Вальс классный концерт лекция. Сценарий лекции-концерта "все о вальсе"

Россия, Мурманская область,п.Лиинахамари

МБОУ ДОД "ДМШ №3"

Преподаватель

Кисаханова Е.Л.

Концерт – лекция

на тему:

«Вальс - это танец влюбленных, вальс - это все - таки вальс…»

Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!

1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).

2. П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

2. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.

3. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.

5. М .Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка

В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.

7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

СЦЕНАРИЙ ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА «ВСЕ О ВАЛЬСЕ»

Составитель и ведущий Дегтярева О.А.

Откуда взялся вальс и как взошел на престол его король? Все знают, что вальс – это танец, который танцуют на « 1-2-3». Не все представляют себе, какую революцию в сознании людей, живших два столетия назад совершили эти три четверти, когда стали новой музыкальной модой.

Когда началась история вальса, никто и слова-то такого не знал: вальс. Вообще-то по -немецки оно всегда значило что-то вроде «вертушки» или «крутилки». А в языке танца оно появилось только во время наполеоновских войн начала Х1Х или чуть позже.

У всякой компании свои развлечения. Кто-то идет в кино, кто-то сажает розы на даче, кто-то посещает дорогие рестораны, а кто-то идет в филармонию слушать серьезную музыку. Двести лет назад выбор развлечений был ничуть не меньше, хотя простые радости жизни ценились куда больше, чем теперь.

Когда работящие и веселые крестьяне южной Австрии в своих обыкновенных деревянных башмаках танцевали по праздникам родной, привычный танец на три четверти, они совсем не думали о последствиях этого развлечения для мировой классики. Они просто кружились со своими подружками в танце, держась за руки, и даже предположить не могли, что найдется человек, который сделает этот ритм (не имевший даже никакого особенного названия, а потому так и оставшийся в истории под именем «деревенский», «деревенщина», «сельский танец».) всемирно знаменитым, а их милый, неуклюжий топот после попойки превратит в мировую танцевальную индустрию, в целую музыкальную Империю Вальса.

До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер. лендлер и ленчор. В лендлере кавалер. выбрав партнершу, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере 3\4 .Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее появились элементы вращения. И даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что 2пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

К середине ХУ1 века вольтой был увлечен весь Париж.

Вольт благополучно пережил трех Генрихов(2, 3 и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком Х111. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии, получил новое название – вальс. Освободился от пыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность.

В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой.

Правда, чтобы этот репертуар деревенской дискотеки – лендлер, от слова Landl , что значит «сельская местность», - стал вальсом, а у вальса появился король, кто-то должен был еще создать ему королевство. И это делалось двумя поколениями венских, то есть уже не сельских, а столичных, музыкантов, причем с переменным успехом: они же не знали, что они строят, вернее, что будет построено из их музыки и их выдумок.

Первым случаем, когда в серьезную классическую музыку проник этот самый «крутящийся» ритм на три четверти, стал Скрипичный концерт небезызвестного в Вене композитора Людвига ван Бетховена: дело было в 1806 году, концерт ужасно понравился самому влиятельному ученику Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, и он попросил учителя сделать версию для фортепиано. Его высочество на скрипке играть не умел, а на рояле с трудом, но мог сыграть, в том числе и особенно понравившуюся ему мелодию из середины финального рондо, где, собственно, и появился в первый раз на классической музыкальной сцене ритм вальса в чистом виде.

История стала набирать обороты. Венские любители музыки стали как-то сразу очень активно интересоваться новой игрушкой великовозрастного наследника престола. А что же это за танец и что за ритм на 1-2-3, который крутится себе, как карусель, а не прихрамывает, подобно старым придворным танцам вроде менуэта или паспье?.. Так вальс вошел в первый раз в моду, и к нему приклеилось определение «венский». Был создан прецедент: вальс узнали и запомнили.

Но пора раскрыть секрет, который не очень интересовал в 1806 году Бетховена и его ученика, зато очень заботил людей, которые пеклись об общественной нравственности. Путь, который проделывали танцы из деревни в столицу, был почти один и тот же в течение десятков лет: из глуши в столицу. В самом деле, из простонародного в великосветское платье были до того переодеты почти все дежурные номера тогдашних балов – и все эти танцы, которые вальс потом вытеснил, постепенно избавились от своих грубых деревенских «привычек», переняли дворцовый этикет. Но вальс стал первым танцем, где кавалер должен был держать даму – страшно подумать, не то что сказать! – за талию. Более того, никак иначе этот танец невозможно было танцевать, а всем очень хотелось научиться. Скандал, да и только! Максимум того, что разрешалось даме и кавалеру вместе делать в кадрилях, полонезах и экосезах – это проходить несколько шагов по танцевальной зале, взявшись за руки. И расходиться. Вальс же именно потому, что он не прихрамывает, а кружится, требовал, чтобы пара вместе вращалась по часовой стрелке в такт музыке. Конечно, этого потерпеть не могли: вальс объявили «безнравственным» и стали запрещать.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился танец и в России, так как Павел 1 высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемом», прямо с бала препровождали на гаупвахту.

Когда вальс все-таки разрешили, оказалось, что уже написано столько легкой и милой музыки на 1-2-3, что любителям покружиться в танце есть из чего выбирать. Многие уже навострились писать вальсы для вечеринок, для домашнего воскресного музицирования и для салонов, и классики показали массу прекрасных образцов, которые всем понравились. К этому танцу приложили руку такие знаменитости, как Франц Шуберт, Джакоммо Мейербер, Гектор Берлиоз, Карл-Мария фон Вебер и Иоханнес Брамс. А живший в Париже «поэт фортепиано» Фридерик Шопен просто избаловал тамошнюю публику прихотливыми изгибами мелодий и изящными блестками своих маленьких шедевров. Вальс больше уже не выйдет из моды, он величина постоянная. Но тут возникает и новое имя, на сцену выходит основатель королевской «династии» - Иоганн Штраус(отец),а за ним и Иоганн Штраус(сын), которого именуют «королем венского вальса».Он оказал огромное влияние на развитие вальса, он автор 447 вальсов. Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

Вальсы Штрауса первых 10-15-ти лет творчества во многом еще традиционны: «Ночная бабочка», «Радуйся жизни», «Полет Феникса», «Мечты и любовь». Многие были написаны на заказ: « Бал юристов», « Утренние листки», «Публицисты».

Не обошлось и без женских имен: «Александра-вальс», «Венская кровь», «Венский вальс». Но главное открытие, сделанное И.Штраусом-сыном, в том, что он симфонизировал вальс, что отразилось на 2-х подлинных шедеврах композитора, на вальсах «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты: широту и динамику, необычайную плавность и легкость. Танец оказал огромное влияние на весь остальной бальный репертуар. Появились и существуют десятки танцев, которые связаны с вальсом: вальс-гавот, краковяк, вальс-мазурка, бостон, падекатр, миньон, медленный и английский вальс. Даже в такие, казалось бы, далекие от вальса танцы, как молдавская полька и подгорка, входят элементы вальса.

Вальс все; в чем секрет его успеха? Может быть, В ТОМ, ЧТО В ВАЛЬСЕ ТАК ОРГАНИЧНО СЛИЛИСЬ МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино.

Сотни композиторов сочиняли вальсы. Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

Польский композитор Фридерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений их 20.

Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на различных поприщах: дипломатическом, комедиографическом и музыкальном. К великому сожалению, большинство сочинённых Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу, и для нас безвозвратно потеряно. Сохранилось лишь два вальса: «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс ми минор».

«Вальсы я могу сочинять сколько угодно», - говорил Петр Ильич Чайковский.

Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского. Среди фортепианных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в музыкальную ткань которого вплетено пять вальсов.

Давайте вспомним русские вальсы: «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е.Дрейзина, «Над волнами» Росас, «Амурские волны» Кюсс.

Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь. Вальс продолжается…

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»

Преподаватель О.А. Слободскова

феврпаль 2017г.

пгт. Октябрьское

Если на сердце грустинка,

Мало ли вдруг почему?

С вальсом поставьте пластинку,

Всё расскажите ему!

С легким изящным поклоном

С вами проститься печаль.

Вальс – это танец влюбленных!

Вальс – это все-таки вальс!!

В танцах главное – движение, в каждом свое, особенное. Как вы думаете, каким основным или главным будет движение в вальсе? Ну а какой размер в вальсе наверное знают все.

«Вальс начинается, дайте ж сударыня руки…

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Раз, два, три, раз…»

Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь. Какие кружащиеся, вращающиеся предметы вы можете себе представить? Велосипед, роликовые коньки, вал турбины, электродрель, круглый валик дивана. Если смотреть в корень – вал, рол , дрель , то становится ясным название танцаев.

В а л – вальс, по-немецки вальцер /вращение/,

Р о л – роллер /круженец/,

Д р е л ь – дреер /вертенец/.

Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что по давнему своему происхождению – это немецкие танцы. Между прочим, вальс когда-то называли дойчер, т.е. немецкий или лендлер – крестьянский.

А. Гречанинов Вальс

И. Хуторянский Вальс

Дмитриев Вальс

А вот ещё два забытых любопытных названий вальса – шпиннер – прядильщик и шляйфер точильщик. Названия несут в себе подражательную функцию. Люди повторяют в танце движения, которые видят в жизни, вокруг себя.

Б. Грачов Лирический вальс

Д. Шостакович Лирический вальс

Наряду с инструментальной музыкой многие композитроры писали вальсы в вокальном жанре. Сейчас вы услышите один из таких примеров.

Муз. Елисеева, сл. К. Бальмонта «Осень»

О популярности вальса часто говорит его название. Вальс, о котром пойдет речь, был очень популярен в годы войны. Вспомним слова этого вальса:

«С берез не слышен, невесом

Слетает желтый лист,

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы

И словно в забытьи

Сидят и слушают бойцы

Товарищей своих».

А. Джойс Вальс «Осенний сон»

Н. Титов Вальс

Коней XVIII века. Вена – столица австрии. На «престоле» вальс. Его танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт смеется: «…забавно видеть, как люди начинают ходить кругами, на немецкий лад, /т.е. танцуют вальс/ под любой мотив, даже вовсе не подходящий».

Вальс оказался весьма заразительным танцем. Вскоре в 19 веке эпидемия под названием вальс, заразила весь мир. Нашлись композиторы, сделавшие всё возможное для всемирного распространения вальса, это, прежде всего, знаменитый не только в Вене Иоганн Штраус.

И. Штраус Вальс

Вот уже на часах истории XXI век, но вальс по-прежнему лидирует среди всех танцев мира. А с какой легкостью и свежестью он ведет борьбу!

Иногда слушатели замирают, слушая музыку вальса, чеще всего это танцы не прикладногоо назначения, т.е. не предназначенные для движения под музыку. В таких танцах часто происходит смена темпа, настроения, характера звукоизвлечения. Это вальсы П.И. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта. Это музыка для тонких душевных переживаний. Послушайте несколько таких вальсов.

Э. Грига Вальс /ля минор/

В. Косенко Вальс

С.Майкапар Вальс

А.Лямин Вальс «Шепот роз»

Кроме представленных классических вальсов у всех на слуху вальсы, написанные композиторами к балетам, сказкам, опереттам, кинофильмам.

А.Петров Вальс из кинофильма «Петербургские тайны»

А.Петров Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

В заключении послушайте ещё два вальса в исполнении ансамбля баянистов.

Листов Вальс из оперетты «Севастопольский вальс»

Ребиков Вальс из оперетты – сказки «Елка»

(Старинные европейские танцы XVI–XVIII века)

С древнейших времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера непринуждённо веселясь, или усаствуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрённые звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол, или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь Бальными . А как мы знаем, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

Аллеманда - серьёзная и неторопливая. Как бытовой и придворный танец - аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звычавших при встрече высоких особ - князей, владетелей графств и герцогств. Размер 2/4, реже 4/4, начинается всегда характерным затактом.

Звучит Аллеманда Генделя в исполнении ученицы 5 класса Кузиевой Разии. Совсем иная сарабанда (от испанского zarabanda). Это тоже танец - шествие. Происхождение сарабанды связано с обрядовой музыкой: её исполняли во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Звучит сарабанда Генделя в исполнении ученицы 2 класса Талгат Махаббат. Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее из них известны - полонез, краковяк, мазурка.

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «Великим», или «Пешим танцем». Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трёхдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

Звучит полонез И. С. Баха в исполнении ученицы 3 класса Волощенко Аделины. Завершая обзор популярных в XVI–XVII веках старинных европейских танцев, мы перейдём к танцам так называемого «Нового века». В этот период из старинных галантных танцев некоторое время сохраняется лишь менуэт.

Менуэт - старинный придворный французский танец. Темп умеренный, размер ¾. Музыка полна вежливых поклонов и реверансов. Обратите внимание на иллюстрации баллов того времени. Посмотрите на костюмы мужчин и женщин, в большой степени определявшие стиль танца (у женщин - кринолины необъятно широкие, требовавшие плавных движений; у мужчин - обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках с красивыми подвязками - бантами у колен). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом сделать реверанс, поменяться местами. Для передачи гибкости. Изящества, тонкости, нужно заострить внимание на исполнении штрихов (лиг, снятия рук в конце фраз, portamento, staceato).

Нежно играет нам кларнет,

В зале танцуют все менуэт.

Раз, два, три,

Наш танцмейстер так:

Раз, два, три,

Отбивает такт

Раз, два, три,

Знаем, он подскажет нам каждый шаг!

Слышно, как платья шуршат,

В зале, мерцая, свечи горят,

Стройно и в лад флейты звучат.

О, как прекрасен сказочный бал!

Раз, два, три,

Дам благодарить

Раз, два, три,

Я прошу всех вас,

Раз, два, три,

И прощальный сделать всем реверанс.

Звучит менуэт Моцарта в исполнении ученицы 2 класса Дорош Екатерины.

Решительному изменению вкусов европейского городского населения способствовали события Великой французской революции 1789 года. Широкое общеевропейское распространение получает с началом XIX века вальс, возникший из плавных народных танцев. Вальс - плавный, кружащийся, как бы «полётный» парный танец довольно быстрого движения в трёхдольном размере.

«Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро ухватил всю музыку Европы…», писал Б. Асафьев. Широкую известность получили вальсы Штрауса, Шуберта, Шопена, Чайковского, Листа.

Звучит вальс П. Чайковского из оперы «Е. Онегин» в исполнении ученицы 3 класса Разорёновой Ядвиги.

Из характерных для XIX века быстрых прыжковых танцев в двухдольном размере особенно популярны были полька и галоп. Изящные польки сочиняли: Глинка, Чайковский, Рахманинов.

Народный танец полька по созвучию многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу - чехам. Название его происходит от слова pülka - половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой, непринуждённый танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслышав её весёлые звуки, никто не мог устоять на месте. Звучит полька М. Глинки в исполнении ученицы 4 класса Айтугановой Анелии.

Следует упомянуть и об контрдансе. Это круговой английский парный танец (или две линии танцующих пар). Темп подвижный, размер - 2/4 или 6/8.

Звучит контрданс Л. Бетховена в исполнении ученицы 2 класса Бобровой Полины.

Целое море танцевальной музыки окружает нас. И всё-таки главное в плясках - показ силы, удали, ловкости, фантазии. Оэтому они так часто превращаются в танцы - соревнования: кто кого перепляшет.

Звучит «Норвежский танец» Э. Грига в исполнении ученицы 6 класса Кузиевой Разии и «Венгерский танец» И. Брамса в исполнении ученицы 5 класса Низаметдиновой Ольги.

Эти танцы полны яркости, задора, энергии, тенмперамента.

Всех благодарю. Спасибо за внимание.