«Современные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста. Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работы воспитателя по речевому развитию в средней группе.

Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, неторопливы.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Р ечевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:
а) владение речью как средством общения;
б) обогащение активного словаря;
в) р
азвитие связной , грамматически правильной монологической и диалогической речи;
г)
развитие речевого творчества;
д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;
ж) ф
ормирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем
современных детей , которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют .
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического
развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте.
И считаю, что речевое общение - это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»
Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:
- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.
Изучив теоретические источники, я поставила перед собой
цель :
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно - ролевых игр», «Театральный уголок» и т.д
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры, логоритмические упражнения.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.
Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников (В.Лосина, Ю.Казанцева, Т.Сокольской, К.Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била - не разбила; дед плачет, баба плачет).

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь . Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.
1.
Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.
В практики, использую три вида дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- настольно-печатные.
- словесные игры.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д.Учимся рассуждать, беседовать.
При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит - жужжит»,
«Заморозим руку » ( Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;
Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, припевки, потешки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости .
В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;

Помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);

Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

Помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения детей;
- выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: « Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.

«В развитии мышления и речи детей , особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи ». И.П.Павлова

Пальчиковым играм, логоритмике я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности , так и на всех видах занятий.
Для формирования диалогической
речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра
развивает не только связную речь, а также накапливает знание , развивает мышление и память , воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Таким образом, в процессе
работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь стала более грамотная и выразительная.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.
Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар - практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Правильная и красивая речь развивается при условиях достойной речевой среды, необходимой практики речи, воспитания, чтения, начинающихся еще до рождения человека и продолжающихся в течение всей жизни.

Речь, как фактор развития человека

Язык и речь необходимы человеку для полноценного общения. Оба эти явления принято называть общественными:

  • язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения;
  • речь – сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, сложившаяся исторически посредством языка.

Языковые конструкции создавались и продолжают создаваться на основе определенных правил. Связная речь и язык никогда не противопоставляются и могут быть оторваны друг от друга. Развитию речи способствует потребность в общении и объединении людей.

Исторический опыт и знания невозможно передать без развития речи, связанной с жизнью человека, а собственно речь – один из основных показателей его развития. Потребность в речи присутствует у человека в любом возрасте, принимая форму, необходимую для общения и самовыражения:

  • непосредственного;
  • отсроченного;
  • внешнего;
  • внутреннего.

Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами.

К средствам развития речи относятся:

  • обучение в процессе общения;
  • культурная языковая среда;
  • художественная литература;
  • разнообразные виды искусства.

Существуют следующие виды речи:

  • внутренняя;
  • устная;
  • письменная.

Продуктом речи называют речевое высказывание, созданное самостоятельно или коллективно.

Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям:

  • применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;
  • во время специально организованного обучения.

Речевое развитие зависит от следующих факторов:

  • должное речевое окружение;
  • влияние речи окружающих;
  • регулярная речевая практика;
  • воспитание в семье;
  • обучение в образовательных заведениях.

Существуют различные точки зрения исследователей об этапах развития речи человека. Их количество варьируется от двух до четырех.

  • Подготовительный (пассивный)

Этап начинается с рождением ребенка и продолжается до года. В этот период вырабатывается реакция на общение, понимание направления звука, готовность к игровым движениям, реакция на слова и желания окружающих.

  • Преддошкольный (автономный)

Период длится от года до трех лет. Звуки и первые слова еще искажены, но появляются попытки составить фразы. Происходит активное накопление словарного запаса. Ребенок понимает значение слов и правильно использует их в речи. Усваиваются основные синтаксические конструкции родного языка, но есть отличия от речи взрослых людей в звучании и значении.

  • Дошкольный (активный)

Развитие речи в период подготовки к школе идет быстро. Расширяется круг общения ребенка. Дети учатся овладевать связной речью, исправляя произношение свистящих и шипящих звуков. Появляется навык слухового контроля за произношением и овладение разными структурами предложений. Связная речь выступает в роли основного средства познания и становится контекстной, т.е. развернутой.

  • Школьный

Наиболее ответственный, серьезный и осознанный этап развития речи. В период до 17 лет основные правила грамматики при построении самостоятельных высказываний должны быть усвоены. Ведущая роль отводится освоению нового вида речи – письменного. Параллельно развиваются навыки владения литературной речью. Вследствие бурного личностного развития – появление сленга.

Задачи по развитию речи

Речь – основа любой умственной деятельности и главное средство человеческого общения. Слова – «кирпичики» из которых складывается речь. На каждом возрастном этапе жизни человека существуют определенные задачи по развитию речи. Основная — научить человека правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.

Для достижения главной цели, необходимо:

  • обогащать и активизировать словарный запас (демонстрировать многогранность значений слов);
  • формировать грамматический строй речи (овладение нормами изменения слов согласно грамматическим правилам для построения различных предложений);
  • воспитывать звуковую культуру речи (формировать умение слышать и правильно воспроизводить все звуки родного языка, работать над освоением интонационного строя, произношения и системы ударений в словах);
  • развивать монологическую и диалогическую речь (монолог – более сложная форма речи, поэтому важно развивать диалогическую речь, постепенно включая монолог);
  • знакомить с художественной литературой (чем больше человек читает качественных художественных произведений, тем лучше его речь, тем более успешно он овладевает навыками составления связных сообщений, пересказов событий и тем больше интерес к художественному слову).

Правильная речь – залог успешного развития человека.

Принципы развития речи детей во время организованного обучения:

  • вызвать речевую активность учащихся путем создания проблемных речевых ситуаций;
  • углубление смыслового восприятия учебного текста с помощью анализа его содержания;
  • формировать понятие лингвистики;
  • развивать языковое чутье;
  • проводить упражнения, развивающие связную речь в системе;
  • умение выражать свои мысли словесно и письменно.

Результат развития речи

Умение правильно и последовательно изложить мысли, выразить собственное мнение – результат сформированных коммуникативно-речевых умений. Они различаются как:

  • направленные на создание речевого высказывания;
  • связанные с созданием структуры высказывания;
  • связанные с использованием языковых средств в соответствии с речевыми задачами;
  • направленные на понимание содержания речевого высказывания.

Один из важных показателей речевого развития ребенка – умение связно высказывать свои мысли, логично и последовательно пересказывать прочитанное, составлять грамматически правильные предложения, интонационно и образно выразительные сообщения.Связная речь (диалог, монолог) демонстрирует владение устной речью.

Исследователи выделяют три возрастных этапа в развитии речи у детей:

  • младший (от 3-х до 4-х лет);
  • средний (от 4-х до 5-ти лет);
  • старший (от 5-ти до 6-ти лет).

Младший: предполагает использование в речи простых предложений, договаривание стихов, пересказ текстов с опорой на сюжетные картинки. После обработки содержания картинок, взрослые с помощью вопросов, помогают детям составить связный рассказ по картинкам.

Средний: включает более сложную работу по овладению навыками пересказа литературных произведений, самостоятельное сочинение небольших рассказов по игрушкам и картинам, составление загадок.

Старший: развивает интерес к самостоятельному сочинению и созданию разнообразных видов творческих рассказов.

Умение высказываться связно отражает навыки осмысленного восприятия окружающего мира и правильное выражение своих впечатлений.

Виды связной речи подразделяются на диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь (диалог) означает процесс непосредственного речевого общения в котором участвуют два или более собеседников, обменивающимися репликами.

Диалог предполагает:

  • поочередные реплики;
  • наличие нескольких участников;
  • отсутствие развертывания мысли;
  • употребление разговорной лексики;
  • непродолжительное обдумывание высказываний;
  • стимулирование высказываний внутренними и внешними мотивами.

Монологическая речь означает развернутое, полное, четкое, взаимосвязанное повествование. Процесс непосредственного общения требует внимания, конкретного обращения одного человека к другому или группе слушателей.

Монолог предполагает:

  • использование литературной лексики;
  • предварительное продолжительное обдумывание высказывания;
  • полную развернутость и формулировку;
  • умение выбрать необходимые слова и конструкции точно передающие мысль.

Существуют следующие методики развития связной речи у детей:

  • наглядная;
  • словесная;
  • практическая.

Каждая из них образует совокупность приемов, решающих дидактические задачи:

  • знакомство;
  • закрепление;
  • переработка.

Наглядность предполагает следующие виды наблюдений:

  • непосредственные – экскурсии, созерцание, разглядывание;
  • опосредованные – рисование, рассматривание иллюстраций, составление рассказов об увиденном.

Наглядная модель включает:

  • пересказы;
  • сравнительные рассказы-описания;
  • творческие высказывания по заданной теме.

Словесные методы

Словесная методика развития речи обязательно включает работу с различными вопросами (т.е. словесными обращениями предполагающими ответ).

Вопросы бывают:

  • основные (репродуктивные и поисковые);
  • вспомогательные (наводящие и подсказывающие).

Они обязаны быть целенаправленными, четкими, конкретными, отвечающими уровню развития ребенка.

С помощью вопросов ребенок осваивает:

  • чтение, а затем пересказ литературного произведения;
  • разучивание стихов или отрывков прозы наизусть;
  • пересказ;
  • обобщение прочитанного или услышанного;
  • рассказ без наглядности.

Практические методы

Практика речи предполагает разнообразные игры и выполнение практических заданий:

  • пластичные этюды;
  • драматизации;
  • инсценизации;
  • игры-хороводы.

Богатая и осмысленная речь ребенка облегчает высказывание его мыслей, расширяет возможности познания действительности. Полноценные будущие взаимоотношения с людьми и развитие личности ребенка в целом невозможны, если речь неясная. Затруднения в общении вызывают сложности с адаптацией и ухудшают, в итоге, характер.

Игры, практические упражнения помогут выработать правильное произношение, построение связных логических высказываний.

Основу игр для развития разговорной речи составляет свободная и грамматически правильная речь взрослых. Игры стимулируют интерес к развитию навыков говорения, несут положительные эмоции, устраняют замкнутость.

Развивающие игры направлены на развитие:

  • коммуникативных способностей;
  • овладение навыками логически связного высказывания;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Приемы развития речи

Элементы методов развития речи называются приемы.

Приемы развития речи в педагогической практике используются комплексно.

Их применение зависит от:

  • поставленных задач;
  • возраста обучаемых;
  • индивидуальных качеств детей;
  • предмета занятий;
  • степени подготовки воспитанников.

Устойчивая классификация приемов совершенствования связной речи не создана, поэтому приемы условно делят соответственно тому, какую роль играет наглядность и эмоциональная составляющая. Соответственно, приемы бывают:

  • прямые;
  • косвенные.

К прямым приемам развития навыков связной устной речи относятся:

  • вербальные образцы;
  • указания;
  • пояснения.

Под речевыми образцами понимают правильную языковую деятельность учителя или воспитателя. Образцу необходимы разъяснения и указания. Речевой образец предваряет связные высказывания детей.

С помощью указаний взрослые разъясняют детям, при помощи каких средств и действий достигается нужный результат.

Указания используют с целью:

  • обучить;
  • организовать;
  • дисциплинировать.

Раскрыть обучаемым суть происходящих действий легче с помощью объяснений, поэтому прием этот особенно часто применяют в работе по освоению слов и расширению словарного запаса.

Косвенные

Непрямыми (косвенными) способами принято называть:

  • рекомендации;
  • подсказки;
  • поправки;
  • адресные обращения;
  • возражения;
  • замечания.

Косвенные приемы развития связной речи обычно употребляются в комплексе с другими. Цель: благодаря многообразию использованных приемов, ребенка побуждают к определенным речевым действиям.

Словесные приемы

К словесным приемам развития связной речи у детей относятся:

  • заучивание наизусть стихов и прозы;
  • пересказ прослушанного;
  • составление разных рассказов с опорой на наглядность и без нее;
  • беседы об увиденном и услышанном;
  • комментирование действий;
  • многократное проговаривание (повторение);
  • опосредованное общение через игрушку.

Важным условием для развития связной речи ребенка является создание комфортных условий и постоянная помощь взрослых в усвоении грамматических и лексических норм устной речи детьми.

Речь ребенка формируется с самого раннего возраста и поэтому специально организованные учебные занятия, развивающие речь, помогут понять, правильно ли проходит процесс освоения норм речи:

  • достаточен ли запас слов у ребенка для составления связного высказывания по теме;
  • верно ли используется их соединение между собой;
  • соответствует ли произношение нормам правильной речи;
  • разбирается ли ребенок в происходящем вокруг него.

Интенсивное накопление слов происходит у детей от года до трех, когда они уже способны говорить целыми фразами.

Связная речь строится на основе развития:

  • внимания;
  • слуха;
  • памяти;
  • мышления;
  • подражания.

Связная речь детей развивается в двух направлениях:

  • понимания речи окружающих;
  • формирование навыков собственной активной речи.

Работа по накоплению активного и пассивного словаря происходит на занятиях, когда дети слышат четкую, правильную, неспешную речь взрослых. В этом случае ребенок, повторяя услышанное, учится произношению, грамматически правильному построению предложений, накапливает словарный запас.

Пополнение словарного запаса предполагает включение в речь ребенка частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Одновременно происходит овладение навыками построения фраз. Фразовая речь важна в общем процессе развития связной речи детей.

Развитие активной речи стимулирует подражание. Воспроизведя за проговаривающим звуки и слова взрослым, ребенок поначалу «звучит» как эхо. Однако подражание – это врожденное умение всех людей. Осмысленность подражания появляется в том случае, когда речь связана со знакомыми предметами окружающего мира. Следовательно, развивать речевое подражание благоприятнее во время игр, изображая вместе с ребенком машину, самолет или животное.

Период активного пользования словарным запасом, возможно, наступит не так быстро, как хотелось бы взрослым, т.к. у любого ребенка есть период накопления знаний, когда словарный запас – пассивный. Динамику успехов можно проследить в специальном дневнике, где записываются любые достижения ребенка и появление новых слов и фраз в его лексиконе.

Требования к занятиям

Подражание речи взрослых лежит в основе накопления знаний и навыков по развитию связной речи, поэтому важно создать для этого благоприятные условия во время занятий:

  • учитывать возрастные особенности;
  • ориентироваться на уровень развития речи ребенка;
  • начинать занятия со знакомых тем («Любимые игрушки», «Сказки»);
  • сложные упражнения осваивать постепенно;
  • создавать спокойную обстановку;
  • соблюдать регулярность и продолжительность занятий;
  • периодически повторять изученное;
  • обязательно хвалить ребенка даже за небольшие достижения;
  • сохранять спокойствие даже в случае медленного (на ваш взгляд) усвоения темы.

Влияние художественной литературы на развитие красивой правильной речи трудно переоценить, поэтому читайте ребенку как можно больше произведений, обращая его внимание на речь героев сказок, рассказов и стихотворений.

Совокупность звуков произнесенных и воспринятых людьми, называется речью.

Связная речь выполняет различные функции:

  • коммуникативную, т.е. передача информации посредством звуков;
  • интеллектуальную, т.е. служащую средством мышления и проявляющуюся в диалогической и монологической речи;
  • регулятивную, т.е. управление психикой и поведением;
  • психодиагностическую, т.е. дающую возможность судить о психическом состоянии человека;
  • языковую, т.е. принадлежащую к определенной языковой культуре.

Степень речевого развития определяет готовность и способность человека к жизни в социуме.

Совершенствованию навыков уделяется серьезное внимание во всех образовательных учреждениях, начиная с детского сада. Существуют определенные нормы развития связной речи:

  • понимать просьбы, состоящие из 2-х частей («встань и возьми»);
  • знать предлоги («на диване, под столом»);
  • различать однородные предметы;
  • словарный запас до 400 единиц;
  • уметь составлять фразы, содержащие до четырех слов.
  • назвать имя, возраст и пол;
  • выполнять несложные поручения («подай, подними»);
  • рассказать о своих впечатлениях об увиденном или услышанном;
  • воспринимать сюжетные картины;
  • использовать в речи множественное число;
  • выполнять инструкции в два действия («сначала сделаем то-то, а затем будем делать другое»);
  • употреблять союзы и предлоги в устной речи;
  • пользоваться словарем примерно в 500 слов.
  • задавать вопросы, используя вопросительные местоимения;
  • уметь согласовывать существительные с прилагательными и числительными;
  • образовывать уменьшительные формы существительных;
  • слушать длинные рассказы;
  • составлять сложные предложения до пяти слов;
  • владеть запасом слов до 1500 единиц.
  • рассказать о практическом использовании предметов, понимать, из каких они материалов сделаны;
  • правильно назвать свой адрес;
  • назвать антонимы и различать «право-лево»;
  • пользоваться грамматическими категориями времени;
  • владеть навыком устного счета до 10;
  • уметь пересказать рассказ или сказку;
  • словарный запас до 3000 единиц;
  • составлять фразы до 6 слов.
  • пересказывать прошедшие события;
  • выражать отношение к рассказанному;
  • правильно произносить все звуки;
  • пользоваться абстрактными понятиями;
  • словарь до 4000 единиц.
  • задать вопросы и ответить на них;
  • пользоваться обобщающими существительными;
  • уметь составлять небольшие рассказы, описывать картинки;
  • пользоваться синонимами.

Ребенок, владеющий правильной связной речью, легко общается с окружающим миром, общается и умеет выразить свои мысли с помощью слов и фраз. Для приобретения навыков связной речи, которые не являются врожденными, в образовательных учреждениях проводятся специальные занятия по развитию речи дошкольников.

Эти занятия неразрывно связаны с работой родителей по развитию навыков говорения для успешной адаптации ребенка в социуме и в дальнейшем во время учебы в школе.

Согласно ФГОС (новые образовательные стандарты) занятия по развитию речи должны решать задачи:

  • формировать речь детей так, чтобы они могли общаться с окружающими без затруднений;
  • обогащать активный словарный запас детей;
  • развивать творческую речь посредством упражнений по составлению рассказов, стихов, творческих работ;
  • приобщать детей к чтению художественных произведений и знакомить их со всеми жанрами литературы;
  • развивать фонематический слух: правильное усвоение ударений, звуков в словах.

Для выполнения этих задач существуют методики и система упражнений, применяемых в комплексе для облегчения освоения речи.

В младшей группе

Формирование навыков связной речи начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Уже в младшей группе детского сада для развития речи применяются особые формы общения, соответствующие возрасту детей первой младшей группы. Главная форма общения детей с окружающими в этот период – диалог.

В течение дня воспитатели проводят соответствующие занятия с детьми по развитию речевых навыков детей младшей группы.

Формирование навыков культуры звуковой речи:

  • обучение артикуляции звуков, шипящих, глухих согласных;
  • воспроизведение интонации произносимых фраз;
  • постановка ритма и темпа речи.

Формирование словарного запаса детей:

  • введение новых речевых образцов, предлогов;
  • объяснение словообразовательных возможностей языка, образование уменьшительных и ласкательных слов;
  • обобщение понятий;
  • введение в речь общеупотребительных слов вместо звукоподражательных («собака» вместо «ав-ав»).

Формирование грамматического строя речи:

  • изменение числа и падежа существительных (одна чашка-две чашки; вы стоите — я стою);
  • построение простых предложений.

Развитие навыков диалога:

  • разговоры с детьми о происходящих вокруг событиях;
  • помощь в общении со сверстниками, ответы на вопросы;
  • освоение повелительного наклонения (садись, принеси, подними).

В средней группе детского сада у детей происходит качественный скачок в овладении связной речью. Они осознанно меняют громкость голоса и умеют воспроизводить интонации, активно накапливают словарный запас.

В этот период к детям уже предъявляются более серьезные требования:

  • культура общения, т.е. говорить фразами, не выкрикивать и не перебивать других;
  • инициатива в общении и освоение навыков монологической речи;
  • усвоение навыков поведения во время занятий и прогулок.

Образовательные занятия с дошкольниками в средней группе проходят по-новому:

  • появляются экскурсии за пределами ДОУ;
  • осваиваются навыки пересказа и составления собственных рассказов;
  • обучение инсценизации, участие в сюжетно-ролевых играх и активное заучивание стихов и песен;
  • формируется внутренняя речь.

В старшей группе

В старшем дошкольном возрасте занятия с детьми подчинены главной цели: совершенствование имеющихся знаний и активная подготовка к предстоящему обучению в школе. Все приемы по улучшению устной речи направлена на:

  • обучение коммуникации (вербальной и невербальной);
  • коррекцию дефектов произношения;
  • воспитание культуре речи.

Активные способы улучшения речевых навыков:

  • сюжетные игры,
  • викторины,
  • работа над четкостью дикции,
  • инсценировки сказок,
  • сравнительные описания картин и предметов.

Дети в старшей группе сада активно наращивают словарный запас. В норме – до нескольких тысяч слов. В результате грамотно организованных занятий, улучшается:

  • воспроизведение шипящих, свистящих и сонорных звуков;
  • совершенствуется интонация;
  • речь приобретает выразительность;
  • приобретаются навыки словотворчества;
  • развивается умение строить грамматически правильные предложения.

Дети в подготовительной группе детского сада – практически школьники. Совсем немного времени остается у них для освоения и совершенствования навыков связной речи для того, чтобы в школе им не пришлось столкнуться с трудностями.

Занятия по развитию речи у детей подготовительной группы построены так, чтобы развивать навыки:

  • проведения звукового анализа слов;
  • составления загадок о звуках;
  • умения заканчивать ритмические фразы;
  • выбора из целого ряда синонимов одного, точно подходящего для применения в рассказе;
  • понимания значения антонимов;
  • построения высказываний разных типов.

Для достижения цели по развитию речевых навыков, в группах организованы речевые уголки. Материалы для развития речи содержат:

  • карточки с играми и упражнениями;
  • сюжетные картинки для составления рассказов;
  • словесные игры;
  • стихи, скороговорки, потешки;
  • игры для развития мелкой моторики.
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные.

Самым сложным считается упражнение, когда детям предлагается самостоятельно придумать рассказ, а тему выбирает ребенок.

По завершению занятий в подготовительной группе, ребенок должен уметь:

  • поддерживать беседу по заданной теме;
  • слушать высказывания других детей;
  • передавать содержание литературных произведений, не нарушая логической последовательности;
  • выполнять творческие задания по предложенному образцу.

Профессор МГУ В.Аникин, филолог и знаток русского фольклора назвал скороговорку «смешной игрой», во время которой на скорость повторяются трудные слова и фразы.

Эта учебная игра становится интересной оттого, что знакомые буквы в определенных сочетаниях выговариваются с трудом и вносят путаницу – «кукушка на кукушонка», «на траве дрова на» и т.д. Все заключается в перестановке сходных и отличных друг от друга звуков.

Скороговорки – необходимое средство для развития речи.

Они помогают:

  • улучшить дикцию тренировкой труднопроизносимых слов и звуков;
  • сформировать красивую речь;
  • пополнить словарный запас;
  • правильно выговаривать все буквы, не «глотая», трудные.

Для постановки дикции, скороговорки разбивают на категории по степени сложности.

Для эффективного обучения, к работе со скороговорками нужно тщательно готовиться:

  • подбирать те, что соответствуют возрасту ребенка;
  • использовать немного образцов;
  • объяснять смысл скороговорки, медленно проговаривая текст;
  • вносить игровые элементы в обучение.

Монологическая речь

Высказывание одного человека обращенное к слушателям называют монологической речью или монологом.

Признаки подобной формы речи:

  • продолжительность;
  • объем;
  • структура;
  • легко изменяемая тема высказывания.

Существуют два типа связного монолога:

  • адресованный слушателям (доклад, лекция, выступление на публике);
  • обращенный к себе, т.е. не предполагающий ответной реакции.

Владение монологической речью предполагает определенные умения:

  • использование речевых конструкций для толкового выражения своих мыслей;
  • повествовательные и описательные сообщения по теме, используя сюжетные картинки;
  • составление описательных текстов соответственно плану.

Методика обучения связной монологической речи предполагает:

  • формирование у обучаемых определенных навыков выражения своих мыслей с помощью усвоенных материалов;
  • совершенствование навыков с помощью опорных упражнений.

Любые виды монолога – рассказ, описание, пересказ – предполагают некую опору.

Под опорой понимают:

  • ситуации;
  • подготовленный материал (вопросы, описания);
  • готовые тексты;
  • наглядные ситуации;
  • готовые конструкции;
  • логические схемы.

Основные причины отклонения в речи

Наличие в современном мире интерактивных развлечений и технологичных методик обучения не означает полноценного развития речи. Наоборот, статистические данные свидетельствуют о большом количестве детей, страдающих отклонениями в речевом развитии.

Речевые нарушения свидетельствуют об отклонениях, неприемлемых в нормах языка.

Исследователи выделяют следующие причины отклонений:

  • наследственность;
  • последствия травм;
  • отклонения в развитии;
  • двуязычные семьи.

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Приглашаем Вас на большой "педсовет" по стимуляции и совершенствованию речевого развития дошкольников. Для достижения этих целей выработано огромное количество эффективных методов. Положительный опыт коллег по их применению собран и систематизирован для Вас на этих страницах. В том числе - специальные игры, логопедические занятия и советы по развитию речевого дыхания. Большой выбор готовых решений, конспектов, сценариев, дидактических синквейнов и мнемотаблиц.

Слово за слово: помогаем в ответственном деле речевого развития.

Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 32439 .
Все разделы | Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему : «По страницам нашей сказки» Цель : Приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи : Образовательные : - продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; - понимать и у потреблять в...

Ознакомление с окружающим и развитие речи Старшая группа Тематическое занятие ко Дню Защитника Отечества Задачи : -коррекционно-развивающая : развивать зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику -коррекционно-образовательная : активизировать словарь по теме «Армия» ; расширять и формировать словарь прилагательных; формировать связное речевое высказывание посредством...

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста - Консультация для педагогов «Виды работы по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»

Публикация «Консультация для педагогов «Виды работы по развитию и...» Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и которые...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Составление рассказа по картинке» Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возрас та. Тема: «Составление рассказа и драматизация по картинке «Зимний город». Задачи. 1. Коррекционно-образовательные. Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации....

Организация речевой среды как условие развития связной речи дошкольника «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинс кий С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения, дети овладевают родным...


"Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста" (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных...

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста - Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи»

Тема: «Маленькие Грамотеи» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Задачи. - Совершенствовать умение детей различать гласные, согласные (твердые и мягкие) звуки,...

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Ёлочка»

«Современные технологии

по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

Подготовила:

Воспитатель

п. Юганская – Обь

«Современные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике можно применять следующие технологии:

Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

Воспитатель называет какой-либо объект;

Обозначает его признак;

Определяет значение этого признака;

Сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

«Страна загадок» \ методика Аллы Нестеренко\

Город простых загадок\ цвет, форма, размер, вещество\

Город 5 чувств\осязание, обоняние, слух, зрение, вкус\

Город похожестей и непохожестей\на сравнение\

Город загадочных частей\ развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных

предметов, молчаливых загадок и спорщиков\

Город противоречий\ может быть холодным и горячим-термос\

Город загадочных дел.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы является пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений:

«Кто как видит картинку?» \увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания\

«Живые картинки» \ дети изображают предметы, нарисованные на картине\

«День и ночь» \ картина в разном свете\

«Классические картины: «Кошка с котятами» \история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т. д.\

Сочинительство.

Сочинение стихотворений. \ По мотивам японской поэзии\

1. Название стихотворения.

Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)

«Салат из сказок» \ смешивание разных сказок\

«Что будет, если…?» \ сюжет задаёт воспитатель\

«Изменение характера персонажей» \ старая сказка на новый лад\

«Использование моделей» \ картинки-геометрические фигуры\

«Введение в сказку новых атрибутов» \ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\

«Введение новых героев» \ как сказочных, так и современных\

«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.

Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

n Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

n Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

n Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

n Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

n Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».

n Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия», («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)

Плюсы синквейна

Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

Отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

Дети учатся соблюдать интонацию;

Значительно активизируется словарный запас;

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

Дети учатся определять грамматическую основу предложений…

Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и под групповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов.
« Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части - живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\
« Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.\
« Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.\
« Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.\
« Чем похожи и чем отличаются?»\ кит - кот; кот-крот; кот-ток и т. д.\
«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т. д.\
« Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т. д.\
« Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т. д.\
« Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т. д.\
« Назови все части»\ велосипед→рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т. д.\
« Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т. д.\
« Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т. д.\
« Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т. д.\
« Что умеет делать?»\ ножницы - резать, свитер - греть и т. д.\
« Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т. д.\
Сочинение сказок.
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
« Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
« Использование моделей»\ картинки - геометрические фигуры
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\
Сочинение стихотворений. \ По мотивам японской поэзии
1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сочинение загадок.
« Страна загадок»

Город простых загадок цвет, форма, размер, вещество
-город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, вкус
-город похожестей и непохожестей\на сравнение
-город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных
предметов, молчаливых загадок и спорщиков
- город противоречий может быть холодным и горячим-термос\
-город загадочных дел.
Экспериментирование.
« Моделирование маленькими человечками»
-газообразование, жидкость, лёд.
-более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит. д.
-высший уровень:изображение отношений между предметами \притягивается, отталкивается, бездейственен\
« Растворяется, не растворяется».
« Плавает, тонет».
« Сыпучесть песка».
Рассматривание картины и составление рассказа по ней \должно проходить в игре
« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания
« Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\
« День и ночь»\ картина в разном свете
« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т. д.\
Система упражнений по формированию звуковой культуры речи.
« Самолёт»\ т-р-р-р\
« Пила»\ с-с-с-с\
« Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная.

Артикуляция.
« Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т. д.\упражнения на разминку мышц шеи\
« Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\
« Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т. д.\упражнения для языка, расслабления
артикуляционного аппарата
Дикция и интонационная выразительность.
Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя.
Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал.
Развитие слухового восприятия шёпотная речь
« Кто позвал?», « Принеси игрушку», « Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон».
Фонетико-фонематический слух. Речевое экспериментирование.
Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста» Пузырь», «Каравай» и т. д.\
Минидраматизации, инсценировки.
Пальчиковая гимнастика.
« Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т. д.
Теория Решения Изобретательских Задач.
Инструментарий ТРИЗа.
Мозговой штурм или коллективное решение проблем.
Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты \нет не правильных суждений\. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
Метод фокальных объектов \пересечение свойств в одном предмете
Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.
Дайте характеристику свойств банана выгнутый, жёлтый, вкусный и стола круглый, деревянный.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

технология поисково-исследовательской деятельности;

технология создания детского портфолио;

технология коллекционирования;

информационно-коммуникационные технологии.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Список использованной литературы

1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. -М: ТЦ Сфера, 2005.

2. Сидорчук, Т. А., Хоменко, развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

3. Ушакова, и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

4. , и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

5. Ушакова развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994

6. , «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002

7. , Хоменко развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf

8. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. . – М., 2007