Загадки истории в картинах. Какие тайны скрывают картины знаменитых художников? пословиц на одной картине

Узнайте о некоторых знаменитых картинах, в которых удалось увидеть и расшифровать «двойное дно».

Большинство художников вкладывают в свои картины какой-нибудь скрытый смысл, тайну или загадку, которые пытаются расшифровать со временем искусствоведы и другие специалисты.

1. Иеронимус Босх, Сад земных наслаждений, 1500-1510 гг.

Ерун ван Акен подписывал свои картины «Иеронимус Босх». Он был зажиточным человеком и состоял в католическом братстве Богоматери. Однако, скорее всего, за спиной Ерун ван Акен держал скрещенными пальцы, так как по предположениям историков, Босх был еретиком и принадлежал к секте адамитов и поэтому был почитателем катарской ереси.

В те времена католическая церковь повсеместно боролась с катарами, и художнику приходилось скрывать свои убеждения. Однако, по мнению искусствоведов всего мира, в картине "Сад земных наслаждений" как раз таки было зашифровано его тайное убеждение еретика, в которой он рассказывает об учении катаров. Но если бы об этом догадались его современники, то Босх без права на оправдание был бы сожжен на костре.

2. Тивадар Костка Чонтвари, Старый рыбак, 1902 г.

Для того чтобы расшифровать замысел этой картины, пришлось приложить зеркало на ее середину. При жизни художника эту совсем не детскую загадку так и не смогли разгадать. Но когда современные искусствоведы додумались поработать с зеркалом, они были поражены увиденным, так как одна картина отображала сразу три лика. Первый – реальное лицо старого рыбака, второй и третий – его скрытые личности: демона (отражено левое плечо) и добродетеля (отражено правое плечо).
Поэтому вполне логично предположить, что художник вложил в картину, мысль о том, что каждый человек хранит в себе две сущности: какую он взрастит, та и будет преобладать в его душе.

3. Хендрик ван Антониссен, Вид морского берега Схевенинген, 1641 г.


Когда полотно поступило в музей как дар от священнослужителя и по совместительству коллекционера в 1873 году, то на картине собравшиеся люди в непогоду смотрели просто в морскую даль. Это не однократно задевало любопытство специалистов, так как было непонятно, что могло привлечь в неблагоприятную погоду людей на берег.

Тайна была раскрыта позже при тщательной реставрации. Когда ее просветили рентгеновскими лучами, то на картине отобразилась туша кита, выброшенная на этот берег. И тогда стало ясно, что привлекло внимание всех этих людей. После реставрации, на картине уже появился кит, и этот шедевр стал значительно интереснее, поэтому ему было отведено более почетное место, чем было ранее. По предположению реставраторов, кита мог затереть и зарисовать сам художник, посчитавший, что не всем захочется лицезреть на картине мертвое морское животное.

4. Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495-1498 гг.


Когда художник создавал этот шедевр, больше всего он уделил внимания основным фигурам - Христу и Иуде. Ему долго не удавалось найти подходящих натурщиков, но однажды он встретил юного певчего в церковном хоре и срисовал с него образ Христа. Однако человека для образа Иуды ему пришлось искать еще 3 года, до того момента, пока художнику не повстречался валяющийся в сточной канаве пьяница.

Это был молодой мужчина, внешность которого исказило беспробудное пьянство. И когда после протрезвления да Винчи стал с него писать образ Иуды, пьяница сказал, что уже позировал ему 3 года назад. Оказалось, что этот падший человек и был тем юным певчим, позировавшим для образа Христа.

5. Рембрандт, Ночной дозор, 1642 г.


Самая великая картина художника была обнаружена только в ХIХ веке, после чего она побывала в знаменитых залах мира под названием «Ночной дозор». Присвоили такое название картине потому, что казалось, будто фигуры выступают на темном фоне, а значит – ночью. И только к середине ХХ столетия реставраторы обнаружили, что картина от времени покрыта слоем копоти. После расчистки шедеврального полотна выяснилось, что сцена происходит днем, так как падающая тень от левой руки капитана Кока указывает на то, что время происходящего действия – около 14.00.

6. Анри Матисс, Лодка, 1937 г.

В 1967 году в музее Нью-Йорка была выставлена картина Анри Матисса «Лодка» 1937 года. Однако спустя 47 дней один из специалистов обратил внимание, что картина, скорее всего, вывешена «кверху ногами». Важными элементами картины являются 2 паруса, один из которых – это отражение в воде. Так, в правильном варианте большой парус должен быть вверху, а его пик должен смотреть в направлении верхнего правого угла.

7. Винсент ван Гог, Автопортрет с трубкой, 1889 г.

Об отрезанном ухе ван Гога ходят уже легенды. Многие говорят, что он отрезал его сам себе, однако принята официально более правдоподобная версия, что ухо пострадало у художника в небольшой драке с другим художником – Полем Гогеном. Секрет этой картины в том, что художник срисовывал свой автопортрет с отражения в зеркале: на картине перевязано правое ухо, однако в реальности повреждено у него было ухо с левой стороны.

8. Грант Вуд, Американская готика, 1930 г.

В американской живописи эта картина с угрюмыми и печальными лицами жителей штата Айовы, считается самой мрачной и гнетущей. После того как полотно было выставлено в Чикаго в институте искусств, судьи не дали ей больших наград сразу и оценили, как сатирическую картинку. Однако сам хранитель музея был поражен и считал, что здесь отражены образы сельских жителей того времени. Он повлиял на исход окончательной оценки, и в итоге Грант Вуд получил премию в 300 долл., после чего музей сразу выкупил эту картину. Так картина попала на страницы газет.

Однако такого восхищения, как у хранителя музея, у жителей штата Айовы эта картина не вызвала. Наоборот, на это произведение обрушилось море критики, а айовцы были глубоко обижены, что художник отобразил их именно такими угрюмыми и мрачными. Позже художник объяснял, что проездом мимо штата Айовы ему повстречался интересный белый дом, построенный в стиле плотницкой готики, и он решил создать его жителей по своему предположению, и никак не хотел обидеть селян этого штата.

Художник даже открыл имена натурщиков, с которых писал образы: девушка в немодном переднике писалась с его сестры, а суровый мужчина с тяжелым взглядом – дантист художника, который в жизни не выглядит столь угрюмым. Однако недовольной осталась и сестра Вуда, она утверждала, что на картине ее могут принять за жену вдвое старшего мужчины. Поэтому только с ее слов считается, что на полотне отображены отец и дочь, однако сам художник это никогда не комментировал.

9. Сальвадор Дали, Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия, 1954 г.


До момента встречи с Галой для Сальвадора Дали была музой и по совместительству натурщицей его сестра Анна-Мария. И в 1925 году увидела свет картина «Фигура у окна». Но однажды художник посмел оставить обидную надпись на одной из своих работ об их матери: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». За эту эпатажную выходку сестра не смогла его простить, после чего их отношения испортились.

А когда Анна-Мария в 1949 году издала свою книгу под названием «Сальвадор Дали глазами сестры», в ней не описывалось восхищение художником, от чего сам Сальвадор пришел в бешенство. И, по мнению экспертов, в отместку сестре за книгу в 1954 году обиженный художник создал картину "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". В этой картине пейзаж за окном, рыжие локоны и распахнутое окно четко переплетаются с картиной «Фигура за окном».

10. Рембрандт Харменс ван Рейн, Даная, 1636-1647 гг.


Во время реставрационных работ в 60-х годах ХХ столетия, картина была просвечена рентгеновскими лучами, после чего стало известно, что Даная имеет 2 лица. Изначально лик царевны писался с образа жены художника Саскии. Однако его супруга скончалась в 1642 году, и после ее кончины Рембрандт стал жить со своей любовницей Гертье Диркс. Поэтому дописывал картину художник уже с нее, и лицо Данаи изменилось, став похожим на облик Диркс.

11. Леонардо да Винчи, Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, 1503-1519 гг.

Во всем мире Мона Лиза признана совершенством, а улыбка ее – нежной и загадочной. Загадку этой улыбки попытался расшифровать искусствовед и по совместительству дантист американец Джозеф Борковски. По его экспертному мнению выдвинута теория о том, что «прекрасная Джоконда» улыбается столь загадочно по одной простой причине – у нее отсутствует много зубов. Изучая увеличенные фрагменты ее рта, Джозеф даже рассмотрел шрамы вокруг него, поэтому он утверждает, что с героиней что-то произошло, в результате чего она потеряла значительное количество зубов. А ее улыбка – типичная для человека, у которого отсутствуют передние зубы.

12. Фердинан Виктор Эжен Делакруа, Свобода на баррикадах, 1830 г


Искусствовед Этьена Жюли считает, что образ Свободы писался со знаменитой революционерки того времени Анны-Шарлотты, которая была простолюдинкой и прачкой по профессии. Эта отчаянная женщина вышла на баррикады и убила 9-ых королевских солдат. На такой отважный шаг ее подвигла смерть брата, который пал от рук гвардейцев. А оголенная грудь у Свободы на картине означает, что демократия и сама свобода такая же, как и простолюдинка, не носящая корсетов.

13. Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915 г.

Мистическую силу приписывают некоторые люди Черному квадрату Малевича. Однако как оказалось, ничего магического в эту картину автор не закладывал, и картина на самом деле называлась «Битва негров в темной пещере». Такая надпись была обнаружена специалистами Третьяковской галереи.

Квадрат оказался не совсем квадратный, так как ни одна из сторон не параллельна другой, но это – не небрежность художника, а его стремление создать динамически подвижную форму. И черный цвет – это всего лишь результат смешения красок разных оттенков. Скорее всего, Малевич таким образом ответил на картину другого художника Альфонса Алле, который изобразил полностью черный прямоугольник, назвав работу «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

14. Густав Климт, Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907 г.

За тайной этого портрета кроется любовный треугольник между самой госпожой Блох-Бауэр, ее мужем и художником Климтом. Суть в том, что между женой сахарного магната и популярным в те годы художником закрутился бурный роман, и об этом, наверное, знала вся Вена.

Когда эти новости дошли до мужа Адели Фердинада Блох-Бауэра, он решил отомстить любовникам в необычный способ.

Уязвленный изменой жены господин Блох-Бауэр обратился к ее любовнику Густаву Климту с заказом: написать портрет своей жены. Хитрый магнат решил, что он будет забраковывать портреты жены, а художнику придется делать сотни новых эскизов. И это нужно для того, чтобы художника стало просто выворачивать от натурщицы Адели Блох-Бауэр. Тогда Адели должна увидеть, как угасает страсть к ней у Климта, и роману придет конец.

В итоге коварный план Фердинада сработал именно так, как он задумал, и после написания финальной картины любовники расстались навсегда. Однако при этом Адели, так и не узнала, что муж был в курсе ее любовных похождений к художнику.

15. Поль Гоген, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?, 1897-1898 гг.


Эта картина стала переломным моментом в жизни художника, а точнее она по настоящему вернула его к жизни, после неудачного суицида. Он писал работу на Таити, куда сбегал иногда от цивилизации. Но в этот раз все сложилось не так гладко: постоянная бедность довела мнительного художника до глубокой депрессии.

Он дописывал картину как некое свое завещание человечеству, а когда шедевр был завершен, отчаянный художник ушел в горы с коробочкой мышьяка, чтобы покончить с жизнью. Однако он не рассчитал дозы и, корчась от болей, вернулся домой и заснул. После пробуждения и осознания своего поступка к художнику вернулась былая жажда к жизни, а по возвращению домой у него все наладилось, начался творческий подъем, и дела пошли в гору.

Секрет этой картины в том, что ее нужно читать справа налево, как кабалистические тексты, которыми был увлечен в те времена автор картины. Работа рассказывает о духовной и физической жизни человека от зарождения до смерти (в правом нижнем углу нарисован младенец как символ зарождения, а в левом нижнем углу – старость и птица, поймавшая ящерицу, как символ смерти).

16. Питер Брейгель-старший, Нидерландские пословицы, 1559 г.


Это поистине шедевральное полотно хранит в себе ни много ни мало, а около 112 пословиц. Некоторые из них рассказывают о человеческой глупости. Многие актуальны и до сегодняшнего дня: «вооружен до зубов», «плыть против течения».

17. Поль Гоген, Бретонская деревня под снегом, 1894 г.


Эта картина отражает глубину фантазии человека, так как на искусство могут смотреть по-разному. Впервые полотно было продано после смерти художника на аукционе за жалкие семь франков под названием «Ниагарский водопад». Это случилось потому, что организатор аукциона повесил ее к верху ногами и узрел на картине водопад, а не деревню, занесенную снегом.

18. Пабло Пикассо, Голубая комната, 1901 г.


Разгадка этой картины удалась искусствоведам только в 2008 году, после того как ее просветили инфракрасным излучением. После чего была обнаружена вторая картина или, скорее всего, первая. Под основным изображением женщины в голубой комнате стала отчетливо видна фигура мужчины, одетого в костюм и бабочку, подпирающего голову рукой.

По мнению специалиста Патриции Фаверо, когда у Пикассо было вдохновение, он сразу хватался за кисть и начинал рисовать. И возможно, в очередной момент, когда его посетила муза, под рукой у художника не оказалось чистого холста, и он стал наносить новую картину поверх другой, или у Пабло попросту не было средств на новые холсты.

19. Микеланджело, Сотворение Адама, 1511 г.


Эту картину можно назвать уроком анатомии. Так, по мнению американских специалистов по нейроанатомии, на картине изображен огромный мозг с четко просматривающимися его сложными частями, например гипофиз, мозжечок, зрительные нервы и даже позвоночная артерия, которая изображена в виде яркой зеленой ленты.

20. Микеланджело Меризи да Караваджо, Лютнист, 1596 г.


Эта картина выставлялась в Эрмитаже очень долгое время под названием «Лютнистка». Однако в первой половине ХХ века искусствоведы и эксперты выяснили, что на картине изображен юноша, а не девушка. На эту мысль их натолкнули ноты, лежащие перед изображением человека. На них просматривается басовая мужская партия мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Поэтому вряд ли бы женщина сделала бы подобный выбор для пения.

К тому же, во времена жизни художника как лютня, так и скрипка, которые изображены на холсте, считались исключительно мужскими музыкальными инструментами. После этого заключения картина стала экспонироваться под названием «Лютнист».

Эти полотна известны даже тем, кто далек от мира искусства, ведь они являются настоящими шедеврами. И каждая из них таит какую-то тайну, которую нельзя увидеть невооруженным взглядом.

И вроде бы каждый мазок уже изучен вдоль и поперек, тем не менее, ученые постоянно открывают что-то новое в этих старинных картинах. Их авторы оставили потомкам необычные загадки, которые получилось разгадать!

Редакция InPlanet приготовила список из 12 легендарных полотен, которые хранят тайны уже много лет и даже веков!

Портрет четы Арнольфини / Ян ван Эйк (1434)

Этот портрет стал первым в истории Европы, на котором изображена пара. Он является прекрасным образчиком эпохи раннего Возрождения. Историки до сих пор спорят, кто изображен на полотне, и что там происходит. Многие уверены, что это свадьба, на что указывают некоторые знаки на картине.

Но самый любопытный фрагмент практически скрыт от глаз - в отражении зеркала на стене можно увидеть очертания четырех людей. Смутно понятно, что там мужчина и женщина, и подпись - "здесь был Ян ван Эйк". Искусствоведы считают, что художник изобразил себя и свою супругу.

Тайная вечеря / Леонардо да Винчи (1495-1498)

Эта фреска является одной из самых знаменитых работ Леонардо да Винчи и тоже таит в себе много тайн. Самая интересная загадка скрыта на поверхности - в изображениях Иисуса и Иуды.

Художник с легкостью написал остальные образы, но эти два лица давались ему сложнее всего. Для лика Иисуса он искал воплощение добра, и ему повезло - в церковном хоре он встретил юного певчего. А вот последним ненаписанным пятном оставался Иуда, и да Винчи часами просиживал в забегаловках, чтобы подобрать идеальное воплощение зла. И, наконец, ему повезло - в канаве он обнаружил пьяницу, который едва стоял на ногах. С него он и написал образ Иуды, но в конце был удивлен.

Этот мужчина подошел к нему и сказал, что они уже встречались. Несколько лет назад он был певчем в хоре и уже позировал Леонардо для этой картины. Так, один мужчина стал олицетворять добро и зло.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо / Леонардо да Винчи (1503-1505)

Пожалуй, самой таинственной картиной из всех написанных когда-либо является Мона Лиза. Вот уже несколько столетий она не дает покоя искусствоведам и историкам, порождая все более дикие и интригующие идеи ее создания.

Кто же эта женщина с загадочной улыбкой и без бровей? Традиционно принято считать, что это супруга торговца Франческо Джокондо. Но есть еще несколько теорий, которые имеют право на существование. Например, что Мона Лиза - автопортрет самого Леонардо. Также есть вероятность, что эта картина написана да Винчи для себя, а настоящее полотно было обнаружено в Айзерлуте 100 лет назад. Эта Джоконда более подходит под описание картины современниками Леонардо.

А совсем недавно ученые предположили, что загадочная улыбка девушки на полотне связана с тем, что у нее не было зубов. Кстати, рентген показал, что брови у нее были, просто реставрации их значительно повредили.

Сотворение Адама / Микеланджело (1511)

Еще один гений эпохи Возрождения, Микеланджело, создал свою фреску для Сикстинской капеллы, где она и находится по сей день. Сюжетом для этой части росписи стала сцена из Бытия под названием сотворение Адама. И на фреске есть множество зашифрованных символов.

Например, стоит приглядеться к Творцу, который создает Адама, и можно увидеть…мозг человека. Эксперты считают, что таким образом художник провел аналогию Творца с источником разума, а попросту мозгом. Такая теория подтверждается тем, что Микеланджело увлекался анатомией и постоянно проводил опыты на трупах.

Сикстинская Мадонна / Рафаэль (1513-1514)

Это огромное полотно, принадлежащее кисти Рафаэля, является образцом высшего искусства эпохи Возрождения. Картина была написана по заказу папы римского Юлия II и находилась в монастыре Пьяченцы. Некоторые искусствоведы считают, что этот шедевр был написан для похорон папы.

Рафаэль зашифровал на холсте множество знаков, которые удалось раскрыть историкам. Один из явных секретов Сикстинской Мадонны - на заднем плане художник изобразил лица облака в виде лиц ангелов. Некоторые историки считают, что это еще не рожденные души.

Сцена на берегу / Хендрик ван Антониссен (1641)

Полотно известного нидерландского мариниста Хендрика ван Антониссена давно привлекало внимание искусствоведов. На этой картине 17 века изображен, казалось бы, обычный морской пейзаж. Но специалистов смущало большое количество народа, собравшееся на берегу без видимой причины.

Истину удалось установить с помощью рентгеновского исследования, которое установило, что в действительности на картине был изображен кит. Но художник решил, что лицезреть мертвую тушу кита людям будет скучно, поэтому переделал картину. А с китом полотно смотрится намного эффектнее!

Последний день Помпеи / Карл Брюллов (1830-1833)

Русский художник Карл Брюллов был впечатлен историей Помпеи во время посещения Везувия в 1828 году. Он по характеру был очень сдержанный человек, но тут Карла просто захлестывали эмоции, он пробыл в разрушенном городе четыре дня и через пару лет начал писать свою знаменитую картину.

На полотне есть особый секрет - если присмотреться, в левом углу можно увидеть автопортрет самого художника. Также он запечатлел свою возлюбленную, графиню Юлию Самойлову, с которой его связывали долгие отношения, как минимум, три раза, возможно и больше. Ее можно увидеть в виде матери, прижимающей к груди дочерей, в виде девушки с кувшином на голове и в образе лежащей на земле.

Автопортрет с трубкой / Винсент ван Гог (1889)

Историю с отрезанным ухом экстравагантного художника Винсента ван Гога знают все. Он даже написал свой автопортрет с перевязанным ухом, чем вызвал горячие споры у искусствоведов. До сих пор доподлинно неизвестно, отрезал ли он ухо полностью, или поранил.

Долгое время специалистов смущало то, что на картине Ван Гог изображен с повязкой на правом ухе, а поранил он левое. Но секрет был раскрыт - нидерландский художник писал автопортреты, смотрясь в зеркало, поэтому на картине возникла путаница из-за зеркального отображения.

Синяя комната / Пабло Пикассо (1901)

Сейчас имена этих художников известны всем, а в начале своей карьеры им приходилось писать несколько картин на одном холсте - они не могли себе позволить купить ткань. Именно поэтому многие шедевры имеют так называемое двойное дно, например, картина Пабло Пикассо "Синяя комната".

С помощью рентгеновских лучей удалось выяснить, что под изображением нарисован портрет мужчины. Искусствоведы определяют, кем был этот человек. По одной из версий, Пикассо написал автопортрет.

Старый рыбак / Тивадар Костка Чонтвари (1902)

Венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари создал за свою жизнь множество картин, но был мало известен. Он страдал от приступов шизофрении, но все равно мечтал о славе Рафаэля. Тивадар прославился после смерти, когда была расшифрована картина "Старый рыбак", которая сейчас стала очень популярна. Она была создана в 1902 году и считается одной из самых таинственных работ художника.

С первого взгляда на полотне изображен старик, как много лет и считалось. Пока однажды кому-то не пришло в голову посмотреть на зеркальное изображение двух половинок лица старика. Тогда был раскрыт главный секрет этого полотна - на нем мастер изобразил Бога и Дьявола, которые есть в каждом человеке.

Портрет Адели Блох-Гауэр / Густав Климт (1907)

Это полотно является одним из самых известных произведений Густава Климта. В 2006 году Золотую Адель купили за баснословную сумму - 135 млн долларов. Красивая женщина, изображенная на ней, на самом деле была написана ради… мести.

В 1904 году о романе Адели Блох-Гауэр и Густава Климта говорила вся Вена, в том числе и ее муж Фердинанд. Он придумал необычную месть и заказал художнику портрет любимой жены. Фердинанд был очень придирчив, и Климт сделал более 100 эскизов. За это время любовница, изображение которой давалось так сложно, наскучила художнику, и их роман прекратился.

Черный квадрат / Казимир Малевич (1915)

Одна из самых известных и спорных русских картин - "Черный квадрат" кисти Каземира Малевича. Немногие понимают скрытый смысл этого провокационного полотна. Но начать стоит, пожалуй, с того, что квадрат вовсе не квадратной формы и даже не черный!

Рентген помог определить, что под "Черным квадратом" есть еще одна работа Малевича, поверх которой он и написал свой шедевр. Для него он приготовил специальный состав матовых и глянцевых красок, среди которых, кстати, не было черного оттенка. И, несмотря на то, что стороны так называемого квадрата имеют длину 79,5 см, у фигуры нет ни одного прямого угла.

Так или иначе, Мона Лиза остается одной из самых загадочных картин современности. Возможно, мы никогда не узнаем, что хотел нам сказать тот или иной художник, а может и вовсе, все знаки - лишь случайное совпадение…

Художник видит мир по-своему. Движимый божественным промыслом, он предлагает на суд зрителя картины-иллюзии полные стремления показать очевидное. Обман зрения или, выражаясь по-научному, оптическая иллюзия – явление повсеместное и наблюдать его можно бесконечно, воспринимая окружающий мир и даже обычные предметы.

Особенно явно эфемерность проявляется, когда речь идет об искусстве и произведениях великих мастеров кисти, их таинственных полотнах, над которыми стоит поломать голову…

Загадки Леонардо да Винчи: зеркальные мистификации гения

Леонардо да Винчи – персона таинственная и, бесспорно, поцелованная Богом. Его творения намного опередили свой век и по сегодняшний день заставляют решать ребусы, которые мастер зашифровал в своих полотнах. Очередная попытка понять гения была предпринята членами всемирного фонда «Зеркало священных текстов и картин» (The Mirror of the Sacred Scriptures and Paintings WorldFoundation).


По словам исследователей, им удалость постичь послание величайшего художника с помощью зеркал. Сакральные образы – вот, что хотел показать гений миру. Одна из самых известных картин великого мистификатор явно намекает на присутствие старозаветного Яхве. Изображенный на этюде юный Иоанн Креститель смотрит не на Марию или Святую Анну. Его взгляд обходит и новорождённого Иисуса. Он разглядывает лицо Бога! Именно его причудливое изображение привлекло внимание мальчика.


Идея создания картин, изображение которых проявляется при определенных условиях, принадлежит Леонардо да Винчи. Такое искусство называют анаморфным. Его «Мона Лиза» скрывает удивительный лик. Его можно лицезреть в области правой руки Джоконды, «Тайная вечеря» прячет перевернутый Грааль, а Иоанн Креститель хранит образ фантастического создания, намекающее на процесс творения. Одним из первых анаморфных рисунков стало изображение головы ребенка, которое можно рассмотреть лишь под определенным углом.


Анаморфные картины Иштвана Ороса

Фокусы и загадки стали популярны еще в Средневековье. Рассвет превращений пришелся на 19 век. Сегодня блистает Иштван Орос.


"Таинственный остров» - самый известный анаморф Иштвана Ороса

Чарующие картины-загадки венгерского графика базируются на законах физики, поэтому, чтобы упрочить их восприятие придется подучить хотя бы школьный курс. Фантазия творца буквально не знает границ.


Маг прячет в своих картинах самые невероятные вещи и явления, заставляя зрителя не только восхищаться увиденным, но и думать. Чтобы получить анаморфное изображение Орос использует цилиндрические, пирамидальные или конусовидные зеркальные предметы . Достаточно поставить их в нужное место и правильный образ предстает в очевидном свете.


Трехмерные иллюзии Алессандро Дидди (Alessandro Diddi)

Ни одна из дорогих картин прошлого не сравнится с «живыми» изображениями итальянского затейника.


Глядя на них, хочется понять, как ему удается, пользуясь только бумагой и карандашом, творить чудеса, обманывающие человеческий мозг.


Дидди наделен талантам вдыхать божью искру в каждый рисунок. Его персонажи настолько реальны, что даже пугают своим присутствием. Свой секрет он объясняет просто, предлагая попытаться понять анаморфный арт. Дальше – дело техники.


Графика Маурица Корнелиса Эшера

Незаурядный голландец - один из самых известных художников в мире оптической иллюзии .


Он прославился особым мировосприятием и умением жонглировать обыденными законами логики пространства. Фантасмагорические полотна Эшера называют графическими иллюстрациями теории относительности. Эта разновидность иллюзорных изображений преследует своей целью достижение стереоэффекта. Образчики таких картинок создаются с помощью специальных фотоаппаратов (изобретение Ивана Александровского, 1854 г.).


В основе графики лежит двойной рендеринг сцены (съемка с двух камер). Разглядеть эти причудливые зарисовки можно лишь зная особые методики.

Искусство - это не только способ выразить свое вдохновение, но и великая тайна. Художники часто добавляют любопытные мелочи к своим картинам или оставляют «сообщения», которые сложно заметить с первого раза. Мы составили список известных шедевров живописи, которые скрывают неожиданные тайны.

1. Неправильное ухо

Автопортрет Винсента Ван Гога изображает художника, правое ухо которого травмировано. Но на самом деле он отрезал свое левое ухо, а не правое. Такое несоответствие объясняется тем, что для создания собственного портрета Ван Гог использовал зеркало.

2. Картина под картиной

Если вы внимательно посмотрите на «Старого гитариста» кисти Пабло Пикассо, то сможете разглядеть тусклый женский силуэт за головой мужчины. Исследователи из Чикагского института искусств сделали инфракрасные и рентгеновские изображения этой известной картины и обнаружили, что под нею скрыто несколько других рисунков. Скорее всего, у художника не было достаточно денег, чтобы купить новые полотна, и ему приходилось рисовать на старых.

3. «Ночной дозор» изображает день, а не ночь

В 1947 году была проведена реставрация картины «Выступление стрелковой роты...» (более известной как «Ночной дозор») кисти Рембрандта. После того как картину очистили от толстого слоя сажи, стало очевидно, что сцена, изображенная на ней, происходит не ночью, а при дневном свете.

4. Сикстинская капелла

Образ человеческого мозга заметен не только в «Создании Адама» работы Микеланджело, но и на другой фреске под названием «Разделение света и тьмы», которую можно увидеть в Сикстинской капелле. Посмотрите на шею Бога: она идеально совпадает с фотографией человеческого мозга.

5. Символ силы

Фигуры Давида и Голиафа на созданной Микеланджело фреске образуют букву гимель на иврите, которая символизирует силу в мистической каббалистической традиции.

6. Косоглазие Рембрандта

После изучения автопортретов Рембрандта некоторые ученые решили, что художник страдал от косоглазия. Эта особенность заставляла его воспринимать мир немного по-другому: он видел реальность в 2D вместо 3D. Тем не менее, возможно, именно косоглазие помогла Рембрандту создать его бессмертные шедевры.

7. Отмщение влюбленным

Наиболее известная картина Густава Климта изображает Адель Блох-Бауэр. Этот портрет был заказан мужем Адель, сахарным бароном Фердинандом Блох-Бауэром. Он узнал, что Адель и Климт - любовники, и решил, что после сотен эскизов художник возненавидит свою натурщицу. И обманутый муж оказался прав. Совместная работа действительно охладила чувства между Адель и Густавом.

8. Мир в желтом

Почти для всех своих картин Винсент Ван Гог выбирал желтый цвет. Ученые считают, что это побочный эффект средства от эпилепсии, которое меняет восприятие цвета. Возможно, художник действительно видел мир таким, каким изображал его на своих полотнах.

9. Предвидение конца света

Итальянский исследователь Сабрина Сфорца Галиция предлагает очень необычную интерпретацию «Тайной вечери» кисти Леонардо да Винчи. Она говорит, что в этой картине скрыто пророчество конца света, которое произойдет 21 марта 4006 года. Такой вывод исследователь сделала, расшифровав математический и астрологический коды картины.

Но это не единственный секрет «Тайной Вечери». Руки Христа и апостолов вместе с хлебами на столе образуют нечто похожее на обозначение нот. Оказалось, это действительно похоже на мелодию.

10. Моцарт и масоны

Есть веские доказательства того, что Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Даже в детском портрете, который нарисовал Пьетро Антонио Лоренцони, мы видим масонский символ: спрятанную руку, указывающую на иерархическое звание в тайном обществе.

11. Беззубая «Мона Лиза»

Стоматолог и искусствовед Джозеф Борковски, изучив картину Леонардо да Винчи, уверен, что смог раскрыть секрет улыбки Джоконды. Он считает, что у нее не было передних зубов, и именно это повлияло на выражение ее лица.

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин

У Ильи Репина была репутация "рокового живописца": многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.

Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь "натурщицы".

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно - сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие - Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

Татьяна Колючкина

Оригинал записи и комментарии на