Составить таблицу мир художественной культуры просвещения. Мир художественной культуры Возрождения: принципы и идеалы

Область культуры Деятель культуры, страна Произведения и их главные идеи
Литература Даниэль Дэфо, Англия "Приключения Робинзона Крузо"
Литература Джонатан Свифт, Ирландия "Петешествие Гулливера"
Живопись Уильям Хогарт, Англия Автопортрет; серия гравюр "Модный брак", "Девушка с креветками", "Заключение брачного контракта"
Живопись Антуан Ватто, Франция "Затруднительное предложение"
Музыка Людвиг ван Бетховен "Соната в роде фантазии", "Лунная", "Аппассионата", "Крейцерова соната"
Музыка Вольфганг Амадей Моцарт Опера "Женитьба Фигаро", "Реквием"

2. Прочитайте отрывок из романа Даниеля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и выполните задания: 1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями (курсив) - мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. 2) Придумайте и напишите ответ Робинзона отцу. 3) После публикации романа Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

  • Ответ:
  • 1) Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел — середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов... Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом ... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
  • 2) Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная великих географических открытий и т. д.
  • 3) Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ современника эпохи.

3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". Определите, к каким путешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

4. Вниметельно рассмотрите первый лист серии "Модный брак" ("Брак по моде своего времени") художника Уильяма Хогарта. Выполните задания: 1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта? 2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения? 3) Придумайте и запишите их диалог. 4) Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии "Модный брак". Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре. 5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии "Модный брак". 6) Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

  • Ответ: 1) Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ. 2) Условия брака и величина приданного. 3) "-У вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят. -И сколько же вы хотите? -Ну... 10 000 фунтов. -Позвольте, как можно столько требовать?" 4) Брачный контракт; Похождения графа; Будуар графини; Печальный конец.

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания: 1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. 2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: "Здесь изображены люди века Просвещения, потому что..."

  • Ответ: Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания.

6. Перед вами два натюрморта. 1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено. 2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

  • Ответ: 1) На картине Класа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода. 2) Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

7. В комедии Бомарше "Севильский цирюльник" есть такой диалог:

Розина. Вечно вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

  • Ответ: В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий.

8. Современники сравнивали "Энциклопедию наук, искусств и ремесел" с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

  • Ответ: Авторами "Энциклопедии" были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме.


Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно охватило практически все страны Европы. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. Просвещение зародилось в Англии, набирает силу во Франции в XVIII веке. Выдающимися деятелями Просвещения были: Руссо, Вольтер, Дидро.

Принципы эпохи Просвещения:

1) безграничная вера в человеческий разум, основным идейным содержанием эпохи становится рационализм

2) возможность перестроить общество на разумных основаниях; исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком" утопии. Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально преобразовывая" политические и социальные устои общества.

3) секуляризация общественного сознания. Секуляризация (лат. – saecularis – светский) - освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве; изъятие чего-либо из церковного ведения и передача в руки светских властей.

4) торжество науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.

5) Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – одна из главных идей эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.

Идеологи Просвещения поставили вопрос об устройстве общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу и гражданское равенство. Теория естественного права исходила из представления о прирожденном равенстве людей, идеологически обосновывала демократические свободы. Теория общественного договора говорила о том, что государство не божественное установление, а институт, возникший путем заключения договора между людьми. Эта теория давала народу право лишить государя власти, если он нарушил условия договора и плохо охранял естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха" – идея просвещенного абсолютизма.

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка и т.д.

Художественная культура эпохи Просвещения

Бурные события политической и социальной жизни, научные достижения и открытия, возникновение новых философских систем вызвали новые процессы в художественной культуре. Они способствовали возникновению новых направлений в искусстве. В ХVІІ веке в культуре Западной Европы господствуют два главных направления – барокко и классицизм. В ХVІІІ в. на арену выходит просветительский реализм, который в целом продолжал традиции классицизма и способствовал появлению сентиментализма. В ХVІІІ в. также возникает такое культурное явление как рококо, а под занавес столетия на арену выходит романтизм.

Барокко – (в переводе с итальянского – вычурный, причудливый, затейливый) - стиль в европейском искусстве, возникший в конце ХVІ века и пришедший на смену стилю Возрождения. Для него характерны: декоративная пышность, живописность (контраст света и тени). Наиболее яркое выражение этот стиль получил в архитектуре в создании грандиозных городских и парковых ансамблей, парадных интерьерах с многочисленной скульптурой, легкой резьбой, позолотой, живописными плафонами. Известным мастером архитектуры был итальянец Джованни Бернини (1598-1680г.), который создал немало прославленных сооружений. Одним из них является – колоннада Собора святого Петра и оформление площади перед собором. Бернини был и выдающимся скульптором. Ему принадлежит такой шедевр мирового искусства как скульптура "Экстаз святой Терезы".

Среди талантливых художников барокко наиболее яркими фигурами были Веласкес, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт.

Эпоха барокко содействовала развитию музыкального искусства. Именно в этот период начинает формироваться музыкальная культура, которую теперь мы называем классической музыкой. В русле барокко возникает новый музыкальный жанр – опера. У истоков этого жанра стоял итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1568-1643). Самым его известным произведением была опера "Орфей".

Другой стиль этой эпохи - классицизм. Он возникает в ХVІІ веке, но захватывает и ХVІІІ век. Классицизм - это стиль, основанный на подражании античному (греческому и римскому) искусству и на следовании принципам рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление сентиментализм (от франц. – чувство). Сентиментализм – это европейское направление в искусстве, для которого характерен повышенный интерес к душевной жизни"простого и естественного человека", противопоставленного аристократам. Он отразил в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы.

В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Рококо - это направление искусстве, для которого характерны асимметрия, причудливая орнаментация и изящество форм. Рококо создавало ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин"рококо"произошел от французского"рокайль"- буквально бриллиант и украшение из раковин. Сюжеты - только любовные, эротические. Ярким представителем французского рококо былФрансуа Буше (1703- 1770). Типичные сюжеты его полотен"триумф Венер "или"туалет Венеры ", "Венера с Амуром ", "Купанье Дианы "и т.п.

XVIII век часто называют "золотым веком театра ". Театр был призван временем для выполнения целого спектра задачП.0. Бомарше считал его"исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары". Самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов была"Женитьба Фигаро "великого французского драматургаБомарше (1732-1799).

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и тем не менее надеялись, что подобно Робинзону из первой части романаДаниэля Дефо (1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствуетДжонатан Свифт (1667-1754) в романе аллегории"Путешествие Гулливера ", когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой.

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бax (1685 -1750) иГеорг Фридрих Гендель (1685-1759).

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастераГайдн (1732-1809),Моцарт (1756-1791), Бетховен (1770-1827). Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, и глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в "золотой век"ненасильственного прогресса Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

ТЕМА: Мир художественной культуры Просвещения.

Цель урока: знакомство с великими писателями, музыкантами, художниками Европы эпохи Просвещения.

Задачи урока:

    Закрепить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;

    Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения, кластер, групповая работа.

Планируемые результаты

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Умеют самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своим соседям по группе, гостям, теперь садитесь и пожелайте своим одноклассникам успешной работы.

II . Этап мотивации.

XVIII век, историю которого мы начали изучать, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. На прошлом уроке мы говорили о переменах в обществе, которые были предупреждены мыслителями-вольнодумцами, впоследствии названных просветителями.

А теперь вспомните, кого называли просветителями? ( Просветитель - человек, занимающийся , распространением знаний)

- Назовите имя одного из просветителей?

Тему нашего сегодняшнего урока вам помогут определить три подсказки.

И первую подсказку даст нам Ершова Арина. (Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных»+музыка)

Вторая подсказка: слайд с портретом Моцарта.

Третья: слайд с картиной.

Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока и ставят задачи.

III. Изучение нового материала.

Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить кластер «Деятели Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 13 минут представляет отчет о проделанной работе.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Каждая группа представляет своего деятеля, остальные заполняют по нему табличку.

Взаимооценка:

- Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?

- Вы справились с поставленной задачей полностью?

Физкультминутка

(Да – хлопаем, нет – встаем и объясняем, почему нет)

    В Англии во время буржуазной революции существовало два движения протеста – левеллеры и диггеры (да)

    Случалось так, что солдаты силой сгоняли диггеров с земли и сжигали их дома (да)

    В ряды левеллеров – уравнителей – вступали в основном крестьяне (нет)

    Оливер Кромвель - это предводитель диггеров (нет)

    Установившаяся в Англии церковь стала называться англиканской (да).

    В Англии возникли две партии – тори и виги (да)

    Реформация не была одной из причин тридцатилетней войны, так как между католиками и протестантами не было противоречий (нет)

    Одной из причин тридцатилетней войны стал раздел колоний (да)

    Испанский король выступал за независимость национальных государств (нет)

    В тридцатилетней войне участвовали не отдельные государства, а коалиции государств (да)

IV. Работа с таблицей. Закрепление.

Обмен таблицами и заполнение (дети составляют пару, затем меняются партнерами, 2 минуты на каждую пару).

Давайте послушаем сообщения о еще двух деятелях эпохи Просвещения (опережающее задание).

Проверка д\з « Мыслители Эпохи Просвещения»

Задание: Соедини, ответ запиши в таблицу

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

1 . Вольтер

1 . Англия

1 . Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности

2 .Монтескье

2 . Швейцария

2 .Главный источник благосостояния народа - труд

    Смит

3 .Франция

3 .Не допускайте ни богачей, ни нищих»

4 .Тюрго

4 .Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную

    Руссо

5. Король должен быть просвещенным. Менять.общественный порядок можно мирным путем

Правильный ответ: Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

Тестовое задание

2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:

А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо

3.Жан Батист – это

А)художник Б)композитор В)писатель

А) Моцарт Б)Бах В) Бетховен

5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:

А)Хогарт Б) Батист В) Ватто

Обмен карточками и взаимопроверка.

V . Рефлексия.

    Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

    Смогли ли вы их достичь?

- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам узнать о деятелях эпохи Просвещения?

- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

Выставление отметок.

- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.

Обведите на листочке свою левую руку. На каждом пальце записываем: «Я понял...», «Я не понял...», «Мне понравилось...», «Мне не понравилось...», на большом пальце оценка, которую вы себе ставите за урок, на ладони «Мое настроение» (рисуем смайлик).

VI . Домашнее задание (на доске)

Параграф 20, таблица. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки Презентация к уроку по ВЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ для 7 классаучителя истории Орловой М.В. г. Ельня, 2016г. Мир художественной культуры Просвещения. ТИП урока: комбинированный.Цели урока: образовательная. 1. Учащиеся узнают, что 18 век - яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы, с помощью своих произведений они утверждали могущество Разума, веру в способность человека выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. 2. Познакомить учащихся с великими личностями и их творчеством. 3. Показать развитие идей гуманизма на примерах литературы, живописи, музыки. Развивающая цель урока Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и мотивацию к самоанализу Развивать гуманистическое мировоззрение. 3.Развитие эстетических чувств. Воспитательная цель урока ПРОДОЛЖИТЬ формировать у учащихся основы культуры учебного труда. Использовать потенциал искусства как средства духовно –нравственного развития личности. Оборудование и литература. 1. Интернет.2. Интерактивная доска или проектор3. Сотовый телефон.4.Учебник. А. Я. Юдовская, ПА Баранов,Л.М.Ванюшкина ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ НОВОГОВРЕМЕНИ 1500-1800, 7 класс, Москва «Просвещение» 2014г. ХОД УРОКА. I. ЭТАП. Проверка домашнего задания.Фронтально(постараться ответить как можно больше раз и наиболее полно, работа за баллы и наоборот, если ответ не верный, то балл отнимается), приветствуются дополнения ответов учеников.1.Дать понятие «ПРОСВЕЩЕНИЕ», какие идеи отличали эту эпоху от средневекового мировоззрения?2.Что объединяет ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И ГУМАНИСТОВ эпохи Возрождения? 3.Какое место они отводят человеку на земле?4.Назовите Просветителей 18 века.5.Вывод: почему ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ называют наследниками гуманистов эпохи Возрождения? Индивидуальное задание. 1.В чем мыслители эпохи Просвещения видели причину всех бед и несчастий?2.А путь к их преодолению они видели в………….. ………… …….. 3.Они требовали ………….. перед законом, неприкосновенности………, невмешательства………..в светскую жизнь, ………..печати. Ответить на вопрос класса.Оценка. Проверка домашней таблицы: «Великие просветители Европы» Оценить ответ по памятке оценки ответа(дополнить, исправить, дополнительный вопрос)Сдать на проверку Доклады и Рефераты(по желанию)Переход к новой теме: Мыслителей 18 века отличала вера в неисчерпаемые возможности человека. Сегодня на уроке мы сможем решить какие задачи на ваш взгляд? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧЕНИКАМИ: 1)как звали новых деятелей, в какой стране они жили и как выражали свои идеи нового времени?2)как музыканты, живописцы и писатели учили людей поверить в собственные силы, стать ответственным, добиваться поставленных целей? II ЭТАП. ПИСАТЕЛИ. Даниель Дефо (1660 -1731), Англия. Узнаёте героя на необитаемом острове? Задание: стр. 195. Какими качествами наделил автор Даниель Дефо своего героя, благодаря чему, Робинзон стал очень известным? ДЕФО НАДЕЛИЛ СВОЕГО ГЕРОЯ ДЕЛОВИТОСТЬЮ, ТРУДОЛЮБИЕМ, ВЕРОЙ В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Джонатан Свифт (1667-1747). Ирландия. Задание: с.196 Почему Джонатан Свифт решил написать пародию? Свифт критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки. Свифт решил написать пародию и высмеять пороки того общества. Страна Лилипутия –карикатура на современнуюписателю Англию Пьер Огюстен Карон де Бомарше(1732-1799). Франция. «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену» Вот так сильно Людовик Х\// возненавидел«Женитьбу Фигаро», ведь автор в уста героя вложил острые словечки, «вышучивал глупцов,не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не предавал человеческого достоинства.Острые словечки героя высмеивали аристократов и парижская театральная публика разносила их по городуА через несколько лет рухнули стены ненавистной тюрьмы Бастилии. Памятник Ф. Шиллеру и И.В. Гёте. Неудовлетворенность достигнутым в раздробленной Германии, борьба за идеалы 1.Что их объединяет? На с 198 найдём ответ. Живопись. Отправляемся на экскурсию в картинную галерею. У.Хогарт Ж.Давид Ж. Шарден Ф.Буше А.Ватто Франсуа Буше(1703-1707).Франция. «Пейзаж в окрестностях Бове» Задание: стр. 199 .Как звали короля, для которого он писал эти легкие пейзажи? Они были далеки от реальной жизни, нонеплохо украшали интерьер с золоченой мебелью. Это время Франсуа Буше, «первого живописца короля», отразившего вкусы и настроения аристократического общества эпохи Людовика XI Антуан Ватто (1684 -1721) . Франция. «ЗатруднительноеПредложение».Между дамой и её кавалером произо-шла размолвка икрасавица вот-вотуйдёт. Юноша в сто-роне -над ними под-смеивается. Картинуприобрела Екатерина // Уильям Хогарт (1697-1764). Англия. «Автопортрет» безо всяких прикрас, в халате. Заключение брачного контракта. О нравах того общества картина о заключении брака. Критика брака по расчету между обедневшей знатью и купечеством- вот основная идея Хогарта.Хотя на стенах помещения дорогие картины, в наследство сыну- лишь долги.Брак по расчёту стал в Англии очень модным: между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества Одни получали богатство, другие-породнится с аристократическим родом. Лишь молодых не спросят, какого их мнение, главное-быстрее состряпать контракт. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Франция. «Возвраще-ние с рынка». Картина о быте. Натюрморт с атрибутами искусств. По заказу Екатерины II. Создан дляПетербургской Академии художеств. ЗАДАНИЕ: С.201-202 Что изображено на столе художника? Меркурий, медаль, чертежи,палитра, кисти-всё со смыслом, но каким? Жак Луи Давид (1748-1825)Франция. Задание:с.202. Как называется картина? Исторический сюжет? Музыкальные перекрёстки Европы. Тест. Слушаем музыку, которая специально звучала перед началом урока. С.203 в помощь. Установить соответствие. 1. «Лунная соната» о несчастной любви. 1. Моцарт.2. «Страсти по Матфею»на сюжет о последних днях Иисуса. Матфей-апостол, евангелист. 2.Бетховен.3. «Реквием» о жизни и смерти исполняется в церкви в память умер- шего. Первого его испол- нения автор так и не дож- дался. 3. Бах. 1-2 2-3 3-1 Домашнее задание. Давайте зачитаем последнее предложение-вывод, обратим внимание на вопросы на с.204 и запишем задание: параграф 21, вопросы, а рефераты, доклады - по желанию. III ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧЕНИКАМИ ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОЙ ТЕМЫ: 1)как звали новых деятелей, в какой стране они жили и как выражали свои идеи нового времени?2)как музыканты, живописцы и писатели учили людей поверить в собственные силы, стать ответственным, добиваться поставленных целей?3) НАСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЙ БЫЛ УРОК ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ВАС?


Приложенные файлы

Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

  • Родился Дефо в Криплгейте примерно в 1600 году. Образование в биографии Даниэля Дефо было получено в Ньюингтонской академии. Еще с тех пор Дефо увлекся изучением иностранных языков (в академии изучал латинский, греческий), а позже усовершенствовал свои знания во время торговых поездок в Европу. Биография Даниеля Дефо известна также как политика (хотя официальной должности он не имел), а кроме того – предпринимателя. Авантюристские черты характера Дефо стали причиной его частых разорений, а также повторных приобретений богатства.
  • Первые свои произведения Дефо написал в виде памфлетов сатирическо-публицистического жанра. Популярность в пределах Лондона ему принес памфлет «Истинный англичанин», защищающий короля. Несомненно, такой поступок сблизил Дефо и короля Вильгельма III. После испробования различных профессий, Дефо, наконец, остановился на выборе писательской деятельности. За один из своих скандальных памфлетов Дефо был осужден на 7 лет тюрьмы.
  • Однако наиболее прославлена биография Д. Дефо благодаря его роману «Робинзон Крузо». Все описания этого произведения очень точны. Мотивы романа, предполагающие простоту на фоне изобретательности, позже стали характерными для многих писателей.

Удивительные приключения Робинзона и Гулливера.


Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.

  • Свифт родился в ирландском городе Дублине в семье пастора. Пойдя по стопам отца, получил богословское образование. Он служил несколько лет священником, был назначен настоятелем Дублинского собора. Занимался политической деятельностью.
  • Как литератор он начинал с памфлетов, написанных по самым важным поводам общественно-политической и литературной жизни в Англии. Памфлет «Сказка бочки» сатира на церковь, где защищается принцип веротерпимости. Роман «Путешествия Гулливера» вышел в свет в 1726 году. Автор создавал его десять лет. Это произведение стало в адаптированном (упрощенном изложении) чтением для детей. Полный вариант сатирический философско-политический роман-памфлет. Писатель часто ездил в Англию, вел дружбу со многими литераторами и философами своего времени. В Ирландии его авторитет был чрезвычайно велик. Настолько, что наместник Англии в Ирландии писал, что правит этим островом «с соизволения декана Свифта». В последние годы своей жизни писатель страдал от расстройства психики. И его душевная болезнь прогрессировала. Эпитафию (надгробную надпись) он придумал себе сам: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».

Джонатан Свифт Путешествие Гулливера.



  • Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, Париж) - знаменитый французский драматург и публицист.
  • Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Став учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mémoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше.


  • Действие пьесы, которую написал Пьер Огюстен Карон де Бомарше , происходит на протяжении одного единственного безумного дня в графском замке. За короткое время многочисленная прислуга графа Альмавивы успевает задумать и реализовать сложную многогранную интригу со свадьбой, судом, усыновлением, слепой ревностью и беспринципным примирением. Сердце интриги – Сюзанна – горничная графини и в то же время фаворитка графа, невероятно очаровательная девушка. Мозгом интриги в пьесе является Фигаро, графский домоуправитель, феерически остроумный и невероятно умный молодой человек из Севильи.

Женитьба Фигаро


  • Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер – выдающийся немецкий драматург, поэт, видный представитель романтизма, один из создателей национальной литературы Нового времени и самых значимых персон немецкого Просвещения, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Шиллер был популярен на всем континенте, многие его пьесы по праву вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Фридрих Шиллер.

  • Иоганн Вольфганг Гете - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Родился 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне. Скончался 22 марта 1832, Веймар.
  • И. Гете начал с бунтарства «Бури и натиска» сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Иоганн Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821-1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814-1819).
  • Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении - трагедии « Фауст » (1808-1832), насыщенной научной мыслью своего времени, Иоганн Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен , Ш. Гуно.

Иоганн Вольфганг Гете


Франсуа Буше

Живописцы знати.

В первой половине XVIII в. В европейской живописи еще процветает изысканное придворное искусство.


Живописцы знати.

Антуан Ватто


Певцы третьего сословия.

В середине XVIII в. почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было задешево купить гравюры.




  • Иоганн Себастьян Бах 1685–1750) - немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге.
  • Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.

Музыкальные перекрестки Европы.


  • Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Вольфганг Амадей Моцарт


  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».
  • Родился в семье заурядного музыканта в Бонне. Пьяница-отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре заинтересовались другие боннские музыканты. В 1792 году после смерти отца, его посылают в Вену, где он учится композиция у Гайдна и Сальери. В этот период ему значительно помогли венские аристократы-меценаты - Вальдштейн, Лихновский, Лобковиц, Эстергази, которым он впоследствии посвящал свои произведения. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который до конца своей жизни, никогда больше не покидал Вену.

Людвиг ван Бетховен