Задание выполнение большого цветового круга урок. Основы цветоведения и колористика

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цвет – основа живописи. Выполнение цветового круга «Цветик - семицветик » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ №11 с. Золотое

Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.

В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.

Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.

Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.

Исследования в области цвета привели к таким выводм, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает. Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.

Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.

цвета Теплые - зрительно приближают Холодные – зрительно отодвигают

Выполнение цветового круга “ Цветик-семицветик ”. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Задания для детей

Печаль Радость Холод Жара Тяжесть Легкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного психолога Швыревой Е.В....

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Урок: "Цвет - основа живописи"

Урок:"Цвет - основа языка живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....

И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Цветовой круг»

Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Цели и задачи:

Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (красках).

Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»

мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

тест

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент:

    Проверка готовности класса к уроку;

    Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга)

Показ презентации «Какой бывает радуга?»

Вот ещё одна сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще, филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К Розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым кустом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т.Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.

Смешивают цвета на палитре (специальной доске)

В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.

Хроматические и ахроматические цвета .

«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого

Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.

Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.

Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.

Смешиваем: красный + желтый = оранжевый

красный +синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый
Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.

III .Задание.

Смешиваем основные цвета, получаем производные.

IV .Теплые и холодные цвета .

Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.

Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.

Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.

Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый;

Желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.

Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.

V .Итоги урока.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Вид занятий : живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи : изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей; развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов.

Оборудование : для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд : стихи о цветах (живописных), о радуге.

Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета». Подборки оттенков разных сочетаний цвета.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа. Введение в тему урока.

Отгадаем сначала загадки и почитаем стихи.

Крашеное коромысло

над рекой повисло. (Радуга.)

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

А вот маленькая стихотворная сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше, чем 6, цветов.

А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .

Хроматические и ахроматические цвета.

«Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, черный и все серые.

Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, желтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических). Попарное смешивание основных цветов дает нам группу цветов, называемых составными .

Смешаем:

красный + желтый = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Если ты был внимателен, то, вероятно, заметил, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает желтый

Знать, зеленый

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

III. Задание.

Возьмем циркуль и начертим на листе бумаги большой круг. Поделим его на шесть (или 9) равных частей.

а) б)

Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

красный

желтый

синий.

Оставляем просветы для составных цветов.

а) б)

Не берем краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав ее.

Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с которыми уже работали.

В круге а) по одному оранжевому, зеленому, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

В круге б) по 2 оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зеленый и желто-зеленый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки. Если вы были аккуратны и не спешили, у вас должен получиться правильный цветовой круг.

а) б)

IV. Теплые и холодные цвета.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси.

А зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого – он теплый, если синего – холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают и усиливают яркость друг друга.

красный – зеленый

синий – оранжевый

желтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение : раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Подумай, какие составные цвета получаются от смешения красной и желтой, желтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определенном порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учетом указанных в круге стрелками цветов.

V. Подведение итогов.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Домашнее задание на усмотрение учителя.

«Цветовой круг и цветовые сочетания в художественном творчестве» Художники применяют цветовой круг для гармоничного сочетания цветов в своих работах. Конечно это можно делать и интуитивно, хорошо чувствуя цветовые гармонии. Но если умело сочетать в своих картинах интуитивно подобранную цветовую гамму и правильные комбинации цветов, предлагаемых в цветовом круге, можно достичь невероятно гармоничных цветовых сочетаний. Цветовой круг Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году. Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов. Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце. Третичные цвета Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце. оттенки Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично. Дополнительные цвета Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым. триады Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.