Дворец где хранят плащ. Сокровища дворца топкапы

Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами...

В историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с собором Святой Софии возвышается древний дворец, который в течение четырех столетий служил главной резиденцией 25 османским султанам и местом для торжественных мероприятий и королевских развлечений. Сегодня в Топкапы расположен знаменитый музей, где хранятся важные мусульманские святыни, такие как плащ и меч пророка Мухаммеда. Дворец Топкапы внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как «лучший пример дворцовых ансамблей периода Османской империи».

Мифы и факты

Топкапы в переводе с турецкого означает «пушечные ворота». Это название дворец получил из-за больших крепостных ворот, которые не сохранились до наших дней.

Основанный в 1459 году султаном Мехмедом Завоевателем, дворцовый комплекс занимал площадь 173 га вдоль береговой линии и на своем пике являлся домом для 4000 человек. Здесь находилось несколько мечетей, больниц, пекарня и монетный двор. Но в отличие от других королевских резиденций, которые имели четкий план, как например дворец Шенбрунн или Версальский дворец, Топкапы развивался на протяжении веков, расширяясь и меняясь.

Так изначально Изразцовый павильон с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. Столетие спустя, в XVI веке, Роксолана (наложница родом из Украины, а затем жена султана Сулеймана I), добилась переноса гарема в дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой комплекса.

К XVIII веку Топкапы постепенно утратил свое значение, поскольку султаны предпочитали проводить больше времени в своих новых дворцах вдоль Босфора. В 1856 году резиденция султана была перенесена в дворец Долмабахче – первый дворец Стамбула, построенный в европейском стиле. Но императорская казна и библиотека оставались в Топкапы.

После падения Османской империи в 1921 году дворец был преобразован в музей императорской эпохи, который стал одной из самых посещаемых достопримечательностей Турции.








Что посмотреть

Дворцовый комплекс состоит из четырех основных дворов, окруженных стеной и разделенных между собой. Дворец включает в себя множество павильонов с сотнями комнат и залов, представляющих прекрасные образцы османской архитектуры. Наиболее важные из них открыты для посещения общественности.

В разных отделах музея Топкапы выставлена богатая коллекция оружия, средневековых щитов и доспехов, османских миниатюр, исламских каллиграфических рукописей и фресок, а также королевских сокровищ и ювелирных изделий.

Здесь вы увидите тысячи примеров турецкого, китайского, японского и европейского фарфора, расставленного в порядке времени, а также более ста образцов турецкой плитки XVIII и XIX веков.

Интересна коллекция кафтанов, принадлежащих султанам Мехмеду II, Осману II, и Абдул-Азизу вместе с шелковыми коврами для молитвы и одеждой.

Большое внимание привлекает бесценное собрание ювелирных изделий и драгоценных камней, расположенных в четырех залах. Большинство украшений инкрустировано бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями.

Один из разделов представляет оружие султанов - гребни, мечи, щиты, колчаны, драгоценные кинжалы, а также нефритовые чаши, письменные наборы, скипетры, трости, керосиновые лампы и кальяны. Особый интерес представляют подсвечники из 46 кг серебра, украшенные тысячами бриллиантов, подаренные мусульманскими паломниками.

В соседнем зале вы найдете престол Надир-шаха (персидского правителя в XVIII веке), украшенный тысячами изумрудов, рубинов, жемчуга и всемирно известный алмаз Касикчи в 86 карат.

В палате султанов выставлены портреты всех османских султанов.

В зале Саадет (Hasoda), которая является одним из важнейших разделов музея для мусульман, хранятся священные артефакты: оружие Мухаммеда и четырех халифов, и Коран. В другом зале (Hasado) в золотой витрине хранится мантия Мухаммеда. Здесь также находятся письма, печати, волосы и мечи пророка.

В другом павильоне выставлена богатая коллекция оружия, которая когда-то принадлежала арабам, иранцам, мамлюкам и туркам с VII по X века.

Мечеть Агалар полна рукописей и миниатюр, принадлежащих к различным периодам, а также образцов каллиграфии Османской империи.

Всего для обозрения выставлено около 65 000 экспонатов, что составляет лишь десятую часть коллекции музея Топкапы.







Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.

Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.

Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.

Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.

Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.

Поток желающих увидеть плащ Пророка Мухаммада (САВ) не ослабевает / Источник: trtworld.com

Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.

“Ежегодно более миллиона человек посещают во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.

“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.

Потомок в 59-м поколении

Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.

Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.

На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.

“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.

“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”

Барыш Самир – потомок Увайса Карани в 59-м поколении / Источник: trtarabi.com

Особая связь

История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.

Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.

Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.

С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.

Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.

Мечеть Хирка-и Шариф / Источник: istanbuldakicamiler.com

Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. , любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.

Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.

Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.

“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.

В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.

В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 36 от 6 сентября 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе … !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на …!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в … ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

Правильные ответы на кроссворд «АиФ» №38

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36 Цензура 39. Аниматор 40. Актёрство 44. Стих 47. Политика 48. Тело 51. Вист 52. Вещество 53. Бюргер 54. Лицо 55. Сенсор 56. Баталист 57. Гафт.

По вертикали: 1. Бухгалтерия 2. Аферист 3. Пустяковина 4. Изнеможение 6. Акопян 7. Картье 8. Тантал 12. Доход 14. Остракизм 15. Авиаспорт 17. Обвес 21. Зубр 22. Кара 23. Плут 24. Ёлка 25. Гомер 27. Вапити 28. Мюрат 33. Серп 34. Ритм 35. Лаос 36. Цокот 37. Гантели 38. Столица 41. Гипюр 42. Виагра 43. Запрет 45. Тутси 46. Хвост 47. Псина 49. Кеша 50. Вена 53. Бой.

Легенде о мече короля Артура более тысячи лет. Считают, что она родилась либо в Корнуолле в Англии, либо в Бретани во, но похожую историю о мече в камне рассказывают и в Италии. Как полагают итальянские исследователи, в основу поэтических историй о короле Артуре легли похождения рыцаря Галгано. Предание гласит, что в 1180 г. молодому знатному рыцарю Галгано Гвидотти, который отличался надменностью, грубостью и сластолюбием, явился во сне архангел Михаил, который указал ему путь к спасению души. После видения рыцарь порвал с прежней жизнью и стал отшельником. Он вогнал свой меч в скалу так, что из камня торчала рукоять и часть лезвия, образуя крест, перед которым можно было молиться. Рассказывают, что три человека по наущению дьявола раскололи скалу на три части, но Галгано молился, и скала снова сошлась, и меч остался на месте. Через год Галгано умер, а в 1185 г. папа Люций III причислил его к лику святых. Вокруг камня с мечом возвели часовню. Она стала первым сооружением в аббатстве, которое было построено в 1218 г. Этот меч и сегодня можно увидеть возле аббатства Сан-Галгано, крупнейшего готического сооружения, к юго-востоку от города Сиены. В XX в. меч едва уцелел - кто-то вновь пытался выдернуть его из скалы, но только надломил оружие. Мастерам удалось его отреставрировать и хранится теперь под более бдительным присмотром.

Аббатство . Так называется большой монастырь со всеми постройками, в которых живут и молятся монахи или монахини. Монахами руководит аббат, а монахинями - аббатиса.

Где находится настоящий Замок Хогвартс?

«- Для японца меч - это не просто кусок железа, это святыня.»
Фудзивара-сан, потомственный кузнец японских мечей.

Написать эту краткую классификацию японских мечей побудил меня курьёзный случай.

Зайдя в сувенирный магазин с большим количеством японских мечей я попросил показать большой парадный меч: «Покажите пожалуйста вот этот тати». Продавщица меня просто не поняла. Когда я показал на этот меч пальцем, она сказала: «Но это самурайский меч, так называемая катана. Разве вы не знали?». Да, блин… Написав книгу о японских мечах, я просто не знал, что такое было выставлено на витрине…

Как я вышел из этой щекотливой ситуации, не знаю, правильно или неправильно, расскажу в конце статьи.

Вернёмся к теме. Сначала несколько замечаний.

Японский меч - не обязательно самурайский. Даже средневековый, не говоря уж про наше время. Самурай - служитель. Император не может быть самураем, это не означало, что он не может носить меч. Самурай одновременно и одно из самых высших сословий в средневековой Японии. Да, в мирное время разрешалось носить только самураям (с приходом к власти сёгуна Токугавы в 1603 г.), а до этого вроде бы короткие мечи таскали все кому ни лень, кроме лиц крестьянского сословия.. А в войну, когда профессиональных военных не хватало, вооружали всех, кто мог держать оружие, даже необученных крестьян… Нинзя, японские шпионы, тоже не были самураями. А меч носили.

Это так, к слову. Итак, начнём.

Что же такое японский меч. У нас, славянских народов мечом называют обоюдоострую полосу железа, сужающуюся кот рукоятки к острию. Всё остальное называют по другому. У японцев всё, что имеет рукоятку, гарду (защиту руки) и режущее лезвие это меч. По самурайским канонам, мечом нельзя добивать беспомощного врага, для этого самураи носили специальные ножи айкути, тот же самый маленький меч, только без гарды. Ну и оружие скрытого ношения, спрятанное в трости или посохе тоже мечом вроде как не считалось. А вот нагината, изогнутая, заточенная с одной стороны режущая полоса стали на длинном древке, как раз пишется двумя иероглифами: «меч» и длинная ручка. А ещё…

Остапа понесло… Давайте переходить к делу.

Катана.



Самый известный японский меч с необычайно твердым и острым лезвием. Средний двуручный меч для ближнего боя… Общая длина меча - 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес 1-1,5 кг. Если она сделана в комплекте с коротким вакидзаси (см. ниже), называется дайто (длинный меч). Составляла часть одежды, самурай просто не выходил из дома без этого меча. В обычных условиях затыкается за пояс, в боевых подвязывается на талии специальными завязочками. Ножны простые, покрытые лаком. Хранится на горизонтальной подставке (катанакака). Подставка ночью ставилась у изголовья.

Вакидзаси (воткнутый сбоку).



Короткий одноручный (рукоятка на полтора хвата) японский меч. Этот меч играл роль щита. Дело в том, чтобы провести самый «классический удар катаной «от шеи до печени», надо выхватить её из ножен, помогая не только руками, но и движением плеча. Как ни тренируйся, это довольно долго. Защититься от этого удара и помогал вакидзаси, его достоточно было просто выдернуть вверх. Кстати, когда дуэли были запрещены и пришла пора йай-до (искусство внезапных молниеносных колющих ударов), вакидзаси носился просто как часть костюма. Если сделан в едином комплекте с катаной, то назывался сёто (короткий меч).

Тати или тачи.



Длинный японский меч. В основном парадный. Длина клинка свыше 2,5 локтя, (от 70 см), рукоять длинная и несколько изогнута. Предназначался в основном для конного боя и парадов. Ножны могли иметь для защиты от повреждения доспехами. Хранится на вертикальной подставке татикака. Вниз рукояткой, если время мирное, вверх рукояткой, чтобы удобнее было вытащить, в неспокойное время. Носят на поясе с портупеей (меч тяжелый) в комплекте с коротким мечом танто. Чисто парадные мечи называются кадзари-тати, богато украшенные, но с клинком из расплющенного железного прута.

О-дати.

Самый длинный японский меч с клинком более одного метра. В одном из храмов провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 метра с хвостовиком 50 см. Скорее всего название произошло от «но-тати» (полевой меч). Пропорции этих чудовищ повторяют форму тати, несмотря на свои размеры они выглядят весьма соразмерно. Таким оружием можно было разрубить противника одним ударом или остановить конного воина ударом по лошади.

Танто.


Самый короткий меч. Длина клинка равна или меньше одного локтя (30,3 см). Имеет все признаки меча. Носится с тати. Ножны простые. Женский нож для самообороны в форме танто назывался кайкэн.

Ути-гатана.


Низкокачественный меч размером с катану. Хранились в большом количестве у самураев в арсеналах, для вооружения крестьян на случай войны.

Синоби-гатана или ниндзя-то.


Меч нинзя. Ножны с виду ничем не отличались от обычной катаны, но стенки были тоще. Клинок гораздо короче. В ножнах - контейнер для всяких «шпионских штучек». Говорят, на клинке синоби-гатаны как правило не было желоба для стока крови, который при резком замахе издаёт характерный свист.
Нагината. Алебарда, состоящая из загнутого клинка и длинного древка. После того, как японцы стали использовать плотный строй копейщиков;, нагината из грозного боевого перешла в разряд… женского оружия самообороны. До сих пор проводятся соревнования по нагината-дзюцу - бои на нагинатах. Об этом оружии я даже написал отдельную статью «Самое женское холодное оружие в настоящее время. Какое оно?».

Ширасайяили сикоми-дзуэ.

Оружие скрытого ношения, клинок спрятан либо в трости, либо в посохе.


Боккен или бокен.

Деревянный тренировочный меч. Немного истории. Традиционно в Японии термином «кэн» называют прямые мечи. Изогнутые мечи называются «то». По идее, боккен должен называться бокуто, так часто японцы и называют свои тренировочные мечи. В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, как к настоящему оружию. В опытных руках это и есть самое настоящее оружие. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж.

Синай.



Меч для занятий кендо. Представляет собой связку бамбуковых прутьев, закреплённых определённым образом. Для занятий с этим «мечом» обязательно надевают спортивные доспехи - маску со шлемом, латные рукавицы и защиту для груди. Правила обращения с синаем подробнейшим образом регламентированы, относятся к нему как к настоящему боевому оружию.

Гун–то.


Послесамурайский японский армейский меч. Воссоздан в начале ХХ века для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Син-гунто для сухопутных войск и кай-гунто для морского командного состава. Это оружие повторяло форму меча тати. Выпускался в промышленных масштабах на заводах. Именно такие мечи вывозили из Японии после войны в качестве трофеев американские военные. Вообще все мечи, изготовленные после 1868 года и по настоящее время называются «гэндайто» (современный меч).

Ниппон-то (нихон-то).


В японской традиции - всё, что имеет клинок, кроме топоров и серпов. Однако, часто этим термином обозначают именно мечи. Любые.

Цуруги.


Древние прямые мечи. Музейная редкость, хранятся в храмах. Просто обоюдоострый прямой меч называется «кен».

Ну а теперь окончание истории, начатой в начале (вот каламбурчик-то). Я позвал старшего менеджера и набросал инструкцию для продавцов (типа вот этой) по мечам, ножам и другому холодному оружию, продававшемуся в этом отделе. С рисунками и размерами.

Я думаю, что поступил правильно.

В христианстве есть множество реликвий, связанных с Иисусом: гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, обломки самого креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», плащаница (погребальный саван), наконечник копья, которым проткнул бок Христа римский легионер, терновый венец... Мусульманские святыни, связанные с именем Мухаммеда, - это в основном оружие. И самая важная из них - меч Зульфикар.

Христианские реликвии, связанные с Иисусом, относятся главным образом не к жизни, а к смерти Спасителя: крест и гвозди - орудия казни; издевательская дощечка, которую прибили над головой казненного; саван, в который его завернули. Даже наконечник копья - не оружие Иисуса, а свидетельство окончания земной жизни Сына Божия. Путь ранних христиан зачастую заключался в том, чтобы пострадать во имя Христа и принять мученическую смерть с надеждой затем войти в Царство Небесное. Главная цель мусульман была совсем другой - победить во имя Аллаха.

Священный арсенал

Даже смерть мусульманина была другой - смерть шахида, смерть в бою. Неудивительно, что и реликвии основателя ислама несколько отличались от христианских. Ведь Мухаммед был не только проповедником и пророком. Ему пришлось отстаивать свою веру и приобщать к ней соотечественников далеко не мирным путем. Реалии VII века были таковы, что за веру приходилось биться насмерть. И Мухаммед был воином. А главное достояние каждого воина - его оружие.

Так что вполне логично, что от пророка остались не гвозди и щепки, а его мечи числом девять. Большинство из них хранится в стамбульском дворце Топкапы, где находилась резиденция султанов Османской империи. Хотя, конечно, вряд ли это оружие действительно принадлежало Мухаммеду. Но мусульмане верят, что это так. В арабском языке оружие и доспехи имеют множество названий. Каждый клинок отличается от другого. И каждый меч знатного воина имел собственное имя, помимо принадлежности к какому-либо типу. Так было и с мечами Мухаммеда.

Самый ранний меч пророка - Аль-Маатур («разящий»). Он принадлежал Мухаммеду еще в те времена, когда тот не считался пророком и не общался со своим небесным наставником Аллахом. Этот меч достался ему от отца, и с ним Мухаммед отправился в изгнание из Мекки в Медину. Меч очень простой, без изысков, с длиной клинка почти в метр и с золотой рукоятью, украшенной самоцветами. Он и на самом деле очень старый - местами его изъела ржавчина.

Второй меч - Аль-Баттар (то есть «задира») - достался Мухаммеду после сражения с выступившим против него еврейским войском. На этом мече выгравированы имена девяти пророков: Давид, Соломон, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос, Мухаммед. Именно поэтому его нередко так и называют - «Меч пророков». На клинке также есть рисунок: Давид отрубает голову Голиафу. Считается, что прежде меч принадлежал как раз Голиафу. Он такой же почти длины, как Аль-Маатур, но вдвое шире и тяжелее. На клинке начертано «Меч справедливости» и «Воздаяние».

Третий меч - Хатф («несущий смерть»), который Мухаммед тоже добыл в бою. Мусульмане верят, что Хатф был выкован самим царем Давидом после победы над Голиафом и повторяет внешне меч Аль-Баттар. Действительно, мечи похожи, но Хатф даже больше и шире Аль-Баттара.

Четвертый меч пророка, Аль-Микдам («дугообразный»), тоже длинный, но более узкий и выгнутый по центру. Некогда он принадлежал Мухаммеду, а потом перешел к его преемнику Али и его потомкам.

Пятый меч - Аль-Расуб («повергающий»), длиной 140 сантиметров, широкий и тяжелый. Его ножны украшены золотыми кругами, а лезвие у рукояти покрыто золотом.

Шестой меч Мухаммеда Аль-Адб («острый») сослужил пророку хорошую службу в битвах при Бадре и Ухуде. На нем позже последователи Мухаммеда давали клятву на верность исламу. Сегодня это единственный меч, который хранится не в. Его можно увидеть в мечети имама Хусейна в Каире.

Седьмой меч Аль-Кадиб имеет такой тонкий клинок, что больше напоминает длинный стилет или рапиру. Недаром его называли «Прутом». Это специальный меч для защиты во время странствий. Ножны этого меча сделаны не из металла, а из дубленой кожи. Долгое время он тоже находился в.

Восьмой меч - Кали (или Кулай). Его происхождение связывают с тайником близ священного колодца Замзам.

По одной версии, меч был добыт Мухаммедом в битве, по другой - он был найден в тайнике дедом пророка. Клинок покрыт волнообразным узором, а ножны украшены золотыми кругами. Как именно переводится название меча, исследователи спорят. По одному мнению, оно означает «лист из белого металла», возможно, олова. По другому - это наименование местности в или.

Однако самым священным и знаменитым, конечно же, является девятый меч - легендарный Зульфикар.

Страж ислама

Зульфикар, или Дху-аль-Факар (то есть «бороздчатый», или «имеющий позвонки»), был добыт пророком в битве при Бадре. Потом Мухаммед подарил оружие своему зятю Али, будущему праведному халифу. Меч особо чтут последователи Али и рассказывают, что этот меч помог ему одержать победу при Ухуде. Тогда он был полностью, от рукояти до острия, покрыт кровью врагов.

Некоторые мусульмане верят, что Мухаммеду вручил этот меч сам архангел Джабраил (Гавриил), когда сражение стало яростным и опасным для сторонников пророка. Тогда якобы архангел спустился с небес с оружием в руках. А Мухаммед отдал полученный клинок Али, которого считал непревзойденным воином. Именно тогда Мухаммед и произнес, что Зульфикар - ключ небес и ада. Али, который успел уже сломать девять мечей, бросился в битву. Его противником был вызывающий ужас предводитель врагов Амра ибн Абдауд, человек невероятной силы. Но Али страха не знал. И первым же ударом раскроил вражеские щит и шлем. Мухаммед тут же произнес вторую эпохальную фразу: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!»

Меч овеян множеством легенд. По одной из них, его первым владельцем был сам Адам: когда первые люди были изгнаны из рая, Аллах снабдил Адама оружием для защиты - Зульфикаром. По другой легенде, меч обладает волшебными свойствами. Он может зависать в воздухе, может возрождаться, даже будучи сломанным в бою. Для того чтобы меч воскрес, нужно похоронить его, собрав все обломки. Отдохнув в земле и набравшись сил, обломки срастутся, и меч станет сильнее прежнего. Зульфикар мог разломиться и в том случае, если тело мусульманина оказалось не погребенным в положенный срок. Тогда его клинок вдруг начинал распадаться на две части. Но стоило только предать мертвеца земле - и меч снова «срастался». По третьей легенде, Зульфикар хранит целостность мусульманского мира. И стоит только врагам перейти границу, как меч оживает и рвется в битву.

Секретное оружие

По всей длине клинка, который хранится в музее Топкапы, идут две параллельные линии. Это символ того, что меч может разделяться надвое. Но последователи Али, в семье которого Зульфикар передавался по наследству, думают, что это все-таки другой меч. Они верят, что подлинный Зульфикар на самом деле имел два клинка, то есть состоял как бы из двух частей с пространством между ними. По легенде, такую форму Зульфикар получил после того, как Али повредил его в тяжелом бою - металл раскололся. Но расколотый меч обрел новые чудесные свойства, он стал еще более разящим.

В арабском мире некоторые мечи изготавливали с расщепом в верхней части, так что получалось действительно два клинка. Современные исследователи думают, что прорезь делалась для того, чтобы перехватывать вражеский меч и выбивать его из руки нападающего. И настоящий Зульфикар имел именно такую особенность.

Но ни волшебные свойства меча, ни особенная его форма не помогли потомкам Али добиться победы. В битве при Кербеле в 680 году последний сын Али Хусейн был убит, а все его сторонники погибли. Зульфикар оказался «в плену». Одно время он принадлежал победившей династии Омейядов, затем - в руках турецких янычар. Более того, янычары сделали этот меч своей эмблемой. Производство мечей с раздвоенным клинком поставили на поток. Все они назывались зульфи-карами. На всех клинках гравировалось изречение: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара».

Но последователи Али верили (и верят), что настоящий Зульфикар таинственно исчез и не достался врагам. И что он хранится в некоем потаенном месте и дожидается своего часа.

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.