"здоровая мысль". Государственное учреждение образования

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №4

Технологическая карта учебного занятия

Учитель : Каргалова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19.

Предмет : Литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Тема: Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Основные технологические приёмы и формы работы: обращение к личному опыту, работа со словарем, составление кластера, чтение с остановками, чтение-разведка, прием синестезии (соощущение, совосприятие, вживание в образ), анализ текста, «Задай вопрос», «Верные и неверные утверждения», работа в парах.

Планируемые результаты

Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные результаты:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Формирование УУД:

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Предметные

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи.

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД)

Организационный этап

Цель: Определение готовности обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные : формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Мотивация учебной деятельности

Цель : учить самостоятельно определять тему и цель урока.

На каждом уроке вы узнаёте все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям, и у нас обязательно всё получится. А начнём наш урок с пословицы. Прочитайте её: «Шило в мешке не утаишь».

Предположите, что могут означать эти слова? (О правде всегда узнают).

В конце урока мы с вами еще вернемся к этой пословице и решим – верно ли было наше предположение. Как вы думаете, почему именно с этой пословицы мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, в котором главное-говорить правду).

Учащиеся слушают учителя.

Высказывания учеников.Приём «Верные и неверные утверждения».

Самоопределение к деятельности

Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться.

Ребята, любите ли вы тайны?

Что такое тайна?

Подберите слова, близкие по значению к слову «тайна».

Иметь тайны хорошо или плохо?

А для чего тайны нужны человеку?

тайное».

А что означает слово «явное»?

Назовите синонимы к слову « явное».

Тайное – явное. Как мы можем назвать эти слова?

Составляют кластер. Тайное:неразгаданное, неизвестное, секретное, скрытое, никому не сказанное

Работа со словарями русского языка

Составляют кластер. Явное:очевидное понятное, открытое, настоящее, известное.

Ответы учеников.

Актуализация опорных знаний .

Цель: Мотивация к учебной деятельности

Задача: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Физминутка

Первичное чтение. Чтение с остановками.

Просмотр фрагмента фильма до слов «Ложись–ка ты спать!».

Вам главный герой кого-нибудь напоминает из рассказов В.Ю.Драгунского?

Что вы можете сказать о Дениске, какой он?

Почему мальчик заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становится явным»

Вы смогли бы ему объяснить эту фразу?

2.Чтение до слов «…я ею давлюсь), (слушают аудиозапись)

Из-за чего произошел конфликт между мамой и сыном?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы.

МАЛЬЧИКИ – позицию сына.

Кто прав?

Как вообще можно разрешить конфликт?

3.Чтение до слов «…съесть все до дна!» (слушают аудиозапись)

Как разрешили конфликт мама и Дениска?

4.Чтение – разведка.

А сейчас вы пойдёте в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. Вы прочитаете ту часть рассказа, которая выделена. И после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал мальчик, чтобы каша была вкуснее. Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. Кто первым возвращается из разведки, молча, встаёт и ищет глазами иллюстрации к рассказу.

Что мальчик сделал с кашей, чтобы она была вкуснее?

Что означает слово «Хрен»?

Объясните образное выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание».

От чего у Дениски глаза на лоб полезли?

Зачитайте отрывок с использованием слова «хрен».

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

5.Чтение учителем. Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения?

У меня есть вопросы. В какой момент вам было смешно?

А что чувствовал дяденька в этот момент?

Прочитайте, как выглядел дяденька?

А что Дениска при этом чувствовал?

А кому вы сочувствовали? Почему?

Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте. .(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Денис)

Давайте проследим, как менялось настроение мамы?

Как менялось настроение Дениски?

Будет ли продолжение разговора у Дениски с мамой? Почему?

Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

Подведём итог: Почему мама не стала наказывать Дениску?

Понял ли он мамины слова?

Почему вы так считаете?

Ребята, давайте еще раз вернемся к пословице, с которой мы начали наш урок. Правильным ли оказалось наше первоначальное предположение или теперь вы понимаете эту пословицу по-другому?

Работа с текстом.

Ответы учеников.

Это Дениска.

Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным.

Ответы детей.

Приём синестезии.

Мама: полезно, надо утром есть кашу, заботится о сыне.

Сын: не любит, невкусно.

Уступить, договориться.

Работа с текстом.

Договорились.

Работа с текстом. Чтение с пометками.

Выполняют физминутку. Ищут газами иллюстрации к рассказу (упражнения для глаз).

Зачитывают ответы.

- пошлёпал ложкой;
-посолил;
-посыпал сахару;
-долил кипятку;
-вылил в кашу всю баночку хрена.

Работа с крылатым выражением.

Составляют вопросы. Приём «Задай вопрос» (толстые и тонкие вопросы)

Ответы на вопросы.

Зачитывают ответы.

Ответы на вопросы.

Хотела понять, что чувствует Дениска.

Выстраивают цепочку, отражающую внутреннее состояние героев. Работа в парах.

Мама: радость, веселье, гнев, печаль, огорчение. Денис: довольный, страх, стыд.

Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали.

Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности

Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке.

А теперь я попрошу вас показать, насколько интересно вам было на уроке. У вас на партах лежат лучик и облако. Если вам было на уроке комфортно. Всё понятно, то подойдите прикрепите на солнышко лучик, если урок вызвал затруднение, то прикрепите облако.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании.

Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Вспомните, была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Рассказать о ней вы можете на следующем уроке. Это и будет вашим домашним заданием.

Записывают домашнее задание.

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


Урок - чтения

Тема: В. Драгунский « … Бы»

Цели:

Образовательная: познакомить учеников с ещё одним рассказом В. Драгунским « … Бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения.

Воспитательная: Воспитывать почтение, уважение к родителям

Развивающая: формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора

Оформление доски: тема урока, цели, портрет Драгунского, его даты жизни (1913 - 1972), портрет Дениски, обложка книги Драгунского

Ход рока:

1. Организационный момент. Введение в урок (1 мин.).

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

2. Проверка домашнего задания (6 мин.).

А теперь проверим Ваше домашнее задание:

а) Чтение наизусть стихотворений Э. Успенского.

б) Рассказы детей «Когда семья вместе».

Бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями? Послушайте стихотворение Э. Успенского.

Речка, поле, черный лес.

Голубая даль небес.

Яхта, шхуны, океаны.

Извержения, вулканы.

Ах. Северный полюс,

Ах. Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадет.

К нему врач сейчас придет...

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

Как бы вы озаглавили стихотворение? Сам автор его назвал так: «Жалобы юного мальчика».

На что жалуется герой стихотворения?

- Мальчик мечтает о пу­тешествиях, подвигах. Мама в нем видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.

Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

Что случилось бы, если бы дети стали взрослыми, а мамы и папы - детьми?

Сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом Драгунского « … Бы».

Какие цели на данный урок мы поставим?

- Познакомиться с рассказом В. Драгунского « … Бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения, уважительно относиться к мнению других, уважительно относиться к родителям.

Работа над рассказом В. Драгунского « ... Бы».

3. Работа с текстом рассказа до чтения (6 мин.).

Прочитайте заглавие. Что оно означает?

Почему перед словом стоит многоточие? О чем это говорит?

Подставьте подходящие слова.

- Купался бы, прыгал бы...

Когда мы употребляем в речи частицу бы?

- Когда нужно условие для выполнения чего-либо

Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.

- Драгунский

Кто-нибудь может рассказать об этом писателе?

Виктор Юзефович Драгунский (30 ноября 1913 г., Нью-Йорк, в семье эмигрантов из России - 6 мая 1972 г., Москва) - советский актер и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские»

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979 г.) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так назвали сына.

Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны.

Кто герой его произведений?

- Денис Кораблев.

Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?

Чтение текста про себя.

4. Работа с текстом после чтения (7 мин.).

Почему вы смеялись, когда читали?

О чем же мечтал Дениска?

В чем оправдались наши предположения?

Чтение вслух по абзацам и комментарии по ходу чтения. 1-й абзац.

- Кто это я? Из каких слов видно, что это ребенок?

Что надумал Дениска?

Возможно, Дениска об этом подумал после того, как мама веле­ла сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.

2-й и 3-й абзацы.

- Почему слово понравилось заключено в кавычки?

Что узнали о семье Дениски?

Почему Дениска такие слова сказал бы маме?

- Он повторяет ма­мины слова, которые она не раз говорила Дениске.

О каких привычках Дениса вы узнали? Хорошие это привычки или плохие?

- Решительно, энергично, в приказном тоне.

4-й и 5-й (включая диалог) абзацы.

- Как Дениска встретил бы папу?

Что чаще всего слышал Дениска от папы? Как вы догадались?

О какой папиной привычке вы узнали? Как вы к ней относитесь?

Кто все эти советы, правила слышал от своих родителей?

Интересно, а где бабушка? Как к ней относится Дениска? 6-й и 7-й абзацы.

Что значит «как шелковые»?

- Послушные, исполнительные .

Как Дениска встретил бы бабушку? Что значит заголосил?

- Гром­ко, заговорил с причитаниями.

Вы представили эту сцену? Почему улыбаетесь?

Как бабушка относится к внуку? Что узнали?

- Она любит Денис­ку, заботится о его здоровье.

8-й абзац.

- Мы узнаем, чему Дениска завидовал. Прочитайте это предложение.

Сравнимо ли кино и мороженое?

- Нет. Родители думают, что мо­роженое для Дениски желаннее, чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.

9-й и 10-й абзацы.

- Вы догадались, что говорили родители на настойчивые упраши­вания Дениски?

Почему этот абзац заканчивается многоточием?

11-й абзац.

Кто прервал мечты мальчика?

Можете ли вы продолжить речь мамы? Вопросы после чтения:

О чем же этот рассказ?

- Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребенком.

- Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д.

Кто следит за чистотой и порядком в доме? Как вы догадались?

Почему в тексте большинство предложений короткие? состоят из 2-3 слов?

- Это предложения-команды; лаконичные и ясные.

5. Физкультминутка (4 мин.):

(сидя за партой)

    И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.

    И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

    И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.

(стоя за партой)

    И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п.

    И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.

    И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз.

6. Работа по содержанию текста (6 мин.).

Выразительное чтение.

Повторное обращение к заглавию и иллюстрации.

Как художник передал мечты Дениски? Озвучьте иллюстрацию.

В сборнике рассказов В. Драгунского у этого произведения я про­читала другое название - «Шиворот-навыворот». Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста?

Об идее рассказа, о его герое.

- Будьте внимательны друг к Другу. Как хорошо было бы, если бы взрослые и дети понима­ли друг друга.

Что вы узнали о Дениске?

- Он большой фантазер и мечтатель, имеет чувство юмора. Он любит свою семью, хорошо знает привыч­ки домочадцев, на редкость наблюдателен и артистичен.

Только ли для детей написан этот рассказ? Кому бы вы посовето­вали его прочитать? Почему?

Как вы думаете, а В. Драгунский понимает детей?

7. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин).

Понравился ли Вам рассказ? Что показалось для Вас самым смешным? Самым интересным?

8. Домашнее задание (2 мин).

1) Подготовить выразительное чтение рассказа, прочитать его ро­дителям.

2) Подготовить пересказ близко к тексту.

Рассказ «…Бы» Виктора Юзефовича Драгунского относится к рассказам юмористического жанра. Основная идея рассказа – это взаимоотношения в семье взрослых и детей. Главная задача педагога состоит в том, чтобы обучающиеся с помощью анализа произведения пришли к осознанию его главной идеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. Драгунский «...Бы».

Милова Ирина Петровна,

Предмет: литературное чтение

Класс: 3.

Тема урока: В.Драгунский «...Бы».

Цель урока:

Задачи урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие

  • развитие речи (

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся:

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Тексты будем мы ……..,

Информацию из текста …

Точку зрения…

На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

Атруднения в деятельности

слай д) - слайд) слайд)

Коммуникативные

3. Выявление

места и причины затруднений

слайд)

(Приложение 1

  • V - уже знал
  • + - узнал новое?
  • - хочу узнать

Предлагает проверить работу (слайды)

Комментируют слайды.

4. Построение

проекта выхода

слайд)

- -Что бы вы хотели узнать?

Готовит к восприятию текста.

1.Подготовительная работа.

. (слайд)

Помни - помнил - припомнил

Щур - щурился - прищурился

Фронтальная работа.

Проводит словарную работу.

Словарная работа. (слайд)

Фунт - мера веса
Лихо - зло, беда ((устар. Замышлять лихо.)


2. Работа в парах.

Объясни ---- Сидели б у меня как шёлковые . (Хорошо, смирно, тихо). ( cлайд)

Первичное закрепление.

Выборочное чтение. - О чём мечтал мальчик?

Зачитайте.

Чтение по ролям

слайд) слайд)

слайд).

- Решили мы с вами проблему ?

Предполагают, обсуждают.

Дают ответы.

Дают ответы.

Зачитывают отрывки.

Читают по ролям.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

5. Физминутка.

6. Обобщение.

Игра не доводит до добра.

Организует работу в парах.

Проверяют.

Предлагает заполнить карточки.

Как я усвоил материал?

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей.

Делают вывод.

8.Домашнее задание.

Поясняет домашнее задание

Записывают в дневник

Приложение 1

Чтение с пометами:

Приложение 2

Ролевые игры:

1. Сын: Мама:

2.Внук: Бабушка:

3 . Дочь Мама: Быстро учить уро ки!

Список литературы.

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ :

В. Драгунский «...Бы».

Милова Ирина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района Саратовской области.

Предмет: литературное чтение

Класс: 3.

Тема урока: В.Драгунский «...Бы».

Цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Бы», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
  • формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
  • воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
  • воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
  • развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы ), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; книги В. Драгунского; толковый словарь; учебник литературного чтение 3 класс, карточки «Чтение с пометами», карточки «Оцени работу», карточки для дифференцированной работы, карточки «Обыграй ситуацию».

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

Учитель проверяет готовность детей к уроку

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.

А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

Тексты будем мы ……..,

Информацию из текста …

Точку зрения…

На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и фиксация

Атруднения в деятельности

Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения

Хотите скорее стать взрослыми? Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то … (слай д) - Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего же вам не хватает? Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя. Кто это? (слайд) -Что вы знаете о Викторе Драгунском? -Почему вам нравятся произведения Драгунского? (слайд)

Дети предполагают свои версии ответа

Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на постав-ленные вопросы. Дети высказывают мнения.

Коммуникативные

(умение строить рече-вое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка проб-лемы, формули-рование темы урока)

Побуждает к формулированию темы.

Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? ---Сформулируйте тему урока, цель. (слайд)

Что еще знаете о писателе? (Затруднение) Организует самостоятельную работу «Чтение с пометами» (Приложение 1 ) -У вас на столах лежат карточки с биографией писателя. Отметьте карандашом:

  • V - уже знал
  • + - узнал новое?
  • - хочу узнать

Предлагает проверить работу (слайды)

Вспоминают и отвечают на поставленный воп-рос. Формулируют тему и цель урока. Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выстав-ляют пометки на полях.

Дают ответы, доказы-вая словами из текста.

Комментируют слайды.

Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения и его реализация

Вовлекает детей в проблемный диалог.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением В.Драгунского «Бы»? (слайд)

Можете предположить о чем оно?

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. -Что бы вы хотели узнать?

Готовит к восприятию текста.

1.Подготовительная работа.

Упражнения для развития правильного беглого чтения . (слайд)
Читаем правильно, целыми словами:

Нрав - нравилось - понравилось
Помни - помнил - припомнил
Дума - думала - задумала - задумалась
Щур - щурился - прищурился
Плеск - плеснул - всплеснул Молила - молилась - взмолилась

Обучающиеся строят предположения.

Фронтальная работа.

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

Проводит словарную работу.

Словарная работа. (слайд)

Фунт - мера веса
Лихо - зло, беда ((устар. Замышлять лихо.)


2. Работа в парах.

Объясни ---- Я бы показал бы, почём фунт лиха . (Узнать, понять сполна горе, трудности).
Сидели б у меня как шёлковые . (Хорошо, смирно, тихо). ( cлайд)

3.Первичное восприятие текста. Читает текст.

4.Проверяет первичное восприятие текста учащимися. -Что это рассказ или сказка? Докажи. -Понравился? Чем? - Какое настроение сложилось у вас после прочтения? - Значит это рассказ какой? (юмористический)

5.Проверяет понимание учащимися текста.

Первичное закрепление.

Выборочное чтение. - О чём мечтал мальчик?

Зачитайте.

Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
- Докажите словами текста и зачитайте.

Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. -Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Какие средства языка вы для этого используете?

А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.

Чтение по ролям

С.56 (Тут я бы…- выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею).

Смешно разговаривает мальчик с родителями? - И смешно и грустно…. -У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей? -А вы как считаете? Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал?
- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно. Хочет чтобы они тоже знали как неприятно все это выслушивать).

Понимают они его? - Чего не достает Денису в семье? (понимания.) (слайд) - А родители как разговаривают с сыном? Почему? -А Дениска всегда ли понимает их, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает (слайд)

Так чего же в семье не хватает? Сын не понимает родителей, родители не понимают сына. Взаимно?

Чего недостает в семье? (взаимопонимания) -Вернемся к началу урока. Вы мне называли массу причин по которым вы бы хотели стать взрослыми. Чего же часто не достает вам в семье? Так в чем же основная причина? (слайд).

- Решили мы с вами проблему ?

Предполагают, обсуждают.

Обучающиеся работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Продолжают чтение хорошо читающие дети.

Дают ответы.

Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.

Высказывают свои предположения.

Дают ответы.

Зачитывают отрывки.

Дети зачитывают только слова мальчика.

Отвечают на вопросы, а затем зачитывают.

Читают по ролям.

Дети высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Делают вывод.

Решают проблему, поставленную в начале урока.

Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, при-ходить к общему решению).

Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)

Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).

Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

5. Физминутка.

Учитель предлагает отдохнуть:

Мы с вами тоже школьная семья. Давайте проверим как мы понимаем друг друга.

Делайте то, что я скажу, но не то что делаю.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности).

6. Обобщение.

Организует самостоятельную работу по закреплению текста (дифференцированно).

Выберете то задание, которое сумеете выполнить.

Карточка 2.Выбери пословицу, которая соответствует данному произведению и объясни.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Игра не доводит до добра.

Сначала думай, а потом делай.

Организует работу в парах.

Хотите побывать в роли родителей и детей?

Ролевые игры (Карточки, приложение 2).

Выбирают задание, которое обучающимся под силу(карточки на столах).

Проверяют.

Дают ответы, доказывая свою точку зрения.

Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. (Одна пара изображает семью, где нет взаимопонимания, а другая семью, где взаимопонимание есть). Обыгрывают ситуации

Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения)

Коммуникативные (умение владеть диалогической речью, умение в совместной деятельности догова-риваться, приходить к общему решению)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Бывает ли в вашей семье такие ситуации, когда вы обижаетесь на родителей? Почему это происходит?

Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас?

Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли?

Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!

В чём ты затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось… (слайд)

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей.

Делают вывод.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).

8.Домашнее задание.

Поясняет домашнее задание

2.Составить рассказ на тему «Если бы я был взрослый, то…»

Записывают в дневник

Приложение 1

Чтение с пометами:

  • Виктор Юзефович Драгунский детский писатель. Писал о детях и для детей. Самая известная его книга «Денискины рассказы». Прототипом Дениски был его сын.
  • В. Драгунский родился в 1913 году, умер в 1972 году.
  • Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину и обосновались в г. Гомеле.В 1925 году семья переехала в Москву.
  • У Виктора всегда было много друзей. По вечерам они пробирались в городской парк, где выступали артисты. Виктор выучивал куплеты, которые исполняли артисты, научился танцевать и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица.
  • В 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Он стал писать юмористические рассказы,пьесы В Драгунский писал песни, небольшие пьесы, сценки.
  • Больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даж ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном.
  • За свою жизнь Драгунский сменил множество занятий. . Он работал бакенщиком, токарем, лодочником, клоуном. Но всем нам он запомнится как автор замечательных детских рассказов.
  • Виктор Драгунский писал произведения и для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни работников цирка.

Приложение 2

Ролевые игры:

1. Сын: Мам, надоела ты мне со своим чтением! Я хочу мультик посмотреть! Мама: Как я устала повторять тебе одно и тоже.

2.Внук: Бабуль, не хочу я твою кашу. Меня уже тошнит от нее! Бабушка: Питаться нужно правильно! Ешь!

3 . Дочь : Мама, ну зачем ты выключила компьютер! Я же еще не доиграла! Вот всегда ты так! Мама: Быстро учить уро ки!

Список литературы.

  • О. В. Кубасова. Литературное чтение «Любимые страницы» 3 класс (1,2, 3 ,4 части) - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
  • С.И. Ожегов. Словарь русского языка Под редакцией Н.Ю. Шведовой.-23 изд..испр.-М:Рус.яз,.1991
  • О. В. Кубасова Методические рекомендации к учебнику «Любимые страницы 3 класс » - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
  • Н.Н.Дорогинина. Поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой «Любимые страницы 3 класс » - Волгоград: «Учитель», 2010