Сочинение ЕГЭ. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.


Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек жил инстинктами, своими ощущениями, но никак не разумом. У первобытных людей не было стержня, сдерживающего их порывы. Но эти чувства были низменны и несовершенны, и только появление разума смогло их возвысить.

Оно привнесло в животные страсти тепло сердца. Таким образом выходит, что разум важнее, так как, не будь его, не было бы и высоких чувств. Трезвое и холодное мышление сдерживает напор непредсказуемых порывов. Но так ли идеально безэмоциональное состояние? Возможно ли его существование без чувств? Пожалуй, нет, ведь не всегда получается принять решение лишь с поддержкой разума. Некоторые вещи увидеть и понять может только сердце. И в таком случае холодность и трезвость ума сыграют с вами злую шутку. Это приведет к ошибке, возможно роковой. Так что же главнее? Или это просто две крайности одной силы?

В классической литературе существует великое множество произведений, рассматривающих вопрос чувств и разума.

Эта тема очень широка и разнообразна. Многие авторы затрагивали ее в разные времена. Не стали исключением и такие мастера пера как И.А.Бунин и А.И. Куприн. У них эта тема затронута особо живо и ярко.

Рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар» повествует о мимолетной связи двух путешественников. Писатель очень тонко изображает переживания и душевные порывы героев. Здесь, казалось бы, происходит полнейшее торжество чувств над разумом. Но это только на первый взгляд. Один из героев рассказа не стал преследовать объект своей любви, а тихо расстался, не желая неприятностей дорогому человеку. В этом видна тесная связь чувств и разума.

Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» изображает безответные чувства. Они не приносят счастья герою, испытывающему их. И все же он не может ничего с собой поделать. Чувства сильнее его. Это для героя словно сумасшествие, поэтому финал - печальный. В данном произведении в образе Желткова показано, насколько может быть опасно для человека преобладание чувств над разумом. А на примере княгини Веры Шейн изображено, как порою холодный ум мешает испытать настоящее счастье.

Итак, В споре разума и чувств, к сожалению, иногда появляются победители, но их быть не должно. Эти явления не могут одно без другого. И разум, и чувства - это две стороны одной медали. Поэтому очень важно сохранить такое хрупкое и непостоянное равновесие между ними.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии.

Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он от­рицал романтизм, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и » Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого - человеческой личности.

Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен осознавать, пере­живать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений». И хотя эти понятия - антиподы, чело­век никогда не будет полноценным, если будет прида­вать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пуш­кин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Как видим, «мыслить и страдать» - две силы, «рав­но нуждающиеся друг в друге», которые составляют ос­нову жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского. Самый яркий и запоминающийся об­раз романа - Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как ниги­лизм опирался на скептицизм - полное отрицание все­го, что имело отношение к буржуазно-дворянским тра­дициям и обычаям, а также к миру чувственности. Именно поэтому Базаров считает, что «любовь - бели­берда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологи- 8 ческое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает беспо­лезным времяпрепровождением. По его мнению, «Рафа­эль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам люби­мой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолонче­ли. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высо­кого поэта», - говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работ­ник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Один­цовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привле­кательной. Привычно он много говорил о науке, рассу­ждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой. В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего челове­ка, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист. Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вы­зывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова - это удар, прежде всего, по его нигилистическому убежде­нию. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом. Именно в сцене послед­ней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем ра­зуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней. Перед лицом смерти в ми­ровоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг дру­га.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочте­ние какой-то одной стороне человеческой натуры. На­пример, Николай Петрович, наоборот, жил больше чув­ствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку. А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петро­вич, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине. Две силы - разум и чув­ства - сделали этого героя в глазах читателя более сим­патичным персонажем, чем он был в начале романа.

Каждый человек задумывается о таких понятиях, как чувства и разум. Что же должно быть важнее? С одной стороны, идя на поводу своих чувств, люди часто совершают много необдуманных поступков. С другой стороны, возвышая значение ума и доводя его до рассудочности, люди тоже могут сделать свою жизнь несчастной.

Если обратиться к драме А.Н. Островского «Гроза », то можно увидеть личные переживания главной героини - Катерины . Автор повествует о девушке, которую выдали замуж не по любви, а за того, кто побогаче. Тихон, муж Катерины, - безвольный, ни на что не способный, кроме пьянства, человек. Марфа Кабанова, мать Тихона, ела своих близких поедом, точила как «ржа железо». Как жить в таких невыносимых условиях? Как заставить себя полюбить нелюбимого, если испытываешь к нему только жалость? Как перебороть свою свободолюбивую натуру?

Такими вопросами задается Катерина, пытаясь заглушить чувство любви к Борису и прислушиваясь к слабым доводом рассудка, который постоянно напоминает о том, что она замужняя женщина. А.Н. Островский показывает читателям, что героиня вовсе не легкомысленная барышня, а мятущаяся, искренне любящая натура. Девушка осознавала, что нарушает кодекс «Домостроя», по которому жила семья Кабановых, и свой моральный кодекс тоже. Вот только чувства оказались настолько сильны, что она поддалась им и изменила Тихону. Но душа Катерины не выдержала! Героиня покаялась перед мужем и, не выдержав угрызений совести, бросилась с обрыва в реку.

Писатель хочет донести до нас мысль, что в условиях семейно-бытового рабства женщина не может быть счастливой, потому что разум и чувства в такой ситуации не могут гармонично сочетаться.

В западной литературе проблема гармонии чувств и разума решалась иначе. Возьмём, к примеру, трагедию английского драматурга Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор описывает яростную вражду двух семей - Монтекки и Капулетти. И на фоне этой непримиримой ненависти мы видим, как зарождается светлое, страстное чувство Ромео и Джульетты. Умом влюблённые понимают, что по законам рода они никогда не смогут быть вместе. Но любовь, это пламенное чувство, оказывается во сто крат сильнее предрассудков, которыми заполнены умы и сердца членов их семей. Шекспир, мастер трагедии, разрешает этот конфликт смертью юных влюблённых и приводит к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей чувства любви и пагубно влияют на окружающих их людей.

В заключение хочется выразить надежду на то, что наши эмоции и наш ум не будут в противоречии, а будут дополнять друг друга, наполняя жизнь любовью, радостью и, конечно же, смыслом!