Сочинение «Обломов и «лишний человек» по роману Гончарова. Сочинение: Обломов и «лишние люди Обломов и «лишние люди»

Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает…

Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было заложено от природы: золотое сердце, способность испытывать сильные чувства, доброта, но вместе с тем и лень - осталось. Спасибо вам, няньки-мамки. Вы вырастили чье-то солнце. И вот Обломову за 30, но он все еще боится глядеть на мир - потому что может стать больно. Илья - обломов в нарицательном смысле слова. То, о чем мечтал, сделано не было. Он - раб дивана и халата. Раб принципов и привычек: он - барин, Захар - слуга… Это потом приедет Штольц и зажжет огонь в его потухшей от духовной старости душе. Это потом она вспыхнет пламенем: Обломов полюбит Ольгу. А пока - он умер для общества, умирает морально, а скоро умрет физически… Пока - он страдает из-за веры в людей и тем не менее верит в них. Сложно для понимания? Расшифровать? Он не знает, как отказать старосте-управляющему (мошеннику), и пускает в дом всех без разбору. Доверять людям, которым нельзя доверять, - это трагедия. Нельзя доверять людям, которые могут ударить в спину. Так что же - не верить им? Переступить через себя? Больно. И неправильно.

А ведь можно ударить в чью-то спину нечаянно! И не почувствовать своей вины - только боль другого от этого не уменьшится. Вот Обломов и страдает из-за веры в людей, и все же верит в них. Этого Обломова мне безумно жаль, только помочь ему нечем, пока он сам не приложит хоть сколько-нибудь усилий… И вот Обломов возродился. Его почти вытянула из трясины любовь. Но он все-таки побоялся протянуть руку к счастью. Отступил без боя. Уступил его кому-то. И этим кем-то окажется Штольц. Но все это - потом. А пока солнце Обломова взошло над домом Пшеницыной. Вот только… за глухой стеной, за черным ущельем обломовщины.

Умер Обломов. Закатилось солнце, чтобы не встать никогда… Но лучи его засияли в чьей-то памяти. И поняли некоторые, чего лишились. А солнце уже закатилось. Мы совершаем одинаковые ошибки. И всегда так бывает: при жизни - принимаем человека как должное или, еще хуже, забываем. А когда теряем - понимаем, кого потеряли. И начинаем ценить. И забываются, становятся несущественными мелкие недостатки. Только человека не вернешь.

На жизненном пути Обломова было много прохожих. Каждый получал от него то, что было ему необходимо. Тебе нужно внимание - тебе внимают. Хочешь утешить свое самолюбие - поверят твоему хвастовству. Но эти люди так и не поняли, что это был человек-солнце. А кто согрелся в его лучах? Штольц, Ольга, Захар, Пшеницына. Всего четыре человека! Но хотя бы они оценили Обломова? Нет. И от этого на душе еще горше. Но разве всего четыре человека согрелись в лучах Обломова? Мы тоже пьем из бездонного колодца, оставленного нам Гончаровым. И будто слышим смех звезд.

Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов — добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя — встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные дела. Но если в начале романа Обломов предстает перед нами как лежебока, то с каждой новой страницей мы все больше и больше проникаем в душу героя — светлую и чистую.
В первой главе мы встречаемся с ничтожными людьми — знакомыми Ильи Ильича, окружающими его

В Петербурге, занятыми бесплодной суетой, создающей видимость действия. В соприкосновении с этими людьми все больше и больше раскрывается сущность Обломова. Мы видим, что у Ильи Ильича есть такое важное качество, которым обладают немногие, как совесть. С каждой строчкой читатель познает чудесную душу Обломова, и именно этим Илья Ильич выделяется из толпы никчемных, расчетливых, бессердечных, озабоченных лишь своей персоной людишек: «Душа так открыто и легко светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его».
Имея прекрасные внутренние качества, Обломов к тому же образован, умен. Он знает, что составляет истинные ценности жизни — не деньги, не богатство, а высокие душевные качества, полет чувств.
Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин, Печорин, Рудин, не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. Он не желает так трудиться. «Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели», — писал Писарев.
Гончаров не вводит в роман ни одного лишнего лица — все герои с каждым шагом все более открывают нам Обломова. Автор знакомит нас со Штольцем — на первый взгляд, идеальным героем. Он трудолюбив, расчетлив, практичен, пунктуален, сам сумел пробить себе дорогу в жизни, нажил капитал, заслужил уважение и признание в обществе. Для чего же ему все это нужно? Что хорошего принесли его труды? Какова их цель?
Задача Штольца — устроиться в жизни, то есть обрести достаточные средства к существованию, семейный статус, чин, и, достигнув всего этого, он останавливается, герой не продолжает своего развития, он довольствуется тем, что уже имеет. Разве можно назвать такого человека идеальным? Обломов же не может жить ради материального благополучия, он должен постоянно развивать, совершенствовать свой внутренний мир, а в этом нельзя достигнуть предела, ведь душа в своем развитии не знает границ. Именно в этом Обломов превосходит Штольца.
Но главной сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Ольга пробуждает в душе Ильи Ильича лучшие качества, но они живут в Обломове недолго: слишком уж разные были Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов. Ей свойственны гармония ума и сердца, воли, которые герой не в состоянии понять и принять. Ольга полна жизненной энергией, она стремится к высокому — искусству и пробуждает те же чувства в Илье Ильиче, но он так далек от ее образа жизни, что вскоре вновь меняет романтические прогулки на мягкий диван и теплый халат. Казалось бы, чего не хватает Обломову, почему бы ему не жениться на Ольге, которая приняла его предложение. Но, нет. Он не поступает, как все. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага; он поступает так, как многие знакомые нам персонажи: Печорин, Онегин, Рудин. Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. «,- пишет Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?».
Илья Ильич решает остаться с Агафьей Матвеевной, к которой тоже питает чувства, но совсем иные, чем к Ольге. Для него Агафья Матвеевна была ближе, «в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из кухни в кладовую». Илья Ильич живет в уютном, благоустроенном доме, где на первом месте всегда находился быт, и любимая женщина являлась бы продолжением самого героя. Казалось бы, жить и жить герою долго и счастливо. Нет, такая жизнь в доме Пшеницыной не была нормальной, продолжительной, здоровой, наоборот, она ускорила переход Обломова от сна на диване к вечному сну — смерти.
Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения — всего того, чего так не хватает людям. Все, начиная с Волкова и кончая Агафьей Матвеевной, искали и, главное, находили необходимое для себя, для своего сердца, души. Но нигде Обломов не был своим, не было такого человека, кто бы поистине осчастливил героя. И проблема заключается не в окружающих его людях, а в нем самом.
Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

Сочинения по темам:

  1. В книге Ивана Гончарова «Обломов» одной из центральных тем является тема дома. Именно в домашней обстановке, на своем любимом диване...

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • экспозиция в романе обломов
  • вопросы по содержанию обломова
  • вопросы и ответы по обломову
  • сочинение на тему захар характеризует обломова
  • вопросы и ответы по роману обломов

Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает.
Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было заложено от природы: золотое сердце, способность испытывать сильные чувства, доброта, но вместе с тем и лень – осталось. Спасибо вам, няньки-мамки. Вы вырастили чье-то солнце. И вот Обломову за 30, но он все еще боится глядеть на мир – потому что может стать больно. Илья – обломов в нарицательном смысле слова. То, о чем мечтал, сделано не было. Он –

Раб дивана и халата. Раб принципов и привычек: он – барин, Захар – слуга. Это потом приедет Штольц и зажжет огонь в его потухшей от духовной старости душе. Это потом она вспыхнет пламенем: Обломов полюбит Ольгу. А пока – он умер для общества, умирает морально, а скоро умрет физически. Пока – он страдает из-за веры в людей и тем не менее верит в них. Сложно для понимания? Расшифровать? Он не знает, как отказать старосте-управляющему (мошеннику), и пускает в дом всех без разбору. Доверять людям, которым нельзя доверять, – это трагедия. Нельзя доверять людям, которые могут ударить в спину. Так что же – не верить им? Переступить через себя? Больно. И неправильно.
А ведь можно ударить в чью-то спину нечаянно! И не почувствовать своей вины – только боль другого от этого не уменьшится. Вот Обломов и страдает из-за веры в людей, и все же верит в них. Этого Обломова мне безумно жаль, только помочь ему нечем, пока он сам не приложит хоть сколько-нибудь усилий. И вот Обломов возродился. Его почти вытянула из трясины любовь. Но он все-таки побоялся протянуть руку к счастью. Отступил без боя. Уступил его кому-то. И этим кем-то окажется Штольц. Но все это – потом. А пока солнце Обломова взошло над домом Пшеницыной. Вот только. за глухой стеной, за черным ущельем обломовщины.
Умер Обломов. Закатилось солнце, чтобы не встать никогда. Но лучи его засияли в чьей-то памяти. И поняли некоторые, чего лишились. А солнце уже закатилось. Мы совершаем одинаковые ошибки. И всегда так бывает: при жизни – принимаем человека как должное или, еще хуже, забываем. А когда теряем – понимаем, кого потеряли. И начинаем ценить. И забываются, становятся несущественными мелкие недостатки. Только человека не вернешь.
На жизненном пути Обломова было много прохожих. Каждый получал от него то, что было ему необходимо. Тебе нужно внимание – тебе внимают. Хочешь утешить свое самолюбие – поверят твоему хвастовству. Но эти люди так и не поняли, что это был человек-солнце. А кто согрелся в его лучах? Штольц, Ольга, Захар, Пшеницына. Всего четыре человека! Но хотя бы они оценили Обломова? Нет. И от этого на душе еще горше. Но разве всего четыре человека согрелись в лучах Обломова? Мы тоже пьем из бездонного колодца, оставленного нам Гончаровым. И будто слышим смех звезд.
Maxlash – уникальное средство! Увеличивает на 100%

  1. Автор “Обломова”, вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его...
  2. Одним из самых сложных для сценическо­го воплощения образов комедии А. С. Гри­боедова “Горе от ума” является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обус­ловила многогранность его трактовок на сцене. Вот...
  3. Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее...
  4. ШТОЛЬЦ – центральный персонаж романа И. А.Гончарова “Обломов” (1848-1859). Литературные источники образа Ш.- гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том “Мертвых душ”), Петр Адуев (“Обыкновенная история”). Позднее тип Ш. Гончаров...
  5. Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду. Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и...
  6. Роман Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” был одним из первых русских реалистических произведений, повествующих о повседневной жизни обыкновенных людей. В романе обрисованы картины русской действительности 40-х годов XIX века, типичные...
  7. Наверное, трудно, почти невозможно найти человека, который никогда бы не слышал слова “любовь”. Понятие “любовь” каждый осознает по своему. Но почти всегда она “окрыляет”, приносит радость, меняя человека в лучшую...
  8. Гончарова служба отнимала много времени, да он и вообще не был плодовитым писателем. Проходило много лет, прежде чем появлялся новый роман. В 1847 году увидела свет “Обыкновенная история”, в 1859...
  9. Иван Александрович Гончаров последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества. Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать...
  10. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Сам Гончаров писал об этом так: “.Если образы...
  11. Роман “Обломов” был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман...
  12. Бломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Автор по своим взглядам принадлежал к кругу...
  13. Литературные источники образа Штольца – гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том “Мертвых душ”), Петр Адуев (“Обыкновенная история”). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина (“Обрыв”). Штольц – антипод...
  14. И. А. Гончаров – писатель, который как никто другой понял и принял изменения, произошедшие с Россией, когда в ее размеренный патриархальный уклад стали просачиваться западные веяния. Он очень много путешествовал,...
  15. Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова “Обломов”. Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. “Обломов” стал для русского общества “книгой итогов”. Именно поэтому Добролюбов приветствовал...
  16. В конце 50-х годов XIX века на свет появился роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”. В своем произведении писатель показал такое явление, как обломовщина, явление, увы, не слишком редкое для России....
  17. Большого мастерства достигает писатель в использовании категорий художественного времени и пространства. Характерно желание героя в I части занять как можно меньше места, спрятаться в свое халат, как в футляр, отгородиться...
  18. Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую:...

В начале XIX века в русской литературе появляются произведения, центральной проблемой которых является конфликт героя и общества, человека и среды, воспитавшей его. И, как результат создается новый образ - образ «лишнего» человека, чужого среди своих, отвергнутого окружением. Герои этих произведений - люди пытливого ума, одаренные, талантливые, имевшие возможность сделаться писателями, художниками, учеными, а ставшие, по выражению Белинского, «умными ненужностями», «страдающими эгоистами», «эгоистами поневоле». Образ «лишнего человека» изменялся по мере развития общества, приобретал новые качества, пока, наконец, не достиг полного выражения в романе И.А. Гончарова «Обломов».

В романе Гончарова перед нами история человека, в котором нет задатков решительного борца, но есть все данные быть хорошим, порядочным человеком. «Обломов» - своеобразная «книга итогов» взаимодействия личности и общества, нравственных убеждений и социальных условий, в которые поставлен человек. В романе Гончарова прослеживается целое явление общественной жизни - обломовщина, собравшее в себя пороки одного из типов дворянской молодежи 50-х годов XIX века. В своем произведении Гончаров «хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед нами, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение», - писал Н.А. Добролюбов. Обломов - не новое лицо в русской литературе, «но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова».

Илья Ильич Обломов - натура безвольная, вялая, оторванная от реальной жизни. «Лежание... было его нормальным состоянием». Жизнь Обломова - розовая нирвана на мягком диване: тапочки и халат - неотъемлемые спутники обломовского существования. Живя в созданном им самим узком мире, отгороженном от реальной кипучей жизни пыльными шторами, герой любил строить несбыточные планы. Он ничего никогда не доводил до конца, любое его начинание постигала участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице. Однако бездействие у Обломова не было возведено в крайнюю степень и прав был Добролюбов, когда писал, что «...Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий...» Герой Гончарова в молодости был романтиком, жаждущим идеала, сгоравшим от стремления к деятельности, но «цвет жизни распустился и не дал плодов». Обломов разочаровался в жизни, охладел к знаниям, осознал всю никчемность своего существования и улегся на диван, считая, что таким образом он может сохранить свою нравственную цельность. Так он и «пролежал» жизнь, «проспал» любовь и, как сказал его друг Штольц, «его беды начались с неуменья надевать чулки и кончились неуменьем жить». Своеобразие образа Обломова в том, что он «протестовал» на диване, считая, что это наилучший образ жизни, но не по вине общества, а по из-за собственной натуры, собственного бездействия.

Опираясь на особенности жизни России XIX века, мы можем сказать, что если «лишние» люди встречались повсюду, вне зависимости от страны и государственного строя, то обломовщина - явление чисто русское, порожденное русской действительностью того времени. Неслучайно Добролюбов видит в Обломове «коренной народный наш тип».

Многие критики того времени, да и сам автор романа видели в образе Обломова «знамение времени», утверждая, что образ «лишнего» человека типичен лишь для крепостнической России XIX века. Корень всех зол они видели именно в государственном устройстве страны. Но я не могу согласиться с тем, что апатичный мечтатель Обломов - порождение самодержавно-крепостнического строя. Доказательством этому может служить и наше время, где многие оказываются не на своем месте, не находят смысла жизни и, как Обломов, убивают лучшие годы жизни, лежа на диване. Так что обломовщина - явление не только XIX века, но и XXI века. Поэтому я считаю, что в трагедии «ненужных» виновато не крепостное право, в частности, а то общество, в котором искажены истинные ценности, а пороки нередко носят маску добродетели, где личность может быть растоптана серой, безмолвной толпой.