Сколько дней длится траур по умершему. Сколько дней носить черный платок после похорон

День траура, к сожалению, случается в любой семье. Как правильно организовать прощание с усопшим, как достойно пережить утрату близкого человека - эти вопросы беспокоят всех, кто столкнулся со смертью. В каждой религии существуют рекомендации, помогающие родственникам проводить покойного в последний путь. Но есть и определенный траурный этикет, соблюдаемый вне зависимости от верований.

Траур: общие замечания

Слово траур происходит от немецкого слова trauern, означающего «оплакивать». Трауром называют внешнюю форму проявления скорби по умершему. Траур может быть личным или государственным.

В это время людям предписывается совершать определенные действия: отказаться от публичного проявления положительных эмоций, носить одежду особого цвета, соблюдать ряд ограничений в быту и привычках.

На государственном уровне день траура объявляют в том случае, если в стране происходит какая-либо природная или техногенная катастрофа, теракт или ДТП.

Таким же образом могут почтить кончину видного политического или общественного деятеля. Чаще всего государственный траур продолжается несколько дней.

Личный траур длится гораздо дольше. Человек сам выбирает срок, в течение которого он предается скорби.

Траур в сегодняшней России

Как соблюдать траур в современном мире, на какие традиции опираться, спросите вы. Конечно, глобализация позволяет теперь заимствовать обряды из разных культур, можно взять пример с Запада или Востока. Но чаще всего люди обращаются к исконной традиции, характерной именно для их страны.

Обычаи в России основываются на православных канонах. По церковной традиции глубокий траур следует соблюдать по:

  • родителям;
  • детям;
  • дедушке;
  • бабушке;
  • супругам;
  • брату;
  • сестре.

Самый долгий траур предписывается церковью вдовам - два года. Срок скорби по жене, родителям и детям - один год.

Брата или сестру принято оплакивать четыре месяца, дядю, тетю и двоюродных родственников - три.

Светские традиции несколько отличаются от церковных. Так, вдове предписывается носить траур всего год. Такой же срок отводится и для скорби по родителям. По остальным близким родственникам (бабушке, дедушке, брату, сестре) горюют полгода.

Важно помнить, что предписанный обществом траурный этикет может меняться в зависимости от обстоятельств.

В последние годы многие люди вообще отказываются от публичного проявления своего горя. У каждого человека есть право на траур, а сколько его носить и по кому - это личное дело.

Правила соблюдения траура

Смерть всегда приходит неожиданно. Часто родственники покойного теряются и не знают, что делать и как быть в этой ситуации. Траурный этикет отчасти облегчает родным жизнь в первое время после их утраты. Простые и понятные рекомендации, регламентирующие все сферы жизни, позволяют легче пережить кончину близкого человека и адаптироваться к новой ситуации.

Прежде всего определимся с тем, что положено делать в первые дни после смерти человека. Близким родственникам необходимо оповестить всех родных и знакомых покойного о печальном событии.

Считается приличным прийти проститься с умершим, даже если вы не получили личного приглашения. Ведь родственники в своем горе могут легко забыть о ком-либо. Если с усопшим вы находились в натянутых отношениях, то необходимо прийти на похороны, чтобы показать, что неприязнь разорвана смертью.

Если вы не можете посетить похороны, хотя живете в одном городе с покойным и его семьей, необходимо извиниться перед родственниками.

Причины для отсутствия на церемонии прощания должны быть достаточно вескими, чтобы родные усопшего не обиделись на невнимание.

Родственников и друзей скончавшегося человека, живущих в других городах, оповещают письменно. Если они не могут приехать проститься, то должны прислать свои соболезнования и высказать, как дорог им был покойный.

Похоронный обряд предписывает особое поведение всех родственников и друзей. Так, рядом с покойным считается неприличным громко разговаривать и обсуждать вопросы, не связанные со смертью. Недопустимо обсуждать новости, рабочие дела или шутить. Осуждается и слишком явное проявление скорби. Предполагается, что в день траура все пришедшие разделяют сходные чувства. Много говорить о своих соболезнованиях родственникам или о своей любви к усопшему неуместно. Этим вы рискуете только растравить раны близких.

Память покойного отмечают после девяти дней с момента смерти, следом идут сороковины и затем год.

Что надеть на похороны

Траурный этикет предполагает особую форму одежды. В нашей традиции цвет траура - черный. Мужчины обычно надевают на скорбную церемонию черный костюм со светлой или темной рубашкой. Допустимо заменить рубашку водолазкой.

И у мужчин, и у женщин одежда должна быть закрытой.

Праздничные украшения, блеск и яркий декор на похоронах выглядят неприлично. На голову желательно надеть:

  • черный платок;
  • шляпку;
  • шарф.

Если родитель не знает, как одеть ребенка на церемонию прощания, то стоит вспомнить, что для детской одежды действуют такие же правила, как и для взрослой. Сразу оговоримся, траурный этикет допускает, что совсем маленькие дети могут не присутствовать на прощании с дальними родственниками или знакомыми.

Сколько длится траур по родственникам

Достаточно часто родственников покойного волнует вопрос, сколько длится траур. Срок ношения траура пропорционален степени родства. Также следует помнить, что весь этот период делится на две равных части: траур, когда налагаемые ограничения особенно сильны, и полутраур, призванный постепенно адаптировать человека к повседневной жизни.

Самый глубокий траур - по мужу.

В течение года (или двух лет) женщина не просто избегает ярких цветов в одежде, она еще и меняет свое поведение. В частности, вдове запрещено посещать какие бы то ни было развлекательные мероприятия, а также повторно вступать в брак. По истечении полугода женщина может сменить строгие черные платья на одежду темных цветов. Допустимо использовать белые элементы. А вот от косметики и украшений лучше воздерживаться весь срок траура. Интересно, что духами в этот период пользоваться можно. Традиция этого не запрещает.

Итак, женщины должны скорбеть достаточно долго. Теперь посмотрим, сколько носят траур мужчины, потерявшие жену. Как ни странно, вдовец носит траур полгода. Соответственно, три месяца - глубокий траур, еще три - полутраур. После шести месяцев мужчина может снова вступать в брак и возвращаться к привычной жизни.

Траур по родителям дети носят в течение года. При этом цвет одежды постепенно изменяется с черного на более светлые тона.

Траур по детям, а также по бабушкам и дедушкам принято носить полгода. Однако бывает, что матери, потерявшие своих чад, носят траур всю жизнь.


Особо отметим, что дети моложе 12 лет могут носить траур только по родителям, по бабушке и дедушке.

По кому бы вы ни горевали, следует помнить: траур по умершему - это не только внешние атрибуты, но и особый жизненный уклад. Предполагается, что в это время человек задумывается о вечном. Необходимо соблюдать сдержанность, делать добрые дела в память об усопшем, раздавать милостыню и молиться (если вы религиозный человек). День траура - время, когда человек задумывается о самом себе, своих близких и о смысле жизни.

Соблюдение траура в современном городе часто затруднено: дресс-код на работе, обстоятельства жизни и многое другое часто вынуждают родственников усопшего отказаться от ношения черных вещей.

Сколько дней носить темное, решать, конечно, вам. Но помните, иногда временный отказ от привычных вещей помогает глубже осознать свою утрату и пережить боль.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с потерей родных и близких. Как правильно организовать обряд прощания с умершим, какие правила при этом необходимо соблюдать, как вести себя в период траура и сколько он продолжается - эти вопросы возникают перед многими людьми, столкнувшимися со смертью.

Траур - это душевная скорбь по усопшему человеку, которая имеет внешнее проявление и требует соблюдения некоторых правил поведения. На протяжении траурного периода скорбящий человек отказывается от посещения увеселительных и развлекательных мероприятий, носит одежду определенного цвета, соблюдает некоторые ограничения в повседневной жизни. Каждая религия имеет свои правила и ритуалы, которые следует выполнять во время скорби по усопшему. Эти особенности обязательно нужно учитывать, так как пренебрежение может стать оскорбительным для родных и близких покойного.

Траур в мировых религиях

В различных культурах существуют свои особенности и правила поведения в дни скорби по умершему.
  • православие – в большинстве случаев продолжается от 40 дней до года, скорбящий сам определяет продолжительность траура;
  • мусульмане – Ислам не советует носить скорбные одеяния более 3 суток, единственным исключением являются вдовы, которые соблюдают траур на протяжении 4 лунных месяцев и 10 дней;
  • буддизм – в зависимости от степени родства траур носят от 49 до 100 дней.
Во многих странах имеются особые традиции соблюдения скорби по умершему человеку, которые складывались на протяжении многих столетий. На сегодняшний день некоторые из этих ритуалов некоторые из этих ритуалов не применяются и считаются пережитками прошлого.
  1. Африка – скорбь за покойным сопровождается отрубанием пальцев рук и отрезанием волос, вдовы на протяжении месяца не выходят из закрытого помещения, после чего наносят глубокие раны на конечности и грудь острым камнем.
  2. Япония – по усопшему скорбят 49 дней, после чего считается, что его душа покидает мир живых.
  3. Корея – родственники носят траур по покойному 30 суток.
  4. Китай – продолжительность траура по умершим родителям составляет 3 года.
Каждая религия четко регламентирует время и продолжительность скорби по умершим родственникам или близким.

Как правильно соблюдать траур

Христианство выделяет несколько важных моментов в поминании покойного - третий, девятый и сороковый день после погребения. На протяжении этого периода близкие родственники должны соблюдать траур. Внешнее проявление душевной грусти по усопшему заключается в ношении траурных одежд. У православных традиционным траурным цветом считается черный, хотя в некоторых религиях допускается его замена на серый или другой темный оттенок.

Основные правила поведения в дни скорби:

  • отказ от ношения одежды ярких цветов;
  • не рекомендуется яркий макияж, броские, праздничные украшения;
  • нельзя посещать увеселительные мероприятия и развлекательные заведения;
  • не рекомендуется употреблять алкогольные напитки;
  • на протяжении года после смерти близкого человека необходимо молиться за упокой его души;
  • вдове после смерти мужа нельзя выходить замуж как минимум год.

Сколько соблюдать траур

Соблюдение траура в православии длится не менее 40 дней с момента погребения усопшего. На протяжении этого срока близкие родственники носят скорбную одежду, женщины - черные платки. Считается, что на 40-й день после смерти душа покойного окончательно покидает мир живых и отправляется к Всевышнему, где ее ожидает дальнейшее очищение. Именно поэтому чрезвычайно важно соблюдать строгий траур как минимум 40 дней после похорон.

Траур в православии

Отвечая на вопрос, сколько времени по православному соблюдают траур, обязательно нужно учитывать степень родства с покойным. Например, многие священнослужители считают, что наиболее продолжительный период скорби должна соблюдать вдова - год с момента похорон супруга. Вдовец скорбит по усопшей 6 месяцев. Такой же срок траура установлен по отношению к братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. В случае смерти дяди или тети данный период сокращается до 3 месяцев.

Траур по мужу в православии

Согласно православной религии, на протяжении первых 3 дней после смерти тела душа покойного находится непосредственно возле членов своей семьи и только на 40 сутки покидает мир. Именно по этому очень важно каждый день молиться о прощении грехов для усопшего родственника, а в случае, если он был глубоко верующим человеком - обязательно заказать панихиду в церкви.

Как соблюдать траур по отцу?

Православная религия рекомендует детям умерших родителей на протяжении года с момента погребения соблюдать все правила скорби. По истечению данного срока человек может постепенно возвращаться к своей привычной одежде и образу жизни.

Траур по родителям в православии

Траур по умершим родителям для детей продолжается на протяжении первого года после их смерти. В это время нужно регулярно молиться за душу покойного родителя, посещать церковь, вспоминать отца или мать только хорошими, добрыми словами.

В случае преждевременной кончины ребенка, родители также должны соблюдать траур - не менее полугода. Хотя православной религии известны случаи, когда мать или отец, у которых умер единственный ребенок, соблюдают правила скорби на протяжении всей оставшейся жизни.

Траур по матери в православии

Особые дни поминовения умершей матери - 3, и 40. В эти дни необходимо провести поминальный обед, пригласив на него только самых родных и близких, заказать церковную службу за упокой души покойной.

Относительно того, сколько носить траур по умершей матери, каждый человек решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке. В случае, если по завершению года с момента похорон родительницы чувство глубокой душевной скорби не исчезает, продолжительность траура может быть увеличена.

Траур по умершему родственнику – это не просто ношение одежды черного цвета или отказ от посещения развлекательных мероприятий. Это особый уклад жизни, который состоит из регулярных молитв за спасение души усопшего, раздачи милостыни и совершение добрых дел в память о покойном.

Дополнительно

В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?

Христианство очень не любит слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например — успение.

Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…

Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.

Для христиан – смерть лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.

Оно совершается только над крещеным православным человеком.

Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это — продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).

Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.

Какие существуют виды молитв за покойного?

Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)

Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.

В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.

А что такое сорокоуст?

А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многте думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)

Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)

Простите, а если человек был некрещен?..

О некрещеном человеке мы можем молиться только сами — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходиться услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?

Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

Сколько носить траур?

Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. «Уже почти полгода…»

Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни».

Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, — воспользуемся этой возможностью.

Из этой статьи Вы узнаете, что такое траур, а также чем личный траур отличается от траура государственного.

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха: народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни,– это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»