Тайны знаменитых картин. Разгаданные и неразгаданные тайны ван гога Ван гог видел воздушные потоки

Парадоксальное открытие на днях сделали российские и европейские математики. Они в прямом смысле вычислили уникальный дар великого голландского живописца. Оказывается, он видел то, что простым смертным не дано, - воздушные турбулентные потоки. Ван Гог, сам о том не подозревая, может спасти человечество от авиакатастроф, полагают ученые. Ведь раньше описать явление турбулентности, невидимое невооруженным глазом, ученые не могли.

Как и многие гении, великий Ван Гог был, мягко говоря, странен. Известен факт, что в минуту душевного кризиса он отрезал себе ухо. Однако все это не было обычным умопомрачением.
- Исследование математической модели картин великого голландского художника показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу турбулентные вихревые потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя, - рассказал нам профессор Московского авиационного института Виктор Козлов. - Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.
Основы современной теории турбулентности были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 1940 годы XX века. Однако точного ее описания по сей день нет. Теперь ситуация может измениться.
По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, "Звездная ночь", написанная в 1889 году) содержат характерные "статистические отпечатки" турбулентности. Как отмечают ученые, "турбулентные" произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. В это время живописца посещали галлюцинации, мучили депрессии. Видения, которые не давали Ван Гогу покоя, выливались на его полотнах в неровно, как будто нервически закрученные спирали. Он не раз признавался друзьям, что, сделав очередной набросок, успокаивается на какое-то время, словно выполнил некую важную миссию.
- По всей видимости, Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства, - рассуждает профессор Козлов. - В то же время у художника есть картины, где "следы турбулентности" незаметны. К их числу принадлежит известный "Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом" (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов, в частности брома, и, по его собственным словам, был в состоянии "полного покоя".
- Дар Ван Гога уникален, - говорит наш собеседник. - Исследователи оцифровали его произведения и математически их рассчитали. По всей видимости, он единственный художник, который умел рисовать турбулентность. Картины других живописцев, даже сходные по манере письма, не содержат в себе соответствия теории Колмогорова. По этой причине именно творчество Ван Гога может стать поворотным для современной науки. С его помощью ученые собираются развить теорию турбулентности и наконец объяснить это явление. Его разгадка поможет, например, решить данную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.
Кто знает, может быть, "миссией", "предназначением" Ван Гога, о которых он говорил друзьям, было в том числе спасение далеких потомков? В таком случае всегда ли правы медики, обеспечивающие своим пациентам "полный покой"?

Жизнь Винсента Ван Гога, как переплетение всевозможных случайностей и событий, покрыта тайнами и слухами. До сих пор ученые спорят о причинах психического расстройства и внезапной смерти великого автора. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника.

Судьба была жестока, отпустив Ван Гогу всего 10 лет активной творческой жизни, но и этого короткого срока хватило, чтобы он превратился в мастера с оригинальной манерой живописи. Благодаря постоянному труду, выработанному таланту и собственному неповторимому взгляду на мир, Ван Гог сумел создать настоящие шедевры импрессионизма.

Автопортрет с трубкой

История про ухо


По одной из версий Ван Гог отрезал себе ухо сам. Есть несколько распространенных предположений, связанных с этим фактом: одни считают, что он отрезал не все ухо, а только мочку из-за сильнейшей боли, вызванной воспалением, другие, что он отрезал ухо из-за отсутствия спроса на его картины. Однако достоверно известно, что Ван Гог в это время проживал в южной Франции с другим художником Полем Гогеном, с которым и завязалась небольшая потасовка из-за местной проститутки. В этой потасовке и пострадало ухо Ван Гога.

Интерактивная интерпретация картины «Звездная ночь»


Винсент создал свою знаменитую картину «Звездная Ночь» во время пребывания в психиатрической лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс (Франция).

Эксцентричный чудак


Ван Гог часто удивлял своего брата странными поступками. Однажды он снял четырехкомнатный флигель за 15 франков в месяц и купил в него мебели на 300 франков. В 1888 году Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от непонимающих его парижских художников и критиков. Вскоре он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». «Вся штука здесь в колорите, - пишет он брату Тео, - упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне».

Непризнанный гений


Загадка смерти


Винсент Ван Гог умер в 1890 году после выстрела себе в грудь. Он был в отчаянии от безысходности. Он понимал, что является обузой для брата Тео, который был рядом в самые сложные моменты жизни. Попытка самоубийства не удалась, он прожил еще два дня, пока не умер. Тео Ван Гог собрал большую часть его работ, а его жена опубликовала картины Винсента. Недавно ученые Стивен Неифи и Грегори Вайт Смит сделали заявление, которое отбрасывает устоявшуюся версию о смерти художника. Они утверждают, что вопреки распространенному мнению, больше похоже на то, что смерть Винсента Ван Гога похожа на несчастный случай. Он был случайно застрелен двумя мальчишками из неисправного пистолета.

Наследие художника


Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.

Цитаты Винсента Ван Гога (из писем к брату Тео)

● Нет ничего более художественного, чем любить людей.

● Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, - только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.

● И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.

● Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.

● Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.

● Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.

● Благословен тот, кто нашёл своё дело.

● Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.

● Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.

● Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.

● Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.

● Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.

● Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.


Картину «Звездная ночь» Винсента Ван Гога многие называют вершиной экспрессионизма. Любопытно, что сам художник считал ее крайне неудачной работой, да и написана она была в момент душевного разлада мастера. Что же такого необычного в этом полотне – попробуем разобраться далее в обзоре.

1. «Звездную ночь» Ван Гог написал в психбольнице


Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника. За несколько месяцев до этого к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обменяться картинами и опытом. Но плодотворного творческого тандема не получилось, и через пару месяцев художники окончательно рассорились. В пылу эмоционального расстройства Ван Гог отрезал себе мочку уха и отнес ее в бордель к проститутке Рашель, которая благоволила Гогену. Так делали с быком, поверженным на корриде. Матадору доставалось отрезанное ухо животного.

Гоген вскоре после этого уехал, а брат Ван Гога Тео, видя его состояние, отправил несчастного в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Именно там экспрессионист создал свое знаменитое полотно.

2. «Звездная ночь» - это ненастоящий пейзаж


Исследователи напрасно пытаются вычислить, какое же созвездие изображено на картине Ван Гога. Художник взял сюжет из своего воображения. Тео договорился в клинике, чтобы для брата выделили отдельное помещение, где он мог бы творить, но на улицу душевнобольного не выпускали.

3. На небе изображена турбулентность


То ли обостренное восприятие мира, то ли открывшее шестое чувство заставили художника изобразить турбулентность. В то время вихревые потоки нельзя было увидеть невооруженным взглядом.

Хотя за 4 века до Ван Гога подобное явление изобразил еще один гениальный художник Леонардо да Винчи.

4. Художник считал свою картину крайне неудачной


Винсент Ван Гог считал, что его «Звездная ночь» - не лучшее полотно, ведь оно было написано не с натуры, что было для него очень важным. Когда картина попала на выставку, художник довольно пренебрежительно сказал о ней: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня» . Однако для экспрессионистов, считавших, что самое главное – это проявление чувств, «Звездная ночь» стала почти иконой.

5. Ван Гог создал еще одну «Звездную ночь»


В коллекции Ван Гога была еще одна «Звездная ночь». Потрясающий пейзаж никого не может оставить равнодушным. Сам художник после создания этой картины писал брату Тео: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд» .

Сегодня работы этого художника стоят баснословных денег, а ведь

Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога (van Gogh) (1853 - 1890) показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.


Физик Хосе Луис Арагон (Jose Lois Aragon) из мексиканского Национального Автономного Университета (National Autonomous University of Mexico) и его соавторы обнаружили на полотнах Ван Гога распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.


По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, «Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные «статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают ученые, «турбулентные» произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства».


У художника есть картины, где незаметны «следы турбулентности». К их числу принадлежит известный «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом» (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов (брома) и, по его собственным словам, был в состоянии «полного покоя».


Исчерпывающая математическая модель турбулентности до сих пор не создана. Основы современной теории были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 40-ые годы XX века. Его работа, в частности, позволила получить уравнения, описывающие разницу скоростей между двумя любыми точками жидкости в турбулентном потоке.


Исследователи оцифровали произведения Ван Гога и рассчитали вероятность того, что два пикселя, находящиеся на определенном расстоянии будут обладать одинаковой яркостью. По их мнению, глаз наиболее чувствителен именно к показателям яркости и в ней заложена главная информация картины. Некоторые из работ Ван Гога оказались явно подчинены математическим закономерностям, выявленным Колмогоровым при описании турбулентности, если вместо скоростей точек в потоке рассматривать распределение яркостей.


Хосе Луис Арагон отмечает, что Ван Гог – единственный художник, который умел рисовать турбулентность: «Мы изучили другие "хаотические" картины нескольких художников и не обнаружили в них соответствия теории Колмогорова. Например, на картине Эдварда Мунка (Munch) (1863 - 1944) «Крик», которая выглядит очень похожей на вихри Ван Гога, распределение яркости не соответствует теории турбулентности».


Ученые отмечают, что стиль и некоторых других художников может быть описан математическим формализмом. Например, в «капающей» манере письма Джексона Поллока (Pollock) (1912 - 1956) отчетливо видны фрактальные структуры.