Скульптура даши. Литые скульптуры от даши намдакова

Литые скульптуры, которые создает Даши Намдаков , выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, в музеях многих странах мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях В.Путина («Стихия»), президента Татарстана М.Ш.Шаймиева («Всадник»), мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Даши обладают такие разные известные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, актриса Ума Турман.

Даши Намдаков провел более 14 персональных выставок в России и за рубежом, в том числе в известных музеях и галереях мира.

Награжден серебряной медалью Российской Академии Художеств. С 2004 года живет и работает в Москве.

В 2007 году осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол».

Его полное имя – Даши Нима – «Удачливое солнце». А имя в древнем бурятском роду содержит «код судьбы». Поэтому ламы при наречении младенца учли не только день и час его появления на свет, но и расположение светил. В мире вообще ничего случайного не бывает.

Даши Намдаков — российский скульптор, график и ювелир, член Союза художников РФ. Родился в 1967 г в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств.

За последние годы Даши провел множество персональных выставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центре тибетской культуры (Тибетский Дом) в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств и т.д.

Даши Намдаков стал художником-постановщиком фильма «Монгол» (режиссер Сергей Бодров-старший). Фильм был номинирован на премию Оскар (2007) как лучший фильм на иностранном языке, а также получил шесть Национальных премий Ника. Лучшим художником по костюмам был признан Даши Намдаков.

Работы художника находятся в фондах многих музеев России и мира, а также в личных коллекциях премьер-министра Правительства РФ В.В. Путина, президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, мэра Москвы Ю.М. Лужкова, в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Детство Даши Намдакова

Семья Даши Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду – дарханов. Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнем, священным символом избранности. Они владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. Считалось, что людям из знатного сословия подвластно многое. Но многое дозволялось – многое и спрашивалось. На всех членах высшего сословия лежала большая ответственность за мир, в котором они жили.

Отец Даши Намдакова – Бальжан Намдаков — был известным народным мастером – кузнецом, художником, писал буддистские тангки (иконы), занимался скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры. Очень многое сделал для колхоза, в котором работал – спроектировал и построил небольшую электростанцию, создавал сельскохозяйственные машины. Умный, яркий, одаренный и много знающий человек. При этом образования у него было всего несколько классов – в послевоенные голодные годы в селе об учебе думать не приходилось, выжить бы… Бельжан многому научил своих детей.

В семье росли четыре сына и четыре дочери. Все они неплохо рисуют, каждый — по-своему творческая натура. Даши родился шестым. До седьмого класса он жил с родителями в бурятском селении и ощущал себя частью Вселенной, в которой рос. Особый уклад жизни в семье, тонкая связь поколений, его Дар, проявившийся еще в раннем детстве… Фантастическая природа Бурятии, первозданные реки, фантастические Саянские горы, степь, немыслимой красоты Байкал стали для ребенка, тонко чувствующего красоту мира, целым космосом — огромным и прекрасным. До седьмого класса жизнь была хороша…

Даши Намдаков:

— Я застал уже закат этой цивилизации, которую очень сложно, почти невозможно вернуть. Для этого должно произойти чудо. Жизнь меняется на глазах, и хотя многие изменения — благо, что-то важное безвозвратно утрачивается. Детям уже не объяснить, как можно ощущать свою связь с природой, быть с ней в гармонии… Природа моей Родины удивительна – это целый космос, и ты живешь в ней, живешь ею, ты цветок в этой жизни, травинка. А не болт, ржавеющий в луже. Но вернуться уже нереально…

Интернат

Все изменилось очень резко. В деревне не было средней школы, и Даши пришлось учиться в интернате. Домой он теперь приезжал только на выходные и каникулы. Привычный мир рухнул, все его богатства сузились до элементарных правил — простых, но жестких и одинаковых для всех. Как будто кто-то решил за него: «Жить надо так и так, парень — другого не дано». Очень хрупкие вещи оказались искажены и разрушены, связи разорваны. Словно закачали в вены чужеродную кровь, иную идеологию, другие представления о жизни, понятия о мире.

Даши Намдаков:

— Только к сорока годам многое стало всплывать в памяти, начал восстанавливаться мир того подростка, каким я когда-то был. Одинаковое для всех воспитание убивает что-то в душе, подменяя Истинное одной для всех идеологией. Начинаешь анализировать жизнь и понимаешь неравноценность потери: что ты потерял и что тебе навязали взамен утраченного. Исчезают деревни, люди утрачивают связь со своими корнями — перевернувший все катаклизм…

Рисовать Даши начал очень рано. Его одаренность ни у кого не вызывала сомнений. Но в школе об этом не особо задумывались. Все рисуют морковку – и ты рисуй. Яблоко рисуют – и ты не отлынивай. Это было невыразимо скучно для подростка, рисовавшего картины со сложно выстроенной композицией. Из чувства протеста он не соглашался рисовать незамысловатые предметы. И однажды чуть не остался на второй год из-за неуспеваемости по рисованию.

В интернате было всякое. Даши очень остро реагировал на несправедливость, незаслуженные обиды, тосковал по всему, что оставил дома. Наверное, далеко не все дети воспринимают подобные перемены столь же трагично, а вот у Даши они спровоцировали не просто ломку сознания, но и тяжелую болезнь. Он перенес четыре операции, желудок просто отказывался работать. Каждую ночь Даши, истощавший, как узник концлагеря, просыпался от нестерпимых болей. За несколько лет были перепробованы самые разные методы лечения, но улучшения не наступало. Когда надежда на медицину истаяла, родители обратились за помощью к шаманке. Это решение далось им нелегко: мама и папа всю жизнь исповедовали буддизм, философия которого отрицает тенгерианство (шаманизм). Но сын почти умирал…

Обряд был долгим, сложным. На следующий день Даши впервые за долгие годы проспал до обеда. Когда он проснулся, солнечный свет заливал комнату. И у него ничего не болело!

Это событие оставило след на всю его жизнь. Нет, он не перестал быть буддистом, но слова шаманки о том, что болезнь – плата за разрыв связей с природой – легли на благодатную почву. С тех пор Даши много размышлял о язычестве, его корнях, о силах природы. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Не будь этой болезни, чудесного излечения – наверное, мы знали бы совсем другого Даши Намдакова. Тот, полученный от шаманки, импульс звучит во многих его работах, его мир населен странными существами, прекрасными образами, вышедшими из глубин пра-памяти. Все работы Даши родом из мира древних мифов и легенд. Увиденное во сне ночью, днем под его руками становится явью. В творениях Даши живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Даши Намдаков:

— Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух – любви к стихиям не научишь, их надо чувствовать и черпать в них силы. Мне кажется, что я многому научился, и это обязывает меня относиться к жизни серьезно и ответственно.

Интересны и Европа, и Азия, и Америка – в каждой цивилизации есть свой бесценный опыт. Мне особенно интересны те страны, где сохранились следы древних цивилизаций. И все же лучше моей родины нет ничего на свете. Если я хоть чем-то могу помочь в сохранении культуры своего народа – я счастлив.

Институт

После школы Даши Намдаков попробовал поступить в Московское художественное училище. В институт отнести документы не рискнул – казалось, там учатся почти небожители. И просчитался. В училище для иногородних отводилось лишь четыре места, конкурс на эти места был совершенно невероятный, несопоставимый с вузовским. Но подсказать было некому. Возвращаться домой ни с чем было неловко – и Даши поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Как-то собрал свои деревянные скульптуры, подошел к педагогу-скульптору: «Возьмите в ученики». Тот посмотрел: «Парень, ты не туда пришел учиться. Тебе на скульптуру надо». Даши и сам понимал: ну не его это дело — архитектура, совсем по-другому виделось будущее. И хотя знал, какое огорчение принесет его решение родителям и братьям-сестрам (особых капиталов не водилось, младших поднимали всей семьей), но учебу бросил. Через два года стал студентом Красноярского художественного института. На академические специальности там набирали всего пять-шесть человек в год. Даши начал заниматься скульптурой.

Учитель

В жизни Даши на переломных моментах не раз встречались люди – «знаки судьбы», выделявшие его из многих других и старавшиеся помочь, научить. Еще в школе у него был учитель литературы — благодаря ему Даши влюбился в литературу, в поэзию.

В институте Даши тоже очень повезло с педагогом – его заметил академик, секретарь Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР, профессор кафедры скульптуры института Лев Николаевич Головницкий. Талантливый скульптор, он сразу увидел, что у юноши из Бурятии – Дар. Для Даши мнение учителя, его оценка были очень весомы. Их связывали теплые отношения, они подолгу разговаривали, Даши часто провожал Учителя до дома, зная, как непросто ему с застарелой астмой подниматься на третий этаж. Жена Льва Николаевича, Энрика Эмильевна Эккерт (тоже скульптор), всегда старалась к приходу Даши приготовить что-нибудь легкое, диетическое – в семье Головницких тоже знали о его проблемах с желудком.

На четвертом курсе, вернувшись с каникул, Даши стал обдумывать – не бросить ли ему учебу? Казалось, всему, чему мог, уже научился. Хотелось творить, работать самостоятельно. Он уже считался мастером, о нем заговорили. На его выставки сбегался народ посмотреть, что там новенького Даши наваял? Так стоит ли тратить на лекции еще три года жизни (курс был рассчитан на шесть лет)? И как сказать об этом учителю?

Сокурсники передали Даши, что Льва Николаевича положили в больницу, и Мастер просит ученика прийти к нему. Конечно, он пришел.

Лев Николаевич сам завел разговор:

— Я догадываюсь, что ты задумал, Даши, и все понимаю. Ну что ж, давай будем делать диплом.

— Как диплом, мне ж учиться еще почти три года?!

— Будешь выпускаться экстерном.

Всю бюрократическую часть Лев Николаевич взял на себя – договорился с учебной частью, с преподавателями. Авторитет Мастера был таков, что он сумел убедить и самых недовольных. С Даши же поступил так – закрыл его в мастерской, чтоб ничто не отвлекало от занятий. Приходил к нему каждый день, приносил книги, рассказывал все, что знал сам по истории искусств. Метод погружения сработал – Даши с головой уходил в творения мастеров Ассирии, Вавилона, Финикии, Египта, Индии, Китая, Византии… Ему казалось, что он сам переселился в мир ушедших цивилизаций. Головницкий хвалил ученика за рвение и обещал, что все знания, которые в таком темпе «заглатывал» Даши, еще пригодятся ему через несколько лет, когда придет время. Так и случилось…

Преподаватели приходили в мастерскую принимать экзамены. Все предметы были успешно сданы. После защиты диплома Даши уехал на Родину. Когда через несколько месяцев он узнал о смерти учителя и понял, почему Лев Николаевич так торопился передать ему все, что знал… Проститься с Учителем Даши не успел — весть дошла с опозданием. И это мучило его долгие годы.

Первая коллекция

В Улан-Удэ он приехал в начале 90-х. Времена начались не слишком спокойные. К тому времени Даши уже был женат, в семье рос сын Чингис – надо было кормить семью, зарабатывать деньги. Он открыл крохотную, в несколько квадратных метров, ювелирную мастерскую — его изделия, стилизованные под находки из древних курганов, пользовались хорошим спросом. Жена работала в банке экономистом, в семье появились какие-то деньги, бытовые проблемы отступили. Пора было браться за творчество. Даши говорит, что он счастливчик, потому что ему повезло с женой. Это она сказала в тот момент: «Занимайся своим делом. Будет и на нашей улице праздник». Тогда у него установился такой график: две недели – работа над украшениями, следующие две – «для души». Скульптура – удовольствие дорогое, почти все заработанное на «ювелирке» уходило на оплату литья, чеканки. За несколько лет накопилась целая коллекция. Пора было показать ее миру.

Успех

Первая персональная Даши Намдакова состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года. В этот день Даши исполнилось 33 года.

Расхожее выражение «на следующий день он проснулся богатым и знаменитым» здесь вполне уместно. От желающих увидеть коллекцию Даши не было отбоя, выставка прошла просто «на ура», раскупили всю коллекцию. Иркутский союз художников приглашал переехать в Иркутск, предлагал лучшую мастерскую в городе…

Через какое-то время Даши пригласили на выставку в Москву. Выставка прошла в ЦДХ, в ней приняли участие и другие молодые российские скульпторы. В столице заговорили о его работах.

В 2003 году Даши Намдакова пригласили устроить выставку в Екатеринбурге, во время саммита, в котором принимали участие Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. Даши знал, что в Екатеринбург после смерти мужа переехала вдова Головницкого. Он разыскал Энрику Эмильевну, пришел в гости, пригласил на выставку. Но та отказалась: «Знаешь, Даши, когда не стало Льва Николаевича, я перестала ходить на выставки. Для меня умерла вместе с мужем». Посидели, попили чаю, Даши ушел. А спустя какое-то время получил письмо. Энрика Эмильевна писала, что все же сходила на выставку: «Лев Николаевич гордился бы тобой. Ты вернул мне любовь к скульптуре». Так долго терзавшее Даши чувство вины наконец отпустило…

Река жизни

В 2004 году Даши вместе с семьей переехал в Москву, но связь с Родиной не потерял. Он часто бывает в Бурятии, там и сегодня живут его родители. Правда, дети растут уже в другом мире – и это его постоянная боль. Детей у Даши трое: старший сын и две дочки, одной двенадцать лет, другой всего полгода. У Чингиса, студента Высшей школы экономики, недавно родился свой ребенок. По мужской линии это уже 23 поколение Намдаковых за последние 600 лет, чьи имена остались в памяти рода.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи – все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.

А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли – Удачливое солнце.

Думаю, боги обиделись бы на меня, если бы я сказал, что не счастливый человек. Я всегда чувствовал – меня «ведут» по жизни. Мне везло на людей. Я занимаюсь тем, что умею и люблю. Скульптура – это мои стихи, поэзия в объеме. Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль. Я никогда его не искал. Писал и творил как дышал — то, чем живу. Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество – еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать, я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить.


Такие скульптуры вам не продаст ни один магазин скидок . Авторские работы Даши ценятся, как настоящие произведения искусства.











































































Если вы творческая личность и тоже занимаетесь скульптурой, сделайте персональную виртуальную выставку и о вас узнает общественность. для этого вам понадобится просто сфотографировать собственные работы и выложить в сеть. Снимки нужно будет предварительно обработать, чтоб они выглядели более привлекательно. Если вы не умеете этого делать — доверьте эту работу профессионалам. К примеру недорогую профессиональную обработку фотографий могут сделать для вас работники сервиса «PrettyPhoto».

Даши́ Намдако́в (Дашинима Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

Чингизхан

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.

Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный ЭрмитажЭрмитаж// Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

« У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

В 2000 г. прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.
— Богатых-Корк А. Украшения бурятского мастера носят Ума Турман и Глюкоза// Издательская группа «Номер один»

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

За цикл выставок в 2009 г. Д. Б. Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

C 21 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. прошла персональная выставка Д. Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.

В ноябре 2008 г. в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открылась экспозиция Даши Намдакова «Преображение».

С 26 февраля по 4 апреля 2010 г. в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д. Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».

С 1 июня по 31 июля 2011 г. — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д. Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и председатель Государственного СоветаРеспублики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.

Амазонка

Бегущий

Богатая невеста

Великий чемпион

Вельможа

Видение

Воин Чингисхана

Воспоминания о будущем

Всадник

Гаруда

Жемчужина

Жрица (Хозяйка тайги)

Затмение

Звездочет

Кентавр

Космическая степь

Кочевник

Лама с гонгом

Лама с барабаном

Лама с бубном

Лицо Африки

Лучник 1

Мадонна с птичкой

Мальчик на Коте

Мамонтенок

Медитация

Мистерия

Монумент Жер-ана (Земля-мать) в Астане

Мудрец

Обнаженная с жемчужиной

Похищение

Премудрый воин

Свет Шамбалы

Степная Нефертити

Степной ветер

Стихия

Стремительный

Таинство

Улигершин

Улыбающийся

Усть-Орда

Хозяин

Царица

Чингиз-Хан (статуэтка)

Юность

Ярость

До сих пор много внимания публика отдавала крупным формам, созданным Даши Намдаковым. Его ювелирные работы не так известны, как знаменитые во всем мире скульптуры. На фото - нагрудное украшение "Арсалан", 2004 г., из желтого золота. Фото dashi-art.com

Выставка под названием "Путешествие в мистическую страну: Впечатления Даши Намдакова об Азии" открылась в четверг в нью-йоркской Галерее Щукин

На ней представлены более 60 созданных российским мастером в период с 2002 по 2014 год скульптур, ювелирных украшений и графических работ.

Представленные на выставке ювелирные украшения Намдакова в виде фантастических насекомых, зверей и птиц изготовлены из драгоценных металлов и камней, а также некоторых необычных материалов, в том числе кости мамонта, которую традиционно используют в искусстве народы Тибета, Бурятии и Монголии.

Из ювелирных работ Даши Намдакова, нагрудное украшение “Скат”, 2007 г. 
Желтое золото, бриллиант, бирюза, сапфир, бивень мамонта. Фото dashi-art.com

"Даши уже выставлялся в Нью-Йорке два года назад. Его тогда очень тепло встретили. Но данная выставка - это наше личное видение, наше личное предпочтение, - сообщила ТАСС совладелица галереи Марина Щукина. - Это уникальный художник. Мы показываем то, что нам интересно, то, что нам очень близко, то, что открывает новые миры".

Кольцо работы Даши Намдакова. Преображение «Эрдэни» (монг. «Драгоценность»), 2007 г. 
Желтое золото, бриллиант, кварц с включениями рутила. Фото dashi-art.com

"Мы решили показать то, что совершенно необычно, что вызывает оторопь. По крайней мере, такого художника, такого скульптора сейчас в Нью-Йорке ни у кого нет". "Есть ощущение, что это варварское искусство. Но оно на самом деле очень продвинутое, просто надо уметь видеть это", - отметил он.

Даши Намдаков, «Хозяин» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» во время персональной выставки Даши Намдакова «Вселенная кочевника» на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Фото kazan-kremlin.ru

По поводу открытия выставки Даши Намдакова в нью-йоркской галерее Щукин автор АРД Виктор Балдоржиев в своем блоге заметил:

“Мы уже не говорим о достижениях, соперничестве или даже присутствии в пространстве и времени мирового искусства наших людей. Речь идёт о современной школе, собравшей воедино бурятскую живопись, графику и скульптуру, и ведущих позициях наших мастеров. Говоря о такой школе я прежде всего имею в виду видение мира несравненной Альбины Цыбиковой в гобелене, которая, кстати, иногда и сама чуралась собственной стилизации.

Но именно подобная стилизация, переработанная и заново рожденная (каждым по-своему!) бурятскими художниками и завоёвывает сегодня столицы мира. Тонкий, золотистый волос бурятской лошади заиграл цветами в гобеленах Альбины Цыбиковой, а потом и в бронзовых скульптурах Даши Намдакова и серебристой живописи ”.

Справка

Даши Намдаков - бурятский скульптор, график и ювелир, член Союза художников России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. Своеобразное преломление культурных традиций Европы и Азии - одна из главных особенностей его стиля. Работы Даши Намдакова входят в коллекции многих музеев разных стран мира. Галерея Щукин была основана в 1987 году. Ее офис находится в Москве, имеются выставочные площадки в Нью- Йорке и Париже. Галерея специализируется на модернизме и современном искусстве.

Даши́ Намдако́в (Дашиним Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашиним («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.


Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:
«У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

С творчеством Даши Намдакова я знакома примерно с 2002 года. Именно тогда состоялась его первая выставка в Москве в галерее Герцена. Я помню горящие глаза своей сестры, Ангелины Аскери, когда она только вернулась с выставки. Ангелина рассказывала мне про необычайно талантливого скульптора, чьи работы, со временем, по ее мнению, будут стоить миллионы.

Недавно я побывала в Государственном историческом музее, где в рамках крупного музейного проекта «Кочевник. Между небом и землей» открылась выставка одного из моих любимых скульпторов, художника с уникальной стилистикой, - Даши Намдакова. Обладатель множества наград в области искусства, Даши отмечен не только государственной премией Правительства Российской Федерации, но и вниманием королевской семьи Великобритании, при содействии которой в 2012 в Лондоне была установлена его монументальная скульптура «Чингисхан».

: Давай поговорим о твоей семье и детстве. Твой отец, я знаю, тоже был художником. Как на тебя повлияла семья и та среда, в которой ты вырос? Ведь то, что в нас вложили в детстве, сказывается на том, какие мы сейчас.

Даши Намдаков : Был огромный путь между мной ребенком и тем, кто я сейчас. Мои родители, конечно, влияли на мое развитие, хотя в детстве мне всегда казалось, из-за большого количества детей в семье, что нас никто толком не воспитывал. С возрастом, когда стал отцом, я понял, что сделали мои родители для меня.

Ведь настоящее воспитание это то, что ты не чувствуешь,
но в чем ты живешь, то, что ты впитываешь,
находясь в этой семье, среде и культуре.

: Что повлияло на твое творчество?

Даши Намдаков : Если чудеса есть на свете, то они, безусловно, произошли со мной. В юности у меня были проблемы со здоровьем, это было большим преодолением в моей жизни. В течение семи лет я тяжело болел, и, думаю, что это повлияло на то, кем я стал. За всей моей работой стоит огромный труд, я перфекционист и считаю, что все всегда должно быть сделано наилучшим образом.

: О чем ты мечтал в детстве?

Даши Намдаков : Я хотел стать помощником машиниста электропоезда (смеется). Все мечтали быть космонавтами, а я, как всегда, о чем-то другом. На самом деле я мечтал быть скульптором, хотя еще даже не знал, что существует такой термин. Я до 7 лет говорил на бурятском и не знал русского языка. Меня с детства всегда тянуло к объему и к форме. Знаешь, я однажды приехал со своей собакой лайкой в деревню, и она сразу же бросилась на охоту, где показала все свое охотничье нутро, у нее это в крови. Так же и у меня в крови скульптура. Мне помогает данный от природы талант, и, когда есть результат, я благодарю Высшие силы, которые, через родителей, наградили меня этим.

Некоторые вещи и образы приходят ко мне во сне, и нужно уметь сконцентрироваться на них и запомнить, иначе они уходят в никуда.


: Всегда говорят, что у творцов древняя душа. Ты веришь в перевоплощение души?

Даши Намдаков : Конечно, это моя религия. У меня есть внук и он является 23-им представителем череды предков, чьи имена мы помним в нашем роду. Я горжусь тем, что у меня такой древний род. Когда я делал одну из первых выставок в Москве, на нее пришло немало гостей членов Академии художеств, и многие из них сказали, что думали, что скульптура в России умерла, но, увидев мои работы, обрадовались, что это не так. После открытия выставки я просто летал от счастья. Я поехал к своему духовному учителю, и он мне сказал: «Знаешь, Даши, весь твой талант - это заслуга твоих предков, в которых все поколения копилась сила, выстрелившая в тебе». Тогда мне очень понравились эти слова, и я понял, что я всего лишь инструмент. С тех пор я никогда не зазнавался, и у меня не было головокружение от успеха.

: То есть знания и умения у тебя внутри, но ты все же учился в художественном институте. Тебе нравилось учиться?

Даши Намдаков : У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки. К тому же мой преподаватель посчитал, что институт может подавить мою индивидуальность, и посоветовал закончить обучение экстерном.

: Назови самые важные черты, характеризующие твое собственное «Я»?

Даши Намдаков : Я очень критичен к себе, в первую очередь как к художнику, потом как к человеку. И с каждым годом я становлюсь все более требовательным. Это не всегда радует меня, поскольку самокопание, хоть и помогает развиваться в искусстве, но является тяжелым аспектом для личности. Я горжусь тем, что я трудоголик, в хорошем смысле, и полностью отдаюсь своему делу.

: Ты известный на весь мир скульптор, художник, ювелир. Есть ли желание попробовать себя в чем-то еще?

Даши Намдаков : На самом деле я давно задумываюсь о модной индустрии. Я достаточно авантюрный человек, меня всегда интриговала мысль попробовать себя в этой сфере. Мои родители, будучи мастерами на все руки, шили национальную обувь из кожи и меха, а мы, дети, помогали им. Как правило, тем, чем я занимался в юности, я занимаюсь и сейчас, только, естественно, на другом уровне. В свое время у меня была ювелирная мастерская, благодаря которой я зарабатывал на скульптуру. Потом когда я начал зарабатывать скульптурой, то снова через какое-то время открыл ювелирное направление. Сейчас в Лондоне и Нью-Йорке моя ювелирная коллекция вызывает большой интерес.

Раньше в искусстве не было деления: любой из известных художников, например, Леонардо Да Винчи или Микеланджело,
мог делать в области искусства всё.

Я тоже решил попробовать себя во многом. Занимаюсь архитектурой, ювелирными делом, начинаю работать с фарфором. И постепенно это толкает меня в мир моды. Потому что одежда - это та же скульптура и те же объемы. Это то, что я хочу делать, и почему бы не попробовать себя в этой сфере. Мне нравятся росписи на тканях, и я бы начал с этого. С другой стороны я думаю, что этот проект может забрать очень много моего времени. Поэтому я бы хотел посоветоваться с тобой, нужно ли мне это?

: Мне кажется, ты сам внутри себя знаешь ответ. Это интересно, это расширение поля деятельности, и это может привести к еще более глобальным вещам. Ткани могут быть как для костюма, так и для создания интерьера - это два разных направления. Можно попробовать сделать ткани в сотрудничестве с известным производителем. На мой взгляд, это будет интересно.

Даши Намдаков : Безусловно, это интересно. У меня сейчас очень много проектов, а если браться за модную среду, то это, еще раз повторю, потребует половину моего времени. Поскольку я в этом новичок, то должен изучить все досконально. Но с другой стороны, это хорошая возможность для развития. Меня интересует сам творческий момент. Вся прелесть в процессе, в котором нужно добиваться результата.

: А как же результат? Расскажи, что ты чувствуешь, когда открываешь выставки?

Даши Намдаков : Я открываю выставки, но никогда не хожу на них. Я всегда ощущаю дискомфорт от этого. Я понимаю, что это неотъемлемая часть работы, выставки нужны, они популяризуют твое имя. Хотя именно выставки сбивают меня с толку. Мы с моей командой делали очень много выставок в Сибири, что было для меня крайне важно. Мы целенаправленно ездили в Омск, Бурятию, Читу и многие другие города.


: Это же замечательно! Ты даешь шанс людям, у которых нет возможности приехать на твои выставки в Москве или в Санкт-Петербурге.

Даши Намдаков : Да, совершенно верно. Я хотел «отдать дань» своему краю и показать свое творчество, в первую очередь, именно там.

: Ты много путешествуешь. Какое твоё любимое место?

Даши Намдаков : Я последнее время больше полюбил Москву. Хотя моим любимым местом остается деревня, в которой я вырос. Увидев множество стран, постоянно находясь в самолетах, я стал намного патриотичнее.

: Ты женат, у тебя трое детей. Где живет твоя семья?

Даши Намдаков : Моя семья живет в Лондоне. Младшая дочь, 5 лет, пошла в школу. Однажды, я пришел за ней в школу, а она ко мне выбегает, такая счастливая, и кричит: «Папа, я сегодня влюбилась»! Я подумал, слава Богу, наконец-таки это произошло! (Смеется)

: Это так замечательно. А что приятнее, получать высокую оценку от профессионалов или публики?

Даши Намдаков : Я думаю, что профессионалов, потому что они двигатель процесса.

: Какая была самая приятная награда?

Даши Намдаков : Когда в Италии меня наградили как скульптора года. Есть такой город Пьетрасанта, где живут и работают множество скульпторов и ремесленников со всего мира. И раз в год среди самых громких имен в области современной скульптуры вручают международную премию «Пьетрасанта и Версилия в мире».


: Я много слышала об этом месте. У тебя там студия?

Даши Намдаков : Да, я 5 лет уже работаю в Италии. Поскольку мне трудно стоять на одном месте, видно дает о себе знать кровь кочевников, я думаю, что моя пятилетняя итальянская история будет трансформироваться. Мир настолько быстро меняется, что удержаться на одном месте невозможно. Но всегда нужно стараться жить полной жизнью.


: Я слышала, что осенью планируется твоя выставка в Лондоне, в легендарном Harrods. И что этому предшествовал уникальный случай. Расскажи пожалуйста, как это было?

Даши Намдаков : Как многие знают, я люблю работать с бронзой и, в основном, этот материал преобладает в моих работах. Но я также много работаю с золотом и драгоценными камнями. А однажды я впервые сделал скульптуру из афганского лазурита, что мне крайне несвойственно. И эта работа была выставлена на продажу именно в Harrods. Спустя какое то время мне звонит мой партнер и сообщает, что в Harrods прошла самая дорогостоящая покупка за всю историю магазина, и неизвестный клиент купил мою скульптуру за 1,5 млн фунтов. И теперь они хотят сделать выставку моих работ. Это, конечно, очень приятно.

: А как насчет Азии?

Даши Намдаков : Скоро, очень скоро, но это пока - большой секрет)))

Топ-модель, телеведущая и актриса. После получения звания «Best comers girl in Russia» по версии Fashion TV, полетела покорять Париж. И это ей удалось - Полина подписала контракты с Домами Dior, Roberto Cavalli, Jitrois, Levi’s. А в качестве beauty-модели Полина успела поработать с L’Oreal и Feraud, став лицом успешных рекламных кампаний прославленных брендов.