Значение китайской культуры. Значение китайской культуры Древний китай вклад в мировую культуру


Мировая культура Китая.
Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.
Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.
Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы
Искусство и политика Китая.
Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.
На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.
Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.
Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.
Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.
История Древнего Китая богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».
В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной политики европейских государств.
Торговля и ремесленное производство .
Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.
Медицина Китая.
Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние китайцы обнаружили, что некоторые продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.
Более 2.000 лет назад был написан Канон медицины Жёлтого Императора, первая медицинская книга в Китае.
Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.
Бумажные деньги.
Бумажные деньги - важнейший вклад китайской цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280-1368 годы).
Военная наука и изучение проблем генезиса.
В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.
В девятнадцатом веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).
Древнекитайский вариант становления государственности завершает собой ряд политических образований и социально- цивилизационных феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.
Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.
Даосизм.
Первое учение – даосизм – основано на представлении о наличии особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Точно также и жизнь человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.
Заключение.
Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными5 достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествия.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
В общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.
Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место. Правительство Китая в кануне нового века уделяло культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны.
Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры.
Можно предположить, что судьбу китайской цивилизации теперь будут определять не идеологии сами по себе, как бы ни были они изощренны и как бы ни была сильна пропагандистская и репрессивная машина государства, стремящегося внедрить их в умы своих подданных. По-видимому, тайна судьбы Китая заключена не в идеях, как таковых, но в самих формах общественной практики, связанных с тем, что именуется традиционной культурой и современностью.
За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры, но с началом XX века она стала приходить в упадок под натиском вооруженного новейшей техникой Запада.
и т.д.................

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТИТУТ

Кафедра философии, истории и права

Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология».
на тему: «Вклад китайской цивилизации вмировую культуру»

Выполнила: Некрасова Е.С.
Специальность: «Менеджмент и маркетинг»
Группа: 1 Мг-2
Преподаватель: Воробьёва М.А.

Барнаул 2010

Введение
Китай – страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на протяжении своего формирования иразвития китайское общество не только оказало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.
Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Матзяяо, Яншао.
Традиционная китайскаякультура является драгоценным культурным наследием. Ее история насчитывает не только 5000 лет, но также является культурным наследием предыдущей человеческой цивилизации или, другими словами, доисторических цивилизаций.
Целью данной работы является охарактеризовать вклад китайской цивилизации в мировую культуру.

Культура Древнего Китая
Китайская культура по праву считается одной из самыхдревних. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно,из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.
В Древнем Китае имелись большие лесные массивы. Довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пестрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ.Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами.
Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, Что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космическихсил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др.Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для обозначение царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.
Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти...

Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.

Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».

Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.

Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.

Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.

В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.

Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.

Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.

Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.

Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.

С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.

Характерные черты учения Конфуция:

1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;

2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;

3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.

Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:

1) создание глобуса;

2) представление о планетах Солнечной системы;

3) открытие «пятен» на Солнце;

4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;

5) создание земледельческой науки;

6) изобретение лакового производства и шелководства;

7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел. Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки.

История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

Наука и культура

  • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
  • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
  • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
  • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
  • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

Военное и боевое искусство

  • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
  • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

Медицина и здоровье

  • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
  • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
  • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
  • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

История Поднебесной насчитывает не одну тысячу лет, поэтому немудрено, что за все время существования этой страны сформировалась удивительная культура, которая так сильно отличается от путей развития других государств. Свою роль в создании этой уникальности сыграл тот факт, что Китай долгое время находился в изоляции, практически не пересекаясь с западными странами и не перенимая у них культурные ценности . Кроме того, активнее насаждение коммунистической идеологии также не могло не повлиять на развитие цивилизации Поднебесной. Итак, какая же она — культура Китая?

Архитектура Поднебесной: пагоды и дворцы из дерева

Китайские строения сложно спутать с какими бы то ни было другими. Такие характерные особенности, как двусторонняя симметрия, наличие внутренних двориков, протяженность вширь, соблюдение строгой иерархии в расположении помещений, а также декоративная отделка стен и крыш — все это делает архитектуру Китая узнаваемой и неподражаемой .

Несмотря на то, что в последнее время в Поднебесной активно возводятся строения, имеющие западный типаж, традиционная китайская архитектура по-прежнему не утрачивает своей актуальности. Доказательство тому — многочисленные храмы, пагоды и дворцы, которые соседствуют с выполненными из бетона и стекла высотными домами.

Как мы уже сказали, китайские постройки обязательно имеют двустороннюю симметрию — она должна символизировать гармонию, равновесие и баланс. Интересно, что в отличие от западных домов, китайские строения вытянуты не вверх, а вширь. Это дает возможность использовать всю отведенную для постройки площадь, расположив внутри построек зеленые дворики, отдельные корпуса и крытые галереи-переходы. Их расположение обычно подчинено строгой иерархии — наиболее значимые корпуса располагаются по центральной оси, тогда как менее значимые находятся с краю.

Соблюдение требований фэн-шуя — еще одна характерная особенность китайских строений . Так, большинство из них располагается к воде передней частью, а к возвышенностям — задней.

Что касается материала традиционных построек, то в особом почете здесь всегда было дерево — именно из него возводились почти все постройки, тогда как каменные дома были большой редкостью.

Обращают на себя внимание крыши китайских построек — большая часть из них имеет ступенчатую структуру с меняющимся уровнем наклона. Храмы и дворцы обычно имеют плавные крыши с несколько приподнятыми уголками, которые кроются черепицей и украшаются керамическими или деревянными фигурами.

Китайские картины

В традиционной культуре Китая важное место отводится живописи, которая поражает любого западного человека своей тонкой организацией и сложной эмоциональной составляющей. Этот вид искусства являлся важным компонентом культуры древнего и средневекового Китая, и не теряет своей актуальности и по сей день, органично переплетаясь с современным западным изобразительным искусством и не теряя при этом своей самобытности.

Интересно, что в императорский период профессиональных живописцев здесь практически не было — рисованием занимались чиновники и аристократия . Наибольшего расцвета китайская живопись достигла во времена династий Тан и Сун.

Отличительная черта художественной культуры Китая состоит в том, что картины представляют собой свитки, выполненные на шелке, бумаге или пластинах бамбука, которые вешались на стену. Многие из них дополнялись несколькими стихотворными строками, которые отражали внутреннее состояние автора картины.

Самый распространенный мотив китайской живописи — это горные и речные пейзажи, изображения цветов и бамбука, птиц и животных, а также портретная живопись. Наряду с полноцветными изображениями важное место занимало использование туши.

Графика и каллиграфия считаются в Китае неотделимыми от живописи. Искусство красивого написания иероглифов здесь в большом почете.

Литературное наследие

История литературы Китая уходит своими корнями в седую древность — первые найденные археологами тексты датируются эпохой династии Шан. Ведущее место в культуре Поднебесной традиционно занимает историография и этико-философские трактаты, тогда как художественной литературе отводится второстепенная роль. Классикой считаются сборники конфуцианских идей, нашедшие воплощение в Тринадцатикнижии, Пятикнижии и Четверокнижии. Династийные хроники также признаны основополагающими в формировании китайской литературы.

Нельзя обойти вниманием китайскую поэзию, которая по праву считается одной из наидревнейших в мире . Вплоть до ХХ века она не испытывала на себе западного влияния, что позволило сформировать четыре уникальных направления — фу, цы, ши и цюй.

Развлекательные романы — жанр литературы, ставший особо популярным в период династии Мин. Наиболее значимые из них — это «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Речные заводи».

Музыка

Как и другие отрасли художественной культуры Китая, история музыки Поднебесной насчитывает несколько тысячелетий. Так, например, бамбуковая флейта считается одним из самых древних инструментов мира . Несложно догадаться, что вплоть до ХХ столетия музыка Китая практически никак не пересекалась с западной музыкальной традицией, однако тесно переплеталась со средневосточной, центрально- и южноазиатской.

Все уделяли музыке большое внимание. Согласно конфуцианству, это ответвление культуры имело космологическую природу, а также было тесно связано с обществом и политикой. По мнению последователей даосизма, музыка должна была выступать как следствие психоэмоциональных реакций человека и способствовать его соединению с окружающим миром. Ну а китайские буддисты обращали внимание на мистическую основу музыки, которое должно было способствовать в постижении человеком бытия.

Традиционная китайская музыка обычно исполняется сольно или же небольшими ансамблями. Инструмента изготавливаются из бамбука, дерева, металла, шелка, тыквы, камня и глины.

Вышивка

Этот вид прикладного искусства занимает важное место в культурном наследии Китая и насчитывает не одну тысячу лет. Наиболее ранние примеры вышивки, найденные археологами, относятся к периоду династии Чжоу — это были предметы ритуальной одежды.

Бурное развитие вышивки приходится на время правления династии Хань. Именно в этот период происходит формирование четырех основных направлений данного типа декоративно-прикладного искусства — Сян, Юэ, Шу и Су.

Китайская вышивка отличается необыкновенной нежностью и тонкостью работы и обязательно выполняется шелковыми нитками. Интересно, что первоначально ею занимались мужчины, а не женщины.

Роспись по ткани: искусство батика в Китае

В культурном наследии Поднебесной важное место занимает такой вид прикладного искусства, как рисунки, выполненные на ткани вручную. Это направление имеет долгую историю, так как считается, что уже во времена династий Цинь и Хань искусство батика имело место. Однако только в период династии Тан батик получил широкое распространение. Украшенные росписью ткани вывозились в это время в Европейские страны по великому шелковому пути.

Китайская кухня

Для китайцев гастрономия имеет особое значение: есть на ходу или совмещать еду с просмотром телевизора считается неприемлемым. Кухня Китая очень разная и зависит от местности.

  • Кантонская кухня . Она славится своими легкими закусками и мясными блюдами. В пищу здесь употребляется большинство видов местного мяса, кроме козлятины и баранины. Самое известное блюдо — димсан, то есть особый вид небольших закусок.
  • Сычуаньская кухня — превалирует пряность и острота, которые достигаются благодаря использованию местных сортов перца, орехов, женьшеня, кунжута, чеснока и так далее.
  • Аньхойская кухня знаменита блюдом из бамбука и грибов. В ней много овощей и трав.
  • Шаньдунская кухня . Здесь правят бал морепродукты и злаковые.
  • Фуцзяньская тесно переплетается с японской. Особое место при приготовлении блюд здесь занимает способ нарезки ингредиентов.
  • Кухня Цзянсу прославлена далеко за границами Китая. Отличается особой тщательностью в подборе ингредиентов, за счет чего блюда получаются очень нежными.
  • Хунаньская — знаменита активным использованием копченостей, а также вяленых продуктов. Блюда в основном острые.
  • Чжэцзянская кухня представлена нежными блюдами, имеющими умеренные ароматы.

Что касается основных ингредиентов, то самое важное место занимает рис, который употребляется в варенном и жареном виде . Также из этого злака готовят лапшу, лепешки и другие блюда. Употребление сои также играет важную роль. Из нее готовится традиционный сыр тофу, а также соевое молоко, паста, масло и уксус. Не игнорируют китайцы и овощи и зелень — пекинская капуста, сельдерей, горький огурец, проростки бобов, листья горчицы и кресс-салат занимают свою нишу в китайской кухне. Что касается мяса, то практически все его виды идут в пищу. Важная роль отводится также приправам, среди которых имбирь, гвоздика, кунжутное масло, укроп, бадьян.