Театр на тверской станиславского афиша. Как устроен «Электротеатр Станиславский

История

16 марта 1935 года советское правительство приняло решение о создании Государственной оперно-драматической студии К. С. Станиславского. В организации работы студии приняли участие ведущие актёры Московского Художественного театра - М. П. Лилина , О. Л. Книппер-Чехова , И. М. Москвин , В. И. Качалов , Л. М. Леонидов, М. Н. Кедров, Н. А. Подгорный и другие.

1 октября 1935 года в помещении Малой сцены МХАТ (ул. Горького, ныне - ул. Тверская) состоялось открытие.

С самого начала в Студии занимались внутренней и внешней техникой актёра, работой над словом, этюдами - всем необходимым для подготовки к непосредственному овладению будущими ролями. Станиславский считал целесообразным начинать занятия с учениками не с отрывков, а с целой пьесы, добиваясь творческого ансамбля. Так он сразу закладывал основу будущего репертуара. Началась работа над пьесами «Три сестры» и «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

В 1938 году (после смерти К. С. Станиславского) Студию возглавил М. Н. Кедров (сменил на этом посту Венниамина Радомысленского) и руководил ею до 1948 года.

В 1940 году состоялась премьера первого полноценного спектакля студии, над которым начинал работать ещё Станиславский, - «Трех сестер» Чехова в постановке М. Н. Кедрова (режиссёры О. Н. Андровская и Б. И. Флягин, художник - В. И. Романовский). Спектакль шёл многие годы, был сыгран более 600 раз. К лету 1941 года были подготовлены спектакли «Вишневый сад» А. П. Чехова в постановке М. П. Лилиной и «Ромео и Джульетта» В. Шекспира в постановке М. Н. Кедрова. Последний из этих спектаклей был доведен до генеральных репетиций в гримах и костюмах, но показать широкому зрителю его не удалось в связи с начавшейся войной.

В годы войны театр продолжал функционировать. «Хозяйка гостиницы» (1942) по К. Гольдони, «Беда от нежного сердца» В. Сологуба, «Цветущее дерево» Л. Славина, оперетта «Клодина» Ж. Оффенбаха и другие - игрались в портативном оформлении в трудных фронтовых условиях. В создании этих спектаклей активное участие принимали М. П. Лилина и З. С. Соколова.

В конце 1942 г. возобновились прерванные войной репетиции пьес основного репертуара. В апреле 1943 года была впервые показана комедия Р. Шеридана «День чудесных обманов» («Дуэнья») в постановке режиссёров Ю. Н. Мальковского и Г. В. Кристи. Спектакль выдержал более тысячи представлений.

В 1946 году Студия была официально реорганизована в Оперно-драматический театр им. К. С. Станиславского.

Первой значительной работой послевоенных лет стал спектакль Б. И. Равенских по пьесе советского драматурга П. Ф. Нилина «В тиши лесов» (1948). Он же поставил пьесу П. Кальдерона «С любовью не шутят» (1949) - спектакль шёл много лет. Тогда же с театром сотрудничал режиссёр В. О. Топорков, осуществивший здесь постановку «Женитьба Бальзаминова» (1947) по пьесе А. Н. Островского.

В 1948 году оперное отделение было упразднено, с тех пор театр носит название «Московский драматический театр им. К. С. Станиславского».

После ухода М. Н. Кедрова на пост руководителя МХАТ, театр некоторое время испытывал трудности организационного и творческого порядка.

Все изменилось в 1950 году, когда главным режиссёром был назначен один из крупнейших мастеров МХАТ, ученик Станиславского, М. М. Яншин . С большим успехом шли поставленные им спектакли: «Грибоедов» (1951), «Чайка» (1954), «Дни Турбиных» (1954), где роль Лариосика сыграл молодой Евгений Леонов.

При Яншине в театре начал работать Б. А. Львов-Анохин, а в 1963 г. стал главным режиссёром. Его спектакли - «Палуба» (1963), «Анна» (1964), «Антигона» (1966) с Елизаветой Никищихиной и Евгением Леоновым.

Высоко были оценены критиками и зрителями постановки Л. Варпаховского («Продавец дождя» (1973), «Волки и овцы» (1975)).

С 1976 по 1979 гг. театр возглавлял А. Д. Попов, давший возможность работать здесь своим ученикам - Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. Б. А. Морозов поставил здесь знаменитый спектакль «Сирано де Бержерак» с Сергеем Шакуровым в главной роли. Спектакли А. А. Васильева - «Взрослая дочь молодого человека» (1979) и "Первый вариант «Вассы Железновой» (1978) - стали вехой в истории отечественного театра. В этот период в театре играли А. Филозов, Л. Савченко, Э. Виторган, А. Балтер, Г. Бурков , Е. Никищихина, Ю. Гребенщиков.

С 1980 по 1989 гг. театр возглавлял А. Г. Товстоногов. Среди прочего поставил «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40». Его спектакль «Собачье сердце» до сих пор сохраняется в репертуаре театра.

В течение следующего десятилетия театр несколько раз менял руководителей. С 1993 по 1997 года художественным руководителем являлся В. В. Ланской. Тогда же свои первые спектакли здесь поставил В. В. Мирзоев , с 2003 по 2004 гг. руководивший театром. Его спектакли «Женитьба» (1994), «Голуби» (1997) по пьесе М. Ю. Угарова, «Тот этот свет» по пьесе А. Н. Казанцева (1997), «Двенадцатая ночь или что угодно» (1999), «Сон в летнюю ночь» (2004) стали яркой страницей в истории театра, а спектакль «Хлестаков» (1996) с М. Сухановым в главной роли играется до сих пор.

С 1991 по 1992 гг. театром руководил Р. Е. Козак .

Несколько лет с театром активно сотрудничал рок-музыкант и актёр П. Н. Мамонов . Здесь шли спектакли с его участием «Лысый брюнет» (1992, режиссёр О. Бабицкий), «Полковнику никто не пишет» (1994, режиссёр О. Бабицкий), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1997), «Шоколадный Пушкин» (2001), «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева» (2004).

Два сезона - с 2001 по 2003 гг. - театром руководил петербургский режиссёр С. Я. Спивак, среди прочего поставивший кассовую комедию «Мужской род, единственное число». С 2005 по 2008 года театр возглавляла Т. В. Ахрамкова - ученица легендарного А. А. Гончарова. В этот период вышли спектакли «Евграф - искатель приключений» (2006), «Куба - любовь моя» (2007) и другие.

В июле 2008 года художественным руководителем театра стал известный режиссёр А. В. Галибин. В сезон 2008-2009 гг. вышли сразу несколько спектаклей: «Я пришел» по пьесе современного белорусского автора Н. Халезина, «Авария» Ф. Дюрренматта, «Бабьи сплетни» по К. Гольдони. В. В. Мирзоев выпустил «Предательство» Г. Пинтера с М. Сухановым и А. Мерзликиным в главных ролях. Появилась детская сказка «Волшебный орех» по мотивам «Щелкунчика» Э. Т. А. Гофмана в постановке Р. Ибрагимова. Текущий сезон открылся премьерой по пьесе Ж. Жироду «Троянской войны не будет» в режиссуре А. В. Галибина.

На данный момент в труппе театра работают: народные артисты России В. Афанасьев, В. Коренев, заслуженные артисты России А. Константинова, Л. Лушина, Н. Павленкова, О. Гезе-Станицына, М. Гейхман, А. Пантелеев, Ю. Дуванов, Л. Зверинцев, В. Кутаков, артисты Л. Горин, К. Богданов, Е. Самарин, С. Рядинский, В. Кинах, Н. Трифилов, И. Коренева, Т. Майст, Т. Ухарова, Л. Розанова, Д. Рахимова, И. Гринева, Е. Морозова, О. Лапшина, П. Райкина, М. Ремизов, И. Савицкова, Л. Халилуллина.

В июле 2011 года художественным руководителем театра назначен народный артист России Валерий Белякович.

Репертуар

  • 39 ступеней Жанр постановки: комедийный детектив , (адаптация П.Барлоу) Автор постановки: оригинальная концепция С.Корбла и Н.Даймона Перевод: В. Хитрово-Шмыров
  • Авария Жанр постановки: обыкновенная комедия
  • Английская рулетка, или… миллион по контракту Жанр постановки: Романтический триллер в 2-х действиях
  • Бабьи сплетни Жанр постановки: комедия Автор постановки: Александр Галибин
  • Волшебный орех Жанр постановки: сказка » (инсценировка В.Игнатюк и Т.Ибрагимова) Автор постановки: Рамис Ибрагимов
  • В поисках чудесного Жанр постановки: балет-опера, посвящена кругу идей Георгия Гурджиева Автор: Автор постановки: Владимир Мирзоев в сотрудничестве с независимым хореографом из Торонто Кимом Франко. Декорации – В. Фишкин. костюмы – П. Каплевич , композитор – А. Шелыгин. 1997 год
  • Голуби Владимир Мирзоев , Сценография – В. Сулягин, костюмы – П. Каплевич . 1997 год. Приз за лучшийдебют года, главная мужская роль – А. Усов .
  • Женитьба Жанр постановки: Автор постановки: Владимир Мирзоев , 1994 год. Художники – Д. Алексеев, П. Каплевич
  • Кто сильней , Пария Жанр постановки: Автор постановки: Владимир Мирзоев , художник – П. Каплевич ,1994 год.
  • Куба - любовь моя Жанр постановки: Ностальгическая комедия-инсталляция
  • Любовь и карты Жанр постановки: Комедия в 2-х действиях Автор постановки: Владимир Красовский
  • Мастер и Маргарита Жанр постановки: трагикомедия Автор постановки: Сергей Алдонин
  • Мужской род, единственное число
  • Мужчина и женщины Жанр постановки: Французская комедия в 2-х действиях
  • Предательство Автор постановки: Владимир Мирзоев
  • Ромео и Джульетта Жанр постановки: фантазии между сном и реальностью по мотивам пьесы Автор постановки: Сергей Алдонин
  • Собачье сердце Жанр постановки: трагикомедия в 2-х действиях А.Ставицкого) Автор постановки: Александр Товстоногов
  • Стакан воды Жанр постановки: Карнавальная феерия в 2-х действиях Автор постановки: Сергей Алдонин
  • Тот этот свет Жанр постановки: , 1997

Сценография – В. Фишкин, костюмы – П. Каплевич

  • Троянской войны не будет Жанр постановки: драма Автор постановки: Александр Галибин
  • Хлестаков Автор постановки: Владимир Мирзоев , художник – П. Каплевич , 1996 год. Сценическая версия комедии Н. Гоголя «Ревизор» . Государственная премия за исполнение главной мужской роли – М. Суханов , приз газеты «Комсомольская правда» за лучшую комедийную женскую роль – Ю. Рутберг
  • Царевна-лягушка Жанр постановки: сказка
  • Чёрная курица Жанр постановки: сказка
  • Я пришёл Жанр постановки: ироническая притча

Труппа

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Театры по алфавиту
  • Театр им. Станиславского
  • Театры, основанные в 1948 году
  • Тверской район
  • Театры Москвы
  • Драматические театры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Московский драматический театр им. К. С. Станиславского" в других словарях:

    Московский Драматический театр имени К.С. Станиславского - Московский Драм. театр им. Станиславского МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени К.С. Станиславского, первоначально Оперно драматическая студия под руководством Станиславского (создана в 1935 как экспериментальная лаборатория по разработке его… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, первоначально ≈ оперно драматическая студия (основана в 1935) под руководством К. С. Станиславского, экспериментальная лаборатория по разработке его системы. В этой работе Станиславскому… … Большая советская энциклопедия

    МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. К. С. Станиславского, основан в 1935 как Оперно драматическая студия под руководством Станиславского, с 1943 Оперно драматический театр, с 1948 современное название. Главный режиссер в 1950 63 М. М. Яншин (см.… … Энциклопедический словарь

    Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича Данченко театр в городе Москве. Адрес: Москва, ул. Б. Дмитровка, 17 Метро: Пушкинская / Тверская / Чеховская Содержание 1 История 1.1 Здание 2 Труппа … Википедия

    Московский драматический театр театр, основанный В. С. Смышляевым в 1933 году, известен как Московский драматический театр под руководством Смышляева; был расформирован в 1936 году Московский драматический театр театр,… … Википедия

    Имени К.С. Станиславского, первоначально Оперно драматическая студия под руководством Станиславского (создана в 1935 как экспериментальная лаборатория по разработке его системы), с 1943 Оперно драматический театр, с 1948 современное название.… … Современная энциклопедия

Подробнее о театре

Электротеатр Станиславский

В январе 2015 года после глобальной реконструкции Московского драматического театра имени Константина Станиславского открылся новый театр, получивший название «Электротеатр Станиславский». Идеологом новой концепции стал режиссер Борис Юхананов, выигравший конкурс на художественное руководство театра вместе с командой единомышленников. Изменения были осуществлены при поддержке правительства Москвы и частного Фонда поддержки и развития Электротеатра Станиславский.

В 1915 году в этом здании был открыт электротеатр «Арс» (тогда кинотеатры назывались электротеатрами). А в 1950 году сюда въехал Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, преемник Оперно-драматической студии, последнего начинания великого режиссера. Эти исторические факты определили новое название театра, представляющего собой уникальное пространство, расположенное в самом центре Москвы.

Концепт Электротеатра включил в себя идею сопряжения оперного и драматического начал театра. А в основании концепта положен принцип генерирования художественной инновации, связанной с новыми стратегиями режиссуры.

Оснащенная по новейшим техническим стандартам Основная сцена предназначена для максимально разнообразного репертуара. Свои спектакли здесь ставят мастера режиссуры, драматической и оперной. Первым спектаклем Основной сцены стали «Вакханки» выдающегося греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, работая над которым, артисты Электротеатра погрузились в мир античного дионисийского мифа и энергетических и голосовых практик.

Еще до официального открытия театра на Основной сцене был осуществлен спектакль Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ» — первая и единственная постановка итальянского художника и режиссера в России. Спектакль был представлен в трех номинациях на «Золотую Маску». А в рамках фестиваля NET в Электротеатре был показан спектакль Кэти Митчелл «Дыхание».

Уникальные технические возможности сцены-трансформера позволили осуществить постановку немецкого режиссера и композитора Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Спектакль был участником Театральной олимпиады во Вроцлаве, номинировался на российскую национальную премию «Золотая Маска». В издательстве Электротеатра вышла книга Гёббельса «Эстетика отсутствия» — первый труд режиссера на русском языке.

С момента своего рождения Электротеатр, музыкальным руководителем которого является композитор Дмитрий Курляндский, стал единственной в России театральной площадкой, стратегически открытой современной академической и экспериментальной музыке.

Первым событием музыкальной жизни Электротеатра стал оперный сериал Бориса Юхананова «Сверлийцы». Музыку для «Сверлийцев» написали шесть ведущих современных российских композиторов, проинтерпретировавших каждый в своем ключе текст философско-поэтического романа о цивилизации под названием Сверлия. «Сверлийцы» были высоко оценены критикой, были представлены в 9 номинациях на премию «Золотая Маска» и стали вехой в новейшей истории оперы.

Важным опытом копродукции российского театра с крупным европейским фестивалем стала опера «Октавия. Трепанация» Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского, показанная на Holland Festival в год столетия русской революции. Осенью 2017 спектакль, представляющий собой концептуальное размышление о природе тирании, был показан на сцене театра «Олимпико» в Виченце.

Опера «Проза» композитора Владимира Раннева, в которой он выступил не только в качестве композитора, но и режиссером, соединила современную арт-анимацию, сложную вокальную партитуру и тексты Чехова и Юрия Мамлеева. А опера «Маниозис» композитора и режиссера Александра Белоусова, вышедшая на Малой сцене, стала примером радикального эксперимента в области электронной и академической музыки в камерном изложении.

Оперный блок Электротеатра и высокая концентрация событий позволили театру выйти на международную фестивальную сцену и превращают его в единственное в России место, где в интенсивном театральном процессе задействованы ключевые фигуры современной композиторской музыки.

Драматический репертуар Основной сцены представлен спектаклями зарубежных и российских режиссеров и масштабными проектами самого Бориса Юхананова.

Первым спектаклем Юхананова с артистами Электротеатра стала «Синяя птица» — трехдневное эзотерическое путешествие по пьесе Метерлинка в глубину советской империи. Главные роли — детей Тильтиля и Митиль — в этом спектакле играют старейшие актеры театра, Владимир Коренев и Алефтина Константинова. Спектакль пронизан их личными воспоминаниями об истории театра и страны. «Синяя птица» — технически самый сложный проект театра, в котором задействованы все возможности сцены.

«Стойкий принцип» в постановке Бориса Юхананова по текстам Кальдерона и Пушкина раскрывает актуальную сегодня тему нетерпимости и онтологической войны языком перфекционизма и театральной красоты.

Революционной инновацией стал пятидневный проект Бориса Юхананова «Золотой осел» по Апулею — воплощение нового типа театральной стратегии, основанной на отказе от формата. «Золотой осел» переосмыслил принятую в театре коммуникацию: процесс создания работы становится представлением. Этот принцип и называется «разомкнутое пространство работы».

За три года существования Электротеатра вышло 46 премьер, созданных как топовыми российскими режиссерами, так и дебютантами.

Хедлайнер современного российского театра Константин Богомолов превратил «Волшебную гору» Томаса Манна в радикальный художественный жест. Филипп Григорьян перевел сюжет мольеровского «Тартюфа» в контекст трагической российской истории — спектакль номинирован в трех номинациях на премию «Золотая Маска». Кинорежиссер Александр Зельдович в «Психозе» соединил текст Сары Кейн с видеоанимацией художников известной арт-группы АЕS+F. Владимир Космачевский и художник Юрий Хариков сочинили экспрессионистский спектакль о гибели цивилизации по пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца»; спектакль получил премию газеты «Московский комсомолец». Мультидисциплинарный проект Инны Дулерайн «Песни Пца» с участием современных художниц из Тайваня, Греции и Великобритании демонстрирует открытость Электротеатра к разным видам искусств. Режиссер Олег Добровольский перекодировал известную пьесу Дюрренматта «Визит старой дамы» в миф о пределах власти. Командой молодых российских режиссеров и художников была сочинена «Чайка» — живой опыт деконструкции пьесы Чехова, где каждый из режиссеров сыграл Треплева. Опыт переноса бродвейской драмы «Анна в тропиках» Нило Круза в изощренный драматический спектакль осуществил режиссер Александр Огарёв. В своем спектакле «Полковник-птица» по пьесе Христо Бойчева режиссер Роман Дробот обратился к травматическим аспектам темы войны в современной Европе.

На специально выстроенной театром Малой сцене, открывшейся в сентябре 2016 года, состоялись 10 дебютов: «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой в постановке Евгения Беднякова, «Идиотология» Клима Козинского по роману Достоевского, «Пятно на стене» режиссера Полины Fractall по тексту Вирджинии Вулф, «Love Machines» Марии Чирковой по поэме философа Кети Чухров, «Бунин» Светланы Прохоровой по рассказам Ивана Бунина, «Дом Бернарды Альбы» Лорки в постановке Алисы Селецкой, «На мудреца» Георгия Грищенкова по пьесе Островского, «Скучная история» Василия Скворцов по повести Чехова, «Андромаха» Лейсан Файзуллиной по трагедии Расина и «Зойкина квартира» по пьесе Булгакова в режиссуре Ольги Лукичёвой.

Оснащение Малой сцены позволяет проводить кино- и видеопоказы. Здесь прошел показ фильма Жака Риветта «OUT 1», гостем которого был актер Жан-Пьер Лео.

Открывшийся спектаклем «Галилео. Опера для скрипки и ученого» летом 2017 года Театральный двор стал «московским Авиньоном» — оpen-air площадкой, пригодной для концертов, спектаклей, кинофестивалей и лекций. Опера «Галилео» номинирована на премию «Золотая Маска» в трех номинациях.

В фойе театра, включающего кафе и книжную лавку, на лестнице и в гардеробе разворачивается насыщенная жизнь Электрозоны. Эти площадки используются для лекций, перформансов, концертов современной музыки, кинопоказов, выставок и спектаклей.

Здесь осуществляются мощные выставочные проекты и инсталляции: резонансными событиями стала инсталляция Кэти Митчелл и Музея Виктории и Альберта «Пять истин», а также видеоинсталляция Бориса Юхананова, Дмитрия Курляндского и Елены Коптяевой «Тающий апокалипсис», запечатлевшая диалоги Бориса Юхананова с Кастеллуччи, Гёббельсом и Терзопулосом. Интеллектуальная активность театра подкреплена издательской деятельностью линии «Театр и его дневник», выпускающей книги по теории театра и смежных искусств. Просветительская и творческая деятельность Электрозоны собирает вокруг себя широкую аудиторию и создает необходимый сегодня театру контекст.

В мае 2017 года Электротеатр Станиславский вошел в состав Союза театров Европы.

Уникальный статус и художественная политика сделали Электротеатр местом, где складывается образ новой коммуникации. Практика Электротеатра отражает существо современной культуры, предполагающей открытый диалог с человеком.

Электротеатр Станиславский — это прекрасно оснащенное и комфортабельное арт-пространство в самом центре Москвы, на улице Тверская 23.

Открытый после реконструкции в 2015 году театр — это квинтэссенция драматического театра и новой музыки. В стенах театра генерируются художественные инновации, процветает современная режиссура.

Название символически сочетает в себе тройное наследие: Электротеатр «Арс» (1915 год), оперно-драматическая студия К.С. Станиславского (1935 год), Московский драматический театр им. К.С. Станиславского (1950 год).

За три года афиши Электротеатра представили 46 премьер спектаклей как дебютантов, так и прославленных режиссеров:

  • «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи;
  • «Вакханки» Теодороса Терзопулоса;
  • оперный сериал Бориса Юхананова «Сверлийцы».

С мая 2017 года Электротеатр Станиславский является членом Союза театров Европы.

На нашем сайте вы можете ознакомиться со всем насыщенным репертуаром театра. Лучше позаботиться о приобретении билетов заранее, подобрав удобное место по схеме рассадки и по категории цен.

Антураж Электротеатра Станиславский

Основная сцена-трансформер предоставляет уникальные технические возможности для реализации проектов любой сложности. В 2016 году для режиссерских дебютов открыта Малая сцена, которая используется также для кино- и видеопоказов. Вы не найдете в зале бархатных кресел, но удобно расположитесь, а соседи не будут загораживать вам сцену.

В фойе функционирует Электрозона. В ней задействованы кафе, книжная лавка, лестница и гардероб. Это место для перформансов, лекций, дискуссий, кинопоказов, концертов современной музыки. Электрозона включает также образовательный проект «Школа современного зрителя и слушателя». В театральном дворе проходят мероприятия под открытым небом.

Преимущества заказа билетов на kassir.ru

На нашем сайте всегда свежая информация и актуальные цены от театра. Вы можете изучить репертуар Электротеатра Станиславский, выбрать мероприятие по душе и купить билет онлайн (перейдите по ) или в наших театральных кассах в Москве.

При оплате онлайн электронный билет приходит на указанный e-mail. Можно оформить заказ с доставкой, тогда билет доставит курьер по Москве и ближайшему Подмосковью. При необходимости вы сможете вернуть его, ознакомившись с нашими правилами по .

Четырехэтажное здание по адресу улица Тверская, 23 — по соседству с Английским клубом (Музеем Революции — Государственным центральным музеем современной истории России) — было построено в XIX веке в качестве доходного дома. В 1915 году из строения стали извлекать доход иного рода. Здесь открылся один из самых известных в Москве «электротеатров» — кинотеатр «Арс». При советской власти здание было постепенно отвоевано детским театром Натальи Сац, просуществовавшим по этому адресу до 1936 года. С 1937-го здесь располагался Московский театр юного зрителя. А чуть больше десятилетия спустя сюда въехал драматический театр им К. С. Станиславского, выросший из оперно-драматической студии, которую некогда основал и возглавлял сам мэтр русской режиссуры.

С приставкой «электро»

Театр Станиславского, как его обычно называли, просуществовал в своем изначальном виде долгие десятилетия, был весьма популярен, особенно в 1950—1960-х годах, знал и творческие кризисы. Но в 2015-м изменилось практически все.

Теперь на здании по адресу Тверская, 23 написано: Электротеатр Станиславский. На поверхности — желание подчеркнуть преемственность обновленного театра как со студией Станиславского, так и с кинотеатром «Арс». Впрочем, вряд ли у многих нынешних москвичей (кроме знатоков старой Москвы) новое название вызовет ассоциации с кино. Скорее подумают, что театр хочет заявить о себе как о сценической площадке нового типа, использующей современные технологии для создания иной визуальной среды. И это будет мысль в правильном направлении.


Концепция театра-трансформера предусматривает создание для каждого отдельного спектакля особой конфигурации сценического пространства и специально подобранной расстановки зрительских мест, которая позволяет каждому зрителю сполна воспринять замысел постановки.

Инициатором перемен стал новый художественный руководитель — режиссер театра, кино и телевидения Борис Юхананов, известный также как продюсер, актер, писатель, педагог и один из пионеров российского киноавангарда (кстати, кино в стенах Электротеатра тоже иногда показывают, но, разумеется, не мейнстрим). Радикально изменили не только дизайн интерьеров (над проектом работало знаменитое архитектурное бюро Wowhaus) — была реализована концепция театра-трансформера, в котором Основная и Малая сцены, а также другие помещения могут быть приспособлены для проведения спектаклей, шоу, презентаций и т. д.

Сцену — на сувениры

«Работа по реконструкции, которую нам предстояло выполнить, — рассказывает Сергей Котов, технический директор Электротеатра, — содержала немало трудностей инженерного характера. Да, в этом здании долгое время работал популярный московский театр, но, вообще говоря, это все-таки кинозал, и театр в классическом смысле тут устроить сложно. Над залом большой сцены — еще один этаж, то есть нет возможности организовать колосниковое пространство. Для крепления кулис и декораций использовали несколько штанкетных подъемников (труба, подвешенная на тросах). Сцена была маленькая — высотой 80 см и размером 10 х 10 м, то есть закулисного пространства тоже практически не было. Правда, в сцену ухитрились вмонтировать круг для быстрой смены декораций. Все это пришлось разобрать. Единственное, что нам сносить не разрешили, — балкон зрительного зала. Он считается исторической ценностью: с него как-то раз выступал Ленин. А из сцены, которая помнила многих популярных актеров разных поколений, мы напилили кубиков. На память, как сувениры».


В условиях неизбежных ограничений, которые накладывала реальность исторического здания, команде, занятой реконструкцией, приходилось искать нетрадиционные решения. По пути предшественников не пошли и от штанкетов, также поглощающих немало пространства, отказались. Вместо этого на потолке зала большой сцены смонтировали технологический потолок — нечто вроде металлической решетки. По всей площади конструкции с небольшим шагом закрепили ролики, на которые накидывались тросы от закрепленных на стене малошумных электролебедок. Получилась система из покрывающих весь зал подъемников, на которые можно подвешивать перемещающиеся по вертикали осветительные приборы, элементы декораций и т. д. Подъемники управляются с компьютера, программа может синхронизировать их работу, собирать несколько подъемников в группы — иными словами, получился точный и гибкий инструмент работы с пространством зала. При этом над головами зрителей остается достаточно воздуха.


«Театр представляет собой единое цифровое мультимедийное поле, — говорит Сергей Котов. — Все помещения связаны друг с другом оптоволоконной сетью под управлением сервера. Можно слушать и смотреть спектакль на одной из сцен, находясь, например, в студии звукозаписи. И одновременно с высоким качеством записывать звук. Все подъемники и светильники управляются оператором с компьютера или работают под управлением запущенной программы».

Сконструированный звук

«Еще одна проблема, с которой нам пришлось столкнуться, — это акустические характеристики старого зала, — продолжает свой рассказ Сергей Котов. — Идея театра-трансформера предполагала, что звук из каждой точки зала должен одинаково хорошо распространяться в любую другую точку. Чтобы добиться этого, нам пришлось заказывать акустический проект и перестраивать зал согласно расчетам. В итоге стены получили волнистый рельеф и серый цвет из-за специальной акустической штукатурки.


На фото зала большой сцены хорошо видны акустические стены, имеющие волнообразный рельеф и покрытые специальной штукатуркой. Черные решетчатые конструкции — технологические стены и технологический потолок.

В дополнение мы оборудовали зал высокотехнологичной системой звукоусиления, которая позволяет создавать интересные звуковые эффекты — например, заставлять звук истекать практически из любой точки зала. Увидеть наши акустические стены можно не всегда: иногда, если того требует замысел спектакля, они задрапировываются черными шторами. Кроме того, вдоль стен сооружены конструкции, аналогичные технологическому потолку. Это решетки, имеющие стандартные крепления для размещения декораций, светильников, мультимедийных экранов. Кстати, подобные же технологические стены и потолок есть и в фойе. С их помощью мы легко можем трансформировать это большое помещение для спектаклей, выставок и других событий».

В нашем рассказе об истории здания бывшего «Арса» пропущена одна интересная страница. В 1930-е годы этот дом передвинули на новую красную линию, намеченную для расширяемой Тверской (улица Горького). Делалось это так: под зданием прокладывали рельсы, дом отпиливали от фундамента, поднимали на домкратах, под него подводили катки и буксировали здание к месту назначения. Так вот, при реконструкции нижних помещений театра обнаружили фрагмент одного такого рельса. И решили оставить его на месте. Это тоже память.


Диалог с виртуальностью

Электротеатр насыщен современной техникой — и обычной, вроде студии звукозаписи или аппаратной видеомонтажа, и не очень. Заходим в зал и видим, что сцену от зрительного зала отгораживает какая-то рама с натянутой пленкой (театр готовится к премьере спектакля «Проза»). Перед нами элемент технологии Musion Eyeliner. Ее используют для совмещения происходящего на сцене с видеоизображением. Таким образом устраивают, например, совместные выступления с Майклом Джексоном, Элвисом Пресли или другими звездами, покинувшими сей бренный мир.


Для своих постановок Электротеатр Станиславский шьет сотни костюмов и создает множество оригинальных декораций. На фото — уменьшенный макет Boeing 777.

Проектор посылает видеоизображение на горизонтальный экран, с экрана оно отбрасывается на полупрозрачную-полузеркальную пленку, поставленную перед сценой под определенным углом. Так достигается иллюзия одновременного присутствия на сцене реального и виртуального. В спектакле Электротеатра все еще сложнее. Там в единую картинку собираются актеры, стоящие на сцене, видео и изображения еще двух актеров, которые как бы парят в воздухе. На самом деле они находятся в невидимой зрителю «яме» на ложах, покрытых черной тканью, а их появление на сцене — фокусы зеркального отражения. Кстати, иллюзия возникает только тогда, когда зритель смотрит на сцену с определенного ракурса, поэтому специально рассчитывался наклон партера. Для другого спектакля и наклон может быть другим, и кресла могут ставиться совершенно иначе, хоть поперек зала, хоть вдоль. Это и есть зал-трансформер.


Магический шар с видеокартинкой.

Наверное, театры классического образца с чинным фойе, бархатными кулисами и колосниками над сценой еще долго будут в чести у поклонников сценического искусства. Но времена меняются, и закономерно появление площадок, расширяющих возможности театральной режиссуры и позволяющие взглянуть на искусство Мельпомены с иных ракурсов. Что это за возможности и ракурсы, можно узнать в Электротеатре Станиславский. Там, где раньше был «Арс».