Урок по изо народный праздничный костюм. Учебный проект Праздничный народный костюм – целостный художественный образ IV

Класс: 5

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Развивающие:

  • Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
  • Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники.

Воспитательные:

  • Воспитывать Любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  • Воспитывать уважение к художественному творчеству русского народа.

Оборудование и материалы:

  • Таблицы с изображением русского народного костюма.
  • Шаблоны женских и мужских фигур.
  • Рисунки ребят по этой теме.
  • Репродукции исторических картин русских художников (И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К.Е. Маковский “Русская красавица в кокошнике”, А.П. Рябушкин “Московская девушка 17 века”)
  • Комплект художественных материалов.
  • Ткань, тесьмы, бисер, блестки, клей, ножницы для аппликации.

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Беседа о народном костюме. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.
  5. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.

На экране появляется первая заставка презентации.

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о “ Народной праздничной одежде”, ее особенностях.

Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Привычное представление о русском женском северном костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – Епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали Душегрею с длинным рукавом.

  1. Русская рубаха - на Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым “уязвимым” для злых сил местам - у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно - по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно - петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
  2. Распашной сарафан - одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  3. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
  4. Епанечка - распашная душегрея.
  5. Шугай - Душегрея с длинным рукавом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской.

  1. Понева – шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету, поневы были черные, синие в клетку.
  2. Передник - “запон”, “занавеска”. Передник всегда щедро украшался, вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово “красный” означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
  3. Соро"ка - старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России. Была самым богатым из женских головных уборов.

Сейчас мы внимательно рассмотрим фотографии женской одежды:

1. Праздничный костюм молодой крестьянки Тульской губернии

2. Праздничный костюм Воронежской губернии.

3. Праздничный костюм Орловской губернии

Ребята! Давайте разберемся, из каких элементов состоят эти костюмы.

И внимательно рассмотрим репродукции исторических картин знаменитых художников, в которых есть изображение русского народного костюма.

1. “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” - одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Образ крестьянки в этой работе передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

2. “Русская красавица в кокошнике” К.Е.Маковский.

Кажется, это о ней стихи А.С. Пушкина "Красавица"

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

3. “Московская девушка 17 в.” А.П.Рябушкин - Картина удивительно проста. По старинной улице Москвы идет девушка. Ее походка легка и грациозна. Она как бы парит над снегом. Впечатление легкости усиливается развевающейся шубкой и лентой в шикарной косе.

Фигура девушки четко вырисовывается на фоне заснеженной улицы. Она стройна. Ее голова, покрытая высоким головным убором, горделиво поднята вверх. Белоснежная кожа лица покрыта легким румянцем. Одета она просто: малиновая шубка, из рукавов которой выглядывают изумрудной зелени рукава дорого наряда. В русую косу вплетена красная лента. Цвета яркие, насыщенные.

III. Постановка художественной задачи.

На основе эскиза, выполненного красками, работаем над аппликацией. Работу выполняем из кусочков ткани, тесьмы, бисера.

IV. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.

V. Подведение итогов, анализ работ.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

Г. Муром Владимирская область
МБОУ СОШ №13
Снисар Г.Д. учитель I категории
Изобразительное искусство 5 класс

Тема: « Народный праздничный костюм»
(по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:
познакомить учащихся с народным русским костюмом;
воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;
развивать творческую и познавательную активность;
совершенствовать графические умения и навыки.

Оборудование:
журнал Юный художник, 1993;
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
зрительный ряд по теме;
художественные материалы;
ИКТ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:
Организационная часть.
Вводная беседа по теме.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.

Ход урока:

Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Древние корни народного искусства». На этом уроке мы познакомимся с народным праздничным костюмом, увидим целостность его художественного образа
(сопровождается презентацией).
Обратите внимание на зрительный ряд, представленный на доске, он поможет нам в раскрытии темы.
В старину женщину на Руси называли лебёдушка, лебедь белая, пава, утушка, сера птица – эстетическое представление наших предков неразрывно связывало женщину с образом птицы – « древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии». Награждая женщину этими эпитетами, русский народ подчёркивал этим зрительную, пластическую сторону образа, который передавался через русский народный костюм.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Русский Север был тогда заповедником нашей родной старины, которая продолжала жить в народной одежде. Она сохраняла основные черты одежды Древней Руси, где наряды простой крестьянки и великой княгини различались лишь ценой ткани и богатством отделки.
Будничные одежды были простыми и скромными, их шили из холстины или сукна, которые ткали сами крестьянки на нехитром деревянном ткацком стане. Праздничные же, сшитые часто из покупных тканей, были нарядными и богатыми.
Женские одежды поражают своей самобытной красотой и обилием вариантов, ведь в каждой губернии одевались по-своему. Местный традиционный костюм повторял старинные образцы и нёс в себе древние художественные традиции.
Для всех сословий и классов длинная нижняя рубаха со сборками у ворота была основной, а для холостой молодёжи нередко и единственной одеждой. Праздничная рубаха наверху и по подолу щедро украшалась вышитым и тканым узорочьем. Свободная и широкая, сшитая из прочной льняной или пеньковой холстины, она была хорошо приспособлена к работе. В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи.
В женской одежде бытовало два вида рубах: одна с широкими сборчатыми рукавами, связанная с новгородской культурой, носили её в северных деревнях, сёлах и городах. Рубаху с сужающимися книзу рукавами называли «московской», и её можно было встретить в центральных и южнорусских губерниях.
Поверх рубахи в северных и центральных губерниях носили сарафан – высокую юбку с лямками, а в праздничном костюме ещё и нарядную пышную на лямках душегрею, которая сзади собиралась крупными складками. В народе её называли перо или пёрышко.
Дешёвые будничные сарафаны шили из льняной холстины с набивным узором, из клетчатой пестряди, домашней крашеной шерсти. Праздничные же – из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, штофа и бархата. Но чаще шили сарафаны из парчи. Крестьяне побогаче покупали хлопчатобумажную, с медной позолоченной нитью парчу. Состоятельные люди, купцы своим жёнам и дочерям заказывали сарафаны и душегреи из драгоценной парчи с золотым узором. Их очень берегли и надевали лишь в самые главные праздники: на Пасху, в Рождество, на Троицу. При покрое женских нарядов ткань использовалась очень бережно, и обрезков не оставалось.
В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду – панёву. Распашная панёва-разнополка шилась из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани и собиралась сверху на вздёржке. Полы крайних полотнищ не сшивались и не сходились: так было удобнее ходить и работать. В некоторых местностях в панёву стали вшивать ещё и прошиву с узором, и она походила на юбку.
Праздничные одежды южнорусских губерний более ярки и красочны, в то время как северные строже и богаче. Так, убранство северного головного убора состояло из парчи, золотого шитья, жемчуга, перламутра и цветных камней. В восемнадцатом веке иные кокошники здесь стоили тысячу рублей и более, в то время как хорошая лошадь – всего десять!
Российский жемчуг добывали обычно в северных реках. Однажды император Александр I, будучи в Каргополе, шёл по городу и любовался местными народными одеждами. Он даже расспрашивал каргополок, не поддельный ли у них жемчуг – так много его было в их украшениях. И убедившись, что жемчуг настоящий, император остался этим доволен.
В холодное время года бедные женщины носили овчинные полушубки и шубы, нередко расшитые цветной нитью. А богатые шили шубейки из штофа на лисьем и беличьем меху с широким собольем воротником. На картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», написанной в 1891 году, мы видим красивых, здоровых и крепких русских людей как раз в таких одеждах.
Излюбленные украшения девушек и молодых женщин перстенёк и колечко, которое служило залогом согласия девушки выйти замуж. Впоследствии оно стало символом брака. После венчания женщины русского Севера могли носить и шейные украшения: жемчужные и перламутровые бусы и серебряные цепочки. А вот для невесты здесь делали из дорогой ткани наборошники в виде воротничка, плотно прилегавшего к шее и украшенного золотым и серебряным шитьём, драгоценными камнями и цветными стёклами. На юге же носили янтарные бусы, многочисленные бисерные украшения и цепочки.
В девичью косу вплетали парчовый или шёлковый косник с шитьём. Лента же означала, что девушку можно сватать.
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо.
Девичьи праздничные головные уборы от женских отличались тем, что не закрывали верхушку волос и делались в виде обруча, украшенного богатой тканью, жемчугом и цветными стёклами.
Женские головные уборы в разных местностях России были очень разнообразны по внешнему виду и назывались где кокошником (от «кокошь» - курица), а где сороками, кичками. Первые два походили часто на птиц, а вот южнорусская кичка была рогатой, что выражало идею плодородия.
Самые торжественные и богатые наряды надевала женщина на свою свадьбу. Если же в доме не было богатого штофного сарафана и жемчужной перевязки, то их занимали у соседей. А те, кто имел, по наследству передавал своим младшим сёстрам или дочерям.
В свадебное придание у девушки среднего достатка входило десять и более рубах, столько же холщёвых и ситцевых сарафанов, которых хватало лет на десять.
Подвенечный сарафан, в котором венчалась молодая в церкви, был траурного цвета, ведь девушка навсегда прощалась со своей волей. Участникам свадьбы нельзя было касаться друг друга голой рукой, что сулило бедность. Поэтому во многих местах шили рубахи-долгорукавки с рукавами порой до земли.
На второй день свадьбы надевала молодая красный сарафан, который символизировал супружество, а в южнорусских деревнях панёву красного цвета и красную шубу.
Русская народная одежда отмечена ярким национальным характером и отразила в себе богатые крестьянские и культурные будни.
- Ребята, сегодня на уроке вам необходимо выполнить эскиз праздничного костюма северных или южных районов России. При выполнении работы возьмите вертикальное положение листа, разместите работу посередине, прорисуйте элементы одежды. Важно аккуратно выполнять рисунок и сильно не нажимать на карандаш, чтобы он не проступал, когда начнёте выполнять эскиз цветом.
- Прежде, чем перейти к практической работе проведём физкультминутку.

Физкультминутка

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, тук, скорей открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай
Лапу подавай.

Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.

Подведение итогов.
В конце урока лучшие работы демонстрируются перед классом, оценки выставляются в журнал.
- На это урок закончен. До свидания!


Урок изучения нового материала.
Цель: образовательная:

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

развивающая:

продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов

воспитательная:

формировать у учащихся эстетический и художественный вкус,

воспитывать уважение и любовь к народным традициям.
оборудование (материалы: бумага, раздаточный и дидактический материал).
Ход урока.


  1. Организационный момент.
Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Карандаши, резинки, краски,

Альбом у каждого лежит,

Работы просит и дрожит.
II. Беседа.
На этой веселой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм».

Давайте с вами, ребята начнем с эпиграфа: Это слова народной песни:


« Встала красная девица рано

Встала бела да румяна

Умывалась чистою росой

Надевала яркий сарафан

Золотом расписной,

бисером вышитый

На голове кокошник

а на ногах сапожки

С нею рядом молодец

в расписной рубахе».


Действительно – это описание русского праздничного народного костюма.

Цель нашего урока-

Раскрыть составные элементы праздничного костюма двух регионов нашей страны;

увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села (посмотрите на выставке народный костюм нашего села),

почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.

Давайте ребята, представим, что мы живем в России не в двадцать первом веке, а где-то в восемнадцатом!

Что вы можете сказать о жизни русской семьи?

Какая это была жизнь?

Как жили летом, а как зимой? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду.Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

А какую одежду тогда носили?

Чем она отличается от нашей?

Ответить на а эти вопросы решила поисковая группа, которая готовилась дополнительно к нашему уроку. А сейчас предоставим им слово.

Выступления учащихся, показ слайдов и обобщение этой информации.
Мужская одежда.

Традиционная мужская одежда по сравнению с женской, отличалась простатой и ординарностью. Основными ее частями служили рубаха и штаны (портки). Рубаху шили из белого или цветного холста. Её носили на выпуск поверх штанов. Длиной она была почти до колен. Она была с полями (вставками на плечах) присборенная вокруг шеи на небольшую стойку с разрезом на груди. Подол и рука имел декоративную отделку, выполненную черной шерстью. Рубаха перехватывали узким или широким поясом- кушаком ручного изготовления. Яркий шерстяной пояс вносил акцент в скромный костюм.

Верхней одеждой служил зипун из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, застежкой на крючки или пуговицы.

Мужской обувью служили сапоги или лапти.


Подведем итог полученной информации.

Что же входило в русский мужской костюм?


  1. В русский мужской костюм входили:
- рубаха-косоворотка

Портки- штаны

Пояс- кушак

Основными мотивами вышивки были: тема оберега от нечистой силы; силы жизни, земли, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.


  1. Перейдем к женскому праздничному костюму.

Ребята, если мужской костюм был практически одинаков в регионах страны, то женский имел существенные различия:

Давайте на этом остановимся подробнее:
Женские народные костюмы (Показ слайдов)
Северный костюм:


Традиционный женский наряд русского севера часто называют « сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан. В старину рубаху шили из льняного и конопляного холста. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитями. Сам праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевали короткую епаченку. А в холода – душегрейку. Голову повязывали лентой-повязкой, а в праздники – кокошниками. На конце косы был косник из бисера.

В таком костюме девушка выглядела словно – павушка.


Ребята, обратите внимание.

В состав северного костюма входили:

Сарафан


-передник

Епаника


Южный народный костюм.

(Показ слайдов)


В южных районах России был распространен вид одежды состоящий из рубахи, поневы, передника, шапочки- сороки. Эта одежда была в отличии сарафана только крестьянской. Понёва шилась их шерстяного клетчатого домотканого материала, в которую оборачивались, укрепляя на талии. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К ней полагался передник. Он был сплошь украшен узорными полосками. Головные уборы украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
Таким образом в состав южныго костюма входили:

Рубаха


-понева

душегрейка


В русском народном костюме важное место занимает головной убор.(Показ слайдов).

Рассмотрим форму и декор женских головных уборов с. 54.


Они нередко украшены изображениями солнца, звезд, дерева, птиц, да и сами названия уборов птичьи:

кокошник от слова « коконь» - петух,

кика или кичка (утка), сорока.

Каждая деталь головного убора придавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма жительниц той или другой области.

(Показ слайдов)
Работа с картиной.

Женщина в народном костюме выглядела очень красиво. Многие художники красоту русской женщины отобразил на своих полотнах.Лучшие картины известных русских художников посвящены крестьянам. Это картины: Сурикова, Васнецова.


(Слайды)
Одним из выдающихся художников был портретист И.П.Аргунов, крепостной богатейшего помещика Шереметьева.



Рассмотрим его картину, написанную в 1784 году- это «Портрет неизвестной в русском костюме».

Итак перед вами русская крестьянка в праздничном костюме.

Золотой сарафан;

Белая блуза;

Украшенный шитьем кокошник;

Облик миловидной, простодушной девушки на портрете оказался симпатичным многим поколениям зрителей. Сегодня он хранится в главном музее русского искусства нашей страны- Третьяковской галерее.

Сегодня мы попробуем показать красоту народного костюма в своих работах.
III.Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе.

Цель которой,создание русского праздничного костюма.

У каждого из вас лежат шаблоны, где вы должны изобразить русский праздничный костюм, выполнить в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

1) 1 группа – работает»Художники» с гуашью.

2) группа « Модельеры»- работают с цветной бумагой-выполняют аппликацию.

Но прежде напоминаю о правилах техники безопасности

(инструктаж вместе)

Работая с клеем, помни:


  1. Клей нужно наносить на бумагу только кисточкой и тонким слоем.

  2. При склеивании деталей следи за тем, чтобы клей не попал на поверхность стола.

  3. Не три глаза руками.

  4. После работы вымой руки.
Правила обращение с ножницами.

  1. Не держи ножницы концом вверх.

  2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

  3. Не режь ножницами на ходу.

  4. Не подходи к товарищу во время резания.

  5. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

  6. Передавай ножницы только в закрытом виде.

И так ребята,приступаем к работе.

Во время работы,вы услышите записи фольклорного коллектива « Ладушка» нашего села Песчаного, которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).



IV.Анализ урока.

На доске из своих работ ребята состовляют «Веселый хоровод».

Все вы молодцы, получился замечательный хоровод, о котором мы будем говорить на следующем обобщении урока:

« Праздничные народные гулянья».


V. Подведем общий итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Вам даны карточки.

Правильно расположите составные части, относящиеся к северу и югу.

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.


Рефлексия

1.Самым интересном на уроке было тогда, когда…

2.На уроке мне было хорошо, потому что…

3.Самым трудным на уроке было тогда когда…

4. Учителю после сегодняшнего урока пожелал бы…
VI . Домашнее здание: Закончить работы, задание поисковой группе - подготовить сообщения «Праздничные народные гулянья».
VII.Оценка за урок.

Тип урока: Народный праздничный костюм. 5 кл.

Цели:

    ознакомить учащихся с элементами и декором народного костюма;

    способствовать приобщению учащихся к миру духовно-нравственных, эстетических и художественных ценностей через изучение народного костюма и традиций на Руси;

    воспитывать уважение к русскому народу и развивать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерные слайды “Народный костюм на Руси”, оснащение рабочих мест учащихся.

Словарь: орнамент, косоворотка, сарафан, юбка-понёва, венец, кокошник, кичка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о народном костюме на Руси. Знаете ли вы, что носили ваши предки?

“По одёжке встречают…” – эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая “визитная карточка” позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.

Сейчас мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем и не шьем. Ушла старинная традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что покупаем в магазине. А ведь нам от наших предков досталось огромное наследство, сделанное их руками. Оно копилось веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.

Познакомимся поближе с этим видом народного творчества и проследим, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.

III. Изучение нового материала

Вспомним фольклорный и поэтический образ русской красавицы. В каком костюме вы её представляете?

Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась и по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия “красный” и “красивый” были в народном представлении однозначны.

Как вы думаете, из каких же основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Конечно же, основными элементами традиционного костюма являются: рубаха, сарафан или юбка-понёва, пояс и головной убор.

Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.

Женщины носили сарафан с передником, который защищал одежду от загрязнения и прикрывал ее неукрашенные части. Передник - запона или занавеска дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью женского русского

костюма. Его обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Под сарафаном носили белую длинную рубаху из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы. В холодно время года на сарафан надевали теплую длинную или короткую телогрею или душегрею.

Ещё одной важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении. Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них: налобная часть – кичка с рогами или гладкая; чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока” ; полотнище сзади – “позатылень” . Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

Не менее важной частью костюма был пояс. Пояс был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Он играл роль оберега. При его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, которые передавались изустно на протяжении веков. Пояса бывали вязаными, ткаными и вышитыми. Русские люди носили обычно несколько поясов. Один надевался прямо на голое тело под одежду, на нем вышивали слова молитвы. Второй пояс надевали поверх одежды. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он “распоясался”.

Русский мужской костюм также имел свои особенности. Главной частью мужского костюма была рубаха-косоворотка с воротником-стойкой или без него. Косовороткой она называлась потому, что разрез воротника был не посредине груди, а сбоку - косой.

Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту. Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Штаны заправляли в сапоги или онучи с лаптями.

Давайте рассмотрим с вами виды орнамента, которые наши предки использовали при украшении своих костюмов. Слово “орнамент” чаще всего понимается, как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени.

Для украшения своих костюмов наши предки использовали следующие виды орнамента: растительный, пейзажный, геометрический, символический и животный.

Создавая орнамент, люди во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное.

Что же характерно, для указанных нами видов орнамента?

Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических

фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. Главными объектами пейзажного орнамента являются природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречающиеся в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Животный орнамент основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому. Образами символического орнамента являются символы или системы символов.

В наше время при создании самой модной одежды художники постоянно используют узоры народной вышивки и кружева, изготовленные мастерицами промыслов. Вы легко узнаете в костюмах наших элегантных современниц элементы той одежды, которую 200 лет тому назад носили наши прабабушки: сарафаны, рубашки, платки, душегрейки, сапоги и многое другое.

Эти славные вещи, вышивки, старинные рисунки ткани и кружева продолжают радовать нас, так как они по-прежнему удобны и приятны. В нашу жизнь они вносят ощущение радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем.

IV. Практическая работа

Задание: выполнить эскиз русского народного костюма.

V. Закрепление пройденного материала

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с традиционными русскими народными костюмами, которые были удобными, практичными и красивыми.

VI. Подведение итогов

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Наш урок подошёл к концу. В заключение нашего урока мне хочется, чтобы прозвучал гимн всем женщинам России, которые во всех времена были прекрасными.

Они – рукодельницы,
Они – мастерицы,
Они вас накормят,
Напоят водицей.
Работают днем,
Вышивают, ткут ночью –
Мадонны России –
Славные дочери!

Материал из НГПУ им. К.Минина

Автор проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство 5 класс

Краткая аннотация проекта

В данном проекте мы раскроем составные элементы праздничного костюма; увидим разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснёмся к истории нашей Родины, родного села, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Надо ли помнить и уважать традиции и обычаи русского народа?

Проблемные вопросы

Какие особенности имел русский женский костюм?

Какие особенности имел русский мужской костюм?

Почему костюм стал праздничным?

Учебные вопросы

Из каких основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Какие виды орнамента наши предки использовали при украшении своих костюмов?

По какому назначению различалась народная одежда?

Чем украшали праздничную одежду?

Какие головные уборы традиционного народного костюма вы знаете?

Какие ткани применялись при изготовлении народного костюма?

План проведения проекта

I этап- Знакомство с проектом, деление на группы,составление планов работы, распределение обязанностей в группе.

II этап- сбор и обработка информации.

III этап- оформление результатов исследования, промежуточные отчёты, самооценивание и взаимооценивание.

IV этап- защита работ, оценивание работ продуктов проектной деятельности по критериям, рефлексия.

Публикация преподавателя