Читая классику. Лев Толстой "Война и мир"

Эпилог Войны и мира – это гимн Толстого духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. В семье как бы снимаются противоположности между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Волконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство гордой любви Николая к графине Марье, основанное на удивлении перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена. И трогательна покорная, нежная любовь Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его.

В эпилоге Войны и мира под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. Как в каждой настоящей семье,- пишет Толстой,- в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково – радостно или печально – важно для всех этих миров; но каждый мир (*136) имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию.

‹Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми.

1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, каратаевское умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа-эпопеи.

В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. /p› Как во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность семейных основ. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный духовный союз. Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа.- Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит. Да, я знаю,- перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера.- Мне Наташа рассказала. Когда между Николаем и Пьером возникает спор, едва не переходящий в ссору, именно женщины гасят его, переводят в мирное русло. А я нынче скверно себя вел,- делится случившимся Николай Ростов.- Мы заспорили с Пьером, и я погорячился.- По-моему, ты совершенно прав. Я так и сказала Наташе. Пьер говорит, что все страдают, мучатся, развращаются и что наш долг помочь своим ближним. Разумеется, он прав,- говорила графиня Марья,- но он забывает, что у нас есть другие обязанности, ближе, которые сам Бог указал нам, и что мы можем рисковать собой, но не детьми. У Николеньки есть эта слабость, что если что не принято всеми, он ни за что не согласится,- успокаивает Пьера Наташа. Так женские сердца, охраняя гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Первоначально Толстой даже хотел назвать свой роман Все хорошо, что хорошо кончается. Эпилог как будто бы подтверждает мысль писателя о счастливом итоге жизни героев в новом, благополучном семействе. Однако, поразмыслив, Толстой все же пришел к другому названию – Война и мир. Дело в том, что внутри (*137) счастливого семейства Толстой обнаружил зерно таких противоречий, которые ставили под сомнение возникший в ходе войны 1812 года гармоничный мир с народными нравственными традициями в его основе. В конце четвертого тома, пройдя через испытания, приняв каратаевский взгляд, Пьер обретает душевное спокойствие и гармонию: Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? – теперь для него не существовал. Но в эпилоге мы видим иное: потребность мысли, анализа, сомнения вновь вернулась к Пьеру. Он говорит: Когда меня занимает мысль, то все остальное забава. Более того, Пьер занят политической борьбой. Он критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества из числа свободомыслящих людей его круга. Замыслы его высоки и честолюбивы: Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру. И когда Наташа спрашивает Пьера, одобрил ли бы его Платон Каратаев, она слышит в ответ: Нет, не одобрил бы. Политические увлечения Пьера – и это чувствуют Наташа и Марья – ставят под сомнение спокойствие вновь созданной семьи. Раздраженный от спора с Пьером Николай Ростов произносит пророческие слова: Я вот что тебе скажу… Доказать я тебе не могу. Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь. И хотя спор этот пока не привел к драматическим последствиям, в нем есть предчувствие будущих общественных потрясений. Не случайно в финале Войны и мира вновь возрождается память о князе Андрее. Сын его, Николенька Болконский, оказывается невольным свидетелем ссоры дяди Николая с Пьером. Мальчик боготворит Пьера, любит Наташу и чуждается Николая Ростова. Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами. Дядя Пьер… вы… нет… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он… Я думаю, что да,- ответил Пьер. А потом Николеньке снится сон, который и завершает великую книгу. В этом сне мальчик видит себя и Пьера (*138) в касках, идущих во главе огромного войска. А впереди у них – слава. Вдруг дядя Николай вырастает перед ними в грозной и строгой позе. Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двинется вперед.- Николенька оглянулся на Пьера, но Пьера уже не было. Пьер был отец – князь Андрей… Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен… Все, что было снято и развенчано жизнью в ходе войны 1812 года – и гордые мечты о славе, и высокое болконское небо, и мучительный самоанализ в поисках истины,- все это вновь возвращается в финале романа-эпопеи на круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях Отечественной войны вселенский смысл каратаевской народной правды, уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Слава вновь зовет к себе юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца. И только верная себе Наташа Ростова остается хранительницей тех ценностей народной жизни, которые наверняка одобрил бы Платон Каратаев и которые до времени вновь ушли в мирный быт, чтобы в эпоху новых потрясений вспыхнуть пламенем и осветить великие дела.

Эпилог

Часть первая

Рассуждения автора о движущих силах истории в связи с ролью Александра I и Наполеона. Автор говорит, что нель-зя сказать, вредна или полезна была деятельность обоих, так как нельзя сказать, для чего она была полезна или вредна.

Рассуждения о случае и гении. Эти два слова не обозна-чают ничего, а потому не могут быть определены. Если мы не знаем, почему происходит какое-либо явление, мы гово-рим: случай. Если мы видим силу, которая производит не-соразмерно с общечеловеческими действиями, и не знаем, почему это происходит, говорим: гений.

Рассуждения о причинах движения европейских наро-дов с запада на восток и с востока на запад. О случайной роли Наполеона в этих движениях. Вместо его гениально-сти есть только глупость и подлость, не имеющие аналога.

Конец случайной роли Наполеона, после того как дей-ствие совершено. Александр I и его роль в движении масс с востока на запад. Он не нужен был во время народной вой-ны, но после ее окончания и начала европейской войны он выходит на первый план. Мысли о роли личности в служе-нии общим целям. Личность может только наблюдать за жизнью, ее свершениями, понимая недоступность конеч-ной цели.

Свадьба Пьера и Наташи становится последним радост-ным событием в семье Ростовых. Смерть старого графа Ро-стова. Все предыдущие события: пожар Москвы, бегство из нее, смерть князя Андрея, Пети подкосили старого графа, и он умер, оставив материальные дела семьи в полном упад-ке. Разорение Ростовых. Николай выходит в отставку, по-ступает на гражданскую службу и с трудом содержит мать и Соню. Соня вела хозяйство, Николай чувствовал себя в не-оплатном долгу перед ней, но в то же время ненавидел ее за ее совершенство. Положение Николая становится все хуже. Есть два выхода: женитьба на богатой наследнице и смерть матери, но ни об одном, ни тем более о втором Николай и не помышляет. Наташа и Пьер в это время живут в Петербурге, не имея ясного представления о положении семьи Ростовых.

Приезд в Москву княжны Марьи. От знакомых она узна-ет о том, как жертвует собой Николай ради матери. Княж-на Марья думает о том, что ничего другого и не ожидала от него. Ее визит к Ростовым. Встреча с Николаем. Его от-чужденность от нее. Николай встречает княжну Марью осо-бенно торжественно и сухо. Огорчение княжны Марьи. Она чувствует, что его холодный тон что-то прикрывает, но вот что — она понять не могла и очень хотела выяснить. После ухода княжны мать уговаривает Николая съездить к Ма-рье, развеяться, кроме того, она хорошая девушка и бога-тая наследница. Николай долго упирается, но наконец сда-ется. Ответный визит Николая. Объяснение Николая с Ма-рьей. Марья заводит разговор о его положении, но Николай перебивает. Княжна говорит, что он стал другим, Николай отвечает, что для этого есть много причин. И тут Марья по-нимает, что все дело в том, что он теперь беден, а она богата. Княжна еще раз поражается благородству души Николая. Но чувства берут свое, и «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Женитьба Николая на княжне Марье. Жизнь в Лысых Горах. Хозяйство Николая. Из Николая получился хороший хозяин. За три года смог расплатиться со всеми долгами, ку-пил имение около Лысых Гор, вел переговоры о выкупе име-ния отца Отрадное. Княжна Марья никогда не вмешивалась в дела имения, а только созерцала хлопоты Николая.

Семейная жизнь Николая. Николай был очень вспыль-чивым и любил распускать руки. Объяснение с графиней Марьей по поводу избиения старосты. Княжна Марья пла-чет, ей жаль человека, и Николай обещает, что больше ни-когда он не поднимет ни на кого руку. Положение Сони в доме. С самого начала совместной жизни Николай расска-зал Марье обо всем, что было между ним и Соней, и просит княжну любить Соню, не обижать. Марья старается любить Соню, но не может и даже ищет в ней отрицательные каче-ства. Характеристика, данная Соне Наташей. Наташа на-зывает Соню пустоцветом, но говорит, что Соня не понима-ет, не чувствует этого так, как чувствуют они, Марья и На-таша. И Марья, глядя на Соню, соглашается с Наташей. Соня, казалось, не тяготится своим положением, с которым вполне примирилась. Она живет так, как живется.

Канун зимнего Николина дня 1820 г. в Лысых Горах. Николай и графиня Марья. Их размолвка и примирение. Княжна Марья вдруг начала сомневаться в том, что Нико-лай ее любит. Он успокаивает жену, говоря, что без нее он не находит себе места. Дети. Счастье графини Марьи. Она думает, что никогда бы не поверила, что можно быть та-кой счастливой. Но в то же время в ее взгляде выразилась грусть. «Как будто, кроме того счастья, которое она испы-тывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту».

Наташа замужем. Она очень изменилась, уже не было той Наташи, которую все знали с детства. Она жила в про-тиворечии с тем правилом, что девушка, выйдя замуж, не должна опускаться. Она вся погрузилась в семью, своего мужа, открылась вся, без остатка. Отношения с Пьером. Весь дом Наташи и Пьера держался на желаниях Пьера, которые Наташа старалась угадывать и мгновенно выпол-нять. После семи лет совместной жизни Пьер видел себя от-раженным в своей жене.

Наташа в ожидании приезда Пьера из Петербурга. С тех пор как Пьер уехал, Наташа находится в состоянии страха, грусти и раздражения. Приезд Пьера. Оживление Наташи постепенно переходит в гнев, она ругает Пьера за то, что тот так долго не возвращался. Но Пьер знает, что не вино-ват и что скоро этот гнев перейдет в веселье и радость. Пьер и Наташа в детской. Пьер полностью поглощен своим ма-леньким ребенком. Наташа говорит, что он отличный отец.

Семейные интересы обитателей лысогорского дома. Все в доме любили Пьера, особенно Николенька, сын князя Андрея. Из всего им слышанного он сделал вывод, что его отец, умирая, завещал свою возлюбленную Наташу своему другу. А отец был для Николеньки чем-то вроде божества. Подарки. Несмотря на то что Пьер жил теперь большой се-мьей, он заметил, что тратиться стал меньше и его дела ста-ли поправляться. Он понял, что такой распорядок жизни теперь на всю жизнь, и был рад этому. Старая графиня Ро-стова. Ей было уже за 60 лет. И после всех событий она те-перь чувствует себя на этом свете случайно забытым суще-ством, не имеющим никакой цели и смысла. И все обитате-ли дома понимают ее состояние, а потому заботятся о ней. Только дети пугаются ее и сторонятся.

Пьер с женой в гостиной. Разговор домашних со старой графиней о петербургских новостях. При графине старают-ся не говорить о современном положении страны, а только о тех людях, с которыми она была знакома раньше, так как графиня так сильно отстала от жизни, что объяснять ей все не было смысла. Пьер среди детей. Пьер полностью отдает-ся игре с чулками.

Николенька Болконский. Пьер говорит, что Николень-ка становится похож на отца, чем вызывает гордость маль-чика. Денисов. Разговоры об общественных интересах в Пе-тербурге и положении дел в России. Пьер говорит, что го-сударь ни во что не вмешивается, погряз в мистицизме, все гибнет, везде разруха. Возмущение реакцией и аракчеев-щиной. Мысли Пьера об обществе. Он говорит, что теперь надо всем взяться за руки, чтобы противостоять тому, что творится. Надо создать тайное общество. Будет переворот — так считает Пьер. Взгляды Николая Ростова и его резкое возражение Пьеру. Он доказывает Пьеру, что никакого пе-реворота нет и не будет, это только воображение Пьера. Вол-нение Николеньки Болконского, вызванное спором взрос-лых. Он говорит Пьеру, что если бы князь Андрей был жив, он поддержал его. Пьер понимает, какая умственная работа идет в голове этого мальчика, и горд этим.

Глава XV Материал с сайта

Николай и графиня Марья. Ее дневник. Восхище-ние Николая своей женой после прочтения дневника. Он понимает, что в духовном отношении он ничтожен перед своей женой. Их разговор о споре в кабинете и о Николеньке. Николай говорит, что погорячился в споре с Пьером, но он не может принять то, что Пьер вступил в тайное общество. Княжна Марья соглашается с Нико-лаем, что тайно общество это опасно, тем более что нель-зя рисковать детьми. Она боится за Николеньку, потому что он всегда наедине со своими мыслям. Кроме того, ее очень беспокоит то волнение, которое испытал Николень-ка при рассказе Пьера о тайном обществе. Марья просит Николая вывезти мальчика в общество. Николай обещает сделать это.

Наташа и Пьер. Их разговор о детях, о споре с Нико-лаем, о Платоне Каратаеве. Наташа думает о том, что этот важный для общества человек — ее муж. Она спрашивает Пьера, одобрил бы Платон Каратаев его вступление в тай-ное общество. Пьер говорит, что не знает, но вот что бы он точно одобрил, так это их семейную жизнь, и Пьер с гор-достью показал бы ему детей. Внутренние отношения Пье-ра и Наташи. Они с полуслова понимаются друг друга, хоть и по-разному относятся к жизни. Сон Николеньки Болкон-ского. Мысли об отце и Пьере. Николеньке приснилось, что он и Пьер идут впереди огромного войска, которое было со-ставлено из белых косых линий, нитей Богородицы, как их назвал Десаль. Но вот нити начинают слабеть, путать-ся, становится тяжело. В грозной позе перед ними появля-ется Николай Ростов и говорит, что убьет по приказу Арак-чеева первого, кто двинется. Николенька оглядывается на Пьера, но вместо него видит отца. Он ласкает сына, и тот чувствует себя жидким, бескостным, бессильным. Николай Ростов все ближе подбирается к ним, Николенька ощущает страх и просыпается. Николенька после пробуждения дума-ет о том, что отец поддерживает его и Пьера. А потому он, Николенька, будет учиться и сделает то, чем заслужит лю-бовь и восхищение всех людей, а также похвалу отца.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Часть 1

С войны 12-го года прошло 7 лет. Наташа в 1813 году вышла за Безухова, в тот же год граф Илья Андреевич Ростов умер, и, «как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья». Все события последнего времени - и пожар Москвы, и бегство из нее, смерть князя Андрея, отчаяние Наташи, смерть Пети подточили его здоровье. Графиня ухаживала за мужем, но старый граф понимал, что ему уже не встать. Когда Николай получает известие о смерти отца, он находится вместе с русскими войсками в Париже. Он подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Долгов оказалось в два раза больше, чем имения, кредиторы подают ко взысканию, «началось соревнование - кто прежде получит». Причем те люди, которые при жизни графа особенно пользовались его милостями (вроде управляющего Митеньки), явились теперь самыми требовательными кредиторами. В конечном итоге имение с молотка продают за полцены, но половина долгов остается неуплаченной. Николай берет в долг 30 тысяч у Безухова и расплачивается с долгами, которые «считает настоящими». Чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожают кредиторы, он снова поступает на службу. Вместе с матерью и Соней он поселяется в маленькой квартирке в Москве. Наташа и Пьер в это время живут в Петербурге, не имея понятия о положении Николая: тот это старательно скрывал. Старая графиня, привыкшая жить в роскоши, не понимая, как это теперь трудно для сына, требует то экипаж, то дорогого кушанья, вина и Д. Соня ухаживает за старой графиней, Николай чувствует себя к неоплатном долгу перед ней, восхищается ее терпением и преданностью. Но положение тем не менее все ухудшается.

В начале зимы в Москву приезжает княжна Марья и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери». Узнав об этом, Марья испытывает большую любовь к Николаю. Она приезжает к Ростовым, но Николай встречает ее сухо, так как его самолюбие уязвлено настоящим положением дел. Мать уговаривает Николая сделать ответный визит. В конечном итоге Николай соглашается и идет в Болконских. Но разговор получается натянутым, княжна Марья видит, что Николай лишь соблюдает приличия. Однако под конец разговора, заметив страдание на лице княжны Марьи, Николай чувствует к ней жалость. При расставании они понимают, что нужны друг другу и «невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным». Осенью 1814 г. Николай женится на княжне Марье и вместе с женой, матерью и Соней переезжает в Лысые Горы. К 1820 году Николай так устраивает свои финансовые дела что ему даже удается прикупить небольшое имение рядом с Лысыми Горами. Он ведет переговоры и о выкупе отцовского Отрадного. Николай постепенно начинает понимать толк в хозяйстве, безошибочно назначает бурмистров и старост, к любым нововведениям относится весьма осторожно. Хотя он строг с мужиками и в особенности с дворовыми, которых не любит и называет дармоедами, он любит русский народ и никогда не позволяет себе вершить несправедливость. Николай много работает, состояние его быстро увеличивается, мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их, и даже после его смерти в народе долго хранится набожная память о его управлении: «Хозяин был... наперед мужицкое, а потом свое. Но и потачки не давал! Одно слово - хозяин». В декабре 1820 г. к Николаю приезжают Пьер с Наташей. Княжна Марья ждет ребенка. У Наташи к этому времени уже три дочери и один сын. Наташа пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову. «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался теперь в ней прежний огонь». В обществе она бывает редко, те же, кто видит ее на людях, остаются ею недовольны: «она не была ни мила, ни любезна». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене. «Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа», удивляется, почему остальные этого не понимают. Наташа «чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Наташа дорожит только обществом тех людей, к которым она «растрепанная, в халате могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятном, и выслушать утешения о том, что ребенку гораздо лучше... Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прически, ее невпопад сказанные слова, ее ревность - она ревновала к Соне, и к гувернантке, и ко всякой красивой и некрасивой женщине - были Обычным предметом шуток всех ее близких». Пьер удивляется всему этому, но подчиняется, и теперь не смеет не только ухаживать, но и с улыбкой говорить с другой женщиной, ездить в клубы, нa обеды, расходовать деньги на прихоти и проч. Взамен Пьер имеет право в своем доме располагать не только самим собой, как он хотел, но и всей-семьей. «Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался - читал или писал в своем кабинете». После семи лет супружества Пьер совершенно счастлив.

Ростовы уговаривают Наташу с Пьером пробыть у них до весны. У них же гостит Денисов, теперь отставной полковник. Приезжает отлучавшийся на некоторое время Пьер. Наташа по обыкновению устраивает ему сцену за долгое отсутствие, но быстро успокаивается. Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что все готово к перевороту, что необходимо противостоять общей катастрофе. Пьер уверяет, что непременно надо что-то делать, если получится организовать легальное общество и приносить пользу таким образом - хорошо, если нет - то нелегальное. Николай с ним не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду». Николай делится с женой тем, что рассказал ему Пьер, говорит, что не одобряет намерений Безухова идти против правительства, мечтает о том, как он выкупит Отрадное и оставит детям приличное наследство. Княжна Марья, преисполненная тихой любви к этому человеку, чувствует, что он никогда не поймет всего того, что она понимает, и от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности любит мужа. Пьер также говорит с женой о том, что его ждут важные государственные дела, вспоминает о Платоне Каратаеве, который, однако, по его мнению, не одобрил бы его стремления делать политическую карьеру, т.к. вo всем любил благообразие (скорее он одобрил бы их теперешнюю жизнь).

Часть 2

Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.

В 1813 году Наташа выходит замуж за Пьера. Они поселяются в Петербурге. Вскоре умирает граф Илья Андреевич Ростов. Николай сразу выходит в отставку и из Парижа, где он был с русской армией, возвращается в Россию.

Наследство обременено долгами, но Николай не отказывается от него в память об отце. Все кредиторы требуют от Николая уплаты долгов. Имение продается на аукционе, но этого не хватает.

Ростов снова поступает на службу и поселяется с матерью и Соней в маленькой квартире в Москве. Графиня, привыкшая к роскоши, не может отказаться от своих привычек, и Николай старается содержать мать так, чтобы она не поняла, насколько ему тяжело. Соня ухаживает за графиней, ведет хозяйство.

Ростов сознает совершенство Сони, ценит ее, но не может любить. Спасти Николая может только женитьба на богатой невесте, но брак по расчету противен ему. В Москву приезжает княжна Марья. Она навещает Ростовых, хотя чувствует неловкость из-за своего отношения к Николаю.

Ростов принимает ее холодно. Однажды он приезжает к ней с ответным визитом: на необходимости сделать это хотя бы из учтивости настаивала графиня. Николай видит, что доставляет княжне Марье боль, и ему это тяжело. Она понимает, что причиной молчания Ростова становится ее богатство.

Марья с болью говорит, что Николай лишает ее прежней дружбы, начинает плакать и хочет уйти из комнаты. Ростов останавливает ее, и один взгляд друг на друга решает их судьбу.

Николай женится на княжне Марье в 1814 году, и они уезжают в Лысые Горы, взяв с собой графиню и Соню. Ростов начинает заниматься хозяйством, и У него это отлично получается. Он хорошо узнал мужиков и ловко управляет ими, поэтому хозяйство процветает.

Николай иногда проявляет вспыльчивость и бьет крестьян. Такие поступки Ростова очень огорчают Марью. она плачет, и Николай чувствует стыд и раскаяние. у Ростовых и Безуховых много детей. Обе семьи живут в любви и согласии.

Наташа всю себя отдает мужу и детям. Безуховы часто гостят у Николая и Марьи. В 1820 году на Николин день Наташа ждет приезда Пьера из Петербурга, где у него дела, связанные с деятельностью общества, в образовании которого он принимал деятельное участие. Это общество будущих декабристов.

Пьер, Николай и гостивший в Лысых Горах Денисов в кабинете говорят о делах в государстве. Здесь же находится Николенька
Болконский, сын князя Андрея.

Разговор начинает Пьер. Он говорит, что дела в государстве идут скверно - воровство в судах, палочная дисциплина в армии, мучения народа - и что долг честных людей этому противостоять. Николаю не нравится позиция Пьера. Он говорит, что тайное общество, в котором состоит Безухов, - это зло, несущее опасность переворота.

Николай, несмотря на дружбу с Пьером, обещает пойти со своим эскадроном против него и его общества. Он будет их рубить, если прикажет Аракчеев. Затем в разговоре с Марьей Николай говорит, что погорячился.

Наташа во всем поддерживает мужа. Она не понимает всего, что делает Пьер, но душой на его стороне. Николенька Болконский думает, что его отец был бы наверняка согласен с Безуховым.

Во сне Николенька видит, как он с Пьером идет во главе большого войска. Его, Николеньку. ждет слава. Но движение войска останавливает дядя Николай. Во сне мальчик видит князя Андрея. Но отец не имеет формы, он «жидкий» «бессильный». Болконский ласкает и жалеет сына. Николенька обещает, что будет достоин отца.

Данное краткое содержание эпилога «Войны и мира» разбитое по частям охватывает «мирные» события в 1819-1820 годов. В завершающих главах произведения автор описывает жизнь героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах, а также рассуждает о значении отдельных исторических личностей в истории целых народов. Эпилог романа «Война и мир» является одним из наиболее важных композиционных элементов всей книги. В нем автор подводит итоги произведения, выводя на первый план мысль о важности духовного единения между людьми. Роль эпилога «Войны и мира» – показать читателю, насколько любовь, дружба и взаимопонимание способны вести людей вперед и преодолевать любые трудности.

Чтобы лучше передать дух произведения мы включили в пересказ важные цитаты и выделили их серым цветом.

Часть 1

Глава 1

События первой части эпилога «Войны и мира» происходят спустя семь лет после военных событий 1812 года, которыми закончился четвертый том.

Толстой размышляет о движущих силах истории, а также роли в ней Александра I и Наполеона. Автор приводит к выводу, что нельзя однозначно оценивать деятельность исторических деятелей, так как такая оценка всегда будет субъективна.

Главы 2-3

Толстой размышляет о причинах движения европейских народов с востока на запад и с запада на восток и неоднозначной роли Наполеона в этих перемещениях. Автор пишет, что действия Бонапарта были глупыми и подлыми.

Глава 4

Описание роли Александра I в движении народных масс с востока на запад. После окончания Отечественной войны и с началом европейской личность государя выходит на первый план.

Глава 5

В 1813 году Пьер и Наташа поженились. В этом же году умер старый граф Ростов. После смерти графа финансовое положение Ростовых ухудшилось еще сильнее, поэтому Николаю приходится уйти в отставку и поступить на статскую службу. Долгов оказалось вдвое больше, чем имения, поэтому Николай с Соней и матерью селятся в скромной квартирке в Москве. В это время Пьер и Наташа живут в Петербурге, не зная о трудном положении Ростовых.

Глава 6

Княжна Марья приезжает в Москву. Узнав о переменах в жизни семьи Ростовых, княжна приезжает к ним. Николай встретил Марью торжественно и сухо (так как ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), что очень огорчило девушку. После отъезда Марьи графиня Ростова уговаривает Николая съездить к княжне.

Визит Николая к Марье Болконской. Во время беседы между ними происходит объяснение: Марья понимает, что причина в том, что он теперь беден, а она богата и поражается благородству Николая. Марья и Николай поняли, что теперь «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным» .

Глава 7

Марья и Николай поженились, поселившись с матерью Николая и Соней (бывшая возлюбленная Николая, родственница Ростовых) в Лысых Горах. Ростов оказался прекрасным хозяином и за три года смог расплатиться со всеми долгами, продолжая приумножать свое имущество.

Глава8

Вопреки просьбам мужа, у Марьи не получается полюбить живущую у них Соню. Однажды, когда Марья и Наташа говорили о Соне, Наташа сравнила Соню с пустоцветом: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы» .

Живя у Ростовых, «казалось, что Соня не тяготится своим положением» . «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» .

Глава 9

Лысые Горы, канун зимнего Николина дня 1820 г. Ссора Николая и Марьи: женщина думает, что муж ее не любит, но он уверяет, что без Марьи не находит себе места. Женщина думает о том, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой.

Главы 10-11

После замужества Наташа очень изменилась. Полностью погрузившись в заботу о муже и семье (у нее было три дочери и сын), она совсем перестала следить за собой, ревнуя при этом Пьера даже к гувернантке или к Соне. Самым важным в их семейных отношениях были желания Пьера, которые женщина старалась мгновенно угадывать и выполнять. «После семи лет супружества Пьер видел себя отраженным в своей жене» .

Главы 12-13

Декабрь 1820. Безуховы гостят у Ростовых. В Лысых Горах все любили Пьера, особенно Николенька, сын Андрея.

Старой графине Ростовой было уже за 60. После всего перенесенного «она чувствовала себя нечаянно забытым на этом свете существом, не имеющим никакой цели и смысла» . Дети понимали ее состояние и всячески о ней заботились.

Глава 14

Беседа Николая, Пьера и Денисова (который также гостил у Ростовых) о положении дел в России. Пьер говорит, что страна гибнет, и государь не пытается что-либо сделать. Он уверен, что будет переворот. Безухов признается, что является членом тайного общества и считает, что деятельность этого общества – путь к улучшению состояния дел в России. Николай Ростов резко возражает Безухову, так как считает, что переворота не будет.

Глава 15

Марья и Николай обсуждают факт вступления Пьера в тайное сообщество. Они боятся за своих детей, а особенно за Николеньку, который был очень взволнован, услышав слова Безухова о тайном обществе. Марья просит мужа вывести Николеньку в общество.

Глава 16

Описание теплых отношений между Пьером и Наташей. Они с полуслова понимают друг друга, могут говорить на любые темы и всегда чувствуют настроение друг друга.

Сон Николеньки Болконского. Ему приснилось, что он с Пьером, в касках, как в книге Плутарха, шли впереди огромного войска к славе. Но тут их остановил Николай Ростов, который грозился убить первого, кто двинется вперед. Обернувшись, Николенька увидел, что Пьер стал его отцом, Андреем. Николенька ощутил любовь к отцу, но Николай приближался к ним и мальчик в ужасе проснулся. Сидя в постели, Николенька думал о своем отце и о том, что в будущем добьется всего, чем был бы доволен даже его отец.

Часть 2

Глава 1

Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество» .

Главы 2-3

Главы 4-5

Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.

Глава 6

Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии» , так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».

Глава 7

Главы 8-10

Глава 11

Толстой полемизирует с историками, говоря, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, движущего историей человечества.

Глава 12

Мысли Толстого о борьбе между старым и новым взглядом на историю. Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы [воли исторической личности] и признать неощущаемую нами зависимость» .

Конец

Итоги и выводы

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей. Рекомендуем не только прочесть пересказ эпилога романа «Война и мир», но и оценить великое произведение полностью.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по эпилогу

Вы можете проверить свои знания содержания эпилога, если ответите на вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3916.