Что такое street art. История возникновения стрит-арта, западный опыт стрит-арта и процесс зарождения и развития стрит-арта в России

Существуют на свете люди, которые видят красоту в каждом мгновении! И этих людей объединяет движение стрит-арт. Если говорит общими словами — стрит — арт — это изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.


Основной частью стрит — арта является граффити, трафареты, скульптурные инсталляции и прочее. Как признаются сами участники стиля стрит — арт — «В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу».


Стрит — арт экспериментирует со средой и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а так же сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Объект здесь включает в себя стену как часть того, что должно быть отчетливо видимым в качестве обрамляющего пространства, граффити же ее просто стирают.


В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей - логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Исключение не составляет и Россия.





Виктория Головачева

Интерес к стрит-арту - фактически постоянная величина: в России проводятся десятки выставок и фестивалей в сезон, бренды охотно платят уличным художникам за коллаборации, а часть чиновников всерьёз обсуждает легализацию граффити. Однако действительно ли мы знакомы с этой культурой и правильно ли её изучаем, если для российского зрителя самым известным уличным художником остаётся Бэнкси? Самиздат поговорил с художниками, кураторами, авторами проекта «Части стен», галеристами, изучил материалы по советам представителей самого стрит-арт-сообщества, чтобы понять, что такое российский стрит-арт, каков путь уличного художника в России и в чём заключается его свобода.

Неизбежно уличную культуру в России считают вторичной, сравнивают её с американской и европейской, да и вся терминология представлена на иностранном языке. Современная российская уличная культура в исследованиях предстаёт обобщённой и сравнительной, поэтому выглядит оторванной от мирового контекста, а зрители в большинстве своём не понимают, что такое уличное искусство и что существует именно русский стрит-арт и русское граффити. Представление большинства начинается и заканчивается Бэнкси - есть он, а есть «русские Бэнкси».

Однако вокруг граффити происходит огромное количество событий ― городские фестивали, биеннале уличного искусства «Артмоссфера», выставки в галереях современного искусства, коллаборации, но аудитория не погружается в вопрос глубже. Ведь есть те, кто занимается исключительно субкультурой и рисует шрифты, а есть, к примеру, издатели газеты «Магия рептилий». Они нелегально организовали одноимённую выставку у входа на «Винзавод» во время биеннале «Артмоссфера» и занимаются и уличным, и современным искусством во всём его разнообразии.

Граффити в современном понимании появилось в России в начале 1980-х и было тесно связано с хип-хоп-культурой. Первыми российскими граффитчиками само сообщество называет Крыса, Баскета и Навигатора. С тех пор многое изменилось: из граффити вырос стрит-арт, у уличных художников появились возможности сотрудничать с галереями, появились и новые имена. Для глубокого погружения в тему на помощь приходит само сообщество: книги «Части стен» и «Части стен 2», документальный фильм «В открытую», серии лекций художника Дмитрия Aske об истории граффити и другие проекты, которые помогают понять действительное положение современного российского уличного искусства.

В 2013 году Алексей Партола отправился в Берлин представлять книгу «Призраки» ― проект независимого издательства «Ось» о российском трейн-бомбинге. Оказалось, что там никто не знает о российском граффити, - лишь те, кто давно работает внутри мирового стрит-арта, через знакомства узнают о российских уличных художниках, а кураторы фрагментарно интересуются Россией. Но если иностранец не из сферы уличного искусства захочет узнать о российском стрит-арте, он не найдёт в книжных магазинах необходимой литературы, а в интернете основная информация будет на кириллице. Так появилась идея проекта «Части стен» ― книжной платформы, посвящённой современному российскому уличному искусству.

От Калининграда до Петропавловска-Камчатского

«Части стен» ― один из основных источников, к которому стоит обратиться, чтобы понять, что происходит с российским уличным искусством с 2013 года, и разобраться в разнообразии стилей и направлений в уличной культуре России. Алексей Партола для этого поехал по стране - в Калининград, Санкт-Петербург, Севастополь, Краснодар, Сочи, Москву, Нижний Новгород, Волгоград, Саратов, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Во время исследования Алексей спрашивал у художников о том, что, как им кажется, происходит с уличной культурой в других городах. Выяснилось, что многие либо знакомы с ситуацией условно, либо вовсе не имеют представления о соседях. Потому одна из задач проекта «Части стен» ― помочь сообществу взглянуть на себя со стороны.

В некоторые города пришлось ездить несколько раз, потому что за одну поездку физически невозможно охватить всё. Сейчас в России есть несколько центров уличного искусства - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск. Люди своими силами пытаются делать общегородские фестивали, на которые приезжают художники и специально для мероприятия создают объекты. Были и такие города, как Тюмень, в которых сейчас ничего не происходит. Там есть несколько энтузиастов, но в большинстве своём заметные рисунки на зданиях появлялись больше десяти лет назад.




Nagar

художник, Петропавловск-Камчатский

Сложно сказать, почему граффити и стрит-арт не так популярны в нашем регионе. Но с высокой долей вероятности географическая отдалённость региона накладывает отпечаток. Я уверен, что важнее массовости ― таланты, единицы, которые действительно горят этим, и те, кто не «перегорает» со временем. В моём случае толчком для творчества стал приезд в наш город известного российского граффити-художника Олега Баскета в 1999 году. По аналогии предположу, что проведение мероприятий и фестивалей с участием сильных представителей культуры - как российских, так и зарубежных - плодотворно повлияло бы на ситуацию.

Интернет ― тоже важная среда коммуникации: я увидел там работы тех авторов, которых бы долго не увидел, оставаясь в своём городе. Я понял, что это такое и по каким «правилам» действуют художники по всему миру. Интернет даёт возможность наблюдать изменения, тенденции и в то же время корни.


Фото: Алексей Партола


Фото: Алексей Партола


Фото: Алексей Партола

За последние десять лет уличная культура приобрела совершенно иную форму, появился вектор развития, изменились привычки художников. Само стрит-арт-сообщество неоднородное: есть граффитчики и трейн-бомберы, есть художники, которые работают на массовую аудиторию, и есть те, кто ушёл в институциональные пространства, перестав заниматься граффити.

Нужна ли институционализация уличного искусства?

Сейчас появляется огромное количество музеев, институтов и прочих организаций, связанных с уличным искусством, однако не все они в действительности занимаются исследовательской деятельностью. Основными активностями по теме занимается фонд RuArts - именно он организовал цикл лекций художника Дмитрия Aske, выделяет гранты для уличных художников совместно с биеннале «Артмоссфера», поддерживает проект «Части стен» и выставляет российских художников за рубежом.

Многие новые институции стремятся всячески категоризировать, упростить, собрать воедино и маркировать уличную культуру, но она растёт при нас, эволюционирует и находится, по большому счёту, ещё в юношеской стадии. Поэтому сейчас формировать термины, точные направления и говорить, куда всё это движется, достаточно опрометчиво. Гораздо логичнее разбивать её на некие события, как это сделал Дмитрий Aske на выставке «Уличное искусство в России: с 1980-х до сегодняшнего дня», разложив все ключевые даты в стрит-арте по таймлайну, или Алексей Партола и Никита К. Скрябин в проекте «Части стен», представив срез актуальной уличной культуры.

Уличное искусство в музее

Для первого проекта «Части стен» уличным художникам в качестве эксперимента дали задание создать по холсту размером метр на метр и в рамках выставки внедрить каждую работу в галерейное пространство. Во втором исследовании - «Части стен 2» - художники уже не были ограничены формами: результатом эксперимента стали семьдесят четыре проекта, которые имеют как уличную, так и выставочную часть. Среди художников сама идея переноса граффити в чистом виде в музейное пространство вызывает иронию, ведь это сделать невозможно. Например, художник 0331с представил масштабную работу, выполненную огнетушителем с краской, для второй части проекта «Части стен» на выставке в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге, чтобы продемонстрировать, что нельзя показать в музее то, чего в этих стенах быть не может.

У художника Zmogk в галерее Triumph недавно проходила выставка Flashbacks , где была представлена абстрактная живопись. Это не мешает Zmogk пойти на следующий день на улицу и сделать граффити на городской стене.

Можно создать пространство для уличных художников в рамках проекта - например, как это произошло в случае с выставкой «Части стен 2» в ЦВЗ «Манеж»: тогда возле музея были воздвигнуты стены, на которых художники могли рисовать. На территории «Винзавода» уже несколько лет есть стена , которую сначала курировал Кирилл Кто, а затем фестиваль «Артмоссфера». Сейчас это открытый дискуссионный клуб, актуализирующий внутреннюю и внешнюю проблематику граффити-культуры. Однако создание таких пространств не означает, что все представители сообщества станут там рисовать, потому что всё это будет создано искусственно.

Граффити-газета «Магия рептилий» иронично показывает, насколько разрозненно стрит-арт-сообщество, ведь многим его представителям сложно одновременно рисовать на улицах и сотрудничать с галереями. Современные художники всё меньше выходят на улицы, если и рисуют, то на легальных стенках, в студиях или в коллаборациях с брендом. Некоторые из художников только начинают как граффитчики, а затем переходят к галерейным работам. Есть и те, кто, как художник Akue, одинаково умело рисуют шрифты на улице и при этом становятся участниками Венецианской биеннале, работают в строгом академическом пространстве.

Если говорить о проекте для выставки «Части стен», то как художник с уличным бэкграундом я хотел показать универсальность моего художественного метода, независимо от медиума и пространства. На холстах в студии я использую акрил и кисть, рисуя на стенах на улице - аэрозольную краску, а модели для масштабных скульптур создаю в редакторе трёхмерного моделирования.

При этом произведения, выполненные в таких разных медиумах, визуально воспринимаются в едином стиле, так как отсутствует стилистическая и техническая адаптация при переходе к другому формату. Фактически, я могу нарисовать одну и ту же картину как на холсте, так и на стене, только в значительно большем масштабе. При этом поменяется только контекст. Так мы приходим к самому главному - возможности сфокусировать наше внимание на само́м произведении и передаваемом им сообщении, а не на жанре, в котором оно выполнено.

Представьте Казимира Малевича, изобразившего на улице одну из своих супрематических композиций. Что для нас как зрителей в таком случае будет важнее? Само произведение или поверхность и место, где оно обрело своё воплощение? Мы будем обращать внимание на динамику формы и цвета или прежде всего утверждать, что это «стрит-арт», хотя эту же работу, нарисованную на холсте, мы однозначно отнесли бы к супрематизму?


Фото: vivacity.ru/sy


Фото: vivacity.ru/sy

Подобные рассуждения могут быть началом интересной беседы, но уводят нас от самой сути искусства и того, зачем его создают. Для меня как для художника гораздо важнее то, что я делаю, а не ярлык, который на это можно повесить. Нарисовать холст для галереи или мурал на стене - суть одна. Это просто различные подходы в формате высказывания и способе взаимодействия со зрительской аудиторией, каждый из которых интересен по-своему. Поэтому, когда я начинаю работу, я не думаю о том, будет это стрит-арт или живопись, к чему это отнести и как обозначить, - это вопросы второго порядка. Главное - делать искусство.

Если говорить о том, как стрит-арт отражает дух времени, я бы описал это словом «доступность». Чтобы увидеть уличное искусство, вам не нужно специально идти в музей или галерею: по идее, на улице оно само вас найдёт. Если на это нет настроения, вы можете посмотреть на стрит-арт в интернете, пролистав сотни картинок, в большинстве своём доступных для восприятия. Кроме того, если сильно захочется, можно попробовать пойти рисовать самому.

Очевидно, что так или иначе российский стрит-арт будет перенимать веяния и тенденции художественных процессов, происходящих глобально. Пока я не вижу предпосылок, чтобы он пошёл своим особым путём, хотя это не отменяет и такую возможность.

Сегодня набирает обороты тенденция к частичному упрощению искусства. В 1990–2000-х была тенденция к искусству с так называемым глубоким смыслом. Например, YBAs в Англии, наш акционизм или московский концептуализм. Сейчас пришла мода на красивое и чуть дизайнерское. Граффити и то, что было показано на выставке «Части стен 2», в большей степени - это абстрактная живопись с яркими красивыми цветами, её легче и быстрее производить, и она эффектнее.

При описании своей стилистики в книге «Части стен 2» я упомянул эзопов язык. Под этим я понимаю форму и содержание объекта, его интерпретацию зрителем. Мои работы в большей степени обо мне и о том, какое отношение складывается к тем или иным событиям, как они заставляют меня реагировать.

Для выставки я делал проект про людей, которых больше нет. Очень часто, рассматривая фотографии, особенно коллективные, мы понятия не имеем, кто все эти люди, но они стояли рядом с тобой, и у них была своя жизнь, свои проблемы свои мысли, а память о них осталась только на фото. В объекте, который был представлен в «Манеже», я не старался представить себя уличным художником, а использовал часть материалов в целом, ведь у меня не было жёстких границ.

Очень долго рисуя граффити, я понял, что мне недостаточно просто писать своё имя. Сейчас я в меньшей степени занимаюсь граффити и стрит-артом, хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Многие работы, сделанные на стене, используют, по сути, только саму стену и спрей, потому что это очень удобный материал.




Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений - граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.com Из Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.

Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.com Сейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.

Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.com Относительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Граффити часто пользуется плохой репутацией, однако когда за дело берутся настоящие художники, это превращает город в совершенно потрясающее современное место. Граффити и стрит-арт не всегда легальны, но это редко останавливает уличных художников от идеи показать окружающим свое творчество.

В последние годы качественный стрит-арт стал одним из направлений, которое привлекает туристов со всего мира. Уличное искусство способно рассказать целую историю о культуре и жизни без единого слова. Всё больше сообществ включают стрит-арт и граффити в концепции оформления современных кварталов и районов своих городов.

Взгляните на лучшие стрит-арт работы со всего мира:

БЕРЛИН | ГЕРМАНИЯ

Найти стрит-арт в столице Германии можно буквально повсюду. Одной из главных street art команд Берлина считаются трое парней из коллектива Mentalgassi, на счету которых одни из лучших и уникальных стрит-арт работ в городе.

Фото: © URBAN NATION


НЬЮ-ЙОРК | США

Вот уже много лет этот город собирает в себе невероятное количество талантливых людей со всего мира. Благодаря этому история и культура Нью-Йорка не похожа ни на один из других городов.

В последние годы стрит-арт художники Нью-Йорка стекаются в Бушвик — район Бруклина, знаменитый своей хипстерской культурой. Здесь собрано множество известных на весь мир стрит-арт работ: от розовых рисунков Buff Monster до невероятно реалистичных портретов на стенах зданий.


Фото: © jorit.it


МЕХИКО | МЕКСИКА

В столице Мексики можно встретить по-настоящему невероятные работы уличного искусства. Город стал еще красочнее с появлением уличного движения «All City Canvas», в которое вошли 9 талантливых street art художников. Большинство работ команды созданы при поддержке городской власти Мехико.


ВАЛПАРАИСО | ЧИЛИ

Уличное искусство в Валпараисо можно увидеть в одних из самых безопасных туристических районах города — Cerro Alegre и Cerro Concepcion.

ЛОНДОН | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Стрит-арт в Лондоне можно повстречать во многих местах и в разных видах: от и ярких граффити на стенах до гигантских статуй, подобных голубому петуху, размещенному на Trafalgar Square. Чтобы по-настоящему окунуться в лондонскую street-art культуру, стоит обязательно посетить район города Shoreditch. Также отличным вариантом станет пеший тур Alternative London Walking Tours — это один из самых длинных пеших туров Лондона, посвященных уличному искусству.

ПРАГА | ЧЕХИЯ

Пражские улицы просто усыпаны разнообразными рисунками. Граффити в этом городе уже словно часть культуры и один из главных способов самовыражения для молодых street art художников.


ЛИССАБОН | ПОРТУГАЛИЯ

В 2011 году в португальской столице был создан проект «Crono Project», целью которого стало оформление заброшенных зданий. За работу взялись лучшие местные стрит-арт художники.


| БРАЗИЛИЯ

Уличное искусство в Рио — нечто большее чем, рисунки на стенах. Для некоторых, охваченных преступностью районов, разноцветные стены помогли привлечь больше интереса у туристов и, как следствие, большее внимание от городских властей.

МЕЛЬБУРН | АВСТРАЛИЯ

Уличное искусство в Мельбурне завоевало свою популярность еще в 70-80е годы. В те годы, вдохновленная граффити-культурой Нью-Йорка, местная молодёжь буквально совершила революцию стрит-арт искусства Австралии.


ЛОДЗЬ | ПОЛЬША



ПАРИЖ | ФРАНЦИЯ



БАРСЕЛОНА | ИСПАНИЯ


Фото: ManuManu

СТАВАНГЕР | НОРВЕГИЯ


Фото: Ernest Zacharevic

ОЗ | ФРАНЦИЯ


Фото: Vinie Graffiti

Возникновение стрит-арта, трансформация его стиля

Уличные художники являются представителями граффити-культуры, сформировавшейся на Западе как субкультурное течение и достигшее к настоящему времени статуса одной из форм современного искусства. Однако необходимо отметить, что большинство россиян по-прежнему склонны считать стрит-арт, в большей степени именно граффити, вандализмом и хулиганством, в то время как уличные художники на Западе уже давно отошли от подобных клише и штампов в свой адрес и даже приобрели мировую известность. Даже далекий от современного искусства человек наверняка знает работы стрит-артера, получившего мировую известность, - Бэнкси. Если говорить о состоянии российского стрит-арта, существует расхожее мнение, что он «отстающий, догоняющий», так как в нашей стране граффити-культура появилась не так давно, с началом перестройки - на волне проникновения западной массовой культуры, захлестнувшей Россию в конце 80-ых, начале 90-ых.

Стрит-арт, по признанию большинства, возник в 1970-90-е годы, а его предыстория началась еще во Вторую мировую войну. По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Вместе с Cool Erl и Top Cat они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк, в квартал Washington Heights в Манхэттене, именно оттуда в 70-е годы XX века «тэг» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 был первым, кто поместил номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым граффитчиком, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих граффитчиков.

Из Нью-Йорка в 80-е гг. XX в. граффити, как особая субкультура, начало распространяться по миру. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где еще ранее возникла своя собственная традиция – «мурал», т.е. рисунки на домах. К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффити (написание букв, имен) и полностью переключатся на создание образов или прямых посланий, причем используя для этого самые разные техники. Тут нельзя не упомянуть о Blek le Rat, который, познакомившись с уличными художествами Нью-Йорка, увозит эту идею на родину, в Париж. Там он отходит от стандартов подписей и начинает использовать трафарет, ставший со временем одним из главных инструментов всех художников. Blek le Rat становится основополагающей фигурой в искусстве стрит-арта, по словам самого известного представителя уличной живописи Бэнкси, именно он стал отцом современных тенденций.


К середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка появляются более зрелые граффити, нарисованные первыми настоящими уличными художниками: Ли Киньонесем и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес разрисовывает целые составы метро в родном Нью-Йорке и попадает на первую в истории стрит-арта выставку в Вашингтоне, в 1981 году. В тоже время Батискиа является одним из самых первых признанных стрит-художников, работы которого в настоящее время можно приобрести за 14 и более миллионов долларов.
Случай с Батискиа стал скорее неординарным для культуры стрит-арта, да и сам он вскоре все больше отдалялся от хулиганского рисования и примыкал к неоэкспрессионизму. Искусство улиц тем временем шло дальше и становилось все более дерзким и вызывающим. Переломным моментом стали 1990-е года, когда все больше мастеров стали отказываться от «стандартного» граффити, (которое сейчас уже почти перестало ассоциироваться со стрит-артом) и, уже в 1990-х, вслед за трафаретами стали использовать постеры и стикеры, видеоарт и даже устраивать инсталляции. Это время стало для стрит-арта временем нового поколения художников - Бэнкси, Шепарда Фейри, Ces53, Space Invader, 108, Ash и многих других.

Особенно значимой для современной культуры стрит-арта является таинственная личность Бэнкси, который является одним из самых влиятельных и востребованных фигур в современном искусстве. Но его личность до сих пор не установлена. Все это время ему удается скрывать свое лицо за масками и капюшонами. Этот английский граффити-художник начал рисовать на улицах родного Бристоля еще в 1993 году и достаточно долгое время действовал как обычный граффитчик в составе своей команды, но со временем для того чтобы успевать рисовать и не быть пойманным полицией, он начал использовать трафаретную технику, подобно французскому уличному художнику Bleck le Rat, разрисовавшему в конце 1970ых Лондонское метро. Мировую известность Бенкси приобрел именно благодаря трафаретным рисункам на острые социально-политические темы и высмеивание массовой культуры.

По словам самого художника «Граффити - это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего».

Две традиции стрит-арта.

В стрит-арте существуют две традиции, различные по происхождению и характеру, хотя в целом условные. Обычно их обозначают «французский» стрит-арт и «англо-американский».

В англоязычном мире стрит-арт вырос из нищеты, из «плохих районов», рабочих окраин и во многом из негритянской субкультуры. Он и дал начало движению стрит-арт, оказав сильное влияние на Латинскую Америку и континентальную Европу.

«Англо-американский» стрит-арт изначально носил протестный характер, создавался, в основном, людьми пролетарского происхождения. В нем до сих пор довольно болезненно воспринимают любой факт сотрудничества коллег с коммерческими организациями. В то же время эта традиция не чужда некоторой легкости, ироничности и несерьезности, а вандализм зачастую рассматривается как чистое удовольствие от разрушения и нарушения правил.

Однако, хотя европейские художники и вдохновлялись граффити Нью-Йорка, они довольно скоро создали свою традицию. «Французский» стрит-арт позиционирует себя как «серьезное искусство». Практически все художники имеют высшее образование и связывают свои художественные идеи с философскими размышлениями. Идея французского стрит-арта заключается в служении обществу и попытке вписаться в городской ландшафт, не искажая и не разрушая среды. Следует также заметить, что французский стрит-арт оказался довольно быстро включен в систему музеев и галерей – большинство ныне известных авторов довольно быстро получили доступ к выставкам. Последнее обстоятельство заставляет считать значительную часть этой традиции скорее не стрит-артом, а чем-то иным (поп-арт, глэм-арт...). При этом современные французские стрит-артеры довольно скептически высказываются о других традициях (так, в статье «Эпоха развитого вандализма» из журнала «Коммерсантъ - власть», французский художник Zevs говорит: «Я уважаю Бэнкси, но ведь то, что он делает, - это, в сущности, карикатуры»).

Если искать глубинные причины различия двух традиций стрит-арта, то, вероятно, главная из них заключается в том, что англо-саксонская традиция граффити и стрит-арта прочно укоренены и видят свою основу в примитивном, территориальном начале человека - стрит-арт как чистое удовольствие от разрушения границ, как способность «пометить» территорию, причем не столько свою, сколько некоторой группы. Французская традиция видит своей целью создание дополнительных смыслов визуального сообщения, а не деструкцию.

Любопытно, что различие этих двух традиций коррелирует также со способностью художников к рефлексии. Отмечается, что произведения французских стрит-артеров оказываются гипер-рефлексивны, сообщения, передаваемые ими в объектах искусства наполнены смыслом. В то же время, по биографии авторов заметно, что представители агло-саксонской традиции – это главным образом выходцы из социальных низов, тогда как во второй традиции присутствует значительное число профессиональных художников и дизайнеров с одним-двумя образованиями (часто художественное плюс гуманитарное).

После описания особенностей еврепейского и англо-саксонского граффити-искусства, необходимо проследить путь граффити в России и его особенности.

Процесс зарождения и развития стрит-арта в России

Становление российского стрит арта как и большинство других разновидностей западной культуры происходит в России с начала перестройки. Примерно с 1985 года в России начинает формироваться мода на западные ценности и западную культуру, в том числе популярными становятся хип-хоп и рэп. Поскольку граждане Советского Союза не обладали широким доступом к информации о западных культурных явлениях, собирать информацию приходилось «по крупицам...из привезенных счастливцами западных журналов, фильмов и музыкальной продукции». Именно поэтому сложился устойчивый стереотип, что стиль хип-хоп состоит из трех направлений: брей-дэнс, рэп и граффити. Данное клише до сих пор обладает популярностью в современном российском обществе, хотя, на самом деле это не совсем так. После распада СССР, в Россию хлынула волна хип-хоп культуры, появилсь рэп- и хип-хоп- танцвальные и музыкальные школы, стали проводиться многочисленные фестивали. При этом первые рэперы и брейкеры были одновременно и первыми граффитчиками, оформляя в этом стиле декорации своих концертных и репетиционных площадок, интерьеры своих клубов, помещений и т. д. Среди первых представителей российского граффити были в те времена: Крыс, Баскет и Макс-Навигатор.

Российский стрит-арт формируется по западному пути развития и возникает из направления граффити, активно этот переход происходит с 2000 года. На российской стрит арт-арене появляются такие имена, как: Code и Fet, Make, Кто и другие. В 2003 году проходят первые российские стрит-арт-мероприятия "Don"t Copy me" и "Access", и, начиная с этого года, российские стрит арт фестивали и стрит-арт шоу проходят в России регулярно. В результате российский стрит арт переходит на новый уровень, вместо хулиганских вылазок он превращается в новый вид искусства. Однако большинство современных исследователей стрит-арта и даже самих художников, зачастую критикуют российский стрит-арт, называя его безликим подражанием западной школе. Но, тем не менее, многие отмечают положительную динамику развития российского стрит-арта. В чем причины медленного развития самобытного российского стрит-арта? Основная причина заключается в явной централизации российской школы стрит-арта: большинство команд, отдельных художников и стрит-арт центров сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Такая географическая скученность негативно влияет на развитие российского стрит-арта, оставляя зачастую провинциальных уличных художников незамеченными. Еще одной причиной доминирования западных шаблонов в российском стрит-арте - использование большинством уличных художников латиницы, надписей чаще всего на английском языке. На всем российском стрит-арт пространстве существует только одна заметная стрит-арт команда, использующая русский язык как основной. Это межрегиональная команда «Зачем».

Другая причина - отсутствие на данный момент легитимного статуса стрит-арта в российском обществе. С одной стороны, стрит-арт сам по себе, как описывалось ранее, является нелегальным видом искусства. Но, с другой стороны, в США и на Западе существуют площадки для рисования, на которых художники могут реализовывать свои замыслы, тренировать свои навыки, а также существуют площадки в виде галерей, на которых стрит-артеры даже могут представлять свои работы. В России подобных пространств нет.

Более того, существует огромное отторжение граффити-полотен, что выражается, в частности, в том, как с объектами стрит-арта поступают далее. Вновь обращаясь к западному опыту, отмечу, что, несмотря на строгие санкции за раскрашивание стен в неположенных местах, полиция не спешит закрашивать нанесенные художниками рисунки. В Великобритании даже восстанавливают граффити (правда, снова же того самого Бэнкси). В России тэги тут же закрашиваются (см. Рис.4 – закрашивание граффити у ст.м.Ладожская), при этом, чаще всего, цвет краски, которой закрашивают кусок стены с изображением резко отличается от изначального цвета стены, поэтому возникают сомнения в том, что стена с однотонными пятнами другого цвета представляет большую ценность и эстетику, нежели стена с ярким изображением. Название статьи «В Великобритании вандалы закрасили граффити Бэнкси» уже демонстрирует различие: в России вандалами называют граффитчиков, в Великобритании вандал = те, кто граффити закрагивает

Российский стрит-арт отличает также и то, что в нем еще обострен протестный момент: многие наклейки и граффити выражают насмешки и негодование в адрес господствующего класса.

И последняя особенность российского стрит-арта, которую хочется отметить, - в процессе включения в стрит-арт сообщество российский стрит-артер проходит определенную «эволюцию»: только при вступлении в субкультуру, он с удовольствием включается в различные мероприятия, организованные «сверху», участвует в создании мьюрал-арта, а далее, познакомившись с негативным отношением своего сообщества к работе на заказ, уходит в тень и предпочитает радикально нелегальные способы самовыражения.

Таким образом, в развивающемся российском стрит-арте существует как и ряд достоинств (как, например, ценная для оригинальной сущности стрит-арта, протестная составляющая), но и ряд проблем и недостатков.