Ссср и запад: международные отношения. «холодная война

Россия и Запад после распада СССР прошли сложный путь от любви до ненависти. Вначале у них был шанс стать союзниками – союз Запада с самой большой в мире страной позволил бы укрепить политику, экономику и безопасность всего европейского пространства. Но после окончания холодной войны «Евроссия» так и не возникла: западная Европа стала строить свое будущее с США, а Россия отвергла порядки Запада и отказалась играть по его правилам. Так что же ждет нас завтра – бесконечные войны или долгожданный мир? Нарисовать перспективу будущего попытался немецкий журналист-международник Александр Рар, который провел встречу, посвященную тяжелой международной ситуации.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА XXI ВЕКА Лекция немецкого журналиста под названием «Россия – Запад: в чем настоящая суть конфликтов последних 25 лет?» прошла на площадке в Ельцин Центре. На встрече были затронуты самые острые темы и вопросы, связанные с противостоянием России и Европы. «Если бы 25 лет назад кто-то сказал, что сегодня Запад и Россия будут воевать за Украину – никто бы не поверил», – с сожалением заметил Александр Рар. По мнению политолога, война, которая возникла сегодня, будет продолжаться еще очень долго, и победителя в ней не будет, но обе стороны способны сильно покалечить друг друга психологически. А оно нам надо? На войне все средства хороши – это известно всем. Приемы, используемые в противостоянии России и Запада, тоже весьма изысканны. Здесь каждый стремится выстроить свою правду, уничтожить альтернативные точки зрения, объявить аргументацию противника пропагандой, не слушать ее и перестать вести диалог, но с таким поведением, уверен журналист, компромисса не достичь никогда. Александр Рар видит ситуацию следующим образом: в России главное оружие – СМИ, на Западе – это изощренные формы инквизиции, которые морально бьют по противнику. Отработанный прием в западной прессе – демонизация образа Путина, а излюбленный прием России – обвинять США во всех грехах. Кроме того, отмечает журналист, на Западе сегодня используется опасное оружие – переписывание истории. «Когда начинают писать, что Варшаву во время Второй мировой войны освободили украинцы, становится страшно. Конечно, всё это накладывается на впечатления и знания людей, формирует у них определенное мнение, зомбирует и играет на вековых комплексах целых народов. Таким образом, противника пытаются лишить достоинства. Но я считаю, что это игра не по правилам».

НУЖНА ЛИ РОССИЯ ЕВРОПЕ?

Сегодня на мировой арене ведется политическая война, в которой каждый участник стремится найти болевые точки соперника и ударить по ним как можно сильнее. Среди жестких приемов мягкой политики Александр Рар выделяет стремление победить противника через международные суды, заставив его признать свою вину, платить штрафы и потерять лицо, применение санкций как шантаж западных стран и смену режима через протестные движения. Но всё это скорее увеличивает насилие и негатив, чем примиряет враждующие страны. Проблема России, по мнению политолога, в том, что она обвиняет Запад в экспорте цветных революций на постсоветское пространство, а Запада – в обвинении России в ведении гибридных войн на Украине и даже в Германии. «Глядя на бесконечную ругань между Западом и Россией, невольно приходишь к выводу, что холодная война так и не заканчивается. Между тем единственным выходом станет попытка услышать друг друга и перестать сыпать взаимными обвинениями», – отмечает Александр Рар. Но самая большая ошибка Запада, по мнению журналиста, в том, что он поставил большую и сложную Украину перед жестким выбором: либо она остается с Россией, либо уходит в Европу. Между тем в Евросоюзе не все категорично смотрят на разрыв отношений с Россией. Существует ряд стран, которые выступают за снятие санкций и возобновление всех контактов, другие же пять-семь государств, наоборот, желают их ужесточения и ослабления нашей страны на долгие годы. Сегодня Европа разделилась на два лагеря, один из которых считает, что Европа должна сжаться в военно-политический кулак и противостоять агрессивным русским, а второй пытается возобновить диалог всеми силами и предпринять попытку завести Россию в европейский дом. В той же Германии существуют люди, которые поддерживают и продвигают идею проекта «Европа от Лиссабона до Владивостока». Конечно, завтра эту концепцию реализовать не получится, но что мешает нам сделать это через 20, 30 или даже 50 лет? В таком случае размышлять на эту тему, обсуждать возможности ее реализации нужно уже сегодня, об этом же, по словам Александра Рара, говорил Владимир Путин на форуме в Китае.

ФАКТОР ТРАМПА

Сегодня под давлением фактора Трампа, Брексита и прочих проявлений евроскептицизма существует вероятность того, что возникнет концепция «Европы разных скоростей», которую предложат Германия и Франция. Будет про- исходить дальнейшая интеграция с созданием сильных институтов в Брюсселе: европейского МИДа, европейского министерства обороны и президента, в которую ряд стран войдет на добровольной основе. Остальные государства останутся за чертой, во втором круге, и будут находиться там до тех пор, пока не поймут, что готовы присоединиться к общей концепции. Политолог и журналист считает, что, возможно, это и станет тем самым спасением для исторического интеграционного проекта, который должен реализоваться на территории Европы в этом и следующем веках. «Как ситуация будет развиваться дальше, и окажется ли Россия в европейском доме, я не знаю. Сегодня мир вместо объединения движется в сторону трехблокового порядка. Первый военно-политический – трансатлантический блок, который будет объединять США и Европу. Вторым станет евразийский, созданный Россией и Китаем. Всем им придется противостоять угрозам исламского экстремизма, вероятность которого утвердиться существует и в Африке, и на Ближнем Востоке, и в Средней Азии».

КТО ВИНОВАТ?

В чем же настоящая суть конфликта сегодня, затрудняются ответить все. Если раньше его можно было объяснить противостоянием коммунизма и капитализма, то сегодня дело далеко не в Украине, как считают многие. На первый взгляд может показаться, что конфликт имеет чисто геополитический характер. Объясняется это тем, что под влияние НАТО попали все государства бывшего Варшавского договора, кроме Украины и Беларуси, забрать которые не дает Россия. Но причина не в геополитике. «Путина часто спрашивают, в чем противоречие между Россией и Западом? Его ответ всегда прост: «Запад не любит конкуренцию России». Когда этот же вопрос задают Ангеле Меркель, она отвечает, что в России угнетают права чело- века. Если спросить обычного немца, что ему не нравится в России, он скажет: национализм, функции демократии и коррупция. Россиянин на вопрос о Германии ответит следующее: с одной стороны, немецкой экономике можно поучиться, но с другой – Германия не самостоятельна, ей управляют американцы». В российском обществе существует вечный спор между поклонниками идей Солженицына и Сахарова, который Александр Рар затронул на обсуждении. Суть спора в том, что Сахаров считал глав- ной ценностью человека свободу, а Солженицын ратовал за сохранение государственности. Журналист отмечает, что в Европе сегодня поднимаются те же самые вопросы, а страны одна за другой делают выбор в пользу авторитарности и усиления государства. Сейчас решается судьба демократии, а у жителей возникает страх за свое будущее, и если демократия не сможет доказать, что она способна защищать права своих граждан, то им придется искать другие альтернативы. Немецкому журналисту было задано много вопросов, касающихся ситуации в Европе и Германии. Присутствующих интересовало, как в немецких СМИ отзываются о России, не повторится ли история с Крымом в Калининграде, что будет с Евро- союзом, если Германия перестанет быть столпом Европы, и как всё-таки прийти к мировому соглашению между странами? Александр Рар видит решение вопроса достаточно категорично: при- знать свои ошибки и вернуться к диалогу. «Сегодня нам нужно найти общую идею для воз- обновления дискуссии. Я полностью выступаю за это и надеюсь, что в России поддержка будет возрастать. Сегодня важно, чтобы об этом говорили политики, только тогда ситуация сдвинется в лучшую сторону и можно будет предпринять попытку примирения».

Запад собирается превратить Балканы в антироссийский плацдарм, заявил министр иностранных дел России Сергей . По его словам, от стран региона настойчиво требуют сделать выбор, с кем сотрудничать: или с Москвой, или с Вашингтоном и Брюсселем.

Лавров пояснил изданию «Сербский телеграф», что после окончания «холодной войны» Россия призывала западных партнеров совместно работать над формированием архитектуры равной и неделимой безопасности в Евроатлантике, но приглашение было отклонено.

Вместо этого, отметил дипломат,

западные государства стремятся к расширению своего подконтрольного геополитического пространства и создают новые границы в Европе. В подтверждение своих слов Лавров привел события в Югославии в 1999 году, когда Запад, нарушив международное право, бомбил страну, а после этого в попытке оправдать агрессию признал независимость Косово.

За этим, как подчеркнул глава , слова которого приводит ФАН , последовало втягивание в кровавую междоусобицу Украину. Киевский путч 2014 года, по словам Лаврова, организовали в рамках антироссийской линии Запада. Дипломат уверен: украинские уроки так и не были усвоены, и теперь Запад опять засматривается на Балканский полуостров.

«Знаем, что на Белград оказывается серьезное давление с целью заставить свернуть взаимовыгодное сотрудничество с нашей страной. Сербские братья уверенно ему противостоят», — констатировал министр.

По словам главного научного сотрудника ИМЭПИ РАН Юрия Князева, на западно-балканские государства, которые образовались после распада Югославской Федерации, а также на Албанию, действительно сейчас оказывается беспрецедентное давление.

«Речь идет о том, что все эти государства являются кандидатами на вступление в и, в конце концов, будут приняты в эту организацию. В этом плане такие страны как Македония, Черногория, Босния и Герцеговина являются «заложниками» ситуации», — объяснил он НСН .

Что касается Республики Сербской, то ей, по мнению эксперта, приходится хуже всего, поскольку она, чувствуя себя неуютно, постоянно выражает желание выделиться и присоединиться к Сербии. Он отмечает, что республика находится под определенным управлением международным сообществом, и именно это спасает ее от крупных вооруженных столкновений.

К «проблемным» государствам Князев также отнес и саму Сербию, которая разрывается между желанием попасть в ЕС вместе с «общей семьей народов Западных Балкан» и сохранением автономии.

«В Сербии двойственное отношение к этим вопросам. В Белграде помнят натовские бомбардировки и не признают насильственное отделение от страны Косова и Метохии. Сербия не хотела бы вступать в , хотела бы только присоединиться к ЕС. Но это идет в «пакете» и вряд ли Белграду пойдут навстречу», — подчеркнул собеседник НСН.

Князев уверен, что сегодня Сербия проявляет самостоятельность во многих вопросах, а самый болезненный из них - санкции против России, к которым Белград не присоединился. Страна стремится к сохранению нормальных торгово-экономических отношений с РФ, понимая, что после формального присоединения к ЕС все это изменится. В то же время противостоять масштабной наступательной политике Запада Сербии становится все сложнее.

«Много говорится в западной печати о том, что Россия предпринимает какие-то шаги, чтобы удержать эти страны от вступления в НАТО. Но жизнь берет свое и Западу удается сделать то, что он хочет. Россия, в конце концов, будет вынуждена признать, что этот процесс не обратимый и от нас не зависящий. Мы ничего не можем с этим поделать», — посетовал главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН.

Впрочем, есть и другие факторы, которые провоцируют ухудшение отношений между Сербией и Североатлантическим альянсом. В конце октября генсек НАТО во время выступления в Белграде заявил, что альянс атаковал Югославию в 1999 году ради «защиты мирного населения» и свержения президента страны .

После этого Сербская народная партия выступила против дальнейшего углубления сотрудничества с НАТО.

Слова генсека о «мирной бомбежке» в Югославии в 1999 году восприняли резко негативно, подчеркнул генсек партии и депутат парламента страны Йован Палалич.

«Никаким образом нельзя оправдать агрессию, совершенную вопреки международному праву и какому-либо решению против народа», — возмутился Палалич в интервью « ».

Депутат заявил, что Сербия занимает нейтральную позицию и находится между альянсом и Организацией Договора о коллективной безопасности. Палачич сообщил, что Белград собирается поднять на более высокий уровень сотрудничество с ОДКБ. Он подчеркнул, что Сербия никогда не станет членом НАТО, поскольку этого никогда не поддержит сербский народ.

Вместе с тем, в то же время произошли события, кото-рые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «тре-тьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда тот, после национализации Суэц-кого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Из-раиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал меж-континентальную баллистическую ракету и вывел на орби-ту Земли искусственный спутник. Данное событие впер-вые создавало гипотетическую возможность ядерной ата-ки СССР территории США.

Возникновение нового витка напряженности произош-ло в связи с проблемой Западного Берлина» С 1958 г. Н.С. Хрущев стал добиваться изменения его статуса. Встре-ча советского лидера с новым президентом США Д. Кенне-ди, состоявшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась оче-видным провалом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР.

Апогей «холодной войны». Карибский кризис

Самым острым оказался карибский кризис 1962 г ., вызванный раз-мещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на по-роге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, в рамках которого советс-кие ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции.

Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и междуна-родных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был под-писан договор о запрещении ядерных испытаний в атмос-фере , космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.

В то же время карибский кризис привел к окончатель-ному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало за-явление, касавшееся территориальных претензиях этой стра-ны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал воору-женный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.

Разрядка- К началу 70-х гг. гонка атомных вооруже-ний между двумя сверхдержавами привела к перенасыще-нию их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение обществен-ности западных стран к курсу своих правительств. Не пос-леднюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.

В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. стра-ны Варшавского Договора выступили с предложением о со-зыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро-пе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-за-падногерманский договор, по которому признавались окон-чательными послевоенные границы в Европе и фиксиро-вался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом зтого города.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Времен-ное соглашение об ограничении стратегических наступа-тельных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксиру-ющий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашени-ем о предотвращении ядерной войны, явились важнейши-ми документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и ток-сического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был под-писан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Сове-щания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базо-вым элементом этого документа явилась декларация прин-ципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их су-веренного равенства; неприменения силы или угрозы си-лой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегули-рования споров; невмешательства во внутренние дела; ува-жения прав человека и др. Однако на фоне разрядки про-должали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.

Кризис политики «разрядки». Обострение противоре-чий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве глав-ной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разряд-ки, но и вытекаввдие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на- территории ГДР и Чехослова-кии, что создавало дополнительную угрозу западноевропей-ским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфи-опии, Никарагуа и др.).

Окончательный крах разрядки про-изошел после ввода советских войск в Афганистан в декаб-ре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела чер-ты конфронтации. В этих условиях победу на президентс-ких выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусмат-ривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американ-ских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудши-ло стратегиче-ское положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.

Перестройка и «новое мышление» во внешней поли-тике. Завершение «холодной войны»

Советское руковод-ство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изме-нения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Пер-воначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата меж-дународных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоя-тельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к«новому политическому мышле-нию».

Правящая советская элита заявила о приверженнос-ти принципам коллективной безопасности и уважении су-веренного права народов на выбор собственных путей раз-вития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали до-говор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году нача-лась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводить-ся советские войска. «Холодная война» постепенно при-ближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Круше-ние Советского Союза и образование СНГ знаменовали на-чало российской внешней политики.

Преодоление дипломатической изоляции, Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «полоса признания», соглашения со странами Востока, дипломатические конфликты с западными странами, создание и деятельность Коминтерна.

Преодоление дипломатической изоляции.

В 20-е гг. РСФСР, а затем и СССР проводили двойственную внешнюю политику. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов страны, а с другой - отражала курс правящей коммунистической партии на мировую революцию.

Первые международные акты - мирные договоры - были подписаны РСФСР лишь в 1920 г. с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией, входившими ранее в состав Российской империи.

В контакты с Советским государством были вынуждены вступить и ведущие державы мира. Теорию и практику большевизма они категорически отрицали, но экономические интересы оказались превыше всего. В марте 1921 г. было заключено торговое соглашение с Великобританией. Советской стороне удалось настоять на включении в текст договора политического обязательства - воздерживаться от враждебных действий друг против друга. И в советско-германском торговом соглашении, подписанном в мае 1921 г., был политический момент: торговому представительству РСФСР передавались функции дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии было 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Весной 1922 г. в Генуе для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство. Было решено использовать конференцию для формирования положительного образа пролетарского государства - борца за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящен доклад наркома иностранных дел Г. В. Чичерина.

Однако руководители стран Антанты потребовали от советского правительства выплаты всех государственных долгов царской России (18,5 млрд золотых рублей), возвращения иностранцам национализированной собственности или возмещения нанесенного ущерба. Советская делегация выдвинула странам Антанты встречные претензии: возместить 39 млрд золотых рублей как потери от интервенции и экономической блокады. Достичь согласия не удалось.

В ночь на 16 апреля в предместье Генуи Рапалло советская делегация заключила с представителями Германии договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов.

«Полоса признания».

1924-1925 годы вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией. В этом же году СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Мексикой. «Полоса признания» была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции. На основании этого соглашения были эвакуированы японские войска с северного Сахалина.

Униженная Версальским договором, Германия руководствовалась в отношениях с Россией не столько политическим, сколько экономическим расчетом. Взаимовыгодная торговля дополнялась большой технической помощью России, военно-техническим сотрудничеством. Фирма «Юнкере» получила возможность в обход Версальского договора строить самолеты под Москвой; оружейный магнат Крупп возводил артиллерийские заводы в Средней Азии. Советские военные специалисты выезжали на стажировку в Германию. На предприятиях СССР трудились немецкие инженеры. К 1929 г. Советский Союз имел технические соглашения с 27 германскими фирмами.

СССР умело пользовался ожесточенной конкуренцией между иностранными фирмами, создавая для некоторых из них режим наибольшего благоприятствования. Так, молодому предпринимателю из США Арманду Хаммеру покровительство оказывал сам Ленин. Хаммер получил в концессию Алапаевские асбестовые рудники, он развернул производство карандашей, скупал принадлежавшие России произведения искусства. Примеру Хаммера последовали автомобильный король Форд и нефтяной магнат Рокфеллер.

Соглашения со странами Востока.

Иначе строились отношения Советской республики со странами Востока, где набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Советское правительство оказывало им существенную материальную помощь. Более того, некоторые руководители партии, в частности Троцкий, считали, что необходимо «повернуть маршрут мировой революции» на Восток, бросить войска на Индию и Афганистан. Ленин эту идею не поддержал.

В 1921 г. были подписаны равноправные договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией и Монголией. Большевики надеялись соединить рабочее движение на Западе с национально-освободительным движением на Востоке. Советское правительство подтвердило отмену всех неравноправных договоров и соглашений с Ираном, аннулировало все иранские долги, возвратило концессии и имущество, приобретенные в Иране царской Россией. В договоре содержалось важное положение: если другие страны попытаются захватить территорию Ирана или использовать ее для агрессии против РСФСР, а иранское правительство не сможет предотвратить агрессию, то советское правительство «будет иметь право ввести свои войска на территорию Ирана».

По договору с Афганистаном стороны признавали независимость друг друга, обязывались «не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон». Советское правительство выразило готовность оказать Афганистану материальную помощь. По договору с Турцией РСФСР отказалась от всех привилегий, которые имела царская Россия, и предоставила Турции крупную финансовую помощь.

В мае 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры и соглашения между царской Россией и другими странами, в которых ущемлялись права Китая.

Дипломатические конфликты с западными странами.

Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, привыкших здесь хозяйничать. 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Д. Керзон обвинил СССР в антибританской политике на Востоке. Он потребовал в 10-дневный срок прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане и религиозные преследования в Советском Союзе; освободить английские рыболовные траулеры, арестованные, по утверждению Москвы, за ловлю рыбы в советских территориальных водах. Конфликт усугубился убийством в Лозанне советского дипломата В. В. Воровского.

СССР расценило «ультиматум Керзона» как грубую попытку вмешательства в дела СССР. По всей стране прошли многолюдные митинги и демонстрации. Начался сбор средств на постройку воздушной эскадрильи. Но, опасаясь дальнейшего нагнетания международной напряженности, СССР удовлетворил основные требования английской стороны.

Особенно напряженным был 1927 год. Между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу значительной финансовой и материальной помощи, оказанной советскими профсоюзами английским горнякам, объявившим в 1926 г. всеобщую забастовку. Английское правительство, обвинив Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании, разорвало дипломатические и торговые отношения с СССР.

В 1927 г. Франция потребовала отзыва советского посла X. Раковского, который в одном из писем заявил, что в случае войны будет призывать солдат «империалистических держав» к дезертирству. В Варшаве был убит советский полпред П. JI. Войков.

Все эти разрозненные события советское руководство расценило как звенья единого заговора «империалистических держав» против СССР, целью которого является война.

Создание и деятельность Коминтерна.

Не менее значимым направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная пролетарская организация, объединившая компартии разных стран, - Коммунистический интернационал (Коминтерн).

Первый конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. в Москве. На нем был принят манифест, который призывал рабочих всех стран объединиться в революционной борьбе за свержение буржуазии и диктатуру пролетариата. Руко водящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил видный большевистский деятель Г. Е. Зиновьев.

II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 г., констатировал: «Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата... Дело Советской России Коммунистический Интернационал объявил своим делом». Красная Армия в это время рвалась к Варшаве. Лидеры большевиков были уверены, что мировая революция не за горами.

Коминтерн заявил о возможности объединения Советской России и советской Германии как первого шага на пути создания «федерации советских республик всего мира».

Из речи Н. И. Бухарина. 1922 г.

В «Коммунистическом Манифесте» сказано, что пролетариат должен завоевать весь мир, но ведь этого не сделать же движением пальца. Тут необходимы штыки и винтовки. Да, распространение Красной Армии является распространением социализма, пролетарской власти, революции. На этом основывается право красной интервенции...

В 1923 г., когда ситуация в Германии вновь обострилась, Коминтерн принял решение «подтолкнуть» мировую революцию. В Германию была направлена бригада Коминтерна, выделены значительные денежные средства. Однако революционная волна в Германии быстро пошла на убыль. Попытки представителей Коминтерна стимулировать восстание в Руре, Саксонии, Гамбурге потерпели провал. Неудачей закончились и попытки поддержать сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии. Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился только в конце 1926 г., когда очевидным стал ее авантюристический характер. Г.Е. Зиновьев ушел в отставку. Его место занял Н. И. Бухарин. Во всех европейских странах Коминтерн стал создавать коммунистические партии и прокоммунистические общественные организации, оказывал им материальную помощь, ставил во главе послушных Москве руководителей. Коминтерн ориентировался теперь не на разжигание мировой революции, а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.

Внешняя политика Советского государства в 20-е гг. имела двойственный характер. С одной стороны, советская дипломатия прилагала все усилия для установления экономических и дипломатических отношений с капиталистическими странами. С другой стороны, руководство Коминтерна стремилось разжечь в этих странах революции.

Огромные территории СССР многим не давали покоя. Даже мирное время постоянно сопровождалось пограничными конфликтами, во время которых страна была в шаге от крупномасштабной войны.

Война за Карелию (1918-1920)

Спустя год после объявления независимости Финляндии, в марте 1918 года белофинские войска преследуя финских «красных», начали регулярно пересекать границу и выходить в Восточную Карелию. После разгрома Финляндской социалистической республики 15 мая 1918 года, демократическое правительство Финляндии, воспользовавшись недовольством Карельского населения советской властью, объявило РСФСР войну. В этом же году финнские войска захватили Восточную Карелию, а в 1920 – Печенгу.
Война закончилась осенью 1920 года подписанием Тартурского мирного договора. Советской России пришлось пойти на значительные уступки: Финляндия получала Западную Карелию до реки Сестра и Печенгскую область «на вечные времена». В ее составе оставалась Выборгская губерния, включенная когда-то в Финляндскую губернию для удобства управления.

Первая советско-финская война положила начало целой череде конфликтов за северо-западные территории. Следующее изменение границ произошло по итогам советско-финской войны 1939-1940 годов. Весь Карельский перешеек с городом Выборгом, а также Выборгский залив с островами, западное и северное побережье Ладожского озера отходили к СССР. Печенгская область (Петсамо) оставалась за Финляндией и вернулась в состав СССР лишь в 1944 году.

«Тюленья война»

Сразу после первых конфликтов с Финляндией, в 1920–1924 годах в территориальных водах Советского государства развернулась «Тюленья война» - вторжение сотен норвежских промысловых судов во внутренние воды РСФСР. Не имея достаточных военно-морских сил для сдерживания Норвегии, Советы отправили ноты протеста и издали распоряжение о конфискации судов и улова у нарушителей.

В ответ Норвегия потребовала изменить морские границы Советской республики. Норвежские суда не только не прекратили промысел в советских водах, но начали выходить в море в таком количестве, что местное население просто не могло выйти в море. Чтобы защитить свои рыболовецкие суда, в 1923 году Норвегия выслала броненосец, что было отмечено Советами как беспрецендентный случай: вторжение военного судна без объявления войны.

Первая попытка дипломатического урегулирования конфликта была предпринята лишь в 1924 году, когда был подписан договор о норвежской концессии в СССР на ведение зверобойного промысла. Советская администрация допустила в Белое море лишь 90 норвежских судов, которые вели ловлю согласно выделенным им квотам. Но нарушение границ продолжалось до 1936 года, когда была ликвидирована последняя норвежская концессия.

Конфликт на КВЖД

После Октябрьской революции 1917 года Китайско-Восточная железная дорога стала объектом спора крупнейших мировых держав. 31 мая 1924 года после установление дипломатических отношений с Китаем, была достигнута договоренность, согласно которой КВЖД становилась совместным советско-китайским мероприятием.

Но из-за смены руководства в Манчжурии, влияния белых эмигрантов и упадка доходов с КВЖД, что разоряло китайскую казну, уже с 1928 года начались первые попытки манчжурских властей захватить железной дороги. Весной 1929 года около 2000 советских граждан были арестованы и обезглавлены.

Советская сторона отправляла ноту протеста за нотой, но китайское правительство либо оставляло их без ответа, либо ставило невыполнимые условия для урегулирования конфликта. По словам американского консула в Харбине китайские власти «заставили себя поверить в то, что Советы никогда не перейдут от слов к делу».

Конфликт, который 20 июля 1929 перерос-таки в пограничную войну, завершился рядом сокрушительных поражений манчжурской армии.Хабаровский протокол от 22 декабря восстановил существовавший до столкновения статус дороги. Однако положение дел вновь изменилось к 1931 году, когда Манчжурия была оккупирована Японией. В 1935 году, после нескольких очередных провокаций на КВЖД, СССР продал ее марионеточному государству, контролирующемуся Японией, Маньчжоу-го.

Халкин-Гол

Военные провокации Японии на КВЖД в 30-х годах были первыми в ряде пограничных столкновений между двумя странами. Сразу после окупации Манчжурии Япония предъявила СССР претензии на территории возле озера Хасан и реки Туманной, однако в начавшемся военном конфликте быстро потерпела поражение. Тем не менее, не успели утихнуть последние выстрелы в районах спорных территорий, как Япония начала подготовку к новому нападению на СССР.

На первых этапах война у реки Халхин-Гол была как две капли схожа с конфликтом вблизи озера Хасан. Только на этот раз территориальные претензии Япония, точнее подчиненные ей манчжурские власти, предъявили не СССР, а Монголии. Впрочем, это так или иначе повлекло бы за собой стычки с СССР, поскольку в 1936 году им был подписан пакт о взаимопомощи с Монгольской Народной республикой.Токио требовал от Монголии отодвинуть границу на 25 киллометров и провести ее по реке Халхин-Гол. Все возражения монгольской стороны были проигнорированы. 11 мая 1939 года японо-маньчжурская кавалерия напала на монгольский пограничный отряд около Номон-Хан-Бурд-Обо и вышла на восточный берег Халхин-гол. Но уже 29 мая советские войска отбросили японцев назад.

Повторное наступление началось 2 июля, японцы оттеснили части советского охранения на юго-западе и с жестокими боями заняли стратегически важную вершину Баин-Цаган. Положение было критическим. Не дав противнику укрепиться, Жуков бросил в бой 11-ю танковую бригаду, которая вместе с подоспевшей пехотой окружила японцев. Потерпевшие поражение японские войска бросились бежать через реку, многие утонули. После этого, в течение двух месяцев Моголия была полностью очищена от японских войск. По мнению исследователей, сокрушительное поражение Японии при Халхин-Голе определило то, что во время Второй мировой войны японцы так и не напали на СССР, даже несмотря на требования Гитлера.

Конфликт на острове Даманский

Пекинский договор России и Китая от 14 ноября 1860 года не разраничивал водное пространство и острова. Граница сложилась исторически по китайскому берегу, что неоднократно оспаривалось самим Китаем. Остров Даманский расположен ближе к китайской стороне от фарватера реки, а значит Китай, согласно Парижской мирной конференции 1919 года, имел на него полное право.

Китайская сторона начала конфликт совершенно экстравагантной провокацией. За несколько дней до вторжения, около 500 хунвэйбинов на острове Киркинском встали спиной к границе, оголили свои ягодицы и в течение трех часов на морозе демонстрировали их советским пограничникам. В ответ на это советские солдаты поставили напротив них портрет Мао Цзэдуна, после чего китайская сторона спешно свернула акцию.

Спустя пару дней, 2 марта 1969 года, около 300 вооруженных китайских военнослужащих пересекли советско-китайскую границу и обстреляли пограничный пункт, совершавший регулярный обход острова, считавшийся советским. Окончательно вытеснить китайцев с острова удалось лишь благодаря применению ракетной установки «Град». В общей сложности в боях за Даманский погибло 58 советских пограничников, 94 были ранены. Но все эти жертвы впоследствии оказались напрасными, в 1991 году остров Даманский окончательно отошёл к КНР (де-факто он был передан Китаю в конце 1969 г.).