Урок развития речи по гамлету. Материалы для уроков по творчеству Шекспира методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Учитель: Молодкина Ирина Станиславовна

Класс: 8

Тема урока : «Быть или не быть?» (по трагедии Шекспира «Гамлет».)
Цели :

образовательная: дать общее понятие об эпохе Возрождения, помочь учащимся понять величие этого времени, его противоречия, познакомить с жизнью и творчеством

В. Шекспира и его трагедией «Гамлет»;

развивающая: развивать мышление учащихся, речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности: добра, честности, благородства, чести.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: метод проектов, иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Оборудование урока : слайды произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, портрет У. Шекспира, оценочные листы.
Ход урока

1.Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о чести и благородстве, о подлости и предательстве. Во все века каждое поколение встречалось на своем пути с такими проблемами и каждому честному человеку хотелось изменить мир, сделать его лучше.
Основополагающий вопрос нашего урока:
- Что нужно для того, чтобы изменить мир?
- Как вы думаете?
Сегодня мы будем говорить о Шекспире, его эпохе, и его трагедии «Гамлет».

3. Изучение нового учебного материала.
Эпиграфом к уроку взяты слова И.В.Гёте, немецкого поэта:
Гамлет!... Понимаете ли вы
Значение этого слова? –
Оно велико и глубоко:
Это человек, это вы, это
я, это каждый из нас.
И.В.Гёте.
- Как вы думаете, в чем смысл эпиграфа и как он связан с темой нашего урока?
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Отсюда проблемный вопрос нашего урока:
- Может ли один человек что-либо изменить?
Прекрасным писателем английского Возрождения, заговорившем о человеке, о роли личности в истории, о значимости каждого человека в жизни, был В.Шекспир. Жизненная позиция каждого человека, считает Шекспир, находит отражение в его делах. Давайте посмотрим, как эпоха повлияла на жизненную позицию Шекспира и отразилась в его произведениях.

3.1. Презентация работы творческих групп.
Материал об эпохе Шекспира и ее влиянии на его творчество готовила первая группа «Искусствоведы». У вас на столах лежат оценочные листы, ваша задача выслушать выступающих, задать вопросы, если появятся, оценить ответы.

Слово первой группе – «Искусствоведам».
Говоря о Шекспире, нельзя не вспомнить ту эпоху, в которую он жил, которая и сформировала его жизненную позицию. А это довольно непростое время. Это эпоха Возрождения.
(слайд №1 об эпохе Возрождения)
Это расцвет культуры, научно-технические открытия, Коперник, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов - Колумб. В эпоху Возрождения человек становится центром мироздания. Писатели, художники обратились к античным образцам, так как именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного. Ведущий принцип эпохи Возрождения - гуманизм - утверждение человека как высшей ценности.

Говоря об эпохе Возрождения нельзя не сказать о некоторых, наиболее ярких её представителях и их произведениях, так как Шекспир. Живя и творя в это время, он не мог не знать этих художников и, наверняка, был знаком с их творчеством, а следовательно не мог не воспитываться на их произведениях.
1.) "Джоконда", самая знаменитая, самая загадочная картина мира. Пристально глядит на людей Джоконда. Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последними прикосновениями кисти Леонардо. Сегодня рядом с нами - живая женщина XVI века. Такой видел ее Леонардо. Он показал нам человека своего времени во всем его величии и сложности."
"Джоконда" родилась в эпоху Возрождения, когда были созданы бессмертные произведения Петрарки, Боккаччо, Сервантеса.

2). Микеланджело(сообщение учащегося).

3) Рафаэль. «Сикстинская мадонна»(сообщение учащегося).
Как вы видете, здесь разговор идёт о демократическом характере эпохи Возрождения, её высвобождения из-под власти церкви, о борьбе гуманистов против засилия церковной латыни.
В эту эпоху в Англии даже наиболее значительным личностям приходилось нелегко. Достаточно вспомнить: Колумб открыл американский континент и на коленях полз к подножию королевского трона, чтобы сообщить об этом; Шекспир, уже создавший комедии, "Юлия Цезаря", "Гамлета", получает в награду звание "служителя королевской опочивальни".
И все же не зря Мартин Лютер назвал гуманистов гордецами. Человеческая мысль в эпоху Возрождения вознеслась необычайно высоко.
Итак, величайший гуманист эпохи английского Возрождения - Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях - его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.
3.2.) Фильм о Шекспире.
Таким образом, как мы видим, именно жизненная позиция Шекспира- гуманиста помогла ему создать произведения, ставшие шедеврами мировой культуры.
Учитель : теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдём к самой трагедии «Гамлет». Но для начала определимся с литературными понятиями, которые сегодня на уроке мы будем употреблять:

трагедия, конфликт, завязка, кульминация, развязка, характер.

Трагедия « Гамлет» - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя.
Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Так было и с «Гамлетом».
- Кто стал прототипом Гамлета?
(Краткий рассказ ученика об истории принца Амлета)
- Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир внёс в сюжет древнего предания, .состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремиться понять: «Зачем живёт человек и в чём смысл его существования?»
3.3. Работа с текстом.
Начнём с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.
- Когда перед нами впервые предстаёт Гамлет? О чём его первые речи?
- О чём первый монолог Гамлета? Почему он говорит, что ему весь мир опостылел?
- В чём завязка трагедии?
- Что узнал Гамлет от призрака?
- Что потрясло его душу?
Так Гамлет узнаёт, что зло не философская абстракция, а страшная реальность. И поэтому горечью полны его слова: «Век расшатался».
- Как вы понимаете эти слова?
Теперь он должен победить зло, отомстить злодею за смерть отца.
- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?
- Так каким предстаёт перед нами Гамлет вначале трагедии?
- Почему Гамлет объявляет себя безумным?
-Почему Гамлет не стал действовать сразу после того, как принял на себя задачу мести?

Задание. Определите кульминацию трагедии.
- Каково значение этой сцены?(сцена «мышеловка»).

3.4. Выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть…»
Учитель: Итак, он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.
- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?
- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?
- Так в чём же состоит трагедия Гамлета?
- Какова основная проблема трагедии, её основной вопрос?
Слово второй группе – «Литераторам».

- Почему Гамлета можно назвать зеркалом жизненной позиции Шекспира?
В центре нашего внимания были вопросы:
1)Как писатель может влиять на мир?
2) Как Гамлет смог изменить мир?
3) Через что Гамлет пытается изменить мир?
(диаграммы,кластеры, выразителиное чтение монолога)
Вывод: сочинение-эссе «Актуален ли Гамлет сейчас?»
- Победил ли Гамлет зло, смог ли он изменить мир?
Да, Гамлет погибает, но он сумел победить зло. Пусть и ценой своей жизни, ибо «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».
Учитель:
- Как вы думаете, нужны ли миру, обществу вообще, люди, подобные Гамлету?
- Тургенев считал, что «Гамлеты точно бесполезны массе», как считаете вы, прав был Тургенев и почему?
Слово третьей группе – «Историкам».

Группа работала над вопросом:
- Может ли один человек изменить ход истории?
(Презентация)
Советы.
1. Любить свою Родину. Быть патриотом своей страны.
2. Быть честным, добросовестным, трудолюбивым.
3. Хорошо учиться, чтобы свои знания направить во благо Родины.
Учитель.
- А что – нибудь зависит от нас с вами, простых смертных?
- Так может ли один человек изменить мир?
Притча о старике, который, умирая, говорил сыну, что когда он был молод первые десять лет он потратил на то, что пытался всё изменить в мире, но все его самые замечательные идеи канули в Лету. Тогда он занялся преобразованием в семье и потратил на это ещё лет десять, но ничего так и не изменилось вокруг. Тогда он решил заняться собой, начал работать над «усовершенствованием» себя. И только тогда он заметил, как всё изменилось и в семье, и в обществе. Поэтому так много зависит от каждого из нас.
4. Подведение итогов работы.Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы прощаемся с Шекспиром, но не навсегда. Открывайте книги Шекспира, читайте их, вы найдёте в них чудесный мир Он учит нас мужеству, стойкости и благородству. Гамлет завещал людям всех веков всегда считать себя лично ответственными за несовершенства и беды на земле. Он до конца остаётся человеком в самом высоком смысле этого слова, и этим он бесконечно нам дорог.
В заключении звучит песня группы «Дискотека Авария» «Зло».
- Какие темы и идеи, затронутые Гамлетом в трагедии, прозвучали в этой песне?
- Сочинение- миниатюра «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?»
- Чтение работ учащихся.
Итог урока.
- С какой эпохой мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Оценки за урок.
5 . Домашнее задание.

Составить мини-тесты по творчеству Шекспира и его эпохе.

II семестр

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии

Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.

Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».

Это прекрасно, как «Гамлет»!

Работа у доски

Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

История создания трагедии «Гамлет»

Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.

За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.

Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»

Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.

2. Усвоение литературоведческих терминов

Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.

3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)

Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.

4. Р абота с текстом трагедии (I действие)

Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)

От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)

Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.

Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)

Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время

И трать его по мере лучших сил! -

А ты, мой Гамлет, мой племянник милый...

Гамлет (в сторону)

Племянник - пусть; но уж никак не милый.

Король

Ты все еще окутан прежней тучей?

Гамлет

О нет, мне даже слишком много солнца.

Королева

Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,

Взгляни как друг на датского владыку.

Нельзя же день за днем, потупя взор,

Почившего отца искать во прахе.

То участие всех: все жившее умрет

И сквозь природу в вечность перейдет.

Гамлет

Да, участие всех.

Королева

Так что же в его судьбе

Столь необычным кажется тебя?

Гамлет

Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу

Того, что кажется. Ни плащ мой темный,

Ни эти мрачные одежды, мать,

Ни бурный стон стесненного дыханья,

Нет, ни очей поток многообильный,

Ни горем удрученные черты

И все обличья, виды, знаки скорби

Не выразят меня; в них только то,

Что кажется и может быть игрою;

То, что во мне, правдивей, чем игра;

А это все - наряд и мишура.

Король

Весьма отрадно и похвально, Гамлет,

Что ты отцу печальный платишь долг;

Но и отец твой потерял отца;

Тот - своего; и переживший призван

Сыновней верностью на некий срок

К надгробной скорби; но вот явят упорство

В строптивом горе будет нечестивым

Упрямством, так не сетует мужчина;

То признак воли, непокорной небу,

Души нестойкой, буйного ума,

Худого и немудрого рассудка.

Ведь если что-нибудь неотвратимо

И спустя случается со всеми,

То можно ль этим в хмуром возмущеньи

Тревожить сердце? Это грех пред небом,

Грех пред усопшим, грех пред естеством,

Противный разуму, чье наставленье

Есть смерть отцов, чей вековечный клич

Вот первого покойника доныне:

«Так должно быть». Тебя мы просим, брось

Бесплодную печаль, о нас помысли

Как об отце; пусть не забудет мир,

Что ты всех ближе к нашему престолу,

И я, с не меньшей щедростью любви,

Чем сына самый нежный из отцов,

Тебя дарю. Что до твоей заботы

Вернуться для ученья в Виттенберг,

Она с желаньем нашим в расхожденьи.

И я прошу тебя, склонись остаться

Здесь, в ласке и утехе наших взоров,

Наш первый друг, наш родственник и наш сын.

Королева

Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;

Останься здесь, не езди в Виттенберг.

Гамлет

Сударыня, я вам во всем послушен.

Король

Вот любящий и милый нам ответ;

Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;

В согласьи принца, вольном и радушном,-

Улыбка сердцу; в знак чего сегодня

На всякий ковш, что Датчанин осушит,

Большая пушка грянет в облака,

И гул небес над королевской чашей

Земным грома откликнется: - Идем.

Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.

Чтение монолога Тамлета (сцена 3)

О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О, мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!

Два месяца, как умер! Меньше даже.

Такой достойнейший король! Сравнить х -

Феб и сатир. Он мать мою так нежил,

Что ветрам неба не дал бы коснуться

Ее лица, о небо и земля!

Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,

Как если б голод только возрастал

Вот насыщения. А через месяц -

Не думать бы об этом! Бренность, ты

Зовешься: женщина! - и башмаков

Не иВНОсив, в которых шла за гробом,

Как Ниобея, вся в слезах, она -

О боже, зверь, лишенный разуменья,

Скучал бы дольше! - замужем за дядей,

Который на отца похож не боле,

Чем я на Геркулеса. Через месяц!

Еще и соль ее бесчестных слез

На покрасневших веках не исчезла,

Как вышла замуж. Гнусная поспешность -

Так броситься на одр кровосмешенья!

Нет и не может в этом быть добра. -

Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.

Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)

Горацио

Привет вам, принц!

Гамлет

Я очень рад вас видеть,

Горацио? Или я сам не я.

Горацио

Он самый, принц, и бедный ваш слуга.

Гамлет

Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,

Но почему же вы не в Виттенберге?

Марцелл?

Марцелл

Мой добрый принц...

Гамлет

Я очень рад вас видеть.

(К Бернардо)

Добрый вечер.

Так почему же вы не в Виттенберге?

Горацио

По склонности к безделью, добрый принц.

Гамлет

Мне этого и враг ваш не сказал бы,

И слух мой не насилуйте и вы,

Чтоб он поверил вашему извету

На самого себя; вы не бездельник.

Но что у вас за дело в Эльсиноре?

Пока вы здесь, мы вас научим пить.

Горацио

Я плыл на похороны короля.

Гамлет

Прошу тебя, без шуток, друг-студент;

Скорей уж - на свадьбу королевы.

Свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.

Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.

Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.

«Так я во сне от братственной руки

Утратил жизнь, венец и королеву...»

Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)

Решает Гамлет?

(«Ах, я с таблицы памяти моей

Все суетные записи сотру,

Все книжные слова, все отпечатки,

Что молодость и опыт сберегли;

И в книге мозга моего пребудет

Лишь твой завет...»,

«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!»)

Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)

Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет - принц, он вне твоей звезды».) «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.

Цель урока: продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.

Воспитательная задача: развитие ценностных представлений студентов о мире, о человеке, приобщение к гуманистическим идеалам.

Форма урока: комбинированный урок (сообщение новых знаний, аналитическая беседа со студентами).

Примечание: на изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок входит в раздел "Литература эпохи Возрождения". На изучение творчества В.Шекспира отведено 4часа.

План урока:

  1. "Век расшатался:" (развитие драматического действия)
  2. ":в нем точно и внутренний и внешний человек не схож с прежним"(образ главного героя)
  3. "Ее любил я как сорок тысяч братьев:"(Образ Офелии, ее роль в сюжете и развитии действия)
  4. Трагедия и трагическое (теоретические сведения)

Самостоятельная работа студентов - чтение трагедии Шекспира "Гамлет" и ответы на следующие вопросы:

  1. Каким был Гамлет до начала трагедии?
  2. Как изменилось его мироощущение и отношение к людям по возвращении в Данию?
  3. Гамлет потрясен смертью отца. Но только ли в этом причина его горя?
  4. Какая задача стоит перед Гамлетом? Как он ее формулирует?
  5. Внимательно прочитайте монолог Гамлета "Быть или не быть:". Как вы его поняли? Какой выбор делает Гамлет и почему?

Сюжет "Гамлета" впервые записан Саксоном Грамматиком в его "Истории Дании" в конце ХП века. Это древняя ютландская легенда о принце Амлете, отец которого был убит родным братом, а мать вышла за убийцу замуж. Амлет, притворившись сумасшедшим и усыпив бдительность врагов, мстит за отца.

В этой легенде те же сюжетные узлы, что и в трагедии Шекспира, но это прежде всего трагедия мести. К этому сюжету обращались неоднократно и до Шекспира. Так, в ХУ1веке сюжет был разработан французом Бельфоре. Чуть позже английский драматург Томас Кид написал трагедию, которая успешно шла на сцене английского театра.

Но принципиальное отличие "Гамлета" В.Шекспира от ранее написанного в том, что, сохранив традиционную тему мести, Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий.

Вопрос студентам:

О какой эпохе идет речь? Когда происходит действие трагедии? (В эпоху Возрождения)

Что на это указывает?

Прежде всего, система ценностей главного героя и те противоречия жизни, с которыми он сталкивается.

Обращаемся к домашнему заданию.

Беседа о главном герое. Каким он был до начала событий? Как относился к жизни, к людям? Как меняется его мироощущение и почему?

Принц Датский приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, где изучал науки. И в университете он приобщается к идеалам гуманистов. Ведь Виттенберг был передовым европейским университетом, центром гуманитарной науки, где впервые выступил с речью Лютер, где читал лекции Джордано Бруно. У Гамлета, как и у гуманистов, очень высокий идеал личности. Он восхищается человеком, он восхищается миром.

Приведем примеры из текста:

Что за мастерское создание - человек!
Как благороден разумом! Как бесконечен способностью!
В обличии и в движении - как выразителен и чудесен!
В действии - как сходен с божеством!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
Что человек, когда он занят только сном и едой?
Животное, нее больше. Но для того ли дан богоподобный разум,
Чтоб плесневел он:.

Гамлет жил в гармоничном мире. Земля, мир для него - "прекрасная храмина". У него была семья - отец и мать, которых Гамлет считал идеалом: "Он человек был, человек во всем:" - говорит принц об отце. И это высшая похвала. У Гамлета были друзья, любимая. Он был веселым и жизнерадостным юношей - любил дружеские пирушки, увлекался театром, литературой: И вот в одночасье этот мир рухнул.

Почему же Гамлет "утратил свою веселость"?

Мы встречаем героя, когда он переживает тяжелейший душевный кризис. И вызван этот кризис не только смертью отца.

Что усугубляет страдания Гамлета?

Мать предает память отца и выходит замуж за Клавдия. Это потрясло Гамлета:

Бренность, ты зовешься женщина! -
И башмаков не износив, в которых шла за гробом:.
О боже, зверь, лишенный разуменья, скучал бы дольше!
Замужем за дядей, который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса!
:Сравнить их - Феб и Сатир!

Гамлет начинает постигать мир. "Подгнило что-то в Датском королевстве" ,- замечают стражники. "Дания - тюрьма", - эту печальную истину осознает принц. Он поражен грубостью нравов и пьянством, царящим в Дании:

Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов,
Нас называют пьяницами, дают нам свинские клички,
Да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой
Сердцевины славы:

Не меньше поражает принца фальшь и лицемерие двора:

Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи,
Пока жив был мой отец, платят по 20, 40, 50 и 100 дукатов
За его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто
Сверхъестественное, если б только философия могла доискаться!

Клавдия Гамлет презирает: "улыбчивый подлец", "шут на троне, своровавший власть и государство".

Мои таблички - надо записать,
Что можно жить с улыбкой и с улыбкой
Быть подлецом, по крайней мере - в Дании!

И тут появляется призрак. И Гамлет узнает, что Клавдий - убийца.

Чтение диалога Гамлета и призрака.

На принца ложится непосильная ноша. И это не просто личная месть. Если бы речь шла о личной мести Гамлета за убитого отца, мы бы имели дело с традиционной трагедией мести, а перед нами - философская трагедия. Задача Гамлета - шире, чем личная месть.

Как формулирует Гамлет стоящую перед ним задачу?

Век расшатался, и скорей всего,
Что я рожден восстановить его.
Как вы понимаете слова Гамлета?

Немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гете в романе "Ученические годы Вильгельма Мейстера" первым проанализировал трагедию Шекспира. Гете считает, что эти слова (приведенная выше цитата) - ключ к поведению Гамлета: "Велико деяние, тяготеющее над душой, которой такое деяние не по силам. Вот:идея, проходящая через пьесу. Здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы; корни растут и разрушают сосуд".

О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и
Считать себя королем бесконечности, если бы мне не снились дурные сны!

Как вы понимаете слова Гамлета? Что за "дурные сны" ему снятся?

"Дурные сны" - это мысли о царящей в мире несправедливости, о страданиях простых людей, ничем не защищенных. И не думать об этом Гамлету не позволяет совесть. Его монолог "Быть или не быть" раскрывает всю глубину этих раздумий.

Выразительное чтение монолога. Определение основной идеи. Какой выбор стоит перед героем? Что удерживает его в жизни?

Как вариант, можно сравнить монолог героя с сонетом № 66, который анализировали на прошлом занятии. Какой выбор делает Гамлет? Покориться злу и бедам или восстать против несправедливости? Что благороднее - устраниться, чтобы не замарать себя грязью или ринуться в бой?

Виктор Гюго сравнил Гамлета с Прометеем, отметив таинственную близость прикованных". Как вы думаете, почему? Согласны вы с таким сравнением?

Гамлет, чтобы обезопасить себя, притворяется сумасшедшим. Но он не просто изображает безумного. Его душа потрясена. Не случайно в трагедиях Шекспира так много безумных - истинных или мнимых: человеческий разум не выдерживает жестокости мира. Что-то сдвинулось, вывихнулось, расшаталось - в мире восторжествовало зло.

Гамлет (как и его создатель) жил в эпоху, когда все в мире мельчало и на смену большим людям, личностям - приходили ничтожные, на смену великим целям - личный интерес. Гамлет выразил эту мысль, сравнивая двух королей, Гамлета и Клавдия - "Феб и Сатир". И конечно, Гамлет разочаровывается и в человеке, и в жизни.

Обратимся к тексту и посмотрим, как меняется мировоззрение Гамлета.

На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, мне кажется пустынным мысом, этот несравненный полог, воздух, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем - все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров.

А что для меня эта квинтэссенция праха?
Из людей меня не радует ни один.
У меня нет будущего.
Мне жизнь дешевле, чем булавка.

Гамлет понимает, что его враг - не только Клавдий. Гамлет "опутан" негодяйством": друзья оказались предателями - "два моих собрата, которым я, как двум гадюкам, верю"; даже Офелия, самое светлое в его жизни - орудие в руках врагов. Клавдий и его окружение принадлежат тому миру, который Гамлет не приемлет: "Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока".

Гамлет - интеллектуальный герой. Его ум, мысль так глубоко проникает в окружающий мир, что он делает из анализа происходящего такие безнадежные выводы, прекрасно понимая, что убийство Клавдия, месть за совершенное им злодеяние не может быть решением вопроса.

Почему Гамлету недостаточно убить Клавдия?

Цель Гамлета - восстановить попранный закон, а преступлением закон не восстановить. Гамлет должен не просто убить Клавдия, а разоблачить преступника. И хотя принц постоянно себя упрекает в бездействии, он действует, и действует очень активно. Просто, в отличие от Фортинбраса, Лаэрта, которые очертя голову действуют, Гамлет сначала все обдумывает.

Какие действия предпринимает принц?

Прежде всего, Гамлет хочет убедиться, что сказанное Призраком - правда и Клавдий действительно убийца. Для этого принц устраивает "мышеловку". И затем расправляется со своими врагами: убивает Полония (хоть и случайно), сводит счеты с друзьями-предателями, а напоследок и с Клавдием. Как видим, несправедливо упрекать Гамлета в бездействии. Ведь у Гамлета очень сильные враги, коварные и жестокие, которые не остановятся ни перед чем. И они его постоянно опережают.

- На протяжении многих лет идут споры о характере Гамлета. И трактуют его по-разному: одни упрекают Гамлета за бездействие, за то, что он вместо мести занят рефлексией, другие видят в Гамлете активное начало, целеустремленность. А как вы думаете, Гамлет - сильная или слабая личность ?

Вот как определил характер Гамлета В.Г.Белинский в статье "Гамлет. Драма Шекспира. Молчанов в роли Гамлета": "Гамлет выражает свою слабость духа - правда; но надо знать, что значит эта слабость. Она есть распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию".

Как вариант домашнего задания можно к уроку предложить прочитать статью В.Г.Белинского и статью И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот", или сделать доклад по материалам статьи.

Итак, мы можем сделать вывод, что сила Гамлета не в том, что он способен действовать и убивает Клавдия - в этом сила Амлета. Сила Гамлета в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, но не устраняется от борьбы, выбирает "быть".

Образ Офелии

Хотя Офелии отведено не так много места в грагедии (примерно 150 строк), но эта линия очень важна в сюжете. Она подчинена основной идеке Шекспира о "расшатавшемся" веке, в котором обречено на гибель все прекрасное.

Расскажите об Офелии

Офелия, пожалуй, один из самых поэтичных образов Шекспира. Сущность Офелии - любовь, нежность. Она любит отца, брата. Она любит Гамлета. Уже в самом начале пьесы девушка раскрывает свои чувства, когда с радостью, не задумываясь, делит свой досуг с принцем, идет на встречи с ним.

Он стал с тобой делить досуг, и ты

Ему весьма свободно даришь доступ -упрекают ее отец и брат.Но в ответ на увещевания Лаэрта - Гамлет и его расположенье

Так это лишь порыв, лишь прихоть крови - отвечает ироничной репликой: "Только и всего?" И в этих словах, как и в очень немногих других робких возражениях отцу, - спокойная вера в благородство человека, которого она любит.

Красивая и чистая сердцем девушка - единственная радость смятенной души принца. Но Офелию пытаются использовать против принца его враги. И Гамлет, который уже не верит ни во что и никому, не верит и Офелии.

Читаем по ролям сцену встречи принца и Офелии (Ш-1)

Гамлет говорит, что он "любил" и что он "не любил" Офелию. И это так. Он думает, что больше не любит Офелию, потому что потерял веру в любовь, в женщину: "Коротко, как женская любовь", "Бренность, ты зовешься женщина ":И это отношение распространяется и на Офелию. Перемена, произошедшая с принцем - его безумие - помогает понять, как искренне, как глубоко любит его Офелия.

О, что за дивный ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого - взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных - пал, пал до конца!

Офелия не просто сокрушается об утраченной любви, гораздо больше скорбит она о Гамлете, потерявшем рассудок. В ее словах - безграничное восхищение личностью принца. Она умеет оценить богатство человеческой натуры.

Читаем сцену на кладбище. Гамлет об Офелии, об истинном чувстве.

Белинский в названной выше статье писал: " Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души:О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета

Согласны вы с такой оценкой?

Если любовь героев трагедии "Ромео и Джульетта" пережила своих героев, сделала мир немножечко лучше (забыта вражда двух семей), то любовь Гамлета и Офелии бессильна против натиска новой жестокой морали, в атмосфере которой не может существовать.

Понятие трагедии и трагического(теоретический материал)

Вспомним определение трагедии (Этот термин вводился при изучении темы "Античная драматургия")

В основе трагедии - конфликт, неразрешимое противоречие, заканчивающееся гибелью героя. Конфликт выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами. Этот конфликт перерастает в борьбу противоположных жизненных принципов.

Это определение подходит пьесе Шекспира? Какие же принципы вступают в борьбу?

В "Гамлете" за смертельной схваткой Гамлета и Клавдия стоит противоборство добра и зла, высшая нравственность противопоставлена расчету и насилию. Трагизм заключается в гибели того, что по справедливости должно жить или побеждать. В трагедии Шекспира герой обречен на гибель вследствие своего высокого нравственного уровня.

Имеет ли пьеса Шекспира, написанная 400 лет назад, связь с современностью?

Задание для самостоятельной работы:

Найдите в интернете информацию о самых известных постановках и экранизациях трагедии Шекспира Гамлет".

Как эта тема нашла отражение в мировой литературе? В мировом искусстве?

Напишите сочинению на одну из тем:

"Век расшатался:" (Противоречия эпохи в трагедии Шекспира "Гамлет").

"Он человек был:" (Образ Гамлета).

"Быть или не быть:" (Причины трагедии Гамлета).

Женские образы в пьесах Шекспира.

Тема любви и дружбы в сонетах Шекспира.

"Вечные" темы в пьесах Шекспира.

"Перечитывая Шекспира:" (размышления о прочитанном).

"О чудо! Сколько вижу я красивых созданий!" (Герои пьес Шекспира).

Для аналитического чтения на уроке:

  1. Действие 1 сцена 2
  2. Действие П сцена 2
  3. Действие Ш сцена 1, сцена 4.
  4. Цитаты взяты из трагедии "Гамлет" В.Шекспира в переводе М.Лозинского.

В подготовке к уроку использованы следующие материалы:

  1. Аникст А.А. "Шекспир"
  2. Дубашинский И.И. "Вильям Шекспир"
  3. Смирнов А.А. "Шекспир"
  4. Верцман И. "Гамлет" Шекспира".

Весь мир лицедействует Петроний Арбитр
(надпись над входом в театр “Глобус”)

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня я хотела пригласить вас стать участниками урока, посвященного творчеству человека, о котором Анатолий Васильевич.Луначарский, известный публицист, критик, искусствовед, говорил так: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.

Творчество этого автора входит в золотой фонд мировой классики. А загадки его героев еще до сих пор не разгаданы, а их именами называют влюбленных, отчаянных мстителей с трагической судьбой. А слова «Быть или не быть», пожалуй, знакомы всем.

-О ком же пойдет речь сегодня? (О Вильяме Шекспире)

Мы уже не в первый раз обращаемся к творчеству этого великого автора. И чтобы освежить в памяти то, что мы уже знаем, открыть для себя что-то новое, я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом, лежащим у вас на столах. Первая группа находит в нем информацию, связанную только с жизнью Шекспира, вторая группа – информацию, связанную с творчеством.

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ (1564–1616), английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.
Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в так называемой. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон. Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека.

- Версии об авторстве: Предлагаю начать со знаменитой гипотезы о принадлежности великих пьес перу Кристофера Марло. Великий драматург, автор пьес о Тамерлане и докторе Фаусте, сын сапожника, окончивший Кембридж, один из образованнейших людей своего времени. И вдруг - таинственная гибель в пьяной драке, рана, нанесённая стилетом в переносицу, исчезновение тела... А спустя совсем небольшой промежуток времени лондонские театры представляют зрителям новые спектакли, пользующиеся оглушительным успехом, поставленные по пьесам, написанным якобы посредственным актёришкой Шекспиром... Версия «Марло» является достаточно аргументированной и имеет, пожалуй, самую давнюю историю и наибольшее количество приверженцев.

Но существуют и другие гипотезы, даже такая, что автор пьес Шекспира – женщина, Что ж пусть каждый выберет свою правду.

- А сейчас я предлагаю вам обратиться к одному из великих творений Шекспира трагедии «Гамлет». Обратите внимание на те слова, что прозвучали в начале урока: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной” Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты.

- Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”. Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Принц, так же, как и наш Гамлет, мстил за смерть своего отца, негодовал из-за предательства матери, которая вышла замуж за другого. Но сегодня нам все же более подробно придется вести разговор о «проклятых вопросах бытия» в трагедии «Гамлет».

- Какие события лежат в основе этого произведения? (основу драматической композиции составляет судьба датского принца, потерявшего своего отца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета).

-Когда герой появляется перед нами впервые? Прочитаем первый монолог Гамлета. .

(Ученики вслух читают текст)

Гамлет
Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу
Того, что кажется. Ни плащ мой темный,
Ни эти мрачные одежды, мать,
Ни бурный стон стесненного дыханья,
Нет, ни очей поток многообильный,
Ни горем удрученные черты
И все обличья, виды, знаки скорби
Не выразят меня; в них только то,
Что кажется и может быть игрою;
То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все - наряд и мишура.

-Что, по вашему мнению, чувствует Гамлет? (Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

Гамлет
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует.
До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить их
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица. О небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
От насыщения. А через месяц -
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не износив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Обратите внимание на то, как характеризует Гамлет свою жизнь? Каков для него масштаб трагедии? Подтвердите это цитатой.

(Монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”).

- В чем же для Гамлета состоит трагедия? Выявите две ее составляющие.

(Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери. Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Гамлет» и вспомнить, как дальше разворачиваются события?

(смотрят фрагмент с 45 сек по 4, 25)

- Какой же путь предлагает призрак Гамлету?

(Пересказывают эпизод)

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” В чем подчеркнутая гнусность убийства?

(Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”). Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

- Вспомните, пожалуйста, слова Гамлета: “Век расшатался”? Как вы их понимаете? Как Шекспир передает нам эту атмосферу “расшатавшегося (вывихнутого) века”? . Каково настроение самой трагедии? Какая цепь событий лежит в ее основе? (“Смерть царит в этой трагедии. Ее завязкой является скоропостижная кончина короля, в середине действия погибают Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдестерн, а в конце – королева Гертруда, Лаэрт, Клавдий и сам герой трагедии. Никто из ее вольных или невольных участников не остался в живых…”]. К чему все это нагромождение трупов, атмосфера гниения? Ответ дает сам Гамлет: виной всему “расшатавшийся век” . Мрачное настроение самой трагедии.)

Более всего мир средневековой Дании передан в образах придворных, окружающих главного героя. В самом начале произведения проявляется еще одна фигура героя – это Клавдий (Акт 1, сцена 2).

Как охарактеризован Клавдий в трагедии? Каково отношение к нему Гамлета до и после разговора с Призраком?

Король
Весьма отрадно и похвально, Гамлет,
Что ты отцу печальный платишь долг;
Но и отец твой потерял отца;
Тот - своего; и переживший призван
Сыновней верностью на некий срок
К надгробной скорби; но являть упорство
В строптивом горе будет нечестивым
Упрямством, так не сетует мужчина;
То признак воли, непокорной небу,
Души нестойкой, буйного ума,
Худого и немудрого рассудка.
Ведь если что-нибудь неотвратимо
И потому случается со всеми,
То можно ль этим в хмуром возмущеньи
Тревожить сердце? Это грех пред небом,
Грех пред усопшим, грех пред естеством,
Противный разуму, чье наставленье
Есть смерть отцов, чей вековечный клич
От первого покойника доныне:
"Так должно быть". Тебя мы просим, брось
Бесплодную печаль, о нас помысли
Как об отце; пусть не забудет мир,
Что ты всех ближе к нашему престолу
И я не меньшей щедростью любви,
Чем сына самый нежный из отцов,
Тебя дарю. Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденьи.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родич и наш сын.

Итак, Гамлет содрогается, убедившись в том, что человек, совершивший братоубийство, спокойно наслаждается жизнью, как если бы он не делал ничего дурного.

Клавдий еще и лицо своего времени: ведь каков король, таково и общество, по мнению Шекспира. Но, кроме Клавдия в трагедии есть еще герои, которые передают нам атмосферу двора и, тем самым, суть “расшатавшегося века”. Рядом с королем-убийцей его первый министр Полоний – “пошлый человек”, до крайности угодливый, шпион. Обратимся к Акту 2, сцене 1 (комната в доме Полония).

В чем особое значение этой сцены?

Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.

О неблагополучии дел в датском королевстве говорят и другие сцены.

Перечитайте

АКТ II СЦЕНА 1

Комната в доме Полония.

Входят Полоний и Рейнальдо.

Вот деньги и письмо к нему, Рейнальдо.

Рейнальдо

Да, господин мой.

Ты поступишь мудро,

Рейнальдо, ежели до встречи с ним

Поразузнаешь, как себя ведет он.

Рейнальдо

Я так и думал сделать, господин мой.

Хвалю, хвалю. Так вот сперва узнай,

Какие там есть датчане в Париже,

И как, и кто; на что живут и где;

С кем водятся, что тратят; обнаружив

При помощи таких обиняков,

Что сын мой им известен, вникни ближе,

Но так, чтоб это не было расспросом;

Прикинься, будто с ним знаком немного,

Скажи: "Я знал его отца, друзей,

Отчасти и его". Следишь, Рейнальдо?

Рейнальдо

Да, как же, господин мой.

"Отчасти и его; а впрочем, мало;

Но слыхивал, что он большой буян",

И то и се; тут на него взведи

Все что угодно; впрочем, не настолько,

Чтоб обесчестить; это - берегись;

Нет, так, блажные, буйные проказы,

С которыми, мол, юность и свобода

Неразлучимы.

Рейнальдо

Например, игра.

Да, или пьянство, ругань, поединки,

Распутство: можешь и на то пойти.

Рейнальдо

Но это обесчестит, господин мой.

Да нет же; ты и сам смягчишь все это,

Ты про него не должен говорить,

Что он живет в безудержном разврате;

Совсем не то; представь его грехи

Так, чтоб они казались вольнолюбством,

Порывами горячего ума,

Дикарствами неукрощенной крови,

Чему подвластны все.

Рейнальдо

Но, господин мой...

Зачем так действовать?

Рейнальдо

Да, господин мой,

Хотел бы знать.

А умысел мой вот в чем -

И думаю, что это способ верный:

Когда его ты очернишь слегка,

Так, словно вещь затаскана немного,

Изволишь видеть,

Твой собеседник, если замечал,

Что юноша, которого ты назвал,

Повинен в вышесказанных проступках,

Наверное, тебе ответит так:

"Милейший", или "друг мой", или "сударь",

Смотря как принято у них в стране

И кто он сам.

Рейнальдо

Так точно, господин мой.

И тотчас будет он... он будет...

Что это я хотел сказать? Ей-богу, ведь я что-то хотел сказать: на чем я

остановился?

Рейнальдо

На "ответит так", на "друг мой" и "сударь".

Вот-вот, "ответит так"; да, он ответит

Так: "С этим господином я знаком;

Видал его вчера, или намедни,

Или тогда-то с тем-то или с тем-то,

И он как раз играл, или подвыпил,

Повздорил за лаптой"; а то и так:

"Я видел, он входил в веселый дом",

Сиречь в бордель, иль что-нибудь такое.

И видишь сам:

Приманка лжи поймала карпа правды;

Так мы, кто умудрен и дальновиден,

Путем крюков и косвенных приемов,

Обходами находим нужный ход;

И ты, руководясь моим советом,

Мне испытаешь сына. Понял? Нет?

Рейнальдо

Да, господин мой.

С богом. Будь здоров.

Рейнальдо

Мой добрый господин!

Его привычки сам понаблюдай.

Рейнальдо

Так, господин мой.

И пусть дудит вовсю.

Рейнальдо

Да, господин мой.

Счастливый путь!

Рейнальдо уходит. Входит Офелия.

Офелия! В чем дело?

О господин мой, как я испугалась!

Чего, помилуй бог?

Когда я шила, сидя у себя,

Принц Гамлет - в незастегнутом камзоле,

Без шляпы, в неподвязанных чулках,

Испачканных, спадающих до пяток,

Стуча коленями, бледней сорочки

И с видом до того плачевным, словно

Он был из ада выпущен на волю

Вещать об ужасах - вошел ко мне.

Безумен от любви к тебе?

Но я боюсь, что так.

И что сказал он?

Он взял меня за кисть и крепко сжал;

Потом, отпрянув на длину руки,

Другую руку так подняв к бровям,

Стал пристально смотреть в лицо мне, словно

Его рисуя. Долго так стоял он;

И наконец, слегка тряхнув мне руку

И трижды головой кивнув вот так,

Он издал вздох столь скорбный и глубокий,

Как если бы вся грудь его разбилась

И гасла жизнь; он отпустил меня;

И, глядя на меня через плечо,

Казалось, путь свой находил без глаз,

Затем что вышел в дверь без их подмоги,

Стремя их свет все время на меня.

Идем со мной; отыщем короля.

Здесь точно исступление любви,

Которая себя ж убийством губит

И клонит волю к пагубным поступкам,

Как и любая страсть под небесами,

Бушующая в естестве. Мне жаль.

Что, ты была с ним эти дни сурова?

Нет, господин мой, но, как вы велели,

Я отклоняла и записки принца

И посещенья.

Он и помешался.

Жаль, что за ним я не следил усердней.

Я думал, он играет, он тебя

Замыслил погубить; все недоверье!

Ей-богу, наши годы так же склонны

Чресчур далеко заходить в расчетах,

Как молодости свойственно грешить

Поспешностью. Идем же к королю;

Он должен знать; опасней и вредней

Укрыть любовь, чем объявить о ней.

- В чем особое значение этой сцены?

(Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.)

Итак, по мнению Шекспира, в этом мире честность исчезла. Гамлет говорит Полонию: “быть честным при том, каков этот мир, что значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч”. Так трагедия постепенно обретает социальный смысл, а конфликт между Клавдием и Гамлетом перерастает рамки личной вражды. Здесь борьба личная становится борьбой нравственных и общественных принципов.

Во многих пьесах Шекспира присутствует сравнение жизни с театром, обратите внимание на наш эпиграф. Но наиболее развернутое – в комедии “Как это понравится”. Жак-меланхолик произносит свой знаменитый монолог: “Мир – театр; в нем женщины, мужчины все актеры

- Как идея “жизнь-театр” раскрывается в “Гамлете”?

1. Сцена разговора с актерами Гамлета (Акт 3, сцена 2)

2. Кроме того, каждый из героев играет свою жизненную роль.

Кого же играют герои пьесы в театре жизни? (Озрик, Розенкранц, Гильдестерн, Полоний - “Жалкий суетливый шут”; “Играл мой принц, и считался хорошим актером”, Клавдий ). Кода мы видим истинное лицо Клавдия? ( Акт 3 )

- Как в среде “мира-театра” можно рассматривать будущее Гамлета ?

Во всем произведении есть 2 сцены, когда все действующие лица собираются вместе, какие это сцены? Каково их значение в композиции произведения и в “лицедействующем мире” эльсинорского двора ?

1. “Мышеловка” (Акт 3, сцена 2 со слов “играют гобои”)

Театр в театре;

Первое срывание масок;

Мы не следим за представлением “Убийства Гонзаго”, а все больше обращаем внимание на реакцию двора на представление.

Итог: в мире господствует лицедейство, порождающее ложь; порок разъедает общество.

Д. з. 2. Сцена дуэли Гамлета и Лаэрта (Акт 5, сцена 2).

Множество реакций на происходящее: для королевы – это просто забава, король прячет за внешним спокойствием глубокое волнение, Горацио настороженно следит за поединком, тревожась за Гамлета и опасаясь подвоха;

Перед смертью все оставляют свои роли-маски.

Нравственные проблемы в трагедии

В. Шекспира «Гамлет»

Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием трагедии В.Шекспира Гамлет».

Задачи:

- обозначить «вечные проблемы» в творчестве В. Шекспира,

- развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,

- воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.

Оборудование : электронная презентация.

Методические приемы : лекция, анализ произведения, выразительное чтение отрывков произведения, письменный ответ на вопрос, работа в группах, литературоведческая справка, сообщение о театре.

Ход урока

Слайд 1 (тема урока)

1. Вступительное слово учителя.

Как воспринимает «Гамлета» наш современный читатель? (ответы обучающихся)

Слово учителя о «Гамлете».

Слайд 2

2. Реализация домашнего задания.

1) Чтение отрывков по ролям наизусть.

2) Обмен мнениями.

Слайд 3

3) Литературоведческая справка о трагическом и трагедии (вводятся термины «трагедия», «трагическое»).

Мини-презентация подготовившегося обучающегося

4) Небольшое сообщение о театре шекспировской эпохи (отсутствие декораций, деление на акты, условность времени).

3. Анализ произведения.

Слайд 4

1) жанр (трагедия)

Слайд 5

2) идея(Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)

Слайд 6

3) основной конфликт (Вначале конфликт едва ощутим, но уже носит общественный характер. Возникает ощущение близкой беды, сознание того, что нарушен нормальный ход жизни. Не один Гамлет выражает свое беспокойство. Увидев призрак, Горацио говорит: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства». Ему вторит Марцелл: «Подгнило что-то в датском государстве». Отчетливо обозначен и внутренний конфликт: он не может сбросить со счетов личную обиду.

Ему невыносимо видеть на троне «сатира» Клавдия, сменившего «доблестного короля». Ему тяжело перенести смерть глубоко чтимого отца. Вместе с тем Гамлет умеет более зрело охарактеризовать положение в стране, чем это сделали его друзья. Если у них было смутное предчувствие беды, то Гамлет в самом разгульном образе жизни нового монарха видит одну из причин упадка Дании:

Тупой разгул на запад и восток

Позорит нас среди других народов…

Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)

Слайд 7

4) - Что определяет движение сюжета?

(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)

Слайд 8

5) кульминация (В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)

Физкультминутка Слайд 9

4. Выразительное чтение монолога «Быть или не быть»?

(Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)

Слайд 10

5. Беседа.

– Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.

– Какие решения заложены в монологе?

– Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?

– У кого «безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность? Верят ли они ему?

– Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?

– Объясните роль Лаэрта в трагедии.

– По определению Белинского, «второе место в трагедии отведено Офелии. Ее трагедия усиливает общее тягостное настроение, вызванное «всевластием зла». Докажите справедливость этого утверждения примерами из текста.

– Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?

Слайд 11

6. Р/р. Дайте письменный ответ на вопрос: «Сколько граней в сложном образе Гамлета?» Сделайте вывод.

– Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.

– Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?

Слайд 12

7. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.

Первая группа.

Определить приемы в области художественной речи

Вторая группа.

Определить приемы в области композиции.

Третья группа.

Приемы в области художественной детали.

Слайд 13

8. Выводы по теме урока.

Слайд 14

9. Рефлексия

Слайд 15

10. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Мой Гамлет»