Статуя николая 1. Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.

Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.

Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Главным архитектором был выбран Огюст (Август Августович) Монферран. Ведь тот руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Монферран умер, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

По замыслу Монферрана, всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Барельефы повествовали бы о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Был составлен и утверждён перечень этих событий:

1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год – император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого «холерного бунта»;

1832 год – император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;

1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Конечно, это далеко не все важные события, а уж тем более заслуги. Всё-таки не зря говорится, что лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Николая I, третьего сына императора Павла I, к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части. Но, вступив на трон – коронация состоялась 22 августа 1826 года, – он приложил все усилия для укрепления империи. После унылых последних лет царствования Александра I воцарение Николая внесло явное оживление в жизнь страны и Петербурга. Довольно скоро новый император сумел завоевать симпатии общества. Современник писал: «С некоторого времени общественная жизнь в здешней столице приняла другое направление: во всех сословиях видно более живости, более стремления к наслаждениям, что почитается всегда признаком несомненного благосостояния и спокойствия духа… Никогда не было здесь столько частых балов, как нынешней зимою, и даже сделан опыт к заведению общественных собраний…»

Общество поддерживало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы. При нём в 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги. Из Петербурга в Царское Село отправился первый поезд, а в 1851 году первый поезд проследовал из Петербурга в Москву. В 1839 году на Пулковской горе под Петербургом состоялось открытие Главной астрономической обсерватории Императорской Академии наук. В 1842 году начала работать первая в России телеграфная линия.

Больше всего Николай I уделял внимание образованию в военной сфере. За время его правления было создано 11 кадетских корпусов. Был учрежден общий устав императорских Российских университетов. Разрешено открытие частных школ.

Среди реформ особое место занимает финансовая. Денежное обращение пришло в порядок: в употреблении были золотая и серебряная монета и равноценные им бумажные деньги. Интересно, что в те же годы впервые в мире была осуществлена чеканка платиновых монет достоинством 3, 6 и 12 рублей. Деньги были нужны для решения одной из главнейших проблем огромной империи – дорожной. В правление Николая Павловича было устроено свыше десяти тысяч километров шоссейных дорог, а после открытия первой железной дороги было проложено около одной тысячи километров железнодорожного пути. Было проведено свыше двух тысяч километров электрического телеграфа.

Общая высота памятника – более 16 метров. Вокруг памятника установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. Считается, что в них можно разглядеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Главную часть памятника – конную статую – создавал скульптор Пётр Карлович Клодт. Перед Петром Карловичем, известным к тому времени мастером, автором «Укротителей коней» на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая I на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана.

Появился новый вариант скульптуры, где главное – это стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. И в то же время неподвижно-торжественная, в чём-то даже суровая фигура всадника.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому император изображён в мундире конногвардейцев.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника, мол, ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры, и закрепить её на двух точках – задних ногах вставшего на дыбы коня, – без какой-либо дополнительной опоры.

Считалось, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер.

При советской власти памятник, как прочие монументы царям, собирались снести. Точнее, заменить изображение Николая I на статую красного командира Чапаева. Сохранить эту достопримечательность всё-таки удалось. Искусствоведы пытались представить властям монумент не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. И композиционный центр Исаакиевской площади – памятник Николаю I, – уцелел.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Наставление сыну моему Николаю Михаиловичу Палицыну{69} «1. Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться поспешно; потом молиться Богу, полагая крест правильно, читая вслух, но не громко утренния молитвы, - потом с приличными поклонами,

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков Алексей Юрьевич

Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II Государь!Мы, рабочие города С. - Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы - родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник) Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный

Из книги Наследие Чингисхана автора Трубецкой Николай Сергеевич

1. Памятник на “площади Евразии” Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938) по праву может быть назван “евразийцем номер 1”. Именно ему принадлежат основные мировоззренческие тезисы, с которых началось это удивительное творческое мировоззрение. Князь Трубецкой может

Из книги Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых автора Хрусталев Владимир Михайлович

Петиция петербургских рабочих Николаю II Государь!Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над

Из книги Русский мир [Сборник] автора Толстой Лев Николаевич

«Не верьте, что народ вас любит…» (Из письма Л.Н. Толстого царю Николаю II) Любезный брат!Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку – брату. Кроме того еще и потому, что пишу вам как бы с

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

ПИСЬМО К НИКОЛАЮ II Родился я в Москве, в семье профессора моек. университета. У отца моего было 11 человек детей, кои все устроены трудами отца. Воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой. Меня, последнего сына, отец свез в Петербург и успел

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 11 Роман на Исаакиевской площади Граф Александр Григорьевич едва ли был счастлив в семейной жизни, хотя имел несколько детей.Григорий, один из его сыновей, стал знаменит благодаря роману с великой княгиней Марией Николаевной, старшей дочерью императора Николая I.

автора

20 МАРТА 1831 г. ИЗ ЗАПИСКИ ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТА ОПОЧИНИНА НИКОЛАЮ I С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБ ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К РАЗЛИЧНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ С приближением благословенной той минуты, где должны уничтожаться все зловредные для России замыслы мятежников польских, нужно

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

28 НОЯБРЯ 1831 г. ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ НИКОЛАЮ I, ОСНОВАННЫЙ НА ЗАПИСКЕ МОГИЛЕВСКОГО ГУБЕРНАТОРА М. Н. МУРАВЬЕВА Е. и. в. благоугодно было высочайше повелеть нам рассмотреть представленные в. в. статс-секретарем Блудовым соображения по всеподданнейшей

автора

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Политическая полиция Российской империи между реформами [От В. К. Плеве до В. Ф. Джунковского] автора Щербаков Е. И.

№ 11. Телеграмма Минского губернатора П. Г. Курлова Николаю II 14 января 1906 г.Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что сего числа в 12 час. дня, когда я с офицерами местного гарнизона выносил из кафедрального собора гроб скончавшегося Начальника

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

VII. Важн?йшія сооруженія временъ императора Александра II. – Памятники Крылову, Николаю I, Екатерин? II. – Литература и искусство. Хотя главн?йшія заботы царствованія Александра II направлены были къ государственному переустройству имперіи, но въ то же время сд?лано было

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

От Александра I к Николаю I. От России-«освободительницы» до «жандарма Европы» В 1796 г. Екатерина II умирает. Россия в этот момент представляет собой империю площадью 19 млн кв. км, на которой проживает 36 млн жителей; за время правления императрицы территория государства

Описание

Памятник императору Николаю I является композиционной доминантой Исаакиевской площади. Великолепная архитектурная, инженерная и скульптурная композиция объединяет вокруг себя шедевры архитектуры, созданные зодчими Европы и России на протяжении двух столетий.

Сооружена архитектурно-скульптурная композиция была в 1856 – 1859 годах после смерти императора. Проект памятника принадлежит французскому инженеру-архитектору Анри Луи Огюст Рикар де Монферрану (1786 – 1858 гг.). Петр Карлович Клодт выполнил скульптурную композицию. Великолепный синтез искусств – архитектуры, скульптуры, инженерного и камнерезного дела – плод творческого союза талантливых мастеров своего времени: архитекторов Н. Ефимова и А. Пуаро, скульпторов Р. Залемана и Н. Рамазанова.


Памятник императору Николаю I интересен своим сложным композиционным решением, где большое значение имеет постамент с его декоративным убранством. Он является образцом камнерезного дела в России и богатства империи, цоколь выполнен из сердобольского гранита, основной объем постамента отделан красным гранитом, порфиром, белым мрамором. Торжественный пьедестал монумента по четырем углам украшен великолепными женскими скульптурами. Портретное сходство жены и дочерей императора узнаются в скульптурных женских аллегорических фигурах, воплощающих Мудрость, Силу, Веру и Правосудие.


Особый интерес представляют бронзовые горельефы, расположенные на пьедестале. Они зримо повествуют о важных исторических событиях, произошедших в период правления Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: заговор и восстание декабристов, целью которых было свержение монархии и установлению конституционного строя в России (1825 г.), усмирение холерного бунта на Сенной площади в Санкт-Петербурге (1831 г.), награждение М. М. Сперанского – создателя первого свода законов в Российской империи (1832 г.), открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт - Петербург - Москва (1851 г.).

Памятник императору Николаю I (общая высота 16 метров) является грандиозным, величественным сооружением, одновременно точно выверенная гармония всех частей памятника и тонкая, сложная пластика скульптурных групп создают ту пространственно-художественную композицию, которая по праву является центром одной из красивейших площадей Европы. Великолепную картину дополняют фонари тонкой искусной работы, фланкирующие памятник с четырех сторон.


Особый интерес представляет конная статуя императора Николая I. Государь являлся шефом конногвардейского полка, именно в соответствующем мундире он отображен на постаменте. Удивление вызывает фигура коня, на котором восседает император. Петр Карлович Клодт путем математических вычислений определил всего две точки опоры для коня бронзового всадника, устремленного вперед – к будущим победам государства российского. Задние ноги коня, на которые приходится вся нагрузка конной статуи, для верности были соеденены с пьедесталом металлическими костылями.

Памятник императору Николаю I – один из самых сложных и выразительных образцов архитектурного и художественного творчества европейских и русских мастеров.

о ширине железнодорожной колеи 1524мм она стала только в 1900 году

Я не специалист в этой области. Доверяю источникам. которые рассказывают много интересного, например:
"Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6" (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4"81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4"81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6".
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4"81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5" (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм."

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I.
Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I.

Тимм Василий Федорович
Торжественное открытие памятника Императору Николаю I в Санкт-Петербурге

Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.

Официальная история сообщает: в феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование памятника Николаю I.
Архитектору О. Монферрану было поручено представить "соображения о памятнике Николаю I". Проект был утвержден в мае 1856 года, через месяц определено место установки памятника - напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.
Любопытный факт: конный памятник на этом же самом месте уже был запечатлён
И. Шарлеманем ещё в 1840-е годы:


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета.
Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

Ему же был известен общий вид монумента ещё при жизни Николая I:


"Памятник Николаю I". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя и Дюрюи.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.).

Шокирующая для рисунка с натуры дата:


Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку с натуры И. Шарлеманя. Памятник Николаю I.
Литография, раскрашенная от руки акварелью, гуашью. 1853 год.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.). Фрагмент.


Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы.


Литограф К. Шульц по рисунку И. Шарлеманя.
Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы. Фрагмент.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Фрагмент.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I:


"14 декабря 1825 года" (север) - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II)


1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта"; (запад).


1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи"; (юг).


1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге, (восток).

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача.
В начале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом.
Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями.
Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.
Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

В 1860 году вокруг памятника была установлена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Бонштедта.

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.


памятник Николаю I

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя.
Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор.
В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям.
Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади.

В.С.Садовников. Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. 1856.


Открытие памятника Николаю I. 1857 г. В.Садовников. Акварель.

Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.


памятник Николаю I

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено.
Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.


Санкт-Петербург и пригороды

Конная статуя императору России Николаю Павловичу Романову, вошедшему в историю под именем Николая I, находится в центре Исаакиевской площади с 25 июля 1859 года. Она продолжила череду конных памятников российским монархам, начатую Медным всадником Петра Великого и продолженную Павлом I . Этот красивый и сложный монумент сильно рисковал в советское время из-за противоречивой личности императора, запомнившегося, в основном, усмирениями, подавлениями и военной муштрой. Однако вовремя выдуманный миф об уникальности памятника, имеющего всего 2 точки опоры (ноги коня), помог отговорить функционеров от культуры от планов по его сносу. (Во время реконструкции выяснилось, что тонкий математический расчет основательно подпирают два металлических столба, связывающих копыта с постаментом).

16-метровый памятник выполнен в виде фигуры всадника на пьедестале. В отличие от Медного всадника, он представляет собой не цельную каменную глыбу, а композитную конструкцию из разных пород: в облицовке архитекторы Н. Ефимов , А. Пуаро и скульпторы Р. Залеман , Н. Рамазанов использовали мрамор, шокшинский порфир, красный финский и темно-серый сердобольский гранит. Для создания скульптуры коня к проекту был привлечен Петр Клодт , ранее создавший известную скульптурную группу Аничкова моста. Разработкой проекта руководил француз Огюст Монферран , к тому времени уже несколько десятков лет проведший в России в работе над такими достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга, как Александринская колонна и Исаакиевский собор .

Всадник в форме Кавалергардского полка, как считается, передает некоторые черты характера императора Николая I: гордая и властная посадка на вставшем на дыбы коне (нередко символизировал Россию в целом), присущее ему при жизни тщеславие, нашедшее выражение в стремлении быть во всем похожим на своего предка - Петра Великого (расположение двух памятников на одной линии не случайно). В свете некоторой претензии, сквозившей в фигуре, а также общего впечатления о годах правления Николая I скорое появление известной характеристики не кажется безосновательной: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Барельефы на пьедестале запечатлели главные исторические достижения, которые, по мнению современников, отличали правление императора, например: подавление восстания декабристов (1825 год), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 год), награждение М. Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 год), торжественное открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва (1851 год). С каждой стороны памятника поставлено по высокому фонарю, которые завершают ансамбль.

Это место в Петербурге чрезвычайно богато на достопримечательности. Кроме собора и памятника, на Исаакиевскую площадь также выходит Мариинский дворец , Манеж , гостиница Напомним также, что большая часть площади является Синим мостом, который считается самым широким в Петербурге (93 метра). Ближе к набережной Невы расположено бывшее здание Сената и Синода (ныне здесь располагается Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) и Медный всадник . Передохнуть от изучения всего этого великолепия можно в разбитом в 60-е годы XIX века перед Исаакиевским собором сквере.