Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Т.А. Степанова

Якутский героический эпос «Олонхо» (Россия) - Древнейшее эпическое искусство – олонхо – вершина устной поэзии якутов (саха), самого северного тюркского народа, проживающего в Северо- Восточной Сибири. Оно занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний.

Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000- 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Талант сказителя отличается многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством.

Действие в олонхо происходит в трех мирах - Верхнем, Среднем и Нижнем. В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Главный герой – это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция – борьба за создание семьи и защита интересов племени Айыы. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон, бог- покровитель лошадей Кюн Джесегей, богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных - Иэйэхсит и Айыысыт и др.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни маленького народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Негативные факторы политического, социально-демографического и экономического характера в России XXв. Поставили под угрозу существование якутской эпической традиции. Несмотря на рост интереса к олонхо в 1980-90-е годы, этот эпос находится в опасности в связи с малым числом сказителей, достигших преклонного возраста.

В 2005 году ЮНЕСКО включило Якутский героический эпос «Олонхо» в список Шедевров устного и нематериального культурного наследия.

После этого события в Республике Саха (Якутия) 2006-2015гг. объявлены 10-летием олонхо. Начиная с 1999г., разрабатывались и утверждались государственные целевые программы по сохранению олонхо. Создана общественная организация «Якутская республиканская ассоциация олонхо», имеющая свои филиалы в улусах республики. В настоящее время действует Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса олонхо на 2007-2015гг, в реализации которого принимают участие учреждения культуры, образования, науки, общественные организации, отдельные лица.

Олонхо (якут. олоҥхо) - общее название многочисленных якутских героических сказаний, средний размер которых достигает 10-15 тысяч стихотворных строк, а наиболее крупных - до 20 тысяч, иногда - до 50 тысяч строк. Олонхо относится к наиболее древним эпическим памятникам тюрко-монгольских народов и ценится прежде всего как художественно неповторимое и органичное сочетание возвышенно-поэтической речи и выразительного разнохарактерного пения.

Олонхо — самый крупный эпический жанр якутского фольклора, генетически близкий к сказаниям тюрко-монгольских народов Сибири. Олонхо, бурятские улигеры, хакасские, шорские, алтайские и тувинские сказания исследователями обычно объединяются под общим названием архаический героический эпос. В сюжетике его произведений сохраняются сказочно-мифологические мотивы. По отношению к так называемому классическому эпосу, сформировавшемуся в период образования ранних государств ("Манас", "Алпамыш", "Кёр-оглы", "Давид Сасунский", русские былины) архаический эпос занимает особое место, представляя собой типологически наиболее древний пласт эпического творчества, сложившийся в условиях родоплеменных отношений.

По сюжетной теме олонхо можно разделить на три типовые группы:

1. олонхо с более ранними типами сюжетов о заселении Среднего мира потомками божеств айыы, от которых пошло племя ураанхай саха. Согласно одной линии развития темы верховное божество Урунг Айыы Тойон сам заселяет своих детей на Средний мир, дабы обустроить жизнь на земле; по другой линии, Средний мир заселяется отверженными провинившимися потомками божеств айыы (см.Дыырай Бэргэн).

2. олонхо о родоначальниках племени, предназначенных божествами быть прародителями ураанхай саха и совершающих героический поход за невестой - суженой, которую герой, часто именуемый Эр Соҕотох (Муж Одинокий), добывает победой над соперниками в богатырском состязании и единоборстве.

3. олонхо о защитниках племени айыы аймаҕа с главным героем Ньургун Боотур или Мүлдьү Бөҕө (рус. Мюльдю Бёгё) .

Для стиля олонхо характерны героическая идеализация и гиперболизация облика и свершений героев, контрастное противопоставление светлых и темных сил с обильным применением сравнений, эпитетов и метафор.

Олонхосут (якут. олоҥхоһут) - мастер словесного искусства, обладающий свободной поэтической импровизацией, техникой горлового пения «кылысах» (якут. кылыһах), которая представляет собой уникальный феномен горлового пения якутов. Кылысах является характерным национальным признаком эпического пения якутов и представляет собой сохранившиеся до наших дней древние основы горлового пения тюркских народов. Олонхосуты-сказители держат в своей памяти десятки тысяч стихотворных строк. Песни-тойуки в олонхо представляют собой прямую речь персонажей и исполняются олонхосутом в том стиле, которого требует происхождение героя олонхо.

Олонхосут - сказитель, исполнитель якутского героического эпоса олонхо, носитель эпических традиций народа. В большинстве случаев олонхосутами становились даровитые люди, выросшие в окружении сказителей старшего поколения. Искусство олонхосутов требует длительного накопления навыка сказывания, обладания исключительной памятью, способностью своеобразного видения мира олонхо и дара импровизации. Искусство олонхосутов пользовалось глубоким почитанием и уважением в народной среде. Слово олонхосут становилось почетным добавлением к имени сказителя. Олонхосуты могли сказывать от нескольких до десятков олонхо. Так, Петр Колесов из Горного района, 86 лет (в 1920 г.), знал 46 олонхо. Сказывание длилось от одного до нескольких вечеров. Верхоянский сказитель Манчаары, со слов которого И.А. Худяков записал в 1860-х гг. сказки и олонхо, говорил В.Л. Серошевскому, что он знает олонхо, которое можно рассказывать месяц. Отдельные регионы в конце ХIХ — ХХ в. являлись своеобразной «школой» сказительства со своими традициями, например таттинская эпическая традиция, начало которой было положено легендарными олонхосутами Лоҕуй, Кээмпэс, Килээмпир. Их традиции продолжили И.В. Винокуров-Табахыров , Н.И. Малгинов-Көтүөхэ Уола , К.Г. Оросин. Наиболее заметными представителями амгинской «школы» были Т.В. Захаров-Чээбий , верхоянской — М.Н. Горохов, вилюйской — С.Н. Каратаев — Дыгыйар. С давних времен проводились состязания между олонхосутами. Так известны соревнования в исполнительском искусстве между Т.В. Захаровым-Чээбием и Н.А. Абрамовым-Кынатом , И.В. Винокуровым-Табахыровым и Н.И. Малгиновым-Көтүөхэ Уола .

В годы советской власти выдающиеся олонхосуты были приняты в Союз писателей СССР.

Литература:
Серошевский В.Л. Якуты. СПб., 1896;
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969;
Васильев Г.М. Живой родник. Якутск, 1973;
Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974;
Илларионов В.В. Искусство олонхосутов. Якутск, 1982.

Бытует два основных стиля якутского пения: дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. В манере дьиэрэтии ырыа исполняются песни положительных персонажей олонхо с использованием техники горлового пения «кылысах». Некоторые положительные герои, трикстеры и слуги поют в стиле дэгэрэн ырыа, который исполняется обычным голосом. Исполнение песен отрицательных персонажей олонхо отличается от них особым стилем.

На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения - якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек.

Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.

Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.

Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV-XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов - курыканы упоминаются в орхонских надписях VI-VIII вв.

Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои - в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент - не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские - через смешанные браки.

Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка).

Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.

Этот сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.

В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII-XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом «благородном разбойнике» Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятельности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.

Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.

«Взаимопроникаемость» и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний.

Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.

Как указано выше, предки якутов, курыканы, имели общение с древними тюрками в VI-VIII вв. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты (вероятно, в северном Прибайкалье), были буряты. Это могло происходить не позднее XV в. Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII-IX вв.

Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты (борьба с чудовищами), пережитки общеродового дележа добычи (сохранившиеся в некоторых олонхо), экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда (на охоте). А на то, что это эпос позднеродового периода - времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев - преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере. Рыболовство и охота - в тени, на втором плане (герой охотится только в начале своей жизни). Родовое общество фактически разделено на героев (родовых аристократов и вождей) и их челядь - домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Герой - вождь всего своего племени, младшие богатыри ему безусловно подчиняются. Есть признаки начавшегося разделения труда - выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо - эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Выделился «олимп» - сонм добрых божеств во главе с Юрюнг Аар Тойоном (Белый Великий Господин). Добрым божеством противостоят злые подземные божества (мир дуалистичен) во главе с Арсан Дуолаем. Его люди - абаасы творят зло и насилие.

Кроме Верхнего мира (небес) и подземного, Нижнего мира, существует Средний мир, т. е. собственно земля. В Среднем мире живут люди, а также духи различных предметов, называемые «иччи». В олонхо каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух «иччи». Особенно значительна богиня Аан Алахчын Хотун - дух земли. Она обитает в родовом священном древе Аар-Лууп-Мас («Великое Дуб-Дерево»). Богиня земли помогает герою и его людям, ходатайствует перед богами в пользу людей, благословляет идущего в поход героя, вселяет в него силу, дав выпить молоко из своей груди. Герою, находящемуся в походе, очень нужны духи-«иччи» различных мест, горных проходов, рек, морей. Ему приходится их одаривать, чтобы они благополучно пропустили его через свою территорию, не устраивали ему разных помех.

В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти создателям олонхо представляются в виде чудовищ, заполонивших прекрасную страну. Они разрушают ее и уничтожают на ней все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ и создать на ней изобильную, мирную и счастливую жизнь. Таковы высокие цели, стоящие перед первым человеком. Поэтому им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный:

Чтоб улусы солнечные Защитить, Чтоб людей от гибели Оградить.

Во всех олонхо первый человек - герой.

Герой и его племя божественного происхождения. Поэтому племя героя называется «айыы-аймага» («родственники божества»). Под именем племени «айыы-аймага» подразумеваются предки якутов - создателей олонхо.

Соответственно своему высокому назначению, герой изображается не только самым сильным, но и красивым, статным. В олонхо внешний облик человека отражает его внутреннее содержание. Поэтому герой Нюргун Боотур Стремительный:

Строен станом, словно копье, Стремителен, как стрела, Был он лучшим среди людей, Сильнейшим среди людей,

Красивейшим среди людей, Храбрейшим среди людей. Не было равных ему В мире богатырей.

Но герой, прежде всего, могущественный богатырь, ведущий смертельную борьбу. Поэтому он рисуется еще величественным и грозным:

Огромен он, как утёс, Грозен лик у него, Выпуклый лоб его Крут и упрям;

Толстые жилы его Выступают по телу всему; Бьются, вздуваются жилы его -

Это кровь по жилам бежит. Впалые у него виски, Чутко вздрагивают нервы его

Под кожею золотой. Нос его продолговат, Нрав у него крутой.

Образы олонхо резко контрастны. Если герой - добрый защитник людей, спасающий всех попавших в беду, то представители племени «абаасы-аймага» (букв.: «родственники черта») рисуются как злые и безобразные чудовища - это однорукие и одноногие циклопы. Они наделены всеми мыслимыми пороками (злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью). Богатыри абаасы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин. Похищение женщин в олонхо показывается как символ всех обид, оскорблений и унижений людей. При всем этом богатыри абаасы носят бесспорные человеческие черты. Отношения их между собой строятся по типу человеческих племенных отношений. Арсан Дуолай носит признаки главы патриархального рода. В ходе событий герои вступают с ними в переговоры. Переговоры эти похожи на переговоры между представителями враждующих племен. Герои с богатырями и шаманками абаасы совершают различные сделки: временно мирятся, дают друг другу клятву не нападать во время перемирия. Иногда герои побежденных ими богатырей абаасы не убивают, а отпускают с миром, взяв слово больше не нападать на людей, или обращают их в рабов. Интересны в этом отношении брачные сделки между побежденными богатырями айыы и могущественными шаманками абаасы - победительницами их. Шаманки абаасы похотливы, кроме того, у них нестерпимо желание выйти замуж за богатыря айыы. Для этого они готовы предать даже родного брата - главного противника героя. Пользуясь этой их слабостью, побежденный ими богатырь айыы дает обманное обещание жениться на шаманке-победительнице и совершает с ней различные сделки против ее брата. Соглашение это шаманка абаасы выполняет, а богатырь айыы нет. Иногда богатыри айыы и абаасы становятся побратимами, что носит, однако, временный характер, так как постоянная дружба и побратимство с абаасы в олонхо считаются невозможными. Все это говорит о том, что в образе богатырей абаасы, пусть в мифологизированном и фантастическом виде, отражены черты реальных древних племен, с которыми некогда воевали предки современных якутов.

Вокруг героев и богатырей абаасы группируются все остальные персонажи олонхо: родители и родственники, добрые и злые божества и духи, шаманы и шаманки, вестники, рабы, «стражи» разных мест и множество других второстепенных персонажей.

Китайский театр Куньцюй готовит постановку спектакля-олонхо "Туйаарыма Куо", который будет представлен в ноябре на Днях культуры Земли олонхо в Пекине, сообщается на сайте правительства Якутии.

Олонхо - традиционный устный жанр якутского фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО объявило его одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Эпос олонхо рассказывает о трёх мирах: верхнем, где обитают боги, среднем, населённом людьми, и нижнем, заселённом злыми духами. Все три мира соединяет дерево жизни. Богатыри из мира людей совершают подвиги и побеждают зло.


"Спектакль по мотивам якутского героического эпоса будет поставлен театром Китая в рамках Дней культуры Земли олонхо в Пекине, которые пройдут в ноябре этого года. Проект является совместным: театр Олонхо, некоторое время назад заключивший соглашение о сотрудничество с театром Куньцюй, является соорганизатором постановки", - сообщается на сайте.

Министр культуры Якутии Владимир Тихонов встретился в Пекине с руководством театра и обсудил предстоящие Дни культуры Земли олонхо и вопросы дальнейшего сотрудничества.

Куньцюй, или Куньшаньская опера - древнейший вид оперного искусства. В спектаклях представлены не только пение и музыка, но и боевые искусства, акробатика и актёрская игра. Большинство этих опер созданы на основе известных классических текстов из мифологии и китайской истории. В 2001 году куньцюй была объявлена ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.




РИА Новости http://ria.ru/culture/20150720/1137650077.html#ixzz3gPnNqpd7

25 ноября 2005 года - День провозглашения якутского героического эпоса олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО - был объявлен как День олонхо в республике Саха , таким образом, родился ещё один народный праздник, как и национальный праздник ысыах.



Олонхо состоит из множества героических сказаний о подвигах древних богатырей. Средний размер сказаний достигает 10-12 тыс., а наиболее крупные насчитывают до 50 тыс. стихотворных строк. Например, олонхо Р. П. Алексеева из Усть-Алданского улуса «Алаатыыр Ала Туйгун Бухатыыр», опубликованный в I томе научно-популярной серии «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке, имеет объём 50 тыс. стихотворных строк.

В периоды своего наивысшего живого бытования олонхо всегда поддерживалось исключительно самим народом, который во все времена стремился культивировать его как своё главное духовное богатство. В различных жанрах устного фольклора якуты, как бесписьменный народ, прежде всего, стремились сохранить свой язык, фольклор, культуру и историю.

Само содержание эпоса отражает период разложения родового строя, и считается, что зачатки олонхо возникли ещё в период территориальной близости предков якутов к тюрко-монгольским племенам (не позднее VI-VII вв.). Известна мысль П. А. Ойунского, создателя одного из крупных по объёму и художественному воплощению текстов олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»: «Время появления олонхо в виде отдельных повествований о войне должно быть отнесено ко времени татарского и монгольского нашествия на Китай. К числу этих войн должна быть отнесена и война, приведшая к образованию трёх национальных единиц (в сказке трёх миров)… Древние якуты, ушедшие из Средней Азии, застали эти войны на территории древне-китайской империи» (Ойунский, 1962, с. 133-134).

В течение веков якутский эпос, как устная традиция, создавался усилиями многих поколений сказителей в основном в семейном кругу с приглашением близких соседей. У многих знаменитых олонхосутов в раннем детстве проявлялся наследственный дар к сказительству. Например, олонхосут Н. Е. Павлов из Кобяйского улуса «по отцовской линии не имел ни одного олонхосута, а по материнской линии - девять поколений сказителей, семь поколений шаманов». В семье знаменитого олонхосута Н. А. Абрамова-Кынат все трое братьев были олонхосутами и шаманами. Именно в семейном кругу будущий сказитель с детства усваивал содержание олонхо, воспринимал все нюансы сказительства, употребляя традиционные эпические формулы в повседневной разговорной речи, стараясь свои мысли передать поэтическим языком эпоса (Илларионов, 1982, с. 22-24).

Сегодня якутский эпос продолжает жить в разных модификациях: в театре и кино, книгах, радиопередачах, на телевидении, в детских студиях, изобразительном и прикладном искусстве, даже в компьютерных играх и т.д. Естественно, это уже не традиционное бытование олонхо как устной сказительской традиции, но с 90-х гг. ХХ в. в связи с принятием суверенитета в республике началось пробуждение этнического самосознания народа саха (якутов), повлекшее за собой подлинное возрождение духовной культуры и фольклора.

Начали проводиться локальные и республиканские конкурсы по различным видам традиционной культуры, в том числе и конкурсы эпического пения и сказительства среди разных возрастных групп населения. С 1988 г. ежегодно стал проводиться республиканский фестиваль юных исполнителей олонхо «Я - дитя Земли олонхо», передающий молодому поколению эту традицию. С созданием Республиканской общественной организации «Ассоциация олонхо» (1999 г.) на новый уровень поднялся интерес к эпосу среди населения республики. Сегодня ассоциация имеет около 20 филиалов в республике. Центр олонхо вместе с ассоциацией выпутили 21-томную научно-популярную серию «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке.

В виде закона принята десятилетняя Государственная целевая программа по сохранению, изучению и возрождению якутского героического эпоса олонхо (2006-2015 гг.), принят закон Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию эпического наследия народов РС (Я), проводятся ежегодные республиканские «Ысыахи олонхо» по улусам, создан эпический театр олонхо, построены «Домоа олонхо», разработаны историко-культурные комплексы «Земля олонхо» в местах традиционного бытования олонхо и т.п.

Сегодня в реальных условиях потери самоидентификации малочисленного народа, каковым является народ саха, олонхо вновь востребован жизнью, как никогда ранее, именно с точки зрения объединения самого этноса и выражения его как символа общности с тюрко-монгольским миром. Получение статуса шедевра возлагает огромную ответственность на республику по сохранению, возрождению и изучению якутского героического эпоса олонхо, передаче устной сказительской традиции молодому поколению, популяризации эпоса на российском и международном уровнях.


Деятельность по передаче устной сказительской традиции молодому поколению имеет многоуровневый характер: в частности, по педагогике олонхо разработаны и внедряются специальные программы, начиная с детского сада до вуза; созданы кружки, студии, школы эпического пения, летние лагеря по эпическому исполнительству среди детей, продолжается проведение различных фестивалей и конкурсов для населения и т.д.

Цель исследования:

Узнать о значении олонхо в нашем обществе.

Задачи исследования:

1) Узнать, кто придумал олонхо? Какова история происхождения олонхо?

2) Выяснить, для чего нам нужно знать эпос народа?

3) Проанализировать, сохранились ли якутские традиции?

Гипотеза исследования:

Предположим, что на примере олонхо можно изучить жизнь, традиции, обычаи народа и оно является основой нравственного воспитания.

Методы и средства исследования:

Найти литературу, посвященную олонхо;

Познакомиться с историческими кинофильмами, рассказывающим о версиях происхождения народа саха;

Обратиться к всемирной информационной сети Интернет.

План исследования:

) Героический эпос олонхо.

2) Происхождение олонхо.

3) Олонхосуты.

4) Исполнение олонхо.

5) Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо.

6) «Ысыах» в олонхо.

7) Актуальность олонхо.

8) Выводы.

Героический эпос Олонхо

Якутский героический эпос имеет общее название олонхо. Он состоит из множества отдельных сказаний с тем же названием – олонхо. В заглавие эпических поэм обычно выносятся имена главных героев – «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллуустуур», «Юрюнг Уолан», «Кыыс Ньургун», «Кыыс Туйгун» и т.д. В настоящее время известно более 300 названий.

Каждое олонхо – крупное произведение, состоящее из 6 – 10 тысяч, иногда 10 – 15 тысяч строк. Отдельные сказания достигают гигантских размеров. Так, олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданное П. Ойунским, содержит 36 тысяч строк., «Ала Туйгун» записанное в 60-е годы Р.П. Алексеевым, насчитывает 52410 строк.

Происхождение олонхо

Возникновение олонхо восходит в глубину веков. Эпос появился тогда, когда предки якутов жили на юге Сибири, в тесном общении с тюрко-монгольскими народами Саян и Алтая. На это указывает общность в сюжетах героичсеских сказаний, сходство в языке, названиях. Становление и дальнейшее развитие продолжалось вплоть до XVII века.

Эпические сказания создавались в условиях разложения первобытно-общинного строя, межродовых и межплеменных столкновений, борьбы за самостоятельность существования племени.

Чем отличается олонхо от эпоса других народов

Общеизвестно, что олонхо – это название старинных эпических сказаний, суть которых – воспевание боевых подвигов боотуров, которые совершаются ими ради защиты родной земли, своих соотечественников, ради спокойной жизни на земле, мирного труда, счастливой будущности детей и внуков. Олонхо для якута – это «Калевала» для финна, «Манас» для киргиза, «Илья Муромец» для русского. Красота якутского эпоса – олонхо – в его высоком поэтическом дыхании, пленительном сочетании фантастического с реальным, лирического с эпическим и житейского с героическим.

Мощь олонхо в силе мудрости его идеи – идеи жизнеутверждения, торжества жизни над смертью, победы счастливого, процветающего в мире народа над насилием кровожадных хищников.

Той историчности, которая присуща для эпоса других народностей, в якутском олонхо нет. Олонхо – продукт художественного вымысла, его персонажи - символы большого социального обобщения.

Олонхосуты

Творцами олонхо, его исполнителями и хранителями были певцы – сказители, олонхосуты. Согласно преданиям, первым олонхосутом, родоначальником эпоса был Сээркэн Сэсэн, ставший одновременно и персонажем сказаний мудрый, старый советчик героев. Это одно из древнейших имен эпических певцов наряду с создателями древнегреческого эжпоса – Гомером и русского – Баяном. Народная память сохранила большое количество имен олонхосутов начиная с XVII века. Т.Захаров – Чээбий, Н. Абрамов – Кынат, Д. Говоров, С. Петров, Е. Иванова,Ж СА. Зверев. Эти и многие другие сказители, выходцы из народа, неграмотные бедняки, батраки, скотоводы, земледельцы, кузнецы, плотники, охотники создали и сохранили богатейшее эпическое наследие народа, имеющее мировое значение.

В настоящее время подлинными носителями эпоса являются Пётр Решетников, Дарья Томская и многие другие. Из мирнинского района – Федора Иванова и Владимир Семенов.

Исполнение олонхо

До революции олонхо обычно сказывалось в домашней обстановке, в кругу семьи, часто с приглашением близки соседей. Могло оно исполняться и при большом стечении народа, на наслежных и улусных собраниях, на летних праздничных ысыахах. Сказание начиналось с 5-6 часов вечера и заканчивалось далеко за полнлчь, иногда к утру. Исполнение могло продолжаться до 8-10 часов подряд, лишь с небольшими перерывами. Незаконченное повествование продолжалось на следующую ночь и могло длиться несколько ночей.

Свои впечатления об исполнении олонхо изложил и М. Н. Жирков: «Их (олонхосутов) обычно слушают с затаенным дыханием. Во время исполнения олонхо слушатели носятся в разные миры, а происходящие там события вызывают у них самую разнообразную реакцию: смех, слезы, плач, печаль, горе, страдания. Слушатель терпит поражение и побеждает, испытывает торжество, восхищается героизмом,самоотверженностью, отвагой героев. Одних презирает и ненавидит, других – ласкает, любит, словом, с самого начала до конца как бы участвуя во всех событиях, не чувствуя никакого утомления. Во время исполнения олонхо слушатели выражают свою реакцию на описываемые события выкриками».

Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо

Якутское олонхо формировалось на основе идеологии родового строя. Оно отражает космогонические представления народа, его религиозные верования. В соответствии с ними Вселенная состоит из 3-х миров – Среднего, Верхнего, Нижнего.

Срединный мир – айыы сирэ или орто дойду – является центром Вселенной, страной, где живут люди, причем каждое живое существо и каждый предмет имеет своего духа – «иччи». Богиня земли или дух Земли – Аан Алахчын-хотун. Она живет в великом дереве Аал–Луук–Мас, Байанай – бог леса и охотников, Аан Дархан – тойон или Хатан Тэмиэрийэ – дух огня, Хомпоруун Хотой айыы дух птиц, Кытай Бахсы дух кузнецов. Среди них есть духи добрые и злые.

Нижний мир – Утугэн или Ютюгэн (преисподняя), или Нукэн уодэн (мрачная преисподняя) – мир злых чудщовищ мешабщих счастливой жизни людей. Их глава Арсан Дуолай.

Верхний мир мир бого во главе с Юрюнг Аар-тойоном. К сонму богов принадлежат Дьылга-Хаан – бог судьбы и рока, Иэйэсит – покровительница скота, Айыхсыт – богиня новорожденных, Илбис-Хаан – бог грома. В Верхнем мире живут также добрые и злые божества.

Племя людей, населяющих Срединный мир, называют айыы аймага, родственники божеств, существа Нижнего мира – абаасы, однорукие и одноглазые циклопы – родственники черта. Посредниками между людьми и богами являюдтся шаманы и шаманки. Белые шаманы общались с добрыми духами, черные – со злыми. Содержание каждого олонхо составляет фантастическая история человечества от появления первых людей, обустраивающих счастливую жизнь на земле. Но ее разрушают существа Нижнего мира. Они грабят, загоняют скот, похищают женщин. В этой связи возникает необходимость защитить людей, вернуть мир на землю, для чего нужно уничтожить абаасы. Эту сложную задачу разрешают герои-богатыри. Добрые божества Верхнего мира покровительствуют людям, злые – Нижнем миру

Это общая для всех олонхо сюжетная линия воплощается через обилие сюжетов. Одни сюжетные мотивы возникли в глубокой древности, другие позже, но все они, хоть и в фантастическом плане, отражают конкретные общественно-исторические условия. Главный сюжетный мотив – защита богатырем своего рода от насилий и обид.

Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа САХА это ЫСЫАХ.

Вот как описывается «ысыах» в олонхо.

Ысыах в олонхо

Большой или великий «улуу ысыах» в «олонхо» начинается с широкого оповещения народа с приглашением всех удалых героев и богатырей. При этом приглашенным описывается красота дочери устроителя «ысыаха» и сообщается также, что добиться её руки прибыли такие-то знаменитые герои и богатыри, имена которых гремят на трёх мирах.

Богатыри и герои не могут не идти на это приглашение, иначе их могут «ославить» как трусов. В случае успеха и победы их ждёт счастье брака с красавицей, в честь которой поются хвалебные гимны на всех мирах.

Ысыах, являясь праздником коневодства и плодородия, является в то же время и семейным праздником, т.к. устроители «ысыах» празднуют также и рост своей семьи в лице дочери, долженствующей дать жизнь новым поколениям, т.е. пустить корни в далекое будущее. «Ысыах» имеет большое значение и для воспитания молодого поколения, для закаливания его боевого духа. Молодёжь испытывается на «ысыах», закаляется на состязаниях. С участием на «ысыахах» молодых людей связано представление о достижении ими зрелости, после чего они уже взрослые люди.

Большой ысыах может затянуться на годы, когда в состязаниях примут участие равные по силе и в результате чего могут вспыхнуть нескончаемые войны на всех трех мирах. В таких случаях устроители «ысыах» разоряются дотла. Большой «ысыах» кончается малым, рамки которого значительно сужены и участниками которого являются представители семейного и родовых кругов.

Малый «ысыах» является праздником побед и подвигов жениха, а также начала брачной жизни новой семьи. Этот ысыах длится до поездки молодых в дом мужа.

Перед отъездом новобрачных из юрты выходят все. Рабы и домочадцы мужского пола становятся на стороне старика, причем шесть лучших (или 12) поддерживают его. Рабыни и все домочадцы женского пола становятся на стороне старухи, причем шесть рабынь (или 12) поддерживают старуху. Все одеты в лучшую и ценную одежду. Старуха с кумысом в чороне произносит «алгыс» - пожелания счастливого пути, счастливой семейной жизни. Она благословляет свою дочь с пожеланиями доброго потомства, чтобы кровь и жизнь её родных, отца и мать – в её лице – в её потомстве жила бы и размножалась и цвела бы из века в век; чтоб у неё было много скота конного и рогатого, чтоб у неё также был бы и богатый «ысыах» из рода в род, из поколения в поколение.

Новобрачную после материнского алгыс» садят на оседланного коня, разукрашенного самым лучшим украшением, причем, на седло она поднимается по спине раба, едущего в качестве «эмньит кулут».

На длинном и долгом пути своем

На дорожных ухабах,

На рытвинах не разбейся!

Пусть злоязычные бед тебе не накличут!

Пусть десять пальцев имеющиеся тебя не тронут!

Пусть много детей у тебя родится,

Пусть потомство твое процветает,

Стань главой большого дома,

Будь хозяйкой уютного дома!

Из олонхо «Кыыс Дэбилийэ»

Ысыах сегодня

Ысыа́х (якутск. Ыhыах) - день празднования Нового года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Празднование

Жители Республики Саха (Якутия) празднуют Новый год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и ещё по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыаха проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

История

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь».

Осуохай

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе…

Актуальность олонхо

В нашем обществе духовные и материальные потребности не могут быть удовлетворены. Негативные явления, как алкоголизм, насилие, межнациональные конфликты, неумение слышать друг друга, ожесточенность людей, хамство, безразличие и т.д. является настоящей бедой всего человечества, в том числе и нашей республики.

И теперь нам, как никогда раньше, нужно глубже познакомиться с достижениями, вершинами якутского устного народного творчества.

Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры.

В олонхо во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость победы, радость торжества идей человечества – детей Солнца. В олонхо нет места упадничеству. Олонхо есть творение трудового народа. Поэтому оно так оптимистично.

Таким образом, в олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – борьба за установление социальной справедливости, победа добра над злом. Олонхо прославляет стойкость в борьбе за счастье на земле верность слову и делу. Осуждаются жадность, корыстолюбие, трусость.

Указом президента РС (Я) В. А. Штырова №3036 от 15. 11. 2006 г. день провозглашения ЮНЕСКО ЯКУТСКОГО героического эпоса ОЛОНХО ШЕДЕВРОМ устного и нематериального наследия человечества, т.е. 25 ноября, объявлен национальным праздником – Днем олонхо.

Национальный праздник Ысыах, посвященный олонхо

В 2006 г. Традиционный национальный праздник Ысыах был посвящен признанию решением ЮНЕСКО якутского эпоса олонхо «Шедевром Устного и Нематериального Наследия Человечества». Ысыах олонхо стал первым крупным мероприятием Десятилетия Олонхо.

Вывод:

По воле судеб народ саха, будучи оттеснённым ордами Чингисхана на далёкий и дикий Север, надолго остался без письменности, но его мощная духовная культура, складывавшаяся в течение многих веков, свободно развивалась в виде устной народной поэзии, передаваемой от поколения к поколению, и появилось великое Олонхо.

После зарождения письменности, литературного языка, эпос олонхо стал плодотворной почвой для развития настоящей эпической поэзии Саха…

Якутское олонхо – высокохудожественное эпическое произведение со своим кругом идей и образов, тем и сюжетов, со своим стилем, композицией и выразительными средствами. Оно отражает национальные черты быта, выражает мировоззрение народа, огбобщает его жизненный опыт. Олонхо несет в себе глубокую идейность, высокие нравственные и моральные принципы.

Олонхо – это народная школа саха. Мир олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку. В нем сосредоточена вся мудрость народа.

    На материале олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целой системе.

    На текстах олонхо можно в совершенстве овладеть родным языком.

    Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение саха.

5. Олонхо – философия народа саха. В нем отражено сознание народа. В мире олонхо вся жизнедеятельность людей борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны. Здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения народа саха.

Олонхо - эпос, который занимает одно из ведущих мест в традициях фольклора народов Якутии. Произведение занесено в список ЮНЕСКО как шедевр устного культурного наследия человечества.

Структура эпоса, исполнение

Эпос Олонхо состоит из поэм, каждая из которых включает в себе по десять тысяч стихотворных песен. Наиболее известная поэма эпоса под названием «Нюргун Боотур Стремительный» состоит из 36 песен. Согласно якутским традициям, одну поэму должен исполнять один песнопевец.

В исполнение Олонхо допускается импровизация, поэтому все сказатели должны обладать ораторским искусством, а также высоким актерским мастерством. В наши дни песнопевцы исполняют Олонхо без музыкального сопровождения, часто в беглой форме.

Сюжет якутского эпоса Олонхо

Действие эпоса происходит одновременно в трех пространствах: верхнем, среднем и нижнем. Центральный объект - мировое дерево, которое своими корнями уходит в нижнее пространство, его ствол находиться в среднем, а ветви тянутся в верхнее, где обитают божественные силы. Дерево представляет собой символ мировоздания, загробной и земной жизни человека.

Главный герой произведения - Айыы, божество, которое боги свергли в средний мир. Один из потомков Айыы, Эр Соготох, обращается к дереву мира с просьбой сказать ему истинную цель жизнь. Божество, которое жило в дереве, ответило, что он должен создать свое государство и утвердить счастливую жизнь в среднем мире.

В скорее после этого Эр Соготох женился на девушке, обитавшей в низшем мире. Значительную часть эпоса занимает рассказ о его сватовстве и борьбе с низшими духами, которые не хотели отдавать главному герою заключенную ими красавицу. Дети и внуки Эр Соготоха смогли создать могущественное процветающее государство, равных которому не было в мире.

Однако не заставили себя ждать и трудности - на новообразованное государство вскоре стали претендовать внешние захватчики, которым покровительствовал злой дух Абасы, яростно ненавидевший Эр Соготоха. Благодаря тому, что потомки поверженного духа Айыы, боролись за добро, благополучие и высшие духовные ценности, на их помощь пришли высшие божества - Айыысыт, Кюн Джесегей и верховный бог Юринг Айыы Тойон. В конечном итоге, народу удалось отстоять свое государство и повергнуть неприятелей в низший мир.

Эпос Олонхо проповедует такие высокие ценности как брак, патриотизм, самоотверженность, вера в свой народ, уважение к минувшим временам.

Исследования Олонхо

Начиная с XIX века, эпос Олонхо начали впервые записывать. Первым ученым - фольклористом, который сумел воссоздать поэму «Нюргун Боотур Стремительный» в письменном виде стал Платон Ойунский. Советский ученый Сергей Зверев по мотивам эпоса создал одноименную драму. На сегодняшний день исследования эпоса являются особенно важной частью культурного развития России.

Олонхо - это зеркало, отображающие древние традиция, мифологические и религиозные верования, а также быт якутского народа. Образы из эпоса Олонхо были использованы в современном художественном искусстве - живописи, театре и кино.