Справка. Клыков Вячеслав Михайлович

Уважаемый bagdasarov_lj , видимо, в пылу полемики заметил: Ещё лет 20 назад об этих «святынях» не было ни слуха, ни духа, пока не наладили их фабричное производство. Одним из первых на этом поприще славен стал скульптур Вячеслав Клыков, растиражировавший по всей земле российской свои бетонные кресты, сделанные по средневековому новгородскому шаблону. Редкая область избежала присутствия сих шедевров.

Справедливости ради надо сказать, что Поклонные кресты Клыкова все же несколько отличались от грубо сколоченных деревянных конструкций, которые сейчас растут как грибы. И клыковские кресты устанавливались они не абы где, а в памятных местах. Да и время было другое. Памятник Сергию Радонежскому, установленный Клыковым в 1987 году в городе Радонеже, исчез спустя несколько часов после открытия. Памятники императору Николаю II в Подольске и в селе Тайнинском были взорваны. Памятный крест в честь исхода врангелевской армии полгода кочевал по Крыму, пока не оказался в Керчи. В ту пору установка Поклонных крестов это была вызвана вовсе не желанием пометить территорию.

Вообще, в среде интеллигенции неоднократно приходится встречаться с подчернуто пренебрежительныи отношением к этому скульптору. Все началось, видимо, со скандала, который произошел в 2005 году в связи с установкой в Белгороде памятника киевскому князю Святославу. Автором памятника был Вячеслав Клыков. Федерация еврейских общин России выразила возмущение по поводу того, что на щите хазарского воина, которого попирает копытом конь Святослава, изображена шестиконечная звезда Давида.
Вообще-то, скульптор имел основание изобразить эту звезду, так как многие знатные хазары исповедывали иудаизм. Однако среди хазар было немало христиан и приверженцев ислама. С тем же успехом Клыков мог вылепить на щите хазарского воина крест, правда, в этом случае воя было бы еще больше, тем более что самого Святослава изобразить с крестом не было никакой возможности - он был язычником. Как бы то ни было, но памятник соответствовал исторической реальности.
Но при открытии монумента скульптор сказал о необходимости «согреть миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнета нынешней сионистской олигархии». Понятно, что после этих слов Клыков, возглавивший к тому же обновленный «Союз русского народа», был немедленно обвинен в пещерном антисемитизме и мракобесии.
Как человек, знавший Вячеслава Михайловича не понаслышке, могу сказать, что эти обвинения не соответствовали действительности.


На первый взгляд, в голове Клыкова действительно был полный сумбур. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах Нижегородской области, поставил памятники непримиримым противникам — патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но унтера Жуков и адмирал Колчак вряд ли могли найти общий язык.. Чем же объясняется то, что Клыков был столь неразборчив в выборе персонажей для своих скульптур? Может быть, он просто гнался за деньгами? Нет, по заказу скульптор вылепил лишь Меркурия и по жизни был бессребреником. Секрет его предпочтений кроется в биографии.
Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. «У нас род был большой, — рассказывал скульптор, — а советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал — это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат, а третий стал монахом Киево-Печерской лавры отцом Иоанном и позже был причислен к лику святых». Казалось бы, юному Славе Клыкову судьбой было определено идти по стопам деда, но советскую власть этот парень не жаловал, и на то у него были причины. «Председателем нашего сельсовета, — вспоминал Клыков, — была не женщина и не мужчина. Носила она комиссарскую кожанку. Волосы были подстрижены горшком. Говорила лозунгами и курила «Беломор». Наши деревенские над ней подсмеивались, но жалели — ни мужа, ни детей. Секретарем сельсовета был глухонемой. И наконец, оперуполномоченным НКВД был местный дурачок».
А как же можно считать мироедом деда-середняка, если все свидетельствовало об обратном? «С детства я видел, — рассказывал скульптор, — где хороший хозяин, там справный дом, не перекошенные окна и дверь, забор ровный, жена ухоженная, дети чистые. И в углу икона Божьей матери или Николая-чудотворца. Где хозяин плохой — там дом кривой, дети сопливые, двор грязный, жена никудышная».
Своего третьего деда-монаха Слава Клыков тоже не выбросил из памяти, внимательно изучая изображения святых на иконах сельской церкви Покрова пресвятой Богородицы. В середине 50-х годов эту церковь взорвали, и обитатели села Мармыжи дружно двинулись в город. Из 920-ти жилых домов в этом селе вскоре осталось всего 12. Уехал в Курск и Слава Клыков, окончив сначала строительный техникум, а затем педагогический институт.

Вообще биография Клыкова удивительно перекликается с биографией Шукшина, но если Шукшин поступил во ВГИК, то Клыков предпочел Суриковское училище, так как с юных лет замечательно рисовал и лепил. Позже скульптор вспоминал, как пренебрежительно к нему относились его сокурсники-москвичи, называя не иначе как «лимитой». Правда, за глаза, так как высокий и худощавый Клыков обладал недюжинной силой. Он в юности был чемпионом Курской области сначала по борьбе, а затем по боксу.
Понятно, что по окончании училища талантливый скульптор был вынужден браться за любые заказы, лишь бы прокормить семью. У него была возможность разъезжать по городам и весям и клепать памятники Ленину, а также безликие монументы памяти павших в войне, но он ею не воспользовался. В одном из интервью скульптор рассказывал: «Я памятников революционным вождям никогда в жизни не делал. Просто, наверное, Бог берег меня. Хотя за это хорошие деньги платили в советские времена, а после учебы нуждался я очень сильно. Но тем не менее никогда не польстился. Что касается памятников Ленину, то я думаю, что нельзя ставить памятники губителям, разрушителям России».

К началу 80-х годов скульптор Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом Государственной премии СССР, хотя в партию, как ни звали, он так и не вступил. Он стал широко известен благодаря скульптурному оформлению Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, фигуре Меркурия у центра международной торговли в Москве, памятникам поэтам Николаю Рубцову в Тотьме и Константину Батюшкову в Вологде. Но мало кто знал о том, что в мастерской Клыкова в Замоскворечье ждут своего часа памятники Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, киевским князьям Святославу и Владимиру, императору Николаю II и многим другим людям, оставившим свой след в истории России. «Вы знаете, — объяснял позже скульптор, — как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Однако, устанавливая эти вешки, Клыков преодолевал упорное сопротивление властей. Несколько лет скульптор добивался того, чтобы бывшую Марфо-Мариинскую обитель передали церкви и разрешили ему установить там памятник основательнице этой обители — великой княгине Елизавете Федоровне, которую большевики убили, сбросив в шахту. Обитель, которая находится почти напротив мастерской скульптора на Большой Ордынке, не отдали, но памятник разрешили установить. В таком месте, где его не видно с улицы и куда не мог подъехать кран. Ответственные лица ожидали, что он откажется от своей затеи, но Клыков и его помощники установили многотонный гранитный памятник вручную. Сейчас в основании монумента можно увидеть трещину — это память о самоотверженности скульптора.

Были на пути Вячеслава Клыкова и другие преграды. В июле 1991 года, когда в Дивеевский монастырь крестным ходом переносились мощи Серафима Саровского, скульптор загорелся идеей ознаменовать это событие бронзовым памятником, причем установить его на том самом месте, где преподобный молился 1000 дней и ночей. Но не получилось — пришлось поначалу установить гипсовую копию, так как вся бронза в стране пошла на творения Зураба Церетели. И поклонные кресты Клыков далал из бетона тоже не от хорошей жизни. Кстати, не все знают, что замечательный бронзовый крест на могиле Игоря Талькова также установил Клыков. Я был на этой церемонии установки памятника, она прошла очень скромно и буднично, без той помпезности, кооторую так любит Церетели.

С этим придворным скульптором Клыков сталкивался не раз. В 2002 году власти Пскова задумали поставить памятник княгине Ольге. Церетели вызвался создать этот памятник и на долгое время исчез. Пришлось псковичам обратиться к Клыкову. Когда его памятник был уже сделан в бронзе, как черт из табакерки появился Церетели. Сейчас в Пскове два памятника княгине Ольге. На первом, установленном у вокзала, она вооружена мечом и прочими военными атрибутами. На втором, который находится напротив Троицкого собора и кремля, Ольга изображена в образе любящей бабушки, воспитывающей своего внука — будущего крестителя Руси князя Владимира. Какой из этих памятников принадлежит Вячеславу Клыкову, легко догадаться. К этому надо добавить, что Церетели содрал с Пскова огромные деньги, а Клыков преподнес свой памятник в дар городу.

За те 17 лет, которые были отмерены скульптору для установки его исторических вешек, Вячеслав Клыков воздвиг десятки памятников, причем не только политическим деятелям прошлого, например, Петру Столыпину, но и писателям Ивану Бунину, Федору Достоевскому и, конечно, Василию Шукшину. Предполагалось даже, что он воздвигнет в Севастополе 50-метровую статую Христа Спасителя, но этот проект так и не был реализован. Работы Клыкова вообще были исключительно добротными, хотя, как и у всякого художника, у него случались взлеты и падения. Рядом с его замечательным памятником Кириллу и Мефодию, установленным на Славянской площади в Москве, крайне невыразительно выглядит конная статуя маршала Жукова.

Впрочем, это не вина скульптора — он хотел воздвигнуть монумент в честь исторического Парада Победы, причем приземистая, неповоротливая фигура маршала Жукова должна была оттенить элегантную, атлетическую фигуру лучшего полководца второй мировой войны, командующего Парадом Победы маршала Рокоссовского, но ответственные товарищи оставили одного Жукова, вырезав из композиции даже фашистские знамена. В довершение ко всему памятник установили не на Красной площади, где проходил парад, а на Манежной.

Отношения Клыкова с правительством Москвы не сложились. На открытый конкурс монумента для Поклонной горы скульптор представил проект, которому очень многие эксперты отдавали предпочтение. В центре композиции Клыков предлагал установить высокую белую часовню-звонницу, напоминающую своими очертаниями жемчужину древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Но вскоре конкурс прикрыли, а потом явочным порядком отдали заказ Церетели, который воздвиг на Поклонной горе безобразную мачту с трубящими амурчиками наверху.

Но это было к лучшему. В 1995 году Вячеслав Клыков установил белоснежную 50-метровую звонницу на поле под Прохоровкой, где в годы войны развернулось великое танковое сражение. На створках часовни каменная летопись истории России с древнейших времен до Парада Победы на Красной площади: двадцать четыре огромных многофигурных рельефа, насчитывающих около 130 образов. Звонница увенчана золотой державой, на которой выгравированы слова Христа: «Больше сия любве никто же имать, да кто душу положит за други своя». Но на державе была изображена уже не богиня победы с лавровым венком в руках, как это предполагалось в проекте для Поклонной горы, а фигура Богородицы. Памятник, кстати, соответствует древним российским традициям устанавливать на околицах селений вовсе не кресты, как сейчас, а часовенки с изображением святого — покровителя этого селения. Получается, что Богородица, установленная Клыковым на околице страны, покровительствует России и простирает над ней свой покров.

Умер Вячеслав Клыков 2 июня 2006 года. За месяц до смерти он дал интервью, в котором с горечью говорил: «Я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои. Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Но я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!».
Похоронен замечательный скульптор в родном селе Мармыжи у стен храма Покрова пресвятой Богородицы, который ему удалось восстановить.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Жизнь и творчество В.М. Клыкова

1. Биография

клыков скульптор общественный

Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006), русский скульптор - удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

Родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи ныне, Советского района Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 году. Работал на производстве.

В 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года. В 1962 году Клыков поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова, который окончил в 1968 году под руководством Н.В. Томского и получил специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

С 1969 года - член Союза художников СССР, работы выставлены в Третьяковской галерее и Государственном Русском Музее.

Получил известность скульптурным оформлением Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1982). Почти все его произведения завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Творчество скульптора отличается классическим европейским монументализмом, суровым нордическим стилем, русским национально-романтическим пафосом.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы - я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. - необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив - мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота - по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков - чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Он считал, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине - в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм - возродится село», - считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников - памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник - Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное - его идеи - воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву - и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России - по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом - брюлловская колонна, на Прохоровском - звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем - храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы - 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, - Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, - святой Георгий Победоносец, на южной стороне - изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, - Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, - был убежден В.М. Клыков. - По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это - маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать «свое место» ученому, военному, художнику…»

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием - Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью - 1997 года - говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни - о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя - государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император - в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны - это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля - это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании - пахарь и воин. Пахарь - хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.

Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Монументы работы Клыкова порой сопрягались с целым рядом сенсаций - так, Сергий Радонежской явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван антимонархистами. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.

Он всей душой болел за Россию, всегда оставался человеком неукротимой энергии и воли, когда речь заходила о русском народе, о России. Все его деятельность, и творческая, и общественная, была актом духовного сражения. «Главное - не уступить в духе!» - неизменно повторял Вячеслав Михайлович. В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.

2. Обществен ная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого. Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем.

В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР, однако проиграл Л.А. Пономарёву. С 1990 года - президент Международного фонда славянской письменности и культуры (в совет фонда входили В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, С.И. Шуртаков и др.).

На президентских выборах 1996 года поддержал кандидатуру Г.А. Зюганова. Клыков считал, что Зюганов и его сторонники в конце концов поддержат идею восстановления монархии в России.

7 августа 1996 года на учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) избран членом его координационного совета и членом президиума. В октябре 1996 года возглавил Всероссийское соборное движение. Входил в редколлегии газеты «День» (1991-1993), газеты РАУ «Обозреватель» (1992), был главным редактором журнала «Держава» .

В январе 2005 года подписал обращение в Генпрокуратуру с требованием проверки еврейских религиозных организаций на предмет нарушения ими законов об экстремизме - т. н. «Письмо 5000» .

21 ноября 2005 года в столетнюю годовщину Союза Русского Народа провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем. В марте 2006 года подписал обращение с требованием лишить раввина Берла Лазара российского гражданства

3. Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

· Государственная премия СССР (1982) - за участие в оформлении здания МГАДМТ имени Н.И. Сац

· Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1988) - за памятник К.Н. Батюшкову в Вологде

· Золотая медаль АХ СССР (1989)

· Золотая медаль (Гран-при) на международной выставке «Квадриеннале» в Любляне(1973),

· Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995) - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

· заслуженный деятель искусств Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за заслуги в области искусства

· заслуженный художник России

· народный художник Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за большие заслуги в области изобразительного искусства

4. Работы скульптора

· памятник Н.М. Рубцову в Тотьме (1986)

· фигура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве (1982)

· памятник К.Н. Батюшкову в Вологде (1987)

· памятник св. Сергию Радонежскому в Радонеже (1987)

· памятник Александру Даргомыжскому в посёлке Арсеньево (Тульская область) (1988)

· памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве (1990)

· памятник протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991)

· памятник Кириллу и Мефодию в Москве (1992)

· памятник Владимиру Святому в Херсонесе (1993)

· памятник Игорю Талькову на Ваганьковском кладбище (1993)

· памятник Сергию Радонежскому в Новом-Саде, Сербия (1993)

· храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами)

· памятник И.А. Бунину в Орле (1995)

· памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве (1995)

· памятник Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996)

· памятник Николаю II в селе Тайнинском (1996)

· памятник Николаю II в Подольске (1998)

· памятник Владимиру Великому в Белгороде (1998)

· памятник Илье Муромцу в Муроме (1998)

· памятник К.К. Рокоссовскому в Курске (2000)

· памятник Александру Невскому в Курске (2000)

· памятник Ф.М. Достоевскому в Старой Руссе (2001)

· памятник А.С. Пушкину в Софии, Болгария (2001)

· памятник братьям Баташевым в Выксе (2001)

· памятник княгине Ольге в Пскове (2003)

· памятник св. Савве Сербскому в Белграде, Сербия (2003)

· памятник А.В. Колчаку в Иркутске (2004)

· памятник В.М. Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004)

· памятник Прасковье Луполовой в Ишиме (2004)

· памятник Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005)

· памятник Георгию Победоносцу в Рязани (2005)

· памятник преподобному Серафиму Саровскому в Сарове

· памятник преподобному Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни

· памятник св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия)

· памятник А.С. Пушкину в Тирасполе

· памятник русским воинам в Пирее (Греция)

· памятник Святославу Храброму в Запорожье (2005)

· памятник Дмитрию Донскому в Москве (2013)

· барельеф П.А. Столыпину в Общественной палате Российской Федерации.

Заключение

Умер Вячеслав Михайлович 2 июня 2006 года в Москве. А 19 октября 2007 года, в день его рождения, на Родине, в городе Курске, открыт памятник великому Мастеру. Именем Вячеслава Клыкова назван проспект в Северо-западном микрорайоне Курска, где и установлен памятник. Его автор - молодой и талантливый скульптор Андрей Вячеславович Клыков. «Открытие памятника отцу, для меня - важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Это звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске…». Сын изобразил отца сидящим на рабочем станке после работы. Кажется, что он присел только на минутку, передохнуть, вот-вот встанет и продолжит работать…

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности хайтека в архитектуре, история его становления и развития. Краткая творческая биография Ренцо Пияно, этапы его личностного становления и факторы, повлиявшие на формирование стилистики. Анализ архитектурных произведений данного автора, оценка.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2014

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого итальянского архитектора А. Гауди. Анализ его работ, самые известные постройки: дворец Гуэля в Барселоне, эль Каприччо, дом Висенс, Мила, Бальо, парк Гуэля, храм Святого Семейства.

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея В.И. Ленина, павильона "Махорка", Ново-Сухаревского рынка. "Золотой период" творчества архитектора.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Характеристика и особенности эпохи Возрождения. Биография Ф. Брунеллески - великого итальянского архитектора. Характеристика его основных работ: церкви Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, Палаццо Питти, купол собора Санта-Мария дель фьори, капелла Пацци.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Краткая характеристика района строительства, основные технические нормативы и показатели дороги. Разработка и обоснование проектных решений, расчет объемов и основные этапы реализации строительно-монтажных работ. Определение необходимых для этого сроков.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2015

    Изучение жизни и творческой деятельности Андрея Никифоровича Воронихина - русского архитектора и живописца, представитель классицизма, одного из основоположников русского ампира. Краткий обзор и характеристика основных работ выдающегося зодчего.

    презентация , добавлен 27.01.2013

    Краткая биография Людвига Мис ван дер Роэ. Сущность метода "универсального пространства". Характеристика ряда знаменитых архитектурных произведений данного направления: концепция зданий, конструктивное решение, особенности организации пространства.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    Биография: детство, юность, творчество за границей, на родине. Архитектурные сооружения Баженова. Проект института благородных девиц. Создание большой модели Кремлёвского дворца. Строительство Царицыно. Дом Пашкова-жемчужина русского зодчества.

    реферат , добавлен 14.12.2007

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Антонио Гауди - испанского (каталонского) архитектора, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Уникальные творения великого зодчего. Новые архитектурные формы Гауди.

    реферат , добавлен 09.09.2013

    Общая характеристика объекта строительства, данные об участке и его геологических условиях. Составление генерального и календарного плана строительства, методика и основные этапы проведения работ. Технико-экономическое обоснование данного проекта.

Скульптор, имевший звание «народного художника России».

Уроженец с. Мармыжей Советского района Курской области. Из крестьянской семьи. Образование: два курса художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института (1960–1962); Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская известного советского скульптора М.Г. Манизера) (1962–1968). С тех пор жил и работал в Москве.

Создал несколько десятков памятников, преимущественно на исторические темы, постановленных в разных местах страны. Первые работы далеки от идеологии, ближе к эстетике: декор Центрального детского театра им. Н.И. Сац в Москве (Государственная премия СССР 1981); фигурка Меркурия возле Центра международной торговли в Москве; композиция «Фронт и тыл» в Перми; памятный храм-звонница на Прохоровском поле в Белгородской области (в сотрудничестве с архитектором Р.И. Симерджиевым); памятники маршалу К. Рокоссовскому в Курске; К.Н. Батюшкову в Вологде (Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина, 1987). Затем скульптор всецело поглощён монументальными образами, преимущественно великодержавных и церковных персонажей. Среди таковых - конная статуя Г.К. Жукова на Манежной площади (про авторскую трактовку лошади москвичами сложены анекдоты); Св. Кириллу и Мефодию на Славянской площади; великой княгине Елизавете Фёдоровне в Замоскворечье; Св. Сергию Радонежскому в с. Радонеже Московской области; Илье Муромцу в Муроме Владимирской области; И.А. Бунину в Орле; А.С. Пушкину в Тирасполе (Молдавия); Петру I в Липецке; дважды Николаю II - в Подольске Московской области и в селе Тайнинском; адмиралу Колчаку в Иркутске; М.С. Щепкину и Св. Владимиру I в Белгороде; тому же Владимиру в Херсонесе; протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области; Дмитрию Донскому, Василию Шукшину на его родине в с. Сростки на Алтае (вопреки воле шукшинских родных этот восьмиметровый монумент был установлен не на Чуйском тракте, а, по настоянию скульптора, на вершине горы Пикет); Николаю Рубцову в Тотьме.

Несколько произведения размещены за границей: барельеф Кирилла и Мефодия в Риме; поклонный крест на берегу моря в греческих Салониках; некая «Колесница мира» на берегу Дуная в Венгрии.

К числу его архитектурно-планировочных работ принадлежат часовня Александру Невскому в г. Кролёве под Москвой; часовня на Куликовом поле; звонница на поле Прохоровской битвы; жертвенный крест в Краснояружном районе Белгородской области; композиция в честь Курской Коренной иконы Богоматери на ул. Сонина в Курске.

Монумент Владимира I, возвышающийся на господствующей высоте над Белгородом наглядно демонстрирует антиисторизм художественного мышления своего автора. 1000-летний юбилей современного Белгорода, отмеченный через несколько лет после его же реального 400-летия, превратился в посмешище для историков (см. в библиографии к данной статье разоблачительную работу А.И. Раздорского). Князь Владимир Святославич на самом деле основал вовсе не этот город, а его тёзку на правобережье Днепра в киевской округе. Однако белгородские власти в финансово-политических целях пренебрегли экспертизой учёных, пошли на поводу у невежественных краеведов, и помпезная скульптура В.М. Клыкова увенчала мемориальный нонсенс.

В своём большинстве исторически нелепы и творения этого автора на Курской земле. Так называемый Поклонный крест в Черемисиновском районе установлен в честь якобы произошедшего там сражения курян с ногайскими татарами. На самом деле никакого великана-татарина трёхметрового роста не было и быть не могло, а вдохновившая скульптора местная легенда о «Голубце на Красной поляне» представляет из себя вполне фольклорную сказку. Памятник Александру Невскому в Первомайском саду Курска (2000) оформлен вопреки всем меркам исторической достоверности: в одной руке святой князь самолично держит стяг (что могло случиться только том случае, если его дружина уже погибла), а в другой меч (напоминающий скифский акинак). Свидетельств о пребывании этого князя в Курске не имеется. Памятный знак в честь 700-летия обретения Коренной иконы Божьей матери отмечает реликвию, которой в лучшем случае 300 лет. Фигура Серафима Саровского - в Коренной пустыни под Курском, вовсе не связанной с биографией этого церковного деятеля.

Гораздо более уместны и полезны в просветительском, воспитательном плане для земляков-курян такие создания народного художника России, как стела в честь Св. Феодосия Печерского во дворе православной гимназии его имени (на ул. Маяковского в Курске); памятник певице Н.В. Плевицкой на ее родине в с. Винникове Курского района; скульптурное оформление Коренной пустыни под Курском (композиция в честь легендарного обретения иконы Богородицы на берегах р. Тускари и другие); пешая статуя Г.К. Жукова в ансамбле триумфальной арки на северном въезде в г. Курск; скульптура жеребёнка у курской Биофабрики (в знак людской признательности животным, отдающим свои органы для изготовления лекарственных препаратов).

В городе Курска одна из магистралей получила название «проспект Вячеслава Клыкова» (2006).

По мнению многих художественных критиков, фигуры лошадей вообще лучше удаются этому скульптору, нежели фигуры людей. Количество изваянных им монументов явно пошло в ущерб их эстетическому качеству. Последнее творение плодовитого ваятеля - памятник «великому князю киевскому Святославу Храброму (?)», установленный в селе Холки Чернянского района Белгородской области. Опять-таки конный, голый по пояс князь с мечом наотлёт попирает копытами лошади супротивника, надо понимать, византийского грека… В исторической действительности, где-то в этом регионе мог пролегать маршрут этого князя против Хазарии и её сателлитов - левобережных славян. Так что жертвой «храброго» (эпитет выдуман художником) князя здесь должен был стать представитель славянского союза северян.

Дурную услугу скульптурной истории оказывал и утрированный национализм этого члена приснопамятного общества «Память», редакционной коллегии журнала «Современник», «генерал-полковника казачьих войск», главы «Всероссийского соборного движения», председателя международного фонда славянской письменности и культуры, ряда других ультрапатриотических организаций. На примере изваянной в камне и металле всероссийской и региональной «истории» В.М. Клыкова можно наглядно убедиться, как сложно воплотить в зримые образы знаковые фигуры нашего славного прошлого. Искусство и историческая наука должны сотрудничать в решении этой благородной задачи.

Сочинения: Вячеслав Клыков. Альбом. М., 1999.

Литература: Пархоменко И. Белгород: год основания?.. (слово о краеведе Ю.Н. Шмелёве) // Воронеж. Историко-краеведческий альманах. Воронеж, 1993; Раздорский А.И . О «1000-летии» Белгорода // Отечественная история. 2002. № 3; Щавелёв С.П. Первооткрыватели курских древностей. Вып. 1. Курск, 1997; Крынская С. Умер Вячеслав Клыков // Известия. 2006. № 98. 6 июня. С. 10.

Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, в 1960 году поступил на художественно‑графический факультет Курского государственного педагогического института, проучился 2 года, и в 1962 году поступил на факультет скульптуры Московского института им. Сурикова (мастерская М. Манидзе), который окончил в 1964 году.

С 1969 года Клыков ‑ член Союза художников СССР, его работы выставлены в Третьяковской галерее в Русском музее.

Первая известность к скульптору пришла после оформления им Центрального детского музыкального театра в 1979 году.

Среди работ Клыкова ‑ памятники: Велимиру Хлебникову на могиле поэта в деревне Ручьи, Николаю Рубцову в Тотьме (1986), Константину Батюшкову в Вологде (1987), Сергию Радонежскому в Радонеже (1987), великой княгине Елизавете Фёдоровне в Москве (1990), протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991), Кириллу и Мефодию (1991) в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе (1993), Ивану Бунину в Орле (1995), маршалу Георгию Жукову (1995) в Москве, Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998), Петру I на площади Карла Маркса в Липецке (1996), Илье Муромцу в Муроме (1998), Александру Невскому в Курске (2000), Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005). В 1995 году по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм‑звонница в память битвы на Курской дуге. Вячеслав Клыков является автором скульптуры Меркурия перед зданием Центра международной торговли в Москве (1982), монументального памятника (15‑метровый православный крест во славу русских воинов) в Курской области (2001). Вячеслав Клыков был членом Священного Синода Русской православной церкви, членом Патриотического объединения "Память" (1985‑1987), членом Совета Российского Земского движения (РЗД), с декабря 1996 года ‑ членом Президиума и сопредседателем РЗД; членом Товарищества русских художников (ТРХ).

Он был Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры; президентом Славянского Экономического союза (СЭК). Недолгое время Клыков был членом Социально‑патриотического движения "Держава".

В 1996 году он был избран членом Координационного Совета Народно‑Патриотического союза России (НПСР), а в ноябре 1998 года ‑ одним из 8‑ми сопредседателей НПСР. С октября 1996 года Вячеслав Клыков был главой Всероссийсского Соборного Движения. Он входил в редколлегии газеты "День" (1991‑1993), газеты РАУ "Обозреватель" (1992), был главным редактором журнала "Держава".

Клыков был президентом Международного фонда славянской письменности и культуры. В 2005 2006 годах был председателем Союза Русского Народа.

Вячеслав Клыков ‑ лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), обладатель Золотой медали Академии художеств (1989).

Исследовательская работа

«Родной земли мотивы
в творчестве скульптора
Вячеслава Михайловича Клыкова»
Подготовила:
Шаповалова Г.Е.,
учитель русского языка и
литературы

Проблема исследования: выяснить, какое
место в творчестве знаменитого
скульптора В.М.Клыкова занимала малая
родина?
Объект исследования:
личность Вячеслава Михайловича Клыкова
Предмет исследования:
творческое наследие заслуженного
деятеля искусств, народного художника
России В.М.Клыкова.

Цель работы: расширить знания о творчестве Вячеслава
Михайловича Клыкова;
познакомиться с личностью скульптора (что увлекало,
как пришел в искусство, кто сыграл важную роль в
выборе профессии, с кем дружил, как относился к
людям, родному краю).
Задачи исследования:
изучить и проанализировать культурологическо­
биографическую литературу о Вячеславе Михайловиче
Клыкове;
выявить условия, способствующие раскрытию таланта
Вячеслава Михайловича Клыкова, какое место в
творчестве занимала малая родина;
проанализировать и систематизировать знания,
полученные из разных источников о творчестве и
личности известного скульптора;

Гипотеза исследования: на творчество
скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова
особое влияние оказала не советская эпоха, а
мотивы родной земли, с которой он никогда не
терял связи.
культурологическо­биографической литературы о
В.М.Клыкове; качественный и количественный
анализ данных; компьютерная обработка
материалов исследования.
Методологическая основа исследования:
Книга Ирины Пановой «Вячеслав Клыков.
Воин святой Руси». Издательство: Алгоритм,
2007г.
Методы исследования: анализ

Домик В.М.Клыкова

«Бог торговли»
Меркурия у Центра
Международной
торговли

Награды и звания







1978г. ­ лауреат Государственной
премии СССР,
1987 г. ­лауреат Государственной
премии РСФСР им. И. Е. Репина,
1989г. ­ обладатель золотой медали
Академии Художеств СССР,
1973г. ­ обладатель золотой медали
(Гран­при) на международной
выставке «Квардиеннале» в
Любляне,
14.08.1995г. ­ Благодарность
Президента Российской Федерации
за активное участие в подготовке и
проведении празднования 50­летия
Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов,
заслуженный деятель искусств
Российской Федерации,
заслуженный художник России.

Шёл ливень с неба; туча солнце
скрыла.
Но всё же скульптор трудится
примерно.
Ему работа радость приносила,
А он всегда любил её безмерно.
Взглянув в окно, он летний дождь
заметил,
Подумал миг и тут же оживился.
И, не спеша, рукой узор наметил,
И шарм дождя в скульптуру
воплотился.
В окно он снова глянул на мгновенье,
А там уже лучи вовсю играли…
Движенье, выдох, вдох, ещё
движенье, ­
И вот глаза скульптуры засияли.
Отметил он, что сделано не мало,
А в теле нет ни капли утомленья,
И только сердце сладко трепетало,
Когда вдыхал он жизнь в своё
творенье.

За работой

Галерея работ В.М.Клыкова

Галерея работ В.М.Клыкова

Храм Покрова пресвятой
Богородицы

Памятник В.М.Клыкову
Ушел! Закрылась тихо дверь.
Уходят тихо так святые.
В блаженной тишине теперь,
Сложились руки золотые.
Их со слезами целовал
Митрополит – России слава,
Какую, сердцем понимал,
Утрату понесла Держава!

В.М.Клыков в мастерской

Звонница
Посреди бархата зелени белгородских
полей на пятидесятиметровую высоту
взметнулась белоснежная свеча
Звонницы, увенчанная золотою
державою, на ней - фигура
Богоматери, простёршей свой Покров
над всей Россией, Домом Пресвятой
Богородицы. На створках Звонницы -
каменная летопись Великой победы:
двадцать четыре огромных,
многофигурных рельефа, где 130
образов. И встало здесь вместе с
воинами земными воинство небесное. В
памятнике Клыкова воплотился великий
собирательный символ Великой победы.
И плывут три звона как память о
Куликовском сражении, о Бородинской
битве и о солдатах, павших на
Прохоровском поле. Хочется верить,
что пока слышны эти звоны, не иссякнет
память о подвигах былых времен.

«Силы преодолевать
трудности и невзгоды мне
дает любовь к своей земле,
малой родине, к маленькой
глухой деревне Мармыжи.
Когда вспоминаю о ней –
слезы наворачиваются на
глаза. Вроде и нет там
ничего примечательного:
степь, перелески. Но как
только увижу эту степь...
Сразу и в душе ширь
открывается, физически
здоровее становишься.
Кажется, я все на свете
смогу. Вот откуда силушка­
то и берется – от родной
земли. Это то, что
мобилизует волю и сердце».


"...для многих людей в России и за
ее пределами Вячеслав Михайлович
является примером художника, все
творчество и вся жизнь которого
были наполнены духовной силой и
красотой Православия. В нашей
памяти всегда будет храниться
образ истинно верующего,
искреннего и увлеченного человека,
сумевшего сохранить душевную
чистоту. Среди его работ ­ многие
скульптурные портреты русских
святых и исторических деятелей.
Убежден, эти монументы будут
вдохновлять многие поколения
граждан России. Почивший был
широко известен как христианин с
активной жизненной и гражданской
позицией, горячо любивший свое
Отечество... "

Патриарх Московский и Всея Руси
Кирилл

Делегация, состоящая из главы
администрации Прохоровского
района Сергея Канищева,
представителей администрации,
военно­исторического музея­
заповедника «Прохоровское поле»,
старшего поколения и молодежи в
с. Мармыжи Курской области, где
родился Вячеслав Клыков.
Гости посетили храм Покрова
Пресвятой Богородицы.

2014 г. В канун дня рождения
скульптора Вячеслава
Михайловича Клыкова на
мемориальном комплексе Звонница
состоялся митинг. Жители
Прохоровки пришли, чтобы отдать
дань памяти знаменитому
скульптору ­ создателю знаменитой
Звонницы.