Старинная это музыка или современная.

8 класс. 1 четверть

Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса : средний уровень развития.

Вид урока : закрепление ранее изученного материала.

Цель урока : развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока : осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок музыки «Искусство вокруг нас»

8 класс. 1 четверть

Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса : средний уровень развития.

Вид урока : закрепление ранее изученного материала.

Цель урока : развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока : осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

План урока

Этапы урока

Задачи, реализуемые на этом этапе

Методы музыкального образования, используемые на этом этапе

Виды деятельности

Музыкальный материал, используемый на уроке

1 этап

Определить в чём отличие знания научного от знания художественного

Перспективы и ретроспективы;

Размышления

Творческое задание в парах

Работа в парах по заполнению таблицы

2 этап

Выявить специфику музыки и её место в ряду других видов искусств

Размышления

Перспективы и ретроспективы

Интонационно-образный анализ музыки

Слушание

Фрагменты музыки Глинки, Мусоргского, Чайковского, Бетховена

К. Сен-Санс «Лебедь»

Видеофрагмент «Умирающий лебедь»

3 этап

Закрепить знания о роли искусства в формировании творческого мышления человека

Художественного контекста

Нравственно-эстетического отклика на музыку

Исполнение песни

Песня по выбору учащихся

Ход урока «Искусство вокруг нас»

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству» (Т. Манн)

Учитель: Во все века своего существования человек стремился познать и понять окружающую его действительность, а также передать свои знания потомству. Сначала бессознательно, а потом осознанно человек определил два способа познания жизни – научный и художественный. Так родились два основных вида творческой деятельности человека – наука и искусство. На чём основан научный способ?

Ученики: На объективном отношении к миру, понимании разумом.

Учитель: На чём основан художественный способ?

Ученики: На субъективном отношении к миру, познании чувством.

Учитель: Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон всемирного тяготения существует как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.

Работа в парах. Приведите примеры научных изобретений и открытий, изменивших жизнь человека

Ученики: Открытие Магелланом Америки стало веским основанием дл опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг солнца.

Учитель: А в искусстве каждое новое явление отменяет ценность старого?

Учитель: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни.

Были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти. И мы с вами, современные люди, с техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.

На основе двух ощущений – слуха и зрения все виды искусства делятся на пространственные, временные и пространственно-временные, или синтетические.

Работа в парах. Предложенные виды искусства (театр, дизайн, музыка, архитектура, танец, литература, кино, живопись, эстрада, телевидение, графика, фотография, скульптура, цирк, декоративно-прикладное искусство) распределить по трём колонкам таблицы

Учитель: Каждый вид искусства говорит на своём языке: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объёмом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. Нередко различные виды искусства заимствуют друг у друга средства выражения содержания, такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность являются общими в прямом или переносном смысле для разных искусств. Не случайно архитектуру называют застывшей музыкой, линию в картине – музыкальной, эпический роман – симфонией.

Учитель: Почему в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?

Ответы учеников.

Учитель: Может потому, что музыка выражает не предметы и явления – для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а внутреннюю суть всех вещей, их душу.

Учитель: «Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» – этими словами начал французский композитор А. Оннегер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка. Что же это за чудесное искусство? Почему оно воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным, способным преобразовать мир по законам красоты?

Не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Музыка вносит порядок в его душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии. В музыкальных произведениях композиторы задают вопросы, рассуждают, размышляют о тот, как и для чего живёт человек. Приведите примеры таких произведений

Ученики: Оперы Глинки и Мусоргского, симфонии Чайковского и Бетховена.

Слушание и определение фрагментов знакомых произведений

Учитель: Музыкальное искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь когда искусство приближается к разгадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность. Вот пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь».

Слушание пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»

Учитель: Что изобразила музыка?

Ученики: Плавное скольжение лебедя по озеру.

Учитель: Что выразила музыка?

Ученики: Задумчивое, лирическое настроение, поэзию природы.

Учитель: И это всё? Нет, здесь не только внешнее изображение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. Аристотель, например, считал, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать».

И действительно, содержание музыки объёмнее программного замысла. Музыка не просто изобразила лебедя, но выразила возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.

Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Какое главное чудо у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»?

Ученики: Превращение лебеди в царевну.

Учитель: В чём смысл сказки Андерсена « Гадкий утёнок»?

Ответы учеников.

Учитель: Разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, но не надменной, не отчуждённой, а способной и к состраданию, и к благодарности?

Внешние и внутренние приметы сошлись в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.

Просмотр видеофрагмента «Умирающий лебедь»

Учитель: Как вы понимаете слова Э.Т.А. Гофмана: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает»?

Ученики аргументируют свои ответы.

Учитель: Среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.

Исполнение песни по выбору учащихся

Домашнее задание.

  1. Творческое задание: ответьте на вопрос: можно ли в эпиграфе заменить слово «искусство» на слово «наука»? Аргументируйте свой ответ.
  2. Дайте объяснение явлению жизни с точки зрения науки и искусства. Возможные варианты: снег, весна, гроза, звёзды, музыка, детство.

Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, танец, кино - всё это виды искусства. По специфическим признакам искусство можно разделить на 3 группы:

1. Пластические (пространственные) виды искусства: изобразительные (живопись, графика, скульптура); конструктивные (архитектура, дизайн); декоративно-прикладные. Образцы этих видов искусств воспринимаются нами целиком в пространстве.

2. Временны е: музыка (вокальная и инструментальная); литература (фольклор, поэзия, проза). Содержание произведений этого типа разворачивается во времени, мы не можем единовременно охватить всё произведение целиком.

3. Пространственно-временны е: театр, кино, танец. В них объединяются черты первых двух типов произведений.

______________________________________________________________________________________________________

Говоря о любом из видов исусства, мы не можем обойтиcь без понятия "стиль" . Это слово произошло от греческого "стилос" (палочка для письма) и означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. Различают стили эпохи (исторический), национальный (стиль определённого народа), индивидуальный (принадлежащий отдельному мастеру).

Язык любого искусства помогает услышатьв произведении голос художника, многовековую удрость народа. Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объёмом, музыка - звуком и интонацией, танец - пластикой, литература - словом. Есть и общие черты, присущие различным видам искусств. Это - композиция, форма, ритм, тон, интенсивность.

Чтобы научиться разбираться во всём многообразии искусств, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определённому стилю, направлению.

Послушайте фрагменты музыкальных произведений различного стиля. Какой эмоциональный отклик они у вас вызывают?


Т. Альбинони "Адажио" - музыка эпохи барокко.


С. Прокофьев "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта", 20-й век
_________________________________________________________________________________

Наука и искусство - две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существования. Учёных и деятелей искусства объединяют мысль и творчество как историческкая память человечества. Однако наука и искусство решают разные задачи. Наука изучает объективные законы мироздания, искусство - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково (например, закон Архимеда, теорема Пифагора).

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек. Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени тем языком и в том стиле, которые присущи времени их создание. И восприятие произведений искусства не может быть одинаковым у разных людей. В музыкальном произведении, стихотворении, картине каждый человек видит то, что близко именно ему.

Удивительна личность основоположника художественной культуры Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519). В этом человеке соединилось множество талантов, относящихся к самым разным сферам науки и искусства. Более подробно об интересах и деятельности гениального итальянца можно узнать, перейдя по ссылке.

Всмотритесь в самую известную картину Леонардо да Винчи - "Джоконда". Этот шедевр произвёл ошеломляющее впечатление на современников художника. И до сих пор он считается символом загадки мира и внутренней жизни человека.Такой же загадки, как музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (8 класс, урок 1)

I . Организационно-мотивационный этап

Начало урока. Целеполагание

С каким новым для вас учебным предметом мы начинаем знакомство? (Искусство)

Как вы считаете, какой вопрос будет проходить красной нитью через весь урок? (Что такое искусство?)

Цель урока: узнать, что такое искусство (запись на доске)

Придумайте красивое название нашему первому уроку по Искусству.

Раздел: «Искусство в жизни современного человека» (запись в тетради)

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (запись в тетради)

Какие вопросы об искусстве мы можем задать себе на уроке?

План урока (запись на доске):

1) Выделить особенности искусства.

2) Узнать о видах искусства.

3) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».

Актуализация знаний

«Исследовательский фартук»

Задание. В тетради схематично изобразить фартук. В верхней части фартука записать слово «искусство», в нижней (в карманах) – слова и выражения, которые относятся к понятию «искусство».

Учащиеся – в роли «хозяюшки». В течение нескольких минут они «складывают в карманы» слова и выражения, связанные с искусством. Учитель проверяет, кто больше всех набрал нужных слов и выражений, затем оценивает, кто «самая лучшая хозяйка» («самый лучший хозяин»).

Творчество, наука , художественные образы, термины, определения , обращение к Прекрасному,

учёный , художник, эмоции, теоремы , чувства (6 слов и выражений).

II . Организация деятельности учащихся

Изучение нового материала . Обсуждение и решение проблем

«Формулирование понятия»

Задание. Сформулируйте и запишите в тетради определение понятия «искусство» (Что такое искусство?)

Искусство 1 - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство 2 – умение, мастерство, знание дела.

А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы, …)

Как называют людей искусства? (художник)

Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.

«Викторина по видам искусства»

(Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).

Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?

1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.

2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка

3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись), «Портрет И.-С. Баха» (графика), В. Мухина «Рабочий и колхозница» (скульптура) – изобразительное искусство.

4) «Средневековые замки» - архитектура.

5) «Предметы быта» («Домашняя утварь») – декоративно-прикладное искусство.

Виды искусства (запись в тетради) :

1) литература (искусство слова);

2) музыка (искусство звука);

3) изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура (искусство изображения);

4) архитектура (искусство строить и украшать здания);

5) декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду);

6) танец (искусство движения);

7) театральное искусство;

8) киноискусство;

9) цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства).

«Работа со схемой» («Виды искусства») - Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

«Искусство», 8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8

Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)

Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)

Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)

Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?

Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?

Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название (пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).

Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.

Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.

III . Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

«Текст с ошибками»

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».

Чтобы доказать самим себе, что понимание искусства требует большой работы ума, я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена. В те самые времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, вырезал на стене контуры животных. В те самые времена, когда искусство только зарождалось. С тех самых времён существует историческое свидетельство того, как древние скифы прислали царю персов письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Что они имели в виду, начертав в письме эти рисунки? (Письмо это означало: «если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами»).

«Разучивание песни» «Что такое осень?» (сл. и муз. Ю. Шевчука)

(- К какому виду искусства относится песня?)

Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)

Рефлексия

«Шесть шляп»

Учащимся предлагается выбрать один из цветов. Выбранный цвет должен дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности ученика на уроке.

Белый цвет символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтый – позитивные суждения.

Черный – отражает проблемы и трудности.

Красный – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленый – творческие суждения, предложения.

Синий – обобщение сказанного, философский взгляд.

«Домашнее задание»

Выписать из словаря определение понятия «искусство».

Искусство вокруг нас

Искусство - часть духовной куль-туры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновид-ности человеческой деятельности, объ-единяемые художественно-образными формами воспроизведения действи-тельности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она со-вершается умело, мастерски, искусно.

    Произведения каких видов искусства вы видите на этих страницах?

    Какие еще виды искусства вы знаете?

    Подберите репродукции для выставки, на которой будут представлены шедевры изобрази-тельного искусства.

    Какие виды искусства вам ближе? Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от по-любившихся вам художественных произведений.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представле-ния, верования людей - все это пе-редается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство - это своеобразный учебник жизни.

«Искусство есть извечный радост-ный и благой символ стремления че-ловека к добру, к радости и совершенс-тву», - писал известный немецкий пи-сатель Т. Манн.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.

Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура - это застыв-шая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии. А когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко использу-ют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность - общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произ-ведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и при-дает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произве-дение мертв

Художественный образ - стиль – язык

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет-ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были-ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре-мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль-птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощает-ся наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, компози-тор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в кон-такте со зрителем, слушателем, чита-телем, которые соучаствуют в твор-ческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, вой-ти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких ка-тегорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ- это обобщенное представление о дейс-твительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окру-жающему миру. Раскрывая свой внут-ренний мир, художник всегда настро-ен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувс-твует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание ху-дожественного образа эпохи.

Стиль (от греч. stylos- буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, при-емов, способов, особенностей твор-чества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конк-ретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архи-тектуре, говорят, что «стиль - это эпо-ха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это че-ловек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой го-лос художника, многовековую муд-рость народа. Выразительность, эмо-циональность, образность языка жи-вописи и графики, музыки и скуль-птуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - зву-ком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - сло-вом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, вы-деляют самое существенное. Это поз-воляет им передавать зрителям, слуша-телям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художествен-ного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

    Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

    Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио-нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

    К каком стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?

    Какие из этих произведений созданы современными авторами?

    В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен-ности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

    Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?

Наука и искусство

Наука и искусство - это две области деятельности, кото-рые сопровождают развитие человечества на всем протяже-нии его существования.

Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в рав-ной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и ху-дожник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объеди-няют мысль и творчество как историческая память челове-ка. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе - отноше-ние человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из де-вяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, РадуетТалия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в рукеЭрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранитКаллиопа, Звезды небес изучаетУрания, неба вращенье, Жестами все выражая,Полигимния славит героев.

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

И в Древнем мире, и в Средние века искусст-во было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвящен-ным». Художников и поэтов Китая потомки назы-вали «мудрецами древности».

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других ви-дов человеческой деятельности.

    О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?

    О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?

    Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

    Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам му-зыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой - на искусстве? Приведите конкретные примеры.

Знание научное и знание художественное

Многогранная личностьЛеонардо да Винчи (1452-1519) - основопо-ложника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечест-во. Этот итальянский художник (жи-вописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене-ром, изобретателем и анатомом.

Его гениальные догадки как учено-го, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воз-душной перспективы, высказал науч-ные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рас-сматривал как универсальный язык, способный воплотить все многооб-разные проявления разумного начала в природе.

На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и ху-дожественное творчество.

Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симмет-рию, Божественную пропорцию чело-веческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил ка-нонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составле-на шкала пропорций, которая повлия-ла на образные решения современной архитектуры.

Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровожда-ет свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачи-вается тот, кто устремлен к звезде».

Басня. Случилось так, что комочек сне-га очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:

Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти мес-то, соответствующее моей значимости.

И вот ринулся он вниз и стал спускать-ся, катясь с высоких откосов поверх друго-го снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

Сказано для тех, кто смиренен: те и воз-несены будут.

Портреты кисти Леонардо да Винчи - это образы свободных ду-хом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый зна-менитый портрет - «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошелом-ляющее впечатление на современни-ков художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять вся-кому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать при-роде...»

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женст венности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, таю-щий в холодной дымке.

Взгляд Моны Лизы исполнен муд-рости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее сми-риться с заточением в телесной обо-лочке.

Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта - загадка мира и внутренней жизни человека, неизме-римое богатство его души.

    Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и му-зыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?

    Прочитайте интерпретацию музыки Моцарта в исследовании Г. Чичерина. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все-мирного тяготения существуют как данность. В науке каж-дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред-ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровер-жения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника чело-вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте-ров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художест-венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму-щают схематичность или нарушение пропорций в изображе-ниях прошлого.

Все искусства рассказывают нам о человеке своего време-ни. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

    «Вы. находитесь от нее на таком расстоянии, что не знаете, что она изображает, и все-таки вы пленены ее магическим аккордом; это и есть музыка картины». Подтверждают ли эти слова, сказанные о средневековой живописи, идею, что новое в искусстве не отменяет старого?

    Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.

    Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мас-теров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?

    Вспомните русские народные песни и инструментальные наигрыши, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций. Какие образцы народного творчества значимы для совре-менных слушателей и исполнителей?

Искусство открывает новые грани мира

Пейзаж(франц. paysage- вид, изоб-ражение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению при-роды. В европейском искусстве в ка-честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Искусство рассказывает о красоте Земли