Вклад китайской цивилизации в мировую сокровищницу культуры. Мировые цивилизации

История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

Наука и культура

  • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
  • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
  • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
  • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
  • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

Военное и боевое искусство

  • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
  • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

Медицина и здоровье

  • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
  • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
  • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
  • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

  1. Введение………………………………………………………… ……………………………2
  2. Мировая культура Китая……………………………………………………………3
  3. Искусство и политика Китая………………………………………………….4-6
  4. Торговля и ремесленное производство………………………………….6
  5. Медицина Китая………………………………………………………………… ……….7
  6. Бумажные деньги……………………………………………………………… …….7-8
  7. Военная наука и изучение проблем генезиса……………………8-9
  8. Даосизм…………………………………………………………… ……………………9-10
  9. Заключение…………………………………………………… …………………….11-12
  10. Литература…………………………………………………… ……………………………13

Введение.

Мировая культура - это синтез высочайших достижений всех национальных культур народов нашей планеты.

Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Развиваясь в пределах единой огромной территории, этот народ из века в век накапливал несместные художественные богатства, оставившие важный след дальнейшей духовной жизни страны. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. В течение всей китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. По крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.

Мировая культура Китая.

Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.

Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы

Искусство и политика Китая.

Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.

Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.

Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.

Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.

История Древнего Китая богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».

В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной политики европейских государств.

Торговля и ремесленное производство .

Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.

Медицина Китая.

Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние китайцы обнаружили, что некоторые продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.

Более 2.000 лет назад был написан Канон медицины Жёлтого Императора, первая медицинская книга в Китае.

Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.

Бумажные деньги.

Бумажные деньги - важнейший вклад китайской цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280-1368 годы).

Военная наука и изучение проблем генезиса.

В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.

В девятнадцатом веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).

Древнекитайский вариант становления государственности завершает собой ряд политических образований и социально- цивилизационных феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.

Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.

Даосизм.

Первое учение – даосизм – основано на представлении о наличии особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Точно также и жизнь человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.

Понятие «цивилизация» (civil, лат. – город) возникло в XVIII веке. Есть много толкований этого понятия – например, «cоциальная организация общества, характеризуемая всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства». Необходимые элементы цивилизации – наличие письменности, городов и гoсударствa. Некоторые используют слово «цивилизация» как синоним понятия культура. Мне нравятся такие определения: «цивилизация – делать лучше себе, культура – делать лучше себя».

Сейчас заговорили о пятой цивилизации – Маргиане, столицей которой был город Маргуш. Археологические раскопки в Туркмении, которые под руководством русского ученого Виктора Ивановича Сарианиди ведутся уже 40 лет, позволили обнаружить сложный дворцово-храмовый ансамбль, созданный 5 тысяч лет назад. Царский дворец, окруженный монументальным комплексом, в который входят храмы огня и воды, занимает площадь около 10 гектаров. Ранее здесь уже были найдены скульптурные изображения и каменная печать с клинописью, напоминающая шумерскую. Все более основательными становятся предположения, что именно здесь следует искать родину легендарного основателя древней религии зороастризма, сына местного жреца, о котором мы знаем из некогда весьма популярной среди интеллигентов книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Именно Заратустра в этой книге произносит шокирующую фразу: «Бог умер», которая вызвала так много толкований и споров. Некоторые философы называют зороастризм проторелигией, из которой возникли все великие религии.

По мнению некоторых ученых, это был новый этноним скифов, среди которых, опять-таки были потомки из 10 потерянных колен Израиля, как были они и среди парфян, кочевого племени из Ирана, которое поспособствовало в свое время гибели Вавилона.

На это ушло несколько столетий. Когда же в IV веке их предводителем стал военный гений Аттила, он заставил платить дань даже такое могущественное государство, как Византия. Во время своего почти векового пребывания в Европе гунны оказали существенное воздействие на судьбы Римской империи. Вообще эти кочевники настолько потрясли воображение современников своими узкоглазыми, без следов растительности, темными лицами и самим способом ведения войны, что те, рассказывая о них, как бы даже сомневаются, люди ли эти пришельцы, свалившиеся им на головы как бы ниоткуда.

Между прочим, этот шелковый путь потом был весьма успешно использован русскими для экспансии на восток.

Сталин перед самой войной поставил перед историками и археологами задачу найти могилу Тимура (и ее нашли – 21 июня 1941 года!), который привлекал его тем, что сумел победить хана Тохтамыша, правителя Золотой Орды, и даже свергнуть его с трона. Но ведь это произошло в 1394 году, и монголы собирали дань с русских городов еще целых 86 лет! Да к тому же Тимур был дальним родственником чингисхидов, который многое заимствовал у них в организации войска, так что это была борьба между своими. Русским это чести не прибавило. Официальное окончание ига связывают с 1480 г. – временем знаменитого стояния на Угре. Ни Куликовская битва, ни это стояние не были сражениями, позволившими разгромить противника. Но русские были счастливы и этим, как потом битвой при Бородине: не победили, но, по крайней мере, и не проиграли!

Если сравнивать его с признанными великими полководцами Александром Македонским и Наполеоном Бонапартом, то результат будет не в пользу последних. Александр Македонский, который упоминается в таких судьбоносных книгах, как Библия и Коран, страдал манией величия – требовал себе божеских почестей. Он часто полагался на интуицию и вдохновение, а не на трезвый расчет, не подготовил себе преемников, и, когда неожиданно умер в 33 года, его империя долго не просуществовала. Говоря о Наполеоне, достаточно вспомнить 1812 год. Могут сказать, что, в отличие от монгольских завоевателей, Бонапарт имел дело не с разрозненными княжествами, а с централизованным государством, что, безусловно, усложняло его задачу, но ведь русские за всю войну не выиграли, ни одного сражения! С чисто же военной точки зрения поражение Бонапарта в России во многом было предопределено тем, что он растянул свои коммуникации и не сумел обеспечить продовольствием войско. Отчасти это произошло оттого, что он не учел психологии русского народа: отмени он крепостное право, и вряд ли бы Романовы устояли. A Чингисхан не проиграл ни одного сражения! Здесь нет возможности подробно рассказать, как было организовано монгольское войско, на какие части делилось и как управлялось, как была организована охрана и стража, что представляла собой гвардия, но русская армия до сих пор несет следы той десятичной конфигурации, которую использовал Чингисхан. Этот монгол, который до конца жизни оставался неграмотным (но очень чтил писаные законы!), умел предусмотреть все до мелочей. У Чингисхана была прекрасно поставлена разведка, он заранее знал сильные и слабые стороны противника, в том числе, где находятся хорошие пастбища, где удобные места для стоянок и т. д. У него всегда были накормлены и люди, и лошади (а у каждого воина было по 5 лошадей!). И, конечно, он был прекрасным психологом и политикой «разделяй и властвуй» владел в совершенстве.

Количество иероглифов в китайском языке впервые было подсчитано при правлении династии Хан – их оказалось около 10 000. В самом большом современном словаре их в 9 раз больше. Чтобы научить население грамоте, c середины ХХ века в социалистическом Китае были разработаны упрощенные иероглифы.

Известно послание китайского императора Цяньлуна английскому королю Георгу Третьему в конце XVIII века. Король Георг прислал императору письмо, в котором предлагал развивать торговые и дипломатические связи, и к этому письму присовокупил образцы английских товаров. Вот что ответил один из самых просвещенных китайских императоров на обычное дипломатическое предложение: « Я прочел Ваше послание. Искренность, с которой оно написано, обнаруживает уважительное смирение с Вашей стороны, достойное высокой похвалы. Чтобы показать свою преданность, Вы также послали мне образцы изделий из Вашей страны. Властвуя над огромным миром, я не имею другой цели, кроме как поддерживать совершенное управление и гарантировать исполнение государством его обязанностей. Странные и изобретательно сделанные предметы не представляют для меня интереса… Вам надлежит, о король, уважать мои чувства и выказывать мне еще большую преданность и лояльность в будущем, так, чтобы вечной покорностью нашему трону Вы смогли обеспечить мир и процветание Вашей стране. Трепетно подчиняйтесь и не проявляйте небрежения».


Триединство искусств

Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не имеют четких границ, разъединяющих их. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения. В Китае стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с вовлечением в композицию картины каллиграфической поэтической подписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. Линия, пятно и фон - основные средства выразительности. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины - горизонтальный или вертикальный свиток.

Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала способность китайцев мыслить образами и символами. Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Скульпторы, как правило, считались ремесленниками и оставались обычно неизвестными.

Научные достижения Древнего Китая

К знанию и учености в Китае, начиная с древности, относились с большим уважением. Уже во 2 тыс. до н. э. делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели. С V в. до н. э. вели систематические астрономические наблюдения, дали названия 28 созвездиям, а в IV в. до н. э. был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил. Древнекитайские астрономы регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба, небесный глобус.

В Древнем Китае наблюдаем глубокие медицинские познания. В 1 тыс. до н. э. были изобретены и использовались в лечебной практике наркотики. Применялось иглоукалывание и прижигание.

Математика зародилась в глубокой древности. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, составляли системы уравнений, знали арифметическую прогрессию, решали задачи на проценты, ввели понятие отрицательных чисел, вели действия с дробями, умели сокращать.

Широко известные технические изобретения, которые пришли к нам из Китая, - магнитный компас, водяная мельница, водонасос, сейсмограф, книгопечатание и порох, механические часы, арочный мост. Древнекитайскими географами была создана карта китайского государства и варваров, проживающих в пределах четырех морей.

Мировое значение китайской культуры

Культура, которую создал китайский народ, является одной из самых самобытных и интересных культур мира. В ней они проецировали свое отношение к жизни, через нее проявлялся национальный характер народа, понимание того, что реальная жизнь - это и есть основная и по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую следует устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

Основываясь на таком понимании жизни, в Китае наблюдается преемственность культурных традиций от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Особенно ценной, как представляется, в культурной традиции Китая является ориентация человека на соответствие своей социальной роли, умение довольствоваться малым, на безусловный примат морального над материальным.

Вклад китайского народа в мировую сокровищницу весьма значителен.

1. Высокое значение ритуала является спецификой китайской культуры. Ритуал представляет собой средство пробуждения и закрепления определенных чувств и составляет основу воспитания.

2. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, буддизма. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения китайцев и их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

Китайская иероглифическая письменность, возникшая во 2 тыс. до н. э., сохраняется до сих пор и в современном мире.

3. До наших дней сохранились литературные памятники: «Книга перемен», «Книга песен», поэтические сборники.

4. Уважение к знанию и учености способствовало развитию математики, медицины, астрономии, географии, истории.

5. Самобытны изобразительное искусство, поэзия, архитектура. Знаменита Великая Китайская стена, прикладное искусство.

6. Древнекитайская философия («сто философских школ») оказала влияние на мировую духовную культуру.



План работы:

Введение

1. Развитие философского осмысления мира и человека в нем

2. Конфуцианство и даосизм

3. Значение китайской культуры для развития современной цивилизации

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само­бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви­лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро­ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Китайская культура вызывает восхищение, начиная от духовного воспитания до произведений искусства. Даже окружающая их природа насыщена красками сказочной красоты и изящества. Гармония во всем, с собой, с космосом, с богом. Медицина, боевые искусства, шпионаж, искусство любви, китайская кухня, живопись, архитектура, и т. д., нет аналогов в мире. За долгую историю в Китае было сделано множество открытий и технических усовершенствований. Изобретение пороха, бумаги, книгопечатание и различных механизмов оказало большое влияние на китайскую культуру. Тем не менее обычаи и традиции китайцев, особенно среди крестьян, не менялись веками.

А китайская письменность одна из самых древних. Иероглифика, относясь к числу столь же мудрых, сколь и удивительных порождений народа, именно благодаря этой письменности зафиксированы и сохранены через тысячи лет донесены до нас сокровища духовной культуры китайцев. Их философия, возвышенное чувство к личности, и очень строгая самооценка, постоянная тяга к самосовершенствованию, вот что меня всегда привлекало в китайской культуре.

1. Развитие философского осмысления мира и человека в нем

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в по­литических, философских и религиозных учениях Древнего Ки­тая подобно другим восточным учениям этого периода отража­ли все стадии развития общества - от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления едино­го всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд осо­бенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначи­тельная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией при­вел к вытеснению собственно религиозных функций духовенст­ва (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические во­просы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-ко­смос» были в центре внимания древних мыслителей, а пробле­ма «человек-общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множест­во различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди - верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных бо­жеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религи­озного начала и усилению рационалистического, прагматическо­го подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламут­ром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, бе­лой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение - отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено мно­жество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометри­ческий орнамент на сосудах отличается высокой графической тон­костью и сложностью. Его важнейшие составные части - знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира - воды, земли, дерева, огня и металла - отражают древнекитайские представления о миропорядке.

Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками слу­жили картинки - изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свой­ственное китайской живописи. Схематически изобразить предме­ты было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные поня­тия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» - изоб­ражение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.

Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важ­нейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю - Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означа­ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божест­венным. Небо откликалось на проступки императора стихийны­ми бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграж­дает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок - косми­ческий и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобраз­ную картину мира, согласно которой последний изначально со­вершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовы­вать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необ­ходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осу­ществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая тра­диция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве - учениях, соста­вивших духовный стержень китайской культуры, определив­ших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

2. Конфуцианство и даосизм

Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благо­родного человека, обладающего высокими моральными качества­ми, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотноше­ний между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенство­вание с самого себя, а затем наладить должные отношения в се­мье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадле­жит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и со­циально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.

Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Кон­фуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем те­зис о праве народа выступать против недобродетельного правите­ля. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителя­ми древних традиций китайской культуры с ее культом этичес­кой нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.

Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители эли­ты при занятии государственных должностей были обязаны сда­вать экзамен по конфуцианской философии. Однако после паде­ния династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой муд­рости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Ки­тай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощ­ные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, про­должал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изме­нениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система госу­дарственного управления, в основе которой лежала идеология «син­тезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.

Вторым по степени влияния в Китае было философ­ское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при­мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписыва­ют китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич­ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсо­лютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено есте­ственно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконеч­ное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стре­миться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интел­лектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целос­тности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в оди­ночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художни­ков на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину цен­трализованного государства. Основной постулат доктрины - культ централизованной власти, вернее, административных распоряже­ний этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократичес­кую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.

3. Значение китайской культуры для развития современной цивилизации

Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV-III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5-8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся:

    основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики;

    акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;

    морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

    традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;

    традиции семейных отношений;

    стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.

Едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства – далеко не полный перечень достижений народов китайско-конфуцианского ареала.

Заключение

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

Список литературы

1. Энциклопедия «Аванта» // Религия мира, т. 6, ч. 2, М.,1996г.

2. История Древнего Мира // Минск 1999 г. 632с.

3. Артур Коттерелл Китай // Лондон Нью-Йорк Штутгарт Москва 480с.

4. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989.

5. Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

6. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.

8. Маслов А. А. Мистерия Дао. - М.: Сфера, 1996

9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.