Вексельберг яйца фаберже. Социальный пакет: Пришли за яйцами

Виктор Вексельберг открыл музей Карла Фаберже. Коллекция миллиардера, президента Сколково, владельца компании «Ренова‑групп», располагается в Шуваловском дворце в Санкт‑Петербурге. На открытие приехал не только Вексельберг, но и министр культуры Владимир Мединский.

Серия яиц Фаберже создавалась в период между 1885 и 1917 годами для российской императорской семьи и частных покупателей. Первое яйцо было заказано Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. мператрице так понравилось изделие, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Впоследствии эту традицию сохранил Николай II.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков, в том числе для Феликса Юсупова, Ротшильдов и герцогини Мальборо. Из 71 яйца до наших дней дошло 62. После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью‑ оркскому магнату Малькольму Форбсу. Именно эту коллекцию целиком в 2004‑ ом году более чем за 100 миллионов долларов выкупил Виктор Вексельберг.

Виктор Вексельберг, основатель фонда «Связь времен»: Знаете, в отличие от семьи Форбс, из этого огромного количества предметов, которые вы видите, ни один предмет, ни один гений не находился у меня дома, потому что это было изначально решение, связанное с тем, что все, что приобретается, приобретается изначально не для частного пользования.

Тогда, в 2004‑м, из‑ за покупки коллекции Фаберже поднялась сильная шумиха. Возмущение вызвала не только дерзость, с которой изделия были приобретены — Вексельберг выкупил яйца прямо перед началом аукциона Sotheby`s, на котором они должны были быть проданы. Общественность выразила опасения, что бизнесмен приобрел коллекцию с целью заработать на последующем росте цены на произведения искусства. Тогда Вексельбергу сразу же предложили передать коллекцию Кремлю или Эрмитажу. Но миллиардер предпочел открыть частный музей. И этим поступком сегодня на открытии просто восхищался вице‑губернатор Санкт‑ Петербурга Василий Кичеджи.

Василий Кичеджи, вице-губернатор Санкт-Петербурга: Большое вам спасибо. Хочу вам пожелать, чтобы то дело, которое вы делаете в рамках не только города, но и страны, стало хорошим примером. Еще раз хочу сказать, что мы от имени правительства, губернатора благодарим, будем помогать в таких, я скажу, богоугодных делах. Спасибо!

Кроме того, что Виктор Вексельберг сделал богоугодное дело, мы спросили у участников арт‑рынка, какое влияние на него — арт‑рынок — имеет бизнесмен и коллекционер.

Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф»: Вексельберг влияет на рынок. Первое: потому что Вексельберг — человек с очень большим buy capacity. Он может много купить. И часто покупает большие дорогие вещи. Точнее, бывало это за ним. Второе: Вексельберг — человек определенного интеллектуального уровня, и не Шишкина он покупает. А музей частный, как любого рода инициатива - очень важное и нужное дело. Карл Иванович, в принципе, большой художник и ювелир земли русской, и пусть у него будет музей, ничего страшного в этом нет. Чудесно.

Яйца Фаберже — не последнее громкое приобретение Виктора Вексельберга. В 2006 году бизнесмен выкупил у библиотеки Мичиганского университета за символические 60 тысяч долларов архив известного мыслителя Ивана Ильина. Так совпало или нет, но за год до того Ильина в ежегодном послании цитировал Владимир Путин.

В общем, Виктор Вексельберг известен тем, что возвращает на родину исторические культурные ценности. Кстати, для того, чтобы открыть музей Фаберже, бизнесмену пришлось отреставрировать Шуваловский дворец, в котором располагаются институции и который находится у Вексельберга в аренде до 2056 года. Ремонтные работы обошлись в 1 миллиард долларов.

Увидеть коллекцию пасхальных яиц в отреставрированном Шуваловском дворце, можно будет в декабре, когда музей Фаберже откроется для широкой публики.

ВСЕ ФОТО

Точная сумма сделки сохраняется в тайне. Известно, что оценочная сумма яиц - 90 млн долларов, однако представитель Вексельберга в среду признался, что было "заплачено намного больше 90 миллионов". - Насколько больше?" - "Намного больше"
Sotheby"s

Коллекция императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже возвращается в Россию.

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции - девять императорских пасхальных яиц. Господин Вексельберг заплатил за коллекцию более 100 млн долларов и пообещал вернуть ее на родину: до 1 апреля коллекция должна быть перевезена в Россию.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов .

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал, отмечает газета "Коммерсант" . Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов - брошей, табакерок и чернильных приборов.

Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s .

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля . Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Снятие лота с торгов - беспрецедентное явление для аукциона Sotheby`s

"Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры.

Один из коллег Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции.

"Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - сказал Шторх.

В связи с продажей коллекции президент Sotheby`s Билл Рупрект выступил с заявлением, в котором назвал это событие "неожиданным и исключительным".

По его словам, Sotheby`s готовился к аукциону, когда получил столь необычное предложение со стороны российского предпринимателя. Этот факт, а также то, что императорские пасхальные яйца Фаберже вернутся в Россию, заставили, по его словам, "серьезно" отнестись к этому вопросу.

Рупрект выразил благодарность Вексельбергу за то, что он согласился провести выставку работ Фаберже в Нью-Йорке, чтобы "люди получили последнюю возможность увидеть эти работы перед их возвращением в Россию".

С заявлением по поводу продажи коллекции выступила также семья Форбсов. "Семья Форбсов рада, что наступление новой эры в России сделало возможным возвращение этих выдающихся произведений, - говорится в заявлении. - Это - изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств".

Место постоянного хранения коллекции еще не определено: это может быть Оружейная палата Кремля, Эрмитаж или храм Христа Спасителя.

Об этом сообщил в четверг руководитель департамента сохранения культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков, передает "Интерфакс".

"Право на выбор музея для предоставления коллекции в экспозицию, разумеется, за ним. Если он обратится к нам за рекомендацией, то мы взвесим все обстоятельства и условия и предложим наш вариант. Учитывая исторически сложившуюся традицию хранения яиц Фаберже в Кремле, конечно, наиболее эффектно было бы представить коллекцию именно там", - сказал Вилков.

"Если эта выставка состоится, то она будет фантастической: мы воссоединим 10 яиц, хранящихся у нас, с девятью, возвращенными в Россию", - подчеркнул Вилков.

В получении в постоянную экспозицию коллекции яиц Фаберже заинтересован также и Эрмитаж. Об этом заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в четверг директор Государственного музея Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Всякий музей хотел бы иметь эти вещи у себя. У Эрмитажа есть все условия для экспонирования коллекции яиц Фаберже. Именно в Зимнем дворце они дарились, функционировали и жили", - сказал он.

Директор Эрмитажа подчеркнул, что "в России есть два музея, которые по своей традиции, стилю и характеру коллекции для этого подходят - это Оружейная палата и Эрмитаж".

"У Оружейной палаты самая большая коллекция пасхальных яиц Фаберже, а в Петербурге нет ни одного пасхального яйца Фаберже: так получилось, что после революции все они оказались в Москве, часть осталась, часть была продана", - сказал Пиотровский.

"Есть идея создать специальный музей Фаберже, который мог бы быть или в здании Главного штаба на Дворцовой площади или, еще лучше, на Большой Морской, в доме Фаберже, где были его фирма и магазин", - рассказал Пиотровский.

Российскими бизнесменами, покупающими произведения искусства, движет желание повлиять на общественное мнение

Российскими бизнесменами, приобретающими предметы искусства для возвращения их в Россию, во многом движет желание повлиять на общественное мнение, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" главный редактор "Еженедельного журнала" Михаил Бергер, комментируя покупку коллекции императорских пасхальных яиц работы Фаберже.

По мнению Бергера, "российский бизнес хочет, чтобы общественное мнение более терпимо относилось к их материальному статусу, чтобы люди перестали говорить, что бизнесмены тратят деньги только на себя".

Но, кроме того, "этими людьми движут вполне благородные мотивы: вернуть в Россию то, что ей когда-то принадлежало, что является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия страны, - подчеркнул Бергер. - Думаю, это достаточно серьезный мотив, и его нужно принимать во внимание".

В свою очередь в Министерстве культуры полагают, что не последнюю роль в решении бизнесмена сыграла и возможность получения выгоды.

"Инвестиции в искусство - одно из самых надежных вложений капитала, приносящих от 5 до 15% годовых. Тот, кто сделает это долговременным бизнесом, рано или поздно не прогадает. А Фаберже сейчас в моде", - сказал чиновник министерства газете "Ведомости".

Покупка коллекции Фаберже и ее возвращение в Россию стали возможны благодаря новому таможенному кодексу

В Министерстве культуры покупку Вексельбергом коллекции Фаберже считают результатом изменений в Таможенном кодексе, инициированных министерством.

С 1 января 2004 в России действует новый Таможенный кодекс. В нем предусмотрено полное освобождение от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей - разумеется, при условии их специальной регистрации. И при подтверждении Минкульта, что предмет действительно является произведением искусства.

Раньше такое было невозможно из-за высокого НДС. Если человек ввозил картину или иное произведение искусства, он обязан был предъявить чек и заплатить 30% стоимости (для физических лиц) , либо Комитет по культуре правительства Москвы присылал своего контролера, который оценивал картину на месте.

Такое положение вещей, конечно, коллекционеров не устраивало. Те, кому никак не хотелось расстаться с любимой картиной, вынуждены были искать поддельные чеки у знакомых галерейщиков на Западе, либо прибегать к взяточничеству "на месте", пишет "Независимая Газета" .

Остальные выбирали для себя третий путь: купленные вещи покупатели оставляли на Западе. Особую трудность составляли предметы, приобретенные на знаменитых аукционах: цена лотов объявлялась во всеуслышание, умалить ее было уже нельзя. Аукционные шедевры почти все оставались в банковских сейфах, в хранилищах аукционных домов и галерей. В итоге никто ничего не платил и никто ничего не получал. За незаконный вывоз по российскому законодательству полагалось только изъятие, а "неправильный" ввоз подпадал под уголовную статью.

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашнию коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов – брошей, табакерок и чернильных приборов. Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s, с пафосом заявленного на апрель 2004 года.

Распродаваться должна была коллекция Малькольма Форбса, основателя журнала Forbes. Свой первый предмет Фаберже он купил в 1960 году – это был золотой портсигар. Через пять лет мистер Форбс приобрел свое первое яйцо герцогини Мальборо. Еще через 20 лет он купил первое императорское пасхальное яйцо – "Яйцо с кукушкой". Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, стало страстью господина Форбса. По числу яиц он даже обошел коллекцию Кремля – так как нашел еще и два яйца-сувенира, сделанных для промышленника Кельха.

После смерти "старика" Форбса (он умер от инфаркта в 1990 году) его наследники стали распродавать коллекцию. В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено "Зимнее яйцо" и еще 68 предметов из собрания. Тогда это было сенсацией – "Зимнее яйцо" даже привозили в Россию "на смотрины". В итоге яйцо купили за $9,6 млн, все остальное – за $5,1 млн. И вот теперь на Sotheby`s должны были выставить оставшуюся часть собрания с девятью яйцами во главе.

Давайте посмотри, что же вернулось в Россию.

1. Самое дорогое и знаменитое яйцо - "Коронационное"

2. Самое первое простое императорское Яйцо с курочкой, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году

3. Немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год)

4. Скромное яйцо с розой (1895 год)

5. "Ландышевое" (1898 год)

6. "К 15-й годовщине коронации" (1911 год)

7. "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год)

8. Барочное "Петушок", которое Николай II подарил матери (1903 год)

9. Яйцо с орденом святого Георгия, единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год).

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора. Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император. Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Коллекцию из 180 ювелирных изделий, в том числе девять пасхальных яиц, созданных по заказу русской императорской семьи знаменитым ювелиром Карлом Фаберже, предполагалось выставить на аукционе Сотбис 20-21 апреля по начальной цене 90 миллионов долларов. Однако затем, как заявил глава аукционного дома Билл Рупрехт, Sothbey"s получил "замечательное предложение" от Вексельберга.

Рассказывая о деталях сделки, российский эксперт, принимавший участие в сделке сказал, что она была заключена не с первой попытки. По словам эксперта Ружников, выполняя просьбу Вексельберга, он связался с одним из членов семьи Форбс, у которого поинтересовался возможностью приобретения коллекции напрямую.

"Сначала семья Форбс отказалась вести переговоры на эту тему, сославшись на подписанный контракт с Sothbey"s ", - сказал эксперт. Представители семьи рекомендовали все переговоры по этому вопросу вести с Sothbey"s, не исключив, тем не менее, вероятность продажи коллекции и без аукционных торгов.

Ружников рассказал, что после этого он вместе с адвокатом вышел на руководство Sothbey"s в Нью-Йорке. "Вначале предложенная нами цена прямого приобретения коллекции не вызвала энтузиазма у представителей Sothbey"s, и аукцион отказал в удовлетворении просьбы, сославшись на то, что семья Форбс не согласится с такой стоимостью продажи. Однако второе предложение было принято", - сообщил эксперт.

Ружников не назвал цену покупки, отметив лишь: "Цена сделки была справедливой для двух сторон и она соответствовала реальной ценности коллекции".

Ружников также отметил, что аукционная оценка Sothbey"s была максимальной для такого рода коллекции. И если раньше на предыдущих аукционах самая высокая цена одного пасхального яйца из коллекции Фаберже была в районе 8 миллионов долларов, то сейчас аукционная оценочная цена некоторых экземпляров, которые должны были пойти с молотка в Нью-Йорке, колебалась между 15 и 23 млн долларов.

По его словам, с момента получения им просьбы Вексельберга о выяснении возможности приобретения коллекции и до получения на это согласия Sothbey"s прошло всего две недели.

До отправки коллекции в Россию аукционный дом Sothbey"s намерен выставить коллекцию Фаберже в Нью-Йорке на всеобщее обозрение.

Эту акцию многие американские эксперты и коллекционеры окрестили так: "Прощайте, яйца Фаберже".

Среди ювелирных изделий коллекции - легендарное коронационное яйцо, которое император Николай Второй преподнес своей супруге Александре Федоровне в 1897 году в честь своего восхождения на престол. По подсчетам экспертов, это яйцо стоит примерно 18-24 миллионов долларов.

Глава аукционного дома Билл Рупрехт сказал: "Мы знали, что к возможности возвращения императорских пасхальных яиц Фаберже в Россию следует отнестись со всей серьезностью. Подобный поворот событий был "непредвиденным и исключительно редким".

Основатель популярного делового журнала Forbes Малкольм Форбс начал собирать коллекцию изделий Фаберже в 1960 году. 14 лет назад Малкольм скончался, оставив коллекцию в наследство своим сыновьям.

В нью-йоркской галерее Форбсов на Пятой авеню хранились девять из 42 сохранившихся до наших дней драгоценных пасхальных яиц, которые были изготовлены с 1885 по 1916 годы Карлом Фаберже для российской императорской семьи. Более крупная коллекция - десять пасхальных яиц Фаберже - находится в Московском Кремле.

До 1 апреля приобретенная Виктором Вексельбергом у аукционного дома Sothbey"s коллекция ювелирных изделий работы Фаберже должна быть перевезена в Россию.

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Первое яйцо было сделано в 1885 году по заказу Александра III

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом.


Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в полнейший восторг.

2. У первого яйца был прототип

Вообще-то Фаберже не сам придумал эту пасхальную матрёшку. По задумке Александра III, пасхальное яйцо с секретом должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня.

Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

3. Во всех яйцах Фаберже есть сюрприз

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, сделавший яйцо, моментально превратился в придворного ювелира и получил пожизненный заказ. Он должен был изготавливать по яйцу ежегодно. Условие было только одно – яйцо должно содержать какой-то сюрприз. То, что оно должно быть сделано в единственном экземпляре, даже не обсуждалось.

С тех пор Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.


В каждом яйце Фаберже было спрятано крошечное чудо: миниатюрная копия королевской короны, рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая мини-копия дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и т.д..

4. Большевики недооценили яйца Фаберже и тем самым спасли их


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.

В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этой нелестной для создателя ювелирных шедевров оценке, яйца Фаберже были спасены от переплавки.


Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда её снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

5. Судьба нескольких яиц неизвестна

Всего для Российского императорского двора Фаберже изготовил 52 яйца, 19 других были выполнены по заказам частных лиц. После революции 1917 года многие были утеряны. До наших дней дошли 62 яйца, из них 10 изделий находятся в коллекции Кремля, часть принадлежит ювелирному дому Fabergé, остальные – в музеях и частных коллекциях.

О нахождении нескольких императорских яиц доподлинно неизвестно. Например, тайной овеяна судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году.


В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.

6. Одно из императорских яиц купил скупщик лома драгметаллов за 8000 фунтов

Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Это яйцо, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, а затем бесследно пропавшее более чем на 90 лет, было приобретено на блошином рынке в США скупщиком драгоценного лома.

Последний раз это изделие Фаберже видели в 1922 году в Москве. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное бриллиантами и сапфирами, высотой 8,2 см, было конфисковано большевиками. Дальнейшая его судьба долгое время оставалась неизвестной, пока в 1964 году уникальное произведение ювелирного искусства не пошло с молотка на нью-йоркском аукционе под названием «золотые часы в форме яйца» – за 2 450 долларов.


Американец, купивший золотое яйцо за 8 тысяч фунтов ($ 14 000) не мог знать его истинной ценности. В течение нескольких лет он пытался продать яйцо, храня его у себя на кухне. Устав от безуспешных попыток, он попытался что-то выяснить про изготовителя и набрал в поисковой системе выгравированное на встроенных часах имя. Так он наткнулся на статью Кирана Маккарти, директора королевского ювелирного дома «Вартски» (Wartski). Он позвонил Маккарти, а затем приехал в Лондон с фотографиями своей покупки.

Эксперт сразу узнал на них одно из яиц, созданных известным ювелиром для членов российской императорской семьи.

«Наверно, схожие чувства испытал Индиана Джонс, когда он нашел потерянный ковчег», – так описал свои эмоциижурналистам глава ювелирного дома.

7. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже

В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Цветочная корзинка – самый известный шедевр в этой тройке. Миниатюрный букетик цветов невероятно реалистичен!


Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.