Два взгляда на мир. Кто Вы – пчела или муха? Два взгляда на мир Два взгляда на жизнь в изображении

Два взгляда на жизнь.

На следующий день Тася шла в палату после процедуры в барокамере, когда дорогу ей преградила Ахмедова.

Михайлова? А почему вы до сих пор в стационаре?

Тася молча, смотрела в светло-серые, злобные глаза, лицо доцента, густо покрытое тональным кремом, кривилось от возмущения:

Я это просто так не оставлю! - не получив ответа, Изольда Наумовна поправила подмышкой папку с документами, обошла зловредную пациентку и, твёрдо ступая высокими каблуками, удалилась.

Нина Юрьевна пришла к ней в палату перед обедом.

Тася, вас снова зовут к Ольге Николаевне.

Кто на этот раз?

Ахмедова не успокоилась, и для разговора с вами пригласила доцента с кафедры, старшего коллегу.

Они оставят меня в покое?

Думаю, да. Ольга Николаевна уже приняла решение, а переубедить её очень трудно.

Снова, ставший привычным кабинет. Зав. отделением поздоровалась и склонилась над столом, не поднимая глаз от бумаг.

На диване сидела, вальяжно откинувшись на спинку, симпатичная женщина лет сорока пяти, с модной короткой стрижкой. Тася прошла, и устало опустилась на стул. Измождённая, с провалившимися от вчерашнего стресса и бессонной ночи глазами она устало смотрела на учёную даму. Вчера, во время разговора с Ольгой Николаевной, горячилась, стараясь доказать свою правоту. Сегодня она не могла, и не хотела говорить снова о том же. Ей казалось, что это пыточное колесо никогда не остановится.

Не представившись, и не поинтересовавшись, как зовут пациентку, незнакомка спросила:

На основании чего вы решили оставить ребёнка?

На УЗИ всё хорошо, нет отклонений в параметрах развития, - безразлично ответила Тася.

Но доцент, не дослушав, прервала её, и произнесла набившую оскомину фразу:

Не всегда всё видно на УЗИ. Иногда на мониторе всё благополучно, а плод рождается с несовместимыми с жизнью отклонениями.

Тася не стала слушать продолжения и тоже перебила незнакомку:

А бывает и наоборот. На УЗИ всё плохо, а ребёнок рождается здоровым, - язвительно ответила она. - На моё решение повлияло то, что кариотип плода и плаценты могут не совпадать, и причиной удвоенного набора хромосом может быть не ребёнок, а мозаицизм ограниченный плацентой. Для того, чтобы прийти к этому выводу, мне пришлось изучить массу материалов, в том числе авторефератов и диссертаций на эту тему.

Вы знаете, как пишутся диссертации? - усмехнулась женщина.

Да знаю. Знаю, что встречаются недобросовестные учёные. Поэтому искала случаи из жизни, рассказы тех, кто столкнулся с такой же бедой. В России я нашла один подобный случай. Девушка Ирина из Татарстана. У неё был диагноз идентичный моему. В прошлом году она родила здорового малыша.

Ещё одно обследование кордоцентез вы не хотите сделать?

Его делают в другом городе, не хочу туда ехать.

А вы знаете, что можно сдать анализ крови в нашем городе, в лаборатории, которая работает по новой технологии. Анализ подтвердит, или опровергнет ваш диагноз. Правда стоит он дорого.

Тася подумала, что если не согласится, пытки допросов не прекратятся. Ещё, чего доброго, начнут собирать консилиумы, как будто право на решение рожать или нет ей ребёнка, есть только у них.

Для меня деньги не проблема. Где можно сделать такой анализ?

Незнакомка подала ей заранее приготовленный листок с координатами лаборатории, и произнесла:

Честно скажу, я вас не понимаю. У меня, как и у вас двое детей. Я бы ни за что не рискнула терять благополучие своей семьи, из-за ребёнка инвалида. Вся жизнь насмарку, ваша и его. Вечные усмешки в спину. Любить, пока не родился - одно, затем с этим надо будет жить всю жизнь. Это вы сейчас такая храбрая. Многие просто оставляют ребёнка в больнице, и совесть их не мучает. Детские приюты полны больными детьми.

Я считаю, что мой ребёнок здоров. Не все исследования, которые проводятся медиками, показывают истину. Я убеждена, быть в семье инвалиду или нет, не всегда дано решать вам, - Тася произносила это, с яростью глядя в глаза незнакомки. - Вот вы сейчас выйдете из здания больницы и попадёте в аварию, станете инвалидом. Вы же не застрахованы от этого? Ваша семья тоже должна будет приять решение не в вашу пользу - поместить в дом инвалидов, или хуже того, сделать эвтаназию?

Не забывайтесь, с кем вы беседуете!

С человеком, который имеет такое же право на жизнь, что и мой ребёнок. Не вам решать, рожать мне его или нет! У меня фетоплацентарная недостаточность, потому, что в первом триместре я переболела ОРЗ. Это написано в моей истории болезни, и оказать медицинскую помощь в этом учреждении мне обязаны.

Даже так? - вздернув брови, в замешательстве произнесла незнакомка. - Вижу, вы хорошо подготовились и решение ваше непоколебимо. - Она взяла в руки историю болезни, спросила: - А кем вы работаете? - И, читая вслух, произнесла: - Доцент… кандидат…, - внимательно поглядела на Тасю и разочарованно сказала: - В таком случае, даже не интересно вас в чём-то убеждать. Потому и выводы приводите аргументированные. На этом наш разговор окончен. Сдавайте анализы, а там посмотрим…

Тася вышла. Спустя час она вспомнила о бумаге с адресом лаборатории и постучалась в кабинет к Ольге Николаевне.

Доцент с кафедры посоветовала мне сделать анализ крови, который подтвердит или опровергнет мой диагноз. Хочу сделать его, отвязаться от них и лечить плаценту.

Тася, вы же приняли решение, ни при каких условиях, не делать аборт?

Да, это так.

Тогда зачем тратить большую сумму денег, чтобы что-то, кому-то доказать?

Вы правы! Я так устала за эти дни кого-то убеждать, слушать людей, от слов которых тошнит. Такое чувство, что несколько дней кружусь в карусели, и нет возможности спрыгнуть. Неадекватность мыслей и решений, возникла видно от этого. Спасибо, Ольга Николаевна за совет.

Идите Тася, отдыхайте. Больше вас никто не потревожит.

Действительно, мучения Таисьи с этого дня в гинекологическом отделении, расположенном по улицы Курнатовского, закончились. К ней приходили только любимые, родные люди. Они гуляли по аллеям больничного парка. Март был в самом разгаре. Светило солнышко, звонко капала с крыш капель. Но радости не было. После допросов учёных дам Тасю снова охватил страх перед будущим, серым коконом окутала тоска. Никого не хотелось видеть, общаться. Ей казалось, что сёстры за её спиной шепчут, обсуждая её ненормальный, больше сказать, дикий поступок.

Она нашла в больничном холле, за пышно разросшейся пальмой, укромный уголок. Скрываясь от недобрых глаз, часто сидела там, на диванчике, делая вид, что читает книгу. На сердце давила обида за ребёнка, которым пренебрегли, которого хотели убить. Раньше Тася не сталкивалась с подобным. Оказывается, уже в женской консультации от женщины требовалось доказать своё право родить ребёнка. Это была система, при помощи которой общество избавлялось от нежелательных детей. Если при обследовании, скрининге, появлялось малейшее отклонение в параметрах, роженица становилась пациенткой второго сорта, ей завуалировано, а порой и напрямую предлагали сделать аборт, пока не поздно. Они даже не допускали мысли, что могла быть погрешность в исследовании, ошибка. Главным для людей, которые стояли у самого начала появления человека на свет, было, чтобы дитя родилось нормальным, без каких-либо отклонений. Чем выше становился прогресс, тем тщательней шёл отбор при помощи таких, как Ахмедова, Голикова, доцент из медицинской Академии. Радовало то, что и среди них встречались исключения.

Можно я присяду радом?

Возле Таси придерживая рукой большой живот, стояла женщина.

Садитесь. Этот диванчик поставили не только для меня.

Я лежу в соседней палате, на сохранении. Так уж получилось, что знаю вашу историю.

Ее, наверное, санитары в морге и те знают, не только вы, - грубо ответила Тася.

Не обижайтесь. Я давно хотела с вами поговорить, да всё не решалась, понимая ваше состояние.

Да что вы можете понять? Или желаете из первых уст услышать о тетраплоидии? В интернете читайте! - Она встала, чтобы уйти от назойливой женщины, но кадка с пальмой помешала.

Присядьте, - придержала та её за руку. - Вы молодец, что не послушали их. А я послушала. Молодая тогда была. Прошла исследования, как положено, а в двадцать недель, на скрининге, они нашли у моего ребёночка какую-то аномалию, насели как вороньё, чтобы делала аборт. Всё равно, мол, больше года дитя не проживёт, только оба мучиться будете. Время даже подумать не дали.

Сделали аборт? - возвращаясь на своё место, спросила Тася.

Надо было не слушать их, ещё обследования пройти, а я как затуманенная была, да и поддержать некому. Бабушка меня растила одна, а парень, как узнал о беременности, сбежал. Опомнилась, когда уже поздно было. Покончить с собой хотела, спасли. В депрессию впала, лечилась у психолога. Только я не о том хотела вам рассказать. Поверьте! Если судьбе угодно, от неё не уйдёшь. Прошло время. Я вышла замуж, долго забеременеть не могла. Наконец-то эта радость случилась. Только возраст уже был не тот, да и болезни женские одолели. Я с Дашей так и лежала на сохранении, не выходя из больницы. А в двадцать восемь недель случились стремительные роды. Девочка родилась с внутричерепной гематомой, долго была на аппарате искусственной вентиляции лёгких. Не буду перечислять всех болезней, но, сколько сил, время, денег мы потратили, чтобы хотя бы на ноги её поставить. Если суждено мне было пройти испытание, я их прошла сполна. А про мальчика своего все эти годы забыть не могу - вдруг они ошиблись? А я убила его. Может у других иначе, но время мою рану не лечит.

Это у вас второй ребёнок?

Да. Даша уже в садик ходит. Только зрение так и осталось слабым.

Как же вы решились родить ещё одного? Не страшно?

Мы с мужем всегда хотели иметь много детей. Но, чувствую, не получится. Нам уже восемь месяцев, доходить бы до положенного срока. Мальчика ждём, - с гордостью поглаживая живот, сообщила незнакомка.

Спасибо вам, - тихо произнесла Тася.

Это вам спасибо! Что держитесь, не слушаете их. Меня Людмила зовут, приходите ко мне в палату, чайком побалуемся, я сейчас одна.

Приду, - улыбнувшись впервые за последние дни, ответила Тася.

Американка Тельма Томпсон вспоминала, что во время войны ее мужа назначили на службу в военный учебный лагерь недалеко от пустыни в штате Нью-Мексико. Она поехала вместе с ним.

Мужа послали на военное учение в пустыне, и она осталась совершенно одна в крошечном доме. Жара была невыносимой. Вокруг дома были только мексиканцы и

индейцы, не умевшие говорить по-английски. Ветер дул непрерывно, и все, даже воздух, было полно песка.

Она возненавидела это место и чувствовала себя очень несчастной. Своим родителям она написала, что не может больше терпеть ни минуты и хочет вернуться домой. Отец ответил ей письмом, в котором было всего две строчки:

"Два человека смотрели сквозь тюремную решетку. Один видел грязь, другой видел звезды".

Эти строчки полностью изменили жизнь молодой жен­щины.

1. Попробуйте понять, как изменилась жизнь молодой женщи­ны. Сравните с продолжением авторского текста в ответе (п. 1).

2. Как вы объясните, почему так изменилась жизнь Тельмы?

Ответ

1. Тельма много раз перечитывала эти строчки, и ей стало стыдно за себя. Она решила постараться найти хорошие стороны в своей жизни. Вскоре она подружилась с местными жителями. Они ответили на ее дружелюбие искренней любовью. Она изучала диковинные формы как­тусов, наблюдала заход солнца в пустыне, искала морские раковины, которые пролежали там миллионы лет с тех пор, как пустыня была дном океана.

Что же изменилось? Пустыня не изменилась. Индейцы остались такими же. Изменилась она сама. Она превра­тила свои мучительные переживания в самое волнующее приключение ее жизни. "Я открыла новый мир, - писала она, - он взволновал и вдохновил меня... Я выглянула из созданной мною тюрьмы и увидела звезды".

(По книге Д. Карнеги "Как перестать

беспокоиться и начать жить".)

2. Вы правы, если ответили, что под влиянием письма отца изменилась ее установка, а вслед за ней и вся жизнь.

ЭФФЕКТ ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ

У читателя всегда есть какие-то ожидания: они либо существуют еще до начала восприятия ("вот это но­вый детектив", "вот это увлекательный роман", "а вот это задали прочитать ко вторнику"), либо возникают в процессе восприятия именно потому, что автор спе­циально строит свой текст так, чтобы они возникли. О первом виде ожиданий мы рассказывали в разделе "Что такое установка", о втором - немного там же, не­много в разделе "Заглавие", а подробнее поговорим сей­час.

Обманутыми могут оказаться и ожидания, которые бы­ли у вас до чтения ("ну и детектив, я уже на третьей стра­нице догадался, чем все кончится..."), и ожидания, кото­рые возникают в процессе чтения. Понять, в чем состоит эффект "обмана", - значит разобраться в том, как это было устроено ("подстроено") автором и мог ли читатель заметить эти приемы.

Попробуем проследить, как именно возникает эффект обманутого ожидания. Рассмотрим на примере конкрет­ного текста, в какой момент и почему читатель вдруг до­гадывается, что он обманулся в своих ожиданиях.

Не сомневаемся, что вы читали пушкинскую оду "Воль­ность". Но все же напомним одну ее строфу:

Увы! куда ни брошу взор

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор.

Неволи немощные слезы:

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела - Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Сейчас мы вспомним другое стихотворение А. С. Пуш­кина, к которому, как нам кажется, так и хочется поста­вить эпиграфом строчку из оды "Вольность": "Увы! куда ни брошу взор…"

Будем читать текст стихотворения не весь сразу, а "пор­циями", фрагментами, как мы это уже не раз делали при работе с заданиями. По ходу чтения будем разбираться, какую установку создает поэт самим построением текста, какое ожидание возникает у читателя, то есть, проще говоря, попробуем понять, "к чему клонит" автор.

Краев чужих неопытный любитель

И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моем

Где верный ум, где гений мы найдем?

Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной?

Нужно ли отвечать на вопросы, которые задает "всег­дашний обвинитель", или он сам знает ответы - как вам кажется? ...Вы правы. Это риторические вопросы, ответов не требующие. Читаем дальше.

Где женщина - не с хладной красотой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринужденный,

Блистательный, веселый, просвещенный?

С кем можно быть не хладным,

не пустым?

Из первого и второго фрагментов выпишем все "предметы речи". Сформулируем отношение лирического героя к каж­дому из этих "предметов" в отдельности и к отечеству в целом.

(В первом фрагменте "предметами речи" являются ум, гениальность ("гений"), благородство, душа, гражданские чувства и т.п. Вывод - ничего этого нет "в отечестве моем". Второй отрывок касается больше, как принято го­ворить, "светского общества": женщин и разговора. Кра­сота женщин - хладная, а разговоры, как следует из контекста, - глупые, скучные и принужденные.)

Согласны ли вы, что наш гипотетический эпиграф из оды "Вольность" (Увы! куда ни брошу взор...) действи­тельно подходит к стихотворению "Краев чужих

неопытный любитель...", по крайней мере к той его части, которую мы прочли? И в том и в другом текстах - размышление об отечестве, критика его пороков, в них похожее настроение и даже похожие конструкции (ри­торические повторы ...везде...; ...где... ) и похожие слова (общественно-политическая лексика). Значит, стихотво­рение "Краев чужих неопытный любитель..." относится к гражданской лирике - именно такие ожидания сфор­мировал у нас автор.

Читаем следующую строку стихотворения.

Отечество почти я ненавидел -

Совпали ли наши ожидания с этим выводом? Какое слово показалось неожиданным?

(Не сомневаемся в правильном ответе. В целом такой вывод - о том, что поэт не принимает, не может принять современного ему общества - мы и ожидали, но слово почти появилось непредсказуемо.)

Это почти для внимательного читателя говорит о мно­гом. Оно подсказывает: стихотворение закончится тем, что обвинитель найдет в отечестве хоть что-то положи­тельное. Но что именно?

Читайте последние две строки.

Но я вчера Голицыну увидел

Ожидали ли вы такого финала? Какие чувства вы испы­тали, прочитав эти две строки? Сравните свои читательс­кие ощущения с нашей читательской реакцией.

(Ничего себе! На одной чаше весов - пороки отечества, на другой - Голицыну увидел (увидел, только увидел!).

В этом стихотворении нет ни слова о любви! Но объяс­нение в ней состоялось, и действует оно тем сильнее, чем больше использовано общественно-политической лексики (совершенно неподходящей к любовной теме), чем дальше автор "уводил" читателя от подлинного предмета стихот­ворения, чем сильнее контраст, чем более неожиданным - на фоне всего текста - выглядит его финал.

Такой прием построения текста как раз и называется эффектом обманутого читательского ожидания.

Абрам Терц в своем эссе "Прогулки с Пушкиным" описывает тот же эффект немного иначе, пользуясь терминологией цирковых фокусников:

...Пушкин бросает фразу, решительность которой нас озадачивает: "Отечество почти я ненавидел" (?!). Не пугайтесь: следует - ап! - и честь Отечества восстановлена:

Отечество почти я ненавидел -

Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

И маэстро, улыбаясь, раскланивается.

(Наш разбор стихотворения "Краев чужих неопытный любитель..." закончен только с одной точки зрения: как проявляется в нем эффект обманутого ожидания. Но полностью его смысла мы, наверное, еще не раскрыли. Только ли улыбку вызывает чтение этого стихотворения? Мы сказали, что его общественно-политическое содержание - лишь уловка, для того чтобы эффектнее признаться в любви Голицыной. А может быть, наоборот? Признание в любви - только прием, чтобы под его прикрытием выразить свои гражданские чувства? Какие это чувства? Ненависть (ненавидел)"! Боль? Печаль (сравните у М. Лермонтова в "Думе": Печально я гляжу на наше поколенье...)? Подумайте над этими вопросами самостоятельно.)

Эффект обманутого ожидания может проявляться по-разному. Нет никакой принципиальной разницы в том, какой элемент текста создает ожидания: заглавие, первая строка, первая строфа или весь текст в целом, а какой элемент текста эти ожидания разрушает: первая строчка стихотворения или его последняя строчка... Суть остается одной и той же.

Чтобы стало окончательно ясно, в чем эта суть, приведем пример из современного детского фольклора, наверняка всем вам хорошо известного. Это "страшные истории, написанные великим детским народом", как

говорят в аннотации к книге "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы" ее авторы и составители Э. Ус­пенский и А. Усачев (М., 1992).

Н ас каждый день окружает огромное количество разных людей. Некоторые из них чаще всего пребывают в хорошем расположении духа, делятся хорошими новостями и стараются приободрить, если сами Вы сегодня не в настроении.

Другие вечно жалуются, у них всегда много своих проблем и из журнала, взятого с собой на работу, они обязательно прочитают Вам про чужие неурядицы.

Притча о пчеле и мухе

Спросил как-то комар муху:

— Есть ли здесь в окрестности цветы?

— Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. — А вот навоза и нечистот в канавах полным-полно.

И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать.

Затем комар, летая по своим делам, повстречал пчелу.

— Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? – спросил он у нее.

— Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов.

И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты.

Путь пчелы и путь мухи

В ведической культуре есть понятие двух основных типов сознания человека: сознание мухи и сознание пчелы.

В чём отличие? И муха, и пчела одинаково нужны в природе. И та, и другая любят сладкое.

Они могут жить в одном пространстве, но совершенно разными жизнями. Пчела целеустремлённо летит к цветам и добывает нектар, из которого потом сделает мёд.

«Пчела отыщет цветы даже на помойке, муха и в дивном саду найдёт мусор»

Муха тоже летит к цветам, но по пути постоянно отвлекается на встречные коровьи лепёшки и заинтересованно начинает разбираться — а что же это такое? Спускается вниз посмотреть…

В итоге она так погружается в исследования навоза, что чаще всего вообще забывает, что летела к цветам.

Так же и люди. Каждый из нас, выбирает среди информационных полей путь или пчелы, или мухи. Пчела, даже залетев на помойку ищет цветы, которые дадут ей нектар и пыльцу. Муха же, залетев и в дивный сад, найдёт мусор.

Сознание мухи

«Сознание мухи – это находить во всём негатив и погружаться в него»

Человек с сознанием мухи всегда замечает «коровьи лепешки». А главное — он всегда хочет разобраться в этом вопросе.

Кто оставил? Когда? Почему Петровы разводятся? Почему в стране кризис и кто виноват? В каждой «коровьей лепешке» надо поковыряться обязательно. Обсудить, предположить, расследовать…

Люди-мухи во всём замечают негатив, в любой ситуации чем-то недовольны. Выходя из дома, видят не первое весеннее солнышко, а мусор на газоне. Между просмотром фильма и криминальной телепередачи выберут последнее.

Потому что это и есть сознание мухи – находить негатив и ковыряться в нем.

Сознание пчелы

Человек с сознанием пчелы знает, что в мире существует добро и зло, красота и мусор, низкое и высокое. Он четко осознает, что это его выбор – обращать внимание на то или другое, концентрироваться на негативной информации или же позитивной.

«Сознание пчелы – это находить во всём позитив и радоваться жизни»

Человек-пчела стремится нести в мир добрые дела и положительные эмоции. Он не вешает на других свои проблемы, редко ноет и никогда не критикует. Всегда пытается найти во всём лучшие стороны и стремится к позитивному мышлению, как пчела движется к нектару — минуя грязь и помойки.

Пчеле не интересен чужой мусор. Она хочет видеть красоту цветов, вдыхать их аромат и собирать нектар. Ее интересуют только хорошие качества луга, то есть позитив, красота, польза – всё самое лучшее.

Это сознание пчелы – находить позитив и радоваться жизни.

Кто Вы – пчела или муха?

А теперь задумайтесь — чьё поведение Вам ближе? Как часто Вы отвлекаетесь на различный мусор на пути к нектару, к своей цели? Как Вы ведёте себя в различных жизненных ситуациях — как пчела или как муха?

Однажды увидев прекрасное, уловив аромат цветов и попробовав нектар, старайтесь возвращаться к этому все чаще и чаще. Важно не терять ориентир, сделать нацеленность на позитив образом мыслей, образом жизни.

«Наше восприятие притягивает ту реальность, на которое направлено наше внимание»

И когда Вам по пути встретятся коровьи лепёшки — вспомните о тех вещах, которые доставляют Вам больше радости и счастья, дают больше энергии, чем эти кучи! И летите дальше!

Все мы хотим жить долго и по возможности счастливо. А наше восприятие притягивает ту реальность, на которую направлено наше внимание. Мы есть то, что мы думаем.

Поэтому, первый и самый главный шаг к осуществлению коренных и долговременных перемен в жизни — это понимание разницы между двумя типами сознания — пчелы и мухи.

Второй шаг – это сделать осознанный выбор в пользу сознания пчелы.

Третий – неуклонно следовать этому выбору.

Приятного полета!

Чтобы мы узнали понравилась вам статья или нет, пожалуйста, нажмите кнопку социальных сетей или напишите ниже Ваш комментарий. Спасибо!

Все отзывы предоставлены нашими учениками - реальными людьми. Мы не гарантируем, что вы достигнете такого же результата. У каждого свои индивидуальные особенности и свой путь, которым нужно пройти самому. Мы вам в этом поможем!