Загадочная цивилизация ольмеков. Ольмеки - один из загадочных народов древности Террасы выполняющие роль дренажной системы построили ольмеки

Цивилизация Ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой.Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века — все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные — еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов — около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая — из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты.

Т.е. каждая такая с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта. Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе.

Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы — это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы — действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона. Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям.

Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.

Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров.

Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа — чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико — районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.

Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?

Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Географический регион на Американском континенте, в пределах которого вдоколумбовы времена процветала своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика » («срединная Америка»). Именно здесь зародились, достигли расцвета и пришли в упадок культуры ольмеков, майя, ацтеков, инков. Время расцвета этих цивилизаций I-II тысячелетия н.э., уровень их развития — бронзовый век (хотя использование металлов начинается в самый последний период их существования), что приближает их к цивилизациям Шумера и Древнею Египта.

Придя в Мезоамерику, европейцы застали четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу — культура племени инков. Как полагают ученые, древнейшей культурой, давшей начало всем остальным, была ольмекская. Поэтому для всех народов доколумбовой Америки характерен ряд общих черт: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги, календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти, ступенчатые пирамиды. При этом народы Мезоамерики не знали колеса, не имели тяглового скота (в Америке просто не было животных, подобных лошади или быку, которых можно было бы одомашнить).

Культура ольмеков

Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Цивилизация ольмеков достигла своего расцвета после 1200 г. до н.э. Для своего времени ольмеки были наиболее развитым народом в культурном отношении, поэтому сумели распространить свое культурное влияние на огромный регион Мезоамерики, став материнской культурой для последующих культур других племен и народов. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Лa-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города была воздвигнута Большая пирамида высотой 33 м, которая служила сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям ольмеков можно отнести и водопровод, выполненный из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Ольмеки были прекрасными мастерами обработки камня. Они достигли совершенства в резьбе по нефриту. Используя многочисленные инструменты — резцы, сверла, шлифовальные приспособления, а также соответствующую технику обработки камня, мастера создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы из черного базальта, найденные в Сан-Лоренсо, Лa-Венте и Трес-Сапотес. Головы поражают своими размерами: их высота от 1,5 до 3 м, а весят он и от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт.

До сих пор остается загадкой, что изображали гигантские головы. Можно только предположить, что так попытались увековечить головы поверженных врагов в соответствии с древней американской традицией. Кроме того, существует гипотеза, что головы созданы в честь юношей, которые приносились в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из числа играющих в мяч и становился олицетворением бога маиса. У ольмеков игра в мяч носила религиозно-церемониальный характер, а игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. По мнению ученых, самые красивые девушки поселения, как и лучшие юноши, играющие в мяч, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть.

В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторонах вселенной, символом которой был Андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно предание о четырех эпохах и предсказание, согласно которому в пятую эпоху вместе с обретением маиса цивилизация погибнет от старого бога огня и землетрясения. Символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях которого лежат головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

Периоде VIII до IV в. до н.э. считается временем расцвета ольмекской культуры. В городах стояли каменные монументы с календарными датами. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некоторое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры.

К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников своей культуры и поэтому наши представления о ней носят отрывочный и фрагментарный характер. Остаются открытыми вопросы об ее истоках и процессах развития.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду.

Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо – один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента – музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже).

Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

— ольмеках.

Архитектура ольмеков.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду. Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо - один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента - музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже). Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

П осле симпозиума "Региональные перспективы в ольмекской проблеме" в 1983 г., термин "ольмеки" решено использовать в узком значении: общество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э.

С амые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.
По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.
По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.
Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га (последняя цифра явно преувеличена).
Археологические исследования в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень (тип 6 в классификации проекта Сан-Лоренсо) - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.
Постройки, обнаруженные на городище в 1990-е гг., располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Судя по анализу почв, крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна. Другая важная постройка (D4-7), длиной 12 м и апсидальная в плане, стояла на платформе из глины размерами 75 на 50 м.
В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Их незначительное количество и концентрация в центральном поселении дополнительно свидетельствуют в пользу этого. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари-троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах. Находки тронов в поселениях второго уровня, таким образом, говорят о существовании иерархии вождей.
Около 900 г. до н. э. заканчивается эпоха расцвета Сан-Лоренсо. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.
К 400 г. до н.э. Сан-Лоренсо приходит в упадок, после которого город забрасывается.

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек.
Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы "А" и "С". Центральной осью поселения являлась "Большая пирамида" - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс "А"). В данном случае это наиболее ранний в Ольмане сложный архитектурный ансамбль - так называемый двухчастный комплекс, ориентированный по оси север-юг. Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.
Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе "D" сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу. Эти постройки расположены по линии запад - восток и, вероятно, представляют собой пример новой архитектурной традиции, берущей начало в Чиапасе.
В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и "римским" профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.
На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе "А" внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница "А" состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м. в длину, 2 м. в ширину и 1,8 м. в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы "А" находилась Гробница "Е", также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница "В"), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.
В городе также есть колоссальные базальтовые головы - 4, и их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э.
Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э.

Е щё одно древнее поселение - Сан Андрес. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. здесь произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, где выше слоя 10 идет чистый ил. Это, видимо, привело к возвышению Ла-Венты. В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250-1150 гг. до н.э.). Город расположился в 5,5 километрах к северо-востоку от Ла-Венты. В период с 900 по 400 гг. до н.э., Сан Андрес снова стал центром цивилизации ольмеков. На месте данного поселения недавно была найдена одна удивительная находка - керамический цилиндр размера с кулак с выгравированными 2 глифами, связанными линиями с клювом птицы таким образом, что создаётся впечатление о "разговоре" птицы. Антрополог Мэри Поль (открывшая данную находку) считает, что это самое раннее свидетельство письменности в Мезоамерике.

М енее древним и размером поменьше является ещё одно поселение - Трес-Сапотес (1000-400 гг. до н.э.). Однако здесь не было найдено каких-либо построек, но зато были обнаружены огромные базальтовые скульптуры - каменные головы Ольмеков. Эти 3 головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трёх наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э.

Д ругими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км. поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Л ас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый "Правитель из Лас-Лимас"). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Т. Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

О ткрытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

400 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

К аменными головами ольмеков являются гигантские базальтовые глыбы весом до 30 тонн и имеющие среднюю окружность около 7 метров и высоту в 2,5 метра. Каждая из голов имеет свое "лицо" с взглядом, устремленным в пространство. На головы надеты каски-шлемы с ремешком на подбородке. Первая такая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1930-х годах. Он написал тогда в своем отчёте: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом".

С тирлинг обнаружил ещё и детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так.

П омимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. Любили ольмеки создавать и различные нательные украшения, и самые разнообразные ювелирные изделия. В цене у них было не золото, не серебро и не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и нефрит ("солнечный камень") различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).

Ц ентральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики.

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство.

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Подробнее - см. учебное пособие "Древние ольмеки : история и проблематика исследований", А.В. Табарев На этой странице использованы материалы статьи Д. Беляева "Ранние вождества в юго-восточной Мезоамерике".