Сложные ритмические рисунки с аккордами для гитары. Гитарный бой и его разновидности

Трудно наслаждаться игрой на гитаре, когда это все только основы, гаммы и упражнения. С изучением правильного боя на гитаре вы будете играть песни в мгновение ока, добавив немного радости к вашей практике. Изучая некоторые основные закономерности и знакомство с гитарой, вы сможете играть любую песню, которую вы хотите. Смотрите Шаг 1 для получения дополнительных инструкций.

Шаги

Часть 1

Знакомство с гитарой

Держите гитару правильно. Держите гитару сбалансированной на бедре, близко к телу. Чтобы научиться бою на гитаре должным образом, вы должны держать локоть вашей ударяющей руки в сторону струны у основания гитары, так что вы можете использовать ваше запястье для боя. Пусть гриф гитары установится на сгибе вашей нажимающей струны руки в виде буквы "V", созданной большим и указательным пальцами.

  • Если вы должны использовать свои руки, чтобы удерживать гитару, это очень сложно для правильного боя. Пусть вес гитары покоится на коленях, закрепите ее локтем и убедитесь, что вы можете переместить вашу ударную руку, не двигая гитару.

Держите медиатор правильно. Поместив ладонь по направлению к телу, согните все пальцы в сторону ладони. Поместите медиатор на первой фаланге вашего указательного пальца, чтобы она указывала прямо на грудь. Возьмите медиатор надежно большим пальцем, оставив только несколько сантиметров, выступающих из пальцев. Поиграйте немного, чтобы получить хороший и удобный захват медиатора.

  • Кроме того, вы можете играть бой без медиатора, используя большой палец. Джонни Кэш никогда не использовал медиатор. Этот выбор зависит от того, можно ли получить достаточно чистый звук при помощи пальцев. Практикуйтесь использовать медиатор и откажитесь от него, если вы найдете это слишком хлопотным и найдете звук пальцами по струнам лучше.
  • Не использовать медиатор может быть несколько болезненным для ваших ударных пальцев. Хотя выращивание мозолей - всегда хорошая вещь.
  • Разберитесь с высотой струн (на английском языке это называется действием гитары). От расстояния струн до грифа зависит сила, необходимая для уверенного прижатия струны к порожку. Практикуйтесь брать аккорды правильно и получать чистый звук на всех струнах сразу.

    • Бой будет дребезжащим, если вы бьете по"мертвым струнам", которые вы не полностью прижали. Это может быть довольно сложно научиться бою, если вы не берете аккорды правильно. Если ваш бой звучит сухо или дребезжит, остановитесь и возьмите аккорд правильно.

    Часть 2

    Правильный бой

    Ударяйте струны между резонаторным отверстием и нижним порожком. Практикуйтесь ударять струны в разных местах, чтобы получить представление о создаваемом звуке. Бой прямо над резонаторным отверстием создаст низкий и глухой звук, в то время бой ближе к нижнему порожку даст вам более четкий и жесткий звук.

    Практикуйтесь ударять по всем струнам одинаково. Попробуйте какое-то время бой на аккорде соль мажор в простой первой позиции, ударяя вниз. Играйте четвертные ноты, один удар на каждую четверть, пытаясь делать все возможное, чтобы ударить по всем струнам. Оставайтесь в темпе, считая четыре удара в такте.

    • Начиная с нижней струны ми, ударяйте по всем струнам, пытаясь заставить их звучать с одинаковой громкостью. Это сначала может быть трудно, чтобы это прозвучало как "аккорд", чтобы все струны звучали более или менее одинаково. У начинающих обычно первая и шестая струна звучат громче.
  • Попробуйте удар вверх. Когда вы чувствуете себя комфортно, делая это в ритме, попробуйте удары на гитаре от тонкой струны к толстой. Это называется движением вверх. Это может быть несколько сложнее, но нужно добиться одинакового звучания всех струн, заставляя аккорд "звучать", словно один большой звук, а не играть на струнах индивидуально и медленно.

    Используйте свое запястье. Хороший бой находится в запястье. Вы будете в состоянии легко определить новичка по размахиванию руки от локтя. Научитесь держать локоть плотно к инструменту, играя бой с помощью запястья.

    • Многим начинающим гитаристам трудно удержать медиатор во время обучения бою. Обычные проблемы заключаются в держании медиатора слишком близко к основанию и в свисании медиатора. Убедитесь, что вы держите его должным образом, позволяя ему только немного выступать из пальцев.

    Часть 3

    Изучение основных ритмических рисунков

    Изучите переменный ритм вверх-вниз. Самая основная ритмическая модель боя - это чередовать удары вниз и вверх: (v ^ v ^ v ^ v ^) Вниз вверх, вниз вверх, вниз вверх, вниз вверх. Держите темп, но старайтесь играть бой вниз-вверх в каждом такте, разделяя четвертные ноты на восьмые.

    • Вместо одного удара на каждую четверть, вы будете играть два удара на каждую четверть. Это – восьмые ноты. Темп должен быть стабильным, так что топайте ногой с такой же скоростью, но ударяйте по струнам дважды на каждую четверть.
  • Изменяйте аккорды. Когда вы освоитесь с вашим ритмом вниз вверх на одном аккорде, измените его. Переключайтесь из аккорда соль мажор к аккорду до мажор в каждом такте, затем каждые две четверти, практикуясь в смене аккордов во времени.

    • Не торопитесь, когда вы это изучаете и стараетесь усвоить. Это может быть медленным движением, но вам будет легче играть, если вы на это затратите время сейчас. Переходя к следующему шагу прежде, чем вы почувствуете себя комфортно в смене аккордов, вы будете разочарованы и недовольны вашим звучанием. Отработайте изменения аккордов, и вам будет легко играть песни.
  • Не ударяйте четвертую четверть вниз в такте. Практически нет песен с ритмическим рисунком вниз-вверх, и будет скучно играть по той же схеме снова и снова. Пропустите один удар вниз (х не играть) и посмотрите, как меняется ритм: (v ^ v ^ v ^ x ^).

    • Прежде чем изучать более сложные ритмы боя, вы должны узнать, как пропустить в определенное время удары вверх или вниз, сохраняя при этом тот же шаблон вверх и вниз в вашей руке. Другими словами, вы будете продолжать двигать запястье, но отодвинуть медиатор от струн.
  • Практикуйтесь играть поп-рок. Знакомый бой, который вы услышите в большом количестве живых представлений и практических занятиях, является следующим: (v x v ^ x ^ v ^)

    • Начните активно слушать свои любимые песни, которые показывают акустическую гитару, чтобы получить некоторое представление об используемых ритмических шаблонах. Теперь, когда вы знаете основы, вы можете начать учиться варьировать шаблоны боя, пропуская конкретные удары для достижения различных эффектов в песне.
  • Практикуйтесь приглушать струны с помощью ударной руки. Еще один способ добавить некоторые изменения в вашей модели боя - ослабить струны ладонью ударной руки, поддерживая ритм, но получая более ударный эффект при ударе медиатором по выбранным струнам.

    • Нил Янг имеет характерный, низко звучащий тяжелый бой, который он использует наряду с приглушением струн, а акустическая поп-звезда Джек Джонсон также имеет отличительный стиль боя с приглушением, которому легко научиться, и который звучит более необычно, чем есть на самом деле.
  • Поставьте аккорд и темп в первую очередь. Начинающий гитарист смягчает "бой," уделяя чрезмерно большое внимание шаблону и слишком мало - темпу, чистоте аккорда и воспроизведению песни. Когда играете, пытайтесь сосредоточиться на аккордах, а затем на ритме. Вы зазвучите как профессионал в кратчайшие сроки.

    Бой на гитаре является одним из важнейших приемов игры на этом инструменте. Очень много песен играется именно этим приемом. Поэтому для начинающих обязательно нужно освоить бой на гитаре.
    Теперь начнем разбираться как играть боем на гитаре. Как вы понимаете из названия, суть этого способа игры заключается в ударах по струнам. По струнам можно бить правой рукой (или левой, если Вы левша) или же . Хочу отметить, что большинство исполнителей рок-музыки играют именно медиатором. Да и вообще профессиональные музыканты не употребляют такого термина, как «бой на гитаре» . Это называется ритмическим рисунком, которые в свою очередь бывают разными. Будите вы играть медиатором или нет – это уже ваш выбор, но принцип игры одинаков.

    Как играть боем на гитаре

    Прежде чем приступить к практике нужно понимать, что самое главное в бое под гитару – это чёткость исполнения. Поэтому начнём с малого. Правильно возьмите гитару и правильно расположите руки. Если Вы не знаете точно, как это сделать, то об этом можно прочитать .
    Итак, для начала из исходного положения правой руки Вы должны попробовать ударять пальцами по струнам сверху вниз как бы сгибая и разгибая пальцы. Для более чёткого исполнения этого упражнения попробуйте выполнять удары по струнам под счёт.

    • — обозначение ударов по струнам сверху вниз

    Следующим этапом обучения бою на гитаре должно стать освоение ударов по струнам снизу вверх. Здесь просто выполняем вышеописанные советы снизу вверх, как бы цепляя струны. Опять же считаем при выполнении упражнения.

    • ↓ — обозначение ударов по струнам снизу вверх

    Ну а теперь играем упражнения вниз-вверх несколько раз под счёт. Это будет простейшая схема боя.

    Также важным моментом является глушение струн. Когда вы ударили по струнам и они звучат, нужно резко опустить руку на струны, чтобы полностью заглушить их. Попробуйте ещё бить по струнам вниз-вверх и заглушать их.

    • х — глушение струн

    Теперь приведу несколько схем боя на гитаре с глушением струн и без. Для наглядности и лучшего понимания привожу длительность нот, которые соответствуют каждому удару. Если Вы забыли нотную грамоту, то освежить её в памяти можно вот . Темп выбираете сами. Конечно, нужно начинать с медленного темпа.

    Схема боя на гитаре №1

    Стрелки — это удары по струнам. Сверху соответственно длительность нот

    Схема боя на гитаре №2


    Схема боя на гитаре №3

    Крестиками обозначено глушение струн.

    Это далеко не все виды боя на гитаре. Вы сами можете придумать свои или посмотреть на видео как играется та или иная песня. Самое главное понять и освоить принцип этого приема игры.

    Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
    Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
    Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

    Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

    Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

    Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
    На примере песни:

    Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

    Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

    Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

    Практика:

    Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
    Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .

    Аннотация: Если вы еще не научились играть боем, данная статья поможет Вам! Прочитав эту статью, Вы научитесь читать и играть гитарным боем. Рекомендуется для начинающих гитаристов, и для тех, кто не знает, как читать бой.

    Гитарный бой – это самый простой и распространенный способ игры на гитаре. Бой используется в огромном количестве , при этом, существует великое множество .

    Гитарный бой - условные обозначения

    Бой принято обозначать трема рядами символов:

    • Первый ряд и символ: I – является обозначением для действий указательного пальца правой руки. Знак ^ обозначает удар вверх, v – естественно вниз, а знак Х означает, что мы должны ударить по струнам вниз и сделать заглушку звука струн ребром ладони.
    • Второй ряд и символ: Р – обозначение действий для большого пальца правой руки. Если Вы увидите, рядом с буквой Р знак ^, то Вам необходимо сделать защип одной басовой струны (струны басс – 6,5 и иногда 4). Т.е, Вы задеваете струну, и останавливаетесь на следующей струне (более тонкой). Символ | обозначает, что Вам необходимо сделать такое действие, как скольжение большого пальца вниз по струнам, задевая несколько басовых струн.
    • Третий ряд и символ: L – Производит описание игры левой рукой. Обозначения символов: v – в момент удара правой рукой, струны должны быть сильно зажаты. x– струны отпущены (т.е пальцы просто лежат на струнах), при ударе по струнам, получается заглушенный звук. ^ - хорошенько прижимаем струны, делаем удар и после медленно отпускаем (примечание : данный знак, относится только к струнам, по которым Вы бьете (играете) указательным пальцем правой руки).

    В каждом ряду, присутствует символ -, который отвечает за длительность удара.

    Примеры обозначения боя:
    I-^--v---v-x-v-^-v---
    P-^------------^-----
    L-v--v---v-x-^-v-^---

    Усвоили? Если да – отлично! Если нет, то прочитайте еще раз, далее мы будем пробовать играть боем!

    Обучение игре боем на гитаре

    И так, берем гитару (В прошлом уроке, мы поговорили о том ). Зажимаем любой , и пробуем бой, который мы описали выше.

    Первое значение букв I - ^, P - ^, L – v. Следовательно, нам необходимо хорошенько прижать струны, дернуть бас и ударить вверх. Дальше, значение I становится v, P – пустое, L – v. Т.е Мы хорошенько зажимаем струны и бьем указательным пальцем вниз. Далее I – x, P – пусто, L – x. Следовательно, нам необходимо ударить по струнам (на которых просто лежат пальцы) и заглушку ладонью руки.

    Вот так, читается и играется бой. Ничего сложного в этом нет, главное натренировать пальцы рук!


    Ну что, соскучились? Как поживает хроматическое упражнение, играется медленно и хорошо? Переменный штрих никуда не потерялся, левая рука свободна, правая опирается? Тогда продолжим…

    Длительности нот.

    Начнем издалека…

    Каждая композиция звучит в некотором пульсе, «темпе». Например, пульс большинства поп-композиций можно охарактеризовать как «пум-тыщ-пум-тыщ». Или «пууууум-тыыыыыщ-пууууум-тыыыыыщ», если песня медленная. Каждый из таких «пум» или «тыщ» (а точнее, время от начала некоторого «пум» до следующего за ним «тыщ») принимают за «четверть».

    Есть такая штука, которая называется «метроном». Она тикает, как часы, только громко и в нужном нам темпе. Тикает она четвертями, то есть если наложить метроном на песню и правильно подобрать его темп, то каждый щелчок метронома должен совпадать либо с «пум», либо с «тыщ». Вроде немного разобрались…

    Если извлекать ноты вместе с метрономом (то есть «1 нота = 1 щелчок»), то получится, что мы играем четвертями, а ноты такие называются четвертными (то есть длятся четверть). А дальше идет обычная арифметика начальной школы…

    Если играть по две приблизительно равных по длительности ноты на каждый щелчок метронома, то они будут восьмыми, т.к. длятся в два раза меньше, чем четверть. Если поделить их еще пополам, то они будут шестнадцатыми, и так далее. Если же играть одну ноту на два щелчка, то есть в два раза увеличить длительность четверти, то получится половинная нота, а если и ее в два раза увеличить, то получится целая. Больше увеличивать пока не будем.

    Целая нота будет длиться четыре удара метронома, то есть, возвращаясь к изначальной аналогии, «пум-тыщ-пум-тыщ». В большинстве поп-композиций эта длительность называется тактом и составляет одну из равных и повторяющихся кусочков пульса песни. То есть за одним тактом «пум-тыщ-пум-тыщ» следует другой («пум-тыщ-пум-тыщ»), потом третий, и так далее, пока не получится песня. В нотной партии (табулатуре) начало нового такта обозначается вертикальной чертой.

    Бывает, что несколько нот расположены до первого такта, они называются «затактом».

    Музыкальный размер, при котором такт состовляет четыре четверти называется размером «4/4» и пишется в начале нотной партии (или табулатуры). Другие размеры рассмотрим позже.

    Чтобы различать целые, половинные, четверти, и прочие ноты, им придумали обозначения:

    Восьмые, шестнадцатые, и прочие ноты с «хвостами» могут объединяться этими самыми «хвостами» в группы для красоты и удобства восприятия.

    Ритмические рисунки и переменный штрих.

    Различные последовательности длительностей нот составляют «ритмические рисунки». Например «галоп», или стандартная футбольная «кричалка». Попробуйте отстучать их рукой (по столу, например):

    Теперь разберемся, как переменный штрих ведет себя в сочетании с ритмическими рисунками. Суть переменного штриха не в постоянном чередовании штрихов вверх-вниз, а в постоянном чередовании движений руки вверх вниз, чтобы она находилась «в ритме». Рассмотрим простой пример:

    Ритмический рисунок (не будем пока уточнять, какие именно это ноты) состоит из чередования четвертей и пар восьмых, то есть это уже знакомый нам галоп. Самой короткой нотой в нем будет восьмая, и пара восьмых в соответствии с переменным штрихом должна играться вниз-вверх.

    А вот теперь внимание! Нам надо не нарушать ритм движений правой руки! А значит, она должна двигаться вниз-вверх в том темпе, который задали восьмые. Четверть занимает две восьмые, начнем ее штрихом вниз, и, когда прозвучит половина ноты, вернем руку обратно вверх, не задевая струну. То есть сделаем штрих вверх, не извлекая ноты. Наша четверть продолжит звучать, а рука будет двигаться вниз-вверх в ритме восьмых. Дальше извлечем восьмые штрихом вниз и штрихом вверх.

    Таким образом, правая рука двигается в постоянном ритме, а ритмический рисунок состоит из нот разной длительности. Штрих вниз обозначается «П», а штрих вверх - «V», с учетом этого подкорректируем наш ритмический рисунок.

    Иногда инструмент не играет ничего. И это хорошо. Если бы все инструменты играли постоянно, то ухо быстро бы привыкло к монотонному шуму и не чувствовало акцентов музыки и красоту звуков.

    Паузы тоже имеют длительности, причем абсолютно такие же, как и ноты:

    Чтобы лучше понять и прочувствовать переменный штрих в различных ритмических рисунках, предлагаю поиграть следующие ритмические рисунки на одной струне. А чтобы проконтролировать внутреннее чувство ритма, играть их нужно под метроном, который, напоминаю, стучит четвертями. Играйте медленно, чтобы было время подумать, и каждый штрих был правильным.



    Обратите внимание! Удар вниз всегда должен совпадать с началом такта! Первая нота такта, как правило, выделяется, акцентируется, а штрих вниз сильнее (хоть и надо стараться, чтобы все штрихи были одинаковыми), да и проще, естественнее, т.к. рука движется вниз под действием силы тяжести, а вверх - против нее.

    Поэтому штрих вниз должен совпадать с «ударной долей», каковой является нота, приходящаяся на начало такта.

    Первое произведение - «El Condor Pasa».

    Итак, поиграв несколько дней ритмические рисунки, можно приступить к освоению первого музыкального произведения - небезызвестной классической композиции El Condor Pasa (Полет Кондора).

    Табулатура партии содержится в приложенном к уроку