его родным.

    Верующие эвенки в основном православные, хотя кое-где сохранились культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером.

    Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

    Национальный фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Некоторые группы эвенков имели своих эпических героев. Национальные музыкальные инструменты эвенков: варган, охотничий лук. Из были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, тиснение по бересте.

    Эвенки веками вели традиционный уклад жизни, передавая из поколения в поколение обычаи, культуру, язык. Как изменилась жизнь северного народа в ХХI веке, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала и. о. председателя совета семейно-родовой общины КМНС «Олдомон» Антонида Давиндук .

    Божья речка

    Антонида Давиндук родилась в стойбище. Фото: Из личного архива

    «Мой родной посёлок - Советская речка, после революции его так назвали. А в переводе с эвенкийского - Божья речка. Сейчас там осталось 150 эвенков. Они до сих пор держат оленей, кочуют семьями. У каждой семьи есть и балок, и чум - это обязательно.

    Когда я была маленькой, мы кочевали стойбищем. Ехали на оленях, с собой везли нехитрый скарб, детей. Я так и выросла. На оленя навьючивали двусторонний груз. С одной стороны - я, маленькая, в люльке, с другой для противовеса - четвертушка муки. Вечером приходим на стоянку, ставим небольшой чум, отдыхаем, печём у огня лепёшки из ржаной муки с отрубями.

    Училась в школе-интернате. Тогда детей забирали из тундры на самолёте. Я в школу пошла - говорила только по-эвенкийски. Там выдавали русскую одежду, в которой северные ребятишки мёрзли. Она казалась очень неказистой, некрасивой. Младшим детям в мороз разрешали носить бокари и малицу. Правда, потом ругали, мол, всю школу шерстью засыпали. Малица - это шуба из шкуры животных: зайца, песца. С большим капюшоном на всё лицо и цельнокроеными рукавицами. Лицо при необходимости можно закрыть, оставив одни глаза. Бокарики - высокая обувь из оленьих лап, как ботфорты. Штаны шили из ровдуги, это зам-ша из оленьих шкур. В минус 62 градуса можно было бегать, не холодно» .

    Школа выживания

    « Эвенки всегда кормились рыбной ловлей и охотой. Раньше проще было: что удалось добыть - то твоё. Сейчас эвенку, прежде чем выловить рыбу или подстрелить дичь, чем его предки кормились веками, нужно собрать кучу документов. Даже дерево просто так не срубишь. За всё надо платить, а возможности оплачивать лицензии, сертификаты, разрешения у коренных народов очень мало. Казалось бы, всё для человека должно быть, но на деле не так.

    Наш народ всегда жил в гармонии с природой, брал от неё только то, что необходимо для выживания. Это закон: лишнего у природы нельзя брать. Жизнь для коренного народа - когда есть олени в тундре, рыба в реке, чистая вода, небо, свобода! Деревья, красота природы, вольная жизнь. Куда захотел, туда поехал. На оленях всюду можно побывать.

    Жизнь для коренного народа - когда есть олени в тундре, рыба в реке, чистая вода, небо, свобода! Фото: Из личного архива А. Давиндук

    Оленеводы и рыбаки не имели возможности учиться. У них образование природное - природный ум и то, чему их научила жизнь. Главное - школа выживания. А всё остальное по сей день считается глупостью. Зачем знать географию, физику, химию? Это не поможет выжить. Все их знания и навыки направлены на максимальную способность сохранить жизнь в суровых условиях.

    Сейчас, конечно, есть огромная обеспокоенность. Когда цивилизация приходит к нашим народам, к сожалению, теряется всё: быт, культура, традиции, обычаи. Эвенки ассимилируются.

    Казалось бы, прогресс, технологические достижения делают быт проще и комфортнее. Но иногда думаешь: а если апокалипсис, как выживать? Бедные люди в городах - они не смогут себя прокормить, обогреть, одеть. Погибнут. А эвенк в тундре поставит чум, разведёт огонь, добудет еду - выживет и без цивилизации» .

    Золотое правило

    « Жили большими семьями - стойбищами. Мой папа был успешным охотником, нам всего хватало. Детей у нас принято баловать. Ведь это же твой будущий кормилец. Он будет рыбаком, охотником, девочка станет вышивать, шить, вязать, поддерживать домашний очаг. Отнесёшься с любовью - и к тебе она вернётся, когда состаришься.

    У эвенков есть такой обычай. Если произошёл несчастный случай, осталась семья без отца, то какая-нибудь успешная, богатая семья забирает пострадавших к себе, кормит, воспитывает, поднимает детей. Это даже не обязательно родственники.

    Эвенки жили большими семьями - стойбищами. Фото: Из личного архива А. Давиндук

    Другой интересный обычай. Скажем, есть отец, мама - они хорошие, но неудачники по природе. Она хозяйка никакая, он тоже плохой охотник, ну не идёт к нему рыба, дичь. Тогда из этой семьи берут одного ребёнка и отдают в хорошую семью. Это называется «гостить», по-эвенкийски - «болячка лечится». Больно смотреть на эту семью, жалко их. Ребёнок подрастает в хорошей семье, видит правильный уклад. Учится оленей пасти, дичь стрелять, рыбу ловить, быть хорошим хозяином. И тогда его отдают обратно в родную семью, чтобы он её поднял, помог всем выжить. Глядя на него, другие члены семьи, следующее поколение уже живут лучше.

    У нас сирот никогда не отдают. Обязательно заберут в семью родственники или просто члены стойбища. А если одинокая мать отдаст ребёнка в детский дом, она заслужит презрение. Её в обществе не будут видеть, будет, как тень, ходить, как человек-призрак. Если ты отдашь своё дитя, как ты будешь с этим жить? В детском доме ребёнок не знает, что такое материнская ласка, что такое отцовское слово. Он не вернётся в стойбище и никому не поможет.

    Золотое правило - помощь сородичу. Всегда помни: если ты хорошо живёшь, это не значит, что так будет всегда. Сегодня ты поможешь, а завтра - тебе. А уж вдове с ребятишками всем стойбищем будут помогать, даже просить не надо».

    Жизнь вокруг оленя

    Традиционный быт эвенков был идеально приспособлен для выживания в суровых условиях тайги и тундры. Кухня, обычаи, традиции - всё отточено веками.

    Альбина Жгунова надеется передать внучке традиции предков. Фото: Из личного архива

    Альбина Жгунова - представительница народа эвенков, родилась и до 30 лет жила в тайге, все тонкости традиционного быта эвенков знает сызмальства. А замуж вышла за русского парня, родились две дочки. Когда пришло время их учить, пришлось уехать из тайги в посёлок Тура.

    «Тайга, родной чум и олени до сих пор снятся, - признаётся женщина. - А поговорить по-эвенкийски могу только с одной односельчанкой, она работает в библиотеке. Бывает, приду к ней, возьму выпечку домашнюю, и сидим, беседуем на родном языке - отводим душу».

    Дети Альбины, да и их сверстники, языка предков почти не знают, разве что отдельные слова. Эвенкийский язык в школах стали преподавать всего пару лет назад, до этого он находился в забвении. В советское время и вовсе старались его изжить: детей из тайги, из тундры собирали в интернаты, где учили русскому.

    «Я до 7 лет говорила только на эвенкийском. В школе, бывало, учительница задаёт вопрос по-русски, а я ей на родном языке отвечаю. Смысл понимаю, а говорить хочу по-эвенкийски, как родители и бабушка с дедушкой. Получала двойки, конечно, - вспоминает Альбина. - Тосковали в интернате по родным, и домой, в стойбище очень хотелось. Как-то раз я одна шла домой два аргиша, ночевала в тайге (аргиш - это дневной переход)».

    Так или иначе, русский язык выучили все ребятишки. Когда выросли, передавать родную речь детям не спешили - хватало русского как интернационального, ведь бытовать приходилось бок о бок с представителями разных национальностей.

    Кочевали эвенки следом за своим стадом оленей, чтобы обеспечить животных пищей. На стоянке привязывали ближе к людям детёнышей, чтобы сберечь от волков. От малышей матки далеко не уйдут. А за ними держатся и взрослые самцы. Так получалось сохранить стадо. Традиционный быт эвенков от оленя неотделим. Это и еда (съедали полностью, отходов не оставалось), и одежда, и кров - шкурами покрывали чумы.

    «Недавно у нас родилась внучка, я для неё привезла настоящую эвенкийскую люльку. Их делали особым образом, чтобы можно было безопасно перевозить ребёнка на большие расстояния. При переходах люльку привязывали к оленю, и он уже знал, что везёт драгоценную ношу, - ступал аккуратно, не прыгая, не задевая деревья».

    Бабушка надеется, что успеет передать малышке язык и обычаи предков.