Учебное заведение на пречистенке в 19 веке. Улица Пречистенка


Эта территория в XVI в. и позднее входила в Большую Конюшенную слободу, которая в 1653 г. насчитывала 190 дворов. Здесь жили «стремянные, стадные стряпчие и задворные конюхи, конюшенные сторожа, конюшенные подковщики, государевы колымажники и т.п. Здесь же были и конюшни. И считается что именно на этом месте стояли палаты Конюшенной слободы, которые там в основании и есть до сих пор.
При Грозном эти земли отошли к опричнине.

И все же Пречистенка в 18 веке становится своеобразным "Сен-Жерменским" предместьем Москвы, где в лабиринте чистых, спокойных улиц и извилистых переулков жило старое московское дворянство, громкие имена которого часто упоминаются в русской истории до Петра I. Тут были усадьбы Всеволожских, Вяземских, Архаровых, Долгоруких, Лопухиных, Бибиковых, Давыдовых, графов Орловых, а также Гагариных, Гончаровых, Тургеневых, чьи фамилии мы встречаем в книгах по истории России и многочисленных воспоминаниях современников.


На это фото Пречистенка. Почтовая открытка изд. «Шерер, Набгольц и К». 1902.
На переднем плане слева – дом Лопухиной (начало XIX в., архитектор Д.Г.Григорьев). Справа на заднем плане видна пожарная каланча. Справа ограда нашего дома.

Хотя в современных исследованиях утверждается, что сохранившееся до нас здание имеет в основе палаты начала XVIII столетия, документальных сведений о владельцах авторы не приводят.

В конце 18 века и до 1818 года им владел Иван Петрович Архаров.


Младший брат московского обер-полицмейстера Николая Петровича Архарова, дом которого находится почти напротив по Пречистенке (потом там Денис Давыдов жил).
Он был женат на княжне Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, троюродной сестре Елизаветы Петровны Яньковой.

Они были очень дружны с сестрой. Старшая сестра Е.А. Архарова вывозила в свет своих троюродных сестер со своими дочками, так как сестры остались к тому времени без матери.
Незадолго перед Наполеоновским нашествием Яньковы купили дом напротив Архаровых и часто у них бывали. В воспоминаниях бабушки то и дело встречается "я его видела у Архаровых, девочки мои у Архаровых танцевать учились" и.т.д.

Но вернемся к Ивану Петровичу Архарову. Своей карьерой он был обязан брату - в то время петербургскому генерал-губернатору Н.П.Архарову, который в беседе с императором Павлом I как-то выбрал удачный момент для протежирования брата. Иван Петрович был немедленно потребован в Петербург, произведен в генералы от инфантерии, пожалован орденом святой Анны первой степени и тысячью душ крепостных крестьян.

С помощью прусского полковника Гессе, назначенного императором плац-майором в помощь Ивану Архарову, новый военный губернатор сформировал из отчаянных храбрецов, спаянных суровой дисциплиной, полк, которого москвичи боялись как огня. Недаром слово «архаровец» стало нарицательным.

Один из лучших знатоков бытовой истории ХVIII столетия С.Н.Шубинский писал: «Архаров зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедало не менее сорока человек, а по воскресеньям давались балы, на которые собиралось все лучшее московское общество; на обширном дворе, как ни был он велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей.

Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных в Москве…»

Иван Архаров благополучно губернаторствовал два года, как внезапно его карьера прервалась анекдотическим случаем, вызванным чрезмерным усердием брата угодить императору. В то время как Павел после коронации поехал осматривать литовские губернии, Николай Архаров решил преподнести ему сюрприз. Зная любовь императора к «эстетике шлагбаумов и полицейских будок», он приказал всем петербургским обывателям, не медля, окрасить ворота своих домов и заборы полосами черной, оранжевой и белой красок. Непредвиденные срочные и большие расходы вызвали недовольство жителей, а губернаторский «сюрприз» произвел на императора сильное, но совершенно противоположное ожидаемому действие. Пораженный при въезде в столицу массой выкрашенных по однообразному шаблону построек, он спросил, что означает эта нелепая фантазия? Ему отвечали, что «полиция принудила обывателей безотлагательно исполнить волю монарха».

Так что же я, дурак, чтобы отдавать такие повеления? - гневно воскликнул Павел I.

Николаю Архарову было приказано тотчас же уехать из Петербурга и никогда не показываться более на глаза монарху. Вскоре пришел и черед московского брата. 23 апреля 1800 года был отдан приказ об увольнении обоих Архаровых от службы, а на другой день послано повеление императора московскому генерал-губернатору: «По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым повеление мое выехать немедленно из Москвы в свои деревни в Тамбове, где и жить им впредь до повеления».

Ссылка продолжалась недолго. После убийства Павла I и вступления на престол Александра I Иван Архаров поселился в своем доме, который по-прежнему открылся для всех.
Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича.

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.А. Архаровой.1820 г.
"Екатерина Александровна Архарова была величественна и умела держать себя в людях как следует, или, как вы теперь говорите, с достоинством. Я всегда скажу, что если я умею войти и сесть как следует, то этим я ей обязана. ...
У нее было две дочери: старшая, Софья Ивановна, была за графом Александром Ивановичем Соллогубом и младшая, Александра Ивановна, за Алексеем Васильевичем Васильчиковым." (Янькова)
После Отечественной войны и смерти мужа Екатерина Александровна жила в Петербурге в семье младшей дочери Васильчиковой, проводя лето в Павловске. Архарова пользовалась всеобщим уважением: в дни рождения (12 июля) и именин все являлись ее поздравить; Императрица Мария Федоровна ежегодно 12 июля удостаивала ее своим посещением. Просьбам и ходатайствам Е. А. не отказывали, и почет “старухи Архаровой” принимался ею как нечто должное, принадлежащее по праву.

Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 года.
Этот ужас послепожарной Пречистенки хорошо описан у все той же Яньковой:
"Долго я не могла решится побывать на Пречистенке и посмотреть на то место, где был наш дом. ...увидала я совершенно пустое выгорелое место. ...
Через переулок от нас, ниже к Пречистенским воротам, был дом Архаровых, напротив них дом Лопухина и далее еще большой каменный дом Всеволожских; они все сгорели. ... и еще много других домов по Пречистенке почти вплоть до Зубова, где ныне бульвар. - все это погорело. Уцелел только дом Н.И. Хитровой."

Так вот это пепелище в 1818 году купил князь Нарышкин Иван Александрович.

Как известно, Нарышкины были скромными дворянами, происходившими от крымских татар. Они возвысились благодаря женитьбе царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, ставшей матерью Петра Первого. Это сделало их, родственников царя, крупными помещиками и вельможами.
Е.П. Янькова так характеризовала своего нового соседа: «Ивану Александровичу было лет за пятьдесят; он был небольшого роста, худенький и миловидный человечек, очень учтивый в обращении и большой шаркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их коротко и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до перстней и носил прекрупные бриллианты. Он был камергером и обер-церемониймейстером». Женат он был на Екатерине Александровне Строгановой.

Художник Жан Луи Вуаль,1787
Она была дочерью действительного тайного советника барона Александра Николаевича Строганова (1740-1789) от брака его с Елизаветой Александровной Загряжской (1745-1831). По рождению принадлежала к высшей столичной знати. Так как мать у нее Загряжская она была двоюродная сестра Натальи Ивановны Гончаровой - тёщи А.С.Пушкина.
"От матери Екатерина Александровна унаследовала отличавшую её красоту и представительную наружность. Высокого роста, немного полная, с голубыми, несколько навыкат близорукими глазами, с смелым и открытым выражением лица. "... видная из себя, но в противоположность мужу малообщительная."(Янькова)

Имея самые высокие придворные должности, но ветреный и легкомысленный от природы, И.А.Нарышкин любил хорошо пожить и в короткое время расстроил своё и женино состояние. Из-за своей беспечности и излишней доверчивостью он утратил и расположение к себе Двора. Пользовавшаяся покровительством И.А.Нарышкина француженка г-жа Вертёль, содержательница мастерской дамских нарядов, оказалась замешанной в получении контрабандою, через дипломатическую вализу одного из иностранных посольств, разных модных товаров для своего магазина. История эта причинила много неприятностей Нарышкину и привела к его отставке. Семье пришлось переехать в Москву.

Супруги Нарышкины имели трех сыновей и двух дочерей. Елизавету Ивановну - фрейлину

Художник Тропинин.
Она замуж так и не вышла. Как Янькова про нее писала - "потом очень располнела и осталась старой девой и за свое дородство заслужила название "Толстуха Лиза".
И Варвару Ивановну

Художница Э.Виже-Лебрен.
замужем за Сергеем Петровичем Неклюдовым (двоюродным братом Римских-Корсаковых)

"Старший из сыновей Александр Иванович был видный и красивый молодой офицер, подававший большие надежды своим родителям, живого и вспыльчивого характера: у него вышла ссора с графом Федором Ивановичем Толстым (Американцем), который вызвал его на поединок и убил его. Это было года за два или за три до 12 года. ...
Другие два сына оба были женаты: старший Григорий, на вдове Алексея Ивановича Муханова, Анне Васильевне, которая сама по себе была княжна Мещерская. Они имели сына и нескольких дочерей...
Меньшой сын, Алексей Иванович, был женат на дочери наших соседей Хрущовых, Елизавете Александровне; он был, сказывали большой оригинал; детей... не имел."

Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена Нарышкина кичилась, что она была родственницей Голицыных и дочь их была фрейлиной. Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было богаче, изысканнее.

Иван Александрович приходился дядей Наталии Николаевне Гончаровой (по жене своей как я писала выше) и был посаженым отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года в приделе еще недостроенного храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Естественно, что поэт не раз наносил визиты Нарышкиным в их доме на Пречистенке.

Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных.

Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.

Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким.


В 1865 году у Трубецких усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной (урожденной Игнатовой, 1838-1914)миллионер-фабрикант Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. К началу ХIХ века их мануфактура включала ткацкое (1400 ручных станов) и ситценабивное (200 набойщицких столов) производства. На мануфактуре и в селах, где крестьяне занимались ткачеством, было занято более двух тысяч человек.

В 1840-е годы Николай Коншин значительно расширил производство, построив красильню и оснастив прядильню паровой машиной. В 1853 году его брат Иван Максимович получил в наследство прядильное и ткацкое отделения. А спустя шесть лет сыновья Н.М.Коншина, Николай Николаевич и Максим Николаевич, образовали Торговый дом «Николая Коншина сыновья» для эксплуатации ситцепечатного заведения, которое переоборудовали на машинную тягу.

Коншины и их гости на крыльце дачи Коншиной Александры Ивановны в Бору близ Серпухова. 15 августа 1895 гг.
В 1882 году, к 200-летнему юбилею текстильных предприятий, род Коншиных «в воздаяние их заслуг на поприще отечественной промышленности» был возведен в потомственное дворянство. И.Н.Коншин умер в 1898 году бездетным. Все огромное состояние, превышающее 10 миллионов рублей, он оставил жене - Александре Ивановне. Она ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. «У Коншиной детей не было. Она была одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво относившейся к своим родственникам, даже чуждавшаяся их. Жила она в окружении невероятного количества кошек, единственный человек, который ей был близок - это монашенка-компаньонка; управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец. Всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский» (А.Ф.Родин)

Коншины и их гости на крыльце дачи Коншиной Александры Ивановны в Бору близ Серпухова
Первый раз Коншины перестроили особняк в 1867 году.

В 1910 г. особняк перестраивает архитектор Гунст, после чего дом 72-летней Коншиной превратился в один из самых шикарных особняков в Москве.
Выбор пал на талантливого московского зодчего и художника не случайно. Гунст, окончивший в 1898 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, находился в расцвете творческих сил и был уже известен крупными работами: вместе с Л.Н.Бенуа он возвел монументальное здание Первого Российского страхового общества на углу Б.Лубянки и Кузнецкого моста, проектировал фешенебельные особняки на улицах Погодинской и 1-й Мещанской. Репутация Гунста в мире искусства упрочилась благодаря основанию им Классов изящных искусств, в которых преподавали архитектор Федор Шехтель, художники Исаак Левитан, Николай Крымов, скульптор Сергей Волнухин и другие известные деятели искусства. Анатолий Осипович был всесторонне одарен. Увлекался не только живописью, но и художественной фотографией (его работы были удостоены премий на Всемирной выставке в Париже), был своим человеком в театральном мире.

После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь каждого этажа составляла около 800 кв. метров.
Александра Ивановна Коншина ликвидирует промышленное предприятие, продает фабрику братьям мужа, живет же она здесь, в своем доме.

Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки этого здания: почему Александра Ивановна Коншина, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 77 лет), перестраивает себе это роскошное здание.



Весьма правдоподобным является следующее предположение; дом, построенный в 1867 г., вряд ли мог обветшать за 40 лет, хотя со стороны Мертвого переулка дал трещину, но Дерюжинский, ее доверенный, приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего.



Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания - удачного образца неоклассицизма.

Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры львов.




Со стороны переулка на стене особняка барельефное панно в стиле модерн.


Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер.

Особенно роскошен Зимний сад (ныне - парадная столовая) с остекленным эркером и световым фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора.


Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения - из Парижа. Громадное стекло было заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот «уникум» на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства.

Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка.

Прекрасно представляя, что пресыщенную московскую публику удивить непросто, Александра Ивановна выбрала стиль классической роскоши.

Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение праздника в последние четыре года ее жизни.

Бальную залу отделяла от музыкального салона колоннада, и таким образом можно было устраивать настоящие большие концерты. Для любителей покурить были устроены "мужские кабинеты" с комфортными диванами и приглушенным светом.


Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. Эти новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

Бронзовые украшения привезли из Парижа, Стекла и мрамор, скульптуры из Италии, электротехнику из Британии. Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23 апреля 1910 года.


А.И.Коншина была старообрядкой, при ее доме всегда держали открытый стол для странников, старообрядцев-приезжих, нищих. Угощая прямо в столовой, Коншина перед началом трапезы приглашала всех в домовую моленную, бывшую рядом со столовой.

Старинную московскую улицу имени Кропоткина с дворянскими особняками, где когда-то жили герои Отечественной войны 1812 года, декабристы и сам Александр Сергеевич Пушкин бывал на балах, я помню с детства.

Но родители частенько называли ее Пречистенкой, когда я вместе с ними отправлялся в булочную с ароматами свежеиспеченного хлеба, саек и пирожков, печенья и сухариков, только что поданных на прилавок.

Располагалась она в самом начале четной стороны улицы в большом полукруглом доме, выходящем на Бульварное кольцо. В годы хрущевской оттепели и дефицита продуктов забегал в булочную в надежде купить коробку зефира в шоколаде и шоколадно-вафельный тортик “Сюрприз”, а если повезет, конфеты “Ассорти” фабрики “Красный Октябрь”. Но не всегда это удавалось... Давно нет того магазина, а его место в здании заняли какие-то фирмы.

Из особняков, увиденных тогда, в начале 1950-х годов, особенно впечатлял большой двухэтажный дом с колоннами и широкими длинными ступенями. К его подъезду подъезжали знаменитые по тем временам легковушки “Победа” и “Москвич”, рядом с которыми стояли автобусы. Оказывается, этот дом в 1835 году купил поэт (после победы над Наполеоном - генерал-лейтенант) Денис Давыдов, но поселился в нем только год спустя, уже после отъезда своего друга и соратника Пушкина из Москвы. А расположенный неподалеку соседний дом принадлежал отцу героя - полковнику Василию Давыдову.

Впоследствии мне не раз приходилось бывать по общественным делам в особняке храброго командира, основоположника теории русского войскового партизанства. В нем кроме музея находился райком партии Ленинского района...

Замечу, начало улицы у широкой площадки перед станцией (павильоном) метро “Кропоткинская” (на этом месте с 1493 по 1933 год находился храм Сошествия Святого Духа) москвичи-старожилы и поныне порой зовут Пречистенскими воротами. Основания тому достойные и связаны с именем благочестивого царя Алексея Михайловича. На исходе ХVII века тут тек проворный и своенравный ручей, подмывая, “роя”, свои берега, за что и был окрещен Черторыем. Вдоль него по окраине тогдашней Москвы тянулась крепостная стена Белого города с башнями-воротами. Их по названию ручья окрестили Черторьскими или Чертольскими, а дорогу, проложенную от Боровицких ворот Кремля к одной из крепостей, составлявших оборонительный пост столицы, Новодевичьему монастырю, - Черторьем. Алексею Михайловичу такие названия показались неподобающими, и он повелел указом от 16 апреля 1658 года именовать и то и другое по церкви Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре, куда ездил на богомолье.

Эти названия продержались без малого три столетия: в 1921 году Пречистенку переименовали в честь ученого-географа, революционера-анархиста Петра Кропоткина, родившегося и проживавшего в одном из прилегающих к ней переулков. Только спустя 70 с небольшим лет улице вновь вернули учрежденное государем имя.

Пречистенка с ответвляющимися от нее переулками была одним из самых аристократических районов Москвы. В конце ХVIII - начале ХIХ века ее застроили крупными городскими усадьбами и особняками. Ни одна улица столицы не располагает таким количеством памятников эпохи классицизма.

Уцелели и некоторые дома допетровской эпохи. В предназначенных к сносу в середине 1970-х годов зданиях архитекторы-реставраторы обнаружили боярские палаты конца ХVII века. Сейчас в них, именуемых Белыми палатами, устраивают выставки.

Длина маршрута: 2 км.
Тип: Пеший
Начало: м. Кропоткинская
Конец: м. Парк культуры

* Комментариев: 1
Написалa: Наташа
Спасибо. Обязательно там побываю.

P.S. Не знаю, побывала ли там Наташа, да и с Наташей, собственно говоря, не знакома, но в Доме ученых - на Пречистенке, 16 - я бывала довольно часто. На кинопоказах и выставках, на дневных музыкальных абонементах, да и в буфете за чашечкой кофе с коньяком и приятными собеседниками засиживались порой до вечерних концертов. Удивительно уютная там, камерная атмосфера и неизменно приятная, через некоторое время уже узнаваемая, публика...

История Дома ученых

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Дом ученых Москвы . К 80-летию основания

Я помню с детства это странное, состоящее как бы из двух сросшихся, здание, напоминающее архитектурных сиамских близнецов, на тогдашней Кропоткинской улице за зеленым каменным забором и ажурными металлическими воротами, украшенными типичными московскими львами. Там, из вполне банального гардероба можно было, свернув налево, пройти через обычную дверь, и, вдруг, советский аскетизм скучного присутственного места резко сменялся непривычной роскошью барского особняка. Беломраморная лестница, изгибаясь, вела на второй этаж к анфиладе прелестных залов - Белому, Голубому, затем, кажется, к гостиной и т.д. Старинная живопись на стенах, фарфоровые вазы и бронзовые лампы под уютными, теплыми абажурами, ампирная мебель, - и все это в суровой послевоенной Москве поражало нас, детей приарбатских коммуналок.

Парадная лестница. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Особняк А.И.Коншиной. Зал на втором этаже. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Интерьер Зимнего сада. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Столовая. Фотография начала XX века
А напротив упомянутой анфилады располагался, да и сейчас располагается, самый удивительный зал этого особняка. На дверях было лаконично написано - «столовая», а за ними открывалось пространство самого зала, как и полагалось для всякой советской общепитовской точки, уставленное обычными столами, покрытыми часто несвежими скатертями со всякого рода солонками, перечницами и т.д. Но вы входили туда и уже через минуту не замечали ни жующих ученых (а речь мы ведем о московском Доме ученых и потому столоваться здесь имели право лишь те, кто был причислен к этому неопределенному сословию), ни советской столовской обстановки. Беломраморные колонны, прелестный портик с эркером, к которому надо было подняться по нескольким мраморным ступеням, и, конечно, огромная стеклянная чудо-стена, разделяющая роскошный зал на две неравные части - бывшую барскую столовую и зимний сад. Чудесные пропорции этого зала как бы подчеркивались хрустальной преградой, никаким естественным способом, по нашему детскому разумению, не могущей оказаться там, где она находилась, - ибо стекло такого размера никак не могло пройти ни в окна, ни в двери. И лишь много позже я узнал, что строивший особняк в 1910 году архитектор А.О.Гунст заказал это огромное стекло в Италии и установил его здесь во время строительства. Но как сумели доставить в начале прошлого века его из Италии целым и невредимым? До сих пор понять не могу. Таковы были первые, внешние, конечно, впечатления от Дома ученых.

(с) В.Енишерлов

Ресторан "Золотой" Дома Ученых

Внутренние интерьеры

Бывший зимний сад - ныне столовая ученых

Зимний сад - столовая для ученых, общий вид

фрагмент потолка Зимнего сада

кабинет последнего хозяина особняка фабриканта Алексея Путилова

фрагмент потолка Дома ученых

лепнина на стенах

парадная лестница на второй этаж

фрагмент потолка

Холл второго этажа

Спальня княгини Гагариной
Тайны Дома ученых . 22-10-2006

Дом ученых стоит ровно посередине Пречистенки.
Он был построен в 1807 году и до 1917 года сменил семь хозяев.
Один был знатнее другого.

Каждый новый хозяин обновлял апартаменты согласно своему вкусу и образу жизни.
Менялись не только интерьеры, но и круг посетителей.
В итоге, практически все значимые фигуры российской истории с начала 19 века побывали в этом доме.
Первым хозяином особняка стал московский военный губернатор Иван Архаров.
В 1818 году дом переходит к родственникам царя Нарышкиным.
Наталья Гончарова после венчания с Александром Пушкиным 18 февраля 1831 года отправились в гости к своему дяде Ивану Нарышкину на Пречистенку.
Следующим хозяином особняка стал Мусин-Пушкин.
Его племянник Михаил в каминном зале не раз засиживался с Николаем Гоголем.
От Мусиных-Пушкиных дом переходит к княгине Гагариной, затем - к князьям Трубецким.
В 1865 году особняк Трубецкого приобретают фабриканты Коншины, которые затевают его перепланировку.
В доме появляется зимний сад, ныне - столовая для ученых.
В 1916 году особняк покупает действительный статский советник Алексей Путилов.

В 1922 году Горький предложил Ленину создать здесь клуб ученых
Первым его директором стал нарком здравоохранения РСФСР Николая Семашко.
На Пречистенке у Семашко побывали Бернар Шоу, Лион Фейхтвангер, Ромен Ролан, Джон Пристли, Рабиндранат Тагор.
Здесь же находилась балетная студия Айседоры Дункан.
Вторым директором Дома стала жена Горького, актриса МХАТа и революционерка Мария Андреева, которую Ленин звал «товарищ Феномен».
К началу 90-х Дом Ученых пришел в полный упадок.
В 1992 году его директором становится полковник в отставке Виктор Шкаровский, который спас здание, собственными руками восстановив лепнину, по старым фотографиям восстановил – нарисовал картины, отреставрировал и спас от уничтожения здание.

* На фотографии - Виктор Шкаровский у собственной картины

Особняк А.И.Коншиной (ныне Дом ученых). Фотография начала XX века

Изящная усадьба Д.В.Давыдова воплотила в себе основные черты московского дворянского дома XVIII-XIX вв. Расположена в традиционно аристократическом районе Москвы в окружении особняков, принадлежавшим семействам Лопухиных, Долгоруких, Тучковых, Всеволожских. Во второй половине XVIII в. усадьба охватывала целый квартал, включая сад, главный дом и флигеля. Построена, как и большинство московских усадебных домов, на основе более древних палат, датируемых первой половиной XVIII в. В 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, главное здание было перестроено в формах раннего классицизма. После пожара 1812 г. дом был восстановлен с добавлением мезонина. Впоследствии неоднократно достраивался, но центральная часть сохранила основные черты московского ампира. В 1835-37 гг. усадьба принадлежала герою Отечественной войны 1812 г. поэту Денису Давыдову, имя которого и определило ее название. В этом доме в гостях у Давыдова бывал А.С. Пушкин. Позднее в усадьбе располагалась женская гимназия. В советские время дом занимал райком партии. В настоящее время усадьба принадлежит Центру эстрадного искусства И.Кобзона.


« »


« »

======================================== ====

Под заклинания про террористическую угрозу Москва на глазах превращается в скопление обнесенных оградами закрытых территорий. Если так пойдет и дальше, то скоро мы начнем передвигаться по городу только по межквартальным “ходам сообщения”. А все остальное жизненное пространство превратится в “режимные зоны”. Первой, как водится, озаботилась своей безопасностью власть. “Москвичи лезут в наши переулки”
Года полтора назад общественному градостроительному совету при мэре Москвы предложили утвердить... новый забор. Без шуток. Проектные предложения были подписаны руководителем “Моспроекта-2” Михаилом Посохиным. Забор, выполненный по мотивам ограды Летнего сада, на планшетах тянулся вокруг Старой площади, от Варварки вверх по Ильинке, огибая гребень средневекового Китайгородского холма с древними церквями.
- Вы не представляете, до чего обнаглели эти москвичи, - прокомментировал идею майор ФСО. - Они лезут в наши переулки, гадят и мусорят. А нам там работать. Мы попросили “Моспроект-2” защитить места, где мы трудимся, художественными оградами.
Судя по этим словам, где-то “наверху” имелись планы оформить заборами и другие места, а общественности показали лишь часть большой программы.
Но лоббист проекта неверно расставил акценты. Одно дело - когда при Брежневе в самом центре Москвы выгораживали комплекс ЦК КПСС, и совсем другое - уже в наше время добавить к этому еще и всю Старую площадь.
- Товарищ майор ошибся. Это не ваши, а наши переулки, - парирует искусствовед Алексей Клименко. - А вы - обслуживающий персонал, вроде официантов.
В итоге тогда от глобальной идеи озаборивания отказались. Но обольщаться не стоило.

Китай-город: шаг влево, шаг вправо - побег
- Попробуйте сегодня пройтись по переулкам между старым Гостиным Двором и Старой площадью (между Ильинкой и Варваркой). Раньше хозяином здесь был ЦК КПСС, теперь - администрация Президента, губернатор Громов и его област­ное правительство, но ничего не изменилось. Куда ни сунься - везде будки с охраной, везде - вход запрещен. Шаг влево, шаг вправо расценивается как побег. Идешь и ждешь, когда “возьмут за шиворот”, - возмущается Алексей Клименко. - Желаешь осмотреть старый Монетный двор - знаменитый памятник культуры прямо у Красной площади, напротив главного входа в Исторический музей? Но осмотреть можно только глухие ворота с кодовым замком. Печатный двор на Никольской, 15 - первое здание, построенное в Москве после наполеоновского нашествия, дом Московской синодальной типографии со знаменитым теремком во дворе - вещь в себе, увидеть его невозможно. Или взять древний Заиконоспасский монастырь, где располагалась Славяно-греко-латинская академия. При входе на территорию повесили ворота. На ночь их запирают, а днем за порядком следит охранник у будки. Стоит сделать несколько шагов - и увидишь забор и еще одну будку с охранником. Кого они охраняют?

Зеленые “зоны”
В историческом центре активно проходит относительно новый этап всеобщей “заборизации”: от “чужих” отрезают зеленые территории - дворы и садики, прежде общедоступные.
- Первое, что сделал новый арендатор дворца Долгоруких-Чертковых на Мясницкой, 7, - огородил заглубленный двор перед фасадом кованой металлической решеткой, - рассказывает архитектор-реставратор, знаток старой Москвы Геннадий Холманских. - Раньше дворик был излюбленным местом отдыха. На этом участке Мясницкой идет блокированная, дом к дому, застройка, податься больше некуда.

В сквере дома-дворца героя Отечественной войны Дениса Давыдова на Пречистенке, 17 , в те времена, когда там размещался райком партии, дозволялось гулять с колясками и отдыхать на скамейках. Теперь в здании прописался крупный холдинг, сквер прочно заблокирован от “чужих” оградой, у ворот ходит топтун с рацией.


Мир русской интеллигенции. Пречистенка и Остоженка

В усадьбе Дурасовых “Люблино” за решеткой оказался сам исторический дворец. Его отреставрировали на деньги налого­плательщиков, а затем - изолировали от общества (видимо, по желанию будущих арендаторов). Заодно оказалась огороженной и изрядная часть парка.
Примеры уничтожения городского пространства можно продолжать бесконечно.
- Все идет к тому, что у каждого столичного “сверчка” будет допуск в свою зону, а в чужую никто из нас не пройдет, - резюмирует Геннадий Холманских. - А Москва превратится в закрытое административно-территориальное образование (сокращенно - ЗАТО). Так называли наши секретные города, не обозначенные на картах.

======================================== ====

«Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

М. А. Булгаков, «Собачье сердце»

Одна из моих любимых улиц в Москве - улица Пречистенка . И не только потому, что на ней и рядом с ней сконцентрировано большое количество музеев, но и потому, что сама эта улица - одна из, увы, немногих, сохранивших облик, по которому можно представить себе Москву XVIII-XIX веков. В XVI веке улица была дорогой из Кремля в Новодевичий монастырь. До 1658 г. она называлась Чертольской. Занятна история ее превращения в Пречистенку. Местность, где она начиналась, называлась Чертольем от названия ручья Черторый, промывшего возле Чертольских ворот глубокий овраг. В народе такой овраг называли чертороем, т.е. вырытым чёртом. Ну, нельзя было ходить крестным ходом по улице с таким названием! Вот и издал указ набожный царь Алексей Михайлович о переименовании Чертольской улицы в Пречистенскую, которую народ быстро «укоротил» до Пречистенки.

Вид на Пречистенскую площадь со стороны ул. Пречистенки.

Памятник Ф.Энгельсу соседствует с композицией, посвещенной А.С.Пушкину.

В начале XVII века улица была застроена только возле Пречистенских ворот. Сейчас здесь стоят два здания палат той эпохи.
Богатые жилые палаты построены в конце XVII века как главный дом усадьбы стольника Н.Е.Головина («Красные палаты»). В 1713 году она перешла к его зятю М.М.Голицыну. С конца 1760-х усадьба принадлежала Лопухиным, здесь жил декабрист, один из основателей Общества благоденствия, П.Лопухин. После нашествия Наполеона владельцами были купцы.

Палаты XVII века («Белые палаты») — главный дом усадьбы князя Б. И. Прозоровского, отстроен в два этапа в 1685 году. Отреставрирован в 1995 году.

В январе 2009 года на тротуаре перед зданием произошло убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. А в 2007 здесь же от рук нацистов погиб 26-летний Илья Бородаенко. На крыльце «Белых палат» всегда лежат цветы.

С конца XVII века размещавшуюся здесь слободу и стрельцов постепенно вытесняет московская знать, стремившаяся обосноваться поближе к Кремлю. Во второй половине XIX века красивые особняки выкупаются богатыми купцами и промышленниками.

№ 5 - флигель городской усадьбы В.В.Суровщикова (1857 г.)

№ 7, № 15 —жилые дома XVIII — начала XIX века.

№ 9 - хорошо отреставрированный доходный дом 1910 года, работа архитектора Г. А. Гельриха, в стиле неоклассицизма. На фасаде - барельефы на античные темы.
В этом доме М. А. Булгаков бывал в 20-х годах у своего друга художника Бориса Шапошникова.

№ 11— В доме Лопухиных-Станицких (арх. А. Г. Григорьев, 1820-е гг.) расположился музей Льва Николаевича Толстого, хотя писатель никогда не бывал здесь.

№ 17— Знаменитая «усадьба Давыдова». Во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.

В конце XVIII в. Усадьбой владел московский оберполицмейстер Н. П. Архаров. В подчинении Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово “архаровец” в смысле разбойник, громила. Н. П. Архаров снискал себе славу легендарного сыщика, о его полицейском таланте знали даже в Париже. В 1782-84 годах он был губернатором Москвы. В 1796 г. стал губернатором Санкт- Петербурга. После него в усадьбе поселился генерал Бибиков, большой любитель музыки и балов. На одном из таких балов присутствовал А.С.Пушкин.

В 1835 г. дом переходит к поэту-гусару Денису Давыдову, но тот, не в состоянии содержать такие хоромы, уже в следующем году пишет шуточную Челобитную директору « Комиссии для строения Москвы»:
«Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец…»
После этого усадьба сменила множество владельцев.
В 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебном доме размещалась популярная женская гимназия С. А. Арсеньевой.

№ 19 — дом А. Н. Долгорукова. Построен в 1780-х годах, предположительно, знаменитым архитектором М. Ф. Казаковым. После пожара 1812 г. перестраивался. Нынешний вид приобрел к 1847 г.

В 1880-х годах в доме открылось Александро-Мариинское женское училище, основанное “кавалерственной дамой” генеральшей Чертовой. Москвичи тут же шутя прозвали его “чертовским училищем”.
В 1921 г, сюда переехала часть Военной академии РККА. Сейчас здесь располагается Галерея Зураба Церетели , одно из самых моих любимых мест в Москве. Позднее я обязательно расскажу о ней подробнее.


№ 21 - городская усадьба. Главный дом построен после 1812 года на основе дома 1770-х годов и перестроен в 1871 г. по проекту П. Кампиони. Здесь не раз бывал А.С.Пушкин, т.к. одним из владельцев усадьбы был С.П. Потемкин, женатый на Е.П. Трубецкой, посаженой матери на свадьбе поэта. “Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...”

Позднее дом принадлежал знаменитой семье промышленников Морозовых. Здесь И.А. Морозов, известный коллекционер и меценат, собрал ценнейшую коллекцию живописи, в советский период частично разделенную между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем, частично утраченную. Сейчас здесь находится Академия художеств с выставочными залами.

Как вам это сочетание: Советский Серп и Молот и надпись "Императорская Академия"
.
№ 23 — дом Татищевых-Лопухиных.

№ 25 — доходный дом, арх. А. А. Остроградский, 1910.

Далее по улице:
№ 33 — дом Голохвастова, 1780-е гг.,
№ 35 — усадьба Самсоновых, 1817 г.,
№ 37 — Особняк М. Н. Макшеева-Мошонова (1901, архитектор А. О. Гунст),
№ 39 — доходный дом Лихутина (1892-1900 гг.) В 1899—1900 годах квартиру в этом доме снимал М. А. Врубель, здесь он работал над своими знаменитыми картинами «Пан» и «Царевна Лебедь». В гостях у художника бывал приезжающий из Петербурга композитор Н. А. Римский-Корсаков.

Во второй части прогуляемся по

С этим роскошным особняком по адресу Пречистенка, 20 связаны судьбы очень многих ярких личностей. Сейчас особняк называют домом генерала А.П. Ермолова, а мне он вспомнился в связи с недавно прочитанными мемуарами "Моя жизнь. Моя любовь" Айседоры Дункан - одной из известнейших женщин XX века, основоположницы нового направления свободного танца "модерн". Она прожила одухотворённую, трагическую и короткую жизнь - страстные романы, трагическая гибель детей, приезд в Советскую Россию, жизнь ради творчества и одиночество.
Айседора танцевала по всему миру, отказавшись от классических танцевальных костюмов, босая, в греческом хитоне. Несколько концертов дала она и в России в 1904-1905 и 1913 годах. А в 1921 году получила официальное приглашение от наркома просвещения А.В. Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве, о чём всегда мечтала. В России многое из обещанного так и не было выполнено, но Айседоре выделили для создания школы и личного проживания особняк на Пречистенке. В мае 1922 года, после свадьбы с Айседорой Дункан, в пречистенском особняке поселился Сергей Есенин, к тому времени уже весьма популярный в России.
Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения. Невероятная пара прожила вместе недолго. Уже в 1924 году после скандалов, алкогольного опьянения и непонимания брак был расторгнут. В том же году Айседора покинула Россию, Уже находясь в Европе, она получила известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо закончилась и жизнь самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, она села в спортивный автомобиль Бугатти 35, воскликнув: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!". И через минуту оказалась задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомобиля. Шофёр не заметив этого, продолжал движение...

1. Однако история этого здания началась намного раньше. Оно было построено в конце XVIII века, возможно, по проекту Матвея Фёдоровича Казакова. Особняк был предназначен для врача Христиана Лодера. Его способ лечения заключался в том, что он выгуливал своих пациентов на свежем воздухе под звуки музыки и поил их минеральной водой. Сейчас точно так лечат на водных курортах, а в то время врача и его пациентов люди называли "лодырями". Однако пожар 1812 года погубил здание, и уже после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом.

2. В середине XIX века в этом доме жил на протяжении 10 лет до самой смерти в 1861 году, герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа генерал Алексей Петрович Ермолов - выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник многих войн Российской империи.

В отличие от многих друзей-современников, генерал Ермолов не был просто солдатом империи. В этой роли ему было тесно. Он был носителем имперского духа и стал для современников фигурой легендарной.


Ермолов в старости

3. Следующим владельцем дома на улице Пречистенке, 20 стал фабрикант В.Д. Коншин. При нём в 1873 году была произведена перестройка дома по проекту архитектора А.С. Каминского. Фасад здания получил оформление в эклектическом стиле - дом приобрел современные черты.

А в начале ХХ века в особняке поселился миллионер Алексей Константинович Ушков, владевший крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов" и имевшей представительства не только в России, но и на всех известных чайных рынках мира: в Лондоне, в Индии, в Китае, на островах Цейлон и Ява. Здание было в очередной раз перестроено, автором проекта стал архитектор К.Л. Мюфке. А.К. Ушков вместе со своими родственниками покровительствовал московской филармонии и Большому театру, где он познакомился с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой, ставшей впоследствии его супругой. Через четыре года после революции, в 1922 году, под видом путешествия по Волге супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на на Rue de la Pompe, и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд Опера".
По иронии судьбы так случилось, что дом на Rue de la Pompe, в котором поселились Ушков и Балашова по приезду в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан. Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под танцевальную школу прибывшей в Россию знаменитой Айседоре Дункан. Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. Дункан, впоследствии узнав о произошедшем обмене, рассмеялась и назвала его "кадрилью".

4. Фасад украшает изысканная кованная решётка и обильный лепной декор с обилием львиных голов, грифонов. орлов, дубовых и лавровых ветвей, жезлов, лент и другой затейливой лепниной.

5. Фигурный балкон в центре фасада увенчан изображением орла широко распахнувшего крылья - символом безграничной власти, величия и духовного подъёма

20. В XXI веке в доме находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД.

– на этой улице сосредоточено огромное количество объектов, имеющих непосредственное отношение как к русской литературе в частности, так и к искусству вообще. Начнем знакомство с этой улицей со стороны Садового кольца.

Пречистенка, № 39 – доходный дом Лихутина (архитектор А.А. Остроградский, 1892).

В этом доме в 1899–1900 гг. снимал квартиру М.А. Врубель, написавший здесь картины «Пан» и «Царевна Лебедь».

Художника навещал приезжавший из Петербурга композитор Н.А. Римский-Корсаков.

В.А. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова.

Здесь же в 1881–1897 гг. останавливался философ В.С. Соловьев.

Иван Крамской. Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва.

Декор дома № 39.

Арка дома № 38.

В несохранившемся доме на месте № 38 с 1898 по 1900 годы жил художник В.А. Серов.

Пречистенка, № 32 – городская усадьба Охотниковых, крупных пензенских помещиков.
Сейчас в здании размещаются музыкальная и художественная школы.

Дом был построен вскоре после пожара 1812 года и много раз перестраивался впоследствии. В 1868–1917 его занимала частная мужская гимназия Льва Поливанова, видного педагога и общественного деятеля. Здесь учились дети Льва Толстого и Александра Островского, будущий философ Владимир Соловьев, поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вадим Шершеневич, Сергей Шервинский, Сергей Эфрон, Николай Позняков, шахматист Александр Алехин.

Чемпион мира по шахматам Александр Алехин (1892–1946).
Его также называют первым чемпионом РСФСР, но свои победы он одержал уже после того, как покинул Советскую Россию в 1920.

Позади школы находится парадный двор городской усадьбы Степановых «с циркумференцией», XIX век.

Во флигелях, поставленных полукругом, находятся мастерские художников.

Живность.

Где-то здесь, в несохранившемся доме № 1 по Малому Лёвшинскому переулку, прожил последние годы литературовед Леонид Гроссман, автор биографий Пушкина и Достоевского из серии «Жизнь замечательных людей».

Памятник Василию Ивановичу Сурикову.

Памятник художнику установлен с намеком на то, он был выпускником Академии художеств, расположенной напротив, как-то упуская из виду, что закончил он Императорскую Академию в Санкт-Петербурге. Впрочем, его дом когда-то стоял в самом начале Пречистенки, на "стрелке" с Остоженкой, у Пречистенских ворот. На месте же безликого многоэтажного дома за памятником художнику когда-то находился дом № 2 по Малому Лёвшинскому, где в 1926–1927 гг. жил Михаил Булгаков. Впрочем, иные источники уверяют, что жил он в доме № 4, на месте которого сейчас разбит сквер с побеленными деревьями. Но – "чего не знаем, того не знаем"...

Пречистенка, № 24 – доходный дом (архитектор С.Ф. Кулагин, 1904).

Этот дом послужил прототипом для «калабуховского дома», в котором разворачивается действие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». До революции здесь жил родной дядя Булгакова Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог (один из прототипов профессора Преображенского). Его квартира оказалась первым московским пристанищем молодого Булгакова: в 1916 он приезжал сюда с женой погостить на неделю.

Врач Н.М. Покровский, дядя М.А. Булгакова.
Фото из архива Е.А. Земской

Профессор Ф.Ф. Преображенский в исполнении Е.А. Евстигнеева.
Кадр из к/Ф "Собачье сердце"

Впрочем, несмотря на довольно точное указание местоположения "Калабуховского дома", в повести дано описание интерьеров другого пречистенского особняка (до которого мы доберемся чуть позже).

Чистый переулок, № 5 – усадьба Офросимовых.

Городская усадьба ХVIII века, отстроенная после пожара 1812 года по проекту Ф. К. Соколова: деревянные главный дом и флигель, большой сад. Это владение, самое крупное в переулке, принадлежало полковнику А.А. Обухову, а к концу ХVIII века перешло к супруге обер-кригскомиссара Анастасии Дмитриевне Офросимовой, известной в Москве благодаря своему решительному, властному, прямому характеру.

О ней много писали в мемуарах и даже сатирических куплетах начала прошлого века. Обессмертили же ее два гения нашей литературы. Грибоедов в списке действующих лиц «Горя от ума» обозначил ее так: «Старуха Хлестова, свояченица Фамусова». Толстой в «Войне и мире» вывел ее под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

До июня 1941 года усадьба служила резиденцией германского посла Вернера фон Шуленбурга. Здесь в ночь на 22 июня 1941 года Шуленбург получил из Берлина телеграмму с текстом ноты об объявлении войны Советскому Союзу. В половине шестого утра, через два часа после начала военных действий, он был принят в Народном комиссариате иностранных дел и вручил её Вячеславу Молотову. Советник германского посольства Хильгер потом записал: «Мы распрощались с Молотовым молча, но с обычным рукопожатием». Переводчик советской стороны Павлов записал, что Шуленбург от себя лично добавил, что считает решение Гитлера безумием.

В 1943 году по решению Сталина особняк был передан Московской Патриархии, которая располагается здесь и поныне. Об этом, впрочем, несложно догадаться по зеленому знамени, развевающемуся у входа.

Чистый переулок, № 7 – детская музыкальная школа им. С.И. Танеева.

До революции этот дом принадлежал адвокату В.И. Танееву; здесь в 1866–1889 годах проживал и его младший брат композитор С.И. Танеев.

С.И. Танеев в Ясной Поляне в 1906 г.

Во дворе деревянного дома под № 9 когда-то находился ветхий флигель, прозванный «голубятней». На его втором этаже в 1924–26 годах жили М.А. Булгаков и Л.Е. Белозерская, его вторая жена. Здесь была написана пьеса «Дни Турбиных». Отсюда Булгаковы переехали по соседству в Малый Левшинский.

В этом доме жил до своего ареста в 1937 г. писатель Варлам Шаламов.

Чистый переулок, № 4 – усадьба бригадирши Софьи Волконской (1821).

В 1896 г. особняк приобрел Александр фон Мекк, потомок "железнодорожного короля" Карла фон Мекка. Многие представители этой предпринимательской династии оставили свой след в культурной жизни России. Сам Александр был известен современникам как библиофил, меценат и коллекционер. Будучи председателем Русского горного общества, он стал одним из основоположников альпинизма в России.

Его мать, Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская), любительница музыки, была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, а также подарил рукопись «Евгения Онегина» (наверное, все-таки нотную, а не пушкинскую).

Пречистенка, № 21.

Главный дом усадьбы, построенный в 1770-х гг., был восстановлен после пожара 1812 г. В 1871 г. особняк радикально перестроен по проекту московского архитектора Петра Кампиони.

Известный пушкинский адрес Москвы. Сюда Александр Сергеевич любил захаживать в гости. Хозяина дома – Сергея Павловича Потемкина называли «московским Лукуллом» за хлебосольство и радушие. Член общества любителей русской словесности обожал искусства, особенно, театр, сам писал пьесы.

Его супруге Елизавете Петровне (сестре декабриста С.П. Трубецкого) Пушкин посвятил шутливый экспромт “Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...” Хозяйка была не только дружна с Пушкиным, но и стала посаженной матерью на его свадьбе.

На рубеже XIX–XX веков усадьбу купил меценат и собиратель И.А. Морозов и оборудовал его для своей картинной галереи. В доме бывали Верхарн, Матисс, Маринетти – их работы были в числе шедевров собрания Морозова.

В.А. Серов написал его портрет на фоне натюрморта Матисса.

В 1919 г. в доме открылся “2-й музей новой западной живописи”, заместителем директора которого был пожизненно назначен его бывший владелец. Однако Морозов в том же году уехал за границу и умер в 1921 г. в Карлсбаде.

Музей просуществовал здесь до 1948 года, после чего его фонды были разделены между ГМИИ на Волхонке и Эрмитажем.

С 1948 года главный дом усадьбы занимает Академия Художеств.

Прилагательное "Императорская" соседствует с гербом Р.С.Ф.С.Р. "Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой."

Пречистенка, № 19 – дом А.Н. Долгорукова.

Особняк построен в 1780-х годах, предположительно, М. Ф. Казаковым. В 1812 г. дом сгорел и отстраивался до 1847 г.

Сын первого хозяина дома офицер Илья Андреевич Долгоруков (1798–1848) был членом Союза благоденствия, играл там весьма заметную роль. Впоследствии он отошел от движения, став адъютантом великого князя Михаила Павловича. Благодаря заступничеству последнего роль Долгорукова в обществе удалось затушевать. Пушкин в Х главе «Онегина» называет его «осторожным Ильей».

В 1880-х годах в доме открылось Александро-Мариинское женское училище, основанное «кавалерственной дамой» генеральшей Чертовой. Москвичи тут же шутя прозвали его «чертовским училищем». В советское время бывший институт был занят учреждениями военного ведомства.

В 2000 г. в нем открыт новый выставочный комплекс – Галерея искусств Зураба Церетели.

Пречистенка, № 17 – городская усадьба Бибиковых – Давыдова.

В 1770-х годах усадьба принадлежала московскому обер-полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову (1740–1814 гг.), брату И.П. Архарова, владельца дома № 16 (Дома учёных). В подчинении Н.П. Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово «архаровец» в его негативной каннотации. Сам же Николай Архаров снискал себе славу легендарного сыщика.

В начале ХIХ века усадьба принадлежала генералу Бибикову. Он был большим любителем музыки, в доме устраивали концерты и балы.

Карикатура на Дениса Давыдова с выставки "Пречистенка и ее обитатели".

В 1835 году особняк купил знаменитый поэт и гусар генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов (1784–1839). Здесь его посещали Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, И.И. Дмитриев. Частым гостем Давыдова был и А.С. Пушкин. Однако такой дом содержать было трудно, и уже в следующем году Давыдов пишет директору Комиссии для строения Москвы А.А. Башилову шуточную «Челобитную»:

Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец.

В 1861 г. в правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий – «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебный дом вселилась женская гимназия. В советское время здесь размещались партийные структуры, сейчас – коммерческие организации.

Пречистенка, № 22 – Пречистенская полицейская и пожарная часть.

Когда-то этот дом принадлежал семье генерала Ермолова (но о нем – чуть позже). В 1835 г. здание купила городская казна для размещения пожарного депо. Особняк был надстроен каланчой (разобранной в 1930-х). На кольцевом балконе день и ночь дежурили сигнальщики. Выезд пожарных расчетов в то время отличался своеобразной красотой: для тушения пожара в каждом квартале запрягали лошадей определенной масти, пожарные были облачены в белую форму (практично, да?), днем сверкали медные каски, ночью пылали факелы. Зрелище было фантастическое!

С тех пор и поныне в здании располагается противопожарная служба города Москвы.

Пречистенка, № 20 – жилой дом XIX века.

А.П. Ермолов Фрагмент портрета работы Дж. Доу.

Здесь жил и в 1861 умер герой Отечественной войны 1812 г., "усмиритель" Кавказа генерал А.П. Ермолов, человек, чьим именем кавказские женщины еще долго после его смерти пугали своих детей. В этом доме генерала Ермолова навестил плененный Шамиль, руководитель восстания на Кавказе. У них состоялась четырехчасовая беседа, содержание которой так и осталось тайной.

В 1873 г. здание приобрел чаеторговец А.К. Ушков. По желанию своей жены, балерины Большого театра Александры Балашовой он превратил скромный дом в роскошный особняк (архитектор А. Каминский, 1910). Для ее домашних репетиций был устроен зал с зеркалами во всю стену.

В 1921 г. в особняке открыла детскую хореографическую студию известная американская балерина Айседора Дункан. По иронии судьбы, бывшая хозяйка дома уехала вместе с мужем в Париж и поселилась там на рю де Помп в доме, где раньше жила Айседора. Когда та узнала об этом, она со смехом назвала этот обмен «кадрилью».

Осенью того же 1921 года балерина познакомилась с Сергеем Есениным. Их свадьба состоялась через полгода, и Есенин поселился в студии Айседоры. Они прожили здесь до 1924 года. Расставшись с балериной, поэт поселился рядом с Пречистенкой – в Померанцевом переулке, который стал его последним московским пристанищем...

Пречистенка, № 13 – доходный дом Я.А. Рекк (архитектор Г.А. Гельрих, 1911)

В верхнем этаже размещаются напротив друг друга квартиры: 11 и 12. До революции их занимал Александр Карлович Фаберже, сын основателя прославленной ювелирной фирмы, руководитель и художник ее московского отделения. После революции он покинул Россию. Его квартиры были преобразованы в коммуналки. В одной из них поселиласьгруппа московских художников "Бубновый валет". С некоторыми из них был дружен Михаил Булгаков.

Имя Фаберже то и дело всплывало в застольных беседах; осматривалась старинная мебель, говорилось о том, что в доме могут быть тайники с ценностями. В квартире Фаберже в огромной комнате с высоты 7,5 метров свисала на цепи большая люстра. Был и камин с прекрасной чугунной решеткой. На лестничных площадках стояли деревянные диванчики.

Все это нашло свое отражение в описании квартиры ювелирши Анны Францевны Фужере в романе «Мастер и Маргарита».

Более детально дом № 13 описан в «Собачьем сердце» – самом «пречистенском» произведении Булгакова: широкая стеклянная парадная дверь, около которой всегда дежурил швейцар, ступени серого мрамора в вестибюле, ковровая дорожка, дубовая вешалка, галошная стойка – всего этого не было в доме № 24, а было в доме № 13. Профессор живет в бельэтаже, который есть в доме 13 и которого нет в доме № 24. Он говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир». В доме № 13 так и было, а в доме № 24 их было 8.

Пречистенка, № 11 – музей Л.Н. Толстого, усадьба А.В. Лопухина – Е.И. Станицкой (архитектор А. Григорьев, 1822).

Внутри хорошо сохранились парадные комнаты и антресоли (своего рода второй этаж), в которых протекала повседневная жизнь владельцев.

Во дворе находится памятник Л.Н. Толстому, перенесенный в 1972 году из сквера Девичьего поля.

Пречистенка, № 9 – доходный дом (архитектор Г.А. Гельрих, 1910).

В этом доме жил друг Булгакова, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Обе русские столицы были обязаны ему великолепными музеями: в Петербурге он устроил музей в последней квартире Пушкина на Мойке, а в Москве – интереснейший музей дворянского быта в доме А. С.Хомякова на Собачьей площадке (уничтожена при строительстве проспекта Калинина).

Булгаков описал этот дом в повести «Собачье сердце»: на первом этаже был магазин «Центрохоза», в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». “Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула и из нее показался гражданин... Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза?.. Что это он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су...”

Сам же Шарик, судя по описанию, сидел у ворот напротив, то есть, у Дома ученых.

Сейчас в здании располагается Центральная энергетическая таможня ФТС России.

Пречистенка, № 16 – дом Коншиной (архитектор А.О. Гунст, 1910-е).

В начале XIX века дом был знаменит своим гостеприимством. До 1815 года здесь жила семья Ивана Петровича Архарова, генерала от инфантерии, военного губернатора Москвы. Хозяйка – Екатерина Александровна (урожденная Римская-Корсакова), знатная и весьма уважаемая в свете кавалерственная дама, до конца жизни придерживалась старомодных и строгих правил. И, конечно же, любила вкусно поесть, поиграть в карты и посплетничать – как и многие московские статс-дамы елизаветинской поры, она знала «все и про всех». Родственные связи признавала до едва заметных степеней и всегда покровительствовала тем, кто умел счесться с ней родством или свойством. Была дружна с матерью Пушкина…

С конца 1820-х дом принадлежал И.А. Нарышкину, дяде Натальи Николаевны Гончаровой и ее посаженному отцу на свадьбе с А.С. Пушкиным.

В 1865 году усадьбу приобрели серпуховские фабриканты Коншины, при них она дважды перестраивалась. После революции в ее роскошных интерьерах обосновался Дом ученых.

О нем мы уже подробно говорили в нашей экскурсии по булгаковской Москве.

Пречистенка, № 12 – усадьба Хрущевых – Селезневых, литературный музей А.С. Пушкина.

Городская усадьба Хрущевых – Селезневых выстроена в 1814–16 гг. в стиле «русский ампир» на месте пожарища 1812 года. В 20-е годы XIX века дом славился гостеприимством на всю Москву – отобедать и потанцевать у «новых богачей Хрущевых» съезжались многие московские старожилы. Со второй половины XIX века усадьба сменила несколько хозяев, пока в 1957 году здесь не получил окончательную прописку Государственный музей А.С. Пушкина.

Пречистенка, № 10/2.

Этот особняк конца XVIII века имеет интересную историю. В середине XVIII века усадьба принадлежала князю И. М. Одоевскому. В 1839 г. дом был куплен генералом М.Ф. Орловым, одним из героев Отечественной войны 1812 года. Орлов был в числе основателей Союза благоденствия и активным участником движения декабристов. Он был под следствием по этому делу, но, поскольку следствие вел его брат Алексей Федорович, М.Ф. Орлову с 1831 года было разрешено жить в Москве под надзором полиции.

Он и его жена Екатерина Николаевна, старшая дочь генерала Н.Н. Раевского, были друзьями Пушкина. Е.Н. Орловой посвящено стихотворение “Увы! зачем она блистает минутной, нежной красотой?”. В 1825 году Пушкин писал П. А. Вяземскому о “Борисе Годунове”: “Сегодня кончил я 2-ую часть моей трагедии – всех, думаю, будет четыре. Моя Марина славная баба: настоящая Катерина Орлова! знаешь ее? Не говори однако ж этого никому”.

В середине 1880-х годов в доме были меблированные комнаты, где одно время жил художник И.И. Левитан.

Перед революцией домом владел француз, купец-галантерейщик М. Филипп, крупный коллекционер живописи и фарфора. Домашним учителем его сына был студент Борис Пастернак, живший в доме.

Пречистенка, № 7 – городская усадьба Всеволожских.

Усадьба принадлежала богачу и меломану В. А. Всеволожскому. У него был один из лучших крепостных оркестров, часто устраивались концерты и балы. Сыну хозяина – Никите – посвящено стихотворение А.С Пушкина "Прости, счастливый сын пиров...”.

В 1812 г. усадьба Всеволожских сгорела. Восстановить дом хозяева оказались не в состоянии, и в 1867 г. усадьба перешла в руки купца М.В. Степанова, который перестроил дом в формах псевдоклассицизма. В 1872 – 1877 годах во дворце помещался Политехнический музей. Когда он переехал в новое здание на Новой площади, дом был приобретен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа.

В l917 г. дом был оплотом белых, и за овладение им шел жестокий бой. Во всяком случае, об этом информирует мемориальная табличка на стене здания. При попытке ее сфотографировать на меня накинулся молодой солдатик с синими погонами и требованием удалить отснятое. Пришлось подчиниться грубой силе и стереть столь таинственную мемориальную доску. Эти неумные игры в секретность несколько испортили впечатление от прогулки и вызвали желание выяснить, что скрывается за этим классическим фасадом. Впрочем, чего тут выяснять? Известно, какое ведомство нынче в фаворе и упивается властью и безнаказанностью...