Значение карасев алексей николаевич в краткой биографической энциклопедии. Косыгин алексей николаевич

Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел.

В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей.

В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906).

Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910).

Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

Первыми опубликованными методическими работами К. были: «Учебник пения» для различных училищ, учительских семинарий и гимназий с «Объяснением» к нему (Пенза, 1881), «Подвижные ноты» (1881), «Детское пение» (1884), «Объяснения к подвижным нотам» (1888), «Уроки пения» (1889-1890).

Для обучения пению К. использовал методические приемы общеобразовательных дисциплин - грамматики и арифметики и собственные разработки: обучение пению «по буквам», заменяющее начальное пение по слуху, использование наглядного пособия «подвижные ноты» (54 переставляющиеся карточки с примерами из церковных молитв), развитие навыков многоголосного пения. К. использовал эти приемы в своих печатных методических трудах, пропагандировал их применение в регентско-учительской практике.

В работе «Церковное пение: Руководство для организации церковных певческих хоров» с приложением «Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним» (1886) К. сделал критический обзор состояния церковного пения в средней полосе России и предложил собственную систему муз. обучения по нотным упражнениям.

Работы по методике начального обучения пению получили продолжение в пособиях по теоретическим дисциплинам: «Нотная грамота: Опыт самоучителя пению» (1898), «Начальный курс сольфеджий» и «Русская песенная хрестоматия в связи с курсом сольфеджио» (Б. г. 3 вып.).

Фундаментальным трудом К. является «Методика пения» для народных и церковноприходских школ и церковных хоров (1891) с приложениями «Уроки пения» (1889) и «Музыкальная хрестоматия» (1893).

«Методика пения» состоит из 5 разделов. В 1-м разд. рассматриваются руководства и пособия по обучению в школе, объясняются дидактические принципы преподавания пения, при к-ром каждый этап изучается по определенной системе (ноты, интервалы, длительности). Обучение строится в порядке постепенного прибавления нот и мелодий с учетом развития голоса, слуха, музыкальности. На каждую изучаемую ноту даны примеры.

Во 2-м разд. рассматриваются общие вопросы постановки обучения пению в школе, даются методики обучения «по слуху», «по буквам», «по цифрам», рассчитанные на 1-й год как приготовительный. Подробно с поурочными планами дается методика пения «по буквам» с примерами песнопений на 1, 2, 3 и 4 ноты: «Аминь», «Слава и ныне», «Утверди Боже» (1 нота); «Господи, помилуй» (2 ноты); «Благословен еси, Господи» (3 ноты); «Богородице Дево, радуйся» (4 ноты). Кратко рассматривается цифровая система записи музыкального текста, к-рая оценивается автором отрицательно.

Третий, центральный разд. посвящен авторской методике обучения по нотам. Принцип постепенного прибавления нот сохраняется. Усложняется муз. теория. Даются понятия гласа, строки, гаммы, трезвучия, ключей, интервалов (до сексты), изучаются ноты квадратной системы, вводится 2-, 3- и 4-голосие.

Обучение по нотам разделено на 4 круга. В 1-м круге разучиваются ноты до, ре, ми, фа, во 2-м - соль, ля, си, до. В 3-м круге изучаются интервалы до кварты. Обучение каждой ноте закрепляется на примерах («Аминь», «Пресвятая Троице» и др.). Затем при разных комбинациях нот вводятся начальные молитвы «Отче наш», «Господи, помилуй» (2 ноты); «Блажен муж», «Святый Боже» (3 ноты); «Достойно есть», «Богородице Дево» (4 ноты) и т. д.; 4-й круг предусматривает изучение интервалов квинты и сексты, развитие голоса, самостоятельное чтение нот.

Заключительные 4-й и 5-й разделы «Методики...» для учащихся старших классов посвящены вопросам организации хора, выбора и изучения церковных песнопений. Учебный материал усложняется. Даются понятия минорного лада, транспозиции, аранжировки, вводится самообучение на скрипке.

Систематический подбор церковных песнопений дан в приложении «Уроки пения»: в 1-й части - на 1 и 2 голоса, во 2-й части - на 3 и 4 голоса.

В целом обучение пению по системе К. весьма динамично. От подражания учителю школьники идут к самостоятельной деятельности. Позитивным моментом является тесная связь муз. грамоты с церковно-певч. материалом. Обучение сочетается с развитием голоса, певч. дыхания, звукообразования.

Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию объясняются профессиональной позицией К. как регента, к-рого интересовала подготовка певчих - детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил совр., довольно сложный церковно-певч. репертуар. В 1900 г. издания К. были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1903 г. в Вятке, где К. занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные), по-видимому, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа.

В последующих изданиях К. обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908), «Спутник начинающего регента» (1907, расширенное изд.: 1908), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под рук. Н. И. Бахметева , и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888), подготовленному при участии Н. А. Римского-Корсакова , Е. С. Азеева , А. А. Копылова и др. К. также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах К. поднимаются актуальные вопросы муз. грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями.

Большой заслугой К. является издание книги о Г. Ф. Львовском (1911), с к-рым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. К. издавал в Москве произведения Львовского (30 номеров).

Как регент К. придерживался гл. обр. стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения А. Ф. Львова , Бахметева, прот. Михаила Виноградова , Н. М. Потулова , Римского-Корсакова, А. А. Архангельского и в особенности Львовского.

Известно муз. произведение К. «На реках Вавилонских» (изд.: Пенза, 1896. М., 1896) - переложение обиходного распева для смешанного хора, выполненное в стиле Львовского.

Муз. изд.: Подвижные ноты: Пособие при обучении пению. Коллекция нот круглой системы и коллекция нот квадратной системы. Пенза, 1881; Детское пение: Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв. М., 1884; Церковное пение: Рук-во для организации церк. певч. хоров: Для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Пенза, 1886. К., 1887 2; Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним. Пенза, 1886. [Т. 1:] Дискант; [Т. 2:] Альт; [Т. 3:] Скрипичный ключ; Объяснение к подвижным нотам и начальные занятия по пению в школе: Для учащих. Пенза, 1888. М., 1915 4; Уроки пения: Необходимое прилож. к изд. ... «Методика пения». Пенза, 1889. Ч. 1: К классному употреблению в низших учебных заведениях и первых 3 классах средних учебных заведений; 1890. Ч. 2: Для учительских семинарий, церковно-приходских школ; То же. М., 1902 10; Методика пения: Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях и к организации церковных певч. хоров. Пенза, 1891. М., 1896-1897 2, 1912-1914 8. Ч. 1: [То же]; Ч. 2: Руководство для теоретического и практического изучения хорового пения: [Обзор духовно-муз. лит-ры, беседы об исполнении песнопений Обихода]; Музыкальная хрестоматия: Доб. к «Методике» и «Урокам пения». Пенза, 1893. М., 1914-1915. 2 ч.; Нотная грамота: Опыт самообучения пению. СПб., 1898. М., 1910 4; Церковный хор: Продолжение «Уроков пения»: Пособие при организации церковного хора: Для учительских ин-тов, учительских и духовных семинарий, жен. ин-тов... школ и учебных заведений. М., 1908. Вып. 1: Однородный хор: изучение гамм, тональностей, аккордов, церковного пения и регентского дела (в сб. вошли переложения Г. Ф. Львовского, С. В. Смоленского, А. А. Архангельского); 1911. Вып. 2. Отд. 1: Смешанный хор: Изучение Литургии простого напева, а также др. песнопений в этом роде, в тональностях до и фа мажор (в сб. вошли соч. Д. С. Бортнянского и Н. А. Римского-Корсакова); Дополнение к «Церковному хору»: Ритмический отд.: Извлеч. ритмических упражнений из «Русской песенной хрестоматии, вып. 1 и 2». М., б. г.; Начальный курс сольфеджий: Доб. к «Урокам пения» и «Музыкальной хрестоматии». М., [б. г.], 1912. Ч. 1: Для учащихся среднего возраста и народных хоров. 3 вып.; Начальные уроки пения: Пособие для обучения пению в народных церковно-приходских школах и первых классах всех учебных заведений. М., 1916. Ч. 1.

Лит.: С[оловьев] Д. Сведения о новых книгах А. Карасёва // ПрибЦВед. 1888. № 37. С. 1028-1031; он же. [Рец. на изд.:] Методика пения. Сост. А. Карасёв. Пенза, 1891 // Там же. 1891. № 41. С. 1440-1441; А. Н. Карасёв: Биогр. очерк // РМГ. 1896. № 11. Стб. 1417-1421; Рыбаков С. Г. Учебные руководства к преподаванию пения: [Рец. на «Методику пения» и «Уроки пения» А. Н. Карасёва] // Народное образование. СПб., 1896. Март. С. 128-129; Издания по обучению пению, сост. А. Н. Карасёвым, и Краткий очерк его музыкально-педагогической и издательской деятельности: К экспонатам на Парижской всемирной выставке. К., 1900; Лисицын. Обзор. С. 192; он же (Лисицын М., свящ.). [Рец. на изд.:] Львовский Г. Ф. Духовно-муз. перелож. с древних расп. и соч. Изд. А. Карасёв. Пенза, 1901, Карасёв А. Нотная грамота. Ч. 2: Опыт самоучителя пения // Народное образование. 1901. Библиогр. отд. Т. 1: Янв.-июнь. С. 48-49; Руководства и пособия по обучению пению А. Н. Карасёва. М., 1905; [Выступления в прениях и информация] // Тр. 1-го Всерос. съезда регентов церк. хоров и деятелей по церк. пению. М., 1908. С. 10-11, 31-32, 36-37, 38, 40, 45, 61-62, 69; До-ре-ми-соль [Лебедев В. В., псевд.]. Библиография: Новые издания А. Н. Карасёва // РМГ. 1908. № 32/33. Стб. 669-672; Открытие двухгодичных регентских курсов в Москве // Там же. № 43. Стб. 953-954; Энгель Ю. Д. Народная консерватория // Муз. труженик. 1908. № 20. С. 3-6 (переизд. в сб.: Глазами современника: Избр. ст. о рус. музыке, 1898-1918. М., 1971. С. 166-168); Регентские летние курсы А. Н. Карасёва // Народное образование. 1909. Т. 1: Май-июнь. С. 612; [О регентских курсах в Москве] // РМГ. 1909. № 34/35. Стб. 751; Хроника: [О награждении медалью на Южно-Русской обл. выставке в Екатеринославе] // Там же. 1911. № 28/29. Стб. 591; Энгель Р. [О летних певческо-регентcких курсах в Могилёве] // Там же. 1911. № 46. Стб. 973-974; Лебедев В., свящ. А. Н. Карасёв, муз. педагог // Гусельки яровчаты. 1912. № 5/6. С. 18-22; [Регентские курсы в Курске] // РМГ. 1912. № 15. Стб. 375-376; [Извещение о смерти К.] // ХРД. 1914. № 2. С. 36; Руководства и пособия А. Н. Карасёва (1881-1914) для постановки пения в связи с изучением теории музыки в низших школах и средних учебных заведениях. М., 1915.

Т. М. Зацепина

КАРАСЕВ
Алексей Николаевич
(19.03.1854 - 09.02.1914)

Организатор преподавания хорового пения, потомственный почётный гражданин (1895) .

Родился в Наровчате , в 1869 г. окончил уездное училище и был принят преподавателем русского языка в Наровчатское приходское училище . Очень короткое время работал в Рамзае . А. Н. Карасев поставил перед собой задачу наладить правильное преподавание хорового пения в рамках школы . В ту пору проблемы музыкального образования решали видные музыкальные педагоги А. Л. Маслов, С. И. Митропольский, С. В. Смоленский, А. И. Пузыревский . Карасев разработал двухчастную «Методику пения» , видя в изучении пения не только образовательный инструмент, но и воспитательный.

В ноябре 1871 г. направлен учителем в 4-е Пензенское городское начальное училище , располагавшееся в доме Жарова на Предтеченской улице .

С 1 декабря 1882 г. преподавал русский язык во 2-й Пензенской мужской гимназии . В 1883 г. за 8-летнее служение Карасев награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте . В 1884 г. на первом собрании любителей камерной музыки в Пензе выступил и ученический хор 2-й мужской гимназии под управлением Карасева .

В 1891 г. Алексея Николаевича перевели в 3-е мужское городское начальное училище , располагавшееся на Садовой улице .

В 1894 г. он был отмечен званием личного почётного гражданина . В 1890 г. А. Н. Карасев провёл в Инсаре Пензенской губернии первые педагогические курсы по пению , в 1890 г. в Новочеркасске Донской области - вторые .

В 1896 г. Пенза отмечала 25-летие творческой деятельности А. Н. Карасева . Александр Алексеевич Богданов посвятил этой знаменательной для пензенской культуры дате стихотворение :

Друг-учитель! Великое дело -

Это дело - учителем быть,

Сей же семя на почву ты смело,

Чтобы юное племя взрастить.

Будь же честен, как жил четверть века,

И кумирам земным не кади,

Но к стремленьям святым человека,

К идеалам высоким веди.

В 1896 г. по приглашению директора народных училищ Тамбовской губернии Дмитрия Васильевича Ильченко , служившего в 1880-е гг. в той же должности в Пензе , Карасёв перевёлся на службу в Липецк , откуда регулярно выезжал в Киев и Екатеринодар для проведения певческих курсов .

В 1903 г. он выступил соорганизатором и преподавателем Московской народной консерватории , а также взял на себя руководство хоровыми классами при обществе любителей церковного пения .

Алексей Николаевич издал ряд своих трудов: «Учебник пения» с «Объяснением» к нему (1881), «Детское пение» (1884), «Церковное пение» с «Упражнениями» (1880), «Уроки пения» (1888), «Методика пения» (1891), «Курс церковного пения» , «Подвижные ноты» с «Объяснениями» и др.

________________________________________

Алексей Николаевич Карасёв
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна
Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алексе́й Никола́евич Карасёв (19 марта , Наровчат , Пензенская губерния - 9 февраля , Москва) - русский хоровой дирижёр и музыкальный педагог.

Биография

Родился в Наровчате Пензенской губернии. С 1871 года преподавал пение в учебных заведениях Пензы . Руководил курсами хорового пения в Киеве (1884, 1887, 1888), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896) и других городах. Один из организаторов и преподавателей Народной консерватории в Москве.

Одним из первых в России стал применять общие приёмы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; ввёл с этой целью подвижные ноты.

Семья

Сын - Павел Алексеевич Карасёв (1879-1958), композитор и музыкальный критик.

Избранные труды

Источник -

  • Карасёв А. Н. Бесплатные вечерние школы хорового пения. - Вятка: Губ. тип., 1903. - 16 с.
  • Карасёв А. Н. Детское пение: Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв: Рук-во для учителей народных и др. элементарных училищ и для домашнего обучения. - М .: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1884. - 35 с.
  • Карасёв А. Н. Детское рисование по клеткам для семьи и школы: Год I и II. - Пенза: Паровая тип. В. Н. Умнова, 1901. - 40 с.
  • Карасёв А. Н. Григорий Фёдорович Львовский и его духовно-музыкальные произведения. - М .: тип. Моск. ун-та, 1911. - 162 с. - (Отд. отт. из Дуеполезного чтения за 1910-1911 гг.).
  • Карасёв А. Н. Методика пения: ч. 1-2. - Пенза: типо-лит. В. Н. Умнова, 1896-1897.
    • . - 8-е изд. - Пенза: типо-лит. В. Н. Умнова, 1912-1914.
  • Карасёв А. Н. Методика пения: Рук-во к постановке и преподаванию хорового пения в нар., церковноприходск. школах и прочих учеб. заведениях и к организации церковных певческих хоров. - Пенза: типо-лит. В. Н. Умнова, 1891. - 270 с.
  • Карасёв А. Н. Нотная грамота: Опыт самообучения пению. - СПб. , 1898. - 157 с.
    • . - 4-е изд. - М .: тип. И. Н. Холчева и К°, 1903. - 157 с.
  • Карасёв А. Н. Объяснение к подвижным нотам и начальные занятия по пению в школе, для учащих. - Пенза, 1888. - 12 с.
    • . - 4-е изд. - М ., 1915. - 18 с.
  • Карасёв А. Н. Отчёт о занятиях по пению на Саратовских земских педагогических курсах 1899 года. - Саратов: тип. Губ. земства, 1900. - 29 с.
  • Карасёв А. Н. Спутник начинающего регента: Пособие для изучения регентского дела, организации хора и приспособления хоровых произведений к различным типам хоров. - М .: лит. В. Гроссе, 1907. - 51 с.
  • Карасёв А. Н. Уроки пения. - 4-е изд. - М .: лит. В. Гроссе, 1890-1891. - Т. 1-2.
  • Карасёв А. Н. Церковное пение: Рук-во для организации церковных певческих хоров: Для регентов, нар. учителей и всех учеб. заведений, имеющих церковные хоры. - Пенза: типо-лит. В. Н. Умнова, 1886. - 61 с.
    • . - 2-е изд., испр. - Киев: тип. Е. Я. Фёдорова, 1887. - 77 с.

Напишите отзыв о статье "Карасёв, Алексей Николаевич"

Литература

  • Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М . Кто писал о музыке: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. - М.: Советский композитор, 1971. - Т. 2: К-П. - С. 20.
  • Ильин В . Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII - начала XX века. - М.: Советский композитор, 1985.
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. - М.: Языки русской культуры, 1998. - Том 2, Кн. 2.

Примечания

Ссылки

  • // Романовский Н. В . Хоровой словарь. - Л.: Музыка, 1980. - С. 52.
  • Карасев, Алексей Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . Музыкальный словарь . Яндекс.Словари (2008). Проверено 8 августа 2013.
[[К:Википедия:Изолированные статьи (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Изолированные статьи (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Карасёв, Алексей Николаевич Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Карасёв, Алексей Николаевич Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Карасёв, Алексей Николаевич

Отрывок, характеризующий Карасёв, Алексей Николаевич

В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
– Как тебя зовут?
– Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
– Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
– Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
– Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
– Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
– Корба де Перейль...
Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.

Карасев, Алексей Николаевич

(род. в 1854 г.) - один из первых организаторов у нас правильного пpeподaвaния хорового пения. Его труды: "Учебник пения", "Церковное пение" с упражнениями, "Детское пение", "Уроки пения" (больше 10 изд.), "Методика пения", "Курс церк. пения", "Подвижные ноты с объяснениями" (8 изд.) и др.

{Брокгауз}

Карасев, Алексей Николаевич

Род. 19 марта 1854 в с. Наровчате, Пензенской губ.; с 1871 преподает пение в различных пензенских учебных заведениях. К. один из первых в России стал применять общие приемы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; им введены между прочим с этой целью подвижные ноты. К., кроме Пензенской губ., руководил также летними и другими курсами пения: в Киеве (первые в России курсы церковного пения 1884, затем 1887, 1888), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896) и других городах. Им изданы: "Учебник пения" с "Объяснением" к нему (1881), "Детское пение" (1884), "Церковное пение" с "Упражнениями" (1880), "Уроки пения" (2 части, 1888; больше 10 изданий), "Методика пения "(1891; 3-е доп. изд. 1897), "Курс церковного пения", "Подвижные ноты" с "Объяснениями" (8 изданий) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Карасев, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Карасев, Алексей Николаевич музыкальный педагог (1854 1914). Был народным учителем, потом преподавал пение в Пензе. Один из первых у нас стал применять общие приемы методики и педагогики в преподавании хорового пения, введя подвижные ноты как… … Биографический словарь

    - (род. в 1854 г.) один из первых организаторов у нас правильного преподавания хорового пения. Его труды: Учебник пения, Церковное пение с упражнениями, Детское пение, Уроки пения (больше 10 изд.), Методика пения, Курс церк. пения, Подвижные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Алексей Николаевич Карасёв (31 марта 1854 22 февраля 1914) один из первых организаторов в России правильного преподавания хорового пения. Его труды: «Учебник пения», «Церковное пение» с упражнениями, «Детское пение», «Уроки пения» (больше 10… … Википедия

    Спортивные награды Баскетбол Чемпионаты мира Серебро Канада 1994 Серебро Греция 1998 Чемпионаты Европы Серебро … Википедия

    - … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/23 октября 2012. Дата постановки к улучшению 23 октября 2012 … Википедия

    КАРАСЕВ - Алексей Николаевич, род. 19 мар. 1854 в с. Наровчате, пензен. губ.; с 1871 преподает пение в различных пензенск. учебных заведениях. К. один из первых в России стал применять общие приемы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; им… … Музыкальный словарь Римана

    Спортивные награды Баскетбол Чемпионаты мира Серебро Канада 1994 Серебро Греция 1998 Чемпионаты Европы Серебро … Википедия

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич