Сколько лет александре пахмутовой. Николай Добронравов: биография, личная жизнь, дети, жена, семья

Большую часть своей жизни Александра Николаевна прожила с одним мужчиной - супругом Николаем Добронравовым, и благодарит судьбу за то, что она подарила ей встречу с таким человеком. В этом браке дети Александры Пахмутовой , о которых она, как и любая другая женщина, конечно же, всегда мечтала, не появились на свет, и эту нишу она заполнила творчеством и любовью к своему мужу, вместе с которым прожила почти шестьдесят лет.

Они познакомились весной 1956 года, а через три месяца уже стали мужем и женой. Муж Александры Пахмутовой в то время работал в Московском ТЮЗе, выступал на радио, читая стихи в детских передачах «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». На радио они и встретились, а их любовь началась с совместной работы - Александра Николаевна писала музыку для детских передач, и вместе с Добронравовым они сочинили песенку «Лодочка моторная».

После свадьбы на медовый месяц они уехали к родственникам Николая в Абхазию. Поэт и композитор Николай Добронравов стал для Александры Николаевны не только мужем, но и коллегой, вместе с которым она написала множество песен, ставших настоящими хитами.

На фото — Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Они всегда были очень гармоничной парой и плодотворным творческим союзом, поэтому и прожили такую долгую и счастливую жизнь. Добронравов и Пахмутова стараются давать, как можно меньше интервью, а на вопросы о личной жизни не отвечают вообще, но тот факт, что вместе они прожили рекордное число лет свидетельствует о том, что она у них была счастливой.

Музыка Александры Пахмутовой стала настоящим символом советской эпохи, а ее песни звучали на всех радиостанциях и с экранов телевизоров. Несмотря на то, что собственных детей Александры Пахмутовой и Николая Добронравова судьба так и не подарила, они немало сделали для детей всего Советского Союза, написав множество детских песен, на которых выросло не одно поколение.

Александра Николаевна работала в разных жанрах, но особую популярность ей принесли именно песни, которых за свою творческую жизнь она написала не менее четырехсот. Она сотрудничала не только со своим супругом, но и с другими поэтами-песенниками - Львом Ошаниным, Михаилом Матусовским, Евгением Долматовским, Робертом Рождественским и другими. Ее песни исполняли и исполняют звезды отечественной эстрады и музыкальные коллективы.

Пахмутова Александра Николаевна - настоящая легенда музыкального олимпа СССР, автор музыки к сотням песен, которые в своё время звучали гимном эпохи. Талант Александры Николаевны сопровождает нас с самого детства, во многих советских мультфильмах звучит музыка именно её авторства («Ну погоди», «Кто пасётся на лугу?»). Далее её творчество активно представлено в советском кинематографе, включая культовый фильм «Девчата». Пахмутова является Народной артисткой СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, многократным лауреатом госпремий и наград, что лишний раз подтверждает её значимость в истории музыки. Её имя навсегда увековечено в космосе, в её честь назван астероид, открытый в 1968 году.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Александра Пахмутова - легендарный композитор, чьи песни в прошлом столетии напевали все от мала до велика, да и сегодня её творчество не чуждо, как старшему поколению, так и молодежи.

Огромный вклад в развитие российской музыки объясняет внимание к персоне Пахмутовой со стороны журналистов и блогеров. Последних интересует: Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой? Сегодня можно чётко ответить на все поставленные вопросы. Рост Александры Николаевны составляет 149 см, вес 45 кг, возраст - 88 лет, 63 из которых она счастлива в творческом и семейном тандеме с Николаем Добронравовым.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.

В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.

Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» - десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.

Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты - входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь - Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.

Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.

Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова родилась в семье тружеников. И мать и отец трудились на местно электростанции. Музыкальные наклонности передались её от отца, он сам освоил игру на балалайке, фортепиано и скрипке и привил любовь к музыке дочери. Кроме Александры, семье Пахмутовых воспитывались ещё две дочери и сын. Семья и дети Александры Пахмутовой - вопрос интересующих многих по нескольким причинам. С одной стороны семейный дуэт Пахмутова-Добронравов - звездный дуэт советской эстрады, именно в соавторстве с супругом были написаны лучшие песни, вошедшие в золотой фонд музыки СССР.

С другой стороны, у пары, давно пережившей «золотую свадьбу», никогда не имеющей размолвок, по крайней мере на публику нет детей. На эту тему Пахмутова откровенничать не любит. Известно лишь, что брак Пахмутовой и Добронравова был, зарегистрирован 6 августа 1956 года и с тех пор супруги неразлучны ни в жизни, ни в творчестве. Секрет их успеха прост: прислушиваться друг к другу и не придираться к мелочам. А Николай Добронравов секрет долголетия и крепости брака видит в неприкосновенном выполнении правила, завещанного нам Антуаном Де-Сентом-Экзюпери «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Вот и смотрит в одном направлении корабль под названием семейный союз «Пахмутова-Добронравов» уже без малого 65 лет, являясь практически эталонным «звёздным семейством», где никто не тянет одеяло на себя.

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов - заслуживает отдельного внимания. При всём таланте супруги, поэт Николай Добронравов не остался в её тени. Его имя не менее ярко вписано в историю советской эстрады. Кроме супруги он работал с такими известными композиторами как: Арно Бабаджанян, Евгений Мартынов, Муслим Магамаев. Его песни исполняли ведущие на то время эстрадные исполнители: Йосиф Кобзон Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие. А сколько было тех, кто лишь мог мечтать заполучить в свой репертуар песню Добронравова, не говоря уже о том, чтобы заполучить в его лице закадычного друга и товарища.

Николай Николаевич является лауреатом государственной премии СССР, обладателем множества наград и премий - практически дублирует наградной арсенал супруги. Сегодня, как и супруга, Николай Николаевич, передаёт свой опыт начинающим творческим людям, является почётным профессором МГУ.

Википедия Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова без сомнения является яркой звездой на музыкальном небосклоне СССР Её имя навсегда вписано в историю музыки. Есть в интернете и Википедия Александры Пахмутовой. На личной странице композитора представлена вся информация о её творчестве, самых ярких моментах жизни, полный перечень песен её авторства и фильмография.

Стоит отметить, что среди прочего Александра Пахмутова привнесла немало нового и в кинематограф, принимая участие в основном в документальных проектах. Что касается социальных сетей, то их Пахмутова так и не освоила, поэтому вся информация о ней ограничена лишь википедией и прочими медиа-ресурсами, в которые едва ли просочатся семейные фотографии композитора, а то, что по-настоящему дорого и близко сердцу этой талантливой женщины, хранится лишь в семейных фотоальбомах, доступ к которым она открывает лишь немногим. Впрочем, в интернете есть исчерпывающая информация о вкладе этой гениальной женщины в развитие искусства, чего вполне достаточно для простого обывателя.

О самых примечательных фактах своей биографии Александра Пахмутова (год рождения — 1929-й) часто охотно рассказывает в своих интервью. Появилась на свет она в конце двадцатых годов в пригороде Сталинграда, в маленьком населенном пункте, который ныне является частью областного центра. Отец и мать будущего композитора принадлежали к интеллигенции. Папа работал инженером на электростанции. Круг его интересов не ограничивался профессиональными занятиями.

Глава семьи, по словам Александры Николаевны, играл на множестве музыкальных инструментов и был настолько талантливым человеком, что дочь была бы рада перенять хотя бы малую частицу этой одаренности. Детей в семье было четверо. Родители старались привить своим чадам любовь к искусству. Поэтому будущая артистка начала играть на фортепиано уже в трехлетнем возрасте. Об этом примечательном факте говорится почти во всех изданных биографиях Александры Пахмутовой.

Начало творческого пути

Уже в возрасте 5 лет девочка написала первую свою фортепианную пьесу, которая называлась «Петухи поют».

Еще через два года родители отдали ее учиться в местную музыкальную школу. Годы освоения азов фортепианного искусства пришлись для Александры Пахмутовой на нелегкое военное время. Через несколько месяцев после начала боевых действий учебное заведение было закрыто. Однако любовь к искусству у некоторых детей была настолько велика, что они не хотели прекращать осваивать игру на инструменте даже в этот тяжелый для страны период. Некоторые преподаватели пошли им навстречу и проводили занятия то у себя дома, а то у кого-то из воспитанников.

Ранние страницы биографии Александры Николаевны Пахмутовой связаны с воспоминаниями о непростом военном детстве. Мать с детьми была эвакуирована в Караганду. Отец, как и многие мужчины трудоспособного возраста, остался работать на электрической станции.

Семья совершила переезд в далекий степной город на поезде. Композитор вспоминает, что в один из дней над открытой равниной, где пролегала железная дорога, появился немецкий бомбардировщик.

Людям в вагонах ничего другого не оставалось делать, как обреченно смотреть на воздушные маневры врага и ждать. Рассказывая об этом моменте в своей биографии, Александра Пахмутова говорит, что твердо убеждена, что тогда их семье помог Господь. Через некоторое время после появления немецкой авиации раздался рев советских истребителей. Александра Николаевна видела, как недалеко от железнодорожных путей упал подбитый бомбардировщик.

Биография Александры Пахмутовой. Дети войны

После возвращения из эвакуации Александра Николаевна и ее семья застали родной город погруженным в развалины. Вокруг населенного пункта находилось множество выведенной из строя вражеской военной техники. Иногда на таких свалках удавалось найти немецкий аккордеон. Этот инструмент девочка освоила, так как достать пианино в это время было практически невозможно.

Однако даже в столь юном возрасте Александра Пахмутова уже начала задумываться о своем будущем предназначении. Она хотела посвятить свою жизнь музыке. Поэтому девочка часто в шутку говорила родителям, что ей нужно ехать учиться в Москву или в Ленинград, и что если родители не отправят туда, то она улетит вместе со знакомыми летчиками, с которыми якобы уже договорилась об этом.

Столица родины

В конце концов мама и папа поддались на ее уговоры и отправили дочь в Москву. Самым главным учебным заведением страны, где дети школьного возраста вместе с общеобразовательными предметами проходили также цикл музыкально-теоретических дисциплин и игру на инструменте, была центральная детская музыкальная школа города Москвы. Но чтобы поступить туда, надо было пройти вступительные испытания, по сложности не уступавшие конкурсам для абитуриентов ведущих вузов. Зачисление в это учебное заведение было поворотным моментом в биографии Александры Пахмутовой.

Комиссия, состоявшая из видных деятелей искусств, вынесла решение о том, что одаренной девочке непременно нужно профессионально заниматься музыкой. Она была зачислена. Помимо основного курса, Пахмутова также посещала факультативные занятия по композиции, которые вел прославленный композитор и педагог Виссарион Яковлевич Шебалин. Этот деятель искусств, хотя не имел такого громкого, известного широкой публике имени, как Прокофьев, Шостакович и Хачатурян, однако именно ему должны быть благодарными многие отечественные музыкальные деятели 20 века за потрясающие уроки инструментовки и композиции, которые он дал им, будучи преподавателем в московской государственной консерватории.

Вклад в будущее

Занятие в классе Виссариона Яковлевича Шебалина, где он дает урок композиции юной ученице Александре Пахмутовой, запечатлено в одном из сюжетов кинохроники тех лет. Тот период биографии Александры Пахмутовой навсегда остался в памяти композитора.

Несмотря на нелегкое военное положение в стране, когда все лучшее отдавалось фронту, государство все же находило возможность обеспечивать более или менее достойное питание для учеников Центральной детской музыкальной школы. Они получали такие же продовольственные карточки, как рабочие, которые трудились в оборонной промышленности.

Выбор между композицией и исполнительством

Окончив музыкальную школу, Александра Николаевна Пахмутова имела в своем исполнительском репертуаре достаточное количество концертных фортепианных произведений, что их хватило бы на полноценное большое выступление.

Однако вместо исполнительской карьеры она избрала для себя творческий путь композитора. Именно поэтому девушка поступила в Московскую государственную консерваторию. Ее преподавателем по классу композиции по-прежнему оставался Виссарион Яковлевич Шебалин.

Этот деятель искусств, помимо всего прочего, знаменит тем, что он дописывал многие произведения, которые остались незаконченными после смерти великих русских композиторов. Свое прекрасное знание музыкального наследия отечественных классиков он передал своим студентам, в том числе и Александре Николаевне Пахмутовой. Неслучайно, учась в аспирантуре, темой своей диссертации она выбрала «Особенности партитуры оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки».

Потомок великого русского композитора

У русских музыкантов есть традиция составлять свое генеалогическое древо в искусстве.

Например, Александра Николаевна Пахмутова в шутку называет себя внучкой Римского-Корсакова. Виссарион Яковлевич Шебалин являлся учеником преподавателя, который, в свою очередь, посещал класс Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поэтому Пахмутова по праву может именовать себя наследницей традиций великого композитора.

После окончания учебного заведения молодая артистка была принята в Союз композиторов.

Личная жизнь

Биография композитора включает в себя и страницы счастливой семейной жизни, которая длится в течение долгих десятилетий. Со своим будущим мужем Пахмутова познакомилась, так сказать, не отрываясь от творческого процесса. В те времена на радио выходили многочисленные передачи для детей и юношества. Во время работы над одной из них Александре Николаевне довелось писать песни на стихи молодого поэта Николая Добронравова.

Судьба распорядилась так, что через три месяца творческий дуэт превратился в семейную пару. Медовый месяц молодые провели в Абхазии, купаясь в Черном море и наслаждаясь прогулками при луне. Этот отпуск семейная пара считает лучшим в своей жизни.

Комсомольские стройки и космос

Творческая биография и личная жизнь Александры Николаевны Пахмутовой содержат много интересных и запоминающихся моментов.

В советское время члены союзов писателей, композиторов, какими являлись Пахмутова и Добронравов, много гастролировали по стране. Наряду с обыкновенными концертами, артистам приходилось проводить много шефских мероприятий для космонавтов, моряков-подводников, строителей гидроэлектростанций. Поэтому супруги часто общались с разными интересными людьми. Однажды они участвовали в одном из погружений подводной лодки. В таком плавании супруги пробыли ровно сутки под водой.

О моряках этого судна Александра Николаевна вспоминает как о людях высокой культуры, очень начитанных и интеллигентных. Один из офицеров, будучи после этого в гостях в квартире Пахмутовой и Добронравова, сел за пианино и безукоризненно сыграл одно из произведений Людвига ван Бетховена. Когда он закончил исполнение, то сказал, что если композитор когда-либо соберется продать этот музыкальный инструмент, то он с радостью готов купить его, так как пианино ему очень понравилось.

На различные комсомольские стройки тогда приезжало множество молодых специалистов, которые работали в тайге, на целине и в других местах с довольно суровым климатом не только ради материальной выгоды. Многие из них говорили, что делают это по зову сердца и что в обычной городской жизни им не хватает романтики. С такими энтузиастами тоже часто приходилось общаться супругам.

Семья, дети

В биографии Александры Пахмутовой нельзя обойти стороной тот факт, что композитор писала музыку не только для взрослой аудитории. Множество ее произведений посвящено подрастающему поколению.

У Александры Пахмутовой и Николая Добронравова нет детей. Фото семьи Александры Пахмутовой о биографии композитора могут сказать много интересного. На большом количестве этих снимков присутствуют их юные друзья. Это, как правило, участники детских хоров. В творческой и личной биографии Александры Николаевны Пахмутовой было много счастливых моментов, связанных с детьми.

Как уже было сказано, познакомились будущие супруги именно во время работы над радиопередачей для юных слушателей. Концертный состав Центрального детского хора также часто включал в свой репертуар произведения, написанные семейным дуэтом. Руководитель этого коллектива Попов был в течение многих лет близким другом супругов. Поэтому в биографии и личной жизни Александры Пахмутовой дети сыграли большое значение.

Особенности творческого стиля

Александра Николаевна Пахмутова создала за свою жизнь несколько сотен песен, некоторые из которых были написаны для различных кинофильмов, таких как «Девчата»,»Семья Ульяновых» и других.

Лучшие исполнители, такие как Муслим Магомаев и Анна Герман, пели ее песни. Однако, кроме произведений малой формы, композитор также создала большое количество музыки для симфонического оркестра.


ним из самых популярных творений в академическом стиле в творчестве Александры Пахмутовой является концерт для трубы с оркестром. Он востребован не только среди музыкантов нашей страны, но и часто исполняется за рубежом, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Композитор говорит, что изначально задумывала этот концерт как часть большого цикла, в который должны были входить произведения для каждого из инструментов симфонического оркестра. Она признается в том, что сожалеет, что ей не удалось осуществить этот творческий план. Цикл завершить не удалось потому, что, кроме творческой деятельности, Пахмутовой приходилось занимать различные должности в Союзе композиторов и в других общественных организациях.

Новые произведения

И сегодня, пройдя долгий творческий путь, Александра Николаевна не расстается с любимым занятием, с делом всей ее жизни. За последние несколько лет свет увидели ряд новых песен Пахмутовой, таких как «Влюбленная весна» в исполнение Тамары Гвердцители и Рената Ибрагимова. Композитор не перестает работать и над созданием академической музыки. Так, в феврале 2018 года состоялась премьера концертино «Победитель» для трубы с оркестром.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Если брать во внимание такие вопросы как рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой, то здесь имеется отдельная история, которая заслуживает уважения. Дело в том, что женщине уже, ни много, ни мало, а 89 лет, что является весьма преклонным возрастом. Рост у композитора составляет 149 сантиметров, а вес сегодня 45 килограммов. Эта маленькая женщина, смогла совершать великие дела, хотя бы потому, что музыка для нее всегда была на первом месте. Но с чего она начинала? Что именно стало для нее тем толчком, который заставил задуматься над подобным жизненным выбором. Давайте рассмотрим все это более детально. Ведь перед тем, как стать известной, она вынуждена была пройти нелегкий жизненный путь, который не всегда был прямой.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой заслуживает отдельного внимания, хотя бы потому, что она стала проявлять любовь к музыке еще с самого юного возраста. Говорят, что свою первую музыку, она сочинила еще, когда ей было всего лишь три года. Поэтому нет ничего удивительного, что в семилетнем возрасте она стала учиться в музыкальной школе, откуда ей пришлось уйти из-за того, что началась Вторая Мировая Война. Нужно еще отметить, что в самый разгар войны, Пахмутова не побоялась уехать в Москву для того, чтобы начать учиться в музыкальном образовательном заведении. И хотя ее все отговаривали от этого, она все равно, не смогла отказаться от мечты. Причем, обучение ей давалось весьма легко, девушка буквально схватывала все на лету, всеми фибрами души показывала, что без музыки не представляет своей жизни. Тогда же, начался ее звездный путь, который она проходила с гордо поднятой головой. Она понимала, что либо у нее получится, либо нет, но попробовать однозначно стоило.

Работала женщина в самых разных жанрах, везде проявляла себя самым лучшим образом, потому что стремилась постоянно совершенствоваться.


ого писала для симфонических оркестров, на ее музыку ставились балетные постановки, различные спектакли. Женщина понимала, что музыка, которая выходила из-под ее пера, помогала зрителям почувстовать любой спектакль или концерт лучше и глубже, поэтому хотела каждый раз создать что-то новое и волшебное. За свою творческую карьеру, эта замечательная женщина показала, что если действительно творить с любовью и старательностью, то все будет получаться намного лучше, более проникновенно, а, главное, зрители будут это ощущать. И это произошло, несмотря на то, что у женщины была нелегкая судьба, ведь ее юность пришлась на Вторую Мировую. Но даже тогда она не стала сдаваться, решила идти до конца в своей мечте.

Поскольку сейчас у женщины весьма преклонный возраст, она стала вести тихий образ жизни, а музыкой занимается сугубо для души. Время от времени она посещает концерты, где звучит ее музыка, а также можно услышать от нее новые придуманные мелодии. В плане личной жизни, у Александры есть своя история, она больше похожа на сказку про вечную любовь, потому что, практически всю свою жизнь, она прожила с одним-единственным мужчиной. Ее муж, которого зовут Николай Добронравов, также является композитором и поэтом. Именно с ним женщина сумела написать множество своих хитов и популярных мелодий. И хотя детей у пары нет, супруги всю свою жизнь любили друг друга, дорожили браком, поддерживали и шли на компромиссы, понимая, что личная жизнь также важна, так и карьера композитора.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Семья и дети Александры Пахмутовой очень больная тема. на сегодняшний день семья состоит из нее самой и ее любимого мужа Николая. Познакомились они на почве общей деятельности, потому что оба являются представителями творческих профессий. Дело в том, что Николай тоже композитор и поэт, надо сказать, что именно с ним, Александра написала множество песен и мелодий, которые потом стали настоящими хитами. И хотя невольно спрашиваешь, «У такой знаменитости, как Александра Пахмутова почему нет детей?», ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. Сделать это могут только сами супруги.

Может быть, проблема бездетности здесь заключается в здоровье, может, в том, что у них не было на них времени, а может, потому что, не сложилось. Сама Александра всегда обходила этот вопрос стороной, не желая делиться своими душевными переживаниями. Так, что истинные поклонники Пахмутовой, могут сами для себя решить, почему у известного композитора нет наследников, если, конечно, для них это будет важно. Ведь у Александры было много хорошего в жизни, она получила признание, известность, а, главное, всегда занималась любимым делом. А это очень много значит в жизни каждого человека, хотя бы потому, что далеко не каждому удается добиться того, к чему он стремился и о чем мечтал. Александре это удалось, ведь ее музыка навсегда поселилась в сердце поклонников, которые ее слушали и понимали, насколько ее творения прекрасны.

Муж Александры Пахмутовой – Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой Николай Добронравов стал ее избранником на всю жизнь. Многие убеждены, что именно у этой пары есть чему поучиться, в плане верности и умении сохранить домашний очаг. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что у них всегда и все было хорошо и ровно. Скорей всего, за свою семейную жизнь они тоже переживали различные кризисы, может быть, даже были недалеки от расставания, но всегда находили способ снова оказаться вместе. Композитор Николай Добронравов неоднократно говорил о том, что благодарен судьбе за то, что она они познакомились с Александрой.

Собственно, они сошлись на почве того, что у них были одинаковые вкусы, они вместе любили музыку, готовы были часами сочинять что-то новое, делать мир с помощью мелодий чуточку лучше. Что примечательно, так это то, что именно в компании супругу, Пахмутова написала множество хитов, может быть, они вдохновлялись присутствием друг друга, ведь не зря говорят, что любовь способна на многое. Сегодня, пара по-прежнему вместе, для многих они являются примером для подражания в плане семейного уюта и правильных ценностей.

Википедия Александры Пахмутовой

Как уже говорилось выше, Александра сейчас находится в весьма преклонном возрасте. Она прожила долгую жизнь, которую сможет прожить достойно далеко не каждый. Нет ничего удивительного, что ее жизнь была наполнена самыми разными поворотами и неожиданностями, про которые можно узнать, если зайти в Интернет. И хотя, раньше, во времена ее молодости, не было социальных сетей и Интернета, то на сегодняшний день о ней можно найти много чего интересного, причем сделать это совершенно не сложно. Достаточно зайти в Интернет, где сразу же увидите личную страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахмутова,_Александра_Николаевна), где рассказывается про этого замечательного композитора.

На странице рассказывается о ее детских годах, о том, как она пришла к известности, о том, как всегда любила музыку и что делала ради того, чтобы ею заниматься. Правда, надо отметить, что страницы в Инстаграм, у нее нет. На это есть разные причины. Во-первых, женщина находится в том возрасте, когда Интернет уже не слишком интересен, у нее нет желания сидеть в Сети и выкладывать свои фото. Во-вторых, во времена молодости композитора не было социальных сетей, и, возможно, женщину они не интересуют вообще. Так, что если желаете узнать больше про Александру Пахмутову, то Википедия Александры Пахмутовой всегда к вашим услугам.

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.

Александра Пахмутова, 1930 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, — «Лодочка моторная» — ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком. В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).

Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г. Фото: РИА Новости/ Б. Елин

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет. Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери : «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский , и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев ?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину. Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну — «Мелодию» — для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую — «Прощай, любимый» — для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

Николай Добронравов и Александра Пахмутова. Фото: www.globallookpress.com

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.


Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».


Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

Александру Николаевну Пахмутову без преувеличения можно назвать живой антологией советской песни. Она посвящала свои произведения знаковым событиям в жизни государства, однако умела при этом находить проникновенную и берущую за душу интонацию. Что же касается лирических песен Пахмутовой, то они не оставляют равнодушными даже правнуков тех, кто когда-то с замиранием сердца слышал их по радио или на премьере кинофильма. Кроме того, жизнь Александры Николаевны – не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.


Уже более полувека произведения Александры Пахмутовой являются тем музыкальным фоном, на котором выросло не одно поколение. Ее песни входили в репертуар звезд советской эстрады и многих современных исполнителей, они были визитной карточкой олимпиад и отображением знаковых событий в жизни советского государства. Считалось, что Пахмутова была обласкана властью и творила по ее заказу – но созданные ею песни становились по-настоящему народными, и до настоящего времени их с удовольствием поют в дружеских компаниях; к тому же Александра Николаевна, несмотря на настойчивые предложения, так и не

стала членом КПСС.

Александра Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года, в небольшом поселке Бекетовка под Сталинградом (сейчас входит в городскую черту Волгограда). Отец девочки, Николай Андрианович, работал на местном лесозаводе, но был в душе истинным музыкантом – в доме было фортепиано, на котором он хорошо играл. Однажды, возвратившись всей семьей из кинотеатра, где демонстрировался музыкальный фильм, родители с изумлением услышали, как трехлетняя Аля очень точно воспроизводит понравившуюся ей мелодию на фортепиано. Николай Андрианович стал сам заниматься с дочкой, и в четыре г

ода она уже написала первую фортепианную пьесу под названием "Петухи поют". С шести лет Аля стала заниматься в музыкальной школе Сталинграда, но окончить ее не успела. Началась война, и когда фашисты подошли к Сталинграду, семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. Однако занятия музыкой девочка не оставила – она стала ученицей местной музыкальной школы (позднее преобразованной в музыкальное училище, а затем в колледж искусств). Несмотря на трудности жизни в эвакуации, успехи Али были очень значительными, и в 1943 году она решила продолжить обучение в Москве. Способная девочка была прин

ята в музыкальную школу для одаренных детей (ныне Центральная музыкальная школа при Московской консерватории) и стала заниматься по классу фортепиано у М. В. Васильевой. Заметив композиторский талант ученицы, педагог посоветовала ей также посещать занятия действовавшего в школе кружка юных композиторов, которыми руководили В. Шебалин и Н. Пейко.

Успешное обучение в Центральной музыкальной школе позволило Александре в 1948 году стать студенткой Московской государственной консерватории. Она занималась по классу композиции у своего давнего наставника Виссариона Яковлевича Шебалина и в 1953

году получила диплом с отличием.

Затем Александра Пахмутова поступила в аспирантуру и успешно защитила диссертацию по теме, связанной с оперой "Руслан и Людмила". К этому же времени относятся и первые песни Пахмутовой. В 1955 году она вместе с Андреем Эшпаем работала над музыкальным сопровождением кинофильма "Экран жизни", а также сотрудничала с музыкальной редакцией Всесоюзного радио. Особенно успешной была ее работа в популярных детских передачах "Внимание, на старт!" и "Пионерская зорька". Весной 1956 года Александра познакомилась с актером столичного ТЮЗа и начинающим поэтом Николае

м Добронравовым, на стихи которого она сочинила песню "Лодочка моторная". Творческое сотрудничество перешло во взаимную любовь, и в августе того же года состоялась скромная свадьба, после которой молодая пара, не имевшая собственного жилья в столице, поехала в свадебное путешествие в Абхазию, где проживала тетя Николая.

Успех пришел к ним не сразу. В 1958 году вышел на экраны фильм "По ту сторону", песня из которого "Забота у нас такая" (слова Л. Ошанина) стала очень популярной, а в следующем году благодаря семейному содружеству Пахмутова-Добронравов появилась песня "Геологи", которую н

е только запела вся страна, но даже взяли в свой репертуар французские певцы.

Александра Пахмутова создавала проникновенные песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о вечно молодом Ленине, о Юрии Гагарине. Все они, без преувеличения, были своеобразной песенной летописью того времени, и при этом их торжественность никогда не становилась официозной, а лирика – слащавой. "Песню о тревожной молодости" включила в свой репертуар даже немецкая группа "Rammstein", что же касается знаменитой "Нежности", то история космических полетов была бы без нее далеко

не полной.

Московская Олимпиада-80 проходила в очень непростой атмосфере, но буквально все не могли сдержать слез при полете Олимпийского Мишки под мелодию песни "На трибунах становится тише".

У Александры Николаевны не было детей, но множество своих песен она создала для них, в том числе и неувядаемые "Кто пасется на лугу?", "Орлята учатся летать", "Турнир эрудитов".

Среди произведений Пахмутовой – вокальные циклы, кантаты, инструментальная музыка, концерты для симфонического оркестра, один из которых был положен в основу балета "Озарение" (1974). Александра Пахмутова является Нар

одной артисткой СССР, Героем Социалистического труда, она награждена многими орденами, в том числе двумя орденами Ленина.

С 1968 по 1991 год Пахмутова была бессменным секретарем правления Союза композиторов СССР, а в настоящее время является членом Патриаршего совета по культуре.

Александра Николаевна и Николай Николаевич по-прежнему вместе. Они не частые гости на светских мероприятиях, но 3 ноября 2014 года присутствовали на праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном юбилею Александры Пахмутовой, которую называют самым известным композитором-песенником советского времени.