Зарина Кабулова: Мое творчество — отражение нашего героического этноса. Изобразительное искусство осетии

Проржавевший остов оружия нашли в поле в 1960-х годах, почти через 70 лет после таинственной гибели великого голландца
  • 17.06.2019 После акции «Юный безбожник», проведенной в 1998 году, против Тер-Оганьяна было возбуждено дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Находясь под угрозой тюремного заключения, художник уехал в Чехию
  • 13.06.2019 Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
    • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
    • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
    • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
    • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
    • 14.06.2019 Статистика в этот раз будет общая: регулярный плюс кураторский аукционы закончились продажей 23 из 40 лотов - 57,5 % каталога
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Современное состояние осетинского изобразительного искусства было подготовлено не одним поколением художников. Основы его были заложены Коста Хетагуровым, Махарбеком Тугановым, Аслангереем Хоховым, Давидом Дзантиевым, Сосланбеком Тавасиевым, получившими образование в Москве и Санкт-Петербурге. Русская школа дала Осетии и следующее, послевоенного поколение художников, среди которых живописцы А. Джанаев, Б. Калманов, П. Зарон, скульпторы Ч. Дзанагов, С. Санакоев, Б. Шанаев, Н. Баллаева и другие.

    Влияние русской профессиональной школы на становление осетинского изобразительного искусства трудно переоценить. Ее доброе семя, упав на благодатную национальную почву, проросло самобытным, глубоко профессиональным осетинским искусством. Коста создал «Детей – каменщиков» и серию портретов осетинской интеллигенции, Махарбек Туганов – «Пир Нартов», Сосланбек Тавасиев – «Памятник К. Хетагурову», а Азанбек Джанаев и Батр Калманов запомнились тем «что в то сложное грустное время официозных картин и портретов, создали свои незабываемые полотна «Аланы в походе» и «Одевание невесты».

    60-е годы стали переломными в искусстве страны. Новое поколение художников отвоевывало свои позиции бурно и страстно. В Осетии этот период во многом связан с именем Юрия Дзантиева, тогда только что окончившего Ленинградский художественный институт. В своих работах он провозглашал новое понимание живописи, как искусства свободного, философски осмысленного, сопрягающего человека не просто с социальной средой и ее проблемами, но и с понятием и вечными: природой, временем, вселенном, космосом. Созданная им в то время серия «Годы и люди» стала символом нового времени.

    Вскоре в искусство Осетии буквально влилась целая плеяда молодых живописцев, выпускников московских ленинградских вузов – Казбек Хетагуров, Эльбрус Саккаев, Шалва Бедоев, Мурат Кабулов, Магрез Келехсаев, Магомед Чочиев, Таймураз Айларов, Батраз Дзиов, чуть позже Эльбрус и Ирина Цогоевы. Живопись в эти годы достигает в Осетии наивысшего расцвета. Многочисленные выставки как в Осетии, так и за ее пределами заставили говорить об осетинской живописи, как о серьезном глубоком явлении. Почти каждый из этих художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве, определить свой круг интересов и проблем. Разные, не похожие друг на друга, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа. Эти художники во многом определяют уровень и сегодняшнего дня искусства.

    В тяжелое для Осетии время люди чаще стали вспомнить своих богов, связывая с ним надежды на мир, добро, благоразумие. Неожиданный, совершенно лишенный героического начала, но исполненный величественной красоты, образ одного из самых почитаемых осетинами богов – Уастырджи создал художник Шалва Бедоев «Уаст Герги».

    К теме легендарных предков осетин – нартов обращаются художники Б. Дзиов «Волшебная свирель», Т. Айларов «Тбау – Уацилла», В. Цаллагов «Песня Ацамаза» и другие.

    Время своеобразно проявляется в рабах Ушага Козаева, в его взрывах, сверхэмоциональных и, безусловно, высокого уровня абстрактных композициях.

    Однако тематический подход к искусству не определяет его сегодняшнего состояния. Художники свободно изъясняются в любых жанрах, любой форме, создавая многочисленные картины, пейзажи, портреты.

    Картины-пейзажи Магреза Келехсаева, например, создают свой особый мир удивительных, как бы склеенных кусочков жизни с тонкими подробностями деятельности человека, среды его обитания, быта, объединенных единым временным пространством «Зима Осетии». Уточненные, изящные портреты Эльбруса Саккаева воспевают женскую красоту, и все богатейшие живописные качества художника направлены на достижение этой цели. Очень красивые композиции создает Захар Валиев. В его работах изысканным образом

    сочетаются холодная прибалтийская живописи с тонким, едва ощутимы намеком на осетинский колорит.

    По-своему решают задачи в живописи Аслан Арчегов и и Юрий Бигаев, Жорж Гасинов и Тузар Засеев, Алан Калманов и Эмма Келехсаева, многие другие художники.

    Особого внимания заслуживает имя Юрия Абисалова. С его именем связано новое направление в осетинской живописи, тяготеющее к более условной, как бы очищенной манере письма с опорой при этом на национальный образ, характер, колорит.

    Живопись Юрия Абисалова полна тайн, скрытого смысла, она как загадка, которую не легко и просто разгадать, но в процессе «угадывания» испытываешь истинное наслаждение и удовольствие.

    Освобожденная от всего лишнего и ненужного, она предельно национальна, но не традиционно архаична, а до крайности обострена, и каждый образ воспринимается как символ, каждая деталь дает особую нагрузку, и в то же время во всех работах есть теплинка, изюминка, не позволяющая образу превратится в заурядный гротеск «Проба араки», «Покой».

    У Юрия есть свои ученики и последователи – Ахсар Есенов, Тимур Плиев, Фидар Фидаров - тяготеющие к его манере, но творчески осмысливающие это новое в своих работах.

    Основные направления в современной осетинской графике определяют несколько имен. Батраз Дзиов, создавший собственный оригинальный стиль, построенный на удивительной вязи тонких и изящных линий, причудливых сплетений, из которых выступают детали осетинского быта, национальные образы, из них буквально сотканы пейзаж и интерьер. Мурат Джигкаев - один из лучших художников книги, мастер цветной графики, автор многочисленных иллюстраций к нартскому эпосу, острохарактерных карандашных портретов и пейзажей. Валерий Цагараев – мастер изысканной стилистики, художник, острая мысль и высочайшие технические возможности которого находятся в полном согласии. Аслан Арчегов – создатель изящного и тонкого акварельного пейзажа. Заурбек Абоев – автор многочисленных портретов современников, Юрий Бигаев, Николай Василенко, Фатима Цаллагова, Валентина Третьякова, Константин Кокаев – вклад каждого из них в дело осетинской графики значителен и весом.

    Народный национальный пласт искусства особенно удачно используется в современной скульптуре. Сама форма деревянных надгробий камней «цырт», близкая им по духу пластика народного мастера Сосланбека Едзиева настолько образна, символична, что обращение к ней, при той же профессиональной культуре, которая присуща большинству наших скульпторов, дает результат удивительный - при внешней архаичности формы – предельно современное звучание.

    Заметное влияние на развитие молодых осетинских скульпторов оказали большие мастера современности, московские художники, наши земляки – Владимир Соскиев и Лазарь Гадаев. Опираясь на их опыт и достижения, в столице успешно работают Руслан Тавасиев, Олег Цхурбаев, Билар Царикаев, Казбек Наскидаев, в Осетии – Заур Дзанагов, Станислав Тавасиев – молодые, очень талантливые, разные в проявления чисто художнических интересов и пристрастий, но близкие в желании поднять осетинскую скульптуру на уровень мировых достижений.

    Более старшее поколение скульпторов устойчивей в своих интересах и привязанностях. Хорошая реалистическая школа, прекрасное владение портретом, жанровой и исторической композицией, монументальной скульптурой – главные достоинства именитых Чермена Дзанагова, Сергея Санакоева, Михаила Дзбоева, Руслана Джанаева, Владимира Хаева и других.

    Большой интерес представляет декоративно- прикладное искусство, которое представлено именами Маирбека Царикаева, Валерия Салиева, Валерия Плиева, Сергея Цахилова, Людмилы Байцаевой, Людмилы Гассиевой, Земфиры Дзиовой, Азамата Кцоева выполнены в лучших традициях осетинского национального декоративного искусства и заслуживают большого внимания.

    Искусство Северной Осетии, живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.

    История переселения в США значительной части осетин берет свое начало на рубеже конца XIX — начала XX вв. В этот период в Америку на заработки отправилось немалое число выходцев из Осетии. Эмигранты покидали родину в надежде поправить свое имущественное положение, найти подходящую работу. Часть из них обзаводилась семьями и оставалась там на постоянное жительство. В основном это были сравнительно молодые люди, обладающие определенным житейским опытом, готовые заниматься любым полезным делом, не чураясь тяжелого физического труда.

    Об одном таком смельчаке Мырзаге Кучиеве не так давно рассказывалось на страницах газеты «Труд». Он оказался одним из тех, кто чудом спасся при катастрофе в ледяной стихии на знаменитом «Титанике», пережив кораблекрушение века.
    Некоторые наши земляки из-за разразившейся в те годы мировой войны оказались на чужбине надолго отрезанными от родных домов.
    Американские осетины достойно проявляют себя в разных сферах жизни общества: на поприще науки, образования, искусства и спорта. Так в мире искусства США большой известностью пользуется один из интересных, самобытных осетинских художников Мурат Кабулов. В основе его творчества лежит классическая школа, которой он овладел в Ленинградском институте живописи под руководством своего учителя, прославленного мэтра, народного художника СССР Евгения Моисеенко. О том, что его картины востребованы американцами, красноречиво свидетельствует то, что на состоявшейся сравнительно недавно в американском городе Нэшвилле ежегодной художественной выставке его полотна пользовались бесспорным успехом среди работ, выставленных более чем 60 художниками. Несколько лет назад на такой же выставке были проданы все 30 представленных им работ.
    По мнению самого художника, американцы ценят тематически разнообразную живопись, в США в почете как американские произведения живописи, так и те, в основе которых лежит национальный колорит. Примером может служить положенная им на полотно осетинская свадьба. Эта картина размером 2 на 3 метра украшает один из самых богатых домов Нэшвилля.
    Мурат не порывает со своей родиной, приезжает по мере возможности во Владикавказ к родным, часто созванивается с ними. Находится в регулярном контакте с известным московским скульптором Владимиром Соскиевым, а в США — с художником Вадимом Бараевым, который имеет в штате Северная Каролина собственную художественную галерею.
    Ныне в университетах и колледжах США учится и стажируется немало студентов, аспирантов, преподавателей. Ширится практика направления в научно-исследовательские институты молодых перспективных ученых на более или менее продолжительный срок. К примеру, вот уже несколько лет продуктивно работает в одном из ведущих американских научных центров Амиран Хасанович Дзуцев, выпускник Северо-Осетинской медицинской академии. Он успешно защитил кандидатскую диссертацию в рамках одного из важнейших направлений современной медицинской науки — иммунологии. Находясь в Америке, он встречается нередко со своими земляками и коллегами. В их числе и уроженец Северной Осетии, выпускник СОГМА Руслан Меджитов. Он является одним из ведущих специалистов в области иммунологии. Ему прочат большое будущее. Р. Меджитов не теряет связи с Осетией, поддерживает контакты со своей родней, в курсе событий, происходящих на исторической родине. К чести наших молодых ученых-медиков, они неустанно ищут эффективные пути лечения болезней, укрепления здоровья людей. Их конструктивные идеи ждут своего практического воплощения.
    В конце 2004 г. в городе Клиарватере штата Флорида состоялось первое учредительное собрание осетинского духовно-культурного центра «Аланский Союз», на котором присутствовало большинство осетин из графства Пинеллас того же штата. На собрании обсуждались проблемы настоящего и будущего осетинской диаспоры. После утверждения Устава было избрано руководство центра, в состав которого вошли Хрисостом Гуссаути, президент, и Марат Багаев, вице-президент. Центр является добровольной общественной организацией, которая принимает всех выходцев из Осетии независимо от национальной принадлежности и вероисповедания.
    В последние годы диаспорные группы пополняются новыми членами: преподавателями, учеными, инженерами, студентами и стажерами разных специальностей, спортивными тренерами — правда, на преимущественно временной основе. В основном они расселяются дисперсно, хотя и нередко находят возможность общаться между собой. Вот пример из жизни осетинской диаспоры штата Нью-Джерси. Ее гостем была Рита Петровна Хугаева. Родом она из осетинского селения Тарское Пригородного района. Эта диаспора и в далекой Америке сохраняет обычаи своей исторической родины, отличается удивительным хлебосольством и гостеприимством, не расстается с национальными блюдами и, конечно, изумительным пивом и пирогами.
    В первые же дни после трагедии в Беслане представительство Республики Северная Осетия-Алания посетил чрезвычайный и полномочный посол США в РФ Александр Вершбод. В траурной книге соболезнований посол оставил на русском языке запись: «Ощущение утраты, вызванное гибелью невинных людей, охватило весь мир, пересекло моря и океаны, которые разделяют наши страны, напоминает о том, что все мы — одна семья, имя которой — человечество. Народ США скорбит вместе с вами, и мы — отцы, матери и дети Америки — выражаем глубочайшее сочувствие отцам, матерям и детям Беслана». Последние слово своего соболезнования тогдашний американский посол написал на осетинском языке. Это слово — «рухсаг».
    В конце октября 2004 г. доктор одной из старейших клиник Нью-Йорка Роберт Делла Рокко установил десятилетней девочке Анне Кадалаевой, пострадавшей во время теракта в Беслане, имплантат глазного яблока, сделанный из натурального коралла. Его структура такова, что позволяет тканям прорасти внутрь протеза и стать через некоторое время этому инородному телу частью организма. Операция прошла успешно.
    Передала слова глубокого соболезнования и наша землячка Роза Плиева, ныне постоянно живущая в Чикаго. По ее словам, узнав о том, что она осетинка, к ней подходили с выражением поддержки и сочувствия совершенно незнакомые люди разной этнической принадлежности. К членам наших диаспор присоединились многие простые американцы. Вот слова глубокого соболезнования народу Северной Осетии жителя штата Аризона Роберта Макшана: «Мы в Америке глубоко опечалены вашими потерями. Я знаю, что мы посылаем помощь, но, к сожалению, ничто не ослабит вашу боль и горе. Боль и наши мысли — с вами и вашими любимыми».

    По материалам А. ЦАЛЛАГОВА

    18 сентября 2010 года в городе Брентвуд (США) скончался Мурат Кабулов. Член Союза художников России, Ассоциации портретистов США, он и последние часы своей жизни провел за мольбертом.

    Работы художника выставлены во многих галереях России и Америки. Самые крупные коллекции его скульптур и картин хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Израиля, Норвегии, Испании.

    Мурат Кабулов родился в 1939 году во Владикавказе. Он рано осознал истинное призвание, в 14 лет написав свою первую картину.

    Потом были годы обучения в Ленинградской академии художеств имени Репина у прославленного мастера Евсея Моисеенко, где начал формироваться узнаваемый стиль мастера – непревзойденное сочетание импрессионистической манеры письма, национальных мотивов, открытости к новым тенденциям изобразительного искусства.

    Перебравшись в США, Мурат Кабулов, тем не менее, постоянно возвращался в своих работах к традиционным картинам из быта осетин. Масштабное полотно, изображающее осетинскую свадьбу, украшает интерьер одного из домов города Нэшвилл.

    Мурат Кабулов известен и как талантливый портретист. Особенно удавались ему женские образы. Чистота цвета, плавность линий, нежность красок… Все это придает картинам Кабулова оттенки загадочности и легкой печали, достойные великих мастеров живописи.

    «Когда я смотрю на полотно, я понимаю, что оно привлекает меня гораздо больше, чем прекрасный пейзаж за окном. Почему? Возможно, потому, что созерцание произведения искусства похоже на диалог с автором, который многое должен прочувствовать и ощутить на опыте, прежде чем обмакнет кисть в краску. Конечно, никто не может соперничать с природой, которая создает чудеса красоты. И любые попытки превзойти ее обречены на неудачу. Но, как художник, я готов продолжать добиваться невозможного, следуя высочайшему искушению творчеством. Образы часто приходят ко мне с неясными полосами заката и трепетными ночными тенями, но гораздо чаще они рождаются после долгих переполненных дней, что выстраиваются в очередь, стремясь задержаться в моей памяти. Ничто не восхищает и не вдохновляет меня так, как человеческая натура. Бурю и покой человеческой души я делаю предметом своего искусства», - так говорил о своем творчестве сам Мурат Кабулов…

    It is with great sadness that the family of Murat Kaboulov announces that a loving husband, father, son, brother, uncle and grandfather passed away peacefully at the age of 71 in his adopted hometown of Brentwood, TN on Saturday morning, September 18, 2010. As usual, Murat was driving to his art studio to continue his day’s work.
    Born on the 11th of January, 1939 in Vladikavkaz, Russia, to his parents – Geno Kaboulov and Nina Sebetova he was destined for a life filled with beauty and art. Murat began his life’s long passion of studying and creating art as a very young man in Vladikavkaz, and sold his first painting at the age of 14. This was the beginning of a career that spanned six decades.
    Murat studied art to further develop his natural talent, obtaining an M.F.A. from one of the world"s leading art schools - I. E. Repin Institute of Painting, Sculpture, and Architecture (The Academy of Arts), in St. Petersburg, Russia - where he studied in the studio of Professor Evsey Moiseyenko. Murat is a member of the Russian Artists Union, Portrait Society of America, and Tennessee Art League. His works are found in many art museums throughout Russia, as well as in private collections in Russia, the United States, Japan, and Europe.
    While Murat was a man of very few words, his faith and his love brought him peace and a deeper understanding not only of his passion, but of the beauty of God’s creation.
    Murat is survived by his wife, Marina, his children, Gena and Nora, in Brentwood, TN, and by his sister, Gala Atarova, his son, Abisal Kaboulov, his daughter-in-law Masha, and his grandson, Alexander Kaboulov, in Russia. Abisal is Murat’s son from his first marriage to Larisa Gergieva, the daughter of Tamara and Abisal Gergiev, and the sister of Valery Gergiev and Sveta Gergieva. Murat is also survived by his mother and father-in-law Tamara and Nikolay Mugumov, his sister and brother-in-law Janna and Edward Phillips and his nephew Edward Alexander – all of Wake Forest, NC.
    Family friends, Mr. and Mrs. Rodes and Patricia Hart have been stalwarts in Murat’s life and the lives of his family. The family is deeply grateful for their continued love and gracious care.
    Visitation for Murat’s family and friends will be held on Monday September 20, 2010 from 5:30 p.m. - 7:30 p.m., at First Presbyterian Church on 4815 Franklin Pike, Nashville. Funeral services will also be held at First Presbyterian on Tuesday September 21, 2010, at 10:00 a.m., with a private burial in Brentwood. Memorials may be made in Murat"s name to Vanderbilt Heart at vanderbiltheart.com or The American Heart Association.
    Murat’s family and friends are truly grateful and comforted by the support and sympathy they continue to receive. Murat was optimistic, goal-oriented, and deeply loved his family, friends, and work. A part of him will continue to live in each piece of his work, reminding his family and friends of his genuine, warm character and carefree life.