Духовный смысл сказки золушка шарль перро. Сценарный анализ сказки золушка

Сегодня в блоге мы рассмотрим сценарный анализ сказки Золушка глазами трансактного аналитика Эрика Берна. Это необходимо для понимания сходства сценариев персонажей детских волшебных сказок и реальных жизненных сценариев написанных нашими родителями и ближайшим окружением.
Сказкотерапия для детей и взрослых

Транзактный, сценарный анализ сказки Золушка

Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки, были, на взгляд Эрика Берна, основателя трансактного и сценарного анализа и терапии, Родительскими предписаниями (в роли родителя выступила фея) ставшего основой программирования жизненного сценария.

Автор говорил о счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой.

Теперь давайте рассмотрим представление о Золушке с точки зрения трансакционного, сценарного аналитика, в том виде, как она выглядит в сказке Перро, которую знают практически все дети, и обсудим различные содержащиеся в сказке жизненные сценарии, многие из которых легко обнаруживаются в реальной жизни.

Министерство образования Украины

Харьковский национальный университет им. Каразина

на тему: "Психологический портрет Золушки"

г. Харьков 2008


Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро "Золушке", которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой зарубежной героини.

С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом.

Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.

Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.

Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется - пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого.

Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: "А, что же дальше?". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика":

с основным жизненным принципом - терпение,

с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,

с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери),

с принятием приоритетности других,

с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами,

с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний,

с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и

в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.

Другие материалы

  • Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад
  • Между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей...


    Производство и в князи, и в грязи!» Заключение Итак, рассмотренные в данной работе многочисленные факты, влияющие на современное состояние жанра политический портрет, нуждаются в обобщении. Принципиальная особенность отображения человека на станицах периодической печати сводится к...


  • Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития
  • Необходимости связываются с коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок. Опыт создания и деятельности СССиР в г. Пскове показал, что работа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития востребована. За полтора года работы Службы ее услугами воспользовалось...


    Такая тенденция наметилась в литературной сказке с 20-х годов. Вместе с Золушкой, носительницей доброго начала, в сказку входит одна из главных тем творчества Е.Шварца - тема любви, понимаемая драматургом весьма широко. Противостояние добра и зла, таким образом, предстает как противостояние любви...


    Этапа к другому, не означает механической смены и последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными словами, между всеми стадиями...


    Проявление жизненной необходимости. В работе И. П. Черноусовой “Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки” приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы: · Поиск супруга и восстановление...


    Причин и последствий неравенства их изначального положения в профессиональной деятельности, на наш взгляд, залог для дальнейших успехов в ней. Глава 2. Выбор карьеры для женщины Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других. (Соммерсет Моэм) Выбор...


    И духовности. Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной...


    Судьбы и наследия героя. Не мог остаться незамеченным в романтизме и характерный для художественной биографии ярко выраженный элемент идеализации героя, метафоричность его образа. 5. Типы и основные черты биографических новелл Паустовского 5.1 Биографическое произведение как вид литературы...


  • Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
  • Правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его...

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.
22 марта 2017, 21:53

Сказки - неотъемлемый атрибут нашей жизни. С момента рождения наши головушки уже познают о сказочных дворцах, принцах и принцессах. Когда мы уже становимся «взрослыми и самостоятельными»: научились ходить, разговаривать, задали уже все вопросы «почему?», а некоторые научились читать, мы начинаем мечтать о той сказочной жизни. Конечно, реальность нашего бытия берет верх над нами, и со временем все эти мечты перестают быть частью нашей жизни, но могу с уверенностью сказать, что мы не выбрасываем из своей головы эти иллюзии. Ведь каждый глубоко в душе ощущает себя маленьким ребенком, который верит в чудо. Однако, как оказалось, не все так просто с этими сказками, оказываться эти маленькие незатейливые истории имеет очень глубокий психологический контекст, настолько глубокий, что перед нами возникает вопрос, а действительно ли сказки предназначены для детей? Еще один очень важный факт: ваша любимая с детства сказка может объяснить природу ваших нынешних проблем и страхов. Ну что же начнем!

Золушка

Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки». Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки. Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. Первый ребенок получает всю любовь и заботу от своей матери. Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему. Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни.

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» - это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению. Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может. Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве. И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность. Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу. Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины. Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть». Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?

И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет. В сказке нашей «Золушке» очень повезло: она обрела своего принца, не прилагая никаких усилий. Все решил случай: она потеряла туфельку, принц решил найти ее обладательницу и в конечном итоге нашел. В реальной жизни ждать принца – невыгодная позиция, ведь рядом повсюду будут «уродливые сестры» (уродливые они только для Золушки), которые смело сумеют переманить принца. Кроме этого, в современном обществе произошла подмена понятий, а именно: один из основных инстинктов мужчин – функция добытчика, исчезает из-за ряда причин, а идеальный принц для Золушки – это именно тот самец, который «пришел, увидел, победил», то есть риск, что она попросту может не дождаться своего «мужчину» и остаться старой девой.
Красная шапочка В «Красной шапочке» речь идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях. Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть. Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников. В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси. Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», - и мстят им при первой возможности.

Красавица и чудовище
"Красавица и чудовище" содержит в себе глубокую духовную истину, являясь, в сущности, поучающей притчей. В основе этой сказки лежит принцип: "Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его". Это могучее, всепроникающее убеждение кажется вмонтированным в ядро нашей психики. В нашей повседневной речи и поведении постоянно проявляется одна и та же культурная установка: мы можем изменить человека к лучшему силой своей любви, а если мы женщины, то это наш долг. Когда близкий нам человек поступает или чувствует не так, как нам хочется, мы начинаем искать способы изменить его поведение или настроение - обычно с благословения других людей, дающих нам советы и поощряющих наши усилия ("А ты не пробовала...?") Такие предложения в силу своей многочисленности могут противоречить друг другу, и немногие друзья или родственники способны удержаться от них. Каждый хочет помочь, даже средства массовой информации. Они не только поддерживают культурный стереотип, но благодаря своему влиянию всемерно укрепляют его. К примеру, женские журналы полны советов вроде "как помочь вашему мужчине стать...", в то время как советы вроде "как помочь вашей женщине стать..." фактически отсутствуют в соответствующих журналах для мужчин. И мы, женщины, покупаем журналы и пытаемся следовать заключенным в них советам, надеясь помочь своим мужчинам стать такими, какими мы хотим их видеть. Почему идея превратить несчастного, больного или "нехорошего" мужчину в безупречного партнера является для нас такой привлекательной? Почему она так прочно владеет нашими умами, так пленяет нас?
Для некоторых ответ может показаться очевидным: в основе христианской религии воплощен принцип необходимости помогать тем, кому повезло меньше, чем нам. Нас учили со щедростью и состраданием относиться к чужим проблемам, не судить, но помогать - это, похоже, является нашим моральным долгом. К сожалению, подобные добродетельные принципы никак не объясняют поведение миллионов женщин, выбирающих своими партнерами жестоких, безразличных, эмоционально недоступных, пристрастных к алкоголю и/или наркотикам либо по иным причинам не способных к любви и нежности мужчин. Женщины, которые любят слишком сильно, делают этот выбор из-за неудержимой потребности иметь власть над близким человеком. Принцип, что любовь способна превратить чудовище в принца является мифом, придуманным женщинами. По факту, для мужчины брак – это постоянное изменения себя (как для женщин), а просто приобретение нового социального статуса, они не собираются меняться. Женщины, которые вышли замуж, чтобы изменить своего партнера, нередко стают жертвами домашнего насильства.

Русалочка
Сказка о Русалочке – это единственная сказка без «хеппи-энда», но в основе этой сказки также лежит психологическая проблема. Если вспомнить сюжет, то Русалочка – это милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого принца. Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет. В довесок к этому блаженной русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала ей еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку Русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую. Русалочка пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает. Этот Принц Русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает, играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства. Эта сказка как раз-таки описывает созависимые отношения. А именно те отношения, в которых один из партнеров полностью зависим от другого (не обязательно в финансовом плане). Основные принципы созависмых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только желания партнера, терпение любой боли во имя ЛЮБВИ. В основном, такие отношения редко приводят к браку, мужчина абсолютно не воспринимает такую женщину как свою жену, как человека, который достоин уважения, а даже если и доходят, то в таком браке мужчины позволяют себе все, а их зависимые женушки вечно все им прощают. Такое поведение к мужчинам формируется еще с детства. Причиной всему этому – недостаток тактильной и эмоциональной любви от матери. Как раз-таки у Русалочки очень рано умерла мать, а поэтому материнской ласки она не смогла познать.

На самом деле сказок очень много и много интерпретаций к ним. Я попыталась собрать самые интересные и приближенные к реальной жизни психологические анализы. Если эта тема вас заинтересует, буду продолжать работать над ней. Если же не, то все равно буду благодарна за прочтение.

Всего наилучшего, Дорогие Сплетницы! И до встречи!

Это парадокс: истерики у женщин случаются от сексуальной неудовлетворенности, а при этом секса и внимания мужчин может быть много. Связь, скорее, даже обратная. Если женщина получает мужское внимание, она скорее будет вести себя как истеричка, чем если не получает вообще.


То есть в слове «недотраханная» (как говорят про истеричек) содержится сермяжная правда. Ключевое «недо». Секс у женщины есть, но сексуальный блок (фрустрация) мешает ей открыться потоку либидо, поэтому сексуальное напряжение накапливается и выливается в истерику. Женщину как бы все время возбуждают, но не удовлетворяют как надо. Этот феномен и Фрейд упоминал, и Райх, и другие, однако, что конкретно делать с этим, писали мало.

Я обещала рассказать сказку про Золушку, которая описывает механизм выхода из неполной фрустрации (полная фрустрация - это когда сближаться вообще не хочется, а неполная - это когда сближаться хочется, иногда даже очень, а вот удовлетворения от этого почти нет). Классические сказки как и мифы всегда описывают какую-то инициацию, то есть выход из какого-то архетипического кризиса, конфликта. «Золушка» как раз описывает выход из неполной женской фрустрации.

Но давайте прежде посмотрим, чем женская фрустрация отличается от мужской. Почему мужчины так редко истерят (хотя тоже бывает, но намного реже), а диссонанс между амбициями и реализацией стараются гасить алкоголем или экстримом каким-то, вроде драк и войн, или просто заталкивают поглубже внутрь.

Мужская сексуальная фрустрация выглядит не так как женская. Женская сексуальная фрустрация почти всегда связана с переживанием чувства обиды, униженности, отвергнутости. Мужская фрустрация связана больше со страхами и чувством вины. Это важное гендерное отличие, которое происходит от того, что символическая роль секса для мужчин и женщин - разная.

Для мужчины секс - это возможность «взять», для женщин «дать». Понятно, что если ты обижен, отвергнут, «взять» тебе ничего не помешает, а вот «дать» - очень помешает.

Именно поэтому женщины находятся в такой сильной амбивалентности: скрытые обиды и чувство униженности (из-за того, что мужчина недостаточно их ценит) мешают женщине расслабиться и отдаться мужчине, она как бы придерживает часть себя, не отдает все, для нее слишком унизительно вот так вот распахнуться и отдаться полностью тому, кто ценит ее недостаточно. Чем больше у женщины амбиций, тем больше она склонна к такой фрустрации (поэтому скромность действительно помогает).

Можно сказать, что женщина охотно идет на контакт с любимым мужчиной и даже на близость, давая ему шанс доказать ей любовь, но если не видит доказательств, фрустрирует поток и полноценного удовлетворения не получает, ставит блок. Она «недотрахана» потому что не отдается до конца, отдается наполовину, и тогда неважно, сколько времени и как часто ее будут «трахать». Надеюсь, что такими простыми и грубыми словами я раскрыла этот тонкий гендерный момент.

Лечение истеричек в древности, собственно, состояло в том, чтобы заставить женщину «открыть все шлюзы», как о том прямолинейно писал Джакомо Казанова, который, кстати, считал себя мастером по излечению нервных женских заболеваний, но лечил безо всяких паровых и водных ухищрений, исконно-посконным путем.

Так как на символическом уровне сексуальное удовлетворение женщины четко ассоциировано с образом «отдавать», можно сказать, что неполная сексуальная фрустрация связана с «зажимом», символической «жадностью», отказом открывать себя полностью тому, кто не заслужил.

А как заслуживают расположение принцессы нам щедро рассказывают сказки: вот это вот все - рассмеши несмеяну, разбуди мертвую, отгадай три загадки, победи чудовище, отыщи царевну у кощея и так далее. Постараться нужно рыцарю и до седьмого пота потрудиться, тогда - да.

Получается, что мужчине, который хочет, чтобы рядом с ним была не истеричка, а уравновешенная женщина, необходимо следить за тем, чтобы ее обиды и претензии не копились, иначе секса нормального с ней не будет, а истерики на ровном месте - да. Помнить об этом любому мужчине полезно.

К сожалению, иногда от мужчины ничего не зависит. То есть мужчина ведет себя нормально, не хуже других, а вот женщина постоянно обижается, все время ощущает, что он ее «не заслуживает», но при этом от него не уходит, давая «шанс» исправиться и заслужить. Но мужчина - тоже человек, и если ему не дают любви, а дают только «шансы», может вести себя все хуже и хуже. Типичный замкнутый круг.

Как со всеми почти психологическими проблемами, помочь себе женщина может только сама. А ее партнер максимум - оказать поддержку. Как выходить из замкнутого круга фрустрации описывает сказка о Золушке. Напоминаю, что любая сказка отражает символическую внутреннюю картину: внутреннюю, а не внешнюю, то есть то, что происходит внутри личности, а не во внешнем мире с нею.

Золушка жила в мире враждебных соперничающих с ней женщин (злые сестры) и садистичной родительской фигуры (злая мачеха), отец (фигура защитника) ее предал от трусости (возможно от недостатка мужественности).

Золушка чувствовала себя грязной замарашкой, вынужденной делать самую унизительную работу, пока толстые и наглые сестрицы праздно живут. Ее мачеха (супер-эго, контролер, цензор, Король) все время ругала ее и заставляла работать, унижала, иногда даже била. Золушка догадывалась о том, что, вообще-то, она мила и возможно даже красива, но она ходила чумазая и в лохмотьях, поэтому красота всегда была спрятана.

Знакомство Золушки с принцем (мужской фигурой, ее Анимусом) произошло благодаря фее, то есть фантастической персоне (выдуманной) которая помогла ей создать видимость, что она не замарашка, а принцесса. Только хрустальные башмачки были настоящими, а все остальное - морок, ложь, которые должны были растаять и сгинуть, едва часы пробьют полночь. Поэтому Золушка плясала с принцем на балу, а когда часы начали бить, поспешно сбежала. Она испугалась, что принц увидит ее настоящую и отшатнется от нее в отвращении.

Однако, принц, уже влюбленный в прекрасную незнакомку, страстно фетишировал на хрустальную туфельку, которую Золушка обронила, поэтому он нашел ее, обыскав всю страну. Его не отпугнули ее лохмотья, грязный и убогий вид, он надел на нее туфельку и позвал замуж. Так и выяснилось, что карета и платье не имели большого значения, и принц был влюблен в Золушку, а не в антураж, созданный феей.

Сказка описывает, что женщина, склонная к сексуальной фрустрации (привыкшая сбегать посередине бала, не давая себе получать оргазм) боится открыться, поскольку не доверяет мужской фигуре (внутренней), ожидает ее разочарования и отвержения.

Если бы мужская фигура смогла доказать ей свою любовь, нашла бы ее, пока она играет в прятки, стоптала бы сто башмаков и стерла сто посохов в поисках ее по темному лесу, разбудила бы ее в ее хрустальном гробу, в общем заслужила бы ее доверие, то женщина могла бы начать открываться и перестала бы сбегать с «балов».

Если вы понимаете, что сделать это должен не мужчина извне, а изменения должны произойти внутри женщины, ведь принц - это ее внутренняя фигура, внутренний образ Мужчины, то вы сможете увидеть выход.

Выход в том, чтобы получить изнутри уверенность в том, что ты - достойна любви и перестать в этом сомневаться. Это будет означать, что Анимус нашел женщину и признался ей в любви, счастливое воссоединение произошло, и теперь она не будет постоянно переживать свою ничтожность и ненужность в глазах любимых мужчин в реальной жизни, копить обиды и комплексы, требовать бесконечно доказывать ей что-то и заслуживать ее доверие.

Почему Золушка была замарашкой, а не принцессой? Потому что ее фигура защитника (отец) предала ее и выбрала злую женщину (мачеху). То есть все начинается с того, что женщина вместо внутренней матери (мудрого и любящего контролера, он же - самооценка) получает какую-то злую стерву. Не будь этой стервы, не было бы ни лохмотьев, ни золы, ни издевающихся сестер.

То есть глобально исправить ситуацию можно только поменяв мачеху на мать, то, о чем я писала . Стать себе доброй и внимательной матерью, такой же доброй как фея. В этом случае проблема Золушки будет решена изначально, Золушка сразу превратится в красавицу, ей не придется прятаться от принцев и пускать им пыль в глаза, она и так будет достаточно хороша (прежде всего в своих глазах, то есть на уровне своей самооценки, что даст ей устойчивость - «башмачки»).

Вторая проблема Золушки - базовое недоверие к мужчинам. Мысль о том, что мужчинам не нужны женщины, что женщине нужно притворяться и стараться выглядеть лучше всех, чтобы получить и удержать интерес мужчины, - это непонимание мужской природы. Принц влюблен в туфельку Золушки, в сам символ женственности, готов поклоняться женственности, поскольку в этом - суть мужественности. Никакой мужественности не существовало бы, если бы мужчины не отделяли себя от женщин и не признавали их теми, кого они должны защищать и опекать, кем они хотели бы владеть (да, собственническое патриархальное чувство тут тоже, но влечение очевидно).

Если женщина считает себя ненужной и ничтожной в глазах мужчин, она не прошла женскую сексуальную инициацию (которую описывает миф о Коре и Аиде, который ее украл, но я об этом еще подробно не рассказывала), и не понимает, насколько у здорового мужчины сильно (иногда очень сильно) влечение ко всему женскому. В этом случае она останется Золушкой.

Символ туфельки - ключ к пониманию того, что мужчина, если он не слишком фрустрирован, ищет женщину, ищет любовь, чтобы иметь утешение для сердца и вдохновение для души. Но чтобы лучше понять этот ключ, нужно иметь в виду куртуазные рыцарские инициации, на которые намекает туфелька в этой французской сказке. Недаром романтический рыцарский культ зародился именно в Провансе. Но про эти инициации - как-нибудь в другой раз.