Дама с собачкой направление род жанр. Рассказ Чехова "Дама с собачкой": анализ, тема, главные герои

Великий русский писатель хорошо разбирается в психологии людей, состоянии их души и внутреннего мира. Им создано множество талантливых произведений. Сочинения Чехова всегда отражают внутренние чувства и переживания человека, взаимоотношения с окружающими. Во многих из них затрагивается влияние общества на человека. Одним из таких произведений считается «Дама с собачкой», краткий анализ произведения которого и предлагается для ознакомления.

Краткий анализ

Год написания — 1898 г.

История создания — Существует мнение, что рассказ был основан на реальных событиях, после поездки писателя в Ялту, на воспоминаниях о своей последней любви.

Композиция — Композиционное построение рассказа имеет хронологическую последовательность. Происходит знакомство Гурова с Анной Сергеевной, начинается их роман, расставание, кульминационный момент — осознание того, что жизнь прошла мимо.

Жанр — Рассказ, соблюдающий все характеристики этого жанра.

Направление — Реализм, действия соответствуют реальным происходящим событиям, реальные герои.

История создания

В жизни писателя была женщина, в которую он был, когда — то влюблен, Ольга Книппер.

Писатель отдыхал в Ялте, наблюдая жизнь отдыхающих, их взаимоотношения между собой. Видел, как между некоторыми из них вспыхивают мимолетные курортные романы. Так же, произошла его встреча с Ольгой Книппер. У Антона Павловича возникла идея о написании рассказа. Долгое время собирал он различные материалы, заметки. В то время у писателя происходил период творческого затишья. После поездки в Ялту, писатель приступил к истории создания рассказа о людях, встретившихся на курорте, между которыми завязываются отношения.

После некоторого литературного молчания, Антон Павлович создал рассказ, который был благосклонно принят публикой.

Тема

В «Даме с собачкой» анализ произведения невозможен без определения главной темы. Темой рассказа является любовь, посетившая двух совершенно разных людей. Он и она не свободны, у Гурова есть жена, дети, Анна Сергеевна замужем. Единственное, что их связывает, это то, что они одиноки. Несмотря на их семейные узы, они не испытывают счастья, и от этого беспросветного одиночества, Гуров и Анна бросаются в объятия друг друга, принимая желаемое за действительность.

Писатель показывает острую проблематику нравственных отношений. Герои не испытывают настоящих чувств, они лицемерят не только друг перед другом, но и перед собой. Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено. Анна Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком, тем не менее, она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила Гурова.

Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает нравственное разложение и моральную распущенность общества. Проблема ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев, они ведут себя так же, как и все общество, лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.

Основная мысль произведения в самом человеке, в его нравственности. Обманывая своих близких, обманывая себя, герои лишь все больше опошляются, низвергаясь в пучину моральной распущенности.

И Гуров, и Анна Сергеевна были несчастны в своей семейной жизни. Встретив друг друга, они познали настоящую любовь. Влюбленные узнали, что значит настоящее счастье, когда рядом с тобой любимый человек. Но этим людям невозможно пойти против общества, им нельзя соединиться, так как они будут осуждены обществом. Познав истинную любовь, они не могут найти выход из создавшейся ситуации.

Гуров, искатель приключений, любимец женщин, нашел ту единственную, которая действительно ему дорога. Он тяжело переживает тупиковую ситуацию, нет никакого выхода для ее разрешения. Вместе с Анной Сергеевной, женщиной, полюбившей впервые, они стали еще несчастнее, чем были до знакомства

Композиция

Рассказ Чехова состоит из четырех частей, в которых проходит развитие действия.

В первой части Гуров, этот пресыщенный женским вниманием человек, приехал в Ялту отдохнуть. У него дома осталась жена с детьми, к которой он никогда не испытывал любви. Гуров ищет развлечений, и знакомится с Анной Сергеевной. Они начинают встречаться.

Во второй части случается грехопадение Анны Сергеевны, она очень переживает. Гуров, как обычно, относится к ней, как к одной из многих мимолётных знакомых, с которыми ему довелось встречаться. Анна Сергеевна уезжает к мужу, и Гуров едет к себе в Москву.

В третьей части Гуров, часто вспоминавший об Анне Сергеевне, решает ехать в город, где живет дама с собачкой. Гуров понимает, насколько близка ему стала эта женщина, он полюбил по-настоящему. Гуров ищет встречи с Анной, и она обещает приехать к нему в Москву.

В четвертой части рассказа, Анна Сергеевна несколько раз приезжает в Москву, где они встречаются с Гуровым. В одну их таких встреч, происходит кульминационный момент. Неожиданно увидев себя в зеркале, Гуров вдруг понимает, как он постарел. До него доходит осознание, что, когда к нему пришла настоящая любовь, он уже слишком стар, чтобы пытаться что-нибудь изменить. Действие приходит к развязке. Гуров понимает, что он попал в тупик, из которого нет выхода, нет смысла жизни.

В этом и смысл рассказа — боязнь и страх совершить настоящий поступок тогда, когда это было надо, привело к такому концу, к разочарованию и опустошению.

Жанр

Характеристики произведения Чехова «Дамы с собачкой» определяют ее как жанр рассказа, хотя некоторые из критиков пришли к мнению, что произведение можно назвать повестью. В рассказе описаны действительные, рядовые ситуации, что придает рассказу реалистическое направление.

В последний период своего твор-чества Чехов все чаще обраща-ется к изображению людей, про-тивостоящих окружающему их миру лжи и обмана. Обычно они не решают глобальных проблем, не являются идеологами, подобно некоторым персона-жам Льва Толстого и Достоевского. Но у Чехова свой принцип изображения жизни. Анализ челове-ческих отношений ведется им на уровне быта, часто мелочей, случайных, казалось бы, подробностей. Ведь далеко не всегда через выдающиеся события можно разглядеть характерные явления, совершающиеся в глубине жизни. У Чехова же картина действитель-ности воссоздается не только в общем, но и в частном. И тогда выясняется, что условия жизни становятся невыносимыми даже для самых рядовых, обычных людей. Они не совершают героических поступков, но жить неестественной жизнью, притво-ряться и лицемерить больше не хотят.

Рассказ «Дама с собачкой» посвящен истории ду-ховного прозрения, возрождения двух обыкновенных людей — Гурова и Анны Сергеевны, случайно позна-комившихся во время курортного сезона в Ялте. Писатель нисколько не идеализирует ни Анну Сер-геевну («маленькая женщина, ничем не замечатель-ная, с вульгарной лорнеткой в руках»), ни Гурова, привыкшего к легким победам. Однако образы их даны в развитии.

Первая половина рассказа имеет сюжетную за-конченность. В ней описывается в общем-то обыч-ный «курортный роман». Гуров, простившись с Ан-ной Сергеевной, подумал, что «вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось». Между тем все случившееся в Ялте было лишь экспозицией; «похождение» обер-нулось большой, настоящей любовью, которая «из-менила их обоих».

Внутренний сюжет произведения связан с эволю-цией характера героя, его постепенного перехода от пошлости, опустошенности, даже цинизма к богат-ству переживаний, подлинной духовности. Под вли-янием нового, ранее не изведанного им чувства меняется мироощущение Гурова. У него появляется чувство отвращения к тому, что прежде казалось привычной нормой, ко всему этому безумному миру, где в ответ на попытку исповеди можно услышать только равнодушную и в сущности оскорбительную фразу об «осетрине с душком». Эта испорченная осетрина (не отсюда ли появится в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» «осетрина второй све-жести»?) становится символом «куцей, бескрылой жиз-ни», которая сравнивается в рассказе с сумасшед-шим домом или арестантскими ротами, жизни, где господствующим цветом является серый.

Символично, что когда Гуров приехал в город С., чтобы встретиться с Анной Сергеевной, то постель в его гостиничном номере была застлана серым одея-лом, пол покрыт серым сукном, чернильница ока-залась серой от пыли, а напротив дома, где жила Анна Сергеевна, тянулся длинный серый забор. Материал с сайта

Гуров и Анна Сергеевна, полюбившие друг друга «как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья», мучительно думают, «как убе-речь себя от необходимости прятаться, обманывать». Рассказ не имеет сюжетного завершения, что очень характерно для позднего Чехова, но смысл этого и других произведений писателя был совершенно пра-вильно понят Горьким, который писал Чехову в январе 1900 г. по поводу «Дамы с собачкой»: «Ог-ромное Вы делаете дело Вашими маленькими рас-сказиками, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт бы ее побрал!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Любовь - извечная тема в литературе. Работая над рассказом «Дама с собачкой», Чехов не стремился быть оригинальным. Но произведение классика, созданное в последний год девятнадцатого века, приобрело чрезвычайно Раскрыть его позволит художественный анализ. «Дама с собачкой» - история о заурядном курортном романе, поведанная незаурядным автором.

Вдали от Москвы

Чехов приступает к повествованию без лишних вступлений. Уже в первом абзаце появляется молодая женщина, прогуливающаяся по ялтинской набережной с Следом за ней - главный герой, которого дама весьма волнует. Его образ вырисовывается на протяжении всего рассказа и только в конце приобретает четкие очертания. А начинается все с изображения жены Гурова (такова фамилия персонажа, то есть человека, которого заинтересовала дама с собачкой).

Анализ героев рассказа лучше начинать с описания нелюбимой супруги. То, какой она предстает в глазах своего мужа, является ключом в раскрытии главных образов в произведении. А видит он ее узкой, недалекой и суровой. Сама жена Гурова, разумеется, о собственной персоне иного мнения. Страдая феминистическими идеями, которые вошли в моду среди скучающих, но деятельных дам на рубеже веков, она называет себя «мыслящей». Это крайне раздражает Гурова, равно как и ее манера называть его Димитрием. А потому он и изменяет ей довольно часто. И оттого ему так хорошо вдали от нее, от дома, от Москвы.

Главная героиня: анализ

Дама с собачкой имела тот облик и манеру вести себя, которые человеку опытному сразу же давали понять, что она замужем, пребывает в одиночестве впервые, и ей неимоверно скучно. Гуров был человеком знающим. Хотя он и отзывался о женщинах зачастую нелестно в светских мужских беседах, но прожить без них все же не мог. А потому ему хватило одного взгляда, чтобы дать молодой женщине верную характеристику, с которой можно и начинать анализ.

Дама с собачкой чрезвычайно молода, имеет тонкую слабую шею и прекрасные серые глаза, в ее поведении присутствует угловатость. Дальнейших ход событий в рассказе говорит о том, что молодая женщина замужем за человеком, который ей неинтересен и неприятен. Она ждет, что в ее жизни произойдет знаковое событие. И она верит в то, что это случится. О мыслях молодой женщины Гуров пока не знает, но нутром чувствует, что их знакомство должно состояться. А потому, как только дама приближается, ласково подзывает к себе белого шпица. Тем самым знакомится с хозяйкой собаки.

Вокруг - прекрасный курортный пейзаж. Мастерство Чехова заключается в умении изображать обстановку в мельчайших и, на первый взгляд, незначительных деталях. Это достойно того, чтобы посвятить характерной особенности писателя несколько слов и даже сделать краткий анализ.

Дама с собачкой в ялтинский вечер

В день знакомства героев морская вода имела сиреневый оттенок, была мягкой и теплой, и по ней шла лунная золотая дорога. Подобная картина характерная для летнего вечера в Ялте. Ее, возможно, автор воссоздал под впечатлением от посещения курортного города, которое состоялось незадолго до написания рассказа.

Мелкие детали присутствуют и в описании образа главной героини. Движения ее неуверенны, угловаты, и в толпе она теряет лорнетку. Все это как будто подтверждает мысли Гурова, которые пришли ему на ум в день знакомства: «И все-таки в ней есть что-то жалкое».

Нравственное падение

Они становятся любовниками. Для него в этом событии нет ничего неожиданного. Для нее - счастье. Но после она сидит с распущенными волосами в позе грешницы и говорит ему о своем нравственному падении, которому оправдания нет. Гуров же тем временем думает о том, как все эти слова нелепы, и не спеша ест арбуз. Этой реалистической деталью, несомненно, следует дополнить анализ.

«Дама с собачкой» - рассказ, который начинается с обычной любовной связи. Он тяготится ее наивностью и смущением. Она же, всего этого не понимая, продолжает раскрывать ему душу. В этом основная проблема столкновения двух миров - женского и мужского. Представительницы слабого пола видят в своем возлюбленном лишь то, что желают видеть. Проблематика рассказа «Дама с собачкой», анализ которого является темой этой статьи, значительно сложнее и глубже.

Ялта и туман раннего утра

Последующие дни проходят в блаженстве и неге. Они сидят на скамье, смотрят на море и молчат. Чехов изображает пейзаж с присущей ему манерой дополнять описание природы философскими размышлениями героя. Гуров все больше начинает задумываться о высоких целях бытия и о человеческом достоинстве. Он уже не ест арбуз и не тяготится душевными излияниями молодой женщины. Теперь они настроены на одну волну.

Пора на север

Этими словами закончил одну из глав Антон Чехов. Дама с собачкой, анализ образа которой был представлен выше, и чья фамилия (Гуров успел это узнать) была Дидериц, отправилась в далекий волжский город. А по возвращении в Москву Гуров начинает постепенно все острее ощущать контраст между солнечной Ялтой и холодной столицей, между беззаботным времяпрепровождением и скучной работой в банке. И, наконец, между чистым, возвышенным чувством и жизнью обывателей, которые ничем не интересуются, кроме карт, вина и еды.

А осетрина-то с душком!

Ощущения человека, который после пребывания в состоянии эйфории вынужден вернуться в серую действительность, изобразил мастерски Чехов. «Дама с собачкой» анализ которой уже дал представление о некоторых реалистических штрихах, дополняющих картину столкновения романтики и суровой реальности, имеет еще один довольно интересный в этом отношении фрагмент.

Изображение столкновения романтика и обывателя в этом месте мастерски завершено. Рассказ «Дама с собачкой», краткий анализ которого позволяет утверждать, что именно упоминание об «осетрине с душком» является кульминацией, далее раскрывает полностью образ Гурова.

Высокий забор

Под видом деловой поездки в Петербург, Гуров отправляется на поиски ялтинской дамы. В этой части истинным художником проявляется себя Чехов. «Дама с собачкой», анализ которой прежде всего касается художественных средств, использованных писателем, не имеет прямого описания состояния угнетенности. В рассказе отсутствует изображение душевных терзаний Гурова. И ничего не говорится о его тоске. Внутренний мир героя передан автором посредством упоминания всяческих деталей. Гуров приезжает в незнакомый город и снимает номер в гостинице. Там видит он серый суконный ковер, запыленную чернильницу, статуэтку однорукого всадника. А когда найден дом Дидерица, взору открывается высокий забор, утыканный гвоздями. Все эти элементы рисуют картину серости, однообразия, уныния.

Встреча

Особое место занимает образ провинциального театра в произведении «Дама с собачкой». Анализ рассказа не призван раскрывать негативное отношение писателя к недостаткам социального общества. В былые времена критиков возмущало невнимание автора рассказа к проблемам буржуазного брака. Одного Чехов был прежде всего художником. А потому его интересовала человеческая душа. И неизменным средством для него был скрытый, еле уловимый подтекст.

Анализ произведения «Дама с собачкой» - это изучений таких мелких деталей, как схожесть Дидерица с лакеем, образ местного губернатора, упоминание вульгарной лорнетки, которая была в руках у молодой дамы.

Свидания в Москве

Анализ рассказа Чехова «Дама с собачкой» должен также затрагивать тему истинной и ложной сторон жизни.

Гуров начинает встречаться со своей возлюбленной в одной из московских гостиниц. Она регулярно приезжает и сразу же отправляет к нему с посланием человека в красной шапке. Достаточно подробно изображено то, как Гуров провожает свою дочь в гимназию, беседует с ней, рассказывая о природных явлениях, а между тем думает о своей тайной жизни, которая является истинной. И парадокс заключается в том, что ложь открыта для окружающих и одобряется ими.

Произведение прерывается на полуслове. В этом характерная черта малой прозы Чехова. Герои долгими вечерами обсуждают, как избавиться от необходимости врать и прятаться. Но оба они понимают, что все только начинается…

Таков анализ рассказа «Дама с собачкой». Чехов смог в этом произведении, используя множество неприметных деталей, изобразить столкновение мира романтика и обывателя, поэзии и прозы, высокого и земного. В этом и заключается уникальный дар писателя, который воспринимал и любил мир в любом качестве - как в прекрасном и возвышенном, так и в сером и убогом.

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.
Тема, изложенная в произведении проста - курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю, как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.

Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства.

Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.

Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.
Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.
И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.
Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.

Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.

Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.
Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.

Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.

В рассказе А. П.Чехова “Дама с собачкой” происходит постепенное расфутляривание человека, обретение истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, великая и хрупкая любовь.

Гуров, главный герой, внешне благополучен: у него есть и семья; и работа, да и сам жив-здоров. Но все это не жизнь — жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом зеркале повседневности. Любовь возвращает человека в мир духовности.

На курорте встречаются два человека, жизнь которых скучна и нелепа. Их первый разговор — тоже о скуке. Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем; Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет. Любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение, заставляет жить в полную силу, а не механически.

Гуров, полюбив, начинает осознавать красоту окружающего мира: когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. Эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. А как контрастирует описание ялтинского пейзажа с описанием размеренной и монотонной жизни в Москве!

Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”. И еще у меня долго не укладывалось в голове: “с вульгарною лорнеткой в руках.”, и это огромное настоящее чувство. Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает из нее богини — это самая обыкновенная женщина. Потому что любовь — это не то абстрактное туманное облако, заставляющее горько и безудержно вздыхать. Это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни. В конце рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, что “до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. То есть самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через две.

Образный анализ произведения А. Чехова «Дама с собачкой»

А. П. Чехов - писатель психологического жанра с романтическим уклоном. В своих произведениях он показывает устроенных людей, живущих эгоистичной жизнью самодовольных буржуа. Видимая сторона их бытия скрывает не богатый духовный мир, как любят повторять светские сластолюбцы, пытаясь угодить устоявшимся стереотипам. Это все напускное и искусственное состояние имеет в своей основе глубочайшее истощение подлинной духовности. Люди, привыкшие осознавать себя хозяевами жизни, перестали понимать смысл существования. Главными для них стали пустые разговоры о том же смысле бытия, поездки на воды, где можно позабавиться курортным романом, осознав вдруг, что раньше никогда не любил или не любила. Понятие "любовь" стало синонимом слова измена, потеряв свое изначальное содержание. Так называемые страсти стали желанным свойством курортных приключений.
В рассказе "Дама с собачкой" два главных героя - Анна Сергеевна и Гуров встречаются на отдыхе на морском побережье. Оба эти человека устали от скучной и надоевшей им жизни в большом городе. Семья и все, что связано с ответственностью и долгом, перестало восприниматься как святое и незыблемое. Европейские ценности вошли в плоть и кровь русского человека, рвущегося к идеям свободы, равенства и братства. Но, что самое парадоксальное, забыв о сути православия, наш соотечественник глубоко убежден в своем духовном превосходстве перед западным братом. И главная героиня считает себя таковой, уточняя Гурову, что немецкая фамилия мужа - это только происхождение, так как он православный. Но в тоже время, Анна Сергеевна может назвать своего мужа лакеем, ей ненавистен даже ученый значок, словно лакейский номер, который тот носит, в петлице. И бакены, и маленькая лысина стали ей ненавистны. А та "любовь", воспеваемая поэтами высокого слога, которой женщина воспылала к случайному курортному знакомому, Гурову, стала для нее настоящей нескучной жизнью.
Для Дмитрия Дмитриевича Гурова все женщины были представительницами "низшей расы". Ему было лет сорок, он был давно женат и имел трех детей. Но это все стало обузой и тяжкой долей. Жену давно не любил, часто ей изменял, и вообще считал недалекой. Поэтому поездки на курорт его увлекали приключениями с высокими порывами страсти и возбуждением "духовности".
И вот встречаются два человека, для которых все существование превратилось в нелепость, искривление реальности и скуку. Им только невдомек, что реальность существует помимо их. А все ощущения - это только извращенное представление не утружденного сознания. Их жизнь превратилась в бесконечную ложь, на которую обрекают себя люди, а не реальность. Отсутствие желания преодоления трудностей, претерпевания недостатков родных и близких, не говоря уже о посторонних людях, стали нелепостью и одиночеством. Жизнь ради удовольствий и получения всевозможных материальных благ - главный смысл не иначе, как животного состояния. А если такой представитель посещает рестораны, театры и разбирается в современных тенденциях, то это совершенно «духовно» богатый человек. Такое опасное фантазирование приводит Гурова к полному душевному тупику. После приезда в Москву, он не может забыть свою курортную пассию. Все окружающие раздражают и нервируют. Замечание товарища об осетрине во время его очередного воспоминания об Анне Сергеевне просто выводит Гурова из себя. Такая экстремальная не успокоенность и трагические переживания о своей несчастной судьбе заставляют лелеять собственный эгоизм, жалеть себя. Родные люди стали изгоями и отверженными из-за страсти и возросшей "духовности".
Как сам автор относится к подобным противоречиям, возникшим в современном "просвещенном" обществе, трудно сказать. Он описывает характеры и образ мышления того времени, жившего на переломе исторического мировоззрения. Возможно, инфантильная душевность, упадок семейных ценностей, гегемония пролетариата и прочие революции стали причиной трагедии, разразившейся вскоре в нашей стране.
Если многие образованные люди, а других сейчас нет, искренне считают страстные чувства и желания настоящей духовной жизнью, то что ждет тех, кто фактически подвержен животным инстинктам. Вот настоящая трагедия, преследующая человеческое общество, а не мнимые переживания по поводу курортного романа или еще какой-нибудь глупости. Мечтательность и воображение, приводящие человека к душевной пустоте, внутреннему ослеплению и глухоте, станут настоящими демонами, будоражащими бесчувственное сердце, озабоченное только эгоистичными намерениями. Такое сердце не способно к участию в беде, к жертвенности и милосердию. Гуров и Анна Сергеевна замкнулись друг на друге, страсть поглотила их. Это чувство - не богатство, как пытаются преподнести современному молодому поколению, а катастрофическое падение, разрушающее все, на чем зиждется человеческое общество.
Сам Гуров, провожая дочь в гимназию и разговаривая с ней, чувствовал свою двойственность. Ведь на самом деле он шел на свидание с молодой женщиной, и вынужденное лицемерие разрывало его душу. Ни он, ни его возлюбленная, также обманывавшая своего мужа, не были по-настоящему счастливы. Обоих мучило лживость положения, необходимость прятаться от людских глаз в номере гостиницы. Мужчина, видя свое отражение в зеркале, изумлялся, как он постарел. А в это время женское сердце разрывалось от надоевшей неопределенности, ведь любовь Гурова не распространялась далее жалости о появившейся на висках седины. Пока она тихо плакала, он спокойно заказал в номер стакан чая, решив подождать пока женщина успокоится. Но решение не было найдено, потому что обманом счастлив не будешь. Осталась лишь пустая мечтательность о новой и прекрасной жизни.
А. П. Чехов оставил финал рассказа недоговоренным. Писатель понимал, как и любой человек, двусмысленное положение своих героев, которое сама Анна Сергеевна определила "устаревшим" для образованного человека понятием - грехом.

О любви в русской литературе писали все классики, и Антон Павлович Чехов не исключение. В рассказе "Дама с собачкой" Чехов не старался выделиться какой-то особой темой, однако этот рассказ, написанный в XIX веке, возымел мощное влияние на читателей и общество. Чтобы глубже понять смысл произведения, проведем краткий анализ рассказа "Дама с собачкой" - истории, где описывается весьма банальный курортный роман.

В Ялте

В рассказе действие развивается достаточно быстро, потому что с первой же страницы читатель видит молодую женщину, которая неспеша гуляет по набережной в Ялте, а также предстает образ главного героя Гурова, проявляющего к указанной даме большой интерес. Этот персонаж четко становится ясен только ближе к концу рассказа. Начинает же Чехов с того, что рисует жену Гурова - ее образ особенно интересен, тем более, что можно посмотреть на нее глазами мужа, который считает супругу явно не идеалом. В его глазах жена недалекая, суровая, грубоватая и узкая, хотя понятно, что сама она так не считает.

В анализе рассказа "Дама с собачкой" видно, что жена Гурова феминистка, и это весьма модно стало в то время, она считает, что относится к категории мыслящих людей, но Гуров этим очень раздражен, как и тем, что она зовет его Дмитрий. В итоге неудивительно, что ввиду такого семейного разлада, пылких отношений у супругов нет, а Гуров не видит ничего плохого в том, чтобы изменять своей жене. Именно поэтому он прекрасно себя чувствует вдали от родного московского дома.

Характеристика главной героини

У дамы с собачкой такая манера поведения и такой вид, что опытный мужчина со стороны сразу же видит главное - она замужняя, оставлена на одинокое пребывание первый раз и страдает от скуки. Гурову, человеку, который без женщин обойтись не может, тоже это совершенно ясно.

Возраст нашей главной героини указывает на ее молодость, по внешнему виду она имеет следующие характеристики: тонкая белая шея, длинные волосы и красивые глаза, а движения ее угловаты. Вскоре читатель узнает, что у дамы с собачкой тоже супруг, к которому она испытывает неприязнь и раздражение, поэтому женщине хочется перемен, и она с надеждой ждет новых событий в своей жизни, которые разнообразят ее судьбу.

Гуров, конечно, пока не в курсе того, что в сердце прекрасной дамы, но тянется свести знакомство. Что он делает? Подозвав к себе шпица, с которым дама гуляет по набережной, Гуров имеет возможность заговорить и с хозяйкой. Надо отметить в анализе рассказа "Дама с собачкой", что Антон Чехов мастерски рисует обстановку и внешние детали, точно отразив атмосферу курорта и передав дух того времени.

Измена

Гуров и дама с собачкой, главная героиня, изменяют своим законным супругам. Гуров считает это порядком вещей, он так делает часто, а она счастлива, дождавшись долгожданных перемен. Однако чуть позже, заняв позу грешницы и распустив волосы, она открывает ему свои сокровенные чувства, говоря о нравственном падении. Но Гурову до этих переживаний дела нет, доедая арбуз, он лишь размышляет о нелепости мышления своей любовницы.

Анализ рассказа "Дама с собачкой" помогает понять, что хотя произведение отражает обычную связь любовников, проблематика достаточно глубока и сложна. Гуров удивлен и даже отягощен тем, что она так наивна в жизни и смущена вопросами, обычными для житейских дел. Главная героиня этого не понимает, она все больше и больше доверяет ему, раскрываясь душой. Здесь Чехов показывает противостояние мира женщины и мужчины. Дамы видят в своих возлюбленных только то, что хочется видеть, ищут идеалы и восплощают их в своих мечтах, перенося на конкретных мужчин.

Мы сделали краткий анализ рассказа "Дама с собачкой", однако он неполный, поэтому читайте вторую часть этой темы, которую мы рассмотрим в статье