Творческий проект живопись шерстью. Живопись шерстью

Ахмадеева Айгуль

Творческий проект в предметной области "Живопись шерстью"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект «Живопись шерстью» Выполнила: Ахмадеева Айгуль ученица 9 класса Б Руководитель: Магерова Алёна Леонидовна

Введение Несколько лет я знакома вышивкой крестом и недавно изучила декупаж. Но мне всегда интересно осваивать новые техники декоративно-прикладного творчества. Мое внимание привлекли новые работы в кабинете технологии. Как выяснилось это работа сделана в технике живопись шерстью. Она меня очень заинтересовала, и я захотела сделать собственную картину в данной технике.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель: Научиться новому виду декоративно-прикладного творчества «Живопись шерстью» и выполнить работу в данной технике. Задачи: 1. Изучить технологию выполнения работы. 2. Подобрать сюжет для выполнения картины. 3. Выполнить работу в технике «Живопись шерстью». 4. Создать технологическую карту технологии выполнения работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ Создание индивидуального маршрута изучения нового вида техники декоративно-прикладного творчества «Живопись шерстью».

Инструменты и материалы Рамка, шерсть, ножницы, флизелин, открытка или распечатанный сюжет.

Технологический этап. Снимаем стекло и поверх оргалита нужно положить ткань – подложку или в моем случае флизелин, для того чтобы произошло сцепление нижнего слоя шерсти с основой. Рабочая поверхность готова. Фон. Используя метод вытягивания, когда из шерстяной ленты вытягивается прядь шерсти, широкими тонкими прядями начинаем рисовать фон, постепенно заполняя рабочую поверхность от краев к центру.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Завершив работу с фоном, заполним оставшуюся часть в центре зеленым цветом, добавив оттенки зеленого, не прорисовывая при этом отдельные стебли.

Поскольку темная масса листвы была сделана нами, остается добавить светло-зеленые листья. Вытянуть шерсть из светлых тонов гребенной ленты тонкие пряди и положить нужный размер по краю темно-зеленого пятна. Поскольку источник света расположен слева, то и стебли должны быть светлее слева и темнее справа.

Цветы. Начинаем с маленьких периферических маков, они не в фокусе, поэтому делаются из кардочеса. волокна смешаны и направлены в разные стороны. Отщипнув небольшое количество красного кардочеса, получится нечеткий мак, который дополнительно по краю можно прикрыть желтым кардочесом, как-бы растворяя мак в пространстве.

После того, как маки заднего плана выполнены, можно приступать к центральным макам. От красной шерсти отрезать квадратный кусочек примерно 4х4 см. С одной стороны его нужно слегка скрутить пальцами (это сторона лепестка будет приложена к центру), а другую сторону нужно слегка потереть о ладонь, для того, чтобы эта сторона будущего лепестка стала слегка закругленной.

Ваза имеет несколько слоев, первый - коричневое пятно. Вытянуть из светло-коричневой ленты прядь и обрезать ее до размера соответствующего ширине вазы, слегка изогнув лодочкой. Сделать этим способом несколько таких «мазков», чтобы полностью заложить основу будущей вазы

Заключительный этап. Отложенное ранее стекло протираем и аккуратно накрываем им картину, обрезаем выступающую за края картины шерсть и закрепляем. Картина готова!

Экономический расчёт Материалы Количество Цена за един., руб Сумма, руб Шерсть 13 цветов 110 170 Рама 1 шт 350 350 Флизелин 30х40 60 20 ИТОГ 540

Экологическое обоснование. Шерсть – это экологически чистый натуральный продукт, не наносит вред окружающей среде, так как работа закрывается стеклом, она соответствует гигиеническим нормам.

Оценка выполненной работы. Работа завершена. Мне удалось решить поставленную перед собой задачу. Картина получилась очень красивой оригинальной. Составлена карта, по которой любой желающий сможет выполнить работу. Такая работа придаст уют нашей квартире, она украсит интерьер кухни. Выполненная работа была оценена всеми, кто ее видел, особенно была удивлена и обрадована моя мама, для которой создавалась моя работа. Я считаю, что со своей задачей я справилась, думаю, что это не последняя моя работа, выполненная в данной технике.

МОУ ДОД Центр детского творчества

Каменского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дыхание весны»

в технике сухого валяния шерсти

Выполнила Опейкина Мария, 14 лет

Объединение «Варенька»
Руководитель: Семова Юлия Валерьевна, педагог дополнительного образования

МОУ ООШ с. Варваровка Каменского района Пензенской области

Выбор темы проекта
Картина «Дыхание весны» создана из шерсти в технике сухого валяния в рамках основного исследовательского проекта «Валяние шерсти. История или современность?»

Мы работаем с шерстью, поэтому нам интересно научиться разным видам валяния шерсти, в том числе и освоить «шерстяную акварель». Посмотрели мастер-классы в Интернете по этой теме.

Просмотрели множество рисунков, фотографий цветов, нам понравилась картина с махровыми тюльпанами своей красочностью. Попробовали воспроизвести свои впечатления от картины, выложив цветы шерстью.
Цели:


  • изготовить картину для оформления интерьера;

  • познакомиться с историей появления валяния;

  • закрепить знания и умения по изготовлению валяного изделия.

Задачи


  • сформировать навыки качественного валяния в процессе изготовления картины;

  • развивать творческие способности на занятиях объединения дополнительного образования через организацию проектной деятельности;

  • развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Оборудование:


  • ножницы;

  • игла для фильцевания тонкая № 40.

Материалы:


  • гребённая лента из натуральной шерсти для сухого и мокрого валяния разных цветов;

  • ткань фланелевая 25х30 см;

  • деревянная рамка.

История ручного валяния
Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.
Виды валяния
Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы и оборудование для валяния
Иглы для сухого валяния
Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом.


Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Расходные материалы - шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.



Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити и волокно.
Картина сухим способом
Для изготовления картины нам понадобится рисунок для воспроизведения или хотя бы эскиз. Подбираем шерсть соответствующих цветов.

На куске фланели требуемого для картины размера выкладываем фон.

Отрывая от ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладываем из них фон. Пряди должны перекрывать друг друга – за счет этого получаются смешение красок и плавные переходы от цвета к цвету.

Выложив фон, раскладываем отдельные детали, приваливая их немного иголкой на губке, если требуется.

Когда картина готова, выложены все детали рисунка, накрываем её стеклом и осторожно переворачиваем, вкладываем в рамку, обрезаем выступающие края шерсти, закрепляем заднюю стенку рамки. Чтобы шерсть не выдёргивалась, заклеиваем полоской бумаги стыки рамки и задней стенки.





Выкладываем фон белой шерстью, предварительно прикрепив белую ткань на картон по размеру картины.


Раскладываем детали. Сначала «подкрашиваем» фон. Затем выкладываем стебли, бутоны и цветы.




Оформляем в рамку. Обрезаем выступающую шерсть и заклеиваем стыка рамки и задней стенки картины бумагой.

Картина готова.

Литература и источники


  1. История - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%EB%FF%ED%E8%E5

  2. Иглы - http://www.felti.ru/blog/rekomend/9.html#comment38

  3. Картина - http://www.felti.ru/blog/polimer/65.html#comment35

  4. Фотографии процессов работы сделаны руководителем, Семовой Ю.В.

Главное управление образования мэрии г. Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 199»

Первые шаги в науку

Научно-исследовательская работа

«Коллекция картин, созданных в технике живописи шерстью как результат изучения жанра декоративно-прикладного искусства»

Направление: декоративно – прикладное искусство

Работу выполнила:

Киреева Мария

ученица 4 класса

Руководитель проекта:

учитель Грибовская Т. Н.

Г. Новосибирск

2016

Содержание

Введение 3

Глава 1 Специфика изобразительного жанра живописи шерстью 5

    1. История возникновения живописи шерстью 5

      Жанры живописи шерстью 6

1.3.Колорит картины 7

1.4. Основные способы живописи шерстью 8

Глава 2 Использование специфических особенностей жанра в собственных работах живописи шерстью 10

2.1. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с шерстью и инструментами 10

2.2. Создание алгоритма создания картины из шерсти 11

2.3. Создание собственной коллекции картин из шерсти 11

2.4. Живопись шерстью как средство формирования эстетического вкуса учащихся 15

Заключение 17

Словарь основных понятий 18

Список использованной литературы 19

Введение

Валяние из шерсти - один из самых распространенных видов народного искусства. Первоначально валяние из шерсти применялось только для пошива одежды, изготовления обуви (яркий пример - валенки), изготовления предметов интерьера (одеяла, покрывала и тому подобное). Со временем этот вид рукоделия постепенно приобрел дополнительное применение - декоративное.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Инструментами при создании живописных полотен, независимо от уровня цивилизации, являлись человеческие руки и вода. По мере развития роли искусства в жизни человека появилось новое направление в создании картин – уже без использования воды. Тематика картин из шерсти всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека. С глубокой древности картины из шерсти неотступно присутствуют в убранстве жилища, используются в украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила, не сделала изделия из шерсти «пережитком прошлого», а, напротив, придала им ценность, значимость и актуальность во все времена.

История валяния из шерсти берет свое начало с древних времен, когда первобытные люди одомашнили мелкий рогатый скот.

Мы живем в динамичном и прогрессивном мире. Но даже в таком потоке новой информации есть противоречивость некоторых знаний и представлений.

Пословица гласит: «Без прошлого нет будущего». В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания мы обращаем свой взор к истории, к народным традициям. По-моему мнению, именно к таким ценностям относится нестареющее художественное мышление наших предков, отображенное в народном искусстве живописи шерстью.

Для формирования эстетических чувств и духовно-нравственных качеств молодого поколения необходимо изучить первоосновы народной и древней эстетики.

Вся женская половина в нашей семье увлечена искусством выкладывания картин из шерсти. В нашем доме бережно хранят готовые картины. Некоторое время назад моя мама обучила меня этому ремеслу, и я с удовольствием занимаюсь этой работой. Я очень хочу, чтобы в нашем интерьере нашли свое место картины из шерсти. Такие вещи приносят в дом атмосферу уюта и покоя. По моему мнению, созданные своими руками картины являются отличным подарком близким людям, так как в них вложена частичка души дарящего.

Тема: Коллекция картин, созданных в технике «Живопись шерстью», как результат изучения жанра декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования : живопись шерстью как жанр декоративно-прикладного искусства

Предмет исследования: алгоритм живописи шерстью

Цель: создание коллекции картин, выложенных из шерсти

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

    Изучить историю декоративно-прикладного жанра картин из шерсти

    Установить основные техники живописи шерстью

    Составить алгоритм создания картины из шерсти

    Создать собственную коллекцию картин из шерсти.

    Выявить влияние процесса создания картин из шерсти на формирование эстетического вкуса и духовное совершенствование автора.

Гипотеза: если выявить алгоритм создания картины из шерсти, то процесс создания собственных работ будет идти более продуктивно, что в свою очередь, приведет к формированию эстетического вкуса, духовному совершенствованию и творческой активности автора.

Методы исследования:

    Анализ

    Сопоставление

    Обобщение

    Наблюдение

    Социальный опрос

Практическая значимость работы заключается в исследовании и анализе жанра декоративно-прикладного искусства-живописи шерстью, что может стать материалом для уроков трудового обучения в начальной школе.

1 глава Специфика изобразительного жанра живописи шерстью

1. 1. История возникновения живописи шерстью.

История возникновения живописи шерстью уходит далеко вглубь веков.

История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.

Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника создания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.

Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.

Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.

Постепенно мастера научились украшать изделия из войлока цветными прядями шерсти, создавая первые узоры. Основные мотивы узоров: ромбы, треугольники, зубчатые полосы, ромбические цепи, фигуры в форме бараньих рогов, s-образные фигуры и др. Постепенно появлялись узоры в виде трав, цветов, пейзажей. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.

При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

Таким образом, можно установить, что рукоделие, как вид декоративно-прикладного искусства, формировалось с эпохи первобытного строя до сегодняшнего времени.

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. В это время были выведены новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить более нежные цветные пряди. Рудольф Штайнер догадался, что и з шерсти можно не только валять, но и рисовать, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка - это как мазок кистью. Именно с этого времени умельцы стали создавать не только украшенные изделия, применяемые в домашнем обиходе, но и картины, в которых нежные цветные пряди шерсти выполняют роль акварельных мазков кисти художника. Рисунки из шерсти получаются реалистичными за счет того, что даже окрашенная шерсть не имеет диких цветов, как, например, синтетические волокна. Вы спросите, как же будет держаться такой рисунок; все очень просто, шерстяная картина накрывается стеклом, которое защитить от смещения рисунка, пыли и т.д.

1. 2. Жанры живописи шерстью

Возникнув в древности, искусство живописи на протяжении многих веков совершенствовалось. Живопись шерстью - это изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.

Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. В древнем мире изображения животных были символичны. Например, Сфинкс – олицетворение единства животного и человека. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Портрет – от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры.

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской)

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Сказочно-мифологический – жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственных жанров.

1.3. Колорит картины

Важную роль в создании картин из шерсти, как и в других видах творчества, имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов

Приведем пример наиболее сочетаемых цветов:

Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Цветовой круг представляет замкнутую ленту спектра. На концах диаметра 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Между чистыми цветами расположены промежуточные (переходные) цвета. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. Но существует способ согласования контрастных цветов.

Синий-

коричневый

Фиолето

Желтый-

Зеленый-

кремовый

Делаем вывод, что при создании картины необходимо учитывать колорит рисунка. Необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Выкладывая картины, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки.

1.4.Основные способы живописи шерстью

Живопись шерстью – это создание картины методом послойного выкладывания шерсти. Существует два способа живописи шерстью – мокрый и сухой.

Сухой способ

Шерсть слоями

выкладывается на

тканевую основу. Когда

выложен фон, можно

приступить к выкладке

рисунка, используя

различные техники:

скручивание, рубка шерсти

и т.д. Готовая

картина накрывается стеклом

и вставляется в рамку.

Мокрый способ

Выложенная слоями на

целлофановой плёнке

шерстяная картина

смачивается мыльным

раствором, активно

и аккуратно растирается

руками до создания

однородного войлочного

полотна. Готовое полотно

стирается, сушится и

вставляется в рамку.




Основные приёмы при создании картины:


Выкладывание фона картины - вытягивание прядей из гребенной ленты

Резка ножницами прядей шерсти – для создания мелких деталей картины

Скручивание жгута – для создания линий

Выкладывание пинцетом стриженых прядей- для создания тонких оттенков картины

Глава 2 Использование специфических особенностей жанра в собственных работах живописи шерстью.

2. 1. Правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования при работе с шерстью.

Работа с шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Кропотливую работу с прядями шерсти можно сравнить с работой за компьютером, значит надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и расслабить мышцы. Очень важно хорошее освещение при работе. Лучше всего оборудовать рабочее место у окна. Необходимо следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков, которые могут спровоцировать «разлетание» прядей шерсти. В темное время суток обязательно используют настольную лампу. Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус нужно держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги необходимо поставить на что-нибудь твердое.

Правила техники безопасности

1. Перед началом работы вымыть руки, чтобы не испачкать изделие.

2. Осторожно пользоваться инструментами.

3. Не брать в рот ножницы, пряди шерсти, пинцет.

4. Следить за тем, чтобы стекло, которым периодически прижимают создаваемую картину, всегда находилось в безопасном месте.

Из вышесказанного следует, что процесс создания картин из шерсти требует соблюдения комплекса мер по охране здоровья. Следует заранее оборудовать рабочее место, создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Необходимо беречь зрение и осанку. Во время работы важно делать перерывы для снятия утомления. Занятие рукоделием должно благотворно воздействовать на психологическое состояние человека.

2.2. Создание алгоритма создания картины из шерсти сухим способом

1.Определить жанр работы

2. Выбрать формат картины

3. Подготовить необходимые инструменты

4. Определить последовательность выкладывания слоёв картины. Начинать следует с выкладывания основного фона картины.

5. Выкладывая основной рисунок и мелкие детали картины, необходимо периодически прикладывать стекло к создаваемому полотну. Неудавшиеся детали можно заменять.

6. Соблюдай технику безопасности при работе с инструментами.

7. При занятии рукоделием руки должны быть чистыми

8.Окончание работы.

9. Разместить в рамке готовую картину, прижатую стеклом.

Таким образом, руководствуясь алгоритмом можно организовать последовательную работу.

2.3. Создание собственной коллекции картин, созданных в технике «Живопись шерстью».

В наши дни увлечение рукоделием переживает второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Выложенные из шерсти картины неординарны и привлекательны. Живопись шерстью предоставляет безграничные возможности для создания собственной коллекции. Автор воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Темы моих будущих картин формировались под воздействием моих интересов, предпочтений. Поводом были разные события: дни рождения близких мне людей, наблюдение за поведением птиц и животных, поездка к родственникам, объекты природы. Коллекцию составляют следующие картины:

Жанр «Анимация»

«Беззаботные синички»

Птичка-синичка по лесу летала.

С ветки на ветку, птичка порхала

И щебетала, и распевала,

А до других, было дела ей мало.

Вот бы такой мне птичкою быть,

Чтобы не чем себя не грузить,

Знаю, несбыточна эта мечта

И от того, так желанна она.

Мне захотелось в данной работе изобразить игривый и задорный характер беззаботных синичек, радующихся солнышку. Картину с таким жизнерадостным сюжетом в жанре «анимация» можно представить в виде подарка ребенку. Тона этой картины светлые и тёплые.

«Снегири»

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.


Я увидела снегирей за окошком прошлой зимой и поразилась яркой окраске этих птичек. От папы я узнала, что у этих птиц есть удивительная особенность, которую не мешало бы приобрести людям: если одна птичка из стаи снегирей попадает в ловушку, то все другие спешат ей на помощь. Мне захотелось изобразить этих маленьких героев на своей картине. А поскольку снегири гнездятся в основном в хвойных лесах, то я изобразила их на ветке сосны, припорошенной снегом.

«Тигренок»

Как мне нравятся тигрёнок, Все в полосочку котёнок, И повадки, как у кошки, Только дикий он немножко.

Тигры – удивительные создания! Несмотря на то, что они хищники, а не травоядные (я смотрела про них передачу по телевидению). Именно поэтому в моей картине он такой храбрый, с красивой шерстью.

« з айка »

Зайка Митька, хоть и мал,
Но находчив и удал.
Пошалил на грядке ловко -
Проредил с утра морковку.
Вырвал свеклу с корешками,
Брюкву разложил рядами...
Где росла вчера капуста,
Стало вмиг на грядке пусто.
Вот такой он - удалец.
Этот маленький хитрец.

Мама в детстве часто читала мне стихотворения про зайчат. По мотивам этих стихотворений и создана эта картина. В этой картине сочетание светлых и ярких тонов. Поэтому она такая жизнерадостная.

Жанр «Пейзаж»

«Маки в поле»

Не знаю краше ангельских цветов,

Которые зовутся красным маком...

Нежнее не встречала лепестков -

Блестящих, как покрытых лаком.

Их п у рпурные нежные головки

Над полем,словно маленькие флаги,

От ветра уклоняются так ловко

И грациозно, но полны отваги.

Яркие цветы всегда привлекают внимание человека и поднимают ему настроение. Мне захотелось, чтобы у моей бабушки всегда было на сердце светло и весело, и поэтому создала эту картину ей в подарок

«Ирисы»

Ирисы вновь распустились

Радугой нежных цветов.

Кажется, с неба спустились,

Из синевы облаков.

Утром в саду я встречаю

Радугу в брызгах росы.

С радостью вновь принимаю

Дивный подарок весны.

А эта картина подарена мной моей второй бабушке с пожеланиями хорошего настроения, поэтому она тоже выполнена в жизнерадостных тонах.

«Зимний пейзаж»

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Снеговик, снеговик
Жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него
И во мгле морозной
Оставляйте одного
Зимней ночью звездной.



Данные работы выполнены в технике «Живопись шерстью» сухим способом.

Каждую работу я начинала с создания основного фона картины путём вытягивания прядей шерсти из ленты и укладывания их на тканевую основу. Потом создавала рисунок на фоне, оттеняла нужными прядями. В ходе работы использовались все вышеперечисленные приёмы скручивания, стрижки и раскладывания. Готовые работы закрепили в рамки под стеклом.

2.4. Создание картин из шерсти как средство формирования эстетического вкуса учащихся

По моему мнению, живопись шерстью - несомненно полезное увлечение для современных детей. Процесс работы с шерстью имеет психологическое и физиологическое воздействие на состояние школьников.

Рукоделие прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Вырабатываются личностные качества: концентрация внимания, терпеливость, аккуратность.

По мере роста умения выкладывать из шерсти картины я заметила улучшение моторики рук, большую скоординированность движений. При изготовлении каждой последующей картины я обращаю внимание на ряд положительных моментов, характеризующий процесс рукоделия.

В первую очередь, это - радостное чувство гармонии, которое возникает при занятии любимым делом. Чувство рождается в творческом мышлении, когда образы картины начинают принимать явственные очертания, цветовую насыщенность по мере заполнения полотна. При изучении колорита я выявила, что гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Сама природа подарила нам такие цвета, нужно лишь умело применять красочные щедроты, свойства цвета, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит разные варианты картины, компонентные и цветовые импровизации.

Живопись шерстью открыло во мне дизайнерские способности. При желании картины можно вписать в интерьер комнат таким образом, что обстановка комнаты заиграет новыми красками, вызывая удивление гостей.

Все вышеперечисленные факторы составляют предпосылки для формирования эстетического вкуса учащихся. Эстетический вкус - это глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности; система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности. Люди, обладающие эстетическим вкусом, не следуют слепо за модой, если модные аксессуары не выражают их индивидуальные особенности. В формировании и развитии эстетического вкуса большую роль имеет рукоделие.

Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлено творчество. Мастер ощущает чувство радости, удовлетворение, гордости от созерцания выполненной работы. На основе практики создания картин развивается чувство цвета, формы и их соотношения. Эстетическое отношение к действительности проявляется в выборе цвета, фасона одежды. При оформлении интерьера собственного дома люди также руководствуются эстетическими чувствами.

Во-вторых, в процессе труда человек овладевает способом отбора различных приемов, техник, стилистических находок и открытий, которые являются частью декоративно - прикладного искусства многих поколений людей.

В-третьих, первые шаги в области рукоделия могут привести к зрелым авторским работам мастера. Эстетический вкус формируется на протяжении всей жизни человека. По моему мнению, важно как можно раньше знакомить учащихся с богатством опыта, накопленным человечеством в народном искусстве. Результаты труда всегда приносят творческое удовлетворение.

Итак, в процессе овладения живописи шерстью у детей формируется своеобразный набор ценностей: умение созерцать красоту природы, способность анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решение, умение учиться, умение планировать свою деятельность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Впоследствии они выражаются в поступках. Такое поступательное эстетическое развитие позволяет охарактеризовать учащихся как «воспитанные дети», то есть мыслящие и чувствующие, поступающие в соответствии с законами общества и природы.

Заключение

В начале работы были поставлены следующие задачи: изучить историю декоративно-прикладного жанра искусства живописи шерстью; выделить основные техники живописи шерстью; составить алгоритм создания картин из шерсти сухим способом; создать собственную коллекцию картин; выявить влияние процесса работы с шерстью на формирование эстетического вкуса и духовное совершенствование автора.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Рукоделие, как вид декоративно-прикладного искусства, формировалось с эпохи первобытного строя до наших дней. Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. Живопись шерстью выполнялась двумя способами – мокрым и сухим. Основные приёмы – вытягивание, резка, скручивание, выкладывание пинцетом.

Основные жанры живописи шерстью – анималистика, портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-мифологический жанр.

Важную роль в живописи шерстью имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Создавая картину, следует прежде всего определить её основной цвет, а затем искать остальные оттенки.

Живопись шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Для сохранения зрения и осанки нужно оборудовать рабочее место: создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Материалы и инструменты для создания картины из шерсти: рамка, шерсть, ткань, ножницы, пинцет.

Чтобы процесс работы был нетрудоемким по организации для начинающих рукодельниц, предлагаем алгоритм создания картин в технике «Живопись шерстью» сухим способом.

Умение создавать картины из шерсти передается от старших к младшим, наша семья не является исключением.

Темы собственных картин определялись моими интересами и предпочтениями. Готовые работы были закреплены в рамки под стеклом.

В процессе создания коллекции картин я получила эстетическое удовольствие. Проведя за картинами много дней, я еще раз убедилась в необходимости развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля.

Из этого следует, что создание картин из шерсти развивает и мобилизует полезные умения и способности. Сочетание хобби, творчества и труда в деятельности является оптимальным для формирования эстетического вкуса и духовного совершенствования школьников.

Словарь основных понятий

Живопись шерстью - особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.

Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов, подчиненное общему тону.

Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья.

Эстетический вкус - это глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности; система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

Список использованной литературы

    "Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти"

Преображенская Вера Николаевна, Издательство: Рипол-Классик, 2012г.

    «Страна мастеров.Ру»: «Шерстяная акварель» Буянкова Е.В.

    Возрождение традиций. Уроки мастерства. Ди ван Никерк Изд.»Кристина»,2007г.

    Золотая библиотека увлечений. Изд. АСТ-Пресс Книга, 2010г.

    Рукоделие. Дженни Бредфорд, Изд. Мой мир, 2007г.

    Шаг за шагом. Изд. Хаверст, 2010г.

МОУ ДОД Центр детского творчества

Каменского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дыхание весны»

в технике сухого валяния шерсти

Выполнила Опейкина Мария, 14 лет

Объединение «Варенька»

МОУ ООШ с. Варваровка Каменского района Пензенской области

Выбор темы проекта

Картина «Дыхание весны» создана из шерсти в технике сухого валяния в рамках основного исследовательского проекта «Валяние шерсти. История или современность?»

Мы работаем с шерстью, поэтому нам интересно научиться разным видам валяния шерсти, в том числе и освоить «шерстяную акварель ». Посмотрели мастер-классы в Интернете по этой теме.

Просмотрели множество рисунков, фотографий цветов, нам понравилась картина с махровыми тюльпанами своей красочностью. Попробовали воспроизвести свои впечатления от картины, выложив цветы шерстью.

Цели:

· изготовить картину для оформления интерьера;

· познакомиться с историей появления валяния;

· закрепить знания и умения по изготовлению валяного изделия.

Задачи

· сформировать навыки качественного валяния в процессе изготовления картины;

· развивать творческие способности на занятиях объединения дополнительного образования через организацию проектной деятельности ;

· развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Оборудование:

· ножницы;

· игла для фильцевания тонкая № 40.

Материалы:

· гребённая лента из натуральной шерсти для сухого и мокрого валяния разных цветов;

· ткань фланелевая 25х30 см;

· деревянная рамка.

История ручного валяния

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия , в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы и оборудование для валяния

Иглы для сухого валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом.

Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Расходные материалы - шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

https://pandia.ru/text/77/515/images/image004.jpg" width="222" height="175 src=">

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити и волокно.

Картина сухим способом

Для изготовления картины нам понадобится рисунок для воспроизведения или хотя бы эскиз. Подбираем шерсть соответствующих цветов.

На куске фланели требуемого для картины размера выкладываем фон.

Отрывая от ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладываем из них фон. Пряди должны перекрывать друг друга – за счет этого получаются смешение красок и плавные переходы от цвета к цвету.

Выложив фон, раскладываем отдельные детали, приваливая их немного иголкой на губке, если требуется.

Когда картина готова, выложены все детали рисунка, накрываем её стеклом и осторожно переворачиваем, вкладываем в рамку, обрезаем выступающие края шерсти, закрепляем заднюю стенку рамки. Чтобы шерсть не выдёргивалась, заклеиваем полоской бумаги стыки рамки и задней стенки.

Выкладываем фон белой шерстью, предварительно прикрепив белую ткань на картон по размеру картины.

Смаленко Иван

Руководитель проекта:

Блыщик Алена Валерьевна

Учреждение:

МБ УДО "Энергия". Кружок "Золотые Руки"

В данном творческом проекте на тему "Живопись шерстью" учащийся начальных классов школы проводит мастер-класс по созданию пейзажа южного уголка Крыма, выполненной в технике "живопись шерстью" на основе картины известного художника Кондратенко Г.П.

В исследовательской работе в технике "живопись шерстью" ученик 3 класса начальной школы знакомится с историей появления техники работы с шерстью, изучает технологию изготовления картин и основные инструменты, необходимые для работы.


Учащийся 3 класса начальной школы в рамках своего творческого проекта по ИЗО (технологии) на тему "Живопись шерстью" рассматривает валяние шерстью, исследует живопись шерстью, как жанр декоративно-прикладного искусства.

По мере развития роли искусства в жизни человека появилось новое направление в создании картин – уже без использования воды. Тематика картин из шерсти всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека.

Введение
Часть 1. Исторические сведения.
Часть 2. Выбор материалов и приспособлений.
Часть 3. Технология изготовления картины.
Заключение
Заключительное слово руководителя.
Список использованной литературы.

Введение


Валяние из шерсти - один из самых распространенных видов народного искусства. Первоначально валяние из шерсти применялось только для пошива одежды, изготовления обуви (яркий пример - валенки), изготовления предметов интерьера (одеяла, покрывала и тому подобное). Со временем этот вид рукоделия постепенно приобрел дополнительное применение - декоративное.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Инструментами при создании живописных полотен, независимо от уровня цивилизации, являлись человеческие руки и вода.

Объект исследования : живопись шерстью как жанр декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования : алгоритм живописи шерстью.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.

  • Анималистика - главные герои – животные;
  • Натюрморт посвящен изображению неодушевленных предметов;
  • Сказочно-мифологический – персонажи былин, мифов, сказок;
  • Портрет - изображение человека либо группы людей;
  • Пейзаж основным предметом изображения является природа;

В своей работе я выбрал жанр пейзаж.

1. Исторические сведения

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал.

Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин. В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус.

Вот уже около 100 лет во всем мире "общение" с цветной овечьей шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением, стрессами, приобреcти равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет вдохновения во время живописания шерстью, ведь этот процесс настолько динамичен творчески!

Человек, рисующий картину шерстью, не ограничен какими-то заданными рамками, он всегда использует ту цветовую гамму, которая соответствует потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию.

Валяние шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться.

Сухое валяние – одна из разновидностей такого вида рукоделия, как валяние из шерсти. Только в сравнении с мокрым валянием, здесь нет необходимости использовать мыльный раствор.

Поделка формируется при помощи специальных игл с зазубринами или же просто шерсть выкладывается руками, как того требует композиция. Шерстяные картины ничем не уступают по живописности обычным, нарисованным.

Объем и воздушность при помощи шерсти придать картине гораздо проще, да и времени на ее создание затрачивается гораздо меньше. «Писать » картину следует с задних планов. Отрывая от ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладывайте их на фон.

Пряди должны перекрывать друг друга - за счет этого получается смешение красок и плавные переходы от цвета к цвету. Шерсть окрашена в яркие цвета, что позволяет делать красивые картины.

2. Выбор материалов и приспособлений

  • кляймерная рама (она состоит из оргалита (ДВП), стекла, кляймеров-зажимов);
  • шерсть (гребенная лента) разных цветов,
  • ножницы,
  • пинцет (для выкладывания мелких деталей переднего плана),
  • флизелин или фланель в качестве подложки,
  • рамка со стеклом.

3.Технология изготовления картины

3.1. Выбор рисунка, фотографии или зарисовка эскиза.

Я очень люблю Крым, поэтому в качестве образца для создания моей работы, я выбрал картинку Кондратенко Гавриила Павловича. «Морской пейзаж. Крымский берег »

3.2. Выкладывание фона картины.

Разбираем раму. Кляймеры откладываем в сторону (они понадобятся в самом конце работы. На оргалит (ДВП) накладываем подложку - флизелин. Он призван "удерживать" на себе волокна шерсти.

На подготовленную поверхность шерсть голубого цвета, равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде широких тонких прядей

3.3. Выкладывание переднего плана.

Выложив рабочую поверхность слоем голубой шерсти, приступаем к формированию заднего плана картины. При этом используем другой метод работы с шерстью - "щипание"

3.4. Выкладывание «грубого » эскиза.

«Рисуем » фон: море, горы, камни. Высветляем с помощью белой шерсти середину картины, создаем что-то типа дымки.


3.5. Выкладывание мелких деталей.

Методом вытягивания формируем пряди, из которых складываем камни и кипарисы. Используем коричневую и зеленую шерсть.

3.6. Проработка мелких деталей.

Соединяем в одну толстую прядь шерсть розового, желтого, темно-зеленого, синего и коричневого цвета, затем стрижем эту прядь на картину, формируя кусты.

3.7. Оформление в рамку.

Готовую картину накрываем стеклом (обязательно перед этим стекло нужно помыть). Зажимаем кляймерами стекло и оргалит с шерстяной картиной между ними, обрезаем лишнюю шерсть, выступающую по краям.

Готовую картину можно оформить в багет.

Заключение


Процесс работы с шерстью имеет психологическое и физиологическое воздействие: успокаивается нервная система, улучшается настроение. Вырабатываются личностные качества: концентрация внимания, терпеливость, аккуратность.

По мере роста умения выкладывать из шерсти картины я заметил улучшение моторики рук, большую скоординированность движений. При изготовлении каждой последующей картины я обращаю внимание на ряд положительных моментов, характеризующий процесс.

Живопись шерстью открыло во мне дизайнерские способности. При желании картины можно вписать в интерьер комнат таким образом, что обстановка комнаты заиграет новыми красками, вызывая удивление гостей.

Заключительное слово руководителя

В процессе овладения живописи шерстью у детей формируется своеобразный набор ценностей: умение созерцать красоту природы, способность анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решение, умение учиться, умение планировать свою деятельность, внимательность, аккуратность, наблюдательность.

Впоследствии они выражаются в поступках. Такое поступательное эстетическое развитие позволяет охарактеризовать учащихся как «воспитанные дети », то есть мыслящие и чувствующие, поступающие в соответствии с законами общества и природы.

Список использованной литературы

1. Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти". Преображенская Вера Николаевна, Издательство: Рипол-Классик, 2012г.

2. Золотая библиотека увлечений. Изд. АСТ-Пресс Книга, 2010г.

3. Рукоделие. Дженни Бредфорд, Изд. Мой мир, 2007г.

4. В детский сад [Электронный ресурс] : сайт содержит полезные материалы для родителей и детей. - Электрон. дан. - М., . - Режим доступа: http://dou.su . - Загл. с экрана.

5. Шаг за шагом. Изд. Хаверст, 2010г.