Сообщение про якова петровича полонского. Поэт Яков Полонский: краткая биография, творчество, стихи и интересные факты

С 1831 года учился н Рязанской гимназии, которую окончил в 1838 году. Стихи начал писать ещё во время учёбы в гимназии.

С 1838 года по 1844 год учится на юридическом факультете Московского университета. Первое опубликованное стихотворение Полонского -"Священный благовест торжественно звучит..."

Первый сборник стихотворений поэта вышел в 1844 году и назывался "Гаммы".

В 1844 году Полонский переезжает в Одессу, а затем в 1846 году - в Тифлис. В Тифлисе он поступает на службу в канцелярию и становится редактором газеты "Закавказский вестник". В это же время он активно пишет стихи, его любимым жанром являются баллады и поэмы.

В 50-х годах сборники стихов Полонского печатаются в журнале "Современник". Уже тогда у поэта сформировалось неприятие политических тем в поэзии, его лирика личностна и субъективна.

С 1855 года Полонский домашний учитель.

В 1857 году Яков Петрович едет вместе с семьёй, у которой он преподавал, за границу. Он посещает Италию, а с 1858 года живёт в Париже. Во Франции Полонский женится на Е. В. Устюжской.

В 1860 году Полонский возвращается в Россию и живёт в Петербурге. Здесь он переживает личную трагедию: смерть ребёнка и смерт ь жены. С 1858 года Полонский работает редактором журнала "Русское слово", а в 1860 году поступает на службу в Комитет иностранной цензуры, где работает до 1896 года.

Критика относилась к творчеству Полонского неоднозначно. В России сильны были тенденции вовлечения писателей в общественную жизнь, а Полонский считал, что поэт не должен и не имеет права заниматься политикой. Это служило поводом для резкого осуждения Писаревым и Салтыковым-Щедриным творчества 11олонского, но поэт оставался верен своим принципам.

Второй женой Полонского была Жозефина Рюльман, ставшая верной соратницей и другом поэта.

С 1831 года учился н Рязанской гимназии, которую окончил в 1838 году. Стихи начал писать ещё во время учёбы в гимназии.

С 1838 года по 1844 год учится на юридическом факультете Московского университета. Первое опубликованное стихотворение Полонского -"Священный благовест торжественно звучит..."

Первый сборник стихотворений поэта вышел в 1844 году и назывался "Гаммы".

В 1844 году Полонский переезжает в Одессу, а затем в 1846 году - в Тифлис. В Тифлисе он поступает на службу в канцелярию и становится редактором газеты "Закавказский вестник". В это же время он активно пишет стихи, его любимым жанром являются баллады и поэмы.

В 50-х годах сборники стихов Полонского печатаются в журнале "Современник". Уже тогда у поэта сформировалось неприятие политических тем в поэзии, его лирика личностна и субъективна.

С 1855 года Полонский домашний учитель.

В 1857 году Яков Петрович едет вместе с семьёй, у которой он преподавал, за границу. Он посещает Италию, а с 1858 года живёт в Париже. Во Франции Полонский женится на Е. В. Устюжской.

В 1860 году Полонский возвращается в Россию и живёт в Петербурге. Здесь он переживает личную трагедию: смерть ребёнка и смерт ь жены. С 1858 года Полонский работает редактором журнала "Русское слово", а в 1860 году поступает на службу в Комитет иностранной цензуры, где работает до 1896 года.

Критика относилась к творчеству Полонского неоднозначно. В России сильны были тенденции вовлечения писателей в общественную жизнь, а Полонский считал, что поэт не должен и не имеет права заниматься политикой. Это служило поводом для резкого осуждения Писаревым и Салтыковым-Щедриным творчества 11олонского, но поэт оставался верен своим принципам.

Второй женой Полонского была Жозефина Рюльман, ставшая верной соратницей и другом поэта.

ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович родился в дворянской семье - поэт.

Окончил Рязанскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Четыре года про­служил в канцелярии кавказского наме­стника в Тифлисе.

В 1851 переезжает в Петербург. Некоторое время живет случайными заработками (литературные гонорары, гувернерство).

В 1858-59 - редактор журнала «Русское слово», позже младший цензор комитета иностранной цензуры и, наконец, один из членов со­вета Главного управления по делам печати.

В последние годы жизни организо­вал у себя на квартире «пятницы», на которые собирались петербургские лите­раторы, артисты, ученые.

Несмотря на жанровое разнообразие творчества Полонского Якова Петровича (стихотворения, поэмы, романы), в историю русской литературы он вошел как лирический поэт.

В 1844 вышел первый сборник его стихотворений «Гаммы» еще несет на себе печать подражания ро­мантической поэзии Пушкина и Лермон­това .

В 1849 вышел второй сборник - «Сазандар» (гру­зинское - певец), он отличался большой оригинальностью, написанный по живым впечатлениям пребывания на Кав­казе. Поэту удалось в этой книге передать особенности местного колорита кавказской жизни в ее ежедневных, будничных проявлениях:

«Прогулка по Тифлису» ,

«Выборы Уста-Бати» ,

«Татар­ка» .

С переездом в Петербург Яков Петрович стано­вится постоянным сотрудником журналов «Со­временник», «Отечественные записки», «Рус­ское слово». В обстановке обострившейся борьбы между сторонниками «чистого» и «гражданского» искусства он не примк­нул открыто ни к одному из враждующих лагерей. Не разделяя революционных взгля­дов руководителей «Современника», он вмес­те с тем не замыкается в рамки «чистого искусства», выражая в своих стихах живой интерес к общественным вопросам. Об этом говорит, прежде всего признание Полонского важно­сти гражданской поэзии (стихотворение «И. С. Акса­кову », «Писатель, если только он...» ).

В 50-60-е гг., под влиянием обострив­шегося интереса к крестьянскому вопро­су, поэт пишет стихотворения о бесправии народа, о его подвижническом труде. Особенно ярко эта тематика отразилась в таких его произведениях, как «Беглый» , написанном в форме народного сказа, «В степи» , «Миазм» .

Одним из наиболее сильных в поэтическом отношении произве­дений этого цикла является баллада «Ка­зимир Великий» , созданная автором под влия­нием голодной эпидемии конца 60-х гг. Самодовольству, черствости, корыстолю­бию аристократов в балладе с огромной силой противопоставлены страдания на­рода, гибнущего от голода. Голос поэта поднимается в ней до высокой, скорбной гражданской патетики. Там, где Яков Петрович пи­шет о женщине, он опять-таки шире и де­мократичнее поэтов «чистого искусства».

Его глубоко волнует судьба крестьянки, девочкой взятой в барский дом и лишен­ной радостей семейной жизни («Старая няня» ).

В городе его сочувствие прикова­но к женщинам, обреченным нуждой на тяжелый, а подчас и унизительный труд («Натурщица» ).

Одним из первых отклик­нулся поэт на стремление русской девуш­ки к свету, к знаниям, к осмысленному, вдохновенному труду («В глуши» ).

В отличие от поэтов революционного лагеря Полонский не поднимается в своем твор­честве до темы революционного протеста против общественной несправедливости. В своих публицистических статьях он откровенно сочувствует тем, кого он на­зывает «прогрессистами» и «реформато­рами». В поэзии эти тенденции нашли от­ражение в воспевании братской любви, которая должна связать воедино все чело­вечество: «Юбилей Шиллера» , «Из Бурдильена», «Сумасшедший».

Проповедь любви и братства никогда не приводила поэта к успокоению и примирению со злом. Любовь, воспеваемая им, будит людей, заставляет помогать каждому, кто нуждается в защите и сострадании. Так рож­дается в лирике Якова Петровича особый вид героики - героика самопожертвования, воплощенная поэтом в образе Прометея («Прометей» ), в подвиге молодой аристократки, проме­нявшей спокойную жизнь в петербургском свете на самоотверженный труд сестры милосердия («Под Красным Крестом» ). Сю­да же относится одно из лучших стихо­творений этого цикла - «Что мне она?» , посвященное известной революционерке - народнице Вере Засулич.

С поэтизацией любви как чувства, объ­единяющего людей, тесно связана и узко-любовная лирика Полонского. В любимой женщине поэт видит, прежде всего, друга, сестру, человека. Не красота определяет в его поэзии силу чувства, а потребность в за­щите, опоре и вместе с тем желание ока­зать эту помощь любимому человеку:

«Ког­да заботами иль злобой дня волнуем» ,

«Поцелуй» ,

«Финский берег» ,

«Н. А. Гри­боедова» .

В интимной лирике Якову Петровичу удалось создать свой, неповторимый и по-своему очень поэтичный авторский образ. У этого лирического «я» есть и свое социальное и нравственное лицо. В социальном плане это бедняк, разночинец, вечно гонимый нуждой и жизненными неудачами:

«На Женевском озере» ,

«В телеге жизни» ,

«На железной дороге» .

Вместе с тем это че­ловек, глубоко отзывчивый к чужому горю, стремящийся лаской, вниманием смягчить чужую боль, романтически верящий в животворящую силу бескорыстной любви. Эта черта поэзии поэта своеобразно отразилась и на форме мно­гих его стихотворений. Он не замыкает­ся в узкий круг интимных переживаний, а вводит нас в мир чувств своих по­этических героев, общественное положе­ние которых часто указано в названии стихотворений:

«Натурщица» ,

«Старая ня­ня» ,

«Слепой тапер» ,

«Труженица» ,

«Бег­лый» .

При этом стихотворение превра­щается в лирическую исповедь героя, а сам автор как бы сливается с героем в еди­ном, общем чувстве:

«Болгарка» ,

«Натур­щица» ,

«Беглый» ,

«В глуши» .

Излюблен­ная строфа Полонского - катрен с перекрестной рифмой или же с рифмующимися четными стихами. Лиричность содержания, предель­ная простота формы, разговорная есте­ственность интонаций обусловили пере­ход стихотворений в песни и романсы, музыку к которым писали видные компо­зиторы XIX в. Среди этих стихотворений особенно известны:

«Подойди ко мне, ста­рушка» ,

«За окном в тени мелькает» ,

«Ночь» ,

«Степь» ,

«Песня цыганки» .

Поэмы Якова Петровича по своим художественным до­стоинствам менее значительны, чем его лирика. Из них наиболее интересны:

«Куз­нечик-музыкант» (1859),

«Свежее пре­данье» (1861-63).

В первой, носящей ал­легорический характер, поэт рисует свои взаимоотношения с чопорным петербург­ским светом. Особое обаяние придают поэме тонко нарисованные картины при­роды и ее мягкий юмор.

Неоконченная поэма «Свежее преданье» также связана с биографией автора. В ее основу поло­жены воспоминания поэта о студенческих годах в Москве, о московских барских до­мах, хорошо знакомых поэту. Прототипом главного героя поэмы, Камкова, был приятель автора - поэт И. П. Клюшников .

Примерно на том же художественном уровне, что и поэмы, стоят, и романы. В некоторых из них слишком ощущается все та же биографическая основа. Так, в романе «Дешевый город» (1879) нашли отражение события, связанные с пребы­ванием автора в Одессе. Более значите­лен роман «Признания Сергея Чалыгина» (1876). В нем идет речь о восстании декаб­ристов, однако само это событие пред­ставлено в книге чрезвычайно скудно и не нашло со стороны автора должной исторической оценки.

Отсутствие четкости, ясности в полити­ческих взглядах поэта определило отно­шение к нему со стороны революционно-демократической критики.

Белинский , не отказывая поэту в талантливости («обладает в некоторой степени чистым элементом поэзии»), ставил ему в вину отсутствие «на­правления и идей» («Русская литература в 1844 году»).

Добролюбов, отмечая спо­собность Якова Петровича «грустить о господстве зла», в то же время указывал на неспособность поэта проникнуться духом «негодованья и мщенья» по отношению к этому злу («Стихотворения Я. П. Полонского. 1859. Кузнечик-музыкант. 1859. Рассказы Я. П. Полонского. 1859»).

Наиболее рез­кий критический отзыв о литературной деятельности Полонского Я. П. принадлежит Салтыкову-Щедрину: «писатель второстепенный и не­самостоятельный» («Сочинения Я. П. По­лонского. Два тома, Спб., 1869»). Статья Салтыкова-Щедрина вызвала резкое воз­ражение со стороны Тургенева, который в «Письме к редактору С.-Петербургских ведомостей», не преувеличивая силу по­этического таланта поэта, оставил за ним право на оригинальность и самобытность («льет хотя из маленького, но из своего стакана».

Умер – , Петер­бург, похоронен в Рязани.

Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В. А. Жуковского.

В 1838 Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале “Отечественные записки” в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского “Священный благовест торжественно звучит…” Печатался в журнале “Москвитянин” и в студенческом альманахе “Подземные ключи”.

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского “Гаммы”, в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (“Встреча” , “Зимний путь” и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского “Песня цыганки” (“Мой костер в тумане светит…”, 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского “сочетание лирики с повествованием”. Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя (“Пришли и стали тени ночи…” и др.).

По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник “Стихотворения 1845 года” (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе “ни с чем не связанный, чисто внешний талант”. В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа “Дешевый город” (1879).

В 1846 Яков Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты “Закавказский вестник”, в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского “Сазандар” (“Певец”). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе “натуральной школы” – т. е. изобилующие бытовыми сценами (“Прогулка по Тифлису”) или написанные в духе национального фольклора (“Грузинская песня”).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 г. записал: “Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике”. Вскоре Яков Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: “Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт” (“Для немногих”, 1860). Современники видели в нем “скромного, но честного деятеля пушкинского направления” (А. Дружинин) и отмечали, что “он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть” (Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге Яков Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы “Рассказы” (1859), в которых Н. Добролюбов заметил “чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца”. Д. Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями “узенького психического мира” и относил Якова Полонского к числу “микроскопических поэтиков”.

В 1857 Яков Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах “Чайка” (1860), “Безумие горя” (1860) и др. В 1860-е годы написал романы “Признания Сергея Чалыгина” (1867) и “Женитьба Атуева” (1869), в которых заметно влияние И. Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: “Я всю жизнь был ничей”.

В 1858-1860 Яков Полонский редактировал журнал “Русское слово”, в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в “поэтический триумвират”, пользовавшийся уважением читающей публики. Яков Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на “пятницах Полонского” собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона. В стихах “Сумасшедший” (1859), “Двойник” (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А. Фету: “По моим стихам можно проследить всю жизнь мою”. В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое “Полное собрание сочинений” в 5 тт., вышедшее в 1896.

(No Ratings Yet)

  1. Яков Львович Белинский родился в городе Кролевце Сумской области в Украине 1 мая 1909 года. Его отец в то время работал земским врачом, был человеком образованным. Практически все свое детство...
  2. Получил домашнее образование, окончил с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816-1822). Служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел. Входил в литературно-философский кружок “любомудров”, в котором участвовали А....
  3. АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924- 2001) – российский прозаик. Детство Астафьева прошло в Сибири, в маленьком селе Овсянка; жил он с бабушкой Екатериной Петровной, которая очень любила внука. Склонность к сочинительству...
  4. Внебрачный сын фельдмаршала князя Н. В. Репнина, получивший усеченную фамилию, родился, видимо, за границей. Воспитывался в доме отца. Получив образование в Московском университетском пансионе, а потом в артиллерийском и инженерном...
  5. Александр Петрович Беницкий родился в 1780 году. Воспитывался в пансионе профессора Шадена в городе Москве, где, согласно словарю Половцева “выделялся из среды товарищей быстротою соображения и остроумием и еще в...
  6. Дмитрий Ознобишин родился в 1804 году в поместье отца – селе Троицком; семья Ознобишиных известна с XIV века. Отец писателя, Петр Никанорович Ознобишин, во время службы в Астрахани женился на...
  7. С. П. Щипачев родился 26 декабря 1898 (7 января 1899 год)а в деревне Щипачи (ныне Камышловского района Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В...
  8. Суриков Родился 25 марта (6 апреля) 1841 в деревне Новоселово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881). Некоторое время жил в деревне,...
  9. Воспитывался в Петербургской 2 гимназии, окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету в 1845 г. со степенью кандидата, и посвятил себя литературному труду. Материально не обеспеченный, он с первых...
  10. Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в Санкт-Петербургские купцы. Костя был одним из десяти детей отца. Мальчик начал учиться с шести лет в...
  11. Родился в семье обрусевших немцев. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. По инициативе М. Ф. Де-Пуле был познакомлен с И. С. Никитиным и членами кружка Н. И. Второва. По окончании кадетского...
  12. Минаев Дмитрий Дмитриевич родился 21 октября (2 ноября)1835 года в Симбирскев небогатой семье строевого офицера (позднее – военного чиновника) и литератора Д. И. Минаева. Мать Минаева – симбирская дворянка Е....
  13. Михаил Александрович Стахович родился в 1819 году в Орловской губернии в помещичьей семье. В 1841 году окончил факультет словесности Московского университета. В 1844 году на несколько лет уехал за границу,...
  14. ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873-1924) “В отличие от большинства современных стихотворцев, играющих то самих себя, то разных экзотических существ, Брюсов всю свою жизнь, как сумасшедший актер, играет одну только роль: он...
  15. Багрицкий Эдуард Георгиевич (1895-1934), настоящая фамилия Дзюбин (Дзюбан), русский поэт. Родился 22 октября (3 ноября) 1895 в Одессе в религиозной еврейской семье. Впоследствии Багрицкий называл своих родителей типичными представителями мелкой...
  16. Поликсена Соловьева родилась 20 марта 1867 года, когда ее отец занимал должность ректора Московского университета. Рано, в пять лет, научившись читать и писать, Поликсена Соловьева увлеклась поэзией. Одной из первых...
  17. Путь в литературу Байрон начал с Лирических стихотворений. В годы обучения в кембриджском университете Байрон издал поэтические сборники: “Стихи на случай” (1806), “Часы досуга” (1807). Первый сборник был издан анонимно,...
  18. Родился Дж. Фаулз 31 марта 1926 года в английском городке Лей-он-Си (графство Эссекс). Вспоминая детские годы, он всегда подчеркивал, что безоговорочный авторитет имущественных, сословных и общественных условностей, которые царили в...
  19. После смерти отца в 1859 году переехал в Москву, где в 1865 году окончил 4-ю гимназию (с золотой медалью) и учился на юридическом факультете Московского университета. В 1869 году продолжил...
  20. Настоящее имя Лев Львович Кобылинский. Литературный псевдоним – Эллис. Внебрачный сын педагога, владельца частной гимназии в Москве Льва Ивановича Поливанова и Варвары Петровны Кобылинской. Учился в 7-й московской гимназии. В...
  21. В 1922 году вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 годах учился в ИФЛИ, затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся...
  22. Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не...
  23. Непонятно, но интересно. Такие мысли возникают у нас тогда, когда мы рассматриваем Поэзию Уолта Уитмена. Оригинальность – вот, что нас поражает. Поэт отверг, все уставленные формы, написав стихи без рифм...
  24. Сатуновский Яков Абрамович родился в г. Екатеринославе (Днепропетровск). В начале 30-х годов учился в Москве, в техникуме. Сблизился с поэтами-конструктивистами. В 1931 вернулся в Днепропетровск. В 1938 г. закончил Днепропетровский...
  25. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  26. Первый сборник стихов Марины Цветаевой под названием “Вечерний альбом”, увидевший свет в 1910 году, стал знаковым событием в жизни 18-летней поэтессы. И не только потому, что этот дебют предопределил ее...
  27. Николай Константинович Доризо родился 22 октября 1923 года в станице Павловской Краснодарского края в семье адвоката. Стихи Коля начал сочинять очень рано, а впервые его произведения были опубликованы в 1938...
Полонский Яков Петрович

Не часто вспоминаемый поэт Я.П. Полонский (1819-1898) создал множество произведений не только в стихах, но и в прозе. Однако все же главным в его романтическом творчестве стал романс. Поэт чужд всему громогласному, но неравнодушен к судьбе Родины. Сам он более всего ценил у себя «Колокольчик».

Малая родина

В тишайшей Рязани, в небольшом захолустном городке, в ночь с 6 на 7 декабря 1819 года родился младенец, которого спустя две недели нарекли в крещенье Яковом. Его тетки были на балу у генерал-губернатора, но, узнав, что их сестра благополучно разрешилась в родах, покинули бал, чтобы принести свои поздравления. Род Полонских был древний, выехавший из Польши, чтобы поступить на службу Ивану Грозному. Полонские имели герб, на лазоревом фоне которого были изображены звезда о шести рогах, шлем с павлиньими перьями и месяц молодой. Отец будущего поэта хорошего образования получить не смог, но читать и писать научился, и почерк имел красивый. Он был мелким чиновником, и большая семья требовала непомерных для него расходов. Яков был старшим ребенком, а помимо него было еще шесть детей. В последних родах умерла его мать, Наталья Яковлевна. Ребенок тяжко переживал ее смерть, и ему казалось, что мать похоронили живой. В детстве Яков Полонский часто видел страшные сны. Он пугался. Воображение начинало работать, появлялись поэтические образы. Старший брат рассказывал придуманные им сказки младшим и начинал втайне от всех писать стихи.

После гимназии

Яков Полонский окончил рязанскую гимназию в 1838 году. К этому времени отец был совершенно сломлен кончиной любимой супруги и, послужив три года на Кавказе, вернулся в родной город. В дела детей он не вмешивался. Но у Якова произошло событие, которое он сам считал важной вехой своей жизни. В 1837 году Рязань посетил цесаревич Александр Николаевич, сопровождаемый В.А. Жуковским. Юный Яков Полонский представил на суд будущего императора одно из своих творений. Эта встреча связала все помыслы молодого человека с литературной деятельностью. С 1838 по 1844 годы Яков Полонский учится в Московском Университете. Он страшно бедствует, потому что семья окончательно разорена, и можно рассчитывать только на собственные силы. Снимать жилье приходилось в трущобах, зарабатывать на жизнь репетиторством и частными уроками. Случались дни, когда и пообедать было не на что. Приходилось обходиться чаем и калачом. В этот период он близко знакомится с А. Григорьевым и А. Фетом, оценившими дарование молодого поэта. Окрыленный, он печатает в «Отечественных записках» в 1840 году стихотворение «Священный благовест торжественно звучит». Круг московских знакомых у него расширяется. В доме потомка декабриста, Николая Орлова, Яков Полонский знакомится с профессором Т. Грановским, философом П. Чаадаевым. Там же в 1942 году он на всю жизнь подружится с Иваном Тургеневым, с которым будет поддерживать переписку.

Сборник «Гаммы»

В 1844 году Петр Яковлевич Чаадаев активно собирает по подписке деньги на издание первой книги молодого поэта. Лирика М. Лермонтова наложила на нее отпечаток. Но В. Белинский в целом дает благоприятный отзыв. Критик заметил в стихах «чистый элемент поэзии». Н. Гоголь переписывает для себя одно из стихотворений. В.А. Жуковский подарил начинающему поэту часы, показывая, что ценит его талант. Лев Сергеевич Пушкин вручил ему поистине бесценный дар - портфель, принадлежавший его гениальному брату.

Одесса

После окончания университета и переезда на юг жизнь и биография Якова Полонского наполняются знакомствами с людьми пушкинского круга. Гармония и ясность характеризуют второй сборник поэта, «Стихотворения 1845 года». Однако В. Белинский не нашел в нем ни одного удачного произведения.

Кавказ

Желание получить новые впечатления приводят Якова Петровича в Тифлис в 1846 году. Он служит в канцелярии наместника М.С. Воронцова и одновременно работает в газете «Закавказский Вестник» помощником редактора. В ней же он и печатается. На экзотическом кавказском материале он пытается работать в традиционном жанре баллады и поэмы. В то же время он применяет менее распространенные разностопные размеры. В 1849 году поэт выпускает сборник «Сандазар». Но в 1851 году он приезжает в Россию, поскольку узнает о тяжелой болезни отца.

Петербург

Итак, биография Якова Полонского рассказывает о его возвращении в Россию, где он тепло принят читателями и литераторами. Но материального благополучия у него нет. В 1857 году он вынужден стать репетиром. В этом качестве он сопровождает семью А.О. Смирновой-Россет, обладающую крайне неустойчивым и трудным характером, в Швейцарию. Но 38 лет - это уже не тот возраст, когда можно терпеть капризы нанимателей. Спустя несколько месяцев он уходит с этой должности и посещает Женеву, Рим, Париж.

Влюбленный поэт

В столице Франции произошла «роковая встреча», как ее назвал поэт, с его будущей женой. Эта девушка, Елена Устюжская, была молода, и свадьбы влюбленным пришлось ждать около года. В 1858 году они обвенчались и отправились в Петербург. Его избранница рассмотрела в будущем муже внутреннее благородство. Увы, брак был недолог. Всего два года длилось их счастье. Сначала его омрачило падение Якова Петровича с дрожек. Он сильно травмировал ногу, которая не давала ему покоя до конца жизни, и он был вынужден пользоваться костылями. Потом умирает полугодовалый сын, а спустя несколько месяцев и жена. Вот краткая биография Якова Полонского, связанная с его первым браком. Тоскующий поэт выплеснет из глубин души стихотворения «Чайка», «Безумие горя», «Когда б любовь твоя …».

Второй брак

На литературные гонорары существовать невозможно, и Яков Петрович приступает к работе в комитете иностранной цензуры. Через 6 лет после крушения первого брака он влюбляется в красавицу Жозефину Рюльман. Этот роман заканчивается браком, в котором родится два сына и дочь. У него дома создается литературно-музыкальный салон, в котором по пятницам собирается цвет интеллигенции Петербурга: поэты, прозаики, композиторы, живописцы, критики. Тут бурлит культурная жизнь столицы. На этом краткая биография Якова Полонского в нашем изложении уже подходит к завершению. В честь празднования 50-летия литературной деятельности Полонскому торжественно был вручен серебряный венок, а Великий князь Константин Романов посвятил ему стихотворение.

Романсы на слова Полонского

Романтик, пытавшийся откликаться на общественно-политические темы, тем не менее в нашем сознании связывается с романсом. Яков Полонский, стихи которого полюбили многие русские композиторы, для многих знаком, прежде всего, по словам «Мой костер в тумане светит». Вот список романсов на его слова, далеко-далеко неполный:

  • Композитор Э.Ф. Направник:

Птичка: «Пахнет полем воздух чистый»;

Вальс «Луч надежды»;

Молитва: «Отче наш! Сына моленью внемли…».

  • С.В. Рахманинов:

Встреча: «Вчера мы встретились…»;

Музыка: «И плывут, и растут эти чудные звуки…»;

Диссонанс: «Пусть по воле судеб...».

  • А.Г. Рубинштейн:

Дума: «Священный благовест торжественно звучит...»;

Утрата: «Когда предчувствием разлуки...».

  • П.И. Чайковский:

«За окном в тени мелькает».

Кстати, для П. Чайковского Полонский написал либретто оперы «Черевички». Кроме столь малого количества романсов, указанных в этой статье, можно обратиться к творчеству И. Бунина , который строку из стихотворения Я. Полонского поставил в заглавие одного из своих рассказов, а именно «В одной знакомой улице».

Умер Полонский в возрасте 78 лет, похоронен под Рязанью. А ныне перезахоронен в Рязанском кремле. Все стихи Полонского Якова Петровича нашли живой отклик у современников и следующего за ним поколения символистов, в особенности у А. Блока. В советское время не было издано ни одной (!) работы, посвященной его жизни и творчеству. Сейчас в Рязани краеведы исправляют это положение, выпуская монографии, статьи и книги, которые возвращают нам незаслуженно забытого поэта, оставившего большое творческое наследие.