Смерть вольфганга амадея моцарта. Как на самом деле умер моцарт Как моцарт был похоронен

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

Ох, и натерпелась я страху. Но все закончилась хорошо. Началось с того, что мне приспичило посетить место захоронения Моцарта. Его могила находится на кладбище Святого Марка в Вене. Зимой темнеет рано, я немного не рассчитала время, и добралась до туда с наступлением сумерек. Место не сильно оживленное в плане людей, мимо проходит автомагистраль. И вот значит я одна одинешенька иду на старое кладбище.


Вообще я достаточно впечатлительная и могу себя накрутить. На самом деле не каждый отважится пойти в темноте на кладбище. Но раз я добралась до него, глупо не пойти. Надгробия и памятники красивые, место очень спокойное. Никакой тревоги по поводу погребенных под землей людей я не испытывала. До тех пор, пока не услышала шаги сзади...

А вот теперь представьте, сзади идет человек. Обратного хода нет, путь к отступлению закрыт. Впереди широкий проход, справа и слева ряды могил. Я не знаю, насколько большое кладбище. Вокруг тишина и спокойствие, никого нет. Мурашки забегали по спине, и я резко свернула в сторону.

Если бы человек пошел за мной, стало бы понятно, что его интересует не Моцарт, а я. Мало ли какие маньяки ходят на кладбища по вечерам. Вдруг у него нож, что мне тогда делать? Я просчитывала разные варианты развития событий. Но теперь у меня был шанс добежать до выхода между могил. Как вдруг я увидела, что он прошел мимо. Фух. Все-таки поклонник Моцарта, ура. Но значит, мы встретимся около его могилы. Блин. Это в мои планы не входило. Поэтому я еще немного погуляла по кладбищу, а потом стала искать нужный мне объект. Ходила и удивлялась, что мне совсем не страшно, наоборот, спокойно. Вспомнились слова бабушки: не бойся мертвых, бойся живых.

Напрасно я опасалась, что не смогу найти могилу Моцарта. От главной аллеи к могиле ведет белая дорожка. Торжественно и помпезно. Но это сейчас, раньше было совсем по-другому.

Это примерное место захоронения Моцарта. В последние годы жизни композитор оказался в тяжелом финансовом положении и был похоронен в общей могиле вместе с бедняками. Исследователи сопоставили известные факты и ограничили возможную зону. На предполагаемом месте установлен мраморный памятник. Вольфганг Амадей Моцарт умер в декабре 1791 года, не достигнув 36 лет.

Кладбище Святого Марка - одно из старейших кладбищ Вены. Оно открыто в 1784 году. Последние захоронения относятся к 1874 году. Я побродила между надгробиями и направилась к выходу, пока окончательно не стемнело.

Что это за крышки? Была мысль, что там урны с прахом. Кремировать в Европе стали во второй половине XVIII века, так что в принципе возможно.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.


Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен, ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайерадописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель, чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина, в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен, Шуберт, Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.


В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвисна основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.

Кладбище Святого Марка - Sankt Marxer Friedhof. Одно из старейших кладбищ Вены , но с 1874 года новые захоронения там не осуществляются. Известно из-за того, что именно там в действительности похоронен Моцарт . Также там был изначально похоронен композитор и дирижер Йозеф Штраус. Очень уютное, тихое, уединенное. Почти безлюдное. Но парочка фанатов Моцарта всегда там околачивается...

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов. Кладбище Святого Марка изначально и было таким местом погребения бедных горожан и название получило от близлежащей богадельни. Кладбище было загородным. Но в XIX веке Вена разрослась и кладбище вошло в черту города. Здесь уже хоронили не только бедных, но даже и дворян. Здесь есть немало русских могил. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) – греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть символическая могила Вольфганга Амадея Моцарта (кенотаф). Никто не знает точно, где покоится его прах. Но известно, что Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками, именно на этом кладбище. Вдова композитора - Констанция - не знала точное место его упокоения. Не удивительно - она даже не присутствовала ни на панихиде, ни на похоронах. У неё вообще к тому времени уже долго был любовник - Зюссмайер, один из учеников её мужа и приятель Сальери. Есть версия, что это компания и отравила Моцарта ртутью - однако, симптоматика болезни, которая унесла его в могилу, мало напоминает отравления такого рода...

Говорят, однажды к Моцарту пришёл человек в маске (вроде как это был Антон Лайтгеб, управляющий графа Вальсегг Штуппаха, страшного меломана) и заказал ему "Реквием". Во время написания "Реквиема" состояние здоровья Моцарта ухудшилось, а 5 декабря 1791 года около часу ночи он скончался. Погребение было назначено на следующий же день, так как тело было в плохом состоянии. Денег на похороны не оказалось, поэтому расходы взял на себя некто барон ван Свитен - покровитель музыкантов. Тело усопшего положили в дешевый гроб, сколоченный из некрашеных сосновых досок. За гробом шло всего несколько человек до собора святого Стефана , в котором Моцарта отпели, а затем тихо отвезли на кладбище святого Марка. Гроб на ночь оставили в часовне кладбища, а утром двое могильщиков опустили его в общую могилу. Через десять лет эту могилу перекопали, но один из могильщиков взял на память его череп, который хранится в Моцартеуме города Зальцбурга .

Однако, где была могила, никто не знает. Её не смогла обнаружить ни вдова Моцарта спустя 17 лет после захоронения, ни более поздние исследователи. В 1855 году мэром Вены было начато официальное расследование на эту тему, в ходе которого были обнаружены какие-то планы кладбища и место более или менее определилось. Там было решено поставить памятник, который сделал скульптор Ганс Гассер (Hanns Gasser) и который был установлен 6 декабря 1859 года. Однако, в 1891 году памятник (но не останки Моцарта!) был перенесен на Центральное Кладбище .

Смотритель кладбища Александр Куглер (Alexander Kugler) по собственной инициативе натаскал на "осиротевшую" могилу остатки развалившихся надгробий: плачущего ангела, кусок колонны и могильную плиту без надписи, на которой выгравировал слово "Моцарт". В 1945 году кладбище (а оно находится в районе крупного транспортного узла) пострадало от бомбежек, пострадал и "мемориал" Моцарта; фундаментально обновил его, а треснувшую плиту вообще заменил на новую скульптор Флориан Жосеф-Дрюо (Florian Josephu-Drouot) в 1950 году. Старая плита по сей день хранится в районном краеведческом музее.

Кроме Моцарта на кладбище похоронен австрийский композитор Йозеф Штраус (Josef Strauss, 20 августа 1827, Вена - 22 июля 1870, Вена). Он один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего), не такой известный как его брат Иоганн Штраус, но всё-таки написавший несколько неплохих вальсов и довольно успешно гастролировавший в качестве дирижера даже в России. Могилу его, однако, в 1909 году также перенесли на Центральное Кладбище . Обветшавшее надгробие, оставленное на кладбище Святого Марка, еще кто-то ухитрялся отыскать даже в 2010 году. На центральном кладбище Йозефу Штраусу соорудили новое.

После открытия Центрального кладбища, кладбище Святого Марка было закрыто. Захоронения запрещены с 1874 года. Но с 1937 года сюда допускают туристов. Сегодня кладбище входит в основные достопримечательности Вены и является местом паломничества поклонников Моцарта.

Кладбище работает с апреля по сентябрь с 6.30 до 20 часов, а в остальные месяцы - с 6.30 до 18.30. Как ехать: трамвай 71-го маршрута до остановки Грасбергергассе, или метро линия U3, станция Schlaughthausgasse, и там пешком вдоль полутуннеля, по которому ходят поезда, минут 10 - 15, в сторону транспортной развязки. Кладбище находится в спальном районе, довольно немноголюдном и пустынном. Могила Моцарта - прямо от входа до центра кладбища и чуть левее. На неё установлены указатели. Если что, у входа на кладбище, с правой стороны от центральной аллеи, есть план . И еще - туалет. Не надо ходить в кустики...

Leberstrasse, 6/8
Пока нет...
Пока нет...