Проект "вдохновись беларусью"

(от названия города Слуцк, Беларусь)

Произведения белорусского ткачества, ручная работа мастеров второй половины 18 – первой половины 19 века. Такой пояс считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Элемент богатого мужского костюма польской и белорусской шляхты. Наименование происходит от названия города Слуцк в Белоруссии.

В XVIII веке пояса были в Речи Посполитой обязательной частью мужского аристократического костюма . Они символизировали благородное происхождение, статус и высокое социальное положение вельможи. Именно поэтому король Станислав Август Понятовский и его подданные-аристократы, в том числе и белорусского происхождения Радзивиллы, Сапеги, Огиньские, открывали многочисленные персиярни – мастерские, где ткали длинные красивые пояса по восточным образцам. Радзивиллы сначала открыли свою персиярню в Несвиже, но через несколько лет перенесли её в местечко Слуцк. Так началась история знаменитых .

Первыми владельцами слуцкой персиярни были князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька, гетман великий Великого княжества Литовского, воевода виленский, IX ординат Несвижа, и Героним Флориан Радзивилл. Первых ткачей пригласили из Турции и Персии, и не удивительно, что те точно копировали восточные узоры. Но через каких-то десять лет мастерством овладели белорусские ткачи, и в орнамент как-то очень естественно вплелись белорусские полевые цветы, чаще всего незабудки и васильки.

Для персиярни Радзивиллы построили новое здание, поставили самые лучшие ткацкие станки, хотя известно, что вывозить их из Османской империи было запрещено под страхом смерти. Михаил Казимир лично искал себе работников, даже посылал их учиться ремеслу в другие страны. В том числе и в персиярню галицких магнатов Потоцких в местечке Станислав (сейчас г. Ивано-Франковск, Украина), где работал в то время замечательный мастер Ян Маджарский. Его-то и переманил к себе Радзивилл. И не ошибся. При Яне Маджарском в 1760-х - 1770-х годах начался расцвет слуцкой мануфактуры. Созданный им тип пояса получил название «слуцкий пояс » и стал синонимом всех длинных шёлковых поясов, даже если их ткали в Гродно или Лионе.

Слуцкие пояса изготавливались из тончайших шёлковых нитей, серебряного или золотого цветов .
Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям - узорной каймой, а концы - пышным, преимущественно растительным орнаментом, где восточные мотивы переплетались с исконно русскими узорами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними - с обратной стороной, двухсторонние. Уровень мастерства ткачей из Слуцка был виден сразу: они могли создавать двусторонние четырёхлицевые пояса, у которых разными по цвету были не только стороны, но и половинки каждой стороны. В зависимости от того, как хозяин складывал пояс, тот мог быть повседневным, праздничным, траурным.

Обязательно к поясу с концов делали бахрому – это дань белорусским традиционным поясам. Наиболее ценными считались так называемые литые пояса, вытканные с добавлением золотых или серебряных ниток. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша - мужской верхней одежды , к поясу крепилось оружие. Технологически слуцкие пояса выполнялись очень грамотно и точно. Орнаменты и рисунки их были разнообразные и утончённые. Их производство также было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств. На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылках и Липкове под Варшавой. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.

Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды . Под влиянием этих факторов изменяется характер производства - начинается выпуск тканей для церковных нужд. Во второй половине XIX - начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов , ныне утеряны.

Слуцкие пояса – уникальное явление национальной художественной культуры. Благодаря вкладу белорусских мастеров в историю западноевропейского декоративно-прикладного искусства , их развитому художественному вкусу и природному чувству цвета , слуцкие пояса с композиционной гармонией и своеобразной изысканной орнаментикой являются одним из высочайших достижений мировой художественной культуры.


Слуцкий пояс — национальная гордость беларусов. Этот элемент мужской одежды в Великом Княжестве Литовском был признаком знатного происхождения и высокого благосостояния владельца. Ни в соседней Российской империи, ни в других европейских странах традиций ткачества мужских поясов не было.

Слуцкие пояса ткались из шелковых, золотых и серебряных нитей и достигали длинной 4,5 метра, а шириной — 50 сантиметров. То есть владелец такого пояса в буквальном смысле мог несколько раз в него обернуться. Украшался пояс в основном национальным орнаментом, а также изображениями различных растений. Носился поверх мужской верхней одежды и к нему часто крепилось холодное оружие.

Изначально пояса привозились из Османской империи, но уже в 1758 году были основаны собственные мануфактуры, самая известная из которых находилась в Слуцке, созданная литовским гетманом Михаилом Радзивиллом.

В первые годы изготовлением поясов занимались мастера из Османской империи. Поэтому пояса имели восточный орнамент. Однако вскоре, когда производство было полностью освоено, ткачеством занялись белорусские мужчины и слуцкие пояса стали такими, какими мы можем сегодня увидеть их в музеях.

Кстати, мануфактуры по производству поясов были открыты во многих городах Речи Посполитой — Варшава, Краков, Несвиж и других. Были открыты производства даже в России, но несмотря на это название они получили именно «слуцкие». А все благодаря тому, что пояса из этого города прославились своей художественной изысканностью и мастерством исполнения на всю страну и далеко за ее пределы. Именно поэтому самые лучшие пояса стали называть «слуцкими».

Между прочим, слуцкие пояса служили еще и своего рода идентификацией принадлежности к Великому Княжеству Литовскому. Именно поэтому их было запрещено носить на территории Российской империи после восстания 1831 года. Мануфактура быстро обанкротилась и производство зачахло.


Памятник «Возрождение Слуцкого пояса»

20 августа 2013 года около фабрики «Слуцкие пояса» был установлен памятник «Возрождение Слуцкого пояса», который должен ознаменовать новую эру в развитии этого элемента одежды. Впрочем, современные пояса из Слуцка вряд ли когда-нибудь сравнятся со своими историческими собратьями. Ведь изначально на производства каждого пояса тратилось от 600 до 800 грамм золота, а его цена достигала заоблачных высот — 1000 злотых, что было больше, чем годовой оклад офицера. Можно сказать, что слуцкие пояса были не только способом показать знатное происхождение и благосостояние, а также идентифицировать себя с ВКЛ, но также и ювелирное украшение. Это один из немногих в истории случаев, когда ювелирным украшением выступает одежда.

К сожалению, за те годы, когда наша земля находилась под властью вначале Российской империи, затем СССР, а также из-за многочисленных войн и конфликтов значительная часть коллекции слуцкой мануфактуры давно покинула нашу страну. Десятки слуцких поясов хранится в музеях России, Украины, Польши, Литвы и других стран. Бесчисленное количество находится в частных коллекциях. Выкупить эти пояса назад очень сложно. Сегодня цена одного слуцкого пояса может достигать 100 тысяч долларов, а очень часто даже превосходит эту цифру. А наше государство еще не доросло до того, чтобы отдавать такие деньги, за свои исторические ценности. Но будем надеяться, что рано или поздно этот день наступит.

Это интересно. Одно из своих стихотворений Максим Богданович посвятил слуцким поясам, называется оно — «Слуцкие ткачихи». Главная ошибка автора заключалась в том, что женщины никогда не допускались к поясам. Считалось, что золотые и серебряные нити, при прикосновении женской руки, быстро померкнут и утратят свой блеск.

Ад родных нiў, ад роднай хаты
У панскi двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
I цягам доўгiя часiны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокiя тканiны
На лад пярсiдзкi ткуць яны.
А за сьцяной сьмяецца поле,
Зiяе неба з-за акна,-
I думкi мкнуцца мiмаволi
Туды, дзе расьцьвiла вясна;
Дзе блiшча збожжа ў яснай далi,
Сiнеюць мiла васiлькi,
Халодным срэбрам зьзяюць хвалi
Мiж гор лiючайся ракi;
Цямнее край зубчаты бора…
I тчэ, забыўшыся, рука
Замiж пярсiдзкага вузора
Цьвяток радзiмы васiлька.

Еще одна интересная особенность — в изготовлении слуцких поясов впервые в истории белорусского ткачества принимали активное участие люди, которых в будущем назовут дизайнеры. Ведь узоры для будущих творений ткачей рисовали профессиональные художники. До этого узоры придумывали сами ткачи.

P.S. Как это ни печально — немного цифр. Сегодня в Беларуси хранится 5(!) целых поясов, сотканных на слуцкой мануфактуре, и еще 6, сотканных на мануфактурах из других городов. А ведь до 1941 года в нашей стране хранилось 47 слуцких поясов. Впрочем, даже до войны коллекция только Государственного исторического музея России составляла целых 80 поясов.

Слуцкий пояс (фото слева) - это национальное достояние белорусов, исторический символ и бренд страны, а также пример прикладного искусства XVIII века. Однако в современной Беларуси их осталось совсем мало.

Так, например, несколько лет в Минске в Национальном художественном музее выставлялись пояса из России, Украины и Литвы. Итак, давайте вспомним, как же создавалось это искусство и какая его ждала судьба.

Ошибка ученых

История слуцких поясов берет свое начало в XVI веке, в Речи Посполитой. Именно тогдашние ученые и стали причиной их появления. Историки высказали мнение, что шляхетское сословие происходит от древнего степного народа, о котором известно из летописей римлян и греков, - сарматов. Именно это предположение послужило толчком к развитию в XVII веке новой идеологии - сарматизма. Аристократам понравилось это утверждение, и они стали считать себя потомками этого степного народа, а простолюдинов - выходцами из славян и балтов.

Так как сарматы были народом с Востока, то большой популярностью у шляхты стали пользоваться шелковые пояса, которые завозились из Персии и Турции в XVIII веке. Такой пояс считался символом богатства и власти его владельца, а также важной составляющей так называемого «сарматского» костюма. Таким образом, именно заблуждение историков послужило причиной появления феномена слуцких поясов.

Начало производства

В XVIII веке шляхта в составляла около 15% населения. Поэтому и спрос на шелковые турецкие пояса был достаточно велик. А, как говорится, спрос рождает предложение.

Тогда гетман Михаил Казимир Радзивил выдвинул идею о производстве тканей по турецкому образцу на белорусских землях. В 1757 году по его приказу из Турции был тайно вывезен Однако это было лишь полдела. Еще необходим был мастер, который умел справляться с технологий и знал турецкие обычаи. И такой нашелся. Ованес Маджарянц - мастер из Стамбула, который тогда проживал в городе Станиславе. В народе его прозвали Яном Маджарским. Так в Речи Посполитой появились первые слуцкие пояса. Фабрика (мануфактура) первоначально располагалась в Несвиже, но позже (в 1762) году ее перенесли в Слуцк. Там она проработала все оставшееся время. Отсюда и соответствующее название продукции.

Вершина мастерства

Первоначально в Слуцкой мануфактуре работали только мастера из Стамбула. Но позже технологией овладели и местные ткачи, а и узоры на поясах сменились местными мотивами.

Двадцать пять лет (начиная с 1781 года) арендатором фабрики был Леон Маджарский - сын того турецкого мастера, который положил начало производству на белорусских землях. За продолжение отцовского дела, а также высокие успехи и достижения на этом поприще, он удостоился государственной награды, получил звание камергера и шляхетский титул.

Мастерство местных ткачей росло не по дням, а по часам. Так, высочайшим уровнем производства стал двусторонний четырехлицевой слуцкий пояс. Такая вещь была очень универсальна: ее надевали как на праздники, так и на трауры. Согласно турецким обычаям, мастерами могли становиться только мужчины.

Согласно поверьям, если женская рука прикасалась к золотым или серебряным нитям, они тускнели. Поэтому женщин даже близко не подпускали к ткацкому станку. Чтобы овладеть техникой производства, мужчины проходили семилетнее обучение. И это при том, что их дело было только ткать. Все узоры и орнаменты придумывались отдельно художниками.

Подражатели

Пояс стал необходимым предметом в гардеробе любого уважающего себя аристократа. Продукция Слуцкой мануфактуры пользовалась огромным успехом и в скором времени вытеснила с рынка своих восточных конкурентов. Доходность предприятия побудила соседние страны повторить этот успех.

Так, Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский решил открыть ткацкую фабрику в городе Гродно. И попросил у Радзивилов мастера, который смог бы наладить производство. Однако ему было отказано. Но, несмотря на в Гродно открылась. Слуцкие пояса стали подделывать везде: начиная с Варшавы и заканчивая французским городом Лионом.

Чтобы бороться с контрафактным товаром, на фабрике Радзивилов стали маркировать свою продукцию. Так, на каждый слуцкий пояс ставилась метка-надпись, которая указывала место производства: «Me fecit Sluciae» или «Sluck». Когда белорусские земли были в составе Российской Империи - «Въ граде Слуцке».

Закат мануфактуры

Но и для Слуцкой мануфактуры настали плохие времена. Третий в 1795 году послужил началом победного шествия французской моды. Ассортимент слуцких поясов резко сокращался. Сначала их просто запрятали в сундуки, а затем и вовсе начали жертвовать костелам и церквям. Некоторые сжигались для того, чтобы получить драгоценные металлы. Один слуцкий пояс содержал до ста граммов серебра и золота.

1831 год стал переломным в истории мануфактуры. После восстания российские власти полностью запретили носить шляхетские костюмы, а следовательно, и пояса. В 1848 году фабрику в Слуцке закрыли.

Счет на единицы

Белорусский историк Адам Мальдис подсчитал, что за время своего существования Слуцкая фабрика выпустила около 5 тысяч поясов. Причем каждый из них уникален и неповторим. После того как в конце XIX века пояса потеряли свое практическое применение, они стали художественной ценностью. И музеи, и частные коллекционеры стали собирать их. Например, знаменитый и успешный российский купец Щукин около двух десятков лет охотился за ними и скупал у виленских и варшавских антикваров. Свою коллекцию он завещал Государственному историческому музею. И, согласно оценке специалистов, она состоит из 60 фрагментов и 80 целых поясов.

Есть исторические данные, что в 1939 году в Несвижском замке Радзивилов хранилось 32 пояса, из которых 16 были слуцкими. Коллекция была передана Государственной картинной галерее БССР. Однако в годы немецкой оккупации она бесследно исчезла.

На сегодняшний день во всей Беларуси сохранилось только 11 поясов, из которых 5 - слуцкие, а остальные - их копии, изготовленные за рубежом. Вообще назвать точное количество этих предметов искусства, находящихся на территории России, Польши, Украины, Литвы и других стран, практически невозможно.


Сегодня в Слуцке

С 2012 года в Беларуси по поручению Президента действует Государственная программа, задача которой состоит в возрождении традиций и технологий производства Слуцких поясов.

На месте старой мануфактуры расположены корпуса РУП «Слуцкие пояса». Образовалось это предприятие в 1930 году как артель, объединявшая вышивальщиц и ткачих, занимавшихся народным промыслом и владеющих соответствующими навыками и мастерством. В 2011 году предприятию исполнилось 75 лет. Основная продукция, выпускаемая на фабрике, - это покрывала, рушники, салфетки, куклы и сувениры. Все это делается вручную на специальных ткацких станках - «кроснах».

С 2012 года Слуцкий комбинат начал выпускать копии слуцких поясов, а также различные сувениры с их мотивами (аксессуары для книг, ключей, телефонов, художественные панно и т. д.). Годы изучения секретов ткачей и художественных особенностей шедевров XVIII века не прошли даром - на предприятии воссоздали давно забытую уникальную технологию. Так, первый слуцкий пояс (фото) - идеальная копия исторического шедевра - был подарен Президенту Республики Беларусь. Сегодня он украшает Дворец Независимости.

Изделия «Слуцких поясов» сегодня очень популярны. Здесь можно приобрести красивейшие скатерти, белорусские рушники, салфетки и многое другое. И это не просто вещи, а настоящие произведения искусства.

Музей слуцких поясов


На предприятии работает уникальный музей. Там можно своими глазами увидеть копии и фрагменты шедевров, современные варианты, а также понаблюдать, как они изготавливаются.

Музей истории слуцких поясов включает в себя несколько залов. Первая зона - «Пласты истории». Здесь можно увидеть, как менялся внешний вид слуцких поясов в различные периоды времени, у различных народов.

Зона «Слуцкий пояс» может похвастаться оригинальным произведением искусства XVIII века, а также его копиями и фрагментами. А в отделе «Мануфактура» можно ознакомиться с состоянием производства XVIII века.

Зал «Фрагмент дворца Радзивилов» - это воссозданная частичка Несвижского замка того времени. Ведь Радзивилы были представителями одного из самых богатых, влиятельных и знатных польско-литовских родов. Их замок был обставлен роскошной мебелью, украшен полотнами знаменитых художников и устлан В противовес знатным покоям в «Народной зоне» вы сможете также увидеть, каким был быт обычных людей.

В музее находится уникальный станок, разработанный немецкой фирмой Mageba, специально для воссоздания слуцких поясов. Он управляется при помощи двух компьютеров, содержит в себе 6 челноков и 1200 нитей. Аналогов такого станка в мире нет.

Цена вопроса

Сегодня на уникальном оборудовании воссоздаются слуцкие пояса. Сколько стоят такие шедевры? По словам ведущего художника фабрики, копии слуцких поясов обойдутся покупателям от 10 до 50 миллионов белорусских рублей. Это от 1000 до 5000 долларов США.

Недешево, скажем так. Откуда же такая цена? Даже на сегодняшний день, с использованием современных технологий, это большой труд. На создание одного пояса уходит около 60 часов! В процессе используются очень тонкие нити из натурального шелка, содержащие серебро и золото. И если увеличить скорость производства, они могут порваться. Итоговая цена складывается в зависимости от длины пояса, а также количества драгоценных металлов, используемых для его пошива.

Слуцкие пояса - символ Беларуси


Знаменитые слуцкие пояса - одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.


Необычайно красивый, символичный и дорогой предмет мужского гардероба, доступный только выходцам из высших сословий - слуцкие пояса - ткали в Беларуси ещё в XVIII веке. С ними связаны удивительные события и семейные тайны, загадочные и порой мистические истории.

Сегодня старинные слуцкие пояса - раритет: в Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных и частных коллекциях мира.






Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на белорусских землях еще в XVI-XVII веках, чему способствовали предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов.

В наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях сформировалось уникальное художественное явление - "слуцкий пояс".

Белорусские ткачи создали свои неповторимые узоры и символичные мотивы, эксклюзивную технологию. Мировую известность приобрели пояса Слуцкой персиарни - мануфактуры богатейшей и влиятельной династии Европы Радзивиллов.

Первая персиарня возникла в Несвиже, но по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла Рыбаньки в 1750-е годы ее перенесли в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами.

Для руководства был приглашен известный мастер Ян Маджарский (Аванес Маджарянц армянского происхождения, работавший в Стамбуле, Станиславе). В 1777-1807 годах мануфактурой руководил его сын Леон.

Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины!), столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы.

Очень скоро слуцкие пояса стали копировать на других мануфактурах: в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, в Австрии…

Но даже несмотря на знак "Меня сделал Слуцк", это не были настоящие слуцкие пояса. Производство оригиналов на самой мануфактуре Радзивиллов продолжалось до середины ХІХ века.

Полагают, что сегодня в мире сохранилось около тысячи слуцких поясов. И почти все они находятся за пределами Беларуси: в музейных собраниях Польши (Варшава, Краков, Познань, Гданьск), Украины (Киев, Львов), России (Москва, Санкт-Петербург), Литвы (Вильнюс, Каунас), в частных коллекциях.

Белорусские музеи хранят 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также многочисленные фрагменты.




Классический слуцкий пояс - это роскошная длинная (до 3,5-4 м) ткань шириной 35-40 см, которую, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша).

Шикарный аксессуар мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации. Например, на праздник пояс повязывали наружу золотой, красной частью; в траур использовалась черная сторона; в повседневной жизни - зеленая и серая.

По композиции слуцкий пояс разделен на три части: два прямоугольных завершения ("головы") и основная часть ("середник").

На "головах" ткали узоры цветов, переплетенных стеблей с листьями, веток дерева, медальоны разнообразной формы. Основная часть состояла из поперечных однотонных полос или полос с орнаментом. Иногда здесь появлялся "лусковой" (похожий на рыбью чешую) рисунок или узор "в горошек".

Вдоль сторон пояса - узкий бордюр с растительным орнаментом. Концы также завершает полоса с орнаментом и кисти.



Слуцкий пояс ткали из натуральных шелковых нитей: обычных и обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. Такой драгоценный аксессуар назывался "литым", ведь после прокатывания чуть шершавого пояса через специальный вал появлялись необычайная гладкость и роскошный блеск.

На каждом поясе слуцкие мастера ставили особые метки: во времена Речи Посполитой - на латинице, позже на кириллице: "SLUCK", "SLUCIAE", "SLUCIAE FECIT", "MEFECIT SLUCIAE" ("Меня сделал Слуцк"), "ВЪ ГРАДЪ СЛУЦКЪ"…






Редчайшая коллекция слуцких поясов из Государственной картинной галереи БССР насчитывала 48 единиц. В 1940 году часть коллекции экспонировалась в Москве на выставке, приуроченной к Декаде белорусского искусства, затем вернулась в Минск. Тогда же пояса были сфотографированы и описаны. Сохранились и документы, подтверждающие, что слуцкие пояса принадлежат белорусскому музею. Пояса пропали во время Великой Отечественной войны. По одной из версий, в период оккупации они были вывезены в Кенигсберг и попали в "Опись экспонатов, похищенных и уничтоженных фашистской армией в 1941-1944 годы". По другой версии, пояса уцелели и хранятся в одном из музеев России или Украины. Есть и третья версия, в соответствии с которой ящик с поясами вначале войны мог быть спрятан в подземном ходе, находившемся рядом с галереей. Судьбу экспонатов сегодня активно изучают специалисты Национального художественного музея.

Это фотография пояса, сделанная мной в Несвижском замке






















Здесь - экспонаты Несвижского замка

Это - белорусский орнамент


А вот так изготовляют эти чудо-пояса







Надеюсь вам, друзья, было интересно увидеть эти удивительные рукотворные работы?..

Слуцкие пояса признаны во всем мире национальной реликвией белорусского народа как уникальный вид ручного ткачества и символ самоопределения нации. Искусно выполненные шедевры ткачества создавались на протяжении середины XVIII – первой половины XIX века на местных мануфактурах, самой известной из которых была Слуцкая.
На выставке представлены пояса различных мануфактур из собрания Государственного исторического музея (Москва) и Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск). Коллекция поясов была передана в дар Историческому музею в 1905 г. известным русским собирателем, меценатом Петром Ивановичем Щукиным (1853–1912) в числе нескольких тысяч экспонатов русского, европейского и восточного искусства.

Пояса были важной частью мужского костюма, служили символом уровня власти и богатства его владельца, сопровождали человека в разных жизненных ситуациях. На выставке экспонируются три портрета представителей белорусской шляхты XVIII–XIX вв., дающие представление о роли и значимости пояса в национальном костюме.
Образцовыми считали изделия мастеров из Османской империи, Персии, Ирана, Китая. Привозные пояса были редки и дороги, поэтому возникла необходимость создания местных мануфактур («персиарен») по производству подобных вещей. В 1758 г. князь Михал Казимир Радзивилл пригласил из Станислава (ныне г. Ивано-Франковск, Украина) ткача Яна Маджарского (? –1800 или 1801) для работы сначала на Несвижской, а впоследствии – Слуцкой мануфактуре. Мастер, родом из Стамбула, перенес в Речь Посполитую восточную традицию изготовления шелковых поясов и обучил своему мастерству местных ткачей. С течением времени на смену экзотическим восточным букетам приходят мотивы местной флоры – легко узнаваемые незабудки, васильки, маки, колокольчики. Пояс украшался бахромой, на кайме помещали ткацкую марку с вытканным именем мастера («Ян Мажарски», «Лео Мажарски») или местом производства («Слуцкъ», «Въ грдъ Слуцкъ»). С 1781 по 1807 гг. мануфактуру арендует сын Яна Маджарского – Леон Маджарский (1740–1811). Он развил и усовершенствовал декоративное и цветовое решение поясов, успешно продолжил их производство. На выставке представлены пояса с меткой «Лео Мажарски», затканные серебряными нитями. Их отличает изысканная цветовая гамма, на концах тонкий и сложный рисунок из овальных картушей, увитых растительными побегами с цветочными венками внутри.
В результате окончательного раздела Речи Посполитой (1795) и присоединения этнических земель Беларуси к Российской империи ассортимент Слуцкой мануфактуры сокращается. После восстания 1831 года ношение традиционного костюма шляхты запрещено царским правительством – выходит из употребления и слуцкий пояс. Мануфактура закрылась в 1848 году; она существовала главным образом благодаря производству поясов.

Еще в период расцвета производства появились фабрики, выпускавшие пояса по образцам, разработанным в Слуцке. Самым известным организатором производства поясов в Польше был армянин Пасхалис Якубович (? – 1816 или 1817). На выставке представлен пояс с ткацким знаком его фабрики – пасхальный агнец с хоругвью. Выпускали пояса в Украине, Франции, Австрии.
Слуцкие пояса – уникальное явление национальной художественной культуры. Благодаря вкладу белорусских мастеров в историю западноевропейского декоративно-прикладного искусства, их развитому художественному вкусу и природному чувству цвета, слуцкие пояса с композиционной гармонией и своеобразной изысканной орнаментикой являются одним из высочайших достижений мировой художественной культуры.

Автор текста: зав. отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь Карпенко Е.В

Вместо персидского узора

Слуцкие пояса из фондов российского Государственного исторического музея будут экспонироваться в белорусском Национальном художественном постоянно...

На днях из Москвы пришла хорошая новость. Слуцкие пояса из фондов российского Государственного исторического музея будут экспонироваться в белорусском Национальном художественном постоянно. Договоренность достигнута на уровне министров культуры двух стран Павла Латушко и Александра Авдеева. Однако восемь поясов, которые теперь экспонируются в нашей столице, в мае вернутся в Москву, но взамен прибудут другие, сообщил директор музея Владимир Прокопцов. И так понемногу все слуцкие шедевры, а их в ГИМе 80, побывают на исторической родине. Но как они попали в Россию? - вот в чем вопрос. И это не единственная загадка в истории национального пояса–символа.

Загадка номер 1

Щукин пояса видит издалека

По привычке прежде считалось, что в Москву слуцкие пояса вывезли из шляхетских имений в порядке реквизиции после подавления восстаний элиты общества против царизма. Если так, то сейчас возник бы вопрос о реституции. Но собрание ГИМа пополнялось раритетами на вполне легальных основаниях. Был такой купец - Петр Щукин. И была у него страсть к восточным вещам. Как–то, прохаживаясь между рядов Нижегородской ярмарки, он приметил чудные ткани турецкой работы. Торговец разъяснил, что это - пояса, бывшие в моде у польской шляхты. Щукин пригляделся к аксессуарам: тонкая работа, надо взять.

Вернувшись в белокаменную, коллекционер навел справки и вышел на рынок, где диковинные изделия можно было купить недорого и в большом количестве. Первые поставки ценных тканей из западных губерний империи начались в 1890 году. Из Польши, Литвы приходили в Москву посылки. Экспорт поясов помог наладить ризничий одного из костелов старой российской столицы (не Святого ли Людовика, что на Лубянке, где позже сочетаются браком Янка Купала и его возлюбленная Владислава Францевна Станкевич?). Шедевры поступали, в частности, из–под Каунаса, из–за Вислы.

В 1912 году коллекцию Щукина согласно его завещанию получил Императорский (сегодня - Государственный) исторический музей. Как подсчитала Татьяна Иванова, заведующая отделом тканей и костюма, здесь хранится 80 целых и 60 фрагментов шляхетских аксессуаров.

Загадка номер 2

Армяне на службе у Радзивиллов

Слуцкими пояса называем мы. А во времена Щукина и ранее их именовали иначе - кунтушовыми, персидскими. В кунтуши, длинные пальто, рядилась шляхта. Затягивали свой наряд дворяне яркими турецкими поясами. Экспорт аксессуаров из–за моря со временем стал нерентабельным.

Предприимчивые магнаты наладили выпуск поясов на месте, - установила по архивным источникам Елена Карпенко, заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея. - В конце 1750–х годов Радзивиллы пригласили из Станислава (ныне Ивано–Франковск) мастера Ованеса Маджарянца. Армянин по происхождению, он вошел в историю под именем Яна Маджарского. Именно ему мы обязаны созданием в Несвиже, а затем и в Слуцке «фабрики пасов перских».

Продукция Маджарского вытеснила восточные изделия с рынка Речи Посполитой, - расставляет важные акценты в истории исследовательница Ирина Скворцова. - Король Станислав Август Понятовский, пожелав открыть фабрику поясов в Гродно, обратился к Радзивиллам с просьбой одолжить мастера для налаживания производства. Но тот отказал королю.

Вскоре уже не турецкие, а слуцкие пояса стали подделывать не только в Гродно, но и под Варшавой, и даже во французском Лионе. Маджарских родина не забыла. Леон, сын Яна, удостоился шляхетского звания «за развитие ремесел в государстве», получил должность ротмистра Новогрудского воеводства и почетный титул королевского камергера.

Загадка номер 3

Богданович - промоутер мифа

В Польше слуцкие пояса я встречала даже в деревенских музеях, не говоря о национальных галереях, - Елена Карпенко заметила, что за Бугом к особо дорогим для нас тканям отношение более спокойное. Почему? У нас же это раритет, национальная реликвия номер 2 после Креста Святой Евфросинии!

Есть основания полагать, что из предмета средневековой фэшн–индустрии в национальный символ пояс «превратился» только в начале ХХ века. Не обошлось без магической силы поэтического слова. Все решила одна встреча.

Максим Богданович летом 1911 года единственный раз в жизни посетил Вильно. Ночевал в помещении редакции газеты «Наша нiва». Здесь печатались его первые стихи, поэтому место остановки в большом городе было выбрано не случайно. Его гидом по городу стал Вацлав Ластовский, секретарь редакции и поклонник таланта Максима.

Во время посещения «Нашай нiвы», по воспоминанию Вацлава Юстиновича, «особенно глубокое впечатление произвели на Богдановича рукописи старых славянских книг и документов, а также слуцкие пояса, которые он несколько раз пересмотрел». Это были вещи из будущего виленского белорусского музея, экспонаты для которого собирал коллекционер Иван Луцкевич.

Богданович недолго пробыл в Вильно. А 28 июня 1912 года на страницах «Нашай нiвы» вдруг появилось его стихотворение «Слуцкiя ткачыхi». «Свае шырокiя тканiны на лад персiдскi ткуць яны», - все мы знаем эту строку наизусть. И не по газетной публикации, а по сборнику «Вянок», который помог издать Максиму Ластовский на деньги княгини Магдалены Радзивилл.

Загадка номер 4

Ткачихи с васильками

Обложка «Вянка» украшена венком по «слуцким» мотивам. Богданович писал, что «тчэ, забыўшыся, рука» слуцкой ткачихи «замiж персiдскага узора цвяток радзiмы васiлька». С Еленой Карпенко мы внимательно рассмотрели пояса, выставленные в Национальном художественном музее. Но среди узоров не отыскали ни одного василька. Голубые цветочки на одном поясе на поверку оказались гвоздиками. На обложке «Вянка», судя по всему, также изображены гвоздики. Кроме того, ткани украшают розы, ромашки, букеты, растущие на пнях. Ну и ко всему, пояса ткали мужчины. Поэзия и история не сходятся.

Но факт остается фактом, - добавляет Ирина Скворцова. - В Слуцке Ян Маджарский дошел до создания ноу–хау. На основе декора армянских, турецких и персидских тканей мастер разработал новые композиции для концов поясов, а его сын Леон сделал то же самое с орнаментами средней части пояса. Слуцкие вещи не были копиями восточных тканей - появился новый брэнд. Не зря каждый пояс венчала вышитая золотом надпись: сделан «в граде Слуцке».

Загадка номер 5

Все пропало?

Если верить тому, что говорят московские специалисты, Щукин получал пояса не из Белоруссии. Может, и так. Мы уже знаем, что слуцкая мануфактура работала на рынок всей Восточной Европы. Знаем и о заводах, производивших имитации слуцких шедевров. Иначе говоря, и вправду не все то слуцкое, что блестит.

Но грустно осознавать, что в нашей стране хранится всего пять целых поясов, сотканных в Слуцке, и шесть - в мастерских других городов.

Между тем до Великой Отечественной войны только в предтече Национального художественного музея, Государственной картинной галерее БССР, находилось 47 поясов! 32 из них происходили из Несвижского дворца. В 1940 году шедевры «ездили» на выставку в Москву, затем вернулись в Минск. А вскоре в город пришли немцы...

Пояса лежали в ящике, в подвале картинной галереи. После войны в Минск вернулись из немецкого плена только пять слуцких шедевров, которые принадлежали Белгосмузею, предшественнику исторического. Они по сей день хранятся как зеница ока. Где утерянные сокровища картинной галереи - никто не знает.

Национальный художественный музей нуждается в слуцких поясах. Они нужны всей нации. Еще год назад казалось невероятным, что вещи из коллекции Щукина останутся в Беларуси на бессрочное экспонирование. Решится ли московская галерея преподнести что–либо в дар Минску, Слуцку? Увы, в музейном мире нет места щедрости. Но диалог культур продолжается. Владимир Прокопцов уже не раз говорил: «Мы готовы на равноценный обмен. Нам есть что предложить».