Волшебные сказки для младших школьников. Лучшие терапевтические сказки для детей: полный список

Сказка о нежных Теплышках (К. Штайнер)

Давным-давно в одной стране жили вместе два очень сча­стливых человека - муж Тим и жена Магги. И были у них сын Йонукас и дочь Люция.

В те времена при рождении каждому человеку предназна­чался маленький мешочек с мягкими пушистыми комочками - нежными Теплышками, которыми они пользовались всю жизнь. Теплышки несли людям добро и нежность, а также защищали их от болезней и смерти.

Люди дарили Теплышки друг другу. Получить Теплышку было совсем несложно. Достаточно было подойти к человеку и попросить: «Мне нужна Теплышка». Тот, достав Теплышку из мешочка, клал ее просящему на плечо. Теплышка улыбалась и превращалась в большой и очень пушистый комок, который при соприкосновении с человеком таял, наделяя его добротой и нежностью.

Люди не жалели друг для друга Теплышек, щедро раздари­вая их. Поэтому все вокруг были счастливы и здоровы.

Но одной злой ведьме не нравилось это всеобщее счастье и здоровье: никто не покупал у нее микстур и мазей. И приду­мала она коварный план.

Однажды, когда Магги играла со своей дочкой, колдунья тихо подкралась к Тиму и зашептала на ухо: «Ты только по­смотри, Тим, сколько Теплышек Магги отдает Люции. Если так пойдет дальше, Теплышки у нее закончатся и тебе ничего не достанется».

Слова злой колдуньи запали в сердце Тима, и стал он рев­ниво следить за Магги. Ему очень нравились ее Теплышки, и он упрекнул жену, зачем она бездумно раздает их. Магги очень любила Тима и, чтобы не огорчать его, решила приберечь для него Теплышки. Вслед за мамой дети также перестали разда­вать свои Теплышки.

Теплышек становилось все меньше и меньше. Скоро все почувствовали, что вокруг стало не хватать тепла и нежности. Люди стали болеть и умирать.

Злой колдунье не хотелось, чтобы люди умирали - ведь покойникам не нужны ее мази и микстуры. И задумала она новый план.

Всем людям страны колдунья раздала маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные и мягкие Теплышки, а холодные и колючие ледышки, несущие людям холод и жесто­кость, но все-таки защищающие их от смерти.

С тех пор люди дарили друг другу Ледышки, а Теплышки оставляли себе. Скоро все вокруг почувствовали себя несча­стными - ведь обменивались они злом, грубостью, жестоко­стью.

Людям очень не хватало Теплышек. Нашлись хитрецы, ко­торые обклеивали Ледышки пухом, а затем продавали их вме­сто Теплышек. Обмениваясь ненастоящими Теплышками, люди не понимали, почему они не получают тепла и нежности.

Жизнь стала тяжелой и жестокой. А во всем была виновата злая колдунья, которая обманула людей, что Теплышки в ме­шочках скоро закончатся.

Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и доб­рая странница. Она раздавала всем жителям Теплышки, совсем не переживая, что они могут закончиться.

Всем детям женщина очень понравилась, и они, следуя ее примеру, стали раздаривать свои Теплышки. Обеспокоенные взрослые срочно издали закон, запрещающий отдавать Теп­лышки без специального разрешения.

Дети же, совершенно не обращая на них внимания, про­должали дарить людям тепло, заботу и радость.

Борьба добра со злом продолжается и сейчас.

Щедро дарите людям нежные Теплышки, будьте добры, счастливы и здоровы!

Котенок (И. Стишенок)

Сказка для тех детей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, чувствуют себя одинокими и беззащитными и, как следствие, становятся агрессивными.

Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мур-зик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале боль­шого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скалил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убе­гали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.

Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:

Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно ца­рапается.

Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка.

Какой хорошенький! - воскликнула девочка и подошла поближе.

Только не трогай его, - вдруг сказал ей мальчик, прохо­дивший мимо. - Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.

Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:

Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.

Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и оста­нется одиноким, - произнес мальчик.

А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой. Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.

Ксс, ксс, - шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.

Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень мед­ленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сто­ронам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.

Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разре­шил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по дво­ру и играли с резиновым мячиком.

Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и де­вочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впер­вые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испу­ганными глазами.он смотрел по сторонам, но не убегал. В но­вой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.

Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:

Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.

Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотра­гивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.

И совсем этот котенок не Злой, - с удивлением сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.

Совершенно верно, - улыбнулась Маша. - Это Очень Добрый Котенок.

Вопросы

1. Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.

2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?

4. Был ли он злым на самом деле?

5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?

6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?

7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?

8. Чему учит эта сказка?

Услышать свой день (О. Чеснокова)

На далеком острове Табу жил мальчик Рик. Родители у Рика были важные люди - и их никогда не было дома. Они целыми днями важничали: работа была такая. И воспитывали Рика... четыре бабушки и три дедушки. Всего семь человек. Это обыч­ная история на острове Табу. Ведь там водятся птицы Ру, уно­сящие детей. Ах да! Вы их, наверное, не знаете. Ну, тогда все по порядку.

С давних времен жили на острове дивные птицы неопису­емой красоты. Взрослых людей они боялись и близко не под­пускали. А вот с малышами играли целыми днями - лучше лю­бой няньки. Так было, пока не завезли на остров чудо-машины. Взрослые были очарованы своими новыми игрушками. Теперь машины стирали, убирали, строили... А взрослые за ними уха­живали. И столько эти машины понастроили, что птицам стало негде жить, и они улетели с острова. Тогда стало происходить вот что. Многие дети начинали странно себя вести: им стано­вилось скучно. Столько вокруг немыслимых красочных меха­низмов - а им все скучно. По ночам к таким детям прилетали птицы Ру. И через некоторое время дети исчезали - мелькнет за окном узорчатая тень, уносящая ребенка... и все. Хорошо, если получат родные письмецо непонятно откуда, мол, не ску­чайте, не ждите. Там, с птицами, детям было весело, и назад они не возвращались.

Да-а... Так вот, про нашего мальчика. Его бабушки и де­душки были, к счастью, родными Рика, а остальные - это те, кого странные птицы оставили без внучат. Главная задача у них, конечно, была - не дать Рику заскучать. Они и не давали: числовые вычисления, линейные построения, звездные наблю­дения, веществостроение, словосписывание, песнопение и еще, и еще... В общем, все, что надо, чтобы побыстрее стать взрослым. И игрушек у Рика - не счесть: развивающие конст­рукторы, наиполезнейшие головоломки, информирующие ро­боты... У него было все. Но самой любимой игрушкой Рика и его постоянной спутницей была Большая Океанская Раковина, которую он когда-то нашел на берегу. Как же он всех бабушек и дедушек этой Раковиной извел! Рик уверял, что если прило­жить ее к уху и закрыть глаза, то сейчас же окажешься в самом счастливом дне своей жизни. У Рика это был день, когда он нашел свою Раковину. Конечно же, всех своих бабушек и деду­шек поочередно он заставлял сидеть с раковиной у уха, с закры­тыми глазами - подолгу, чуть не каждый день. Что может быть глупее: ничего не видно и не слышно, да еще вон сколько уро­ков не пройдено. Бедные прародители теперь очень нервничали на занятиях. Идет, к примеру, урок линейного построения - так все фигуры чертятся прямо на полу, а в центре - Раковина. На музыкальном часу надо прыгать вокруг нее же. И выбросить эту проклятую Раковину нельзя: а что, если Рик заскучает?!

И все же он заскучал. Все реже просил Рик послушать Ра­ковину. Потом и вовсе оставил всех в покое. Тревога охватила весь дом. Даже родители на целых два часа оставили свои важные дела. На взрослом совете было решено не выпускать Рика из дома, пока он не подрастет, - ведь уже дважды видели люди над домом опасную тень птицы...

(Пауза. Другим тоном.) Рик исчез утром. Пришли взрос­лые- а в комнате никого. Записка на столе: «Будет время - послушайте Раковину». (Пауза.) Вот и Раковина лежит. Вели­кая скорбь охватила дом. Мы потеряли ребенка! Некого боль­ше учить. Теперь есть время. И дедушка-математик взял Рако­вину и прижал к уху.

(Другим тоном.) Через некоторое время дедушка восклик­нул: «Ну конечно же, футбол». Счастливыми глазами глядя на остальных, он объявил, что самым лучшим днем в его жизни стал день, когда они с отцом вместе пошли смотреть футболь­ный матч. С надеждой вслушивались взрослые в нечто там, в Раковине. И каждый, каждый вспомнил тот свой особенный сча­стливый день, который остался в далеком детстве. Теперь они отдали бы весь мир, чтобы рассказать Рику о том, что они услы­шали и увидели, и что они поняли... Но он улетел навсегда.

«И вовсе я не улетел! - воскликнул мальчик, выбираясь из шкафа. - Я хотел улететь завтра и нечаянно уснул. Но теперь я остаюсь - ведь я так сильно вас люблю!»

Надо ли описывать вам, сколько радости, счастья и весе­лья было в доме! Сейчас этот дом называют домом, которому повезло. Рика - мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками. А важные родители теперь пораньше спешат до­мой, чтобы слушать всей семьей счастливые истории волшеб­ной Раковины.

Коррекционные сказки для младших школьников

СКАЗКИ О ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

Эти сказки можно использовать в коррекционной работе с агрессивными детьми. В отличие от предыдущих блоков сказок здесь не прослеживается жесткая сюжетная связь, то есть "конфликтные" сказки автономны. Поэтому их можно использовать отдельно друг от друга.
В этом разделе содержатся следующие сказки:" Ябеда",
"Шапка-невидимка",
"Задача для Лисенка",
"Спорщик",
"Обида",
"Хвосты",
"Драки",
"Грубые слова",
"Дружная страна".

Ябеда

Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали окружающих и поражали глубиной и чистотой. Особенная аккуратность была видна во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик. Но останавливал их только пренебрежительный голос новенькой:
- Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет!
- Я вижу, что вы уже познакомились? - спросил учитель Еж, войдя в класс.
- Да, познакомились, - озадаченно произнесли ребята.
- Надеюсь, вы ее не обидели? - спросил учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки.
- Кто кого еще обидел, - прошептал Зайчонок.
- Конечно, обидели, - вдруг вырвалось у Кошечки, - они грязными руками, трогали мой чистый бантик.
- Я думаю, что наши ребята больше не будут делать этого, - остановил учитель своими словами и взглядом порыв возмущения у Волчонка.
Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу.
Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи. Она громко произнесла:
- Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.
- Но мы же по делу говорили, - оправдывались ее соседи.
- Тем более, - строго произнесла Кошечка.
По классу прошел ропот возмущения:
- Такой вредины еще не бывало в нашей школе! - вырвалось у Белочки.
- Я прошу всех быть более сдержанными, - попросил учитель. - У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться.
Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать с ней и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил:
- Как тебе у нас?
- Плохо, - со слезами на глазах ответила Кошечка, - мне здесь никто не нравится.
- Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень сложно, но у нас добрые ребята, - успокаивал ее учитель. - Я не заметила, что они добрые! - всхлипнула Кошечка.
- Поживешь - увидишь! - пообещал учитель.
А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя ее уже не ласковым именем "Кошечка", а неприятным словом "ябеда".
Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась еще больше.
- Так ей и надо! - проворчал обиженный Зайчонок. - Пусть не задается.
- А она и не задается, - вмешался в разговор учитель. - Ей плохо у нас, потому что она не привыкла к нашим правилам общения. Вот она и отстаивает свои правила с помощью такого способа.
- Ха, тоже мне, хороший способ! Мы к ней с вниманием, с лаской. А эта ябеда?.. - продолжал возмущаться Волчонок. - Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится, - объяснял учитель. - И вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье.
- Почему? - заинтересовалась Белочка.
- Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала, что я их накажу. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило? - спросил учитель.
Ребята кивнули, ожидая дальнейших объяснений.
- А так как вместо похвалы Кошечка услышала только мою просьбу о сдержанности, то у нее возникло чувство растерянности. Кошечка не понимает, что у нас происходит. Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами, - предложил учитель. - Интересно, что нам надо сделать? - уточняли ребята.
- Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша задача спокойным голосом, с ласковой улыбкой поблагодарить ее за то, что она это заметила. И предложить найти путь или средство это исправить, - завершил свою мысль учитель Еж.
- Так она обрадуется и станет дальше всех поучать? - не понимала Белочка.
- А давайте попробуем! - загорелся Волчонок.
- Только вот не знаю, как насчет улыбки! У меня может не получиться, - засомневался Зайчонок.
- А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем известна! - уточнил маленький Енот.
Волчонок поспешил проверить новый метод. Подойдя к зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал ее играть. В ответ он услышал:
- Я с такими лохматыми не играю!
- Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты, - продолжал эксперимент Волчонок.
- Хорошо, я попробую, - неуверенно ответила Кошечка. - А у тебя, Волчонок, есть расческа?
- Конечно! - обрадовался Волчонок, доставая расческу из кармана и подмигивая своим друзьям.
- А почему ты дружишь с Белочкой? - спросила Кошечка, старательно расчесывая своего нового друга.
- Она веселая! - не задумываясь, ответил Волчонок.
- Да, но мне она кажется грубой и легкомысленной, - вспомнила Кошечка ее реплику.
- А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя. Только лучше сделать это, когда вы будете с Белочкой одни, - посоветовал ей Волчонок. - Да... не забудь про один секрет.
- Что это еще за секрет? - удивилась Кошечка.
- Нежная улыбка, - ответил Волчонок, по-доброму, широко улыбнувшись новенькой.
И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.
- А Волчонок-то справился с этим новым методом общения! - шепотом произнесла Белочка.

Шапка-невидимка

В Лесной школе появился еще один новый ученик - Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой. А дедушка с бабушкой всегда восхищались им: "Самый умный, самый находчивый, самый веселый..." Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: "Ты просто соловей у нас!" Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: "Ой, акробат!" Да и родители говорили, что он точно будет отличником. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность окончательно доказать это всем жителям леса.
В Лесной школе почему-то приняли его без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая одноклассников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников.
Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок поворачивался во все стороны, чтобы насладиться вниманием соседей. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали гениальности Мышонка.
Тогда Мышонок решил всех удивить своим "соловьиным" писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись.
- Вот, наконец-то, - думал Мышонок, - все заметили меня!
Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить одноклассников. Особенно Мышонку понравилось, когда рассмеялась Белочка над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался. Еж подошел и тихо спросил проказника:
- Почему ты нам мешаешь?
Но вместо ответа услышал пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив.
Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но, увидев в глазах родителей восхищение своим сыном, он призадумался: "Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?"
На следующий день учитель Еж начал урок с истории о шапке-невидимке, которая хранится в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Эта шапка невидимая, и всех она делает невидимыми.
Еж держал шапку в своих руках и готовился надеть ее на голову любому ученику. Мышонок захотел, чтобы шапку одели ему: в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже.
Мышонок проказничал изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся и не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя, пытался их выполнить. Мышонок даже захотел выйти с ответом к доске. Но его никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: "Ну и пусть, они все еще пожалеют!"
Наконец прозвенел звонок, началась перемена! Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и снял шапку.
- Правда, грустно чувствовать себя одиноким? - тихо сказал Еж. - Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок, шапка-невидимка вновь вернется к тебе. Так будет до тех пор, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им.
Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал...
Так прошла перемена. Незаметно прошел урок, на котором ученики узнавали новое. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.
- Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить? - по привычке вредничал Мышонок.
- Нет, я вчера весь вечер ее решала, но ничего не получается! - обиженно ответила Белочка.
Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:
- Хочешь, я помогу тебе?
Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарный блеск в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и даже взрослым! Ему было очень приятно!
На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а помогал ему быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мышонок вдруг вспомнил про шапку-невидимку.
- Что же с ней случилось? Куда она исчезла? - удивлялся Мышонок.
А учитель Еж и ребята-зверята добродушно улыбались...

Задача для Лисенка

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Их причиной было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа Лис и дедушка Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети. Так вот, дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложно. Лис должен знать три правила хитрости:
- уметь во всем находить собственную выгоду;
- уметь ловко обмануть даже ближнего;
- уметь всегда избегать неприятностей: выходить сухим из воды.
Папа Лис был противником таких хитростей. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному трудно живется, когда нужна помощь друзей и близких.
Поэтому Лис должен использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями. Лисенок прислушивался к этим спорам и размышлял:
- Кто же прав, дедушка или папа?
Дедушку считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, потому что кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен. Но Лисенок-то понимал, что это либо от гордости, либо от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.
У папы было все по-другому. Обманывать, как говорит дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что он просто не хочет этого делать, так как ложь всегда становится очевидной, то есть обнаруживается окружающими. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок.
Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он использует правила хитрости старого Лиса. Но и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.
- Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? - как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.
- И будешь Лисом-одиночкой! - протараторила в ответ Сорока.
- Но как же мне быть? - спросил ее Лисенок. - Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет? - Маленький Лисенок, - смеялась Сорока. - Выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна навсегда может прилипнуть к тебе.
- Я подумаю над этим завтра! - решил Лисенок.
И стало ему легко оттого, что он перехитрил свою проблему. Маленький Лис перенес это на другой день...
Но вот наступил этот день. Он вспомнил о своей проблеме.
- Как же быть, что выбрать? - вновь задал себе вопрос Лисенок.
В школе Лисенок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.
- Что с тобой случилось, не заболел ли ты? - поинтересовался учитель Еж.
- Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, - почему-то вырвалось у Лисенка.
- Твой дедушка болен? - спросили ребята.
- Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, - продолжал придумывать Лисенок.
И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи.
Но все ученики верили и сочувствовали Лисенку.
- Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, - предложил учитель. - Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.
Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.
По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории, он лепил снежки и бросал их в цель. Снег скрипел под ногами.
Домой Лисенок пришел веселым и беззаботным.
- Почему ты так рано пришел? - спросил внука дедушка Лис.
Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.
- Наш учитель заболел! - прошептал он.
- Как заболел? Что-то серьезное? - забеспокоился старый Лис.
- Да, наверное! - продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.
- Плохо, очень плохо, - проворчал дедушка, - жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!
Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей выдумкой.
А тем временем в школе закончились уроки, и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось: как можно веселиться, если болен любимый человек? Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.
Еж так и остался стоять на месте как вкопанный.
Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал, что происходит.
- Я рад, что вам уже лучше! - произнес наконец-то учитель.
- А вам? - спросил удивленный дедушка.
В этот момент Лисенок услышал голоса и выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.
- Сейчас что-то будет, - шептал Лисенок. - Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да, я сейчас проснусь - и все будет как прежде.
Но это был не сон. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли ничего не почувствовал.
Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка. Ему было и стыдно, и страшно.
- Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? - спрашивал сам себя Лисенок.
Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:
- Да, что посеешь - то и пожнешь!
Что отвечал на это Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать. Он мог только догадываться. Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.
Вдруг он почувствовал, что до него кто-то дотронулся. Лисенок приподнял голову и увидел учителя.
- Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес учитель. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом лгун начинает понимать, что запутался. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину! Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он понял, что ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну. И Лисенок сделал свой выбор...
- Я буду стараться быть честным!!! - пообещал он учителю.
- Я верю в тебя! - ответил Еж.
В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор Лисенок, если хочет сказать неправду, представляет себе огромного паука и останавливает свою ложь.

Спорщик

У Мышонка появилась привычка спорить по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спорах со своими друзьями. - Мышонок, ты зачем со всеми споришь? - спросил его Зайчонок.
- Я не спорю, а веду дискуссию, - важно ответил Мышонок.
- Дискуссия - это немного другое, - улыбаясь, объяснил учитель Еж. - Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника, дает ему возможность высказаться.
- А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, - вмешался Волчонок.
- Во-вторых, - продолжил учитель, - в дискуссии необходимо приводить факты, которые подтверждают твою точку зрения.
- Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а мнение других отрицаю! - уверенно заявил Мышонок.
- Мне наш Мышонок напоминает знакомого лесного гнома, - вспомнил Зайчонок.
- Какого еще гнома? - недовольно спросил Мышонок.
Зайчонок рассказал такую историю.
Рядом с моим домом, в дупле старого дуба, живут два гнома-близнеца. Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком.
Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты.
- Ух-ты! И такое бывает! - удивляется гном.
Его брат совсем на него не похож: у него маленький ротик и сощуренные глазки. Он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут - Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает: вряд ли существуют в мире какие-то загадки. Когда Удивлялка делился своими впечатлениями с братом, то в ответ слышал:
- Подумаешь, я это давно все знал!
Жители леса обходят стороной Отрицалку, с ним очень трудно общаться. Слушать он не умеет, да и сам мало чего рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:
- Что же ты такую ерунду не знаешь, что ли?
Пристыдит, а ничем не поможет, ничего не посоветует.
Легко и свободно живется Удивлялке. Он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.
Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей у него совсем нет.
- А я встречала его в лесу! - воскликнула Белочка. - Он похож на сморщенный сушеный гриб!
- Да, - подтвердил учитель. - Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называет, уж очень они разными стали. А для тебя, Мышонок, это хороший пример.
- А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? - смутился Мышонок.
- Хорошо! Поупражняемся все вместе! - обещал Учитель.

Комментарий для педагога
После этой сказки нужно провести со школьниками какую-либо дискуссию, например: "Какие игры лучше?", "Какие книги интереснее читать?" и т.п. Детям нужно напомнить правила дискуссии (см. текст сказки) и ввести для самоконтроля "мяч-переходник" (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Можно записать дискуссию на видео, затем проанализировать ее в положительном ключе, с индивидуальными рекомендациями.

Обида

Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой. Правда, на Белочку Кошечка продолжала обижаться. Серьезной причины для разногласий не было, просто трудно было Кошечке понять беличьи шутки. Скажет Белочка что-то веселое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про нее шуточки. Надует она щечки, отвернется от друзей и молчит.
- Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка? - интересуются друзья.
Но Кошечка молчит, ничего не отвечает. Так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не открывает.
- Сами догадайтесь, чем меня обидели! - промолвит Кошечка тихонечко.
Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошечкой извиняются, но чем ее обижают, так и не понимают. Надоело им Кошечку без конца уговаривать, решили без нее играть, события обсуждать. А Кошечка еще больше надулась, распушилась от обиды и сидит помалкивает, одна-одинешенька.
Подошли к Кошечке Волчонок с Лисенком, спрашивают:
- Кто тебя обидел, Кошечка?
- Белочка с Зайчонком, - отвечает она. - Они со мной не играют.
- Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит, - возмущается Белочка.
- Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не делать, - предложил Зайчонок.
Но отвернулась Кошечка, ничего не ответила.
Подошел к ней маленький Енот и рассказал такую сказку.
Жил-был купец в одном городе, в южной стране, где солнце жаркое, пустыня дальняя. Часто путешествовал купец, свой товар продавал, диковинки покупал. Купил он как-то жеребца - стройного и быстрого - для себя, а ослика - веселого, озорного - для своей любимой дочери. Прибыл он домой, жеребца и ослика в конюшню поставил, вкусного зерна дал. А ослик с жеребцом разговор меж собой начали.
- Что ты за зверь такой? Не лошадь, не заяц... Тебя из жалости хозяин купил, а мною весь город любоваться будет! - сказал жеребец ослику.
- Нет, он для дочки меня купил, потому что я веселый и добрый, а рост у меня для нее удобный, безопасный, - ответил ослик, а самому от слов жеребца грустно стало, мысли разные невеселые в голову пришли.
Наутро вывел жеребца купец из конюшни, все так и ахнули:
- Ой, красавец, стройный, быстрый, молодой!
Вывела дочка купеческая ослика, раздался смех гостей:
- Что же это за лошадка ушастая? Такой смешной не видали еще!
А девочка гладит его по спинке:
- Если кто смеется, значит, ему весело, порадуйся, ослик, за него. А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, веселый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!
Но ослик обиделся и стоял как вкопанный. Стала уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он все стоит, обижается.
Тут народ увидел упрямого ослика и стал опять смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать. А потом придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: "На обиженных-то воду возят!" - А могло бы быть все по-другому, - размышляла Кошечка. - Девочку бы катал, весело играл. А то и подружку потерял, и себя наказал.
- Я рад, что ты все поняла, Кошечка! - закончил сказку Енот.
- Конечно, пойду я к своим друзьям, а то они меня заждались давно! - улыбнулась Кошечка.

Хвосты

В Лесной школе учатся разные звери: Белочка, Зайчонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка. Звери помогают друг другу, ведь у каждого что-то получается лучше, чем у другого: Медвежонок самый сильный, поэтому когда надо что-то поднять или передвинуть, то на помощь зовут его. Лисенок лучше всех умеет решать логические задачки, и он помогает другим справляться с математикой. Белка лучше всех вытирает доску.
Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них иногда возникали, но быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла свой наряд и никак не могла им налюбоваться, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зайчонок извинился дрожащим голосом: - Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.
- Нет, не прощу, - с обидой ответила Белочка.
- Но почему? - испугался Зайчонок.
- Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика! - Это неправда! - закричал Зайчонок, - я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.
- Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! - вмешался Лисенок.
- Зайчонку не нужен длинный хвост, - пытался убедить всех Медвежонок.
- А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, - в один голос крикнули Белочка с Лисенком.
Начался настоящий спор.
Все звери защищали свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел учитель Еж.
- Что случилось? - спросил учитель. - Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?
- Я не буду сидеть с Зайчонком, потому что у него хвост маленький, - сказала Белочка.
- И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, - произнес Медвежонок.
- Так вас поссорили хвосты? - удивился Еж.
- Мы не дружим с бесхвостыми! - крикнул Лисенок.
- А, так значит, с сегодняшнего дня в классе учатся "хвостатые" и "бесхвостые"? - не спеша продолжал Еж. - Но только вы неправильно поделились.
- Почему? - удивились звери.
- Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных. Не забудьте также про цвет шерсти, глаз и другие различия.
Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть.
- И много останется у вас друзей? Вы будете одиноки.
Все звери молчали.
Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонок уже не помогал "хвостатым".
В классе продолжали звучать насмешки и обидные прозвища. Домой "хвостатые" и "бесхвостые" ученики пошли разными дорогами.
Волчонок ушел из школы позже всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов... Пройдя половину дороги, он услышал странный звук, похожий на лай собак. Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен!
Волчонок сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. "Неужели я живой? - подумал Волчонок. - Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?" Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. "Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?" - с этими мыслями Волчонок заснул...
(В этом месте прервите сказку-метафору. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.)
Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.
- Иди к нам! - позвал друга Лисенок.
Опустив глаза, Волчонок сел к "бесхвостым" зверям. В классе наступила тишина. "Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? - подумали ученики. - Неужели с ним случилась беда?"
В полной тишине Волчонок рассказал обо всем, что с ним произошло. "Хвостатые" и "бесхвостые" звери бросились обнимать своего друга.
- Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.
- Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? - спрашивал учеников учитель.
- Мы хотим, чтобы снова в Лесной школе все ученики стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, - ответил Лисенок.
И ребята полностью согласились с ним.
- Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! - улыбнулся учитель.
"Как хорошо, что мы все такие разные. Нам есть чему поучиться друг у друга", - думали звери. Они играли, рассказывали друг другу истории и принимали всех такими, какие они есть.

Драки

Сколько мне пришлось пережить неприятностей, - думает Волчонок. - Поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только-то и сделал, что отшлепал братика, чтобы не трогал мои вещи.
- Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол, - позвал друга Лисенок.
- Хорошо, может, я отвлекусь, забуду свои беды, - решил Волчонок.
Стали друзья в футбол играть. Волчонок проиграл. Рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищался: кулачками тоже крепко Волчонка разукрасил.
Учитель Еж увидел драчунов да как крикнет:
- Это что за петухи?
Услышали голос учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят. Чумазые, зареванные и злые друг на друга. А учитель и говорит:
- Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый свою правду рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.
Повел учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины мазью намазал. Вроде успокоились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.
- Есть у меня "сердитая подушка", давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала: видно, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.
- Как это? - недоверчиво спросили ребята.
- Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться? - спросил Еж.
- Ну, давайте я попробую, - осторожно подошел к подушке Волчонок.
- Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулачками со всей силы подушку выколачивать, да посмеиваться, с каждым ударом "ха!" выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! - убеждал учитель. - А ты, Лисенок, помоги другу, говори слова-заклинания: "Сильнее, сильнее, сильнее!" Всем задания понятны?
- Вроде бы понятны, - ответили ребята.
- Как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнем. А пропищит она два раза, значит, пора останавливаться, - продолжал свою инструкцию Еж.
Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками пинать да звук "ха!" выкрикивать. А Лисенок помогает ему, кричит: "Сильнее, сильнее, сильнее!" - и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались ученики, стоят, смотрят, диву даются. Что происходит, не понимают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли. - А теперь, послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке. Что они делают? - спросил учитель. - Тихо сидят! - еле отдышавшись, ответил Волчонок.
- Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисенок, свои злинки выбивать! Начали! - скомандовал Еж, помогая сигналом. Тут все ученики подключились, стали вместе кричать слова-заклинания, да еще и в ладоши прихлопывать. Двойной сигнал остановил Лисенка. А он прислушивается к подушке, смеется:
- А мои злинки сидят, разговаривают!
- Все злинки убежали или остались еще? - спросил учитель.
- Все убежали! - радостно ответили Лисенок с Волчонком.
- А можно и нам попробовать? - робко спросил Зайчонок.
- Конечно, можно, но по очереди! - разрешил Еж.
Каждый ученик попробовал прогнать свои злинки, упрямки. Затем Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:
- По разным причинам прибегают к нам злинки, накапливаются, а мы теперь знаем, как прогнать их. Эта "сердитая подушка" будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.


Автор: Булыгина Диана, ученица 8 «В» класса, МБОУ «Сарсинская СОШ», пос. Сарс, Октябрьский район, Пермская область.
Руководитель: Меркурьева Наталья Геннадьевна, социальный педагог МБОУ «Сарсинская средняя общеобразовательная школа»

Назначение: сказка является авторской, Написана для детей 7-10 лет. Поэтому она будет интересна учителям начальных классов и родителям. Эту сказку можно использовать на беседах в классах.
Цель: привить интерес и желание к чтению сказок. Дать детям пример правильного поведения и раскрыть важность гармонии в сосуществовании человека и природы.
Задачи:
- прививать любовь к природе, умение бережно относиться к людям и животным;
- воспитывать чувство ответственности, отзывчивости, ценить добро и дружбу;
- научить детей обдумывать свои поступки и анализировать их последствия;

Развивать детское воображение, образное мышление и фантазию.

Артур и птицы

Далеко, далеко, среди буйной зелени садов и парков стоял дивный белокаменный город. Все дома и дворцы были искусно сделаны из белоснежного мрамора, который ослепительно блестел и искрился в лучах яркого солнца. В пышных садах и парках звонко пели неугомонные птицы. Повсюду город украшали великолепные клумбы с ароматными цветами, а над ними порхали удивительные нежные бабочки. Это было Мраморное королевство.
Правителем этого славного королевства был мудрый и добрый король, который очень любил свой народ, и все люди жили счастливо в его владениях. Только одно печалило короля, у него не было детей. Долгие годы королева не могла родить ребёнка, она была глубоко несчастна…
И вот однажды случилось чудо, в один прекрасный день, королева родила долгожданного сына. Все жители королевства искренне радовались и поздравляли короля с появлением наследника. А счастливый король устроил пышный пир в честь рождения сына.
Маленького принца назвали Артуром. Король и королева не могли налюбоваться на своё дитя, они окружили его любовью и заботой и ни в чём ему не отказывали. К десяти годам Артур вырос красивым стройным мальчиком, его белокурые локоны мягко падали на плечи, а синие глаза сияли, как драгоценные сапфиры. Однако Артур был капризным и жестоким мальчиком. Он привык, что ему всегда и во всём угождали. У принца не было ни капли жалости, ни к людям, ни к животным. Он не дружил с другими детьми, обижал слуг, часто бросал камни в собак и кошек. Особенно Артур не любил птиц, его раздражали звонкие птичьи песни по утрам, которые мешали ему спать. Он с громкими криками прогонял птиц из королевского сада и безжалостно разорял их гнёзда.
Как-то раз, прогуливаясь по тенистым аллеям дворцового сада, среди ветвей старого каштана Артур заметил птичье гнездо, в котором высиживала яйца белая голубка. Мальчик тут же стал карабкаться на дерево, чтобы разорить гнездо и позабавиться над горем бедной пташки. Голубка заволновалась, стала тревожно кричать, но гнездо не покидала. На крики подруги прилетел голубь и, бесстрашно бросаясь на обидчика, стал прогонять мальчишку, но Артур легко отмахивался от назойливого защитника. И вот принц оказался у самого гнезда, бедная голубка замерла от страха и в ужасе закрыла глаза, в ожидании расправы. Как вдруг, откуда ни возьмись, со всех сторон на Артура налетели птицы: дрозды, вороны, скворцы, воробьи, синицы... Они больно клевали мальчика, били его крыльями, царапали острыми когтями лицо и цеплялись за волосы. Артур взвыл от боли и, ломая ветки, неуклюже полетел вниз. Вскочив на ноги, он тут же бросился бежать, но птицы не отставали и с громкими криками гнали его до самого дворца. Весь растрёпанный, в изодранной одежде, с исцарапанным лицом Артур вбежал в тронный зал и, задыхаясь от ярости, стал громко кричать:
- Птицы! Гадкие птицы, они напали на меня! Я ненавижу их! Отец, прикажи немедленно изгнать всех птиц из нашего королевства!
Королева ужаснулась, услышав такие слова принца:
- Сынок, опомнись, этого нельзя делать! Птицы – наши друзья! Наверное, ты их очень обидел, если они осмелились напасть на тебя.
Но мальчик кричал, топал ногами и требовал сию минуту наказать дерзких птиц. И тогда разгневанный король издал указ: «Изгнать всех птиц из белокаменного города!»
По приказу короля все жители королевства несколько дней усердно прогоняли птиц из города. Несчастные птахи в страхе метались из сада в сад, из парка в парк, но нигде не находили покоя... И наконец, в городе не осталось ни одной птицы, и нигде больше не звенели птичьи голоса.
Прошло время. В сады и парки начали прилетать прожорливые жуки, им нечего было бояться, ведь здесь не было птиц. И с каждым днём насекомых становилось всё больше и больше. Но люди этого не замечали.
И вот однажды разразилась беда. Повсюду: на деревьях, кустах, цветах – огромные жуки и жирные гусеницы, чуть ли не гроздьями повисли на бедных растениях. Теперь-то уж не заметить их было нельзя. Они пожирали всё на своём пути: и листву, и траву и цветы. Огромные полчища насекомых ползали по улицам города, залетали в окна домов, нападали на людей и больно кусали. Люди были в отчаянии, они уже не могли справиться с нашествием прожорливых жуков.
Боже мой, во что превратился белокаменный город! Сады и парки зачахли, деревья стояли голые. Сочная трава исчезла, на клумбах больше не цвели ароматные цветы, а над ними не порхали дивные бабочки. Улицы города опустели, люди боялись покидать свои дома, и повсюду кишели тучи ненасытных жуков. Город стоял унылый и мрачный.
И тогда Артур понял, что он натворил. Как же он казнил себя за свои недобрые поступки. Принц пошёл к королю и сказал:
- Отец, это я во всём виноват! Я обидел птиц и должен просить у них прощения. Только птицы смогут помочь нашему городу. Я пойду хоть на край света и буду умолять их вернуться! Я скажу им, что они нужны нам!
- Это мудрое решение, сынок, - сказал король. – Мы все виноваты перед птицами. Но надо уметь исправлять свои недобрые поступки. Далеко на севере нашего королевства раскинулся величественный лес, птицы наверняка улетели туда. В этот лес ты и отправишься.
Король дал Артуру самого быстрого коня из королевской конюшни, и принц тут же помчался прямо на север. Лишь через несколько дней показался долгожданный лес. Оставив коня на опушке, мальчик направился к лесу. Но стоило только принцу войти вглубь леса, как тревожно застрекотали сороки, и все птицы стали разлетаться в разные стороны. Артур звал птиц, просил у них прощения, умолял вернуться, но они не слушали его. До самого вечера бродил он по безмолвному лесу в поисках птиц, как вдруг в зарослях травы, у высокой сосны, послышался какой-то писк. Заглянув в заросли, принц увидел беспомощного маленького птенчика, выпавшего из гнезда. К птенцу, извиваясь, ползла злая гадюка, а над ней летали испуганные родители – красногрудые малиновки. Мальчик тут же схватил длинную палку и бросил в гадюку, змея злобно зашипела и быстро уползла прочь. Артур бережно положил птенчика за пазуху и, ловко взобравшись на дерево, посадил птенца в гнездо. А счастливые родители радостно щебетали над своим малышом, нежно обнимали его крыльями и долго благодарили принца.
Весть о спасении птенца малиновок быстро разлетелась по всему лесу. Со всех сторон к сосне слетались птицы, они кружили над головой мальчика и на все голоса распевали в его честь звонкие песни. И тогда, склонив голову перед птицами, Артур попросил у них прощения и рассказал о страшной беде, постигшей Мраморное королевство. Мудрые птицы простили принца. Они собрались в огромные стаи и поспешили в белокаменный город. А следом за ними на быстром коне мчался Артур.
Ранним утром жители города проснулись от громких птичьих криков. Всё небо покрылось сотней точек, это были: глухари, соколы, дрозды, дятлы, скворцы… Огромные стаи птиц кружили над домами, парками и садами, они стремительно нападали на прожорливых насекомых, клевали их, топтали когтистыми лапами, и нигде жуки не могли укрыться от зорких птичьих глаз. До самого захода солнца без устали трудились птицы, и наконец, с жуками было покончено. Все люди вышли на улицы города, они ликовали, радостно обнимались и с восторгом приветствовали птиц.

Сказка Константина Паустовского направлена на воспитание доброты у детей и ответственности за свои поступки. Сказка о том, что зло всегда наказуемо, но если человек раскаялся, то всё еще можно исправить, только для этого предстоит очень много потрудиться.

Теплый хлеб. Автор: Константин Паустовский

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее, общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабьей не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу.

— Да ну тебя! Дьявол! — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.

Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» — «Мне хлеб с полу поднять невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка». — «А ногу куда девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся мужик. — Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

— Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.

— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

— Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?

— Зачем помирать? Надеяться надо.

— На что?

— На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

— А как его исправить? — спросил, всхлипывая, Филька.

— А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

— Садись к печке, — сказал он. — Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

— Да-а, — вздохнул Панкрат, — плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

— Ты брось реветь! — строго сказал Панкрат. — Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил — сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, воды нет, и что нам придумать — неизвестно.

— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.

— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

— Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте — подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

— Ну, — сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку1, — время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

— Я, дедушка Панкрат, — сказал Филька, — как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Провернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

— Ишь ты шустрый какой! — сказал мельник. — Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

— А ежели замёрзнете?

— Костры будем жечь.

— А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват — пусть сам лёд и скалывает»?

— Согласятся! Я их умолю. Наши ребята — хорошие.

— Ну, валяй, собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит- журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали — ив мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло — с него посыпались сосульки — и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жёрнова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, — ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню1 и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью.

Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята. — Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж, — сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыльнулся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт.