Выставка картин шнурова. Брендреализм by Сергей Шнуров



Экс-лидер группы «Ленинград» и лидер группы «Рубль» Сергей Шнуров открыл в Москве выставку своих живописных полотен.

«Эксклюзив брендреализма» - это творческая концепция, разработанная и воплощенная Сергеем Шнуровым в качестве протеста против развития конъюнктуры и влияния определенных монополистов на массовое сознание.

На каждой из картин присутствует либо символ, либо проекция определенного бренда, начиная с нефти и заканчивая религией.

Картина «Нефть»

Апокалипсис уже близко, - озвучивает свой авторский манифест 37-летний реставратор произведений из дерева 4-го разряда Шнуров. - Если ты еще не определился и все еще пьешь квас, то завтра может быть уже поздно.

Живописью Шнуров увлекался давно и даже выставлялся в родном Петербурге, но в российской столице его произведения еще не демонстрировались. В экспозицию вошли восемь картин, написанных с конца 90-х по середину 00-х. Все они продаются, пусть и недешево. Например, полотно «Акт» оценено в 30 тыс. евро.

«Мой приятель — художник Дмитрий Шорин — давно хотел, чтобы я «засветился» как его коллега в Москве. И с его подачи откликнулась галерея «Файн Арт». Я просто плыл по течению и не особенно прилагал к этому какие-то усилия. Называется выставка «Эксклюзив брендреализма». Она о том, как люди сегодня поклоняются торговым маркам известных фирм. Галерея — небольшая, так что сколько картин влезло, столько и повесили», — пояснил музыкант «Российской газете» .

«Акт»

Сергей Шнуров. "В Эрмитаже". 2005




«Не воруй»


«Фига»

"Хата"


"Всем известно, что в давешние времена, когда Сергей Шнуров еще не был одиозным лидером группы «Ленинград», не матерился при каждом удобном случае, и не стал частью массового сознания, он собирался стать реставратором, архитектором и теологом, а параллельно увлекался живописью. Но лучше, как говорится, один раз увидеть.

На выставке представлена относительно недавняя серия картин. В 2005 году Шнуров вернулся к своим живописным опытам и придумав оригинальную концепцию брэндреализма. Что сие означает, никто, кроме самого Шнурова, не знает, но по его словам «брэндреализм» — это замещение истинной реальности реальностью придуманной. То есть, когда бренд определяет человека. Ситуация, когда личность человека уходит на второй план, а самовыражение человека происходит через его приверженность к определенной торговой марке.

На практике картинки у него довольно разноплановые. Есть достаточно провокационные. Например, придавленный до смерти холодильником котенок. Он лежит в луже крови рядом с огромным современным белым агрегатом марки «Бош». Называется полотно — «Не воруй». Или вот панорама Стрелки Васильевского острова. По бокам чадят факелами ростральные колонны, а вода, если присмотреться, темная из-за текущей по ней нефти. Собственно, это даже и не вода вовсе, а просто нефть и есть. Есть и откровенно пародийные вещи. Например, перепев Матисса с говорящей подписью «В Эрмитаже» или черный прямоугольник, с приветом Казимиру Малевичу, как понимаете.

Но все же эти полотна выдают в Шнурове человека интеллигентного и неравнодушного. Правда, каждый, кто упрекнет его в этих «пороках», имеет все шансы быть посланным по известному адресу, если, конечно, при этом не имеет намерения купить картину."

15 мая - 20 июня, галерея "Файн Арт" (Москва) - Сергей Шнуров "Эксклюзив брэндреализма"

и, напоследок, очень понравилась каритна «Черевички» , балерины Ульяны Лопаткиной


p.s. нет,я не хочу рая. это всего лишь - маленькие газовые косынки, развешанные на дереве и бликующие на солнце. лгать всегда просто, просто прикидываться хорошим, переводя стрелки на внешние факторы действительности. вместо того, чтобы просто сказать. не хочу. или же лучше не выкидывать спонтанных фраз - да, завтра, а потом опять придумывать кучу отговорок...подобное закаляет, подобное позволяет с легкостью мотылька лавировать на батуте, относясь ко всей действительности с нежной иронией и с нескрываемым очарованием играть, уже играть, наслаждаясь процессом и не думая о результате, не переворачивать землю и разводить тучи руками, не бояться прочных стеклянных стен и безмолвия ночных звонков, а относиться к действительности легко..не хочешь...пожалуйста, хочешь? я тоже за...можно придумать на этой основе множество игр и интересных лабиринтов...можно....где настоящие мы? в музыке, что слушаем по ночам, в звездах, на которые взираем, слушая эту музыку, в своем одиночестве, в которое каждый так стремиться попасть, а попадая, выбраться?

можно вылезать на пять минут, чтобы выяснить, кто же пишет на твоей стене....я не люблю день, я - сова, я не выношу солнце, но обожаю воду, я ненавижу штиль и безумно люблю морской бриз))

нарисуй мне море нарисуй,

чтобы корабли пускались в дальний путь,

чтобы ветер избранных пьянил,

а в теорию избранников не верил ты.

а она монетку прокляла, не поврила в его мечты,

огрзылась ливнями воды, и все билась в стену изо льда.

миновали годы с той поры, жарких бредней след покрыл песок,

только часто каждый средь ночи набирает: "здравствуй, милый мой дружок"

без тебя кровать жестка опять, помоги отслушать материал, я лежу, а я стою сейчас,

ну, а руки, сохнут по тебе....

Концепцию «брендреализма» Сергей Шнуров придумал еще в 2005 году. И тогда же написал его манифест. По признанию самого музыканта, все, чем он занимается, будь то песенное искусство, клипы или эта выставка, находится в рамках «брендреализма». Теория Шнурова заключается в том, что человек XXI века живет среди искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что они и есть реальная жизнь. Предметом эмоционального вожделения становится последняя модель чего угодно, но обязательно модной марки, а чистые эмоции человек получает из ТВ-шоу. Самого себя музыкант тоже называет брендом. «К счастью или к несчастью, Сергей Шнуров — это тоже бренд, который манипулирует другими брендами. Не быть им я уже не могу. Могу быть брендом с меньшей капитализацией, могу быть обанкротившимся, могу с развивающейся экспансией. Но обычным человеком я уже никогда не стану», — признается Шнуров.

На двух этажах Московского музея современного искусства расположились несколько десятков работ — от вязаного ковра с изображением певицы Земфиры до банок из-под сгущенки с нефтью и инсталляции в виде могильной плиты. Сергей Шнуров выступает в качестве автора идей арт-объектов. «Сергей ничего не делает, он все придумывает. У него есть генерация идей. Немецкие теоретики искусства придумали такой термин — «художественная воля», когда у человека есть некий заряд, и он его несет», — рассказал куратор выставки «Ретроспектива брендреализма», заведующий Отделом современного искусства «Эрмитажа» Дмитрий Озерков.

Сергей Шнуров. «Кредит», 2016

пресс-служба

На вопрос о том, какой реакции Сергей Шнуров ждет на свои работы, он отвечает — «любой». Больше его интересует вопрос коммерческого успеха арт-объектов. «Я всегда имею в виду коммерческую составляющую. И никогда не делаю того, что не может стать коммерчески успешным. Это бесполезное занятие. Если надо отразить свою бессмертную душу, то для этого иди в Инстаграм», — признался художник и музыкант.

Накануне открытия выставки Сергей Шнуров поговорил с «РБК Стиль» о социальном подтексте своих работ, акционизме и собственной коллекции искусства.


Сергей Шнуров

Роман Пименов/ТАСС

Как и когда начались ваши арт-эксперименты?

— О, они начались классе в пятом, в тот момент, когда я решил издавать самиздатовский журнал. Так что это было очень давно.

И как вы сегодня определяете свое место в современном искусстве?

— Я большой художник с большой буквы Х.

Как вы считаете, за кем последнее слово в современном искусстве: за автором или за зрителем?

— Это взаимодействие и некая игра, в которой автор является нападающим, но как будет отражен его мяч, не знает никто. Ты можешь предугадывать, ты можешь, обладая каким-то аналитическим аппаратом, представлять, по какой траектории пойдет ответный удар, но не более того. Все равно всегда есть доля импровизации и с той, и с другой стороны.

Но лично на вас влияет зритель? Вы работаете с расчетом на его реакцию?

— Если ты не имеешь в виду зрителя, пой дома в ванной. Когда мне рассказывают, что зритель, б****, для них ничего не значит, возникает вопрос, на*** ты вообще вышел на сцену?

Что сегодня лучше влияет на зрителя — слово или визуальный образ?

— Все вместе. Сегодня одно не может быть без другого. И тому подтверждение все последние клипы «Ленинграда». Мы уже давно не пишем альбомы, потому что я понимаю бессмысленность этого занятия. Это мертвая форма, которая больше не работает. Зритель может считать отдельно текст, но это будет слабый сигнал, который хуже проходит. Но появился YouTube, и есть возможность воздействовать сильнее. Искусство стремится к объединению и синкретизму. И это то, чем я и занимаюсь. И тут брендреализм в качестве каких-то экспонатов поддерживает тот брендреализм, который я реализую в интернет-пространстве и на концертах. Это все одно и то же.

Насколько для вас важен социальный подтекст ваших арт-объектов?

— Человек вообще не живет вне социального контекста. Как говорил Аристотель за четыре века до нашей эры, человек — социальное животное.


Сергей Шнуров. «Веган», 2016

пресс-служба

Назовите трех современных художников, чье творчество вам нравится.

— Я могу назвать больших и влиятельных художников, но это не значит, что все у них мне нравится. К ним я бы отнес Кунса, Бэнкси и Кифера. Выставка последнего сейчас как раз проходит в «Эрмитаже».

Вы говорили, что ждете появления новых медиаформатов. А что вы думаете о таком арт-формате, как акционизм?

— Дело в том, что «Ленинград» в этом жанре существует уже очень давно. И акционизм для нас не новость. Спонтанные концерты на Невском проспекте мы устраивали еще в начале двухтысячных годов. Так что, простите меня, но я там был. А то, что делают современные авторы в этом жанре... Мне кажется, это не пронизывает до конца общество. Жителю Металлостроя это все не интересно. Это маленький продукт, рассчитанный на экспорт. Это не про всех. А то, что не про всех, мне тоже не интересно.

Вы когда-нибудь покупали произведения искусства? И если да, то чьи?

— Мне в основном их дарят. У меня есть немножко русского авангарда, есть замечательная работа Виктора Цоя, выполненная фломастером, есть автограф Маяковского.

Говоря про продажу своих работ, вы рассказывали, что пьяным можете и подарить что-то. А трезвым становитесь более меркантильным. Но все же, какой порядок цен у тех работ, которые вы продавали?

— За 2 млн рублей уходила одна из работ. И сейчас она в частной коллекции. Но вообще цена плавает.

Выставка «Ретроспектива брендреализма» в Московском музее современного искусства продлится до 12 июля 2017 года.

Есть мнение, что талантливый человек талантлив во всем. Многие известные российские рок-музыканты не чужды живописи. Одни демонстрируют свои полотна и скульптуры на выставках, другие - просто рисуют каверы для альбомов или наброски для себя и друзей. Мы предоставляем вам возможность оценить глубину художественного дарования музыкантов и сделать по этому поводу свои выводы. И о таланте «во всем», в частности.

Начнем с мэтра российского рока – Бориса Гребенщикова

БГ, не смотря на все свои заслуги и популярность, не склонен к разным формам «звездной болезни». Его картины, в которых специалисты видят элементы экспрессионизма, сюрреализма и примитивизма, притягивают внимание ироничным и социальным подтекстом.

Но они наполнены метафорами и аналогигиями, аллюзиями, обращениями к скрытому смыслу. В интервью, отец русского рока признался, что он получает удовольствие от процесса рисования, и возможности передать свои чувства еще одним способом, помимо музыки.

Сюжетные картины на тему компартии:

Вождь мирового пролетариата метится в Царя-Батюшку. Борис Гребенщиков

Другие работы:

Восход над морем. Борис Гребенщиков

Сердце Петербурга. Борис Гребенщиков

Армен Григорян

Армен Григорян, лидер «Крематория», тоже рисует, и считает свои работы дополнением к музыке. Хорошо в свое время покутив мастерских своих друзей-художников, он в конце концов сам взялся за кисть. Вот что из этого получилось.


Илья Лагутенко

Илья Лагутенко, он же Мумий Тролль, по образованию востоковед. Его дед и отец были известными архитекторами, возможно, это дало Илье такой разносторонний творческий потенциал. Он певец, музыкант, художник, актер и даже писатель.

«Осень», Ильи Лагутенко

Золотые Ворота, Илья Лагутенко («Мумий Тролль»)

«Брендреализм» с дадаистическим сердцем от Сергея Шнурова

Неординарный эпатажный Сергей Шнуров, лидер группы «Ленинград», теперь уже «Рубль», художник по образованию. Он пишет в собственном авторском жанре, который называет «брендреализм».

В Эрмитаже. Сергей Шнуров

Нефть, Сергей Шнуров

Акт, Сергей Шнуров

Виктор Цой

Певец и актер, Виктор Цой, один из наиболее значимых рок-идолов советской молодежи. Возможно потому, что он ушел молодым, на взлете своей творческой жизни. Заставив нас переосмысливать свои послания и думать о том, что он не успел сказать. Мало кто знает, что он был еще и художником, резчиком по дереву. Он любил вырезать небольшие фигурки из дерева нецкэ, и раздаривать друзьям.

Его гротескные картины сочетают в себе противоречие простых, даже карикатурных форм и глубокого смысла. Цой продавал свои рисунки по 5 рублей, чтобы приходить на посиделки у Бориса Гребенщикова не с пустыми руками. Картину ниже Цой не продал, а просто подарил режиссеру Оби Бенцу в Нью-Йорке .

Со временем изображения на картинах В. Цоя приобретают более близкие к реализму черты, но поработать в этом направлении музыканту не удалось - его жизнь трагически оборвалась.

Юрий Шевчук

Юрий Шевчук, еще один столпов русского рока, тоже по образованию художник. Рисовал с детства, но его картины в сети найти довольно сложно. Одна из самых известных – «Время-Начало».

Гроза, Юрий Шевчук

Константин Кинчев

Константин Кинчев (Панфилов), лидер группы «Алиса», насколько известно, тоже переносит свое восприятие мира на холст. В юности он работал учеником фрезеровщика и художником оформителем. Подрабатывал натурщиков в Суриковском училище. Самая известная, и пока единственная доступная поклонникам его работа – «Автопортрет» 1984 года.

P. S. — редакция сайт благодарит сообщество http://vk.com/army_alisa «Армия «Алиса» за уточнения к публикации. В CD — диске «Быль да сказки» (1998 год, серия «Рок-энциклопедия», электронное издательство «Коминфо») при оформлении использовались иллюстрации Константина Евгеньевича.

К. Е. Кинчев, CD «Быль да сказки», иллюстрации

Андрей Князев

Зловещий Князь, он же Андрей Князев, из группы «Король и Шут» не обделен и художественным талантом. Его картины, в основном, по мотивам творчества группы, воспринимаются как иллюстрации к текстам песен.

Егор Летов: «Коммунизм-Арт»

Дадаистические коллажи Егора Летова посвящены развалу союза и тяжелым переменам в России 80-90х годов, когда вчерашние ценности стремительно теряли всякий смысл и годились только для витражей да коллажей.

Коллаж «Хорошо», Егор Летов

Близко знакомые с творчеством Сергея Шнурова люди знают: музыка - не единственная форма художественного выражения, которую он использует. Есть у лидера "Ленинграда" и другая страсть - живопись. Скоро в Эрарте, самом неформальном музее Санкт-Петербурга, откроется персональная выставка его работ. Направление, в котором работает Шнур, сам он называет придуманным термином "бренд-реализм", а его коронной и самой узнаваемой картиной является "Рубашка" с эмблемой Dolce & Gabbana. Впрочем, Шнуров далеко не единственный публичный человек, который умело обращается с кистью и красками. HELLO.RU представляет подборку 15 знаменитостей, которые вполне могли бы стать профессиональными художниками.

Текст: / Фото: PA Images, Instagram, Legion-media , Личные архивы, SplashNews/Галло Имиджес РУС

Принц Чарльз

Принц Чарльз во время работы на натуре, 1998 год

Принц Чарльз - увлеченный коллекционер и садовод, меценат и путешественник. Однако не многие знают о еще одном увлечении принца Уэльского - живописи. Писать акварели Чарльз начал в 70-х, в порывах вдохновения и руководствуясь собственной интуицией. Позже ему удалось пообщаться и перенять опыт настоящих мастеров своего дела - британских художников Брайана Органа и Дерека Хилла. Приближенные к королевскому дому источники рассказывают: принц регулярно берется за кисти во время своих выходных, пишет на открытом воздухе и заканчивает картины на одном дыхании. Первый раз картины принца Чарльза были представлены общественности в 1977 году в Виндзорском замке. В 2013 году Чарльз провел выставку Life in Pictures, представив 130 своих лучших акварельных работ, на которых запечатлены пейзажи усадьбы Балморал и Сэндрингэм, а также картины, написанные во время его визитов в Грецию, Швейцарию, Танзанию, Турцию и другие страны.



"То, что я пишу, - это состояние моей души", - рассказывает о своих работах актер Энтони Хопкинс. Глядя на его произведения - от нежных пастельных картин до фигуративных портретов в жанре "хоррор", иной раз удивляешься, что таким спектром умений может обладать один человек.

Последние несколько лет я тону в спокойствии. Полагаю, люди могут наблюдать это состояние моей души, - рассказывает о себе Хопкинс. - Однако в юности я был совершенно диким, отвязным мальчишкой. Типа Ван Гога. Моя жизнь была настоящим штормом. И хотя сам Энтони Хопкинс сравнивает себя с Ван Гогом, в работах его прослеживаются скорее "пикассовские мотивы". К слову, именно этого художника ему однажды (в фильме "Прожить жизнь с Пикассо" 1996 года) довелось играть в кино.

Ванесса Паради кисти Джонни Деппа Портрет Кита Ричардса Джонни Депп пишет картина уже более 30 лет. Приложила ли руку к его становлению в этом ремесле первая супруга - художник Лори Энн Эллисон, доподлинно неизвестно. Можно предположить: если бы союз просуществовал дольше, чем два года, мы бы наверняка услышали об их творческом тандеме. Вторая супруга Деппа - Ванесса Паради - также стала его музой, одну из своих самых известных картин он посвятил именно ей. Есть в коллекции работ Деппа и другие портреты, например, Марлона Брандо, Боба Дилана, Кита Ричардса и Патти Смит.

Работа Маколея Калкина Жизнь актера Маколея Калкина последние 10 лет похожа на хаос - с наркотиками, рок-н-роллом и суицидальными наклонностями. Картины - часть этого хаоса. Творить Маколей начал в 2012 году, образовав с друзьями-музыкантами творческий союз Three Men and a Baby.

У каждого из нас были свои способы самовыражения, и тут мы обнаружили, что рисовать вместе - это весело. Этот процесс создает особую братскую связь между нами, и это прекрасно, - рассказывал Маколей.

Полотна Маколея и его друзей пестрят цветами: от флуоресцентных до темно-грязных, некоторые изображения скорее похожи на коллажи с бессмысленными и противоречащими друг другу элементами, впрочем, ряд сюжетов все же можно угадать.

Картина Люси Лью

Большинство знают Люси Лью как одну из "ангелов Чарли", однако в узком кругу она имеет славу талантливого художника-абстракциониста. Рисует Люси давно и много выставлялась - однако не под своим именем, а под псевдонимом Ю. Лин. Несколько лет назад Люси впервые заявила о себе, устроив выставку работ в Лондоне, а потом выпустив книгу со своими картинами.

Для Джима Керри создание картин - своего рода психотерапия. Чаще всего Керри изображает людей, но делает фигуры и лица изломанными, искаженными.

Когда я в творческом процессе, будь то кино или живопись, мир вокруг меня останавливается. Знакомство с художественными произведениями - это такой же шанс для зрителя остановить мышление и забыть о беспокойстве,

Рассказывал он сам.


Джеймс Франко родился в семье художников и, может быть, именно поэтому не относится к своему таланту серьезно. "Мама считает, что я неплохой актер, да и художник средний", - говорит о себе Франко. Между тем его работы вдохновляют других. Так, одну из картин Франко приобрела себе в коллекцию Шэрон Стоун, а режиссер фильма "Конец света" увешал всю комнату главного героя ленты психоделическими картинами Франко.

Пол МакКартни

Пол МакКартни

Yellow Linda with piano - одна из самых известных картин Пола МакКартни Свою первую выставку Пол МакКартни провел 17 лет назад, сейчас на его счету их уже десятки, а география приглашающих его музеев простирается от Ливерпуля до Киева. Самая известная работа музыканта - Yellow Linda with Piano, посвященная бывшей жене Линде МакКартни. По признанию самого "биттла", когда-то он и помыслить о рисовании не мог в силу своей эмоциональной зажатости. Избавил от этого комплекса его друг - американский художник-абстракционист Виллем де Куунинг. Однажды они вместе разглядывали картины, и МакКартни осторожно спросил: "А что здесь изображено? Пурпурная гора?" - "Вообще-то это кушетка". Ответ друга, по признанию МакКартни, дал ему понять, что в искусстве нет понятия "правильно", и это помогло ему освободить свои творческие побуждения.

Работа Мэрилина Мэнсон
"Великий и ужасный" Мэрилин Мэнсон начал рисовать в 20 с хвостиком, примерно тогда же, когда начал петь. В связи с развитием музыкальной карьеры, он немного сбавил обороты, но и не думал бросать живопись - тем более именно ее он видел настоящим выплеском своих эмоций и "демонов". Первая выставка работ Мэнсона состоялась в 2002 году, в последующие несколко лет он провел еще три. Сейчас психоделические акварельные работы Мэнсона активно "гуляют" по аукционам: цены за некоторые картины достигают 50-100 тысяч долларов.

Картина Боба Дилана

В этом году легендарного музыканта, писателя и актера Боба Дилана наградили Нобелевской премией по литературе, однако не в последнюю очередь он может гордиться и своим талантом художника. Свои первые "акварели" Дилан написал в 60-х, когда лежал дома, восстанавливаясь после автомобильной аварии. Внимание широкой общественности рисунки привлекли в 90-е, Дилан даже выпустил альбом-сборник Drawn Black. Первая выставка прошла позже - в 2007-м, для нее музыкант подготовил около 300 новых работ. Художественные материалы, с которыми работает Боб Дилан, разнообразны: пастель, гуашь, масло, акварель, акрил, карандаш, а стиль и манера его близки к работам неоэкспрессионистов.

Тим Бертон не только режиссер, но и отличный художник. Его скетчи (именно этому жанру он отдает предпочтение) могут сравниться по мрачности с его же фильмами. К слову, карьера Бертона в кино также началась с создания анимации, он учился в Калифорнийском институте искусств, а потом работал на студии Уолта Диснея художником-мультипликатором и дизайнером персонажей.


Картина Сергея Шнурова "Рубашка"

Как мы уже говорили, скоро в музее современного искусства "Эрарта" состоится большая выставка картин Сергея Шнурова. В одном из интервью лидер "Ленинграда" признавался: когда-то, в "домузыкальные" времена картины его кормили - он делал и продавал копии художников-голландцев. Свое нынешнее творчество он называет бренд-реализмом, не вдаваясь в объяснение деталей собственного жанра.

Рената Литинова

Картина Ренаты Литвиновой

Талантливый человек талантлив во всем, это выражение как нельзя точно описывает российскую актрису и режиссера Ренату Литвинову. На деловых встречах в ее руках нередко можно увидеть бумагу и ручку.

Я очень люблю рисовать. Следующее после режиссуры, чем я люблю заниматься, это рисование. Надо найти учителя, взять уроки классического рисунка. Этот опыт я себе на пенсию припасла, - рассказывала Рената в одном из интервью.

Излюбленная тема Ренаты - это женщины в ретростиле, а также женщины, каждая в своем образе. Многие из картин Ренаты, как отмечают ее поклонники, похожи на автопортреты.

Интерес к рисованию у Дианы Арбениной проявился достаточно давно. Когда-то она начинала с графических иллюстраций к собственным поэтическим сборникам, затем последовал недолгий период увлечения акварелью. Наконец, в 2006 году Диана остановилась на технике написания картин маслом на холсте, без использования кисти.

В свободное от музыки время бывшая солистка "Гости из будущего" Ева Польна посвящает танцам и рисованию. Если двигаться она предпочитает в ритме танго, то, когда берется за кисть, отдает предпочтение пейзажам. Картины певицы кто-то назовет "непрофессиональными", мы же видим тепло и позитив, который они излучают.

«Ретроспектива брендреализма» - выставка живописи и инсталляций лидера группы «Ленинград», которая будет идти в Минске до середины января. Тут же потенциальный зритель задумывается: что раскрывает нам её название? Шнуров, в свойственной ему саркастической манере, отвечает : «Название должно быть сложное, чтобы лоха запутать». И чтобы этому самому лоху, как говорит Сергей, стало неловко за своё неполное среднее образование.

Выставка эпатажного шоумена заняла два этажа Национального центра современных искусств (наверное, каждый белорусский художник или скульптор о таком только грезит).

Насмешливая мораль выставки в том, что современный человек живёт брендами и полностью идентифицирует себя с ними. Видимо, поэтому здесь можно увидеть портрет Земфиры, вытканный на ковре уфимскими бабушками, иконостас Стаса Михайлова, очки Лепса на рюмке (уже или ещё без водки), Степашку в маске Дарт Вейдера, памятник девушке с айфоном и другие, по мнению автора, бренды конца XX - начала XXI века.

Среди пяти десятков работ есть и картины-кадры из клипов «Ленинграда», которые также пародируют массовую помешанность на брендах.

Экспонат

Сумка

В Питере пить

Брендреализм - направление в искусстве, придуманное самим музыкантом ещё десять лет назад. По задумке создателя оно отражает феномен существования наших современников, которые становятся бездумными заложниками и идолопоклонниками статусов и брендов (да-да, в том числе и самого Шнурова). Многие стали называть бренд-Шнура ещё и художником, хотя идеи своих работ воплощает не он сам, а творческая команда, о которой ничего не известно.

Экспонат выставки «И это пройдёт!». За жалюзи изображён телеведущий Владимир Познер, на которого у Шнурова есть зуб после интервью в его программе

Картина «Рубашка». Оказывается, задумка в том, что зрителю открывается истинный смысл картины только если перевернуть её на 180 градусов.

Перед открытием «Ретроспективы брендреализма» состоялась пресс-конференция, на которой Сергей Шнуров пообщался с белорусскими журналистами. С ним был художник Владимир Цеслер и, как выразился музыкант, он же его друг и учитель. На попытки раскусить своими вопросами истинную сущность современного представителя поп-культуры - сарказм и троллинг. Во всём - лишь игра и насмешка.

«Я как тот волшебник, который дотрагивается до какой–нибудь ерунды, и она превращается в произведение искусства» (из материала sb.by ).

«Поиски в музее, трепетания чувств - мне всё это смешно. Вот стоит девушка и вглядывается в морские пейзажи или медитирует на Репине. Не смешно разве?» (из материала onliner.by ).

Играючи, Шнуров и таким образом зарабатывает на собственном бренде. Цена билета на выставку - 20 рублей (а за них можно было бы сходить в Оперный или Купаловский - и, возможно, действительно испытать трепетания чувств, в которые не верит Шнур). Для тех, кто посещал недавний концерт группы «Ленинград» - 10 рублей. Такая цена за напрасно потраченное время «экспонатами» (так называет Сергей зрителей своей выставки).

«Чеснок» с лидером «Ленинграда» не беседовал, но узнал мнение о выставке одного из «экспонатов» - Алексея, юность и молодость которого проходила ещё в советское время.

«Что видится в работах Шнурова? Желание оттянуться, побалдеть, не думать о культуре» . И тут же вспоминает своих любимых художников: «Шишкин, например, не просто рисовал. В его работах есть скрытые символы и смыслы. А как же важны детали! Тот же шарф в портрете Пушкина Ореста Кипренского » .

От рефлексии творчества создателя брендреализма Алексей воздержался.

«Веласкес, к примеру, задал дальнейшее развитие станковой живописи. А что останется от деятельности Шнурова, уже вы увидите» .

Вспомнились слова одной из песен Шнура: «Любит наш народ всякое говно». Но по мнению музыканта, именно приняв его в себе - человек способен его победить. Чем же дальше будет удивлять он нас, увидим со временем. А пока его клипы набирают новые тысячи просмотров. Пока он продолжает делать в массовое искусство свой не то насмешливый, не то философско-эпатажный вброс, усугубляя положение брендирования мира. Так что некоторые «экспонаты» (зрители) выставки могли бы критически обозначить направление искусства Шнурова, как бред(реализм). Только понятно, что брендом оно не станет.




















Виктория Гомза