Введенское кладбище история. Кусочек Франции и пристанище вампиров: какие тайны хранит Введенское кладбище


Мое уважение всем, кто помнит, а вот я сама, увы, этим похвастаться не могла. То есть фразу знала, и само по себе имя доктора Гааза знала, только два этих знания вместе никак не связывала. И вот стояла рядом с памятником и понимала, что ни у какого другого возрастом старше полутора веков не встретила таких явных следов современного уважения и почитания. Горят свечи, теплится лампадка, цветы, явно недавние… вся оградка в цветах. Возможно, кто-то брезгливо передернет плечиком, ведь все это - дело рук и памяти освободившихся из мест заключения, их родных и тех, кто уверен, что пострадал безвинно. Но не я, я стараюсь помнить про «от сумы и от тюрьмы…».

«Святой доктор», «божий человек», «чудак», «неистовый филантроп», «милосердный доктор» - все о нем, о Фёдоре Петровиче Гаазе, который от рождения был Фридрих-Иосиф Хаас. Человек без семьи, ведь обзаведись ею, и не станет хватать времени на помощь сирым и убогим. Тот самый, кого не признали грабители и вознамерились раздеть среди зимы, а поняв, кто это, после его просьбы дойти до дома и там уже отдать пальто, проводили чуть не под руки сами и наказали больше по таким темным улицам не ходить. Тот, который дал денег пойманному с поличным вору. Тот, кто добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Тот, кто на себе пробовал их действие (потому и на ограде его могилы по сей день висят эти кандалы). Тот, кто не брал денег за лечение бедняков. Тот, кого хоронили за счет полицейского управления, так как он, успешный практикующий врач, все свои деньги тратил на помощь другим. Но и проститься с ним пришли 20 тысяч человек, и гроб несли на руках до самого Введенского кладбища. Католик, о чьем здоровье с разрешения постоянного его оппонента, св. митрополита Московского Филарета, служили молебен («Бог благословил нас молиться за всех живых»), а потом и панихиды в православных храмах.

Только один эпизод:
«Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство, Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».
Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».


Поразительно, но порой ты бываешь просто слеп, глядя, но не видя… Вот же, я была здесь летом, это совсем рядом с моим городом - деревенька Тишково, где была когда-то усадьба, в числе прочих хозяев принадлежавшая и Федору Петровичу Гаазу, еще до того, как целью его существования стало служение отверженным. Потом и она пошла с молотка, и дом в Москве. Все, что от нее осталось сейчас - липовый парк да мостик через бывший рукотворный канал.
И памятник. Да-да, доктору Гаазу - от здешних жителей, которые помнят сами и берегут память для других. Вот только что узнала, что есть в селе и музей, надо будет наведаться…

К следующей теме подступаюсь который раз и никак не сложу ее в слова… Она о легендах про чудотворные статуи Христа.
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли". (Ю. Рябинин "Жизнь московских кладбищ")

Увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где можно увидеть ее в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Если прорветесь, конечно…


А склеп стоит, гол и полуразрушен (не крыша, нет, она так и задумана была при строительстве), знаменит ныне у готов под ником «Вампирка».

Но ведь свято место, как известно, пусто не бывает, и молва людская рождает новую легенду, теперь уже про статую Христа на могиле Рекк-Третьяковых, перенеся именно на нее чудотворные свойства той, что убрана с глаз долой. Тем более что история ее установки вполне этому способствует: появилась она здесь из-за обещания, данного Петром Михайловичем Третьяковым своей теще еще в 1913 году, после смерти тестя. Революция, Вторая Мировая, смерть жены, прошедшей через сталинские лагеря… И все-таки в 1946 году статую установили.

Возвращаясь к склепам и мавзолеям. Еще одна легенда, больше говорящая не о чудесах, а о неистребимой вере в них народа нашего. Не зря описывается она с немалой долей иронии: «Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...".


И что вы думаете? Теперь народ ходит и пишет, ходит и пишет… И добро бы писал только такое и на этом самом месте:


Но нет, пишет повсюду, а уж что именно! Не буду и цитировать…

Ну, да хватит легенд, просто пройду еще немного, посмотрю и вспомню.

Захоронение французских солдат, погибших в войне 1812 года. Правда ли, нет ли, но говорят, что земля внутри ограды, основа которой - вкопанные жерлами в землю настоящие пушки той войны, - территория Франции.


Впрочем, это не так уж важно, важно, что их тут много, французов, объединенных именно своей страной и нацией. Важнее, чем то, что одни шли завоевывать, а другие - защищать, главное, что свои их помнят. Ну, а мы склоняем головы перед вторыми…

Еще к войне 1812-го. Здесь - генерал Петр Пален (1778-1864), который, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.


И еще к ней же. Есть памятник и нашим воинам, но… как бы помягче… фиктивный, что ли. Было когда-то на месте дома на Кутузовском, известного своим главным жильцом - Леонидом Ильичом Брежневым, большое захоронение погибших в 1812-м русских солдат. Было. Потом - Кутузовский, дом и рассеявшаяся память. Потом при очередной стройке нашли какие-то косточки, торжественно объявили их останками героев той войны, перенесли сюда и воздвигли памятник. Такая вот историческая память…

Эйнем, имя которого на виду у всей Москвы, но который никакого отношения к славе фабрики в действительности не имел. И жил, кстати, не в России, а вот похоронить себя завещал именно здесь.

Сигурд Оттович Шмидт, имя для московских краеведов столь известное, что в расшифровке не нуждается. 91-летний ученый завещал похоронить себя рядом с мамой и няней - о многом говорит, правда?..
«Я — пережиток XIX века, в XX веке доживший до XXI, я бы так сказал».

Памятник Ольге Лепешинской показывать не буду - незачем тиражировать то уродство, которое недостойно ее памяти.

Под этим крестом из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, украшенным вагонными буферами и сцепными приборам - Христиан Мейен, богатый железнодорожный предприниматель.

Совсем неприметно - Валентин Свенцицкий, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов, известный уже одним лишь тем, что открыто не признал «КГБ-шного» митрополита Сергия. После смерти в ссылке тело привезли в Москву, где обнаружилось, что оно нетленно и благоуханно. Но… неудобный святой оказался, так и лежит здесь непризнанный, под простым железным крестом.

Самые, пожалуй, жутковатые места кладбища - участки, ждущие своих обитателей. Все готово, и памятничек стоит красивый, давай, земля ждет…

«На вот и все» - барельеф, традиционно завершающий такие фоторассказы, но в истории этого места сказанное и показанное настолько не все, что надо бы съездить туда еще не раз.


А пока, пока выдохнуть, просто пошуршать осенними листьями, погрустить, потрепать за ухом главного кладбищенского сторожа, ни на миг не забывая, что сами мы еще очень даже живы!

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Майское Введенское переменчивое
Разлучное - обручальное
У кладбища на остановке трамвая
Маяться радостно и печально (с)

Детские «секретики», будучи закопанными в землю, скрывали под толстым бутылочным стеклом фантик, этикетку или сухой цветок. Странный эффект стекла как преграды и границы между реальным (а на самом деле - призрачным) и вечной и неизменной реальностью застеколья и зазеркалья. Детский легко-мистический ход - одним движением создать тайну смотрящего из-под земли минус-пространства, почти смерти, смерть в детстве - она совсем рядом и не страшна. Подобные окошки в другой мир видел как-то на Введенском кладбище. Взгляды давно умерших людей пробивались через стекла. Сквозь бумажные цветы и мишуру проглядывала подлинность сумрачной жизни. Неверные пыльные улыбки создавали невероятное поле жизни более реальной, чем многое из того, что нас окружает.
Д. Орлов


Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых таинственных и загадочных кладбищ в Москве. Вашему вниманию хочу представить самый подробный список необычных мест этого некрополя.
Где-то на его территории, вероятнее всего, перезахоронен прах Франца Лефорта, который сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем был перезахоронен.
Время от времени появляются свидетельства о том, что на Введенском кладбище якобы были обнаружены осколки могильной плиты, а это значит, что там похоронен Франц Лефорт. Но, хоть и каждый раз эти сведения оказываются мало доказуемыми, тем не менее скорее всего прах человека, в честь которого назван целый район столицы - Франца Лефорта находится именно здесь. Отсюда пошла легенда о призраке Лефорта, который прогуливается по кладбищу.
Есть на Немецком кладбище одна часовня, по легенде, если на одной из ее стен написать желание, то оно непременно исполнится. Поэтому каждый год люди расписывают стены часовни всевозможными пожеланиями, а администрация кладбища вынуждена каждый же год выделять средства для того, что бы все это закрасить.
Одна из самых интересный легенд, связанных с этим местом, рассказывает, что будто бы под холмом, на котором стоит Немецкое кладбище, расположен целый город всевозможных подземелий, катакомб и подземных склепов и, что войти в эту подземную Введенку, как его называют, можно только через какие то определенные старинные постройки - часовни или склепы, которые расположены на кладбище.
К сожалению, какие именно это постройки и в каком конкретном месте на территории кладбища они располагаются вряд ли сейчас уже кто- нибудь сможет сказать...

Приведу отрывок рассказа еще одного человека (печатается в первозданном виде) :
Еще помню, кто-то рассказывал, что на одной из могил просто написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все становится очевидно. Еще помню, кто-то из бабок рассказывал, что одна из часовен на чьем-то тоже семейном захоронении чуть ли не порчу и сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то определенной стороны света и не то просто просить сильно,что бы очистила тебя, не то молитву какую-то определенную читать... Правда часовня эта уже тогда, лет 20 назад была в очень плохом состоянии... было видно, что камни с портика сыпались, да и вообще ощущение было, что она вот-вот рухнет... подходить, а тем более прижиматься к ней было стремновато... да и нужды вроде особой не было. Сейчас может и вовсе уже развалилась. К какой-то из скульптур надо было ходить просить удачи на экзаменах и вообще в учебных делах....
Ну про флейту Лефорта, которую на кладбище частенько слышно, думаю, даже и говорить нет смысла, Вы наверно это лучше меня знаете... Для меня вот тут откровением было, что появились какие-то данные, что эту флейту теперь и в Лефортовском тоннеле даже слышно. Я где-то прочла случайно, удивилась, а муж удивился еще больше, что я оказывается ее ни разу в тоннеле не слышала, он говорит, пока часто там ездил регулярно слышал. Вот, обрывочно, то что я помню... Вы делайте скидку на то, что со времени моих частых визитов в это место прошло лет 20-25, я подростом была ну или очень-очень юной барышней, что 20 с лишним лет назад наша страна была страной воинствующего атеизма, никакой мистики в СССР существовать не могло по определению, что все разговоры про Христа, чудеса, исцеления, часовни, кресты, молитвы, исполнения желаний, порчи и пр для пионерки-комсомолки, каковой в тот момент была я и все мои приятели, позиционировались как религиозное мракобесие, и не более того. Литературы, информации не было никакой, спросить у кого-то про чудодейственные исцеления на могиле Рекк- означало подписать себе... ну не смертный приговор, конечно, но устроить себе проблемы с характеристикой от ВЛКСМ, необходимой при поступлении в ВУЗ, уж 100%. Все это прекрасно все понимали, поэтому ничего мы ни с кем не обсуждали, ничего более детально выяснить и не пытались, а уж записать это все... ну это нам бы, в то время, в страшном сне не приснилось..... поэтому..... вот... обрывочные воспоминания такие. Но думаю, что сейчас, при желании, все это можно найти... в конце концов тех же бабулек на кладбище спросить.... или у церкви Петра и Павла на Солдатской... думаю они Вам, с удовольствием и подробненько все расскажут.

+
"Раньше мы как-то не задумывались о том что живем недалеко от кладбища, что перед нашим домом госпиталь Бурденко, неподалеку морг, а чуть подальше стадион "Металург", где недавно орудовал маньяк-убийца. Все это представляло собой типичную картину нашей жизни. Но совсем недавно странные обстоятельства заставили нас изменить мнение о месте нашего обитания...
Обычная ночь. Я проведя ее за компьютером, уже под утро ложусь спать. Но странный звук мешает мне отправится в царство Морфея, он похож на скрежет, который не прекращается длительное время, но сон все таки одолевает меня и я засыпаю. Следующая ночь, я со своей соседкой, которая живет этажом выше, Алиной Павловной так же под утро выхожу покурить на лестничную клетку. Снова этот звук, она его тоже слышит, я не одинок. Позже этот звук стал появляться не только под утро, но он начинался с вечера и длился всю ночь. Как то в одну из этих ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке, употребляя алкогольные напитки, мы вновь услышали этот звук. Он был со всех сторон, он как будто бы окружал нас и приближался. С каждой минутой он становился все громче и громче. Вдруг, неожиданно за бетонным забором, который был прям перед нами, мы услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и своими ногами ломал ветки, которые встречались ему на пути. Шел он судя по всему к нам, но мы же не идиоты, мы конечно же встали и покинули это злополучное место. Правда за эту ночь, нам все же пришлось побывать на этом месте еще раз, но нас уже было трое. А звук и все его странные явления пропали, как будто бы их и не было вовсе!
Вторая странность, которую мы заметили, происходила рядом с Введенским кладбищем. Ведь именно рядом с ним стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Что было в нем до, мы к сожалению не знаем. О том что там происходит что-что странное мне сообщила Алина Павловна, именно она находилась в тот момент рядом с этой злополучной музыкалкой. Она позвонила мне и сказала что из окна этого здания на нее смотрит что-то непонятное, какая то черная фигура, а перед этим она слышала странные звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Я конечно же ей не поверил и пришел туда, посмотреть что же там происходит. Черная, непонятная фигура не заставила себя долго ждать и тут же появилась в окне. Периодически она исчезала и потом появлялась вновь, но мы все равно чувствовали на себе ее томные взгляды. Возможно это был человек, а возможно и горгулья, ведь ходят слухи что под нашем кладбищем располагается потерянный склеп, вдруг это существо именно от туда? Вдруг оно высматривало очередную жертву?"
***
По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь.

Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла.
- А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам.
Привидениями заинтересовались. Собралось в результате человек шесть.
Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое, с красной кирпичной стеной, отгораживающей его от Госпитального Вала. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь.
До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто!
Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка.
Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали.
На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты.
Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова?
Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять.
Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти.
Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно.
- Нет никаких привидений! Зря ходили!
- А который час? Полночь есть уже? Может, Евпл еще не наступил?
Выяснилось, что второпях никто не взял с собой часы
Посмотрели – неподалеку стоит патрульная машина, милиция из нее за нами наблюдает.
- Спросим у ментов! Только не нужно толпой идти.
Пошел один парень. Милиционер сразу же поднял стекло, оставив узкую щель. Мы видели, как парень склонился к машине и вступил в долгие переговоры.
Вернулся и сказал:
- Без десяти двенадцать.
- Ага, через десять минут призраки полезут! А о чем еще толковали?
- Так, пустяки. Спросили, что мы делаем здесь, и приказали идти спать.
- Ну, идем!
Ломанулись назад, за ограду. Те, в машине, проводили нас глазами, но преследовать не стали.
На обратной дороге высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет.
Так прошли фонарь и опять оказались во тьме.
«А ведь полночь наступила», - хотел сказать я.
Тут оно и заголосило.
Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!!. ГАВ!!!
Ой-е-ей!
У меня сердце споткнулось и удар пропустило. Товарищи мои чуть живы, еще немного – и оставляй их тут, чтобы потом назад сюда же с музыкой не нести. Кто-то хрипит:
- Не бежать! Главное, не бежать!
Какой там бежать? Коленки подгибаются, ноги не идут! Друг за дружку хватаемся, ковыляем. Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко!
Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, добрый смотритель, золотой смотритель, спасение наше!
И ворота! Калитка! Не заперта, родимая!
Выпали с кладбища, как кегли.
А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало.
Идем, друг другу жалуемся:
- У меня лицо три раза цвет поменяло!
- Что лицо! Меня чуть пот струей не прошиб!
Тем и кончилось.
А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал. Да что хорового – я и одиноких собак не встречал там. Даже не знаю, водились ли тогда собаки внутри ограды.

Многие любят эти памятники на Введенском кладбище, но порой совсем не знают, кому они принадлежат.

Георг Лион и Александра Рожнова. Говорят, что в 1900 году владелец заплатил за уборку участка администрации кладбища на 100 лет вперед.
Могила оформлена мастерской "Роб.Гвиди СПб" в 1910-х годах в виде открытой каменной площадки, охваченной полукруглой черной колоннадой. Цветная мозаика по мотивам картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых" (Totenisel) исполнена мастерской Фроловых. Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2000 г. N 223 включена в государственный список памятников истории и культуры г.Москвы.
Когда-то мозаика-двойник украшала и Смоленское Лютеранское кладбище (надгробие члена немецкой общины Петербурга Густава Байермайстера), однако там ее давно уничтожили (уже в шестидесятые годы изображение сохранялось лишь частично).

семейство Пло (Плаут). В первозданном виде статуя держала розу, чьи лепестки опадали на ступени. Розу выпилили и украли.
Надгробие было поставлено безутешными детьми в память о своих родителях, которые скончались от вирусной инфекции. Сначала отец семейства, а потом супруга, которая заботилась о нем днем и ночью. Или...
Что касается историй давно ушедших и похороненных на этом кладбище людей, то есть одна, связанная с необыкновенной красоты памятником, где покоятся супруги Leon и Sophie Plaut (1853-1905). Семья управляла мануфактурой и торговлей в Москве. Отец Леона, Франсуа, был владельцем большой шерстяной мануфактуры. Фирма Леона арендовала помещения в ермаковских богадельнях на Мясницкой, 17 и разбогатела в период интенсивного строительства железных дорог на поставках железа, чугуна, стали. Софи Людвиговна держала магазин перчаток неподалёку. Софи, говорят, была красива и пользовалась большим успехом у мужчин. В один прекрасный день Леон пришёл к резчику, заказал ему композицию из камня, а когда она была готова, пришёл домой, убил жену и себя. Так и похоронили их вместе... А надгробие представляет из себя статую женщины, выходящей из дома на свидание с любовником… Достоверна история или нет – неизвестно.


склеп семьи Пакс


семейство Феррейн. Среди готов зовется "У Лилит".

семейство Фульд.

* Последнее пристанище нациста?
Не каждое кладбище может похвастаться легендой, связанной с человеком, представляющим верхушку Третьего Рейха.
В Москве на Лефортовском кладбище была обнаружена могила с надписью «Мартин Борман. 1900–1972″ (по другим данным 1973 или 1974 года). Тот самый Борман? Личный секретарь Гитлера, руководитель канцелярии фюрера? Человек, обладавший поистине неограниченной властью, в руках которого оказались все нити управления государством…
Среди арестованных на Нюрнбергском процессе Бормана не оказалось. И не потому, что его преступления против человечества были менее тяжкими, чем у его «соратников». В ночь на 2 мая 1945 года он исчез. По официальной версии – погиб, когда пытался покинуть Берлин, взятый штурмом советскими войсками По неофициальным, а их великое множество – ему удалось скрыться. «Доверенное лицо» фюрера видели в разные годы то в Южной Америке, то…. в Москве. Самый устойчивый слух – Борман был советским разведчиком, посылавшим свои сообщения из ставки Гитлера в Москву под кодовым названием «Вертер». Поэтому-то, якобы, русские и помогли ему избежать Нюрнбергского трибунала.
До сих пор его имя окутано тайной, а судьба стала предметом всевозможных домыслов и исторических спекуляций. Какая из версий о послевоенной судьбе Бормана заслуживает доверия, и, наконец, в чём тайна серого кардинала Третьего Рейха?

На одном из военных форумов встретил: Вот уже в течение 20 лет в российских СМИ время от времени появляются сообщения (попадающие даже в книги), что Мартин Борман умер от рака в Кремлевской больнице в 1973 году и похоронен на старинном историческом Введенском (Немецком) кладбище в Москве (Лефортово). И даже находятся люди, которые якобы "собственными глазами видели" там надгробие с надписью готическим шрифтом "Мартин Борман. (1900-1973)". Однако никто из многочисленных "очевидцев" "почему-то" не смог эту могилу ни показать, ни сфотографировать. Был даже случай, когда один такой "очевидец" примчался в редакцию "Московского комсомольца" с сенсационным сообщением. С ним в Лефортово тут же поехали репортеры МК, но на кладбище сей "очевидец" так и не смог могилу найти и показать.
Вы можете сами поискать могилу по фотографиям.

Кладбище обрело несколько новых легенд с приходом на него готов. Сумрачный период конца 90-ых - начала 2000-ых породил следующие байки:
- Склеп Кноппов. В среде готов именуется "Вампирка" (место около Васнецовых стало называться "Художниками"). Сложно найти человека, который расскажет об истоках этого названия. Лично мне одну из версий поведал субъект гоп-вида (как видите, байка вышла за предела субкультурного кружка): когда один искатель приключений полез в склеп (тогда это было сделать довольно легко), то обнаружил руку, торчащую из-под земли. Так перепугался, что вылез и стал всем рассказывать о захоронении вампира. Естественно, появилось много желающих в этом убедиться. Кто-то тоже видел. Кто-то говорил, что ерунда это все. Сейчас лаз в склеп очень хорошо закрыли.
- Черные мессы, которые устраивали сатанисты.
Не знаю, насколько все было серьезно, но мы действительно находили трупики голубей в довольном странном виде. Однако, сатанисты все же больше предпочитали (предпочитают?) Ваганьковское кладбище.
- Сгоревший склеп ().

Будто бы собрались там сатанисты на камерную черную мессу, и вдруг явился черный человек (возможно призрак владельца). Начался пожар от свечей, кто-то погиб, кто-то сошел с ума. Собственно, активность подобных субъектов на кладбище имела место быть и с этим склепом действительно что-то случилось, но это все затерялось во времени.

- Сказ про то, как вдова себе мужа нашла
Про склепы Введенского кладбища есть две притчи. Одна - стихотворная:
"В тени, в тиши, вдали от сует
Стоит одиноко с древних времен,
В веках зачарован, магический склеп.
Исполнит желанье, что будет на нем".

Другая передается из уст в уста среди лефортовской молодежи: "Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...". Откуда пошли гулять в народе эти легенды, неизвестно. Ясно одно, люди приходят пишут свои просьбы на стенах фамильных усыпальниц с завидным постоянством.
Про то, у кого действительно надо просить
Есть часовня старца Захарии, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Говорят, что помощь им и их детям подается, и все это без каких-либо записок на стенах введенских склепов. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого.

Есть байка, что земля под этим памятником французским солдатам, погибшим в 1812 году, является собственностью посольства Франции в России, а значит, де-юре, французская территория.
- Кладбище располагается на одном из семи главных холмов Москвы.
- Победительница 9-ой "Битвы экстрасенсов" - Наталья Бантеева - собралась как-то совершить на кладбище порчу на смерть в присутствие съемочной группы канала ТНТ, но потом вдруг вспомнила, что с черной магией завязала.
- К сожалению, у меня так и не получилось узнать, что за надгробие на Введенском кладбище было построено на две Сталинские премии, которые отдал муж в память своей жене.
- Криминал. Ходили слухи о том, что в начале 2000-ых (?) на кладбище нашли повешенного. А вот в 1994 уже официально было найдено тело одного застреленного авторитета.
- 2 ноября, в День поминовения всех усопших, католические священники служат мессу на Введенском кладбище.
- Через дорожку от часовни Эрлангеров, за скорбными статуями притаился белый каменный крест. Это могила одного священника. Он обладал красивейшим голосом, и все прихожане очень радовались, что в их церкви проходят такие красивые службы. И вот попутал священнослужителя бес. Решил он, что с таким голосом можно и на сцену замахнуться. Ушел в мир и действительно стал петь в театре, но, увы, через какое-то время голос исчез. Позже отнялись и ноги. Долго он страдал и обвинял себя в предательстве Бога. Вымолил он себе прощение и тихо умер.
- А вот если пойти по аллее, с которой можно свернуть к склепу Амлонгов, то по левой стороне будет участок с несколькими могилами священнослужителей. На одном белом кресте там можно найти иконку. По ней сбегают кровавые капли.

Введенка (уж простите мне этот сленг) поэтическая.
Мало кто помнит, что на этом кладбище нашла свой покой Софья Парнок, муза Цветаевой. Здесь же похоронен замечательный поэт-сатирик Александр Иванов, чьи пародийные стихи до сих пор очень поднимают настроение.
Можно найти могилу Дмитрия Кедрина. Он погиб в 1945 году при невыясненных обстоятельствах в 38 лет (был выброшен под колеса пригородного поезда).
Колокола
Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят в колокола.
Только двери в храме заперты,
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать, служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю.
27 ноября 1941

Введенка музыкальная.

Стоит вспомнить "русского ирландца". Джон Филд (англ. John Field, 26 июля 1782, Дублин - 11 января 1837, Москва) - ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.
Прочесть больше
Послушать.

Здесь снимались и клипы

Введенское в литературе
У А. Погорельского в "Лафертовской маковнице" читаем:
«Что касается до меня, то я нынешнюю ночь спокойно проспал; но товарищ мой, стоявший на часах, уверяет, что он видел, как с самого Введенского кладбища прыгающие по земле огоньки длинными рядами тянулись к ее дому...»

Улицкая "Казус Кукоцкого" (отрывок):
Она шла вдоль высокой кладбищенской ограды, за которой стояли рослые деревья, а под ними – рослые памятники. Остановилась у ворот – "Введенское кладбище". Точно. Это было бывшее Немецкое, где все Кукоцкие похоронены, догадалась Таня и вошла.
Аллея пересекала кладбище поперек, от одних ворот до других, а вокруг простирались могилы и памятники. Старинные, с немецкими готическими надписями, просто старинные и без латиницы. Часовни, мраморные ангелы, гипсовые вазоны, кресты и звезды, звезды и кресты... Как это ни удивительно, несмотря на свои двадцать, Таня никогда не бывала на кладбище. Да и на похоронах-то она не была ни разу, если не считать похорон Сталина. В крематории оказалась раза два, но даже толком не поняла, что там происходит. А здесь было красиво и печально – запущенность шла этому месту. Она прошла по старой части кладбища, разглядывая надписи на памятниках: где-то здесь должны быть и Кукоцкие. Но они не встретились.

Некоторые склепы изнутри.

Всего на Введенке 12 склепов .

**
Интересные факты из книги "Немецкие адреса старой Москвы ":

"В 1865-1872 гг. по проекту архитектору А.Мейнгардта вместо ограждающего вала по периметру территории была устроена кирпичная стена, выстроены ворота Южного входа Св. Филиппа. Свое название они получили от того, что были заложены в день памяти этого почитаемого апостола. Ворота представляли собою проездную псевдоготическую башню с вышкой для колокола. В него звонили, когда через ворота двигалась похоронная процессия. В 1878 были устроены новый Северный вход со стороны городской границы – Госпитального вала.
В 1878 были устроены новый Северный вход со стороны городской границы – Госпитального вала. Ещё среди других мероприятий было устройство водопровода, создание оранжерейного хозяйства, дренажа, строительство Смотрительского двора. Был засыпан и большой овраг разделявший территорию надвое, а сама она расширена за счет прирезки новых территорий. Смотрительский двор разместился у новых ворот и включал сторожку, сарай инвентаря, псарню, оранжереи. В них круглый год выращивали цветы и растения, пригодные для высадки на участках с ранней весны, когда сходил снег.
В 1907 году архитектор А.Форинт выстроил новые красивые псевдоготические Северные ворота и перестроил в стиле модерн дом кладбищенского смотрителя с конторой при нем. Рядом с этими строениями, сразу за оградой находился особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, выстроенный архитектором Герингом".

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Стоит ли говорить, что Немецкое кладбище является моим самым любимым некрополем Москвы. Поэтому вновь и вновь хочется исследовать его и приоткрывать завесу тайны, которая до сих пор окутывает многие надгробия.

Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас


Сегодня мы пойдем по следам легенды о чудотворной статуи Христа. Знаю многих людей, которые слышали эту легенды, но в их сознании этот памятник располагается на участке Рекк.


Естественно, что это не он. Открываем книгу Ю. Рябинина "Жизнь московских кладбищ":
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли".

С чего родилась такая легенда? Один местный человек рассказал такую версию:
К кладбищу прилегает здание, в котором располагается факультет дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В те времена никто и не подумал бы (по разным) причинам) идти перед важными экзаменами в церковь, тем более передовая молодежь, а вот сбегать на соседнее кладбище - вполне. Именно с этих просьб-молитв студентов перед статуей Христа и берет свое начало его популярность среди обычного населения.

Познакомимся с семейством Кнопов.
Кноп (Knoop) - немецкий баронский род.
Основатель торгового дома Кнопов, 1-й гильдии купец Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) (1821-1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании «Де Джерси». Своё дело в России бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 50-м годам XIX века Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. Компания Кнопа подминала под себя многих предпринимателей, ссужая им деньги на покупку нового оборудования и машин. Из-за возросшей конкуренции и начинающегося экономического кризиса многие из них попадали в руки предприимчивого барона. Он открывает хлопчатобумажные мануфактуры по всей России. Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 году ему был пожалован титул барона.
После смерти Людвига Кнопа, дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове (его могила не сохранилась на Введенском кладбище). После его смерти в 1891 году дело перешло в руки к сыновьям Иоганна Кнопа - Фёдору и Андрею. На их время приходится расцвет торгового дома Кнопов.
После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 года Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. И теперь один из Кнопов живёт в г. Комсомольске.
Прочесть чуть более подробно .
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве


А вот на параллельном переулке располагается городская усадьба Кнопов

Так где же была могила Кнопов? Единственное место, которое попадает под описание Саладина - это та самая "Вампирка", хорошо известная в среде московских готов.


Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика.
Казалось бы, место обнаружено, но есть маленькое "но". У меня имеются те самые "Очерки московских кладбищем" Саладина. И автор, описывая то место, говорит, что это семейное захоронение Вогау.
Вогау (Wogau) - семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807-1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821-1870) и Фридрихом (1814-1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849-1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895-1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Только вот мавзолей семьи Вогау, 1910, мастера И.А. Павлова, выглядит так:

Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.
Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе"
Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.
В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.
После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.
А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию, работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:
- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.
Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.
Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены.

После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа . Фото единственного снимка статуи. Да, это действительно тот полуразрушенный склеп, в который так любили забираться в конце 90-ых годов.

Очень живая и неординарная скульптура. Можно представить, как впечатляюще она смотрелась на том самом месте под сенью деревьев.

Наши поиски благополучно завершились. Мы смогли собрать наиболее полную историю чудотворной скульптуры (или скульптур?) Христа на Введенском кладбище.

upd нашлась еще фотография!

между 1900-1914 гг.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

© oldmos.ru
Более того, эта статуя нашлась

ЦАКе МДА

Вывод: На Введенском кладбище было три статуи Христа:

У часовни Христос с крестом - исчез. Был сделан по заказу Вогау.

У склепа Кноппов. Сейчас в Лавре.

На участке семьи Рекк.

Сейчас появился новый - четвертый - на участке у колумбария.

Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых мистических кладбищ в Москве.

МОГИЛА МАСОНА: Где-то тут, вероятнее всего, перезахоронен прах знаменитого масона Франца Лефорта (сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем перезахоронен). На Введенском кладбище возможно были найдены осколки могильной плиты Лефорта. Отсюда и легенда о призраке Лефорта на кладбище. Официально считается, что Захоронения Патрика Гордона и Франца Лефорта (фото) были перенесены на Введенское кладбище. На фото камень над их погребением.

© MoskvaX.ru

ЧАСОВНЯ ЖЕЛАНИЙ: На Немецком кладбище есть часовня, и если на одной из стен написать желание, то оно исполнится. Администрация каждый год их закрашивает. Сейчас часовня отреставрирована, а вот интересное архивное фото этой Лютеранской часовни, сделанное в 1980 году

© MoskvaX.ru

ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД: Есть версия, что под холмом Немецкого кладбища расположен целый город подземелий, катакомб и подземных склепов, и войти в эту подземную Введенку можно только через определенные постройки - часовни или склепы (далее приведено случайное фото одной из построек).

© MoskvaX.ru

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: На одной из могил написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все очевидно.

ЛЕГЕНДА О ЧАСОВНЕ: На семейных захоронениях есть отдельные небольшие часовенки. Рассказывают, что одна из часовен на семейном захоронении сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то стороны света или просто просить сильно. Часовня уже лет 20 назад была в очень плохом состоянии. Сейчас может уже развалилась.

© MoskvaX.ru

МАГИЯ СКУЛЬПТУРЫ: Некоторые студенты у одной из скульптур (точно пока неизвестно какой) просили удачи на экзаменах и вообще в учебных делах... Найдете её, пишите в комментариях ниже.

ФЛЕЙТА ЛЕФОРТА: Её на Введенском кладбище частенько слышно. Появились данные, что флейту теперь и в Лефортовском тоннеле слышно. На картине ниже - флейта 18 века.

ОБЪЕКТЫ ВОЗЛЕ КЛАДБИЩА: Госпиталь Бурденко, неподалеку морг. И стадион "Металлург", где орудовал маньяк-убийца. На старинном фото изображено здание госпиталя.

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: Под утро. Странный звук мешает, похож на скрежет, который не прекращается длительное время. Следующая ночь, я со своей соседкой, под утро выхожу на лестничную клетку. Снова звук, она его тоже слышит. Звук стал появляться с вечера и всю ночь. Как то в одну из ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке услышали этот звук. Он был со всех сторон, как бы окружал и приближался. С каждой минутой он становился все громче. За бетонным забором кладбища услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и ломал ветки. Мы покинули это злополучное место. Рядом с Введенским кладбищем стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Из окна этого здания смотрит черная фигура, а перед этим звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Черная, непонятная фигура периодически исчезала и потом появлялась вновь. Возможно это был человек, но… под кладбищем располагается потерянный склеп…

ЕЩЕ РАССКАЗ: По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь. Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла. - А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам. Собралось в результате человек шесть. Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь. До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, (на фото слева - башня главного входа, посередине - те самые черные ворота, справа - часовня)

Мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто! Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка. Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали. На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты. Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова? Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять. Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти. Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно. - Нет никаких привидений! - А который час? Без десяти двенадцать. Высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет. Так прошли фонарь и опять оказались во тьме. «А ведь полночь наступила», - хотел сказать я. Тут оно и заголосило. Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!! Кто-то хрипит: - Не бежать! Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко! Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, спасение наше! И ворота! Калитка! Не заперта, родимая! Выпали с кладбища, как кегли. А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало. Тем и кончилось. А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал.

© MoskvaX.ru

НЛО НАД КЛАДБИЩЕМ: На Введенском кладбище есть надгробие с любопытными рисунками: падающей звездой и таинственной фигурой. Похоронен Александр Казанцев. Александр Петрович Казанцев - советский фантаст. В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны - демонтировал в Австрии заводы и направлял в СССР. Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит был кораблем пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии. Именно Тунгусское тело и инопланетянин изображены на могильной плите. Месторасположение: Вход на кладбище с ул. Госпитальный вал. Идти по центральной аллее до конца 12 участка (он слева), повернуть налево и идти прямо, до конца 25 участка, повернуть направо. Могила А. Казанцева находится на 2 тропинке от дороги, справа.