Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) знаменитый французский художник.

Художник, который в своих произведениях отражал все этапы политической жизни Франции, являлся и ярким общественным деятелем, активно участвующим в революционном движении. Основоположник неоклассицизма чутко реагировал на все изменения, происходящие в обществе, а направление в живописи, которое он заложил, продолжили развивать новые поколения мастеров.

Краткая биография творца

Великий Жак Луи Давид, картины которого принесли ему известность, родился в Париже в 1748 году. В возрасте 18 лет он поступает в Академию художеств, где его наставником был Жозеф Мари Вьен - прославленный в то время живописец, несправедливо сейчас забытый. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Давид, внимательно изучающий работы Микеланджело и Рафаэля, мечтает оказаться в Италии, чтобы совершенствовать свое мастерство в колыбели искусства Возрождения. Получивший премию как лучший ученик академии, юный художник в 1775 году отправляется в страну с богатейшей культурой.

В Италии он общается с любителями античности, которые знакомят его с великими шедеврами, а восхищенный живописец, преклоняющийся перед талантом гениальных скульпторов и художников, признается, что «с его глаз словно пелена спала». Жак Луи не пытается подражать произведениям античных мастеров, а ищет свой путь: «Понимаю, насколько несовершенен мой стиль, и я готов многое пройти, чтобы приблизиться к истине. Мне нужно стремиться к уровню Рафаэля».

Художник и революционер

Вернувшись во Францию, критично расценивающий свое творчество Жак Луи Давид, картины которого вызывают неоднозначные суждения в обществе, активно участвует в революционном движении. Он примыкает к радикально настроенным Робеспьеру и Марату, голосует за смерть короля а после сам попадает в тюрьму за свои взгляды.

Когда к власти приходит Наполеон, бывший революционер принимает активное участие в политической жизни и становится пылким поклонником императора, делающего его первым художником Франции и придворным живописцем. После низвержения Бонапарта Жак Луи бежит в Брюссель, где и умирает в 1825 году, оставив после себя около 500 учеников.

Выражение взглядов автора

Искусство творца эволюционировало вместе с его стилем и выражало эстетические взгляды художника. Он передавал в своих картинах суть идеалов Древнего Рима и Греции, повествуя о самопожертвовании и добродетели. Художник отказался от сложных ракурсов, избытка отвлекающих от сути произведения деталей и живописного фона. Словно выводя на театральную сцену своих персонажей, направлял на них яркий свет прославленный Жак Луи Давид.

Картины, идеи которых долгое время вынашивались творцом, появились в тишине и покое, вдали от людской суеты. Все античные образы не были отстраненными героями для живописца, а выбор сюжетов не подчинялся веяниям моды.

Произведение, ставшее поворотной точкой в творчестве мастера

Любопытно поговорить о полотнах, создатель которых лично участвовал в революционных действиях, а в его произведениях можно увидеть не только идейное обоснование происходящих событий, но и жертву, которую заплатили бунтари. О чем хотел поведать видевший своими глазами свержение старых устоев Жак Луи Давид?

Картина «Клятва Горациев» появилась в 1784 году и положила начало новому стилю - революционному классицизму. Она принесла небывалый успех автору, использующему множество приемов, характерных для направления.

Предыстория кровавого сражения

Художник рассказывает о том, что предшествовало историческому сражению, произошедшему между братьями Горациями из Рима и Куриациями из Альба-Лонги - теряющего свое влияние главного города Италийского союза.

Два поселения боролись за лидерство, однако такая междоусобица не могла продолжаться долго. По свидетельству историков, город-победитель должен был определиться после решающего сражения доблестных воинов. В кровавой схватке в живых остался один из братьев Горациев, и Альба-Лонга подчинилась всем требованиям Рима. Узнав про историческое сражение, решил передать чувство патриотизма молодых людей Жак Луи Давид.

«Клятва Горациев»: описание картины

Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Они осознают, что могут погибнуть, но вступают в сражение, веря в торжество справедливости. Интересно, что противники римлян - их детские друзья, однако этот факт не помешал Горациям с ними расправиться. Великий гений Жак Луи Давид, описание картин которого дает понять зрителю, каким невероятным талантом он обладал, справа от мужественных воинов изобразил группу скорбящих женщин, понимающих неотвратимость утраты близких людей.

Мать славных героев нежно обнимает внуков, тут же сидит сестра братьев - невеста одного из альбанцев, склонившая голову к сестре противников - жене одного из Горациев. Художник показал не только готовность к самопожертвованию, но и личные переживания отчаявшихся женщин. Если братья и отец изображены как главные герои, то мать и сестры - это второстепенные персонажи, дополняющие композицию.

На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям.

На главных персонажей направлен свет, чтобы показать их значимость, а фон картины оттенен, дабы не отвлекать внимания от готовых к битве братьев. Сильные эмоции проявляют страдающие женщины, а строгие мужчины лишь выполняют свой долг.

Полотно, укрепляющее дух человека

Линию героического классицизма продолжила новая работа живописца, появившаяся в 1787 году. Необходимо рассказать о несправедливо приговоренном к смертной казни философе, прежде чем делать описание картины «Смерть Сократа». Жак Луи Давид заинтересовался судьбой древнегреческого героя, выпившего яд с неизвестным составом. Наживший множество врагов философ, принявший решение смириться с судьбой, был обвинен в «непочитании богов».

На полотне Сократ обращается к своим ученикам с прощальным словом. Одна рука поднята вверх, а другая тянется за сосудом с ядом, но не касается его. И этот жест считается ключевым, он создает впечатление остановившегося времени и заявляет о бессмертии человеческого духа, поскольку учитель, увлеченный своей речью, забывает о том, что ему жить осталось совсем мало.

Торжественность сцене придают персонажи, в движениях и лицах которых читается особое величие, а также их расположение вдоль передней плоскости грандиозного полотна, названного гениальным. Накануне революции Жак Луи Давид, картины которого заставляют каждого задуматься о вечном, пытался укрепить дух французов примером невероятной стойкости Сократа, принимающего смерть.

Новое время - новый стиль

Художник писал не только картины на исторические сюжеты, он создал огромное количество портретов, которые хранятся в различных музеях. Родоначальник нового направления в искусстве передал уникальное мастерство своим многочисленным ученикам, правда, неоклассический стиль очень быстро вышел из моды. После свержения Наполеона он слишком напоминал о кровавых событиях, произошедших в истории Франции. На смену ему пришел более мягкий, отвечающий вкусам новых властей, стиль ученика Давида - Жана Огюста Энгра.

В нашей статье мы рассмотрели биографию и главные картины Жака Луи Давида (с названиями у признанного гения проблем не возникало - они четко передают суть каждой работы). Можно только восхититься уникальным талантом гения, мастерская которого стала настоящей колыбелью

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск Краснодарского края

Творчество Жака Луи Давида

Цель: проследить, как отражаются идеи в различных видах искусства.

Задачи:

  • Воспитание гражданской позиции.
  • Развитие читательского интереса.
  • Формирование нравственной позиции.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Самоопределение на предмет личностных ценностей.
  • Эстетическое развитие учащихся.
  • Речевое развитие учащихся.

Ход урока

1. Обобщение изученного ранее материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть таблицу.

Барокко

Классицизм

Общие черты

  • Оба стиля - риторические. Писатель, художник воздействуют на зрителя, убеждая его.
  • Общая система жанров.
  • Общие эстетические категории (категория вкуса, воспитательная функция искусства, стремление сочетать приятное с полезным)

Различия

Соседствуют противоположные идеи, темы, вещи, явления, понятия. Комическое и трагическое, высокий и низкий стили рядом, в паре

Выведение из пары чего-то одного (противопоставление «высокий - низкий»).

Классицизм отказался от противоречивости барокко, вытянул в прямую линию его причудливые формы, стал логическим завершением, но только одной его части, которая теперь ничему не противопоставлялась

Смешивает стили, поражается противоречиям, восхищается ими. Художник не только мастер, жива идея божественного вдохновения, божественного безумия

Не смешивает стили, не поражается противоречиям, но принимает их как данность. Исчезла идея божественного вдохновения. Мастер эпохи классицизма продолжил только одну традицию - отношения к искусству как к ремеслу

Продолжилось подражание натуре. Подражая натуре, классицист стремился ее превзойти, ориентируясь на обобщенный образ прекрасного. Эстетика безобразного, бывшая в искусстве барокко, исчезла. Классицизм выбирал из природы «правильный» материал

Духовный мир человека сложен и трагичен

Классицизм признавал только гармонию. Перестал трагически восприниматься внутренний мир человека, конфликт из внутреннего (борение греха и добродетели) был перенесен вовне (чувство - долг)

Искусство многозначно, символично, каждое явление мира связано со множеством иных сетью тайных значений. Ничто не существует само по себе, все загадка, тайна

Однозначное соотношение знака и значения. Нет места тайне - только разум

Кто не нарушил правил, тот не поэт

Искусство более не перетекает незаметно в жизнь, а жизнь не стремится походить на искусство. Всему придана законченная строгая форма, и делалось это по строгим правилам

2. Конфликт личности с объемлющим ее целым в классической трагедии. Беседа

Учитель. Во все времена человека волновало место личности в рамках объемлющего ее целого. Античность уже признала право отдельного человека на свой собственный голос, на свою правду. Эпоха Возрождения принесла идею абсолютной самоценности личности. Ценность личности перестала наконец соотноситься с положением этой личности в обществе. Но шло время - и ренессансная идея права отдельного человека на безграничную свободу тоже обнаружила свою ограниченность. Оказалось, что в силу несовершенства человеческой природы безграничная свобода для одного становится безграничной несвободой для другого.

И вот XVIII век принес в мир систему ценностей, которая отразилась в искусстве через эстетику классицизма. Одна из центральных идей ее - «у разума всего одна дорога». Надо лишь найти эту лучшую дорогу из всех возможных. Основополагающей для этой системы является и идея абсолютного приоритета общего по отношению к частному. Возникла претендующая на незыблемость иерархия: превыше всего государство, затем - род, в самом низу - отдельный человек, который сам по себе мелок и жалок, но способен обрести какое-то значение лишь как частица великого целого. И о том, какой он человек, можно судить в первую очередь по тому, какой он подданный.

В основу классицистической трагедии положен, как правило, неразрешимый конфликт между чувством и долгом. Чем сильнее подавленное чувство, тем почетнее победа над ним.

Рассмотрим трагедию Пьера Корнеля «Сид».

Задание : пересказать произведение, опираясь на текст.

Ученики. Перед нами испанский город. Живут в нем двое возлюбленных: Родриго Диас и Химена. Всё идет к счастливому финалу. И вдруг - конфликт между отцами героев: отцу Родриго дону Диего пожалована должность наставника королевского сына. Отец Химены, граф Гормас, этим недоволен:

Как ни возвышен трон, но люди все подобны,
Судить ошибочно и короли способны,
И этим выбором доказано вполне,
Что настоящий труд у них в плохой цене…

В результате отец Химены дает пощечину отцу Родриго и изрекает после этого:

Прощай! Пусть юный принц, ища пример в отчизне,
Читает летопись твоей высокой жизни.
Вот этой платою за дерзость болтуна
В немалой степени украсится она.

Юный Родриго оказывается перед выбором: с одной стороны - страстная любовь к Химене, с другой - долг мести ее отцу:

Я предан внутренней войне,
Любовь моя и честь в борьбе непримиримой,
Вступиться за отца, отречься от любимой!
Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.
Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе
Иль прозябать в позоре, –
И там, и здесь терзаньям нет конца.
О злых судеб измены!
Забыть ли мне о казни наглеца?
Казнить ли мне отца моей Химены?

Но в конце концов он делает единственно правильный для героя классицистической трагедии выбор:

Отцу обязан я первее, чем любимой.
Умру ли я в бою, умру ль, тоской томимый,
Я с кровью чистою умру, как был рожден.
Мое и без того чрезмерно небреженье.
Бежим исполнить мщенье.
И колебаньям положив конец,
Не совершим измены:
Не все ль равно, раз оскорблен отец,
Что оскорбившим был отец Химены!

Родриго страстно любит Химену, и это чувство вовсе не уничтожается принятым решением мстить. Победа над ним - вовсе не победа высокого над низким, но победа высшего над высоким.

Родриго в конце концов совершает мщение и убивает обидчика. И теперь уже Химена стоит перед выбором: в ней живет любовь к Родриго, но долг перед своим отцом заставляет ее требовать смертной казни. Наконец она решает:

Чтоб честь свою спасти и обрести покой,
Послать его на казнь и умереть самой.

И лишь по велению короля казнь не совершается.

Задание

Трагический сюжет, легший в основу трагедии Корнеля «Сид», имеет глубокие корни в мировой культуре. Можно вспомнить в этой связи трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Сравните эти трагедии. Что вы находите в них общего? Почему такие разные исходы? Чем это можно объяснить? В чем отличие нравственных концепций классицизма и Ренессанса?

3. Давид. «Клятва Горациев»

Работа с текстом

Учитель. Обратимся к творчеству великого французского художника Жака Луи Давида, и в частности к его знаменитой картине «Клятва Горациев». Она была создана под впечатлением трагедий Корнеля. Это не случайно: мы уже говорили о том, что в эпоху Просвещения театр играл роль трибуны и оказывал огромное влияние на умы.

Работал над картиной художник в Риме - городе, где и произошли изображаемые события. Это в Риме, как писал впоследствии Давид, на него «нашло озарение», и он почувствовал, что «сами основы его манеры неверны». Именно в Риме были сделаны «первые шаги по новой стезе». Давид изучает великое наследие старых мастеров, познает красоту линий и форм их бесподобных шедевров.

Но многое еще нужно было ему передумать, многому научиться, прежде чем «выработать свой взгляд на вещи», прежде чем отойти от академических традиций и понять, что произведения живописи должны таить в себе «чувства и мысли, строгие и нравственные», прежде чем найти собственную манеру письма и пойти непроторенными путями.

Повлияла ли на творчество художника великая итальянская живопись и в первую очередь Рафаэль? Да, бесспорно. Увлекало ли его искусство древних? Конечно, тем более что сравнительно недавно перед изумленными глазами современников Давида предстали пробужденные от векового сна кварталы Геркуланума и Помпей и вся Европа зачитывалась книгой Винкельмана, посвященной сокровищам античного искусств. В древней истории, в древнем искусстве художники все больше и больше находили теперь темы и деяния, созвучные современности. Давид с восторгом изучал античное зодчество, античную пластику.

Задание : прочитайте отрывок из текста А. Варшавского «Пелика с ласточкой».

Текст

(переработан для урока)

…Римский консул Юний Брут, узнав, что его сыновья вступили в заговор против республики, потребовал их казни. Собственной рукой он подписал смертный приговор.

«В дом консула Брута ликторы приносят тела его сыновей» - так называлась картина Давида.

В глубокой и горестной задумчивости изображен был на ней Юний Брут, республиканец Брут, тот, «чья твердость нерушима, - как напишет впоследствии о созданном Давидом образе поэт Андре Шенье, - кто больше консул, чем отец». Он выполнил свой долг, он сурово покарал тех, кто замыслил недоброе против отчизны. Но ведь он и отец… Ведь это его сыновья, его плоть и кровь…

Охвачена горем жена, так и не сумевшая добиться от него отмены приговора, в отчаянии дочери.

Словно окаменев, весь во власти разыгравшейся трагедии, сидит Брут, человек, до конца оставшийся верным высоким принципам. И вносят в дом для последнего прощанья тела мертвых его сыновей.

Дела давно минувших дней? Героизация далекого прошлого? Но ведь пафос картин был в любви к родине, в готовности пожертвовать личными чувствами во имя гражданского долга - это понимали все. К уму и сердцу соотечественников обращался Давид, и совсем иное, нежели конфликт Брута со своими сыновьями, возникало в сознании тех, кто видел его произведение. Свобода, родина, борьба против тиранов - этим жила поднимавшаяся с колен Франция, и многое говорило людям мужественное полотно Давида.

Но несомненно и то, что Давид был знаком с книгами энциклопедистов, словно набат в темной ночи абсолютистской монархии прозвучавшими на всю Францию. По рождению, по крови связанный с буржуазией, рвущейся к политической власти, возглавившей борьбу против самодержавия и сословных привилегий, художник не мог не сочувствовать этой борьбе.

Вольнолюбивые идеи, как ни старалось их уничтожить абсолютистское правительство Людовика XVI , обретали все больше сторонников, и все меньше защитников оставалось у старого порядка.

…Он отдал дань в своих ранних работах и мифологии, и классицизму.

Но уже в 1781 году из Рима Давид привез картину «Велизарий, просящий подаяние». Драматизм ее содержания произвел сильное впечатление. Гражданскими мотивами было проникнуто это полотно, посвященное полководцу, оклеветанному, разжалованному и ослепленному своим императором.

В античности искал Давид своих героев, но современными идеями были вдохновлены его творения.

Так, годом позже настал черед «Клятвы Горациев». Собственно говоря, все началось с представления трагедии Корнеля о героических римлянах. Последняя сцена спектакля - старик отец обращается к народу с просьбой защитить его сына, отстоявшего честь и свободу родного города, - произвела на художника сильнейшее впечатление. Тут же, по горячим следам, он сделал карандашный набросок.

Париж рукоплескал Горациям, рукоплескал и тому, о ком Вольтер сказал: «Корнель - древний римлянин среди французов - создал школу величия души».

И это было правдой.

Вначале Давид решил изобразить поразившую его заключительную сцену спектакля, но потом отказался от этого замысла. Ибо вовсе не главное в истории Горациев раскрывала она. Ему виделось нечто более важное, более значительное. Ему хотелось рассказать о деяниях, созвучных его мятежной и бурной эпохе, напомнить о том, что люди должны быть верны общественному долгу, найти - пусть в античности - образцы для подражания.

Знал ли он уже в то время слова Дидро, обращенные к современным ему художникам: «Тебе надлежит прославить и обессмертить великие и прекрасные поступки, почтить добродетель, заклеймить порок…» - слова, которые пробуждали надежду, звали к борьбе? Прямых данных на этот счет нет. Но мысль о том, что искусство существует не для развлечения знати, идеи об общественном назначении искусства, несомненно, в те времена уже были близки ему.

…Легенда гласила: в тяжкую минуту, когда отечеству угрожала опасность и решался вопрос о том, быть ли Риму свободным или быть порабощенным, три юных героя, три сына Горация вступили в смертельный поединок с врагом.

Трое на трое. Против своих друзей, против своих родственников. И они победили, хотя двоим Горациям не суждено было вернуться домой.

Самый высоконравственный момент этой легенды, рассказанной римским историком Титом Ливием, выбирает Давид: клятву героев перед боем, клятву отцу, клятву родине. Впрочем, если быть точным, домысливает. Ибо нет у Ливия ни слова о клятве в доме Горациев. Но так ли это важно? Разве не имеет художник права на обобщение, додумывание?

Ничего лишнего, ничего отвлекающего, рассеивающего внимание, уводящего от главного - такой виделась Давиду композиция. Суровой простоте чувств, величию момента должна соответствовать суровая простота рисунка, напоминающая античные образцы.

Он тщательно изучает костюмы, прически, оружие. Он ищет наиболее точное решение: его не удовлетворяет первоначальный набросок, в котором старик отец вручает мечи старшему сыну, - и у того, и у другого руки опущены, и получалось так, что клятву произносят лишь младший и средний братья.

В Италии, в Риме завершает он картину.

И когда Давид выставил ее в 1785 году в Салоне, Париж ахнул. Она сразу стала знаменитой.

Три человека - и единый порыв. Три человека - и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки, и на алтарь отечества приносят защитники свободы свои верные и доблестные сердца.

Ни слезы матери, оплакивающей сыновей, идущих на смертный бой, ни печаль сестры, помолвленной с одним из противников, ни скорбь жены одного из братьев, сестры Куринациев, склонившейся над маленькой дочкой, - ничто не может отвратить Горациев от принятого решения. И высоко поднял их боевое оружие старик отец, как бы благословляя своих сыновей на ратный подвиг.

Свобода или смерть! Победить или умереть!

В облике его героев была всепобеждающая и всепроникающая вера в человека. Порыв их был чист и благороден.

Мог ли представить себе тогда Давид, что всего через несколько лет боевой клич - «Свобода или смерть!» - прозвучит над всей восставшей Францией? Что участников революционных битв будут воодушевлять созданные его вдохновением образы? Что перед тем, как отправиться на фронт, солдаты в волнении будут глядеть на Горациев»? Что наряду с «Марсельезой» одним из символов восставшей против самовластья Франции станет его картина?

Задания к тексту

1. Какая легенда легла в основу сюжета картины?
2. Творчество какого художника подтолкнуло Давида к написанию картины?
3. Как вы сформулируете основную идею картины? Определите идейную
взаимосвязь творчества Корнеля и Давида.
4. Какой отклик получила картина в обществе?

Работа с иллюстрацией

Докажите, что картина Давида «Клятва Горациев принадлежит классицизму. (Строгое соответствие жанру - историческая картина, аллегоричность и назидательность сюжета, строгая троичность композиции: три группы героев, разбитое тремя арками пространство, уравновешенность композиции центральной фигурой отца, античная атрибутика.)

5. «Смерть Марата».

Беседа

Учитель. Итак, обратимся к последним словам текста Варшавского: «Мог ли представить себе тогда Давид, что всего через несколько лет боевой клич - «Свобода или смерть!» - прозвучит над всей восставшей Францией? Что участников революционных битв будут воодушевлять созданные его вдохновением образы? Что перед тем, как отправиться на фронт, солдаты в волнении будут глядеть на «Горациев»? Что наряду с «Марсельезой» одним из символов восставшей против самовластья Франции станет его картина?

Он увидел это собственными глазами.

Что за события произошли во Франции во второй половине XVIII века, которые явились прямым продолжением просветительских философских взглядов? (Я попросила ребят заранее подготовить сообщения на эту тему .)

Ученики.

- С 1774 года во главе Франции стоял король Людовик XVI , обладавший абсолютной властью. Он не был тираном. На него сильно повлияла идея «просвещенной монархии», согласно которой властитель должен в первую очередь заботиться об интересах государства и о благе народа. Он старался это делать, как умел. Франция была процветающим государством. Все население страны делилось на три сословия. Первые два - духовенство и дворянство - считались привилегированными. К третьему относилась большая часть населения: крестьяне, ремесленники, рабочие, предприниматели. Именно третье сословие выплачивало большую часть налогов. В конце XVIII столетия налоги стали настоящим бедствием для трудового населения страны. Кроме того, крестьянству приходилось еще нести множество сохранившихся от средних веков повинностей. Его положение было бедственным.

Восставший Париж 14 июля 1789 года осадил и взял знаменитую королевскую тюрьму Бастилию. Это была революция, в которой решающую роль сыграло то самое третье сословие, к которому принадлежал и Давид. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». В ней, в частности, говорилось: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Так третье сословие закрепило за собой политические права.

Ситуация в стране становилось напряженной Учредительное собрание было расколото на различные политические группировки. На Париж двинули свои войска Австрия, Пруссия. 21 января 1793 г. нож гильотины отсек голову королю. Было изменено летосчисление и названия месяцев. Внутри страны установилась диктатура, которая столкнулась с ожесточенным сопротивлением. Многие из французов, искренне приветствовавших революцию 1789 г., не желали терпеть революционную диктатуру. В июле 1793 г. Шарлотта Корде заколола кинжалом Марата, считая его главным виновником расправ с противниками диктатуры.

Учитель. Кто же такой Марат и каковы его роль и позиция в революционном Париже?

Ученики.

- Марат выпускал газету «Друг народа». В одной из статей он писал: «Начните с того, чтоб захватить короля, дофина и королевскую семью, поставьте их под сильную охрану, и пусть они отвечают за все собственными головами. Отрубите затем безо всяких колебаний головы контрреволюционным генералам, министрам и бывшим министрам… Теперь, когда вы неразумно позволили вашим неумолимым врагам составлять заговоры и копить свои силы, возможно, потребуется отрубить пять-шесть тысяч голов. Но если бы даже пришлось отрубить двадцать тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты».

К Марату относились по-разному. С одной стороны, он был предан делу революции. А с другой стороны, именно с его именем были связаны все ужасы революционного террора.

Учитель. Марат призывал к террору при жизни, но его смерть послужила толчком к «великому террору». Появился термин «враги народа». Расплывчатое определение «врагов народа» использовалось для того, чтоб уничтожить не только заговорщиков, но и популярных политиков, всех, кто угрожал новой власти. Посмотрите на картину Давида «Смерть Марата». Опишите то, что вы видите.

Ученики. Марат лежит, откинувшись на покрытую белой простыней спинку ванны, сраженный наповал. Правая рука его безжизненно свисает, и в пальцах еще зажато гусиное перо, воткнувшееся кончиком в пол. В левой он держит листок бумаги - письмо Шарлоты Корде, с которым она прошла к нему. Из-под полотенца, которым он повязал голову, выбивается прядь черных волос. Рот полуоткрыт. Лицо выражает страдание.

Учитель. Почему Марат принимал посетительницу в ванной?

Ученики. Он был тяжело болен, ванна облегчала его состояние, поэтому он работал в ванной.

Учитель. Эту картину художник писал по поручению Конвента. Впоследствии он скажет: «Я услышал голос народа, я повиновался». Другом народа, погибшим за его счастье - таким был Марат для Давида, активно участвующего в революции. Три месяца пишет он свою картину. Он почти документально точен. Всё как было - и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан рядом с ванной, и чернильница, и бумаги. И вместе с тем скорбное величие сцены потрясало сердца. Торжественный реквием напоминала картина, суровый и героический. В картине глубоко выражены идеи гражданского мужества, самоотверженного служения делу, свободолюбия. Строги и просты краски. «Кто умирает за отечество, тому не в чем себя упрекнуть». Этой мыслью связаны картины «Смерть Марата» и «Клятва Горациев».

Думал ли Давид, что трагедию всего народа запечатлел он на этом полотне? Впереди французов ждут трагические события: жестокий террор, затем казнь тех, кто этот террор развязал. Перед казнью Робеспьер скажет: «Революция пожирает своих детей». Затем империя Наполеона, поражение в войне с Россией.

Такова сила настоящего художника - в своем произведении он всегда говорит больше, чем открывается его современникам.

6. Обобщение и вывод

Творчество Давида принадлежит как бы двум направлениям. Если первая его часть отдана классицизму, то вторая - начало нового направления, романтизма. Она тесно связана с эпохой французской революции, которой он остался верен до конца: после реставрации Бурбонов художник отправился в ссылку. Он скончался за границей в 1825 году, и французское правительство наотрез отказалось разрешить перевезти тело Давида на родину. Лишь его сердце было доставлено в Париж.

Жак-Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж - 29 декабря 1825, Брюссель) - французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.

Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье оптового торговца железом Луи-Мориса Давида и его жены, Мари-Женевьев (урожд. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа. До 2 августа 1757 года - дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс. Благодаря брату матери, Франсуа Бюрону, девятилетний Жак-Луи, позанимавшись с репетитором, поступил в Коллеж Четырёх Наций на курс риторики. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Будущее Жака-Луи определили её родственники: брат Мари-Женевьев, Франсуа Бюрон, как и её шурин, Жак-Франсуа Демезон, были архитекторами, также семья была связана родством с художником Франсуа Буше . Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди.

Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики. Однако из-за болезни художника этого не произошло - тем не менее, он рекомендовал юноше начать заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Вьена . Два года спустя, в 1766 году Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».

В 1775-1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.

В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Она родила ему четверых детей.

В 1783 году был избран членом Академии живописи.

Активно участвовал в революционном движении. В 1792 году был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Из-за политических разногласий в это время развелся с женой.

Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре.

В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды.

В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте.

В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти - придворным «первым художником». Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. В августе того же года вернулся во Францию. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Жак-Луи Давид: Автопортрет, 1791
64x53
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).

Жака Луи Давида принято считать основоположником французского неоклассицизма. На самом деле в его живописной манере соединились три направления: рококо, неоклассицизм и романтизм. Художник уже в молодые годы удостоился чести быть поставленным рядом с выдающимся французским художником эпохи рококо Франсуа Буше, создателем элегантного стиля. Отголоски чувственной и фривольной живописи Буше отчетливо прослеживаются в ранних работах Давида, таких, например, как "Битва Марса с Минервой" (1771). Здесь батальная сцена перегружена неуместными на поле брани фигурами обнаженных богинь и пухлых херувимов.


Битва Минервы и Марса Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1771, 114х140

Неоклассицизм был реакцией на господствующий в то время стиль барокко. Все чаще критики и философы призывали художников обращаться к героическим и нравственным сюжетам из античной истории, вытесняя ими фривольные, легковесные мифологические сценки.

В возрождении интереса к классической культуре не было ничего нового или необычного. Классицизм главенствовал во французской живописи XVII века, основателем этого направления считают Никола Пуссена (1594-1665), у которого Давид очень многое позаимствовал. Композиционно картина его "Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780) напоминает полотно Пуссена "Явление Богородицы святому Якову", а "Смерть Сократа" (1787) - полотно Пуссена "Завещание Эвдемидаса".


"Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780)


Исторические сюжеты
Многие полотна художников-неоклассицистов были написаны на сюжеты, взятые из истории Древней Греции и Древнего Рима. Все исторические картины Давида можно разделить на три категории: клятвы, сцены на смертном одре (например, "Смерть Сократа") и батальные сцены (например, "Леонид при Фермопилах", 1814). Клятвы и смерти пользовались особым успехом в 1780-е годы, когда эти сюжеты многие интерпретировали в свете современных политических событий. Подобные картины являлись образцами преданности, самопожертвования, героизма и высокой морали и тем самым представляли идеальный материал для революционеров-пропагандистов. Правда, в те годы Давид иногда писал исторические сцены, проникнутые романтическим духом, как, например, "Любовь Париса и Елены", 1788


Парис и Елена Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1788. 144х180

Своим появлением неоклассицизм был во многом обязан археологическим раскопкам 1740-х годов в разрушенных Помпеях и Геркулануме. Сохранившиеся здесь предметы быта, украшения открыли художникам античный мир. Еще сильнее энтузиазм творческих людей был подогрет появившимися вскоре книгами немецкого археолога и знатока античных древностей Иоганна Винкельмана (1717-1768): многотомным сочинением "Древности Геркуланума", выходившим с 1755 до 1792 года, и "Историей античного искусства" (1764). В своих исследованиях Винкельман призывал художников стремиться к созданию идеала красоты, опираясь на сохранившиеся образцы античного искусства. Книги эти стали культовыми для всей Европы.

"Весь Париж играет в Грецию, - заметил один путешественник, посетивший в те годы французскую столицу. - На головах у дам греческие прически. Даже самый мелкий фат не может позволить себе, чтобы его табакерка не была "античной"".

Как показывает "Портрет мадам Рекамье", написанный Давидом в 1800 году, мода на "греческий стиль" сохранялась до конца XVIII столетия и послужила источником для создания другого стиля - ампир, расцвет которого пришелся на время правления Наполеона.

На картинах приверженцев "греческого стиля" новая мода проявлялась в не всегда уместных архитектурных деталях, написанных как будто "под старину" натюрмортах. Не избежал этого соблазна даже закоренелый сторонник теорий Винкельмана, учитель Давида - Жозеф-Мари Вьен. Подобные элементы можно найти и на ранних картинах Давида - например, на полотне "Антиох и Стратоника" (1774) или "Велизарий" (1781). Взгляд зрителя то и дело отвлекают от основного сюжета многочисленные детали, которыми насыщена композиция.


Давид Жак Луи - Антиох и Стратоника 1774. Школа изящных искусств, Париж.


Но через несколько лет все меняется. Если обратиться к таким полотнам художника, как, скажем, "Клятва Горациев" (1784) или "Смерть Сократа" (1787), можно заметить, что композиция стала легче, сдержанней.

Это самая знаменитая картина Давида. В ней нашли отражение все стилистические особенности художника. Здесь есть и следы классической манеры Пуссена с его пристрастием к выразительным театральным жестам, и воссоздание античной атмосферы. Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому изначально было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя в живых остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Куриациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован).
Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля "Гораций", но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости, взята художником из легенды о Бруте.

Перемена произошла после пребывания Давида в Италии (1775-80), именно тогда художник решил избавляться от мешающих основной идее деталей. Как говорил он позже своим ученикам, "в моем вкусе, мыслях, даже поведении иногда прорывалось нечто варварское, то, от чего я должен был отказаться, если желал достичь в своих картинах глубины и прозрачности". Большую роль здесь сыграло не только знакомство с античным искусством, но и изучение художником работ итальянских мастеров эпохи Возрождения, в первую очередь Рафаэля и Караваджо. "Я чувствую себя так, словно мне удалили катаракту. С глаз моих упала пелена, и я теперь понимаю, насколько слаб и несовершенен мой стиль, основанный на фальшивых принципах, и сколько мне предстоит сделать для того, чтобы приблизиться к сверкающей истине. Слепое копирование природы кажется мне недостойным, вульгарным занятием, нужно стремиться выше, к уровню античных мастеров и Рафаэля..."

Достижением Жака Луи Давида можно считать то, что ему удалось передать в своих работах самую суть этических идеалов Древней Греции и Рима - добродетель, героизм, самопожертвование. Чтобы выделить мысль, художник отказывался от сложных ракурсов и различных трюков с перспективой, от избытка архитектурных деталей, мебели. Постепенно Давид свел к минимуму число фигур в своих композициях, отказался от живописного фона. Происходящее на картине он заключал в подобие театральной коробки, а персонажей будто выводил к рампе.

Самые знаменитые шедевры Давида, относящиеся к течению неоклассицизма, были написаны им в 1780-е годы. Винкельман отмечал, что великую картину можно написать только в тишине и покое, вдали от мирской суеты. Именно в таких условиях Давид работал над "Смертью Сократа" и "Клятвой Горациев".

С началом Великой французской революции художник обратился к бурным событиям, что коренным образом отразилось на его манере. Теперь, уйдя с головой в политику, Давид писал торопливо, возбужденно, в работах его появились элементы, роднящие полотна художника с зарождающимся в живописи течением, которое позднее будет названо романтизмом.

Признаки романтизма особенно очевидны в картине "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1800), где плащ завоевателя развевается на ветру, и в предварительном, сделанном пером и тушью рисунке к картине "Клятва в зале для игры в мяч" (1791), где вздымающиеся от ветра занавеси подчеркивают возбужденное состояние бунтарей-революционеров.

Прославивший Давида неоклассический стиль с падением Наполеона очень быстро вышел из моды - очевидно, слишком уж сильно ассоциировался он с кровавыми событиями революции. На смену ему пришел более мягкий, отвечающий запросам широкой публики стиль Энгра, ученика Давида.

Революционер
Взгляды Давида на живопись были столь же непостоянными, как и его политические пристрастия. Начав как последователь стиля рококо, он после пяти лет, проведенных в Италии, встал на позицию нового течения, названного неоклассицизмом. К концу жизни бывший художник-революционер вновь возвращается к слащавым сценкам, с которых он начинал свой творческий путь. Но после таких полотен, как "Клятва Горациев" или "Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей", прославивших Давида, последние его картины казались нелепыми.

Эта картина продолжает тему, начатую Давидом в "Клятве Горациев", - конфликт между общественными и личными интересами. Брут - основатель Римской республики, решил изгнать из Рима царский род, однако его сыновья приняли сторону царской власти. Брут сделал трудный выбор - осудил своих детей на смерть. В те годы, когда Давид писал эту картину, подобная сцена не рассматривалась иначе, как призыв к свержению монархии.

Для творчества Давида характерны реалистические основы, драматическая сила, идейная целеустремленность, которая особенно сильно проявилась в годы Великой французской революции, а также стремление запечатлеть актуальные события современности. Он передал свое мастерство огромному количеству учеников, так что Делакруа, отдавая должное Давиду, назвал его родоначальником всей новой школы живописи и скульптуры.

Данная картина демонстрирует нам характер и облик Жака-Луи Давида, каким художник сам себя ощущал. Он хотел, чтобы зрители узнали в нем человека волевого, сдержанного, страстного и склонного к душевному порыву. Достаточно только […]

Художник работал над картиной около двух лет и создал огромное полотно. Живописец изобразил около 150 персонажей. Каждый образ реалистичен и выполнен с точностью, мастер писал все персонажи с реальных людей. Художник давно […]

Давид – основоположник французского неоклассицизма, художественно переосмысливший стандарты классицизма и обновивший их в соответствии с эпохой. Пламенный революционер, сторонник французской революции, преданный Наполеону и считавший, что тот способен дать миру то, что […]

Работа талантливого французского художника Жака Луи Давида выполнена маслом на достаточно большом холсте. Давида считают основоположником неоклассицизма, опирающегося на труды античного наследия. Работа «Сафо и Фаон» выполнена в чертах позднего творчества художника. […]

Давид – французский художник, представитель неоклассицизма – революционного классицизма, не отторгающего старые каноны, но переосмысливающего их на свой лад. Неоклассицисты считали, что художник должен быть не просто наблюдателем и основное его предназначение […]

Вот, казалось бы, революционный живописец, воспеватель Французской революции и вдруг сюжет из древнеримской истории… Кому-то такое соседство покажется странным, но как раз именно тогда французские революционеры довольно часто обращались к римской истории. […]