Винсент ван гог прогулка заключенных. Прогулка заключённых (картина)


На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме. «Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.
В конце декабря 1888 года у Ван Гога произошёл первый приступ душевной болезни, вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалёку от Арля. В лечебнице Ван Гог провёл с мая 1889 по май 1890. Директор этой лечебницы - доктор Пейон и брат Ван Гога - Тео старались создать художнику все условия, чтобы он мог работать. Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье. Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872). На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме.

«Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.

История создания

Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и Ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре , сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На гравюре Г. Доре изображён шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Отличия картины Ван Гога от гравюры Доре

Ван Гог воспроизвёл гравюру с некоторыми изменениями:

  • Задняя стена стала гораздо уже, создавая впечатление, что стены стиснули человеческий круг.
  • На гравюре действие происходит в шестиугольном дворе, а у Ван Гога, за счёт уменьшения задней стены, двор становится четырёхугольным.
  • У Доре плиты пола и кирпичи в стенах вычерчены с предельной точностью. Ван Гог отказывается от геометричности, благодаря разнонаправленности штрихов.
  • На картине цвета из бледных вверху превращаются в густые, мрачные и холодные внизу.

В мае 1889 из-за повторяющихся приступов душевной болезни Ван Гог добровольно принимает решение отправиться в лечебницу, которая располагалась в монастыре Сен-Реми неподалеку от Арля. Здесь он провел почти год. В больнице были созданы все условия для того, чтобы художник мог работать, однако тяжелое состояние не всегда позволяло ему рисовать с натуры. Поэтому основным занятием здесь для него стало копирование работ других мастеров, таких как Милле, Рембрандт и другие.

Эта картина была написана на основе гравюры «Острог» Гюстава Доре, которая в свое время послужила иллюстрацией к книге Б. Жерральда «Лондон». На оригинале был изображен двор одной из лондонских тюрем, в которой происходил смотр заключенных. Ван Гог точно скопировал композицию картины. Этот мотив мог быть ему близок, поскольку в лечебнице он чувствовал себя узником, сломленным и как будто увязшем в замкнутом пространстве.

Художник наделяет картину своим собственным эмоциональным звучанием, благодаря чему она перестает быть просто копией гравюры. В отличие от Доре, Ван Гог рисует стены тюрьмы нечеткими линиями. Разнонаправленные мазки, несмотря на использование контрастных сочетаний, окрашивают стены в холодные безжизненные тона. На этом фоне бредущие по кругу заключенные сливаются в одну мрачную массу. У Ван Гога этот круг явился образом безысходности жизни, лишенной радости и солнечного света. В одном из узников можно четко различить черты самого художника.

Картина художника Винсента Ван Гога «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)» 1890 г.
Холст, масло. 80.0 x 64.0 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия.

2014-06-26

Во время пребывания в психиатрической лечебнице Сан-Реми. Полотно написано маслом на холсте размером 64 см на 80 см, в стиле постимпрессионизма. Считается, что на работу ушло буквально два дня, 10-11 февраля. В настоящее время картина хранится в Пушкинском музее, в Москве. В течение февраля 1890 года художник написал несколько картин, которые в той или иной мере являлись копиями полотен известных мастеров. В это время Ван Гог написал своему брату Тео: «Я пытался скопировать «Пьяниц» Домье и «Тюрьму» Доре, это очень сложно…». В этом же письме художник упоминает еще две работы, копии с картин других художников, Эжена Делакруа и Жана-Франсуа Милле.

Источником вдохновения живописца для «Прогулки заключенных» послужила известная гравюра , опубликованная в сборнике «Паломничество в Лондон» Бланшара Джерролда, в 1872 году. Ван Гог был большим поклонником английской гравюры этого периода, так как на них социальные проблемы низших классов общества изображались жестко и реалистично. Гравюра Доре изображает так называемый «парад заключенных» в Ньюгейтской тюрьме, печально известной своими кошмарными условиями содержания. «Парад» проводился вовсе не с целью моциона, все действие устраивалось для того, чтобы присутствующие на прогулке сыщики хорошенько запомнили наружность преступников.

Во время работы над картиной художник находился в состоянии глубокой депрессии и отчаяния, и его эмоциональное состояние и душевные терзания мастерски переданы в деталях работы. Он ощущал себя заключенным и физически, и душевно. Автобиографичность «Прогулки заключенных » бросается в глаза, поскольку из череды однообразных и безвольных узников выделяется только один персонаж, отдающий себе отчет, как и автор, что он втянут в бесконечно повторяющийся, сводящий с ума цикл тюремной жизни (душевной болезни), над которой он не властен. Если на оригинальной гравюре Доре свидетелями прогулки узников выступают сыщики, то кем же тогда являются люди, присутствующие на моционе заключенных на картине Ван Гога, но совсем не заинтересованных в этих жалких и убогих каторжниках? Очевидно, это собирательный образ современного общества, критиков искусства, упорно не замечавших Ван Гога вплоть до его самоубийства, и о которых художник писал в одном из своих писем летом 1888 года (к Эмилю Бернару), сетуя на убогость подлинной жизни художников, участь которых - жалкое существование и каторжная, изнурительная работа.

Ван Гог картина «Прогулка заключенных»

Вам необходимы услуги высококачественной печати в Москве для создания картин? Заходите по ссылке на сайт производственной компании ANAdvertising. Печать любой сложности и любого назначения при помощи современного оборудования.

Сюжет

Теснота, мрак, сырость. Закованные люди ходят по кругу, пока за ними наблюдают следователи. Мы не видим лиц почти ни у кого из заключенных, кроме нескольких человек. Один из них, в центре, напоминает самого Ван Гога. В этом образе Винсент отразил свои представления о месте художника в обществе: «До чего же убога наша собственная подлинная жизнь, жизнь художников, влачащих жалкое существование под изнурительным бременем трудового ремесла…».

Жизнь человека, по мнению Ван Гога, — такой же обреченный ход по кругу, сансара, из которой не вырваться. Этот мотив усилен тем, что изгибаются даже очертания каменных плит, которыми вымощен двор тюрьмы, а окна вопреки перспективе разворачиваются в сторону зрителя.

Ван Гог просил руки у трех женщин, последняя была проституткой

Контекст

Ван Гог написал картину в психиатрической клинике, куда он попал после приступа душевной болезни. В палате он не мог писать с натуры — ее заменяли ему гравюры и литографии других художников.

Сюжет и композицию художник позаимствовал у Гюстава Доре, который за 18 лет до этого написал гравюру «Острог». Последняя была создана для книги Б. Жерральда «Лондон». На ней Доре изобразил «парад заключенных» в шестиугольном дворе Нью-Гейтской тюрьмы. Суть действа — в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Гравюра «Острог» Гюстава Доре

Ван Гог изменил форму двора, добавил цвет, отказался от четкой прорисовки фактуры кирпича и лиц всех героев, которые мог бы разглядеть зритель. Чтобы показать, насколько глубок каменный мешок, Ван Гог (как и Доре) изобразил двух летящих птиц.

Судьба художника

Жизнь Винсента сложилась крайне трагично. Даже сложно вспомнить хоть одну светлую историю. Родители назвали его в честь брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, что не могло не сказаться на его психике. Строгость отца, который был протестантским пастором, постоянная нехватка денег, поиски своего пути, душевная болезнь, алкоголизм, ранняя смерть. Все это выпало долю Ван Гога, который в итоге не выдержал и покончил с собой в 37 лет.

Ван Гога выгоняли почти из всех учебных заведений за буйный нрав

В награду за все мучения — слава, правда, посмертная. При жизни его картины не покупались. Если бы не помощь брата Тео, торговавшего произведениями искусства, то жизнь Винсента совсем превратилась бы в мрачный бег по кругу от приступа до приступа.

Ван Гог нигде толком не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами, неуспешных попыток построить карьеру дилера и миссионера. На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Отсутствие образования создавало дополнительные сложности, например, Винсент не мог изобразить человека. И тогда Ван Гог решил писать фигуры как нечто, уподобленное природе, как ее неотъемлемую часть. Пейзаж выражает внутреннее восприятие природы через аналогию с человеком. «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру», — таким был подход Ван Гога.

Жители Арля просили мэра изолировать Ван Гога

Путь художника тоже не был усыпан розами. Картины привлекали внимание, но спросом не пользовались. Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» — некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. За все платил брат Тео. Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».


Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу.

Там он провел остаток дней, неустанно работая над новыми картинами. За год Ван Гог написал более 150 картин, в том числе такие известные, как «Звёздная ночь» и «Пшеничное поле с кипарисами».


«Пшеничное поле с воронами»

Последнее полотно, которое написал Ван Гог, — «Пшеничное поле с воронами». Через неделю после его завершения художник, взяв свой походный набор для пленэров и револьвер для отпугивания ворон, отправился на прогулку. Но что-то пошло не так, и вместо птиц Винсент выстрелил себе в область сердца. Пуля прошла ниже, чем ожидалось, поэтому смерть наступила не сразу, а через 29 часов. Ван Гог сам дошел до гостиницы, куда вызвали врача и Тео.

Тео скончался от психического расстройства через полгода после Винсента

«Печаль будет длиться вечно». Такими были последние слова Ван Гога. Тео, на руках которого умер брат, и сам вскоре заболел нервным расстройством и скончался.