Стало известно, когда и почему закончатся отставки губернаторов. Зачем Путину новая чистка губернаторов

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» назвали губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. При этом три критерия были «штрафными» — они отнимали очки у чиновников.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

В исследовании учитывалась деятельность руководителей субъектов Федерации с января по август 2017 года. Поэтому в «расстрельные списки» попали уже снятые к моменту появления документа главы регионов Николай Меркушкин (Самарская область), Рамазан Абдулатипов (Дагестан), Валерий Шанцев (Нижегородская область), Виктор Толоконский (Красноярский край) и Игорь Кошин (Ненецкий автономный округ).

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Не забыли и о губернаторе Санкт-Петербурга Георгии Полтавченко — его политологи оценили в восемь баллов.

Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы». К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Прошлая неделя ознаменовалась появлением в СМИ информации о возможных отставках сразу нескольких глав российских регионов. Кандидатами «на вылет» называли губернаторов Нижегородской, Самарской областей, Красноярского края. «Общее число субъектов, которые называются в качестве кандидатов на смену власти, приближается к десяти», — заявили источники «Газеты.Ru».

Прогнозы начали сбываться 25 сентября: тогда указом президента должность главы региона потерял Николай Меркушкин, губернатор Самарской области. Уходя, он заявил, что в ближайшее время своих постов лишатся еще несколько глав регионов. «Есть основание, чтобы такое решение было… Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню», — сказал политик на пресс-конференции.

Следующим от занимаемой должности был освобожден губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, возглавлявший область на протяжении 12 лет. На его место был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Позднее ушел и руководитель Красноярского края Виктор Толоконский — его сняли с поста 27 сентября.

О своем уходе 28 сентября сообщил и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Основной кандидат на его должность теперь — первый заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов. В этот же день покинуть пост главы субъекта РФ решил и губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин.

Глава Ненецкого автономного округа Кошин покинул свой пост досрочно и по собственному желанию — в связи с переходом на новое место работы. Президент Владимир Путин уже подписал соответствующий указ. Заменой Игоря Кошина назначили заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского — он стал временно исполняющим обязанности главы НАО.

43-летний Кошин был одним из самых молодых руководителей регионов в стране: его назначили губернатором в сентябре 2014 года. До этого он на протяжении двух лет являлся представителем от Собрания депутатов НАО в Совфеде. После ухода в отставку он обратился к жителям региона через соцсети.

«Пришло время двигаться дальше. За эти три года было разное — и хорошее, и плохое. Особенно трудным выдался 2016 год, когда мы лишились трети своих доходов. Знаю, вам всем пришлось нелегко. Поверьте, мне тоже. Ответственность — тяжелый груз», — написал Кошин.

Он также отметил, что все непопулярные и болезненные решения, которые он принимал в период своего пребывания на посту главы НАО, преследовали цель сделать экономику округа более устойчивой к колебаниям цен на нефть, и, тем самым, защитить жителей региона.

Эксперты убеждены, что сейчас в стране наблюдается тренд на «озеленение кадров»,

то есть — назначение на должности глав регионов молодых людей с опытом службы в федеральных органах. Об этом, в частности, заявил «Газете.Ru» глава консалтингового агентства Backster-group Дмитрий Гусев.

Он убежден, что Путин продолжает политику по обновлению политической команды страны. «Было назначено несколько молодых губернаторов-технократов. Сейчас происходит назначение на подобные должности таких людей с опытом работы в федеральных органах. Такова нынешняя политика президента», — пояснил ситуацию Гусев.

Череда замен глав российских регионов завершится к 10 октября, всего президентом будет выдвинуто от восьми до 11 новых кандидатов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник близкий к администрации президента.

Всего за последние 10 дней отставка коснулась главы Красноярского края Виктора Толоконского, Дагестана Рамазана Абдулатипова, Нижегородской области Валерия Шанцева, Самарской области Николая Меркушкина и Ненецкого автономного округа Игоря Кошина.

Несколько наследников уволившихся глав регионов известны уже сейчас. Так, на место Шанцева был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Самарскую область возглавил бывший мэр областной столицы Дмитрий Азаров.

В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии Сергея Меликова. Кошина сменит 38-летний Александр Цыбульский, который с ноября 2014 года работал замглавы Минэкономразвития России.

На очереди, по словам информированного собеседника - отставка омского губернатора Виктора Назарова.

«Это завершится к 10-му числу (10 октября), по итогам будет предложено от 8 до 11 замен новых кандидатов в губернаторы, с учетом тех, о которых уже объявлено. Количество отставок целиком зависит от решения президента», — пояснил человек, близкий к Кремлю.

По его словам, замена главы Омской области назрела давно.

«Да, в Омской области требуются изменения для повышения управляемости в регионе», — указал собеседник.

Ранее пресс-секретарь главы региона назвала информацию о планируемой отставке «искусственно создаваемой волной слухов» и сообщила, что график Назарова расписан на несколько недель вперед.

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» составили свой список губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы».

К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева рассказывала «Газете.Ru», что не исключена скорая отставка губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, прежде всего — по возрастным показателям. По ее словам, причиной смены большинства глав регионов является курс на омоложение кадров. Что касается времени отставок — нужно исходить из того, что нынешний президент России Владимир Путин пойдет на очередной срок в следующем году.

«К этому времени необходимо, чтобы недавно назначенные главы регионов обрели уверенность на своих постах, сориентировались, взяли рычаги управления. Им надо дать временной задел для того, чтобы зарекомендовать себя. Менять глав таких больших регионов непосредственно перед президентскими выборами нежелательно», — указала политолог.

Шестого февраля губернатор Пермского края Виктор Басаргин досрочно сложил полномочия, 7 февраля то же самое сделал глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. Перед выборами в сентябре 2017 года свои посты могут покинуть еще несколько первых лиц регионов страны. В большинстве случаев заявления пишутся по указанию Кремля. Рассказываем, в чем они провинились перед администрацией президента и кто в очереди на отставку.

Кто из губернаторов ушел в отставку в последние месяцы?

Виктор Басаргин занимал губернаторское кресло с 2012 года, до конца срока его полномочий оставалось меньше четырех месяцев. Он выражал амбиции пойти на новый срок, но при этом имел низкие позиции в кремлевских рейтингах из-за непростой социально-экономической ситуации в регионе и конфликтов местных элит.

На новый срок якобы собирался и Наговицын. Но, объявляя об отставке, заявил, что на выборы не пойдет. В регионе также была непростая экономическая и политическая ситуация. О его отставке в последний год говорили очень много.

С лета прошлого года и до февраля этого года было затишье. Но чтобы новый глава региона успел подготовиться к выборам, проводить ротацию будут уже сейчас. Хотя не в каждом случае это делается в надежде на высокие результаты региона.

Кто принимает решение?

В большинстве случаев губернаторы уходят не по собственной воле. Тут два основных варианта: заявление о досрочном сложении полномочий по собственному желанию или отрешение от должности президентом. В Кремле несколько политических групп влияния, и многие губернаторы поддержаны той или иной группой. Но решение по конкретному губернатору президент Путин всегда принимает лично.

"Перед тем, как он (президент - прим. ред. ) принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу", - рассказал неназванный собеседник Znak.com .

Как правило, отставка - событие не неожиданное. До сих пор ее предвестниками являлись прокремлевские рейтинги, на которые опиралась администрация президента. Теперь же федеральные СМИ пишут о новой системе оценки Кремля работы губернаторов.

"Константин Ильковский поступил абсолютно правильно: не стал цепляться за место. Увидев, что не получается, он написал заявление о сложении полномочий. Это было честно".

В 2014 году в отставку по собственному желанию ушел губернатор Красноярского края Лев Кузнецов . Его позиции перед федеральным центром также были слабыми.

Кто еще из российских губернаторов может уйти в отставку?

Прокремлевские рейтинги, повторимся, теперь не играют ведущую роль, однако значение имеют. Например, ежемесячный рейтинг фонда "Петербургская политика". В рейтинге за январь 2017 года его составители прогнозируют возможную досрочную отставку десяти губернаторов. Причем двое из них – Виктор Басаргин и Вячеслав Наговицын - свои посты уже потеряли.

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

В начале недели два российских губернатора заявили, что уходят в отставку. Эксперты утверждают, что на очереди еще несколько глав регионов. В преддверии президентских выборов Кремлю важно избавиться от слабых и конфликтных губернаторов, которые бросают тень на власть в целом и могут не обеспечить достаточно высокого и респектабельного результата основного кандидата в своих регионах. Первыми ушли два «варяга», так и не сумевшие стать своими в регионах: Виктор Басаргин (Пермский край) и Вячеслав Наговицын (Бурятия). Им на смену приходят молодые технократы из Москвы — при этом они, в отличие от уходящих губернаторов, уроженцы будущих подшефных регионов.

В 2017 году истекает срок полномочий целого ряда губернаторов. Если верить рейтингам фонда «Петербургская политика», после Басаргина и Наговицына свои кресла могут освободить Сергей Жвачкин (Томская область), Валерий Радаев (Саратовская область), Владимир Волков (Мордовия), Александр Худилайнен (Карелия), Евгений Куйвашев (Свердловская область), Олег Ковалев (Рязанская область), Евгений Савченко (Белгородская область) и Сергей Митин (Новгородская область). Шатким считают эксперты положение Андрея Турчака (Псковская область), Валерия Шанцева (Нижегородская область), Вадима Потомского (Орловская область) и Николая Меркушкина (Самарская область).

Виктор Басаргин. Фото: РИА Новости

Басаргин: ни дорог, ни мостов

Виктор Басаргин, губернатор Пермской области, объявил об отставке утром в понедельник, вечером президент ее принял. «Мой срок полномочий заканчивается в мае, считаю необходимым обратиться к президенту о досрочном сложении полномочий. До сентября немного времени, кандидат, выдвинутый президентом, должен адаптироваться к условиям Пермского края, найти взаимодействие с жителями, политическими и общественными движениями региона», — сказал журналистам Басаргин, добавив, что сам он на выборы губернатора не пойдет. Срок полномочий Басаргина официально истекал 5 мая.

Уроженец Свердловской области, сделавший там карьеру, и бывший министр регионального развития, Басаргин за четыре с половиной года поссорился с большинством влиятельных людей в регионе. Ему на смену приходит Максим Решетников, долгое время проработавший в правительстве Пермского края и Министерстве регионального развития, а с 2012 года возглавлявший департамент экономической политики и развития Москвы. И Басаргин, и Решетников считаются людьми Сергея Собянина. Но при поддержке той же самой федеральной элитной группы новый и.о. может оказаться успешнее экс-губернатора, поскольку в регионе он свой, полагают эксперты.

Отставку Басаргина в конце прошлой недели прогнозировали председатель правления Фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов и руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Но тревожный сигнал прозвучал для Басаргина еще в апреле 2014 года. На встрече с Владимиром Путинным губернатор предложил провести в Пермском крае досрочные выборы, но, по его собственным словам, в ответ Путин предложил ему пока «не дергаться». Отношения с федеральными властями не были идеальными и до этого: в ноябре 2012 года бывший заместитель Басаргина в Минрегионе Роман Панов был задержан по подозрению в хищениях. Это произошло через два месяца после того, как Басаргин назначил Панова премьер-министром краевого правительства. В 2013 году ФАС завела дело в отношении Басаргина по незаконному использованию служебных полномочий: у ведомства были претензии к тому, как был определен подрядчик строительства аэропорта «Большое Савино» — им стала компания «Кольцово-Инвест», подконтрольная крупнейшему инвестору Пермского края, группе компаний «Ренова» Виктора Вексельберга.

Политологи, к которым мы обратились за комментарием, сходятся во мнении, что бывший руководитель Министерства регионального развития и уроженец Свердловской области Басаргин находился в состоянии конфликта с элитами Пермского края. В конце 2015 года в отставку подал глава администрации края Алексей Фролов, который должен был курировать выборы в крае в 2015—2016 годах. Фролов — бывший руководитель пермского отделения «Реновы» и вице-президент КЭС-холдинга Виктора Вексельберга. Таким образом, отставка Фролова означала ухудшение отношений с «Реновой» — одним из основных бизнес-игроков региона. В декабре 2016 года губернатор отправил в отставку все краевое правительство во главе с Геннадием Тушнолобовым — ранее он был вице-президентом компании «ЛУКОЙЛ-Пермь» и считался ставленником Вагита Алекперова. Таким образом, Басаргин испортил отношения с двумя ключевыми инвесторами края: «Реновой» и ЛУКОЙЛом. Напряженными были отношения и с депутатом Госдумы Дмитрием Скривановым, влиятельным политиком в Перми.

— Против Басаргина консолидированно выступала практически вся пермская элита, — говорит политтехнолог Петр Быстров, руководивший избирательными кампаниями пермских единороссов. — И, естественно, под конец своего руководства краем он стал уже одиозной фигурой, полностью потерял контроль над политической ситуацией в регионе, и это наглядно проявилось на выборах в Законодательное собрание Пермского края, когда кандидат от «Единой России» с треском проиграл кандидату, которого негласно поддержала большая часть региональной элиты (4 декабря на довыборах в региональный парламент Владимир Данилин от «ЕР» проиграл самовыдвиженцу Егору Заворохину . — А. Б. ). Особое недовольство местных чиновников и бизнесменов вызывало то, что Басаргин, родившийся и сделавший карьеру в другом регионе, увольнял из правительства пермяков и приводил туда людей из Свердловской и Челябинской областей. «Раздражала постоянная кадровая чехарда в окружении Басаргина, когда менялось огромное количество министров, руководителей администрации губернатора и так далее, — продолжает Быстров. — Напряженные отношения сложились с бывшими губернаторами Трутневым и Чиркуновым, не утратившими влияния в Пермском крае: люди, которые представляли интересы Чиркунова или того же Трутнева, демонстративно увольнялись из правительства края, администрации. Например, многолетний соратник Юрия Трутнева Григорий Куранов был назначен главой администрации Басаргина вскоре после его собственного назначения, но проработал недолго. Постоянная конфликтность, ставка на варягов из Свердловска, Челябинска, где раньше работал Басаргин, во-первых, били по самолюбию пермяков, а во-вторых, назначенцы приводили за собой определенные бизнес-структуры, и это влекло и ущемление бизнес-интересов компаний, исторически работавших в Пермском крае».

Недовольны были не только бизнесмены и чиновники: Галина Слаутина, бывшая глава пермского «Яблока», зампредседателя Общественного совета при Пермской городской думе, говорит, что большая часть обещаний губернатора не была выполнена. В планах Басаргина было реконструировать пермский железнодорожный вокзал, построить новую автомагистраль Пермь—Екатеринбург, новый мост через Каму в Перми — эти и другие масштабные замыслы, все они были заморожены. «Басаргин в понимании многих — губернатор, который ничего хорошего для региона не сделал, — говорит Слаутина. — Столько денег потратили на всякие бизнес-проекты! Это очень долгожданная отставка». По мнению Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики, нельзя сказать, чтобы Виктор Басаргин допустил явные просчеты в экономике и регион плохо себя чувствовал в финансовом плане: «Никаких экономических причин в этой отставке нет. Пермский край ползет по кризису так же, как и другие, долги у него относительно небольшие. Бюджетная политика более или менее аккуратная». Но то, насколько губернатор не вписывался в доверенный ему регион, было видно даже по событиям в культурной жизни края, замечает Зубаревич. «Столько скандалов в культурной сфере… Руководителей театра они выгоняли. С огромным скрипом закрыли музей политических репрессий «Пермь-36». Он же не контролировал ситуацию на своей территории». Положение, когда губернатор поссорился со всеми влиятельными силами в регионе и «не контролирует» его, особенно опасно в преддверии президентских выборов, замечают политологи: недовольство главой края может перекинуться и на кандидата в президенты номер один. А вот Решетников, по мнению экспертов, может оказаться более успешным губернатором.

«Он сильный технологичный менеджер, без сомнения, — говорит Наталья Зубаревич. — У него очень большой управленческий опыт, он рос быстро, но по шагам. У него хорошие мозги и очень открытый взгляд на мир. К тому же, как любой состоявшийся бюрократ, он очень осторожный человек. Он резких телодвижений точно делать не будет. И последнее, самое главное: он местный. Это тот случай, когда человек из команды Чиркунова возвращается в качестве губернатора. Он, пожалуй, один сейчас способен попытаться решить проблему консолидации региональных элит». «Решетников — коренной пермяк, к тому же он будет восприниматься как человек Собянина, это учитывает интересы мэра столицы, который неформально патронировал Басаргина, — добавляет Петр Быстров. — И это укладывается в тенденцию назначения 30—40-летних технократов, которые всей своей карьерой обязаны Путину и никак не связаны с элитами ельцинского периода. Решетников не аффилирован ни с одной из крупных федеральных финансово-промышленных групп и не будет лоббировать ничьи интересы», — считает политтехнолог.


Вячеслав Наговицын. Фото: РИА Новости

Наговицын: гостевой домик и неотстроенная элита

Вячеслав Наговицын начал свою карьеру в правительстве Томской области, а в 2007 году был назначен главой Бурятии и продержался два срока. На его место президент назначил замминистра транспорта Алексея Цыденова, специалиста по развитию железнодорожного транспорта и, в отличие от Наговицына, бурята из Забайкалья.

Наговицын тоже объявил о своей отставке на утренней пресс-конференции во вторник. «Завершается мой второй срок, и нужно принять решение… Я отработал полных два срока. Формально есть повод пойти на третий срок. Но ситуация подсказывает, что есть общая позиция, что нужны перемены в республике», — цитирует Наговицына портал NewsBabr.com. При этом пресс-секретарь главы республики Александр Мальцев сообщил РИА «Новости», что решение об отставке было «неожиданным для всех».

Вячеслав Мархаев, глава бурятских коммунистов и бывший депутат Госдумы от региона (сейчас он сенатор от Иркутской области), считает, что отставка Наговицына была не такой уж неожиданной и уже точно не его личным решением, а Кремля: еще с осени в Бурятии работали политтехнологи «Единой России», и они, видимо, выяснили, что глава республики не очень популярен. «Представители Кремля приезжали в Бурятию еще во время выборов в Госдуму, проводили социологические опросы: кого бы вы выбрали, если бы выборы главы Бурятии состоялись сегодня? До меня доходили слухи, что я находился в списке кандидатов и что, по опросам, у меня был самый высокий рейтинг. Но решения принимает Владимир Владимирович», — говорит Мархаев.

Подчиненные Наговицына в последние несколько лет не раз попадали под следствие по обвинениям в коррупции. В 2015 году экс-руководителя Хозяйственно-транспортного комплекса главы администрации и правительства Бурятии Александра Сучкова осудили за нецелевое расходование 62 миллионов бюджетных средств на строительство «гостевого домика» — по данным газеты «Новая Бурятия», строился он персонально для Вячеслава Наговицына.

Бывший министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов был дважды осужден за превышение служебных полномочий: в 2014 и 2015 годах. Причем по второму делу его арестовали почти сразу после амнистии по первому. С 2016 года в СИЗО сидит депутат Народного Хурала Виктор Абушеев и вместе с ним, по тому же делу — и.о. руководителя управления капитального строительства Бурятии Булат Сариев. По данным следствия, «Байкальская строительная компания» Абушеева получила госконтракт на строительство инфраструктуры туристического кластера «Байкальский» и присвоила около 13,5 миллиона бюджетных рублей. Ожидает суда и другой чиновник управления капитального строительства — Савелий Мотошкин, которого подозревают в хищениях при строительстве другого туристического кластера.

Кадровая политика Наговицына, по мнению Вячеслава Мархаева, «оставляла желать лучшего», кроме того, почти все решения он принимал сам либо при участии главы администрации Петра Носкова. Спор о том, кого назначить на пост ректора Бурятского государственного университета, вылился в затяжной скандал с участием федерального Минобрнауки. Что же касается местных политиков и чиновников, то отношения Наговицыну не удалось выстроить даже с единороссами, замечает Мархаев: в ноябре Народный Хурал отказался утверждать отчет правительства о социально-экономическом развитии республики за 2011—2015 годы.

Наталья Зубаревич считает, что, как и в случае с Басаргиным, недовольство Москвы вызывали скорее не экономические неудачи, а конфликты Наговицына с элитами. «Конечно, в Бурятии и с экономикой нездорово, это тот регион, который особо не развивался. Но ни больших долгов, ни адских дефицитов бюджета (в Сибири, кроме Хакасии, их нигде нет) — ничего замечено не было. Да и быть не могло, экономика тут ни при чем».

«Отставка Наговицына — одна из самых логичных, — считает политолог Ростислав Туровский. — Поскольку в Бурятии социально-экономическая ситуация очень плохая, Наговицыну с ней справиться не удалось, как и его предшественникам. И внутриэлитные отношения у него были весьма напряженными, хотя он и пытался найти себе сторонников — всё как и с отставкой Басаргина. Это классический сценарий, когда на смену назначают человека с региональными корнями, Алексея Цыденова, сделавшего успевшую федеральную карьеру. Предполагается также, что он будет иметь успешные позиции на федеральном уровне».

Туровский заключает, что прямой связи с президентскими выборами в отставках губернаторов можно не искать. Другое дело, замечает эксперт, что речь может идти о заблаговременном решении — чтобы у нового губернатора было больше времени для подготовки к выборам с психологической точки зрения.


Описание к изображению