Свадебная одежда

21-25 мая 2008 года
Тишинская площадь, дом 1

Мода позаимствовала у виноделов понятие «винтаж» - особо ценное вино определенного года. Старая одежда, если в ней был заложен потенциал, как и отличное вино, с каждым годом становится все лучше.
Люди, для которых поиски собственного стиля выходят за границы модных журналов, ценят винтажную одежду и аксессуары именно за ощущение неповторимости и собственной истории, которое несут в себе эти вещи. Они готовы тратить свое время и немалые суммы денег, чтобы стать обладателем винтажного раритета.

СПЕЦПРОЕКЫ
Стенды с антикварной и винтажной одеждой и аксессуарами будут сопровождать некоммерческие выставочные проекты, среди которых:
■ «Танцплощадка» - советские крепдешиновые платья 40-50-х годов.
■ «Турнюры времен Анны Карениной» - туалет женщины середины XIX века.
■ «Свадебная мода 1 пол. ХХ века» - платья, шляпы, бижутерия, свадебные фотографии, свадебные приглашения.
■ «Городской костюм конца XIX начала ХХ века» из коллекции Натальи Костригиной.
■ Портреты знаменитостей в винтажной одежде работы известного фотографа и мастера исторических мистификаций Екатерины Рождественской.
■ И другие спецпроекты.

«Городской костюм конца XIX века» из собрания Натальи Костригиной.

Наталья Анатольевна Костригина - один из самых известных питерских коллекционеров антикварного платья. Она предпочитает период конца XIX - начала ХХ века (до 1920 года). Ее коллекция отлично известна не только в России, но и за рубежом, французские коллекционеры завистливо цокают языком, только увидев изображения ее коллекции.
Наталья Анатольевна Костригина уже более десяти лет собирает предметы женской одежды. В настоящее время в коллекции более ста экспонатов, среди которых есть пальто, жакеты, накидки, вечерние, визитные и свадебные платья, нарядное белье, различные дополнения к костюму. Наталья Костригина всегда старается выяснить историю предметов.
Некоторые платья принадлежали ранее представителям зажиточных городских слоев, среди которых были архитекторы и художники, адвокаты, преподаватели институтов и гимназий, чиновники департаментов, актеры столичных театров, купцы. Костюмы коллекции относятся к 1850-1910-м годам. Изящные фасоны, высокое качество кроя и разнообразие отделок, а также сохранившиеся на некоторых платьях фирменные знаки, говорято том, что все они были сшиты в столичных мастерских.
Собрание Натальи Костригиной даетпредставление о многих важных тенденциях в развитии моды в России во второй половине XIX - начале XX веков и, вместе с тем, позволяет живо представить себе облик элегантной столичной дамы, жившей в Петербурге около ста лет назад.
Турнюры времен Анны Карениной из собрания коллекционера Антона Приймака.

Турнюр - один из самых интересных и уникальных частей женского туалета конца XIX века.
Турнюр пришел на смену кринолину и изобрел это до вольно сложное, почти архитектурное приспособление первый кутюрье - Чарльз Фредерик Ворт. Сам он рассказывал, что идея турнюра пришла ему в голову, когда он увидел женщину, подметавшую пол и подо бравшую юбку назад. Турнюры - это проволочная конструкция, обшитая плотным холстом, внутри на битая конским волосом или в эконом-варианте - ватой. Турнюр обязательно надевали под накрахмаленную нижнюю юбку с воланами, нашитыми сзади.
Сверху надевалось платье, как правило, украшенное в месте турнюра бантами и оборками. Мода на турнюры просуществовала более десятилетия - до появления первой конки, аэроплана, электричества и радио.

«Танцплощадка» - ностальгический проект из собрания питерского
антиквара и коллекционера Аркадия Петровича Матюнина.
Легкие, полупрозрачные, с яркими цветочными набивками, они олицетворяли мир после войны. Мир, в котором хотелось, чтоб оставалось место только для счастья, для любви, танцев и романов. Десять манекенов на деревянной танцплощадке перенесут нас на полвека назад, в десятилетие, когда танцы под незамысловатую музыку духового оркестра были главным развлечением.
Женщины ходили на работе в холщовых комбинезонах, а на досуге либо сами, либо в ателье «Смерть мужьям» шили платья из жизнерадостных тканей по выкройкам модных журналов.

«Свадебная мода начала ХХ века» - этот проект представляет
витажный бутик «Brocade» давно известный московским любительницам винтажа.

Свадебные платья, представляющие разные стилистические пристрастия невест, окружены платьями подружек невесты, свадебными приглашениями, открытками, карточками для гостей и прочей свадебной мишурой, которая делает бракосочетание праздником, требующим длительной подготовки - все-таки в начале прошлого века замуж выходили раз и навсегда, особенно в пуританской Америке, откуда было превезено большинство экспонатов. Елена Зильберквит и Татьяна Качалове отлично зная американский рынок антикварной и винтажной одежды привозят в Россию только настоящие жемчужины, как для собственного бутика, так и для выставочных проектов.

ГОСТИ ВЫСТАВКИ
По традиции выставка открывается VIP-приемом на 1500 человек. Прием состоится 20 мая в 19-00.
Dress Code: винтажная одежда приветствуется.
Ожидаемое число посетителей выставки с 21 по 25 мая 2008 года - 15000 человек.

Елена Ивченко, актриса
К винтажным вещам отношусь с большой осторожностью. Ведь каждая из них хранит информацию о своем хозяине... Поэтому любимых вещей у меня немного и все они только от близких или хорошо знакомых мне людей! Эти дополнения прекрасно сочетаются с современными тенденциями. Очень люблю украшения (брошь и серьги) с цветной эмалью 50-х годов. Ридикюль и театральные сумочки достались мне от бабушки, и я с удовольствием ими пользуюсь.

Арсен Ревазов, председатель Совета директоров агенства «IMHO»
К винтажной одежде я отношусь позитивно. Очень. У меня ее полно. Есть часы винтажные, которым 120 лет. Есть гимнастерка 1947 года. Я в ней на работу практически постоянно хожу. Что вы смеетесь? Я абсолютно серьезно говорю. Настоящая офицерская гимнастерка. Но самая любимая вещь - это все-таки часы, которые я получил по наследству. Швейцарские золотые часы фирмы Mozer. Из тех, которые стали делать самыми первыми. Вот, собственно, как раз сейчас они на мне. Можно сказать, я их почти не снимаю.

Агриппина Стеклова, актриса
Люблю бывать на антикварных рынках в разных странах мира! Это непередаваемая атмосфера, смешение стилей, времен... Мне особенно нравятся украшения: они абсолютно подходят к современной дизайнерской одежде. Мои самые любимые вещицы - это камея и старинный перстень со сканью.

Эвелина Бледанс, актриса
Обожаю винтажную одежду! У меня есть сумочки, шляпки и украшения. Это основное, что я покупаю. Что касается винтажной одежды, то я столкнулась вот с какой проблемой: раньше женщины были какими-то другими. Более стройными, что ли, более изящными и
миниатюрными. Поэтому, когда я примеряю винтажную одежду на блошиных рынках или в магазинах, она мне, как правило, не подходит. Хотя, с другой стороны, даже и в этом случае очень много вещей можно на себя прикинуть. Несмотря на сложности с размером, у меня имеется большое количество разных платьиц, пальтишек, юбочек и блузочек.
Когда ты надеваешь на себя что-то винтажное, есть по крайней мере 99,9 процента, что ты не встретишь намероприятии своего двойника. Это очень важно. Даже если ты купил платье от Валентино, заплатил за него 6 тысяч евро и считаешь, что теперь ты крут, ты абсолютно не застрахован от такой неприятности. Даже если в Москву привезли всего лишь три таких платья. Есть еще два человека, которые могут прийти в нем на мероприятие. Кроме того, не стоит списывать со счета людей, которые купили еще дватаких платья в Милане и три - в Париже. И все, ты тиражированный экземпляр. А винтаж делает тебя единственным и неповторимым. Вообще-то, я люблю абсолютно все свои вещи, но сейчас хотелось бы выделить сумочку середины XIX века. Она потрясающая! Бархатная, расшитая бисером, с серебристой застежкой с драконами. Я купила ее год назад, но пока ни разу не брала с собой. Несколько раз снималась с нею для модных сессий. Для этой вещи должно быть «правильное» мероприятие. У меня много вещей, которые я покупаю и долгое время не вывожу в свет. Храню их дома. Они все ждут своего момента «выстрелить».

Наталия Вдовина, актриса
Винтажные вещи заставляют работать фантазию. Есть вещи, которые абсолютно несовременны, но в сочетании с современными дают неповторимый эффект! Это в первую очередь касается всевозможных аксессуаров. Мамины украшения из цветной пластмассы, всевозможные бусы, которые были в моде в 60-х и 70-х, сегодня смотрятся очень актуально. Покупала себе кожаные сумки конца 70-х годов. Они очень хорошего качества и прекрасно подходят мне по стилю.

Анна Большова, актриса
Думаю, что «бабушкин сундучок» очень актуален. Прелестные платьица из натуральных тканей выглядят сегодня очень стильно и дорого. Главное - это умение носить такие вещи, сочетать их с современным гардеробом! Я с удовольствием использую всякие косыночки, сумочки, украшения, которые прекрасно дополняют современный образ. Люблю бывать на всевозможных базарчиках, а недавно в Ницце купила домой старый медный кувшинчик.

Любовь Руденко, актриса
С удовольствием покупаю и ношу винтажные вещи! У меня есть несколько интересных нарядов, которые составлены из таких «находок». Что привлекает? Прежде всего, качество тканей. Это натуральные шелка, хлопок,
вискоза. Цвета!!! Буйство красок, разнообразие фактур. К сожалению, сегодняшние предложения дизайнеров не
балуют разнообразием цвета: все довольно сдержанно, даже скучно... Мне, в силу публичной профессии, необходимо выделяться из серой толпы, нести праздник! Винтажные вещи позволяют это сделать.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра «Практика»
и учредитель фестиваля «Новая драма»

Я люблю винтаж. И покупать, и носить. Хотя это очень сложная и опасная вещь. Я человек, который верит в энергию вещи. Одежда, которая трогала чье-то тело… Стиральной машиной это все не вымоешь. У меня есть два любимых места, не считая, конечно, Индии, Таиланда и Африки, где можно, к примеру, найти вещи, принадлежавшие арабским купцам. И это поражает, конечно, сильно. Если же говорить про Европу, то, когда я оказываюсь в Лондоне и Париже, не бывает визита без посещения Камдэн-маркет или Клинанкурта на севере Парижа. Это самый большой блошиный рынок Европы.
Фактически город с улицами. Там есть улица, где продаются любые вещи эпохи Элвиса Пресли - от музыкальных автоматов и виниловых пластинок до ремней и блях. Там есть магазины, где можно купить белье XVIII века. Или шубы, которые были пошиты в начале XX века. Некоторые из них новые, с бирками. Они нечеловечески дорогие. Представляете?! Купила какая-нибудь богатейка шубу каракулевую, а потом война случилась
или еще чего. И наряд так и провисел в гардеробе.
Когда берешь эти вещи в руки и видишь, как сделана подкладка и крючочки, ты понимаешь: это произведение искусства. Я обожаю там бродить! Как будто путешествуешь по времени. За один день - несколько эпох. А любимая моя вещь - это винтажные запонки и галстуки. Когда я занимался бизнесом, то с моим антибрендовым и антибуржуазным сознанием понимал, что в винтажном костюме не могу пойти на переговоры, а в запонках или галстуке - легко. Самые мои любимые винтажные вещи - это старые французские запонки с янтарем. Не могу ответить почему.

Варвара Некрасова, аналитик моды, главный редактор журнала «Женщина за рулем»
Я очень люблю винтажные магазинчики, и для меня совсем не важно, в какой части света они находятся. Мне импонирует их особая жизнь. Правда, покупать там одежду я не рискую, только аксессуары и бижутерию, и с удовольствием их ношу. К счастью, мне досталось довольно много винтажных нарядов от бабушек и прабабушки: все они были большими модницами и кокетками. Так что если выпадает подходящий случай, я надеваю что-нибудь из нашего семейного гардероба - благо выбор велик. Чаще всего я надеваю смокинг 1912 года или черное шелковое платье с кружевом «валансьен» конца 20-х годов и изумительную шляпку со страусиным пером. Мне кажется, что это выглядит очень стильно и современно.

Олександр Пипа, бас-гитарист группы «Вопли Видоплясова», музыкант группы «Борщ»
Старая одежда мне нравилась всегда, я всегда этим интересовался. Долгое время моим сценическим костюмом были хлопковые зеленые клеши и желтая синтетическая водолазка, найденные когда-то в секонд-хенде. На заре перестройки это выглядело полным жлобством. Ну и особого внимания заслуживают черные лакированные штиблеты неопределенного возраста.
А вообще, специальным поиском каких-то особенных вещей я не занимаюсь. Но уж если встречается что-то интересное, то стараюсь приобрести.

Екатерина Волкова, актриса
Не могу сказать, что у меня много фирменных винтажных вещей. Но заходить во всякие «секондхенды» я обожаю. Особенно они хороши за границей. Когда последний раз была в Лондоне, купила там две шляпки.
Чудесные! Вообще, у меня к шляпкам сложное и вместе с тем прекрасное отношение. Иногда я их, конечно, надеваю, если случай позволяет. А в основном они у меня лежат в шкафу, на специальной шляпной полке. Одну шляпку я купила специально для спектакля «Мастер и Маргарита» в театре Станиславского. Она как раз 30-х годов. И я всегда в ней Маргариту играю. Еще очень люблю старинные украшения. Как-то была в Одессе и зашла в маленький магазинчик старинных вещей. Смотрю, там продается брошка. Камни в ней, по-моему, недрагоценные, но выглядит она очень стильно. Такая состаренная, потертая, настоящая бабушкина брошка. Это моя самая любимая вещь.

Арина Шарапова, телеведущая
В Москве мне удалось побывать только на рынке в Измайлово. Мне показалось, что, в отличие от парижского, там очень много подделок. Поэтому я предпочитаю рынки за границей, где гораздо больше реального антиквариата. Я получаю от этих визитов грандиозное удовольствие. Старинные вещи для меня играют очень важную роль. Есть люди, которые их терпеть не могут, я к ним не отношусь. Для меня это история, и я чувствую, что каждая вещь как будто бы дышит. Иной раз я даже чувствую, дышит она добром или злом. Какие-то вещи я не зря не покупаю: значит, в них есть что-то, что меня отталкивает. Мне кажется, что цены неоправданно высоки. А притягивает то, что можно подышать воздухом старых арбатских квартир и вернуться в детство.

Марина Могилевская, актриса
Каждая вещь ценна своей историей. У каждого из нас есть вещи особо значимые. И эти вещи дороги и модны событиями, с которыми они связаны! Я никогда не выбрасываю дорогие мне вещи. Например, колечко, которое мне подарила мама в день получения паспорта.
Недавно совершенно случайно попала на аукцион и поняла очень много интересного о старых вещах. Они несут в себе частичку того времени, в котором существовали; воспоминание о тех людях, которые брали их в руки, пользовались ими; энергетику тех событий, «свидетелями» которых они стали. Попадая к нам в руки, они невольно отдают эту энергию, дают прочувствовать дух времен. Для меня не важно, модная это вещь сегодня или нет. Если она мне дорога, я буду носить ее с удовольствием! На днях заехала на вернисаж в Измайлово. Думала погулять пару часов, а «застряла» на целый день... С ужасом обнаружила, что вещи из детства уже стали антиквариатом...

Тутта Ларсен, телеведущая
К винтажу я отношусь с большой нежностью и пиететом. У меня есть коллекция винтажных часов. С одеждой сложнее: я не стремлюсь выискивать ее в разных невероятных местах. А что касается бабушкиных и маминых запасов из сундука - в связи с моими многочисленными переездами все растерялось. Единственное, что осталось, - это старинные бусы и колечко. Вот это колечко вообще-то уникальная вещь (и моя самая любимая). Моя бабушка выменяла его на перроне во время эвакуации на две пачки сигарет, шелковое платье и чулки. Причем сначала все думали, что это обыкновенная стекляшка, просто очень изящная и пластичная. А потом оказалось, что это колечко с настоящим бриллиантом. Мелким, но настоящим. Потом кольцо носила моя мама, а сейчас - я.

Елена Дробышева, актриса
К винтажной одежде отношусь сдержанно. Многое из того, что подходит под определение понятия «винтаж», мне удалось поносить на пике той или иной моды. Желания возвращаться к «пройденному» пока нет. Что касается более ранних времен, то этого вполне хватает в кино и театре... Но всякие антикварные вещи мне безумно нравятся!!! От старинных пуговичек до мебели. Очень люблю все это рассматривать, общаться с продавцами, ведь каждая вещица имеет свою историю. Вот эти истории и есть самое интересное.
Если выпадает такая возможность, в других городах и странах стараюсь посетить местные блошиные рынки. Недавно в Выборге приобрела очень интересные сережки из серебра с хрусталиками, 60-х годов. Они вполне актуальны и в жизни, и особенно на сцене.

Екатерина Лапина, актриса
Девиз моей жизни - «Творчество во всем!» Поэтому я не люблю массовые молодежные марки, любое растиражирование, в том числе и в одежде, когда люди встречаются нос к носу в одинаковом, пусть даже в нарядах, созданных известными дизайнерами «от кутюр». А винтаж - это территория творчества, совмещение нового со старым. Винтаж для меня -это неузнаваемость, индивидуальность, нестандартность. В моем гардеробе есть несколько винтажных деталей, которые отлично уживаются с современными вещами. Это две броши и зажим для галстука конца XIX - начала XX века, найденные в одной антикварной лавке на Невском и привезенные мною со съемок фильма из Санкт-Петербурга. Еще кружевные перчатки для коктейльного платья и очки в красной оправе 60-х годов. Ура! Ура!
Смело экспериментируйте и не бойтесь удивлять!

«Стиль одежды» - Развалины афинского Акрополя V в. до н. эры. Английские аристократы. Пьер Огюст Ренуар. Королевская академия изобразительных искусств Сан – Фернандо «Мадрид». Применительно к искусству – манера, характер, художественные особенности. Портрет английской королевы Елизаветы I. Ренессанс 15 век. Автор Гауди А. Саграда Фамилия.

«Свадебный салон» - 13 февраля – Презентации ведущих Санкт-Петербурга. * - После 15 января без размещения информации в каталоге выставки. Свадебные цветы. РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ ВЫСТАВКИ «VIII Свадебный салон» www.svadbaexpo.ru. Организаторы свадебных торжеств. Рабочее место – 4 м. кв. (1 стол, 2 стула, пластиковая табличка с названием организации).

«История одежды» - Но была и особая одежда. (В парах).Кто одевает всех людей? «Когда появилась одежда?». Костюмы отличались большой выдумкой и изобретательностью. Нередко по одежде можно узнать, где живет человек, кем работает. По мере развития цивилизации происходили изменения стиля и дизайна одежды. Практическое задание.

«Стиль и силуэт в одежде» - Гардероб – весь набор одежды человека. Словарь моды. Полуприлегающие. Набор вещей, которые человек надевает на себя. Стили и силуэты одежды. Фольклорный (национальный, народный, этнический, ретро). Карандаш, прямой. 3. Силуэты одежды. Мода – временное преобладание каких-либо вкусов в одежде. 5. Рефлексия.

«Одежда в английском» - Smock (1938) – loose garment worn by artists. Pants (Am.). Этимология слова повлияла на изменения процесса мотивированности названия. Проанализированы устаревшие заимствованные, общеупотребительные слова с контекстуальной точки зрения. Куртка – короткая верхняя одежда (гипероним) Во франц. Цель работы.

Цвета свадебных платьев невест были разнообразны. Выбор был обусловлен народными приметами, связанными со днем свадьбы, поэтому на Красную горку девушки России действительно были огненно-красными в своих подвенечных нарядах. Считалось, что цвет платья «отгонял» злые взгляды, темные силы, отдалял девушку от прошлой жизни.

Подолы и рукава платья невесты должны были быть максимально длинными, чтобы тело невесты было закрыто. Однако это условие появилось не только из-за суждений о невинной и скромной семейной жизни. Считалось, что бедность и нужда угрожала семье молодых меньше, если у невесты будет меньше открытых частей платья.

Вход белого платья в историю

Мода на свадебные платья в Европе в основном была монотонной. Платья голубого и розового цветов еще вносили какое-то разнообразие, а вот темно-коричневые и черные наряды символизировали грядущую семейную жизнь, требующую экономии, бережливости и домовитости.


Так было до выхода замуж королевы Виктории. Этим она внесла разнообразие в свадебную церемонию, надев именно белое платье с огромным прекрасным шлейфом, который едва могли поддерживать 12 дочерей лордов. Наряд был расшит жемчугом, огненными рубинами, бриллиантами, являвшиеся своего рода символами любви, страсти, прочности отношений. Людей настолько впечатлил вид Виктории, что в конце XIX века именно белые наряды стали наиболее актуальными.

Прекрасная эпоха

Так изящно и празднично переходит XIX век в XX. В самом начале он несет в себе Le Belle Epoquе - Прекрасную Эпоху. Изысканность, нежность, обольстительность - все это присуще женщине начала века жестоких битв, сражений, восстаний. Благодаря тугому корсету силуэт остро выточен, а юбка, спускающаяся в виде цветка, придает еще большей строгости. Воротник полностью закрывает шею и грудь, декольте полностью отсутствует.

Неповторимость и экстравагантность

В 20-х годах по колено обрезает подол платья. В 30-х годах это становится все более актуальным. Радуются производители и обуви - их продукт становится все востребованнее, так как модницы подбирают их теперь и для свадебных нарядов.


Тенденции моды полностью соблюдены: у нарядов заниженная талия и бесформенный силуэт. Казалось бы, наряд полностью готов, но туда удачно проникают маленькие шляпки, идеально дополняющие фату.

В тяжелые годы…

Во времена войны свадебным платьем была одежда, которая находилась под рукой. Несладко пришлось не только людям, решившим сыграть свадьбу в военных условиях. Остальные тоже не особенно думали о красоте и актуальности нарядов, поэтому и люди, не воевавшие на фронте, редко отличались модными нарядами.

Возвращение нежности и женственности

В 1956 году Грейс Келли полностью переворачивает представление о свадебной моде своим плетеным кружевом из тысячи метров шелковой тафты. Девушка вновь становится изящной, нежной и хрупкой невестой.

Волшебные метаморфозы

В конце 60-х готов платье снова становится коротким, а украшения сводятся к минимуму.

Различные вышивки допускаются в свадебных нарядах с 70-х годов двадцатого века.

Новый переворот в свадебной моде делает леди Ди. В 1981 году своим свадебным платьем она вновь воскрешает женственность и чуткость в девушке, выходящей замуж за своего принца.

Девушки, так как эта статья хоть и в основном в историю уклон, но все-таки это история традиции и моды, свадебного платья.

Свадьба одно из самых счастливых событий в жизни, и часто одно из самых ярких. Свадьба почиталась во всех народах наравне с рождением детей. В каждой стране свадьба подчиняется своим правилам, традициям, согласно вере и культурным обычаям. Многие девочки из века в век фантазируют, какой она будет, какое платье будет одето, какие украшения, туфельки и прочие аксессуары, которые превращают этот день в маленькую волшебную сказку.

Я хочу вам рассказать немного об истории свадебного платья. И может данная статья подарит вам вдохновение в создании своих работ.

Привычное для нас свадебное платье имеет длинную историю, и сохранило немало элементов из глубины веков. Например, во многих европейских странах до сих пор остались элементы наряда из дохристианской эпохи. Фата невесты – символизирует непорочность девушки; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд девушки, тоже частица дохристианской традиции. Прообраз фаты появляется еще в Древней Греции. Греческие невесты одевали белое легкое платье в пол, с двумя застежками на плечах - «пеплос». Красота и богатство застежек рассказывало о состоятельности невесты. Голову и волосы украшали живые цветы и золотое покрывало. Золотой прообраз фаты олицетворял солнце и счастья.



Данный стиль один из популярных в России и Европе. Я думаю, каждый из нас его видел, а многие даже примеряли на себя.

В России фата так же имеет свою историю. Изначально на Руси это был расписной платок, который дополнял красоту свадебного наряда. Но это было не просто украшение, платок должен был защищать невесту от злых духов и дурного сглаза. С приходом христианской веры и с течением времён у фаты изменился цвет и материал, изменилась форма, но она всё так же сохраняет важную роль в церемонии бракосочетания. Фата при венчании носит сакральный смысл, сначала она символизирует невинность невесты и всё так же защищает ее от недобрых взглядов. По традиции до венчания или бракосочетания она закрывает лицо невесты, а после регистрации, уже в роли жены фату убирают с лица или меняют на более короткую. На некоторых свадьбах можно встретить сохранившийся обряд, когда после регистрации свекровь поднимает покров или снимает фату с девушки, ставшей теперь уже женой. Фату обязательно хранят дома, и после рождения ребенка она служит покровом для колыбели, защищая младенца от всех бед.

Но вернемся к самому свадебному платью. Традиция цвета свадебного платья тоже приходит к нам из прошлого. Однако привычный белый цвет платья появился не сразу. В Древней Руси свадебный наряд был красным и украшен различными орнаментами. Красный цвет символизировал красоту, плодовитость женщины. В некоторых регионах использовалось два наряда невесты, первый был простым, иногда допускался даже черный, он символизировал скромность и печаль ухода из семьи. А второй был «расписным», чаще всего красным или с обилием красного орнамента. Символизировал счастье и торжественность случая. В те времена его платьем еще назвать было нельзя, это была рубаха чаще всего светлая с вышивкой, поверх надевался красный сарафан. Рубаха от повседневной отличалась не только вышивкой, но и длинной рукава иногда их длина доходила до 2 метров, так как бытовало поверье, что жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. От повседневного наряда, конечно же, отличала богатая вышивка. Изначально невеста должна была украсить свой свадебный наряд сама. Но позже этим занимались профессиональные вышивальщицы. В наряде чаще всего использовались растительные орнаменты (цветы, листья, ягоды), а так же птицы. Птица считалась символом счастья.


Приготовление невесты к венцу. В. Феклистовъ 1848.

Женщина в белом платье считалась на Руси «Христовой невестой» и означало, что она готовится покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь. Позже в России оно будет означать чистоту и непорочность невесты. Повторный брак никогда не совершался в белом платье.

Позже в украшениях головы появляются кокошники. В XV веке свадебные наряды начали шить из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг!


кокошники



Маковский К. Я. Боярышня


А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

После 1917 года венчание отменили, а регистрацию брака начали проводить в ЗАГСах. Для свадьбы молодые использовали обычную повседневную одежду. Только в 60-е гг. вновь начала возникать свадебная мода. Невесты могли купить простые модели свадебных платьев или заказать пошив свадебных платьев, но все они были примерно одинакового вида: прямые, с кружевами и рюшами, незамысловатого покроя. После того, как СССР распался, салоны свадебной моды быстро расширили ассортимент, так как красивые свадебные платья начали привозить из-за границы.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо. Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества. Эта традиция идет с древних времен и существует до наших дней.

Но вернемся к цвету платья. Родоначальницей моды на белое подвенечное платье стала французская принцесса Мюрат, прелестница наполеоновской поры. В начале XIX века мода на античность привела к тому, что белый цвет стал главным в подвенечных платьях. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий. В России моду на белое платье ввела Екатерина II.

Все же на протяжении XIX века силуэты свадебных платьев следовали веянием моды. Русская невеста в корсете и кринолине запомнилась всем по хрестоматийному полотну В. В. Пукирева «Неравный брак».



Затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья. Упразднение корсета в начала XX века заставило кутюрье изменить пропорции и позднее укоротить платье, ставшие невероятно короткими в эпоху чарльстона. И снова удлиняется в 30х годах во времена великой депрессии, чтобы в эпоху хиппи опять стать подростково-коротким.

Мировые войны серьезно повлияли на свадебную моду. Тогда венчались впопыхах, не успевая или просто не имея средств заказывать роскошные подвенечные платья.

Борьба с религией в СССР вынудила советских невест довоенного времени отказаться от традиционного белого подвенечного платья. Обручальные кольца тоже были на какое-то время запрещены большевиками. Война так же «отменила» свадебные наряды. Возрождение моды на белые мини-платья из кримплена с короткой тюлевой фатой относится к 1960-м годам. С появлением новой России свадебные салоны начинают завозить платья из-за границы и ассортимент значительно расширился. В моду возвращается не только фата, но и шляпки.
30-е годы


Современные свадебные платья не стала вставлять в эту статью, чтоб не перегружать. А вы можете посмотреть отдельно вот тут
Белые платья
Винтаж
Цветные свадебные платья
Статья авторская, при перепечатывании обязательно делать ссылку на источник.
фото взяты из интернета